Родителям о самых маленьких

Шаповалова Ольга Александровна

                   Сегодня для педагогов, психологов и родителей актуальна и важна тема раннего развития ребенка. Это неслучайно, ведь за каких-то 2-3 года у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии. Если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как уложить ребенка спать? Многие мамы жалуются на то, что никак вечерами не могут уложить ребенка спать. Как только подходит время сна, он тут же придумывает себе какое-то занятие, от которого его не оторвать. Потом, когда угрозами и с большими усилиями все-таки удается уложить его в постель, он непрерывно зовет к себе, все время что-то просит, поэтому засыпает позже, чем нужно, а также мучает этим родителей, которые тоже не могут вечером отдохнуть.

Психологи советуют в такой ситуации выработать ритуал отхода ко сну. За полчаса до того, как нужно ложиться спать, можно вместе с ребенком уложить спать, например, игрушечного кота и мяукающим сонным голосом сказать за него: «Дружок, я так устал, очень хочу спать, уложи меня скорее в кроватку!».  Помогите ребенку расстелить кроватку, уложить котика и потом раздеться самому. Затем напомните, что нужно умываться и чистить зубки, а когда ребенок готов, уложите его в кровать рядом с котиком и расскажите ему сказку, сделайте расслабляющий массаж.

Через несколько дней ребенок привыкнет к этим правилам и сам будет укладывать игрушку спать, а родители вздохнут с облегчением. Так ребенок  научится самостоятельно готовиться ко сну и засыпать.



Предварительный просмотр:

12.05.2016

Как научить ребенка самостоятельно есть

Этот первый самостоятельный навык у ребенка начинают вырабатывать, как только он начинает сидеть и может удерживать в руке предмет (с 6-7 месяцев). Во время обеда ему дают в руку  печенье или кусочек хлеба и начинают поить из чашки. Сначала его кормит с ложки мама, а вторую ложку просто дает ему в руку подержать. Можно во время прикорма позволить ему помешать ложкой пюре в баночке. Как только он освоится с этим предметом, можно предоставлять ему возможность самому зачерпнуть пюре или кашу из тарелки. На первых порах будет достаточно, если ребенок сделает несколько попыток, а вы пару раз осторожно поможете ему донести пищу до рта.

Более эффективно проходит обучение самостоятельной еде, если ребенок  проголодался и уже наступило время обеда. Постепенно пусть часть пищи он съедает сам, а часть с вашей помощью. Во время еды разговаривайте с ним ласково, подбадривайте, но не пытайтесь накормить, заговаривая напористой речью. Следите за тем, чтобы ребенок ел аккуратно, используйте красивую детскую посуду, нагрудник, салфетки. Пластмассовую вилку детям в руки дают с 1,5 – 2 лет. Покажите ребенку, как ею пользоваться, чтобы наколоть кусочек рыбы или поддеть кусочек картофеля, пюре. Важно сразу прививать ребенку хорошие манеры. Не позволяйте ему играть с едой или разбрасывать ее при капризах. Если ребенок не хочет есть, то лучше накормить его чуть позже. Если позволить играть ему с едой и столовыми приборами, то в старшем возрасте он с трудом будет осваивать правила поведения за столом. Не оставляйте ребенка одного с едой, без вас он может заплакать и подавиться, и ему понадобится срочная помощь.

        

Если ребенок уже подрос и кушает за столом вместе со всеми членами семьи, то можно обратить его внимание на то, как кушает папа, как пользуется вилкой сестра и т.п. предложите ему делать так же, ведь он уже подрос и может с этим справиться.

        Учите ребенка соблюдать общепринятые правила:

  1. Всегда мыть руки перед едой
  2. Со столовыми приборами и едой нельзя играть
  3. Есть нужно без спешки
  4. Есть нужно без отвлечения
  5. После еды говорят «Спасибо» и моют руки.

Если же он нарушает эти правила и во время еды играе6т, отвлекается на разговоры и другое, значит, он не голоден, и можно убрать его тарелку. Важно, чтобы все присутствующие за столом соблюдали общепринятые правила, были для ребенка хорошим примером. Если малыш с чем-то не справляется, то не ругайте его, не стыдите. Лучше найдите повод похвалить за то, что получается хорошо, и помогите освоить сложное действие.

Как только ребенок научится есть самостоятельно, замените пластиковую посуду на обычную, но с детским рисунком. Это может ему быстро научиться осторожно обращаться с хрупкими предметами.

 



Предварительный просмотр:

17.05.2016

Как научить ребенка убирать игрушки

У каждого ребенка дома имеется много игрушек. Постепенно их количество растет, а малыш вытаскивает их одну за другой и разбрасывает по комнатам. Они увлекают его ненадолго, и он снова ищет, чем бы заняться. Во избежание этого рекомендуется ограничивать для ребенка количество доступных игрушек. Те, в которые он уже не играет, так как подрос, можно спрятать подальше. Из множества остальных часть периодически убирайте в недоступное место, чтобы ребенок через некоторое время, увидев их, воспринял  как новые и заинтересовался. Если он сам вспоминает об игрушке, которую вы убрали, то, конечно, дайте ее.

