Развивающая предметно пространственная среда
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя.
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они особенно хорошо произрастают».
Генрих Нейгауз.
Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего.
Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты.
Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
В соответствии с ФГОС целью музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно - развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.
Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:
- Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей.)
- Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.
- Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
- Стимулировать развитие творческих способностей.
- Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Основные требования к организации музыкальной предметно - развивающей среды.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровье сберегающей;
- эстетично-привлекательной
Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете. Все это подталкивает многих музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных детей.
Требования к проектированию музыкальной среды:
● Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.
● Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).
● Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные вои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.
Критерии качества музыкальной среды:
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
- восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
- воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
- пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;
- пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
- музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.
Качество структуры.
Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.
В музыкальные центры в младшей группе помещают:
- игрушки-инструменты с фиксированным звуком; ·
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты;
- неозвученные инструменты;
- атрибуты к музыкально-подвижным играм и танцам;
- музыкально-дидактические игры соответствующие возрасту;
- музыкальный центр с аудиозаписями;
- музыкальные картинки к песням.
В музыкальные центры в средней группы, кроме выше перечисленного, входят:
- металлофон;
- фланелеграф или магнитная доска;
- музыкальная лесенка 3-х ступенчатая;
- музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;
- неозвученные инструменты.
Дополнительно к материалам средней группы музыкальные центры в старшей группе дополняются:
- музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим строем, шумовые инструменты;
- музыкальные игрушки самоделки;
- 3-х и 5-и ступенчатая музыкальная лесенка;
- портреты композиторов;
- картинки с изображением инструментов, видов деятельности, иллюстрации к музыкальным образам для восприятия.
В подготовительной группе добавляются:
- разнообразные музыкальные инструменты;
- альбомы «Мы рисуем музыку», где дети отражают свои эмоции, чувства прослушанной музыки;
- 3-х, 5-и, 7-и ступенчатая музыкальная лесенка
В музыкальном центре должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных инструмента, 2-3 музыкально-дидактические игры, несколько игрушек-самоделок.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.
Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.
Основные требования к музыкальным центрам:
- Эстетичность музыкального центра, его отдельных элементов.
- Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
- Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.
- Удобное расположение музыкального центра.
- Соответствие предметной среды глазу, действиям руки, росту ребёнка.
при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
- 1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
- 2.Разнообразие оборудования.
- 3.Учет возрастных особенностей детей.
- 4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
- 5.Возможность переноса оборудования в другие места.
Функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь дидактическую направленность. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.
Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей миницентры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:
Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве— игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми.
Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию; все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны).
Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкальнообразовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.)
Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.
В соответствии с этим выделяется музыкальная среда ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.
1. Музыкально-образовательная среда ДОУ Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки, посещение кружка. На музыкальных занятиях ребёнок, как правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в музыкально-сенсорных упражнениях. Здесь ребёнок получает знания, умения и навыки, здесь создаётся положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой, происходят различные игровые ситуации и т. п. Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе): - совместная с воспитателем (в сюжетно-ролевых играх с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкальнодидактических, музыкально-творческих и др.; - самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчество
2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей: - совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ); - самостоятельная (аналогичная самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).
3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих такие учреждения как дворец культуры, музыкальная школа, ЦДТ. Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней организации музыкального воспитания детей.