Адаптация - основа гармоничного психологического здоровья
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс. Негативный результат проявляется, если:
- есть расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.
- социальная и психологическая неграмотность родителей.
-неумение воспитателя передать родителям свои знания.
- разные мотивы и потребности в обучении и воспитании у родителей и воспитателей.
- неблагополучие в семье и внутриличностные конфликты у взрослого.
-грубое отношение с ребенком, нервозность родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Одежда и обувь по сезонам | 43.5 КБ |
Ошибки родителей в процессе адаптации ребенка в детском саду. | 28.5 КБ |
Как подготовить ребенка к детскому саду? | 28.5 КБ |
Если ребенок кусается, что делать? | 38 КБ |
Детский сад | 17.29 КБ |
Адаптация детей раннего возраста | 15.71 КБ |
Детский сад или депрессад? | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
1.06.2016
Памятка
«Одежда и обувь по сезонам»
Правильный выбор одежды ребенка по сезонам является одним из звеньев закаливания и профилактики заболеваемости. Зачастую родители кутают своих малышей, стараясь предотвратить болезнь, но эти действия ошибочны. У таких малышей не формируется стойкость иммунной системы. Нужно помнить, что ребенка следует одевать так же, как себя.
В помещении
23 С и выше – 1-2-слойная одежда: майка, трусики, легкое хлопчатобумажное платье или рубашка с короткими рукавами, шорты, носки, кожаные сандалики или босоножки.
21-22 С – 2-слойная одежда: майка, трусики, легкое хлопчатобумажное или полушерстяное платье или рубашка с длинными рукавами, шорты, колготки, кожаные туфли.
18-20 С – 2-слойная одежда: футболка, трусики, фланелевое или шерстяное платье, или рубашка с длинными рукавами, шерстяные шорты или брюки, колготки, кожаные туфли.
16-17 С – 3-слойная одежда: футболка, трусики, фланелевое или шерстяное платье, или рубашка с длинными рукавами, шерстяные шорты или брюки, трикотажная или вязаная кофточка, колготки, теплые носки, кожаные туфли.
На улице
23 С и выше – 1-2-слойная одежда: майка, трусики, легкое хлопчатобумажное платье или рубашка с короткими рукавами, шорты, носки, кожаные сандалики или босоножки.
Если температура выше 25 С – лучше только майка и трусики, на голове – панамка или шапочка с козырьком.
18-22 С - 2-слойная одежда: футболка, трусики, фланелевое или шерстяное платье, или рубашка с длинными рукавами, шерстяные шорты или брюки, колготки, кожаные туфли. При сильном ветре – теплая кофточка.
15-17 С - 3-слойная одежда: футболка, трусики, фланелевое или шерстяное платье, или рубашка с длинными рукавами, шерстяные шорты или брюки, трикотажная или вязаная кофточка, колготки, теплые носки, кожаные туфли, легкая шапочка. Если сильный ветер – вместо кофточки легкая куртка, колготки, туфли или ботинки.
10-14 С - 3-слойная одежда: футболка, трусики, фланелевое или шерстяное платье, или рубашка с длинными рукавами, шерстяные шорты или брюки, куртка или пальто, шапочка, колготки, теплые носки, ботинки или теплые сапожки.
От 0 до -2 С - 4-слойная одежда: футболка, трусики, фланелевое или шерстяное платье, или рубашка с длинными рукавами, шерстяные шорты или брюки, трикотажная или вязаная кофточка, куртка или пальто, шерстяная шапочка, колготки, теплые носки, ботинки или теплые сапожки, теплые перчатки или варежки.
От -3 до -8 С - 4-слойная одежда: футболка, трусики, фланелевое или шерстяное платье, или рубашка с длинными рукавами, шерстяные шорты или брюки, трикотажная или вязаная кофточка, зимнее пальто или комбинезон, зимняя шапочка, колготки, носки, теплые сапожки, варежки.
От -8 до -15 С – 5-слойная одежда: футболка, трусики, теплое платье, или рубашка с длинными рукавами, брюки, 2 шерстяные кофты, зимнее пальто или комбинезон, тоненькая и зимняя шапки, колготки, носки, теплые сапожки, варежки.
Предварительный просмотр:
1.06.2016
Кто не ошибается, тот ничего не делает!
Уважаемые родители! Отдавая своих сына или дочь в дошкольное учреждение, вы часто сталкиваетесь с различными трудностями и при попытке их разрешить совершаете ошибки, которые ведут к негативным эмоциям и дезадаптации ребенка.
Типичные ошибки и способы их преодоления
- Вы оказались не готовы к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение.
Бывает так, что вы напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад.
Что делать?
Важно помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При вашем терпеливом отношении она может пройти сама!
- Вы обвиняете и наказываете ребенка за слезы. Это не выход из ситуации!