Собирать несколько раз в день игрушки – одна из главных обязанностей малыша. Это первый навык соблюдения порядка, и начинать приучать к нему ребенка необходимо тогда, когда он уже самостоятельно ходит и хорошо понимает речь. В конце игры напоминайте ему, что пора обедать или готовиться ко сну и пора убирать игрушки на место. Можно превратить эту работу в игру. Отправляйте лошадок, машинки и кубики в специальную корзину или коробку с веселым пением или приговорками, и малыш с удовольствием начнет за вами повторять. Если он отвлекается и с каждой игрушкой начинает играть, то напомните ему о следующем деле и поторопите. Можно проводить сбор игрушек под детскую песенку, чтобы управиться до ее завершения. Или можно устроить соревнования – кто больше соберет игрушек в коробку, пока звучит музыка. Ваш задор передастся ребенку, и он будет действовать более быстро. Потом обязательно его похвалите. Можно пообещать малышу поощрение – чтение сказки или лакомство. Потом обязательно сдержите слово, но не используйте этот мотив для побуждения ребенка к действиям часто. Ведь эта процедура должна стать для него привычным делом. Сначала собираете игрушки вместе с ним, постепенно пусть он выполняет большую часть этой работы и в конце концов обходится уже без вас.

Такое простое занятие, как сбор игрушек, помогает ребенку развить волевые качества и организованность. Малышу 2-3 лет можно объяснить, что игрушки – это друзья и должны спать на своих местах. Также на разбросанные игрушки можно случайно наступить ногой и они сломаются. Учите ребенка бережно относиться к ним и не только кидать в коробку или корзину, но и убирать в шкаф. Также расскажите малышу, что все в семье убирают вещи на свое место – мама ставит посуду в шкаф, папа убирает инструменты в ящик, сестра ставит книжки на полку.  Заметьте, что после сбора игрушек дома стало чисто и уютно.  Дети охотнее складывают игрушки в специальные коробки и корзины – они яркие и красивые или сами по дизайну напоминают игрушку. Поставьте их в детской комнате так, чтобы ребенок всегда мог подойти и что-то взять или положить.

Если, несмотря на все попытки привлечь к сбору игрушек, ребенок все-таки противится и не желает убирать за собой даже после разговоров о том, что игрушки любят спать на своем месте, в своем домике, а иначе могут обидеться, то уберите часть игрушек и спрячьте самые любимые. Сделайте это незаметно, после того как он вечером заснет. Утром он раскапризничается, обнаружив пропажу. Объясните ему, что игрушки обиделись и ушли, но если малыш начнет убирать их на место, в их домик, то они могут вернуться. Пусть он поиграет оставшимися игрушками, а затем с вашей помощью сложит их в коробку. Найдите возможность через 1-2 часа незаметно вернуть игрушки в комнату, чтобы ребенок не заметил, откуда они появились. Он очень обрадуется, найдя их, и будет более бережно к ним относиться. В дальнейшем вырабатывайте у него более подходящий мотив к самостоятельному труду, чем страх потери, - вернитесь к предыдущим методам.



Предварительный просмотр:

Самостоятельность

Как научить ребенка играть самостоятельно?

Многим родителям бывает неловко, если их годовалый ребенок сидит на полу и рассматривает на стене муху. Внутренний родительский голос подсказывает им: «Немедленно займись своим ребенком!». Однако, занявшись своим ребенком, они бы только помешали ему познать феномен «комнатной мухи».

При этом он не только рассматривает ползающее и летающее насекомое. Одновременно он укрепляет чувство самоуважения, поскольку способен развлекается независимо от внимания взрослых. Более того - он развивает свою способность к концентрации, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для позднего успеха в школе.

Как только ребенок достигнет трех- или четырехмесячного возраста, родители могут (и даже должны) поощрять его самостоятельные игры.

Вот шесть важных правил, которые вам помогут:

Правило №1: Просто не мешать

Когда ваш ребенок «занимается» сам с собой, то по возможности не прерывайте его. Это касается как младенцев, так и более старших детей. Большинство грудных детей сразу после пробуждения спокойно лежат в своей кроватке, играют со своими руками или что-то себе там бормочут. Эти моменты, когда ребенку достаточно самого себя, являются началом самостоятельной игры.

Рекомендация: Вы можете продлить эту фазу пребывания в себе, если положите в детскую кроватку или укрепите на решетке пеструю погремушку, маленькое зеркальце, колокольчик или мягкую игрушку.

