Дети с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети с ОВЗ - понятие и классификация | 46 КБ |
Техники психотерапии в работе с детьми с ОНР | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с ОВЗ
Понятие и классификация
Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- с нарушением слуха;
- с дисфункцией речи;
- с патологией опорно-двигательного аппарата;
- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
- с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или хотя бы сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.
Способы адаптации при ОВЗ
На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.
Основные принципы обучения детей с ОВЗ перечислены ниже:
- Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
- Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
- Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
- Принцип психологической безопасности.
На начальном этапе образования важно вызвать интерес, готовность и способность к сотрудничеству с преподавателем, умение выполнять задания. А целью обучения в средней школе уже будет формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, а также - выявить творческие способности. В результате обучения детей с ОВЗ нарушения одного из анализаторов замещаются более сильной и чуткой работой других. Хорошим примером этого является то, как у ребенка с нарушением зрения активизируются компенсаторные механизмы и интенсивно развивается осязание, слух, обоняние.
Стоит отметить важность семейного воспитания детей с ОВЗ, ведь в кругу родственников проходит большая часть жизни малыша. Целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на его жизнедеятельность. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех. В семье происходит процесс становления ребенка, как части общества, формирование общественных ценностей, навыков общения. Необходимо помнить, что конфликтные ситуации и любые проявления агрессии приведут к противоположному результату и весьма негативно повлияют на и так неокрепшую психику малыша. Таким образом, семья играет основную роль в становлении личности.
Предварительный просмотр:
17.06.2016
Приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
В условиях работы в группах компенсирующей направленности в детском саду необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно-педагогической.
С этой целью рекомендуется использовать синтез приемов, который дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы.
Упражнения, способствующие осознанию собственного тела, относятся к таким направлениям психокоррекции, как гештальттерапия, телесно-ориентированная психотерапия.
История телесной терапии восходит к работам ученика З. Фрейда В. Райха, который полагал, что механизм психологической защиты можно противодействовать с помощью прямого телесного контакта. Защитное поведение, выражающееся в напряжении мышц и стесненном дыхании, он назвал «телесной броней». «Броня» - это хроническое мышечное напряжение, избавляющее человека от переживания неприятных эмоций. В момент напряжения мышц происходит ослабление чувствительности.
В коррекционной работе с детьми наиболее перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации ( «здесь и теперь»), что помогает овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Такие навыки дети приобретают путем освоения упражнений по следующим направлениям:
- освобождение от мышечных зажимов;
- общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;
- развитие внимания, чувственного восприятия.
Данное деление направлений работы является условным, так как большинство упражнений имеет многоцелевой характер. Упражнения по мере их усвоения, а так же в зависимости от контекста, наполняются новым содержанием.
Большую роль играет работа над пластикой тела. Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с ОНР:
- увеличение диапазона эмоциональных проявлений, способствующих обогащению чувственного опыта;
- совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом («Подвески», «Росток», «Потянулись-сломались» и др.)
Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на синтезе известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.