Что делать?
Важно помнить, что все, что нужно малышу – это адаптироваться к новым условиям. От вас требуется только терпение, помощь и умение сотрудничать с воспитателем!
- Ребенок начал ходить в детский сад, а вы сразу запланировали много важных дел или вышли на работу. Ребенок отказывается ходить в детский сад, ему не хватает вашего внимания, он считает, что его бросили.
Что делать?
Важно помнить, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца, поэтому в первое время, когда ребенок только начал ходить в детский сад не стоит планировать важных дел, а выход на работу лучше отложить. Наоборот больше уделять ребенку внимания!
- Вы прибываете в состоянии обеспокоенности, тревожности. Заботясь об общественном мнении, испытывая внутренний дискомфорт и волнуясь, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы» вы моментально передаете своему ребенку эти чувства и свое состояние.
Что делать?
Важно помнить, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Сначала успокойтесь! Избегайте разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу!
- Вы давно хотели поскорее отдать ребенка в детский сад, чтобы заняться собой, своей работой и просто отдохнуть от домашних хлопот. Ребенок с самого начала в детском саду с 7 утра до 7 вечера! Он чувствует себя ненужным, брошенным, не понимает, за что мама так с ним поступила, что он сделал плохого! В итоге невротическое поведение или страхи.
Что делать?
Важно помнить, что в период адаптации ребенку нужны ваши поддержка и внимание. Думайте о ребенке, а не только о себе, придерживайтесь рекомендаций специалиста и воспитателя о постепенном вхождении ребенка в группу. Устанавливая контакт с воспитателем научите своего ребенка доверять ему!
С пожеланиями удачи и хорошей адаптации!
Предварительный просмотр:
1.06.2016
Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду
- Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
- Заранее спланируйте прогулку на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
- С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
- Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
- Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам , словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
- Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
- Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
- Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
- Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
- Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
- Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимыми навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.
- Поддерживайте отношение с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
- Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
- Помните, что с начала посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома!!!
Предварительный просмотр:
12.08.2016
Караул, он кусается!
Мы всегда прекрасно знаем, что делать, чтобы нас не кусали комары и мошки,
знаем, как вести себя, чтобы ребенок не пострадал от дворовой собаки.
Ну а если кусаются дети?
Обычно детки начинают кусаться в период, когда у них режутся зубки. У некоторых малышей «кусачее» поведение на этом и заканчивается, а у других сохраняется до четырех, а то и 5-6 лет. Бывает, что малыши перестают кусаться и тянуть в рот различные предметы, но спустя время снова берутся за свое. Конечно, рано или поздно эта проблема уходит, но оставлять ее без внимания крайне тяжело. И для начала важно понять причины, по которым кроха пытается «съесть свое окружение».
Ох уж эти зубки!
Еще до появления первых зубов у младенца многие мамы начинают переживать: «Как же я буду кормить кроху грудью после того, как у него прорежутся зубки, ведь он может начать кусаться?» действительно, случается, что дети прикусывают грудь, доставляя этим боль своим мамам. В раннем возрасте дети все пробуют на зубок – таким образом, они познают мир. Но это не повод отказываться от необходимого малышу естественного вскармливания.
Что делать?
Если ребенку хватает молока и он правильно приложен к груди, проблем быть не должно. При верном положении сосок находится глубоко во рту малыша, губы и челюсти крохи захватывают ареолу, а его нижние зубки прикрыты язычком. В таком положении кусаться ему просто неудобно. К концу кормления бывает, что кроха уже отвлекается от сосания и может сомкнуть зубки. Если вы не заметили, как малыш наелся и стал крутиться по сторонам, не прекратили вовремя трапезу и зубки вонзились в сосок, ни в коем случае не пытайтесь вытянуть грудь изо рта ребенка, не делайте никаких резких движений. Постарайтесь просунуть палец между челюстями малыша и высвободить сосок. Можно так же прижать кроху сильнее к груди или зажать ему носик, чтобы он непроизвольно открыл рот.
В общем, профилактика укусов грудничков заключается в устранении причин: недостаток молока, заложенный носик, неправильное положение при кормлении, нехватка внимания, боль при прорезывании зубов. Если десны малыша набухли и причиняют крохе дискомфорт, воспользуйтесь специальными гелями и охлажденными игрушками – прорезывателями. Если же ребенок прикусывает вашу руку, скорее всего, им движет простое любопытство. Однако и такое поведение нужно пресекать. Обязательно скажите, что кусаться нельзя, и дайте малышу резиновое кольцо, детское печенье или интересный чистый предмет.
Такая любовь!
Бывает, что дети кусаются от избытка чувств. Когда мама приходит с работы и берет кроху на руки, он прижимается к ней и кусает за ухо, шею или руку. Ребенок может укусить и другого малыша только потому, что безумно рад встрече.