Правило №2: Разнообразить окружающий мир

Положите вашего младенца на одеяло, а рядом разложите игрушки. Ползающие дети и дети, которые уже умеют ходить, нуждаются в безопасном и привлекающем внимание окружающем мире. Это могут быть, например, прикрепленные к решетке кроватки подушки или предметы, с которыми они могут что-нибудь строить или, напротив, разбирать.

Рекомендация: Предлагайте эти игрушки только тогда, когда ваш ребенок играет в одиночку. После этого снова заберите. Это повысит его заинтересованность.

Правило №3: Определите «время игры в одиночку»

Если дети имеют возможность играть в одиночку, они сами находят оптимальный для себя игровой ритм. Хорошо было бы выделить для игры в одиночку строго определенные промежутки времени (Один-два раза в день). Позаботьтесь о спокойной атмосфере, без шума телевизора или отвлекающих голосов из радио на заднем плане.

Рекомендация: Ваш ребенок не играет в одиночку? Поиграйте сначала рядом с ним (но не с ним) и, как только он «погрузится» в свою игру, займитесь чем-нибудь другим.

Правило №4: Уйти из комнаты

Начиная с четвертого месяца жизни, вы можете приучать его к играм в одиночестве, просто покинув комнату на несколько минут. Выберите момент, когда внимание ребенка будет чем-то увлечено, и оставьте его в комнате одного. Постепенно увеличивайте время своего отсутствия.

Рекомендация: Если ваш ребенок не может оставаться один, поупражняйтесь с ним. Скажите ему, что вам ненадолго надо отлучиться, например, на кухню или ванную, но поддерживайте оттуда с ним речевой контакт.

Правило №5: Вмешиваться только в крайнем случае

Мяч укатился под стол, кубик не хочет стоять на другом кубике… снова и снова возникают ситуации, в которых ваш ребенок, очевидно, нуждается в помощи. Однако не спешите тотчас разрешить проблему, а подождите еще мгновение. Возможно, он сам сможет решить свою проблему.

Рекомендация: Иногда бывает достаточно маленькой поддержки, например, вопроса: "А что еще можно сделать с мячиком?» Перспектива подумать отвлечет от вас его внимание, и он продолжит игру в одиночку.

Правило №6: Не ждать слишком долго

Все дети могут научиться играть в одиночку. Но как долго, это зависит от ребенка. Нормой считается, если дети моложе одного года занимаются сами с собой от пяти до десяти минут, а дети от года до трех - от 15 до 30 минут. Однако вы все равно должны находиться в переделах скорой досягаемости.

Рекомендация: Используйте время для себя и позволяйте себе небольшой отдых!



Предварительный просмотр:

Как научить дошкольника одеваться..

    
      Нередко родители, столкнувшиеся с такой проблемой, теряются и начинают вести себя агрессивно, добиваясь тем самым лишь отрицательного результата.

     Пока ребенок совсем мал, его одевают мама с папой. Но через некоторое время, когда он становится старше, возникает необходимость учить его одеваться самому. К тому же это один из важных навыков, который понадобится дошкольнику в детском саду. Нередко обучение одеванию вызывает сложности. Причин несколько:

  • трудность одевания;
  • неприятие самого процесса одевания;
  • капризы (когда понятия родителей и ребенка о "правильной" одежде не совпадают).

     В первом случае задача взрослых  максимально облегчить этот процесс. Сделать это можно, во-первых, купив одежду самого простого и удобного покроя, которую легко надевать: в одежде не должно быть ничего, что нужно зашнуровывать, застегивать, завязывать; сложных застежек и пряжек. 

     Штаны стоит выбирать с поясом на резинке, слегка свободные на талии. Чтобы научить ребенка правильно надевать их, для начала надо удобно посадить его. Лучше, если он сядет на край стула, чтобы ноги свисали. Но можно разместиться на полу, объяснив ребенку, что он должен выпрямить ноги и вытянуть носки. В домашних условиях взрослые обязательно должны показать ему, как это сделать, на собственном примере.

     Поначалу, когда малыш попытается надеть штанишки, его нога будет застревать в одном и том же месте штанины или же теряться в складке в самом ее низу. В таком случае вы должны сказать: "Ничего страшного", снять их и начать все сначала, на этот раз чуть больше помогая ребенку и направляя его действия.

     При выборе футболки (свитера и т. п.) нужно обратить внимание, в первую очередь, на горловину: чем она шире, тем лучше. Дело в том, что дети, надевая футболку, всегда пытаются просунуть в отверстие лицо, а не макушку. Им становится страшно, когда на короткий момент натягивания футболки их глаза покрыты ею. Тогда они начинают кричать, прося о помощи. Кто-то из родителей начинает жаловаться на то, что ребенок не хочет попытаться самостоятельно одеться. После того как рассерженный родитель сам натягивает на него злополучную футболку, в сознание малыша внедряется мысль: "Надевать футболку очень трудно, к тому же родителей раздражает, когда я пытаюсь это делать", так что в следующий раз он даже и не попробует надеть ее самостоятельно.

