Проектная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Вошебный мир музыкальных инстрментов»
Выполнила:
Каданцева Татьяна Александровна
(ФИО)
музыкальный руководитель
(должность)
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
(место работы)
Пояснительная записка
Удивителен мир звуков, окружающий нас! Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. С древних времен люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты - дудки и пищалки - появились 2 522 тысячи лет до нашей эры!
В настоящее время мир музыкальных инструментов богаче и разнообразнее - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Все чаще дети с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная музыка предлагает оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии!
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея разработки данного проекта «Волшебный мир музыкальных инструментов», который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов. Предлагаемый проект направлен также на повышение музыкальной компетентности родителей и популяризацию семейного опыта по музыкальному воспитанию среди участников образовательной деятельности.
Основная часть
Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения человека в мир музыки. Родители могут многое сделать для развития у ребёнка интереса к музыке, особенно те, которые умеют играть на музыкальных инструментах, хорошо знают различные сказки и песни, устраивают детские праздники дома и могут поделиться своим опытом с другими родителями. Это ещё раз подтверждает большую силу воздействия музыки на человека, возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды в детском саду и дома для полноценного развития ребёнка и становления его личности.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам, а если рядом находятся родители, то вдвойне важен результат совместной творческой и продуктивной деятельности.
Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений при реализации принципа сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре и музыке. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения совместных мероприятий. И что немаловажно, повышение педагогической культуры родителей по музыкальному воспитанию ребенка в семье и детском саду.
Социальная значимость проекта:
- создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранение здоровья воспитанников;
- эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по данному направлению;
- пополнение материально – технической базы детского сада музыкальным оборудованием и новыми учебно-методическими пособиями;
- расширение взаимодействия и установление прочных связей с МБОУ ДОД
- «Школа искусств» г. Когалыма.
Цель проекта: приобщение родителей для создания условий по формированию основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала старших дошкольников через ознакомление с музыкальными инструментами.
Задачи проекта:
- Образовательные:
- систематизация и закрепление знаний детей о музыкальных инструментах разных групп (духовых, струнных и ударных);
- уточнение представлений о музыкальных инструментах, знакомство с внешним видом, названием, особенностями их звучания;
- развитие интереса детей к игре на детских музыкальных инструментах;
- обогащение словарного запаса и активизация речи детей специальными понятиями и терминами;
- развитие компетентности родителей в организации музыкальной среды дома для полноценного развития ребёнка и становления его личности;
- повышение интереса родителей к развитию музыкальных и творческих способностей детей не только в детском саду, но и в семье.
- Развивающие:
- развитие мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии;
- развитие творческого потенциала детей;
- обогащение музыкальных впечатлений детей и формирование музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
- Воспитательные:
- содействие проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность группы в области музыкального воспитания;
- способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями; побуждать детей к игре на детских музыкальных инструментах – самоделках в условиях семьи.
Ожидаемый результат.
Реализация данного проекта предполагает, что к концу учебного года:
- у дошкольников:
- сформируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности;
- сформируются элементарные навыки игры на музыкальных инструментах, игры в ансамбле;
- сформируется умение импровизировать, что будет способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий;
- у родителей:
- повысится компетентность в области музыкального воспитания детей;
- сформируются представления о создании условий для музыкального развития ребёнка в семье;
- обобщение семейного опыта по музыкальному воспитанию среди всех участников образовательного процесса.
Проект способствует объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, а также призван помочь родителям заложить основы для будущего профессионального обучения детей (музыкальные школы, студии и др.), отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:
В рамках проекта используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:
- проведения досугов (совместные развлечения, праздники, семейные концерты);
- участие в концертах, выставках, конкурсах;
- «познавательное» сотрудничество (консультации, экскурсии, создание мини-музея музыкальных инструментов);
- «аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей, анкетирование);
- «спонсорское» сотрудничество (приобретение экспонатов для мини - музея, участие родителей в преобразовании развивающей предметно-пространственной среды).
Общие сведения о проекте:
Тип проекта | творческий |
Место реализации | МАДОУ «Чебурашка» |
По виду деятельности | познавательно-творческий |
По продолжительности | долгосрочный |
По форме реализации | групповой |
Участники проекта | дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы №7, инструктор по труду, воспитатель по развитию речи, воспитанники и педагоги МБОУ ДОД «Школа искусств». |
Возраст детей | 6-7 лет |
Образовательная область | «Художественно-эстетическое развитие» |
Области интеграции | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
Основные направления работы с детьми.
Ресурсное обеспечение проекта.
- Музыкальные уголки во всех возрастных группах.
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.
- Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, баяны, бубны, духовые, шумовые.
- Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки.
- Технические средства: телевизор, музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование, видеотека, СД – диски.
- Сотрудничество с МБОУ ДОД «Школа искусств».
Методическое сопровождение проекта.
- Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
- Консультативный материал для родителей.
- Картотека игр.
- Подборка музыкальных загадок.
- Подборка художественной литературы о музыке, музыкальных инструментах.
- Рисунки.
Практическая работа
- Рисование, раскрашивание музыкальных инструментов.
- Организация выставок, мини-музеев.
- Изготовление самодельных музыкальных инструментов из бросового материала.
- Организация детского оркестра, музицирование.
Механизмы реализации проекта
Реализация поставленных задач проходит в четыре этапа:
- I этап. Организационный этап (01.09.2013г.-30.09.2013г.)
Определение цели, направлений работы, выявление уровня сформированности музыкальной культуры участников проекта.
На данном этапе проекта в рамках родительского собрания родители были ознакомлены с системой организации музыкально-образовательного процесса в подготовительной к школе группе, задачами по формированию у детей базового объема знаний, умений и навыков в области музыкальной деятельности. Родители проявили заинтересованность и готовность к совместной музыкально-творческой деятельности и организации музыкальной деятельности ребёнка в семье в рамках проекта.
Для определения содержания проекта, составления индивидуального маршрута развития ребенка был организован педагогический мониторинг по данному направлению в виде наблюдений за детьми в музыкальной деятельности и анкетирования родителей по теме "Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника".
В результате анализа данных мониторинга выявлено, что у детей не в полном объеме сформированы представления о музыкальных инструментах (63% от общего числа детей). Анкетирование родителей показало, что музыка играет важную роль в развитии ребенка - 30 %, ребенок положительно относится к репертуару детского сада - 60%, заниматься этим вопросом должны только педагоги -40 %, эффективными формами приобщения ребенка к миру музыки является: беседы -15 %, посещение концертных мероприятий -10 %, предпочитают отдать ребенка в музыкальную школу -20 %.
Также выявлено, какие условия созданы в семье для домашнего музицирования (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, владеет ли игрой на музыкальном инструменте, о творчестве каких композиторов хотели бы узнать). Если меня, как педагога - музыканта и одновременно родителя спросят: "Зачем нужна музыка вашему ребенку?" я отвечу, что хочу обогатить его жизнь. Но за этой короткой фразой стоит трудная задача: привить ребенку желание и умение музицировать, научить его выразительно пользоваться звуками.. Ведь из научных исследований известно о великой силе воздействия творческого музицирования на весь процесс формирования личности Во время совместного обсуждения данных результатов родители высказали готовность по оказанию помощи для решения этой проблемы в рамках проекта.
Определены цели и задачи, формы организации, методы и приемы взаимодействия с участниками проектной деятельности, разработан план мероприятий.
В ходе дискуссии определены продукты деятельности в рамках проекта:
- брошюра "Сборник загадок о музыкальных инструментах"
- альбом "Музыкальные инструменты разных стран и народов"
- альбом " Музыкальные инструменты разных эпох "
- создание мини-музея "Инструменты своими руками"
- конкурсная программа "Самая музыкальная семья"
Методическое оснащение проекта:
- подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта (методическая литература для педагогов и родителей, Познавательная и энциклопедическая литература для детей);
- подготовка иллюстраций и раздаточного материала,
- подбор дидактических игр по теме проекта: «Четвертый лишний», «Виды музыкальных инструментов», «Звуки музыкальные и шумовые», «Из чего сделан инструмент», «Симфонический оркестр», таблица «Виды музыкальных инструментов»;
- изготовление наглядных материалов для осуществления проекта, учебно - методического пособия «Королевство в контрабасе»;
- разработка конспектов организованной образовательной деятельности;
- разработка карт-схем (опорные схемы для составления описательного рассказа о музыкальном инструменте), ответственный - воспитатель по развитию речи;
- подбор родителями интернет-ресурсов (слайд-презентации, видеоролики с музыкальными фрагментами, музыкальные сказки и мультфильмы).