Что делать?
Скорее всего, ребенок воспринимает покусывание как проявление ласки. Возможно, вы сами когда-то нежно прикусывали малышу мочку уха или носик, чтобы показать свою любовь. Малыш же не знает меры и может причинить вам боль. Не играйте с крохой в такие игры!!! Пресекайте любые попытки укусить вас. Если вы с улыбкой будете говорить крохе «Ну не надо» или «Ой, это нехорошо», он только войдет во вкус. Объясните малышу, что проявлять ласку можно другими способами например поглаживаниями или поцелуями. Как правило, это быстро срабатывает, и уже в следующий раз ваш малыш встретит вас горячим поцелуем.
Дайте мне морковку!
«Кусачие» проблемы детей могут быть связаны со слабостью мышц ротовой полости, низкой тактильной чувствительностью. Такие малыши дольше сосут соску и запаздывают в речевом развитии.
Что делать?
Ребенку необходима дополнительная и интенсивная стимуляция мышц рта. Каждый день предлагайте ему твердую пищу – морковку, сухарики, орехи, яблоко. Надувайте вместе с малышом воздушные шары и пускайте мыльные пузыри. Наконец, купите крохе свисток или дудочку, пусть он занимается на здоровье.
Я тигренок, а не киска!
Если ребенок кусает других детей или взрослых, когда чрезмерно возбужден или устал, когда испытывает чувство голода или ему жарко , возможно, он просто не может выразить свои эмоции иначе. Эра агрессии чаще всего приходится на 2,5-3 года. Этот период требует особого внимания к малышу и, конечно, терпения. Бывает, что ребенок, укусив другого, сразу понимает, что поступил плохо, и больше никогда не пытается повторить отрицательное действие. Но малыш может и не понять, что причинил боль, и продолжает кусаться снова и снова.
Что делать?
Постарайтесь помешать малышу осуществить задуманное, прикрыв его рот ладонью или оттащив его за руку. Нужно коротко и ясно объяснить ребенку, что люди не кусаются, что это плохо. Наказанием для крохи может служить его временная изоляция от других малышей: «Посиди один на скамеечке, пока не прекратишь кусаться и не научишься вести себя вежливо».
Понаблюдайте, что вызывает у ребенка агрессию, и приложите усилия, чтобы избегать подобных ситуаций. Переключите внимание малыша и меняйте вид его деятельности: если он долго сидел на месте, предложите побегать, а если носился без устали, посадите на колени и почитайте книжку. Учите ребенка выражать свои чувства и злость по-другому: можно объяснить, что ему не нравится (вы обязательно поймете и поможете), побить подушку, смять листок бумаги. Кусаются же только животные!
Будьте готовы прийти на помощь своему крохе,
не допускайте ситуации,
когда он чувствует свою незащищенность:
из чувства бессилия появляется агрессия!
Моя территория
Часто дети оскаливают зубки, когда кто-то покушается на их вещи, забирает их игрушку без спросу, а помощи от мамы или воспитателя ждать не приходится.
Что делать?
Чтобы малышу было проще адаптироваться в детском коллективе, учите его делиться своими «сокровищами» или играть по очереди, вежливыми словами или жестом просить игрушку у других детей. Если ребенок привык играть один, а в группе садика много детей, в первое время он может проявлять агрессию. Не ругайте его сильно за это, дайте время привыкнуть к новым условиям, приводите в сад ненадолго.
Посмотрите на меня!
Причины, вызвавшие проявление агрессии, могут быть связаны с домашними стрессами или нехваткой внимания. Иными словами, ребенок может начать кусаться, если у него, например, родился братик или сестричка и он испытывает чувство ревности; если родители ругаются или собираются развестись; если в семье появился новый папа или отношения родителей и бабушки похожи на кошмар.
Что делать?
Решайте семейные проблемы как можно скорее и постарайтесь оградить от них своего малыша. Уделяйте больше внимания крохе, но делайте это не после того, как он уже укусил кого-то, а в положительный момент. Задумайтесь, что может тревожить ребенка, и постарайтесь помочь ему. Не ругайте его, когда он кусается. И тем более не бейте и не кусайтесь в ответ. Агрессия порождает еще большую агрессию. Не стыдите малыша и не требуйте принести «жертве» извинения. Просто поговорите с ребенком. Однако начните общение не с ним, а с тем укушенным крохой. Пожалейте его, дайте попить воды, если это требуется, обнимите. Ваш ребенок хотел привлечь внимание? Маленькие дети готовы получать от родителей любое внимание, даже отрицательное, но нельзя приветствовать плохое поведение. Если кроха укусил вас, не нужно изображать сильную боль и плакать. Ребенок, конечно, пожалеет вас, но это занятие скоро превратится в его любимую игру.