     Если же отверстие футболки все же недостаточно широко, нужно растянуть его. Перед тем как ребенок будет одеваться, необходимо показать ему, что горловина достаточно широка, позволить взглянуть сквозь нее на потолок – это поможет малышу убедиться в том, что пространство достаточно большое для того, чтобы прошла его голова. Первые несколько раз надо следить за одеванием малыша, направить его голову так, чтобы вначале шел не подбородок, а макушка. Затем показать, как надо держать руками футболку снизу, чтобы потом опустить ее до пояса и дать голове легко пролезть через отверстие одним движением. Тогда ребенок не станет пытаться продевать в рукава руки до тех пор, пока успешно не просунет голову в горловину.

     Не следует ожидать, что дошкольник справится со всеми этими движениями за несколько попыток и даже за несколько десятков попыток. На самом деле все это гораздо сложнее (для него), чем кажется взрослому.

     Что касается обуви, то нужно выбирать ботинки с нескользящей подошвой и раскрашенными в разные цвета носками и пятками, чтобы ребенок без труда определял, на какую ногу следует надевать ботинок.

    Для самых маленьких дошкольников (двухлетнего возраста) лучше всего подобрать обувь на липучке. Дети этого возраста еще нуждаются в помощи взрослых, чтобы прямо придержать язычок ботинка и стянуть должным образом застежку. Липучка же поможет им быстрее научиться справляться самостоятельно.

     Следует помнить, что в качестве инструмента для обучения обычно не помогают матерчатые книжки, к страницам которых прикреплены шнурки для ботинок, а также молнии, кнопки и пуговицы, чтобы учиться их завязывать и застегивать. Опыт, полученный при проталкивании пуговицы сквозь петлю на плоском ровном куске ткани, существенно отличается от реальности, когда приходится проделывать это на собственном животе. Возможно, ребенок с удовольствием поиграет с пуговицами и кнопками такой книжки; у него даже может все неплохо получаться, однако с застегиванием настоящей одеждой его может постичь неудача. Родителям же будет казаться, что ребенок просто не старается. Мы рекомендуем начинать и продолжать обучение на одежде, надетой на ребенка.

     Даже когда ребенок уже научился выполнять простейшие действия, одеваясь самостоятельно, взрослые не должны пускать этот процесс на самотек. Нужно максимально четко организовать его.

     Например, дошкольники часто не могут разобраться, где у вещи зад, а где перед. Чтобы подобных проблем не возникало, советуем взять маркер для белья и нарисовать сзади на внутренней стороне пояса всех штанишек и всего нижнего белья ребенка большой красный кружок, а спереди на внутренней стороне пояса – зеленый кружок. Всегда нужно использовать одинаковые цвета: зеленый означает перед одежды, а красный – зад.

    На футболках использовать этот принцип не получится. Но здесь все проще: достаточно объяснить ребенку, что передняя часть – та, на которой что-то нарисовано (сами родители не должны забывать об этом при покупке одежды!).

     Хорошим подспорьем в упорядочивании обучения ребенка самостоятельному одеванию может стать детский органайзер для одежды. Сейчас в некоторых магазинах продается матерчатый гардероб, состоящий из нескольких полок и подвешивающийся на крюк. Каждая полочка предназначена для одежды на один день. Также имеются два мешочка для обуви. В начале недели взрослые должны положить одежду для каждого дня на определенную полочку. Это в дальнейшем позволит предотвратить капризы и споры о том, что надевать утром. Тогда приготовления к отправке в детский сад будут проходить намного быстрее. У ребенка все будет под рукой: и носки, и нательное белье, и рубашка, и штанишки.

Организовать процесс одевания помогут также:

  • крючки для одежды, прибитые вдоль стены и досягаемые для ребенка;
  • специальная детская стоячая вешалка для пальто в прихожей;
  • полки для детской обуви, где собрана вся обувь вместе и недалеко от входной двери.

     Мелкие предметы одежды нужно стараться держать вместе с ней. Можно использовать специальные зажимы для варежек, чтобы прикреплять их к куртке. А куртка с капюшоном гораздо практичнее отдельно купленных куртки и шапки. Чтобы блузки и юбки висели вместе на одном крючке, надо вешать их на комбинированные вешалки.

     Все это облегчит ребенку обучение. Однако научить его просовывать голову в футболку, а ногу в штанину – еще полбеды. Со временем дошкольник, совершенно точно умеющий правильно обращаться с одеждой, начинает капризничать, когда нужно одеваться. Вполне возможно, что ребенка привлекают перспективы интересной прогулки или похода в гости, но процесс одевания кажется настолько неприятным, что он готов пожертвовать привлекательными мероприятиями, лишь бы избежать нудного одевания. В этом случае необходимо сделать интересным собственно одевание. Можно воспользоваться следующими приемами:

     Поиграть с ребенком в прятки. Когда он еще не просунул голову в горловину футболки (свитера и т. п.), взрослый озабоченно спрашивает: "Где же наш Саша?". Как только показывается макушка и глаза, радостно говорит: "Да вот же он!".

