Аннотации к программам

Шаповалова Ольга Александровна

                            Мной в МБДОУ "ЦРР - д/с "Росинка" г. Абакана, реализуются разные программы автором-составителем которых я являюсь. На этой странице представленны аннотации моих программ для ознакомления родителей, педагогов и тех кто заинтересован.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к программе «Хочу в школу»

Автор-составитель программы: педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка» Шаповалова О.А.

Программа предназначена для формирования у дошкольников 6-7 лет положительной мотивационной готовности к школе и позиции школьника. Разработана на основе следующих программ:

- С.И. Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе;

- Н.В. Шмырева Хочу в школу;

- Н.Ю. Куражева Цветик – семицветик.

Программа включает в себя серию сказок из «Лесной школы» на основе которых построены совместные игровые встречи педагога-психолога с детьми, а так же используются методы психологического театра, психогимнастики, ролевых игр, мини проектов. Некоторые встречи построены на основе творческой конструктивной деятельности детей.

В программе на первый план выдвигается мотивация и позиция школьника, которые к 7 годам должны быть сформированы. Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, имеют в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний, на данном этапе развития и которые могут служить основой для формирования собственно учебных мотивовСобственно учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного обучения и в мотивационной структуре дошкольников и начинающих школьников, как правило, отсутствует.

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:

• социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

• учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

• оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки)»;

• позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

• внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

• игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов.

Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.

Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

Однако диагностика мотивационной сферы детей за последние 2 года показала не столько отсутствие или наличие того или иного мотива, сколько нежелание идти в школу и отрицательное отношение к ней.

Цель программы: создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью и несформированной позицией школьника в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Задачи:

  • Развивать рефлексию, формировать позитивную мотивацию к обучению.
  • Развивать эмоциональную сферу. Введение ребенка в мир человеческих эмоций;
  • Развивать способствовать удержания внутренней позиции будущего ученика.
  • Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения.
  • Развивать волевую сферу – произвольность психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность.
  • Развивать интеллектуальную сферу – мыслительные умения, словесно-логическое, творческое и критическое мышление.
  • Обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.
  • Продолжать создавать условия для  поддержки и укрепления  позитивных чувств детей, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:

  • обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
  • удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
  • удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
  • комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
  • развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;
  • создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению.

Программа состоит из 18 психологических встреч, 1 раз в неделю по 25-30 минут. На каждой встрече дети знакомятся со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных школьных ситуациях.

Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра, встречи проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности.