Самообразование

Каданцева Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

План по самообразованию музыкального руководителя Каданцевой Т.А. на 2018-2019 уч.год.

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей»

Актуальность проблемы:

Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к подрастающему поколению. В последнее время заметен рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств у детей, что связано с экологическими, психологическими, нравственными проблемами всего общества.

Согласно концепции модернизации образования, именно дошкольные учреждения призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. И педагог детского сада занимает ключевую позицию в этом процессе. От его квалификации, личностных качеств, творческого потенциала, инициативы и профессионализма во многом зависит здоровье дошкольников.

Цель: развитие мелкой моторики; физической, эмоциональной и психической активности детей.

Задачи:

  • Развивать умение координировать движения с текстом;
  • Устранять речевые нарушения;
  • Развивать оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица;
  • Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения;
  • Развивать подвижность речевого аппарата, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти;
  • Снимать психическое напряжение, создавать условия для самовыражения;
  • Воспитывать умение перевоплощаться, выразительность и грацию движений, согласовывать движения с характером музыки;
  • Развивать преодоление барьеров в общении;
  • Развивать позитивное самоощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе,
  • Формировать положительную самооценку воспитанников.

Этапы работы.

Содержание

Формы работы и средства решения задач

Сроки

Диагностический

1.Изучение передового педагогического опыта и литературы по проблеме.

Прогностический

Организационный

1.Создание развивающей среды музыкального зала.

2.Работа с педагогическим коллективом.

3.Работа с родителями.

Практический и коррекционный

1.Анализ результатов работы, затруднений.

2.Отслеживание динамики процесса самообразования.

Обобщающий

  • 1.Анализ годового и перспективных планов с учетом данной проблемы.
  • 2.Анализ программ, технологий по данной проблеме.
  • 3. Составление каталога литературы по изучаемой проблеме с аннотацией.
  • 4.Посещение курсов, семинаров, работа в Интернете.

  • Проводить корректировку перспективного плана работы с учетом данной проблемы.
  • Отслеживать результаты реализации поставленных задач.
  • Осуществлять отбор содержания работы с учетом данной темы.
  • Создать картотеку пальчиковых, дыхательных и артикуляционных упражнений, логоритмическихпопевок, коммуникативных игр и танцев.
  • Изготовлять наглядные пособия и атрибуты к занятиям и развлечениям.
  • Провести консультацию для педагогов «Музыка в повседневной жизни группы (её функции)».
  • Выступить на пед.часе с консультацией «Здоровьесберегающие технологии».

  • Провести анкетирование родителей с целью определить уровень их музыкальных интересов, способностей и предпочтений, а также выяснить просвещённость родителей в вопросах музыкального воспитания детей.
  • Провести диагностику и сравнить с первичной диагностикой.
  • Провести самоанализ деятельности по данной теме.
  • Проанализировать и дать оценку результатам работы за год.
  • Принимать активное участие в районных и городских МО музыкальных руководителей ДОУ.
  •  (Отчёт работы музыкального руководителя за 2018-2019 уч. год)

 

декабрь

январь

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

декабрь

январь

в течение года

апрель

в течение года

май

Планируемые результаты работы

Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности.

Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий.

Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Положительная динамика развития по результатам диагностики.

Список литературы:

«Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина;

«Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина;

Программа эмоционально-личностного развития « В мире друзей», автор Е.В.Котова;

«Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», автор М.Ю.Картушина;

«Конспекты логоритмический занятий с детьми 6-7 лет», автор М.Ю.Картушина;

«Сценарии оздоровительных досугов», автор М.Ю.Картушина;

«Танцевальная мозаика», автор С.Л.Слуцкая;

«Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;

«Танцы, игры, упражнения для красивого движения», авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию

на 2019-2020учебный год

Каданцева Татьяна Александровна, музыкальный руководитель

Тема: «Обучения детей игре на диатонических колокольчиках»

 Актуальность

Благодаря применению данной технологии, повысится результативность воспитательно-образовательного процесса. Всецело укрепится здоровье воспитанников. Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят приобретёт новое звучание. Дети почувствуют себя настоящими артистами, что приведёт к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они выступят с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями. Дети будут играть не на шумовых инструментах, а на музыкальных по цветным партитурам (нотам), что приведёт к развитию целого комплекса музыкальных способностей.

Цель

Укрепление физического и психического здоровья детей через развитие целого комплекса музыкальных способностей.