     Поиграть в паровозик. Рука ребенка становится паровозиком, который заезжает в туннель – рукав. Можно изменить игру, сделав руку мышонком, а рукав – норкой.

     Поиграть в "Рассеянного с улицы Бассейной". Взрослый задает ребенку вопросы вроде: "Куда же надеть носочки? Наверное, на ручки. Нет? А что на ручки надевают? Варежки? А носочки, наверное, на ушки? Нет. Как же разобраться? Кто же поможет?".

     На начальном этапе обучения одеванию можно разделить работу пополам. Взрослый надевает штаны на ноги, а ребенок натягивает их. Взрослый продевает головку в горловину и вставляет ручки в рукава, а малыш расправляет кофту на животе.

     Тренироваться на куколках и зайчиках. Взрослый вместе с ребенком обязательно проговаривает последовательность и логику одевания.

     Иногда проблемы связаны с нежеланием дошкольника надевать какую-то определенную вещь, которая наиболее практична, по мнению взрослых. Однако то, что старшие считают таким важным в одежде (ее размер, соответствие погоде, опрятность), редко имеет значение для малыша. Ему гораздо важнее всего этого, чтобы на ней было правильное яркое изображение персонажей из любимого мультфильма.

Есть несколько способов решить эту проблему.

    Лучше всего вместе послушать прогноз погоды на завтра. Во время прослушивания давайте более простые пояснения трудных для ребенка понятий (к примеру, объяснить, что непонятное слово "осадки" означает "дождь").

     Затем пусть малыш поможет родителям подобрать соответствующую завтрашней погоде одежду. Для этого нужно разложить все предметы одежды на полу в определенном порядке. В таком случае у ребенка не возникнет затруднений в том, что и куда надо надевать и что необходимо надевать в первую очередь, а что во вторую и третью. Кроме того, эта мера поможет избежать лишних споров с утра.

     Если одежда с вечера не заготовлена, а надеть, к примеру, теплую куртку, необходимо, можно предложить ребенку две разные на выбор. В таком случае есть вероятность, что он отвлечется от капризов и станет принимать самостоятельное решение насчет того, какого цвета куртку ему выбрать. Но тут есть нюанс. Когда ребенку предлагают два возможных варианта (что ты будешь пить – чай или молоко?) то он всегда выбирает третий, которого не было в списке (компот!). А поэтому дошкольник, уже умеющий говорить, да к тому же и упрямый, вполне может предложить третий вариант: не надевать куртку вообще.

     Можно согласиться с ним и позволить ему выйти на улицу без куртки. Тогда ситуация может разрешиться следующим образом:

    Ребенок замерзнет. Тогда придется сократить время прогулки, тем самым давая ему понять, какими будут последствия в следующий раз, если он не будет прислушиваться к советам старших.

     Ребенок замерзнет, но взрослые возьмут с собой его куртку и дадут ее в нужный момент. Следует учитывать, что в таком случае он гораздо дольше будет учиться правильно, по погоде, выбирать одежду.

     Ребенку на самом деле не будет слишком холодно, и он не попросит куртку. В таком случае он был прав: она действительно не нужна. Детям обычно удается сохранять тепло тела благодаря энергии, вырабатываемой ими за счет движения – бега и прыжков. И все же необходимы осторожность и определенный контроль со стороны взрослого человека. Игры при минусовой температуре без должной экипировки могут быть опасными для здоровья ребенка.

     Проблему нежелания ребенка надевать куртку можно решить еще одним простым способом: использовать много слоев одежды.

     Возможно, причина конфликта состоит в самой идее куртки, а не в необходимости тепло одеваться. Не исключено, что малыш с удовольствием согласится на другую, более удобную для него одежду: хлопчатобумажную водолазку, на нее – теплую спортивную фуфайку и поверх всего этого жилет. В теплой шерстяной шапке и паре хороших перчаток он будет прекрасно защищен от холода – не хуже, чем в зимнем пальто. В самом деле, поскольку основная часть тепла тела теряется через голову, теплая шапка намного полезнее недостаточно утепленного пальто.

     Наконец, имеет смысл проявить изобретательность.

    Многие дети любят надевать что-то из родительских вещей. В таком случае можно перешить папин или мамин свитер для ребенка. Хорошо действует прием привлечения ассоциаций с любимой профессией. Например, пожарные никогда не ходят без защитной куртки, а офицер милиции – без пуленепробиваемого жилета. Можно найти какую-нибудь похожую куртку и предложить ребенку надеть ее, чтобы быть похожим на одного из любимых героев.

