4.5. Наличие реализованных значимых для организации инициатив, осуществлённых во взаимодействии с коллегами.

4.5.1 - 4.5.6

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.5.2155.5 КБ
Файл 4.5.313.81 КБ
Файл 4.5.424.9 КБ
Файл 4.5.521 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 22 имени Геннадия Федотовича Пономарева

 

Отчет

о работе по реализации инновационного проекта (программы)

«Изучение и применение технологий бережливого производства»

за 2018 – 2019 учебный год

______________________________ Бережливое производство ___________________

(направление деятельности региональной инновационной площадки, согласно приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.08.2018 № 1120)


Структура отчета

№ п/п

Наименование раздела

I.

Общие сведения об образовательной организации

II.

Фактическая часть

2.1

События (мероприятия)

2.2

Организации-партнеры

2.3

График реализации проекта (программы)

III.

Аналитическая часть

3.1

Описание текущей актуальности продуктов инновационной деятельности

3.2

Продукты инновационной деятельности

3.3

Описание методов и критериев мониторинга качества проекта

3.4

Достигнутые результаты за 2018-2019 учебный год

3.5

Достигнутые эффекты

3.6

Список публикаций

3.7

Информация в СМИ

IV.

Задачи на 2019-2020 учебный год

V.

Приложения


Общие сведения об образовательной организации

1.1

Муниципальное образование

МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева

1.2

Населенный пункт (указать полностью)

Город Сургут

1.3

Полное наименование образовательной организации (в соответствии с лицензией)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 22 имени Геннадия Федотовича Пономарева

1.4

Юридический/почтовый адрес

628422, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Сургут, ул. Замятинская, д. 4.

1.5

Ф.И.О. руководителя образовательной организации (указать полностью)

Постникова Любовь Алексеевна

1.6

Контакты (приемной): телефон

8(3462) 21-42-47

(ул. Замятинская, 4)

1.7

e-mail

sc22@admsurgut.ru 

1.8

Адрес официального сайта образовательной организации в сети Интернет

http://school22.admsurgut.ru

  1. Состав проектно-инициативной группы, опыт участия в реализации инновационного проекта

п/п

Ф.И.О.

сотрудника

Должность

в образовательной организации

Функционал специалиста

в рамках инновационной деятельности

(руководитель проекта, куратор, член проектной группы и пр.)

1

Маликова Марина Зубаиловна

учитель химии, биологии и руководитель методического объединения

руководитель

2

Сулейманова Санира Закировна

учитель биологии

член проектной группы

3

Старцева Татьяна Маликовна

учитель биологии

член проектной группы

4

Магарамов Зорге Салихович

учитель физики

член проектной группы

5

Говоркова Екатерина Евгеньевна

учитель физики

член проектной группы

6

Пудовкин Александр Петрович

учитель технологии

член проектной группы

7

Худоерко Оксана Петровна

учитель технологии

член проектной группы

8

Магомедсалихова Изумруд Арсланбековна

учитель географии

член проектной группы

9

Кузьминская Оксана Михайловна

учитель информатики и ИКТ

член проектной группы

10

Соловицкая Анжелика Дмитриевна

заместитель директора по ВВВР

член проектной группы

11

Гурова Анастасия Николаевна

учитель начальных классов

член проектной группы

  1. Фактическая часть

2.1. События

Название события

Дата проведения

Количество участников

педагогов /обучающихся

Ссылка на информацию о событии

Муниципальный уровень

Урок «Бережливое производство»

март

9б класс

Рекомендации по энергосбережению для школьников

18.10.19

5-11 классы

http://school22.admsurgut.ru/stranica-novosti/ekologiya-i-energosberezhenie

Безопасность в интернете (видеоролик)

19. 10.18

26.04.19,

1-11 классы

http://school22.admsurgut.ru/stranica-novosti/den-it-znanij-2019

Мультимедиа презентация по  технологии «Бережливое производство»