Программные задачи

-Обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру.

-Воспитывать интерес к диатоническим колокольчикам, желание научиться играть на них.

-Развивать целый комплекс музыкальных способностей.

-Научить правильным приемам звукоизвлечения.

-Научить читать по цветным партитурам.

-Познакомить с нотной грамотой.

-Познакомить с новыми музыкальными терминами.

Этапы

Содержание работы

Результат

Сроки

Диагностический

  • Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 
  • Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
  • Изучать опыт работы лучших музыкальных руководителей через Интернет.

Подписка на методическую литературу

сентябрь

       октябрь

Прогностический

  • Определение целей и задач темы.
  • Разработка системы мероприятий, направленных на решение проблемы.
  • Прогнозирование результатов.

Работа над цветными партитурами

Выступление оркестра на новогоднем празднике «Маленькой елочке»

ноябрь

декабрь

Практический

  • Формирование методического комплекса.
  • Корректировка работы.

Создание картотеки цветных партитур

Консультация для педагогов

«Цветной оркестр»

Январь

Февраль

март

Обобщающий

  • Подведение итогов.
  • Консультативная помощь педагогам и родителям
  • Оформление результатов работы.

Выступление оркестра на празднике «Вальс выпускников»

регулярно

апрель

май

Список литературы:

1) Методика музыкального воспитания под редакцией Н.А. Ветлугиной

2) С.П. Бублей "Детский оркестр"

3) Н.П. Кононова "Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах"

4) Т.Э. Тютюнникова "Элементарное музицирование с дошкольниками"

5) С.И. Мерзлякова "Учим петь детей 6-7лет"

6)«Коллективное инструментальное музицирование» (оркестр Карла Орфа) Г.А. Жуковская Москва, 2007г.

7)Маленькая пьеса для маленьких артистов. СПб, «Композитор», 1996 6. «Потешки и забавы для малышей», вып.1. М.,



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию

на 2020-2021учебный год

Каданцева Татьяна Александровна, музыкальный руководитель

Тема: Фольклор – как средство развития музыкальных способностей детей

 Цель: Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры.  Формировать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.
Инновационная направленность: 
формирование  у детей устойчивого интереса к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора. 

Источники самообразования:

Методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом, конкурсы.

Актуальность:

 Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании  дошкольников трудно переоценить.   Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них – дети узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка

Ожидаемые результаты: 

1.Повысить профессиональную компетентность в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;

2. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

3. У детей будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться,  умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету,  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии,  умение  сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

4. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

5. Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

Прогнозируемый результат: повышение качества работы по теме; разработка сценариев, докладов, выступлений, презентаций; разработка наглядности; проведение, мастер-классов; выработка методических рекомендаций по теме.

 

Содержание работы

Сроки выполнения

Провести анализ своих профессиональных   затруднений

Сентябрь

Изучить методическую, теоретическую, практическую литературу по теме «Фольклор – как средство развития музыкальных способностей детей

Октябрь

Изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение РМО и ГМО, открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах и интернете)

Ноябрь

Систематизировать накопленные материалы по теме«Фольклор – как средство развития музыкальных способностей детей»

Январь

Разработать занятия, развлечения, праздники, досуги по данной теме.

Февраль

Провести досуг в старшей группе  «Хлеб всему голова»

Январь

Итоговый праздник в старшей группе «Весенняя ярмарка»

Апрель

 Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора, песен, танцев и хороводов по возрастам;

Март

Публикация материалов в печатных изданиях

Май

  • «Детские частушки, шутки, прибаутки» Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова; Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 2007 – 224с.
  •  Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.
  •  Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. -: М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  • Музыкальное развитие детей на основе народной культуры старшая группа сост.О.В.Шубина , И.Г. Чайка Издательство «Учитель» Волгоград, 2018г
  •  Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.
  • 14. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. Дошкольное воспитание. - 1990, № 4,7,10



Предварительный просмотр:

План по самообразованию музыкального руководителя

Каданцевой Т.А. на 2021-2022 уч.год

 «Логоритмика – как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»

 Возможно, самое лучшее, самое радостное,

 что есть в жизни - это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина

      Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Цель самообразования – изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.