- II этап. Познавательно-исследовательский этап (01.10.2013г.-31.12.2013г.)
.
В ходе работы на данном этапе для родителей в группе создана библиотека, где они могли ознакомиться с методической, художественной и энциклопедической литературой по теме проекта, чтобы они более творчески подошли к созданию продуктов деятельности книг и брошюр. Вниманию родителей предложены консультации по темам "Музицирование в семье","Инструменты своими руками", "Домашний оркестр", " Сказки - шумелки ", проведены беседы с практическими советами.
Образовательная деятельность по реализации проекта проводится в соответствии с принципами ФГОС ДО, то есть учитываются индивидуальные и возрастные особенности воспитанников и применяется интеграция образовательных областей.
- Образовательная область « Познавательное развитие»
- просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло и в оркестре.
- просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт», "Музыкальные загадки", музыкальные сказки и мультфильмы.
- Беседа с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»
- Рассказ-сообщение об истории возникновения музыкальных инструментов
- беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.
- беседа с детьми о профессии музыканта
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Организация и проведение творческо-речевых игр
- Отгадывание загадок про музыкальные инструменты
- Разгадывание музыкальных кроссвордов
- Разгадывание музыкальных ребусов
- Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы музыкальных инструментов «Идем на концерт», « Магазин музыкальных инструментов»
- Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)
- Педагогами группы оформляется музыкальный уголок для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами
- организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных)
Образовательная область "Физическое развитие"
- создана картотека вибрационные упражнения М. Лазарева
Образовательная область « Речевое развитие»
- Чтение стихов и сказок про музыкальные инструменты
- Придумывание детьми загадок и стихов про музыкальные инструменты
- Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты («Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»)
Образовательная область"Художественно эстетическое развитие"
- С детьми проведены занятия по музыкальному развитию:
- серия занятий "Звуки разные бывают" (с применением опытно-экспериментальной деятельности)
- "История возникновения музыкальных инструментов"
- "Инструменты народов разных стран"
- «В музее музыкальных инструментов»
- цикл занятий по симфонической сказке "Петя и волк".
- Слушание аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (высокого качества);
- Компьютерные игры по теме проекта «Угадай, что звучит», «Четвертый лишний» и др.;
- Музыкально-дидактические игры:
- «Угадай, на чем играю»;
- «Оркестр»;
- «Гномики и феи»;
- «Музыкальный теремок»;
- «Подбери инструмент»;
- «Музыкальный кубик»;
- «Кубик-оркестр»
- Разучивание и исполнение пьесок детского оркестра музыкальных инструментов
На занятиях по ИЗО организуется
- роспись музыкальных инструментов по мотивам дымковской, городецкой, хохломской и гжельской росписей с целью приобщения детей к народной культуре.
- рисование детьми детских музыкальных инструментов
- раскрашивание картинок детских музыкальных инструментов;
- рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты «Флейтист», «»
В соответствии с рекомендациями воспитатели оформили музыкальный уголок в группе, который оказывает практическую помощь педагогам при организации:
- самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами;
- проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы музыкальных инструментов «Идем на концерт»« Магазин музыкальных инструментов»
На данном этапе также проводятся экскурсии в МБОУ ДОД "Школа искусств" для ознакомления детей с профессиональными музыкальными инструментами и их звучанием, посещения концертных программ и организация "экскурсии выходного дня" с непосредственным участием родителей.
- III этап. Продуктивный этап (11.01.2014г. – 28.02.2014г.)
На данном этапе происходит самостоятельное моделирование, проектирование мини – музея, систематизируется и обрабатывается накопленный материал.