Предварительный просмотр:
22.06.2017
Детский сад: когда лучше идти и что он дает
Практика показывает, что лучшее время для встречи с детским садом – три с половиной - четыре с половиной года (естественно, в среднем).
В этом возрасте ребенок уже имеет определенный жизненный опыт, который может использовать на практике сам, нервная система уже несколько стабилизировалась, психика приобрела некоторую устойчивость, поведение – предсказуемо, а главное – ребенок уже в целом может что-то рассказать.
Компания сверстников для нормального психического развития любого ребенка совершенно необходима. Прежде всего потому что человек – социальное существо, самореализация человека как личности может происходить только в обществе.
Только в группе сверстников можно научиться по-настоящему договариваться. Со взрослыми – другое дело, нормальный взрослый всегда даст ребенку фору и сам будет следить за выполнением обязательств ребенком. Дети это прекрасно понимают. Поэтому договоренность между детьми – это гораздо более высокий уровень ответственности за свои слова. В группе сверстников веселее.
В группе сверстников моделируется общение, каждый может естественным путем в естественной среде осознать свою основную коммуникативную роль. Лидер или помощник, наблюдатель или генератор идей, всеобщий любимец или защитник.
Очень многие родители живут сверхидеей о лидерских качествах своих детей.
- «Я хочу, чтобы мой ребенок был лидером!» - говорит папа, не думая о том, что СДЕЛАТЬ из человека лидера невозможно, если у него нет неких во многом врожденных качеств – стопроцентной уверенности в своей правоте + целеустремленности + личного обаяния + ответственности за тех, кто идет за ним.
- «У моего ребенка яркие лидерские качества, - говорит мама полуторагодовалого сына.
- «Как вы это определили?»
- «Он всегда хочет, чтобы все было так, как ему надо!»
Но, во-первых, этого все хотят, в том числе и далеко не лидеры, а во-вторых, лидерство не заключается в том, чтобы всех окружающих ЗАСТАВИТЬ делать то, что ты хочешь. Заставить может воспитатель, учитель, родитель, руководитель, начальник, физически более сильный человек.
Лидер никого не заставляет, за лидером идут сами – за его уверенностью, за его идеей, за его обаянием. С ЛИЛЕРОМ ИНТЕРЕСНО. В детском саду лидер – тот, кто умеет придумать самую интересную игру, и все в нее захотят играть.
ТОТ, КТО ВСЮ ГРУППУ ДЕРЖИТ В СТРАХЕ, - НЕ ЛИДЕР, А ТИРАН.
Детский сад, любая более или менее стабильная детская группа дает хороший жизненный опыт, позволяет освоиться с разными способами разрешения проблем. В семье ребенок видит, как правило, однообразные формы решения конфликтных ситуаций, поскольку в семье почти всегда все происходит по одному и тому же сценарию. В детском коллективе можно увидеть разные способы реагирования на одну и ту же ситуацию – от драки до веселого смеха в ответ.
Например, отнятая игрушка, как правило, вызывает следующие виды реагирования:
- Громко зареветь в расчете на реакцию воспитателя.
- Отобрать обратно.
- Тихо поплакать в уголке.
- Реже, но бывает и такая реакция – «плюнуть» и забыть.
- Подкараулить момент и стянуть игрушку обратно.
- Терпеливо дождаться, пока более активные дети наиграются и оставят нужную игрушку без внимания.
Драки
Драки – это тоже, в общем, нормально. Из первой же драки ребенок выносит для себя много информации.
Кто-то решает: «Больше не буду – противно».
Кто-то решает: «Больше не буду – больно».
Кто-то решает: «Я смогу побеждать».
Кто – то: «В крайнем случае – можно и подраться».
По крайней мере, родители сами знают, что можно сто раз сказать: «Не тронь – обожжешься», любимое чадо пока не обожжется – не будет знать, о чем это вы. Горький, но свой жизненный опыт.
Плохие слова
Когда ребенок «приносит» из детского сада плохие слова, главное – не обратить на них внимание. Успеть удержаться от яркой эмоциональной реакции. Иначе 3-4 летний малыш уловит прямую связь: плохое слово – максимум внимания взрослых. Такой домашний театр: сказал плохое слово – и все заохали, схватились за сердце, закатили глаза. Снова сказал – снова такая же реакция. Интересно! А если у взрослых реакции не будет, ребенок попробует пару раз, увидит, что ничего особенного в ответ не происходит и быстро потеряет интерес к таким инсценировкам.
Насильное кормление
Насильно кормить ребенка нельзя. Поставьте себя на его место, и вы многое поймете. «А как же – растущий организм! Он/она растет, надо много есть!». Наверное, надо, - но не «много», а в меру. Только любое насилие вызывает острую негативную психологическую реакцию – ненависть, и агрессия, и страх. Постепенно эти отрицательные эмоциональные проявления приобретут устойчивые ассоциации с едой вообще.
