Аннотации к программам
Мной в МБДОУ "ЦРР - д/с "Росинка" г. Абакана, реализуются разные программы автором-составителем которых я являюсь. На этой странице представленны аннотации моих программ для ознакомления родителей, педагогов и тех кто заинтересован.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аннотация к программе "Хочу в школу!" | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к программе «Хочу в школу»
Автор-составитель программы: педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка» Шаповалова О.А.
Программа предназначена для формирования у дошкольников 6-7 лет положительной мотивационной готовности к школе и позиции школьника. Разработана на основе следующих программ:
- С.И. Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе;
- Н.В. Шмырева Хочу в школу;
- Н.Ю. Куражева Цветик – семицветик.
Программа включает в себя серию сказок из «Лесной школы» на основе которых построены совместные игровые встречи педагога-психолога с детьми, а так же используются методы психологического театра, психогимнастики, ролевых игр, мини проектов. Некоторые встречи построены на основе творческой конструктивной деятельности детей.
В программе на первый план выдвигается мотивация и позиция школьника, которые к 7 годам должны быть сформированы. Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, имеют в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний, на данном этапе развития и которые могут служить основой для формирования собственно учебных мотивов. Собственно учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного обучения и в мотивационной структуре дошкольников и начинающих школьников, как правило, отсутствует.
В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:
• социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
• учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
• оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки)»;
• позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
• внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);
• игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов.
Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.
Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.
Однако диагностика мотивационной сферы детей за последние 2 года показала не столько отсутствие или наличие того или иного мотива, сколько нежелание идти в школу и отрицательное отношение к ней.
Цель программы: создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью и несформированной позицией школьника в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
Задачи:
- Развивать рефлексию, формировать позитивную мотивацию к обучению.
- Развивать эмоциональную сферу. Введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- Развивать способствовать удержания внутренней позиции будущего ученика.
- Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения.
- Развивать волевую сферу – произвольность психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность.
- Развивать интеллектуальную сферу – мыслительные умения, словесно-логическое, творческое и критическое мышление.
- Обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.
- Продолжать создавать условия для поддержки и укрепления позитивных чувств детей, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.
Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:
- обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
- удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
- комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
- развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;
- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.
Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению.
Программа состоит из 18 психологических встреч, 1 раз в неделю по 25-30 минут. На каждой встрече дети знакомятся со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных школьных ситуациях.
Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра, встречи проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности.