3.3. Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.

3.3.1 - 3.3.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.3.124.71 КБ
Microsoft Office document icon 3.3.2103 КБ

Предварительный просмотр:

Заключение по результатам диагностики ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического

Методика: Диагностика доминирующей перцептивной модальности,  С. Ефремцева

Класс:8Б

Период проведения: 2017-2018 учебный год

Диаграмма 1.

 

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации учащихся можно разделить на несколько подгрупп:

Визуалы 32% (4 чел.) - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. От визуала можно требовать быстрого решения задач. При выполнении работы на уроке или дома визуалу рекомендуется разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Учителю в общении с визуалом необходимо использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

Кинестет 8% - это люди, воспринимающие большую часть информации через такие ощущения, как обоняние, осязание и др. и с помощью движений. Они нуждаются в более трепетном, чем аудиал и визуал, отношении к себе, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних! При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется не заставлять кинестета сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. При обучении кинестетика нужно использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестеты обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Есть ребята, для которых информация одинаково эффективно поступает через несколько каналов. Всего таких ребят 48% класса. Ребенок в своей жизни и деятельности использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Аудиаы 12%- в основном получает информацию через слуховой канал. Аудиал может немедленного повторить услышанный материал. При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется не делать аудиалу замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием. Во взаимодействии с аудиалом необходимо использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия.

Исполнитель: педагог-психолог                        D:\Педагог-психолог_Надеина Т.В\КОНКУРС_Педагог года\подпись.JPG                                                 Е.Р.   Янакова.    



Предварительный просмотр:

     Альдегиды и кетоны.

Тема урока « Альдегиды и кетоны. Их строение и свойства».

Цель: Научить прогнозировать свойства альдегидов и кетонов на основе их строения.

Задачи:

Образовательные:  

  1. Изучить строение,  гомологические ряды, номенклатуру  и изомерию альдегидов и кетонов.
  2. Разобрать строение карбоксильной группы и на этой основе подчеркнуть особенное для альдегидов и кетонов.
  3. Рассмотреть физические и  химические свойства веществ в сравнении для обоих классов этих соединений.
  4. Продолжать формирование системы химических знаний, умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей;

Воспитательные: 

  1. Воспитать стремление к деятельности, к умению принимать правильные решения, используя имеющуюся информацию и уметь обосновать эти решения, стремление к самостоятельности.
  2. Продолжать формировать научное мировозрение.

  Развивающие:

  1. Сформировать умение систематизировать полученные знания.
  2. Формировать умение и навык корректировать свои знания и способы деятельности.

Оборудование и материалы:

  • раствор сульфата меди (II);
  • раствор гидроксида натрия;
  • раствор формалина;
  • спиртовка, спички, держатель;
  • раствор нитрата серебра (I);
  • нашатырный спирт

Методы обучения: изложение, беседа в сочетании с самостоятельной работой, объяснение, частично-поисковый,  закрепление,  демонстрационный эксперимент.

Средства обучения: ТСО и применением единой коллекции ЦОР, наглядные пособия, демонстрация опыта.

ХОД УРОКА      

 I   Организационный этап. Постановка целей и задач урока  (слайд 1-тема урока)  

Мы приступаем к изучению темы «Альдегиды и кетоны» на изучение которой отводится 4 часа учебного времени, а   сегодня мы познакомимся с гомологическим рядом альдегидов и кетонов, их строением, особенностью функциональной группы, расширим представления о взаимном влиянии атомов на примере свойств альдегидов.

Запишите домашнее задание на след. урок.

Домашнее задание- § 19, стр 178 упр № 1, 2, 3., + распечатка

- Ребята, напомните мне план изучения органических веществ?

Эту тему мы будем изучать по знакомому нам плану (слайд 2)

  • Состав и строение альдегидов и кетонов
  • Классификация и номенклатура
  • Изомерия
  • Физические свойства
  • Химические свойства
  • Получение
  • Применение

Последние 2 пункта (получение и применение) и часть химических свойств  мы рассмотрим на следующем уроке.

На дом вы получили задание – повторить основные химические понятия.

Вначале урока проведем разминку – блицтурнир по основным химическим понятиям :

1. Дайте определение гомологов

2. Вспомним определение изомеров

3. Формула радикала метила.

4. Формула метанола.

5. Формула этанола.

6. Функциональная группа спиртов.

7. Качественная реакция на фенол.
8. Гибридизация атома углерода при двойной связи.
9. Реакция гидрирования.
10. Реакция дегидрирования.

11. Катализатор в реакции Кучерова.