ВМЕСТО БЛАГОДАРНОСТИ К ТОМУ, КТО ПРИНОСИТ ЕДУ, ГОТОВИТ, КОРМИТ, СТАРАЕТСЯ УГОДИТЬ, МОЖНО ПОЛУЧИТЬ УСТОЙЧИВУЮ НЕНАВИСТЬ.
Выбирайте.
Что делать? Просто не кормить насильно. Как раз тот случай, когда ситуацию можно «пустить на самотек», положиться на природный, естественный ход событий. Подождать, когда проголодается. Не упрекать:
-«Вот видишь, как вкусно, а ты не хотел!» - эта фраза способна продлить ваши страдания и мучения ребенка еще на несколько дней.
Аккуратно ввести несколько правил приема пищи – тех, которые будут вам удобны и разумны с точки зрения здоровья ребенка. Например, предлагать еду или просто информировать о том, что еда приготовлена строго в определенное время плюс-минус 10 минут. Потом еду убирать в недоступное ребенку место. Печенье, конфеты и прочее – только после еды. Соки и йогурты – тоже в строго определенное время, не целый день и не когда попало. Это очень похоже на дрессировку, но ведь и дети проделывают то же самое с нами, взрослыми… а главное, как только система «сработает», она перестанет казаться жесткой, окажется, что она очень удобна и полезна для здоровья. И еще – если отказывается от еды ребенок, который привык принимать пищу по определенному режиму – это отчетливое свидетельство недомогания. Если ребенок принимает пищу беспорядочно, то этот важный симптом заболевания, безусловно, будет пропущен.
Не старайтесь ориентироваться на правила, которые используют для насильного кормления ребенка ваши знакомые и родственники, помните – ДЕТИ РАЗНЫЕ!
Простенькие рекомендации, которые даются в «покупных» телевизионных программах о работе профессиональных нянь за рубежом и которые воспринимаются «нашими мамами» с огромным воодушевлением – о том же – о терпении.
О воспитании не словом, а делом. «Что делать?» - часто спрашивают родители, и, тщательно записав все рекомендации в блокнотик, успокаиваются. Сделали, что смогли. Спросили о необходимости системного воздействия.
- «Я пробовала, не получается».
-«Сколько раз вы пытались?»
- «Ой, не знаю. Раза три – четыре»…
Предварительный просмотр:
15.09.2017
Психогимнастика и пальчиковые игры для детей раннего возраста в процессе адаптации.
Цель: профилактика дезадаптации
Задачи:
- Снять психоэмоциональное напряжение, страх.
- Устранить негативные эмоции и дистресс.
- Тренировать психомоторные функции.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- Учить доверять и слушать взрослого, выражать свои эмоции.
Спящий котенок
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.
Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
До свидания! (для детей 3 - 4 лет)
От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»
Уходи! (для детей 3-4 лет)
Ребенок отталкивает обидчика.
Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.
Иди ко мне (для детей 3-4 лет)
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные д в и жен и я. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
Тише! (для детей 3-4 лет)
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котенок».
Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.
Лисичка подслушивает (для детей 3-4 лет)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Вы разительные движения. Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.
Поза. Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить кпереди.
Вкусные конфеты (для детей 3-4 лет)
У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки».
Мимика: Жевательные движения, улыбка.
Новая кукла (для детей 3-4 лет)
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».
Маме улыбаемся (для детей 3-4 лет)
Ведущий поет песенку «Маме улыбаемся» В. Агафонникова.
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся —
вот так!
Маме улыбаемся —
вот так!
Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий.
1-я строчка — хлопают в ладоши.
2-я строчка — разводят руки в стороны ладонями вверх.
3-я строчка — гладят по кругу свои щеки.
4-я строчка — опускают руки и улыбаются.
Лисенок боится (для детей 3-4 лет)
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Собака лает и хватает за пятки (для детей 3 — 4 лет)
Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.
Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».
Ваське стыдно (для детей 3 — 4 лет)
Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала.
Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол.
Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.
Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
Молчок (для детей 3-4 лет)
Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришел Молчок —
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел.
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка-скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле (этюд «Робкий ребенок»), затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку (этюд «Смелый ребенок»).
Предварительный просмотр:
8.06.2018
Детский сад или депрессад? (Из книги В.Л. Леви)
В.Л., нашей Машеньке 6 лет. В этом году она впервые пошла в детский сад (до сих пор росла с бабушками). Девочка была коммуникабельная, но сад абсолютно не восприняла и через два месяца мы заметили, что она сильно нервничает и, что нас особенно беспокоит, стала систематически вырывать волосы на голове. Нам пришлось остричь ее наголо. Просим совета… Вера, Андрей.
Жаль, Вера и Андрей, что вы заметили нелады с таким запозданием, два месяца девочка страдала без поддержки и впала в депрессию.