Урок «Как сберечь воду в школе, дома, в общественных местах»

27.03.19

4 класс

http://school22.admsurgut.ru/stranica-novosti/kak-sberech-vodu-v-shkole-doma-v-obshestvennyh-mestah 

 

Акция «Час Земли»

30.03.19

1-11 классы

http://school22.admsurgut.ru/stranica-novosti/chas-zemli

 Десант «Дерево надежды»

08.10.18

12.09.19

1-11 классы

http://school22.admsurgut.ru/stranica-novosti/derevo-nadezhdy

Конкурс экологических листовок по теме «Берегите природные ресурсы»

30.04.19

5 педагогов/12учащихся

Региональный уровень

Конкурс экологических листовок «Берегите природные ресурсы»

06.05.19

1 педагог/1 учащийся

участники

Федеральный уровень

Международный уровень

2.2. Организации-партнеры

Наименование организации

Функции в проекте (программе)

1

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» (МАОУ ДО ЭБЦ) 

участники, муниципального этапа окружного конкурса экологических листовок

2.3. График реализации проекта*

Шаги по реализации

Выполнено/Не выполнено

1

Организация обучающих семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, форумов и других коммуникативных мероприятий на тему «Бережливое производство».

На МО классных руководителей проведен обучающий семинар

2

Исследование актуальных тенденций и проблематики в области бережливого производства

Говоркова Екатерина Евгеньевна, учитель физики, проект  «Правила экономии тепловой, электрической энергии и воды в школе МБОУ СОШ №22 им. Г.Ф. Пономарева г. Сургут»

3

Взаимодействие с другими образовательными организациями РФ и зарубежных стран с целью обмена опытом по технологиям и методикам обучения бережливому производству.

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» (МАОУ ДО ЭБЦ) 

4

Обеспечение научно-методической поддержки государственных предприятий и государственных учреждений ХМАО-Югры

Не выполнено

5

Проведение научно-практической конференции, мастер – классов и выставок

Худоерко Оксана Павловна, учитель технологии, мастер-класс «Новогодняя ёлка своими руками».

Сулейманова Санира Закировна, учитель биологии, выставка рисунков «Берегите природные ресурсы»

6

Разработка и практическая реализация мер по мотивации учащихся и их родителей (законных представителей) к применению бережливых технологий

Говоркова Е.Е. «Правила экономии тепловой, электрической энергии и воды в школе МБОУ СОШ №22 им. Г.Ф. Пономарева г. Сургут»

*График реализации проекта оформить в соответствии с планом работ, указанных в заявке, на статус региональной инновационной площадки, указать выполненную работу.

  1. Аналитическая часть

3.1. Описание текущей актуальности продуктов  (1 – 2 предложения, обосновывающих актуальность проведенной инновационной работы, актуальность инновационных продуктов).

Усиление роли экологического фактора в жизнедеятельности общества предполагает востребованность научных разработок, связанных с более детальной идентификацией природоохранных аспектов производственно хозяйственной деятельности, совершенствованием их анализа и оценки. Высокая стоимость технологий, позволяющих сохранять качественное состояние окружающей среды в условиях дефицита финансовых ресурсов у значительной части предприятий, предопределяет необходимость формирования программ стимулирования природоохранной деятельности.

3.2 Полученные инновационные продукты

Наименование

Краткое описание продукта с указанием ссылки размещения материала в сети Интернет

Рекомендации по практическому использованию в массовой практике

Краткое описание возможных рисков и ограничений

Правила экономии тепловой, электрической энергии и воды в школе МБОУ СОШ №22 им. Г.Ф. Пономарева г. Сургут

Использовать данные правила во время уроков технологии и физики.

Елочки из фетра

Мастер- класс для детей и их родителей

Видеоролик  призыв «Сохраним Зеленое золото Югры – мой фильм».

Использовать видеоролик во время классного часа, на родительских собраниях, размещать  в социальных сетях.  