     Если процесс обучения дошкольника самостоятельно одеваться растянулся надолго, надо принять этот факт как данность и разработать план на ближайшие месяцы. Основная причина разногласий, связанных с одеванием, заключается в том, что иногда родители смотрят на данное действие с точки зрения взрослого человека, забывая о том, что ребенок уже имеет собственное мнение относительно своего внешнего вида, но при этом еще не обладает навыком одеваться самостоятельно. Поэтому и родителям, и воспитателям, обучающим дошкольника одеваться, следует запастись терпением и спокойствием. Важно помнить, что малышу необходима их поддержка и время, чтобы освоить такие простые, на наш взгляд, и такие сложные для него действия.

Советы родителям по выбору зимней одежды

  • Позаботьтесь о том, чтобы одежда была удобной (с учетом детских, а не ваших понятий об удобстве).
  • Избегайте жесткой одежды, которую трудно снимать и надевать и которая ограничивает движения.
  • Внимательно осматривайте вещь, чтобы не было грубой подкладки, тугой резинки на манжетах, продернутых изнутри шнуров (особенно если они с узлами на концах), а также металлических пряжек или застежек-молний.
  • Купите именно такую вещь, которая понравится ребенку, с условием, что он будет носить ее в холодное время года. Каким бы не был выбор ребенка – не отказывайте ему в покупке этой вещи: лучше такая, чем никакая.

Внешний вид малышей: о чем не стоит беспокоиться

  • Рубашка не заправлена в штаны. Пытаться добиться от ребенка того, чтобы рубашка была заправлена — пустая трата времени. Буквально через десять минут "хвостик" рубашки появится снова.

 Несоответствие верхней и нижней части костюма. Любая успешная попытка ребенка одеться самостоятельно должна быть вознаграждена, поэтому такие несущественные детали, как несоответствие цвета или стиля отдельных предметов одежды не должны комментироваться. (Исключение – случаи, когда особые обстоятельства требуют, чтобы ребенок был опрятно и красиво одет. Тогда нужно подготовить одежду заранее, помочь ребенку надеть ее.)

 Неправильно застегнутые пуговицы на кофтах и рубашках. Сам факт, что дошкольник сумел застегнуть пуговицы, уже замечателен. Если он пропустил одну, то кофта будет сидеть вполне приемлемо; эта ошибка не будет его беспокоить. Если же пропущены две, три или более пуговиц, и вы хотите исправить положение, тогда скажите: "Очень хорошо, только дай я немного поправлю", и как можно быстрее застегните нужные пуговицы.



Предварительный просмотр:

17.06.2016

Как приучить ребенка к порядку

Все родители учат детей складывать игрушки после игры на место. Однако во многих семьях это надолго остается единственной обязанностью ребенка. Между тем именно в младшем детском возрасте наиболее просто приучить его к порядку. В 1,5 – 2 года ребенок уже может поставить ровно свою обувь, положить на стул снятую одежду. Приучайте, что нужно убирать после еды со стола чашку и тарелку в мойку, подготавливать все необходимое для занятий сразу (приносить альбом, краски, кисточку и стаканчик для воды). Научите ребенка относить грязную одежду в корзину для белья в ванной. Как только он сможет выполнять посильную работу, напоминайте ему о необходимости ее сделать, хвалите за самостоятельность и порядок в комнате.

У детей до: лет внимание быстро переключается, и одна игра увлекает их ненадолго, поэтому они переходят к новой, а количество игрушек и прочих разбросанных вещей вокруг растет. Приучайте ребенка складывать игрушки перед прогулкой, перед обедом и вечером перед сном. В дальнейшем, когда он подрастет, выработайте у него привычку после каждого занятия все убирать, а только потом доставать новые предметы и переходить к другому.

Воспитывая самостоятельность у девочки, сравнивайте ее с мамой.

Хвалите ее, говоря, что она молодец, делает как мама.

Это помогает выработать у ребенка стереотипы поведения,

связанные с определенным полом.



Предварительный просмотр:

5.08.2016

Как привить ребенку навыки личной гигиены

Родители всегда хотят видеть ребенка чистым и опрятным и удивляются, что он часто бывает растрепан, а его одежда в грязных пятнах. Причиной этого обычно является не только любопытство и желание проявить самостоятельность, но и неряшливость самих родителей, которые дома не следят за своим внешним видом.  Мамы редко делают дома красивые прически и ходят в чем попало. Они не придают значение внешнему виду, но считают, что ребенок должен быть образцовым.

Детям передаются манеры и привычки родителей. И если мама не следит за своей прической,  то дочка не захочет расчесываться и переделывать растрепавшиеся хвостики. И уж тем более будет сложно научить ее делать это самостоятельно.

Если малыш  испачкался,  то обращайте на это внимание и переодевайте его.  Он должен научится следить за своим видом и замечать, если что-то не в порядке.