Вырывание волос на голове - один из признаков загнанной вглубь тоски. Симптом этот появляется у детей, в отношении к которым со стороны старших преобладает отчужденная «ответственность» и контроль, а живое тепло, игра, ласка - недодаются…
Похоже, вы занятые люди: сперва кинули ребенка на бабушек, а потом, опять же с изрядным запозданием, в сад. Бабушки баловали, а в садике наоборот - получилась пересадка из рая в ад, в депрессад…
Девочку сейчас нужно забрать, во всяком случае, из этого сада, где явно не задалось. И постараться уяснить, почему же не задалось. Что там за обстановка, каковы воспитатели, персонал, какие дети в группе, как относились к Маше, как она реагировала на то и на се, что чувствовала, какие трудности испытывала? (Часто такие вроде бы простые дела, как пописать-покакать, в саду с непривычки превращаются в тяжкую проблему…)
После восстановительного отдыха можно начать водить Машеньку в какие-нибудь группы предшкольной подготовки. Может быть, и в другой сад, где атмосфера благоприятнее - в этом надлежит убедиться заранее, подготовить почву; предварительно сходить туда вместе, познакомиться с воспитателями, поиграть с детьми…
Об одной из причин депрессии можно догадываться: девочка сразу попала в окружение детсадовцев старшей группы, вероятно, уже хорошо знакомых между собой. Даже общительному и уверенному в себе новичку такое внезапное погружение может обернуться боком.
Если не можете вернуть девочку на месяц-другой к жизни домашней - старайтесь чаще устраивать ей выходные, пораньше забирать домой, побольше общаться, играть, бывать в разных других местах… В садике как можно плотнее общайтесь с воспитателями и персоналом, с детьми и их родителями…
Всячески обозначайте для девочки ваше любящее присутствие и в отсутствии, вы меня понимаете?… Мы пойдем по своим делам ненадолго… Мы все время с тобой, а ты с нами, мы о тебе думаем, мы тебя любим…
Это нам, взрослым, кажется, что походить в садик годика три, ну год - не долго и не страшно. Все обеспечено, контроль полный… Это нам даже не кажется - знаем: не так. Вранье это, самообман наш, которым прикрываем свою вину перед ребенком…
Трехлетняя (возьмем в среднем) детсадовская пора жизни ребенка по истинной, внутренней продолжительности - ничуть не меньше, чем десяти-одиннадцатилетняя школьная. И гораздо значимее, чем, скажем, время пребывания в армии или в институте. В первые годы жизни каждый кусочек времени вмещает в себя столько переживаний, столько развития и препятствий ему, столько памяти и душевных ран, столько беззащитности, столько жестокой тупости взрослых!…
У меня двое детей, и насильно никого из них я не кормила. Но вот моя младшая пошла в садик, в подготовительную группу. Каждое утро начинается со слез: «Ее пойду в садик, меня там силой заставляют есть, когда не хочу, и пить кофе и какао!» (Она их не любит.) Я устала уже каждое утро ее уговаривать. Попросила садовскую няню не кормить дочку, если она не хочет, а она в ответ: «Должна есть. Что положено, то и будет есть. Глядя на нее, и другие не едят». Доктор, может быть, я не права? Анна.
Анна, конечно, права, а детсадовская няня заслуживает увольнения. Насильственное кормление в яслях и садах наносит детям жестокий вред, просто преступно. Нельзя насиловать организм, психику и душу ребенка, даже если он подает неудобный пример…
«Детский сад приносит детям огромную пользу», - с убеждением пишет доктор Бенджамин Спок.
А уж насколько легче, свободней и спокойней родителям… Надо только, говорит Спок, набраться решимости и потерпеть первые два-три месяца, пока ребенок в садике приспособится и привыкнет. Конечно, первое время может и плакать, и сопротивляться, протестовать. Первый год и болеть будет чаще… Ничего, все это нужно для последующего приспособления к жизни в школе и на работе, для социализации - жизни в обществе себе подобных. И болезни нужны для выработки иммунитета.
Так-то оно так, но…
Дневниковая запись моей мамы свидетельствует, каким был первый месяц моей жизни в детском саду. После этого месяца ей отдали меня обратно со словами «ваш ребенок дефективный, ничего не хочет, ничего не умеет». И мама с ужасом увидала, что ее солнечный мальчик, белокурый кудрявый живчик, говорливый шалун, крупный, здоровый, отлично развитый, запоминавший наизусть с одного чтения целые книжки, превратился в скрюченного рахитичного идиотика, апатично сидевшего, уставясь в одну точку. Ни слова не говорил, писался под себя, чего не было уже после четырех младенческих месяцев… Депрессивный ступор, сказал бы я-психиатр сегодня.