3.3. Описание методов и критериев мониторинга качества проекта. Результаты самооценки

Кратко описать количественные и качественные показатели, обеспечивающие эффективность деятельности по реализации проекта (1 – 2 абзаца текста)

        В результате проведения данных мероприятий, мы получили качественные и количественные показатели: во время проведения акции «Час Земли» с нашей образовательной организации были задействованы  все педагоги, учащиеся и их родители. Мастер – класс Новогодняя елка из фетры объединила учеников и педагогов, привлек их внимание к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности.

       

3.4. Достигнутые результаты

Результат

достигнут/не достигнут

3.5. Достигнутые внешние эффекты

Эффект

достигнут/не достигнут

-

Не достигнут

3.6. Список публикаций за 2018 – 2019 учебный год

Ф.И.О. автора/автор, автор-составитель, составитель

Название публикации (статьи, методические разработки, сборники, монографии и пр.)

Выходные данные (название журнала (для сборника название типографии), номер журнала, год издания, номера страниц (для журнала – на которых размещена статья; для сборника – общее количество страниц)

Говоркова Екатерина Евгеньевна

Правила экономии тепловой, электрической энергии и воды в школе МБОУ СОШ №22 им. Г.Ф. Пономарева г. Сургут

3.7. Информация в СМИ (газеты, телевидение, сетевые СМИ) о деятельности региональной инновационной площадки за 2018 – 2019 учебный год

Ф.И.О. выступающего в СМИ / автора материала

Название публикации / сюжета

Выходные данные (название СМИ, дата публикации (выхода в эфир), номер газеты/журнала, ссылка (при наличии) 

-

-

-

  1. Задачи проекта на 2019-2020 учебный год
  1. Проект на тему «Экономия электричества и тепла в жилых домах»



Предварительный просмотр:

18.10.2018   в школе прошли  тематические классные часы  по энергосбережению.

Цели и задачи классного часа:

  • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  • создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  • вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
  • стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Руководитель проекта       Маликова М.З.



Предварительный просмотр:

 7А класс    

Классный час по теме:

«Учимся быть бережливыми» (Энергосбережение)

 

Цели и задачи классного часа:

  • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  • создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  • вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
  • стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Форма проведения: путешествие с элементами театрализации

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

На доске схема-план двухкомнатной квартиры.

Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме?

Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…

Учитель прикрепляет картинки на доску.

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу?

 

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

  • в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
  • согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;
  • не говоря уже об освещении квартир;
  • о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;
  • даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Будем “SOS” кричать!

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята.

(Электроша - ученик)

Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу, 
Ты дашь возможность потомкам напиться.

Электроша: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

  • Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
  • Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
  • А главное - не забывайте выключать воду!

Электроша: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

 

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Электроша: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Вот

Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)

На доске картинка с изображением холодильника.

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.

Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

 

На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель: А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца 
Через нос водица льется. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением термоса.

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.

Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?

А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)

Электроша: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

 

Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.

На доске картинка с изображением фена.

Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)

Электроша: Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.

Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот

Чтоб холодная зима 
Не прокралась к нам в дома, 
Вы окошки утеплите – 
И в тепле себе живите!

Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна.

А вот для вас небольшой тест:

  1. Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
  2. Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
  3. Вы не держите форточки постоянно открытыми?
  4. На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
  5. У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

Электроша: Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

Учитель: Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу

“О бережливости в картинках” или “Экономный ли я?”, или “Как стать хозяином в доме”.

Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)

Электроша:

Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!