Вместе с малышом мойте руки после туалета, прогулки, до и после еды. Ребенку постарше напоминайте об этом и хвалите, если он сам вспомнит и выполнит это. Маленьких детей часто купают, и водные процедуры они воспринимают положительно.  Поплескаться в воде с мыльной пеной им всегда приятно,  поэтому сообщайте о том, что пора мыть руки, радостным голосом, не превращайте это дело в принуждение приказом. Объясните малышу, почему необходимо мыть руки, но не пугайте страшными микробами, хотя старшим детям можно об этом рассказать. Прочтите сказку про «Мойдодыра» и поговорите о том, что важно следить за чистотой.  Оборудуйте ванную комнату так, чтобы малыш мог дотянуться до крана, мыла и полотенца. Интерес к гигиеническим процедурам повысит детское фигурное мыло и мягкое полотенце с нарисованным героем из любимой сказки.

Научите ребенка сначала мыть руки и лицо. Когда с этим он уже начнет хорошо справляться,  покажите, как правильно мыть и вытирать полотенцем уши, шею, ноги. Может, не все у ребенка получится с первого раза, но не торопитесь его тут же перемывать. Пусть он сохранит ощущение самостоятельности, а дочиста отмыть его еще успеете.

Вечером перед сном ребенку полезно принять душ. Для малыша приготовьте резиновый коврик, детское моющее средство и яркую мочалку. Предложите ему половить руками струи воды, немного поиграйте с ним. Пусть водная процедура будет приятной и принесет радость.

Ребенок уже много раз видел, как вы его моете, предложите ему попробовать самому. Подсказывайте, где еще потереть мыльной мочалкой, как ополаскиваться водой из-под душа. Можно превратить эту водную процедуру в ежедневный ритуал подготовки ко сну.

Учите ребенка пользоваться носовым платком. Всегда кладите в кармашек ребенка чистый носовой платок и при необходимости напоминайте о том, что можно в него высморкаться, вытереть нос.



Предварительный просмотр:

17.11.2016

Кризис 3 лет: когда и чем он закончится?

Что такое "мышца упрямства" и как реагируют на кризис папы, бабушки и няни.

Как наладить жизнь с ребенком, который проходит через кризис

Итак, мы обнаружили, что то, что сейчас происходит с нашим ребенком, — это кризис 3 лет. Как мы помним, кнопки у ребенка нет, и прекратить нежелательное поведение прямо сейчас раз и навсегда не получится. Для того чтобы не сходить каждый день с ума от строптивости и несогласия, нужно принять как данность, что некоторое время ребенок будет таким: сложным, громким, плохо управляемым, иногда агрессивным.

То, что нельзя изменить, нужно узаконить. Узаконить — не значит выполнять все желания ребенка, или идти у него на поводу, или отменять все собственные требования. Узаконить — значит признать, что в ближайшие несколько недель или месяцев ваш ребенок периодически будет вести себя просто ужасно: кричать, плакать, топать ногами, вредничать, употреблять бранные слова. Вы можете стараться реагировать на такое поведение правильно, но вы не можете сделать так, чтобы оно не повторялось больше никогда.

Поэтому имеет смысл настроиться на то, что раз в день (5, 10 раз в день) такие эпизоды будут случаться, и готовиться к ним заранее.

Чего нельзя ожидать от малыша в кризисе:

  • того, что он будет покладистым большое количество времени;
  • что ребенок будет правильно реагировать на запреты или просьбы;
  • что ребенок не будет бурно выражать протест, несогласие. И что вообще не будет выражать отрицательные эмоции;
  • нельзя ожидать, что выражение этих самых отрицательных эмоций будет оставаться в приемлемых "парламентских" рамках.

Как себя ведет и ощущает малыш в кризисе

Поведение ребенка в критический период развития действительно плохо поддается эмоциональному контролю и регуляции. Это не значит, что малыш неуправляем 100% времени. Но регулярно в это время у него случаются локальные периоды "невменяемости", когда договориться нельзя.

Не потому, то ребенок вредничает и не хочет. Он просто не может. На вход, то есть на восприятие любых "входящих" он не работает.

Себя малыш в моменты острых эмоциональных состояний не воспринимает никак. Он — в процессе. А окружающие воспринимаются трехлеткой на уровне "добрый-злой" и "любит — не любит". Кричащая и рассерженная мама — она "злая" и, безусловно, "не любит". Конечно же, это далеко от реальности, и вы так кричите и переживаете именно потому, что горячо любите своего крошку. Но ребенку такое понимание станет доступно сильно позже, ближе к 5 годам.

Это надолго?

Если уж что-либо в поведении ребенка началось, то продолжаться это будет не менее 2-6 недель.

Таковы законы психологического развития. 4-6 недель — нормальный период адаптации к любому внешнему и внутреннему изменению. За это время ребенок может изменить свою поведенческую реакцию и выработать новую. Ожидать этого раньше имеет мало смысла. Если ваш малыш научился плохому слову или стал закатывать истерики, есть вероятность, что при любой, даже самой правильной вашей реакции он будет снова и снова в течение этого времени пробовать вести себя так.