Это, правда, было учреждение отнюдь не из тех, что выбрали бы сегодняшние родители, даже безденежные: садик интернатного типа, голодных военных лет, в жарком эвакогороде Самарканде. Мама вкалывала на трудовом фронте, и через неделю, едва оправившегося, отдала меня в этот депрессадик опять…
Моя память утопила эти суровые времена, как и многие последующие, в Колодце Утешительного Забвения… Но три-четыре вспоминательных картинки остались.
…Длинный стол, заваленный грязными алюминиевыми тарелками, ложками… Кончился обед, все ушли из-за стола, я один копошусь, пытаюсь найти какие-нибудь объедки… Я не наелся, я хочу есть, дико, зверски хочу есть, съел бы целый мир… Воспитательница: «И тебе не стыдно?» Ребята смеются…
… Огромное палящее солнце над головой. Адское жжение снизу: босые мои ноги (тогда еще ножки) поджариваются раскаленным песком. (Территория садика была за чертой города, куда подступала пустыня, тень давали только редкие посадки акаций и грецких орехов. Спелые орехи валялись прямо под ногами вперемешку с черепахами и скорпионами.) Я затерял где-то свои сандалики, сам виноват, а может, кто-то стащил… Что делать, как от пытки спастись?! Плюхаюсь на попу, задрав ноги вверх, но и попа начинает поджариваться. Меж тем группа строем куда-то идет, воспитательница строго окрикивает: «Вставай!»… А я не могу ни подняться, ни объяснить, что со мной, дыхание перехватило, язык не слушается…
… Но страшнее всех картинка самая первая: меня оставляют. Удаляются уводимые в неизвестность брат и сестра… Спина и вполоборота лицо уходящей мамы…
Чужое вокруг все, незнакомое, все сереет, чернеет, ужас беспомощного одиночества, предательство бытия…
Знаю теперь - это переживание не сверхобычно, не уникально нисколько. Травму такую получает каждый малыш, впервые на неопределенное для него время (для маленького и полчаса - почти вечность) внезапно оставляемый в резко чужой обстановке - да, каждый, даже предупреждаемый заранее…
Удар, сравнимый с ядерной бомбежкой, наносится по древнейшей психогенетической программе ребенка, почти со стопроцентной вероятностью предусматривающей возможность его выживания в первые годы жизни только в среде СВОИХ - в родительской семье или в разновозрастной стае родственников, достаточно малочисленных и постоянных, чтобы всех их, еще не отрываясь от матери, запомнить в лицо.
Так многие тысячи и миллионы лет было в Природе, такими нас сделала история нашего вида.
У очень многих детей - у меня тоже - безумный ужас первооставленности становится главной закладкой, основой всех последующих невротических страхов, зависимостей и депрессий, всего недоверия к жизни и самому себе. Бездна, однажды разверзшаяся, не сомкнется - только прикроется придорожными кустиками…
Мой сын Максим, возвратившись со службы на афганской границе (война там еще шла…) признался мне как-то за рюмкой чая: «Никакая армия не сравнится с первобытной жестокостью детского сада. В армии и при самом свирепом начальстве и самой злой дедовщине у тебя есть какие-то маленькие права и пусть ничтожные, но при желании действенные способы за себя постоять. Ты уже что-то знаешь, что-то умеешь, какой-то опыт работает. И люди вокруг тебя не все гады, попадаются и нормальные… А в саду ты сперва как домашний зверек, попавший вдруг в джунгли. Озираешься среди незнакомых опасных тварей, и нет слов, чтобы тебя поняли…».
Детский сад средне-советского образца, как и армию, он прошел по полной. Мальчик задумчивый, самоуглубленный, медлительный, с богатым воображением, среди галдящей толкучки сверстников чувствовал себя как гусенок в стае мартышек.
Такому ребенку достаточно двух-трех минут, чтобы в любой детской компашке получить статус Омеги - изгоя, белой вороны, козла отпущения… Маленький Омега либо в полном игноре тихо сидит в сторонке, либо подвергается толчкам-тычкам, издевательствам.
И никто, даже самая добрая воспитательница, от этого не спасет, ибо пространство статусного взаимодействия внутри детской группы для взрослых практически недоступно: у детского сообщества своя система сигнализации, своя жесткая стихийная иерархия, свои темпы и циклы взаимодействия…
Вмешаться в судьбу приговоренного к травле не дано никому, покамест какой-нибудь ангел-спаситель на том же уровне не станет переходным мостиком, буфером между Беззащитным-Тобой и Страшным-Чужим, как это и вышло у моего Макса, когда с ним вдруг задружил бойкий и независимый сангвиник Кирилл, симпатяга с незаурядным социальным талантом, и они быстро образовали прочный многолетний дуэт двух обоюдных лидерств: идейно-интеллектуального и общественно-делового…
Доктор, моему сынишке Денису 4 года. Уже сейчас в некоторых вопросах он разбирается лучше меня. Понимает, не только когда я ему лгу, но и безошибочно различает, когда мне лгут в его присутствии…
Проблема: терпеть не может детсад. Малыш ощущает моральное насилие, которое царит там. Не хочет мне рассказывать, что они делали в саду - у них существуют какие-то «уговоры» с воспитателями: что происходит дома, дети им рассказывают, а о том, что было в садике, Денис мне «ни-ни»…
И упорное нежелание идти в садик. Вдруг его там принуждают к чему-то ужасному?.