Предварительный просмотр:

Классный час по теме: 
«Зелёное – значит бережливое!»
Цели:
1) актуализация знаний учащихся начальных классов о рациональном использовании
природных ресурсов, формирование представлений об эффективном энергопотреблении и
энергосбережении, рациональном использовании источников питьевой воды; 
2) развитие умений работы в группе, умение сотрудничать и вырабатывать единое мнение; 
3) воспитывать бережное и разумное отношение к использованию всех природных ресурсов планеты.
Задачи:
способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; 
создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии; 
вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго и ресурсосбережению;
стимулировать интерес к практическому применению знаний, полученных в школе.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: медитация, авторский стул, беседа, блицтурнир, соревнование, мозговой штурм, тонкие и толстые вопросы,  мини диспут, дидактические игры.
Оборудование: проектор и экран, компьютер, ноутбук или интерактивная доска
для демонстрации презентации в MicrosoftPowerPoint; принтер (желательно цветной),
листы А4 для печати раздаточного материала; демонстрационный материал (яблоко, нож,
литровая банка с водой, пустой стакан, пипетка, 3 цветных пакета (оранжевый, желтый,
синий).

ХОД УРОКА
Орг. момент.
I
Слайд № 1
Психологический настрой учащихся.
А) 1. Мотивация:
Слайд №2
Из разбросанных букв составьте слово: ы, л, н, е, й, ё, з.
2.Психологический тренинг.
Слайд № 3
1. Стратегия «Медитация». Ребята, опустите головы, закройте глаза. Вообразите
себе, что вы находитесь на необитаемой планете. И вдруг у вас на лице появилась
счастливая улыбка. Почему? Что вы там увидели? Что так подняло ваше настроение?
2. Дети устно высказывают свои представления, сидя на авторском стуле.
Б) Побуждение интереса.
Слайд № 4
1. Как звучит слово «ЗЕЛЁНЫЙ» на казахском языке? (жасыл, көк). А на
английском? (green).
2. Составьте с этим словом словосочетания (зелёный росток, зелёная трава, зелёная
планета и т.д.)
Слайд № 5
II. Стадия вызова.
В какое время года в природе всё начинает зеленеть? (весна)
Что происходит весной? (природа просыпается, начинает жить)
Как вы думаете, что обозначает слово зелёный? (новая жизнь)
Какие ассоциации вызывает у вас слово «зелёный»? (учитель отбирает те ответы,
которые соответствуют слову «жизнь» и повторяет их)
Слайд № 6

Вот и пришли мы с вами к теме нашего урока – «Зелёное – значит бережливое!»
Деление на группы (учитель делит детей на 24 группы, в зависимости от
количественного и качественного состава класса).
III. Стадия осмысления.
– Что вам уже известно о питьевой воде? 
А) 
Игровое моделирование «Яблоко»: показать наглядно соотношение воды и суши
на планете.
Учитель берёт в руку яблоко и говорит: «Все яблоко – это наша Земля. Три
четверти поверхности суши занимает вода (с этими словами учитель делит яблоко на
четыре части и три из них убирает). Одна четвёртая поверхности Земли – суша. 
Дети делают вывод о количестве водных запасов на планете.
Масштабированный опыт «Сколько воды осталось на земле»

Учитель демонстрирует детям литровую банку с водой. Необходимо пояснить, что в банке – вся вода, имеющаяся на Земле,  и пресная, и солёная. Учитель просит детей перечислить все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и солёную воду.

Проделываем следующие действия:
1. Наполним литровую банку подкрашенной голубым красителем или гуашью водой.
Она будет символизировать все земные запасы воды. 
2. Наберем 0,5 пипетки (1 мл) воды из литровой банки и выжмем ее в воздух. Это
вода, которая находится в атмосфере. 
3. Две пипетки с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах. 
4. Из литровой банки переливаем в другую емкость 973 мл и добавляем соль – это
соленая вода морей и соленых озер. 
5. 21 мл (4 чайных ложки)переливаем в другой стакан – именно такое количество
воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии. 
6. Оставшуюся воду из литровой банки выливаем в почву. Это вода, находящаяся
внутри земной поверхности. 
7. Обсуждение. В каких емкостях находится вода, пригодная для человека? (для
использования пригодна вода в стакане, символизирующая воду в реках, озерах и почве).