В ДОУ систематически ведет свою работу семейный клуб «Заботливые родители». На одном из заседаний клуба был организован мастер - класс на тему "сказки - шумелки", в ходе которого были созданы условия для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организованна мини-мастерская для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных), разыграны несколько сказок – шумелок «Курочка ряба», «Мышки зимой», «Шел по лесу медведь».
Совместное участие в творческих мероприятиях помогло объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Дома они занимались оформлением альбомов и брошюр "Сборник загадок о музыкальных инструментах", "Музыкальные инструменты разных стран и народов", " Музыкальные инструменты разных эпох " Данные сборники вошли в мини - музей ДОУ, это также дало возможность каждому ребенку почувствовать себя творцом, соавтором, участником творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными в процессе совместной деятельности и свободной деятельности. Причем не только сам, но и его родители.
Музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря которому были объединены усилия взрослых по созданию условий для творческого развития воспитанников.
- IV этап. Заключительный этап (01.03.2014г. – 31.03.2014г.)
На заключительном этапе организована встреча с родителями «У камина», где были подведены итоги, отмечены достигнутые, благодаря совместным усилиям, результаты музыкального развития детей, их творческие успехи. Самые активные родители были отмечены благодарственными письмами, дипломами.
Участниками проекта принято решение об организации конкурса «Самая музыкальная семья»
В процессе обсуждения, путем отбора детьми и родителями были определены семьи воспитанников для участия в конкурсе. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы.
В качестве критериев оценки педагогического проекта были выделены следующие моменты:
- по оценкам родителей реализация проекта стала значимым и необходимым мероприятием как для них и воспитанников, так и для образовательного учреждения в целом;
- поставленная цель и задачи педагогического проекта при соблюдении логической концепции проекта, наличии логической цепочки: проблема-цель-задачи-метод-результат, соблюдении последовательности действий, разумности набора мероприятий были решены в полном объеме;
- основным показателем оценки эффективности проекта является значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
Заключение.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей чем, детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, педагог и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»
Сугробы в сумерки упали,
На окнах выткалась парча.
Рисуя тени на рояле,
Играет пламенем свеча.
В уютной комнате все вместе
При этом маленьком огне
Тихонько петь мы будем песни
И сказки слушать в тишине…
(А.Н.Майков)
Творческое название проекта: «Изобразительная сила музыки»
Участники проекта: дети подготовительной группы (5-7 лет)
Аннотация проекта:
- тип проекта: творческий, коллективный;
- доминирующая в проекте деятельность: восприятие музыки;
- направленность деятельности: воспитательно-образовательная,
художественно-эстетическая;
- участники проекта: дети подготовительной группы,
родители, воспитатели
- долгосрочный (2019 -2020)
- характер контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность проекта
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:
- развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
- развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
- дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
- развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок;
- дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия
- между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
- между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
- между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
- между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;
- между уровнем современных средств ТСО и слабой материально – технической базой ДОУ.
Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:
- развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
- выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
- расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».
Задачи проектной деятельности
- Теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
- приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;
- проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
- разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-7лет.
Предполагаемые результаты
- Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
- Развитое образное мышление и творческое воображение.
- Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
- Получение первого опыта самооценки.
- Творческое самовыражение воспитанников.
Предмет исследования
педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Сказка в музыке» для развития потенциальных музыкально-творческих возможностей детей старшей - подготовительной группы
Основные методы проекта
- Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.
- Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
- Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».
- Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.
Этапы реализации проекта
1. Концептуальный (декабрь 2019) | Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов |
2.Подготовительный (январь- февраль 2019) | Подбор методического материала, фонотеки. Создание театрально-музыкальной студии, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий, подготовка плана работы кружка «Танцевальный калейдоскоп» |
3.Вводно-диагностический (март-май 2019) | Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования. |
4. Внедренческий (сентябрь – апрель 2020) | Внедрение различных форм работы по теме «Сказка в музыке» в образовательное пространство ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников. |
5. Заключительный (май 2020) | Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта, |
6. Итоговый (июнь 2020) | Сбор данных по результатам эксперимента. Создание модели организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей. |
Модель организации работы по теме
«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
- О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
- О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.
- С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
- Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
- Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
- Перспективное планирование.
2. Материально-техническое.
- Комната сказки;
- Театральная студия с оборудованной костюмерной;
- Декорации, атрибуты;
- DVD проигрыватель ;
- Диски с музыкальными сказками;
- Музыкальный центр;
- Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
- Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах
3. Диагностико-дидактическое.
- Конспекты занятий по теме «Сказка в музыке».
- Перспективный план работы кружка «Танцевальный калейдоскоп»
- Творческие задания, направленные на:
- формирование музыкального и импровизационного творчества.
- восприятие музыкального образа через синтез искусств.
- Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ко Дню Матери «Всех важней на свете - мама»
Отметим его в ноябре.
Зимы ожидает природа
И слякоть ещё на дворе.
Но мы дорогим нашим мамам
Подарим веселый концерт
Тепла и улыбок желаем,
Огромный вам детский привет!
О. Титаренко
Праздник «День Матери» основан Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День Матери» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Порой встречаются семьи, где мама очень любит своего ребенка, а он обижает и не ценит ее. Кроме того, в беседе с детьми часто выясняется, что практически все дети знают и могут рассказать, чем их мамы заняты дома, о своей совместной с ними деятельности. Но не все дети могут рассказать о маминых увлечениях, о профессиях своих мам, о том, что мамина мама – это бабушка, о том, что можно сделать, чтобы маме было приятно, о семейных традициях, о замечательных бабушках.
Праздник «День Матери» служит напоминаем необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Именно по этому, встает необходимость в поднятии статуса мамы, воспитании уважения и любви к ней.
Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме.
Цель проекта : воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, желание заботиться о ней.
Задачи:
• Социализация дошкольников через актуализацию значения материнства.
• Сближение детей и родителей через совместную деятельность.
• Развитие творческих способностей воспитанников;
Состав участников: педагоги МАДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: среднесрочный – 3 недели.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Презентация проекта:
Музыкальная сказка «»Маму надо слушать» посвященная Дню Матери;
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Этапы работы | Сроки реализации | Содержание работы |
Подготовительный | 1-я недля | Подбор и анализ литературного, музыкального, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта. |
Организационный | 2-я неделя | Разработка сценария музыкальной сказки «Маму надо слушать». Игровые ситуации, беседы с детьми «Наши мамы»,«Мама»; Пословицы и поговорки о маме; Педагогические ситуации «Забота о маме»;Ситуации морального выбора (Мама устала – как я поступлю: поиграю тихо один, приглашу друзей и т. д.); Чтение художественной литературы по теме праздника; Слушание и исполнение музыки (песен) о маме; Разучивание музыкально-танцевальных композиций для концерта. Разучивание и отработка слов по ролям. |
Формирующий | 3-я неделя | Организация выставки - портретов «Моя мама», презентация, Мастерская по изготовлению подарков маме; Подбор атрибутов и костюмов к сказке; |
Итоговый | 3-я неделя | Музыкальная сказка «Маму надо слушать», посвященная Дню Матери. |
Планируемые результаты:
Для детей:
- У детей повысится статус семьи, чувство гордости и уважения к своим маме и мамам других детей.
- У детей разовьются навыки в творчестве и исполнительстве и желание участвовать в различных мероприятиях.
- У детей расширятся знания о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
Для родителей:
- Примут участие в создании атрибутов, поделок и костюмов к празднику.
- Станут активным соучастником ребенка в его творческой и деятельности.
- Закрепят знания о празднике «День Матери».
Для педагогов:
- Проявят посильную помощь и поддержку в развитии у детей музыкально – творческих способностей, коммуникативных навыков, проявления у детей креативности, воображения, умения работать в команде.
- Проявят активность и окажут содействие в сближении матерей и детей, тем самым способствуя установлению близких, теплых, доверительных отношений в семье.
Литература, источники:
1. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения» Детство-Пресс» С – П. 2004.
2. С.И. Бекина «Праздник в детском саду». М., “Просвещение” 1990.
3. М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». – М.: ТЦ Сфера,2009. – 128 с.
4. И.В. Бодраченко «Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста».
5. С.И. Бекина «Праздник в детском саду». М., “Просвещение” 1990.
6. И. Новоскольцева, «Композитор».Санкт-Петербург 2003
7. doshkolnik.ru
8 . nsportal.ru
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ко Дню Матери «Всех важней на свете - мама»
Отметим его в ноябре.
Зимы ожидает природа
И слякоть ещё на дворе.
Но мы дорогим нашим мамам
Подарим веселый концерт
Тепла и улыбок желаем,
Огромный вам детский привет!
О. Титаренко
Праздник «День Матери» основан Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День Матери» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Порой встречаются семьи, где мама очень любит своего ребенка, а он обижает и не ценит ее. Кроме того, в беседе с детьми часто выясняется, что практически все дети знают и могут рассказать, чем их мамы заняты дома, о своей совместной с ними деятельности. Но не все дети могут рассказать о маминых увлечениях, о профессиях своих мам, о том, что мамина мама – это бабушка, о том, что можно сделать, чтобы маме было приятно, о семейных традициях, о замечательных бабушках.
Праздник «День Матери» служит напоминаем необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Именно по этому, встает необходимость в поднятии статуса мамы, воспитании уважения и любви к ней.
Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме.
Цель проекта : воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, желание заботиться о ней.
Задачи:
• Социализация дошкольников через актуализацию значения материнства.
• Сближение детей и родителей через совместную деятельность.
• Развитие творческих способностей воспитанников;
Состав участников: педагоги МАДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: среднесрочный – 3 недели.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Презентация проекта:
Музыкальная сказка «»Маму надо слушать» посвященная Дню Матери;
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Этапы работы | Сроки реализации | Содержание работы |
Подготовительный | 1-я недля | Подбор и анализ литературного, музыкального, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта. |
Организационный | 2-я неделя | Разработка сценария музыкальной сказки «Маму надо слушать». Игровые ситуации, беседы с детьми «Наши мамы»,«Мама»; Пословицы и поговорки о маме; Педагогические ситуации «Забота о маме»;Ситуации морального выбора (Мама устала – как я поступлю: поиграю тихо один, приглашу друзей и т. д.); Чтение художественной литературы по теме праздника; Слушание и исполнение музыки (песен) о маме; Разучивание музыкально-танцевальных композиций для концерта. Разучивание и отработка слов по ролям. |
Формирующий | 3-я неделя | Организация выставки - портретов «Моя мама», презентация, Мастерская по изготовлению подарков маме; Подбор атрибутов и костюмов к сказке; |
Итоговый | 3-я неделя | Музыкальная сказка «Маму надо слушать», посвященная Дню Матери. |
Планируемые результаты:
Для детей:
- У детей повысится статус семьи, чувство гордости и уважения к своим маме и мамам других детей.
- У детей разовьются навыки в творчестве и исполнительстве и желание участвовать в различных мероприятиях.
- У детей расширятся знания о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
Для родителей:
- Примут участие в создании атрибутов, поделок и костюмов к празднику.
- Станут активным соучастником ребенка в его творческой и деятельности.
- Закрепят знания о празднике «День Матери».
Для педагогов:
- Проявят посильную помощь и поддержку в развитии у детей музыкально – творческих способностей, коммуникативных навыков, проявления у детей креативности, воображения, умения работать в команде.
- Проявят активность и окажут содействие в сближении матерей и детей, тем самым способствуя установлению близких, теплых, доверительных отношений в семье.
Литература, источники:
1. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения» Детство-Пресс» С – П. 2004.
2. С.И. Бекина «Праздник в детском саду». М., “Просвещение” 1990.
3. М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». – М.: ТЦ Сфера,2009. – 128 с.
4. И.В. Бодраченко «Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста».
5. С.И. Бекина «Праздник в детском саду». М., “Просвещение” 1990.
6. И. Новоскольцева, «Композитор».Санкт-Петербург 2003
7. doshkolnik.ru
8 . nsportal.ru