Я бы его забрала со счастьем для обоих, но воспитываю без мужа, ради прокорма приходится с утра полный день работать.
К тому же бабушка успела уже затравить Деню учёбой. При одном намеке, что нужно что-то учить, замыкается. Я пыталась занятия превращать в игру, но как только он просекает, что это та же учеба, - всё, больше в эту игру играть не желает…
Как убедить сына, что жизнь иногда требует от нас делать не то, что хочется, а что надо? Наталья.
Наташа, не озадачивайся: насчет «надо» и «хочется» жизнь убедит сама. Уже убедила!… Вот только такой жизнью сынишке жить пока неохота - сопротивляется и, между нами, правильно делает. Видишь, какое у него чувство истины?… Дай же Бог, чтобы он и дальше ему следовал…
Об учебе, разумеется, нужно уже заботиться, и первой твоей заботой должна быть охрана вот этого чувства истины вкупе с природною любознательностью и стремлением к саморазвитию. Играя в развивающие игры, не держи сына за дурака. Забывай сама про «учебу» в школярском смысле - тогда и ему не придется в ответ на попытки обманипулировать его затравленно залезать в скорлупку. Только жить начал, а тебя уже идиотом делают!…
Ребенок, пока душа его не придушена горе-учителями, самообучается с космической скоростью.
Учение-мучение и учение-увлечение, «надо» и «хочется» могут найти в будущем компромисс, но если начать с мучения, если с мучением перебрать, пережать - все, пиши пропало: увлечений не будет или будут не те, учеба загнется на корню, от скуки подохнет!…
Что же до детсада, то я желаю тебе взять инициативу в свои руки, призвать родительский народ и создать комитет по проверке того, что там происходит. Нельзя отдавать детей на произвол сомнительных персонажей. В одном подобном случае, например, несколько родителей объединились и добились того, что каждый из них поочередно дежурил в группе, наблюдая за действиями воспитателей. Кое-кого из хамов выгнали и наказали. Систему, когда ребенка сдают в детсад как в тюрьму, давно пора хоронить!…
Садовские и несадовские
В.Л., согласны ли вы с бытующим мнением, что есть дети «садовские и «несадовские»?
Ольга, молодая мама.
Да, так, но только по крайностям. Большинство детей - между тем и этим. Из десятка, взятого наугад, один привыкает за пару недель (случается, и за пару часов, а то и минут!), трое - за месяц, с прибавкой и пользы, и жизнерадостности; трое - за три-четыре месяца, притом польза уже сомнительна, а удовольствия никакого, лишь подчиняются суровой необходимости.
Еще для двоих весь первый год - пытка с большими потерями, но потом справляются; ну а один не выдюжит…
Несадовский или недосадовский ребенок - не только малообщительный, тормознутый.
Тяжко и подвижному, общительному, уверенному, если дома привык к высоким дозам внимания и любви, если доверчив, неагрессивен.
Забияка опасен и тяжел для других, но воздается и самому… Слабому худо - трудно и сильному, самостоятельному, не умеющему подчиняться…
А кому легче?… Об этом нам, взрослым, с высоты своей слепоты можно только догадываться. Тем, кому дом не сахар, кого там в лучшем случае терпят; тем, кто успел повариться среди сверстников; ухватистым, неизбалованным детям из многодетных семей; тем, для кого Чужой Мир не новость, кого родители где попало бросали…
Детские сады нынче разные: от муниципальных, с совковыми нравами (не все там, однако, скверно, и хорошие есть), до суперных, где играют на кортах, плавают на яхтах, катаются на мерседесах, изучают языки, менеджмент, имиджмент и еще черт-те что.
Пожелания на любой случай
- погружать ребенка в садовскую жизнь сперва помаленьку, желательно со своим «буферным» присутствием хотя бы первые полчаса каждого дня первого месяца
- помнить: мы недо-знаем, что происходит, когда ребенок в саду, и не стесняться всячески доузнавать
- относиться к детсаду хозяйски: продолжение дома; не ребенок для сада, а сад для ребенка
- если не ходит в сад, стараться возмещать нехватку общения с другими детьми и взрослыми дома и во дворе
- сад нужен, здоровье нужнее, счастье еще нужнее - детские глаза обо всем расскажут…