Видеоролик №1.«Рациональное использование питьевой воды»
Блицтурнир: дети на скорость отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу
о необходимости экономии водных ресурсов, в частности питьевой воды.
Какую часть земной поверхности занимает вода? (3/4)
Какую часть человека занимает вода? (3/5)
Что такое пресная вода? (которую можно употреблять в пищу)
Что такое солёная вода? (вода, содержащая в себе соль, вредная для человека и
животных)
Где находится пресная вода? (реки, озёра, болота, ледники)
Где находится солёная вода? (моря и океаны)
Какой воды на планете больше? (солёной)
Как очищается пресная вода? (на заводах, через системы очистки)
Что надо делать, чтобы пресная вода не закончилась? (закрывать краны, не
играться водой, использовать питьевую воду по назначению, т.е. экономить слово
необходимо записать на доске)

Б)Разминка
Слайд № 7
Игра «Нужно и нельзя»: дети выбирают правильные или неправильные суждения
и выполняют в соответствии с правилами движения (правильное суждение – хлопают в ладоши, неправильное – топают ногами) необходимые действия.
1. Можно играть с включенным электрофеном (топают ногами).
2. Можно трогать мокрыми руками включенный утюг (топают ногами).
3. Можно выключать свет, когда выходишь из комнаты (хлопают в ладоши).
4. Можно садиться близко к включенному телевизору (топают ногами).
5. Можно оставлять включенным компьютер, когда ложишься спать (топают
ногами).
6. Можно выключать утюг, когда он тебе не нужен (хлопают в ладоши).

Видеоролик №2.«Энергосбережение и зеленая экономика»

Мозговой штурм: за 1 минуту написать слова, услышанные или увиденные в
ролике.
От каждой команды выступает только один учащийся, который зачитывает все
слова, записанные командой, последующая команда зачитывает только те слова, которые ещё не прозвучали. Побеждает команда, записавшая больше всех слов.
Тонкие и толстые вопросы:
В течение 2 минут каждой команде необходимо подготовить вопросы по тому
видеоматериалу, который мы только что с вами просмотрели.
Команды задают друг другу вопросы и приходят к выводу о необходимости
привлечения внимания к проблемам использования и экономии энергии и энергоресурсов.
Побеждает та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов.
Зачем нам нужен ток? (чтобы можно было пользоваться приборами)
Где получают ток? (на заводах, электростанциях)
Какой вред приносят такие заводы? (загрязняют природу)
А что такое «загрязнение природы»? (это когда природа умирает)
Как ещё можно получать ток? (от солнца, от ветра, от воды)
Какой способ получения тока лучше? (второй)
Как называется такой способ? (зелёная энергетика)
И мы с вами снова пришли к слову зелёный(слово написать на доске перед
предыдущим словом экономить).
4. Рефлексия.
А) Подведение итогов
Какое словосочетание можно составить со словами на доске?
Слайд № 8
Как вы понимаете выражение «зелёная экономика»? (после ответов детей учителю
необходимо пояснить терминологию, используя информацию, связанную с ЭКСПО2017)
Б) Видеоролик №3. «Раздельный сбор мусора»
Соревнование «Кто быстрее?» (каждая команда должна собрать мусор
соответствующий цвету пакета, учитель раздает командам разноцветные пакеты, но не  поясняет в какой пакет что нужно положить: 1 команда – оранжевый пакет – батарейки и лампочки (возможно добавить сотовые телефоны и электронные приборы), 2 команда – жёлтый пакет  пластик, 3 команда – синий пакет  бумага). 
Минидиспут: дети защищают правильность своего выбора и отвечают на вопросы
друг друга. В ходе проведения диспута дети находят ответы на два основных вопроса.
Слайд № 9
Возврат к началу урока: Стратегия «Медитация». Ребята, опустите головы,
закройте глаза. Вообразите теперь, что вы находитесь на нашей планете, но прошло уже 100 лет. И вдруг у вас на лице появилась счастливая улыбка. Почему? Что вы там увидели?
Что так подняло ваше настроение?
5. Домашнее задание.