Задачи:

  • Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»
  • Разработка практического и методического материала для внедрения технологии в образовательный процесс.
  • Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
  •  Осуществление коррекционной работы в ООД «Музыка»:

            - формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в           пространстве;

           - развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков,  темпа, ритма речи;

          - развивать правильное дыхание;

          - развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

          - развивать зрительное, слуховое внимание, память.

Ожидаемый результат

Подбор практического материала обеспечит эффективное внедрение данной технологии в образовательный процесс. Регулярное и системное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики даст возможность для развития речи и музыкальности дошкольников, сформирует положительный эмоциональный настрой детей.

Содержание работы

месяц

Анализ своих профессиональных   затруднений

сентябрь

Изучение  методической, теоретической, практической литературы по теме «Логопедическая ритмика»

октябрь

  • Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов)

ноябрь

Разработка планов занятий в сотрудничестве с учителем – логопедом, согласно тематическому планированию образовательного процесса в ДОУ.

декабрь

Изучение опыта других педагогов-специалистов в данной области (посещение РМО и ГМО, открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах и интернете)

январь

Изготовить картотеку «Игры на развитие речевого дыхания»

февраль

Изготовить картотеку «Забавные чистоговорки с музыкой»

Т.А.Куликовская

март

Распространение опыта в интернет сайтах и для педагогов ДОУ

апрель

Публикация материалов в печатных изданиях

май

Изучение методической литературы:

1. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»

2. Г.А.Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»

3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста).

4. О.Н.Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию

на 2022-2023 учебный год

Каданцева Татьяна Александровна, музыкальный руководитель

Тема: Бодиперкуссия  как средство развития ритмических способностей детей

 Цель:   Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 Задачи:

  • Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
  • Изучить практический материал коллег использования телесной перкуссии, как средства развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
  • Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
  • Содействовать популяризации телесной перкуссии (body percussion), как средства развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Инновационная направленность: телесная перкуссия позволяет понять ритм на очень глубоком урвне, и практиковать разные ритмические навыки. Освоение Bodi Perkussion включает в себя постижение основных знаний по ритму, а также развитие координации тела.

Источники самообразования:

Методическая, научно-популярная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом

Актуальность: применения ритмо-техники заключается в том, что она помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает навыки слушания и взаимодействия в ансамбле через ритмические композиции, улучшает умение детей импровизировать.

Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляется костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом. Это главное условие развития творческих способностей ребенка.

Идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты. Это гениально и очень подходит современному человеку. Развивает музыкальность, снимает стресс и налаживает связь ума с телом.

Ожидаемые результаты: нучившичь, выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получат эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, расскрытия собственного потенциала. 

Обучаясь технике Body percussion, дети открывают для себя мир ритмики, осознаннее чувствуют ритм. У них улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм в сочетании с координацией тела. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – ритмическую игру.

План работы

Содержание работы

Практический выход

Сроки

1.

Самоанализ профессиональной компетентности.

Определение темы самообразования. Подбор методической литературы для изучения.

Сентябрь 2022

2.

Диагностика развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Результаты мониторинга.

Октябрь 2022

3.

Формирование медиатеки, схем, дидактического материала по развитию чувства ритма для детей дошкольного возраста с использованием телесной перкуссией

Изготовление  карточек – стихов, медиа – пособий, презентаций для развития чувства ритма, музицирования, посредством телесной перкуссии.

В течении учебного года

5.

Развивать чувство ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.

Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах.

В течении года

6.

Консультация для педагогов «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма

у детей дошкольного возраста».

Консультирование педагогов.

Февраль 2023г.

7.

Консультация для родителей «Этот удивительный ритм»

Оформление информации для родителей.

Февраль 2023г.

8.

Диагностика развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Результаты мониторинга.

Апрель 2023г.

Популяризация телесной перкуссии, как средства развития чувства ритма у детей среди коллег

Размещение фото и видеоматериалов в интернете с целью обмена опытом.

В течении года

9.

Отчёт по самообразованию

Май 2022г.

  1. Новоскольцева И.А., Каплунова И.М. программа «Ладушки»/ «Этот удивительный ритм»
  2. Тютюнникова Т.Э. / Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М. «Астрель» 2000г.
  3. Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н.М / Л.Т. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания» М. “Академия”2000г.
  4. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду 1983.
  5. Кирнарская Д. Психология музыкальных способностей
  6. Теплов Б.М. Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия.

Звучащие жесты (Body percussion) http://meta-music. ru/method/zvuchashchie-zhesty-body-percussion