Есть волшебное для родителей слово "жди!". И это один из золотых приемов в кризисный период развития вашего ребенка. Сами мы мало что можем сделать в период кризиса. Почти любое действие прямо сейчас положительного результата не принесет. Но мы можем, вооружившись знаниями, построить правильную стратегию, выждать время, и острые проявления наверняка пройдут.

Не давайте ребенку "накачивать мышцу" упрямства

Одна из задач для родителей в период кризиса 3 лет — как своим поведением не усугубить и не закрепить протестное и негативистическое поведение ребенка.

Постарайтесь не забывать даже в то время, когда поведение ребенка можно выносить с трудом: в те минуты, когда вы всерьез, на одном уровне спорите с малышом, его упрямство усиливается. Как занимающиеся в спортивном клубе на снарядах накачивают мышцы, так и ребенок в момент стычек "накачивает мышцу упрямства", а его снаряд — вы. Если с ребенком в кризисе начать всерьез, на одном уровне спорить — он только укрепит упрямство и волю к сопротивлению.

Итак, чем меньше вам удастся впадать в негативные эмоциональные состояния, тем лучше будет для ребенка и ваших отношений. Если особенности вашего темперамента или биографии делают вас человеком вспыльчивым и громким, старайтесь не обращать собственные эмоциональные вспышки на ребенка.

Реакция папы на поведение ребенка в кризисе

Обычно она гораздо более жесткая, чем реакция мамы. Особенно это касается мальчиков, но яркое поведение девочек тоже не оставляет отцов спокойными.

Мамы больше настроены на безусловное принятие любых проявлений ребенка. Во "внутренние задачи" пап входит объяснение ребенку того, что приемлемо, а что не приемлемо в отношениях между людьми. Проще говоря, папы "это безобразие", то есть поведение ребенка в кризисе терпеть не обязаны. Слишком жесткая, по мнению многих мам, реакция отца на детские протесты поможет малышу быстрее найти новые способы поведения.

Видя, как папа общается с ребенком в кризисе 3 лет, важно:

  • не защищать малыша от собственного отца;
  • не критиковать то, что говорит и делает отец, в присутствии ребенка;
  • не говорить прямо противоположных вещей сразу же;
  • не жалеть ребенка сразу, если папа считает нужным его наказать.

Бабушки, няни и ребенок в кризисе

А вот трепетные бабушки и отстраненные няни чаще всего не справляются с поведением ребенка в кризисе. Если реакция отцов может быть чересчур жесткой, но в целом правильна, то опекающие бабушки и няни нередко ведут себя так, что задачи кризиса не решаются, и ребенок начинает вести себя еще хуже. А если с бабушкой или няней ребенок проводит основную часть дня, то такое поведение может закрепиться и сохраняться не месяцы, а годы.

Няни, умеющие правильно реагировать на сложное поведение ребенка — большое исключение. И вам очень повезло, если ваша няня именно такая.

Еще реже можно встретить бабушку, способную к эмоциональному сдерживанию и не вовлечению в ситуацию на одной длине волны с ребенком. Российские бабушки скорее склонны пойти на поводу и пожалеть. Они считают, что воспитывать и ограничивать — дело и ответственность родителей, а они могут и побаловать. И это действительно так, стиль взаимодействия бабушек с внуками называется "попустительским".

Если ваш малыш вошел в период кризиса, это значит, что ему нужно большее время проводить либо с родителями, либо в детском саду.

Когда и чем завершается кризис 3 лет

Поведение ребенка до кризиса можно назвать полностью зависимым от родителей. В период кризиса малыш пытается вести себя как абсолютно независимый человек, но это очень незрелые попытки. После прохождения кризиса 3 лет ребенок научается взаимозависимому поведению, то есть уже хорошо знает, когда нужно попросить о помощи, а в каких ситуациях он справится сам.

Рекомендации:

  • скажите себе: "с нашим ребенком кризис" и не ждите моментального чудесного исчезновения его симптомов;
  • поговорите с родителями, дети которых недавно проходили через критический период развития. Старайтесь не относиться к их опыту скептически;
  • почитайте книжки, статьи для родителей. Составьте свое мнение о том, как правильно вести себя с ребенком;
  • если у вас не получается вести себя "по книжкам", не расстраивайтесь. Это почти ни у кого не получается;
  • если будет совсем тяжело, ведите дневник наблюдений за поведением ребенка, и вы увидите, что ситуация не становится хуже. Вы чему-то учитесь, и есть некий прогресс в реакциях малыша. Кризис постепенно преодолевается, а ребенок учится более зрелому и независимому поведению и даже уже немного умеет считаться с вашим мнением.

Если не вовлекаться в ситуацию на детском уровне, и не думать, что вы как супер герой сможете сейчас же все проблемы решить, то жить ребенком в критические периоды развития и наблюдать его поведение очень интересно — каждый день вас ждет что-то новенькое.