12. Отличие реакций полимеризации от реакций поликонденсации


   Молодцы ребята! Мы повторили с вами основные вопросы, знания которых понадобятся для изучения нового материала.

Итак, переходим к изучению нового материала «Альдегиды и кетоны»

Как вы думаете, почему альдегиды назвали альдегидами?

II     Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Актуализация знаний

__________(Ф.И) дома подготовилась к этому вопросу, слушаем тебя.

(С УРАВНЕНИЕМ, С ОБЪЯСНЕНИЕМ.)

Итак, Спирт без двух атомов водорода — альдегид. Альдегиды — класс органических соединений, строение, свойства, получение и применение представителей которого мы должны рассмотреть.

III. Усвоение новых знаний.

( Слайд 3)  Видео.

  • Что общего в общей формуле альдегидов и кетонов?
  • А чем они отличаются?
  • Что же такое альдегиды? Какое можно дать им определение?
  • В чем отличие предельных альдегидов от непредельных и от ароматических? Откройте, пожалуйста учебник на стр 164 ( Работа с учебником)- и выпишите   определение альдегидов и кетонов.

Давайте подробно рассмотрим строение карбоксильной группы. (слайд 4).   Запись в тетради

- Ребята, в каком гибридном состоянии находится атом углерода карбонильной группы?        (В состоянии SP2 гибридизации).

На доске:   (строение атома углерода).

Атом углерода находится в возбужденном состоянии, имея четыре неспаренных электрона. Три гибридные  орбитали атома углерода образуют три прочных сигма связи с тремя соседними атомами: кислорода, углерода и водорода в альдегиде или с двумя углеродами в кетоне. Одна р-электронная орбиталь не участвует в гибридизации и расположена перпендикулярно плоскости карбонильной группы. Электронная плотность смещена в сторону атома кислорода, как наиболее электроотрицательного элемента в результате чего он приобретает частично отрицательный заряд, а атом углерода- частично положительный. Разница в значении ЭО углерода и водорода невелика, поэтому атом Н не обладает подвижностью, как в случае спиртов. Поскольку алкильный радикал обладает бо́льшим положительным индуктивным эффектом по сравнению с  атомом водорода, частичный положительный заряд на углероде альдегидов больше, чем в кетонах. Это в значительной степени отражается на физических и химических свойствах альдегидов и кетонов.

Рассмотрим гомологический ряд альдегидов (работа с учебником). СТР  167

(Работа с таблицей гомологического ряда)

- Сделайте вывод, какой суффикс меняется в названии? 

Давайте послушаем, как правильно строится название для класса альдегидов.(слайд 5). Видео

Для названия кетонов по систематической номенклатуре кетогруппу обозначают суффиксом  ОН и цифрой, которая указывает номер атома углерода карбонильный группы.

Назовите эти вещества:   (Запись на доске и в тетради) Ученик выходит к доске.

1)                             О

                                              //

   СН3-СН-СН2 - С

                  │                          \

                  СН3                  Н

2 )               СН3      О

                                           //

   СН3-СН-СН - С

                  │                          \

                СН3                   Н

- Как вы считаете, Какие виды изомерии будут характерны для предельных альдегидов?

Изомерия, характерная для альдегидов и кетонов. (Слайд 6)(Запись в тетради)

Молодец! Ты хорошо справилась с заданием!

Следующее тренировочное задание.

Задание (на компьютере) Из ряда альдегидов выберите изомеры (тест) Слайд 7. Молодец! Я надеюсь, это задание поможем успешно справиться с самостоятельной работой, которая состоится на след уроке.

Физические свойства альдегидов и кетонов. (Слайд 8)

Характеризуя агрегатное состояние и растворимость в воде низших представителей гомологических рядов альдегидов и кетонов, следует отметить, что карбонильная группа также может участвовать в образовании межмолекулярных  водородных связей с молекулами воды, но прочность этих связей значительно меньше, чем, для спиртов.

Альдегиды – Бесцветные вещества с резким запахом (это низшие альдегиды) или приятным запахом (высшие альдегиды).

 Формальдегид -  бесцветный газ с резким удушливым запахом. Водный раствор формальдегида называется  формалином

Температура плавления альдегидов повышается с ростом молекулярной массы.

Только муравьиный и уксусный альдегиды хорошо растворимы в воде. С увеличением углеводородного радикала растворимость альдегидов резко снижается.

Ацетон (диметилкетон, пропанон) – бесцветная горючая жидкость с характерным запахом. Т.кип 56,2°С. Хорошо растворим в воде, спирте и эфире.

Рассмотрим химические свойства альдегидов  (Слайд 9)

Химические свойства альдегидов и кетонов определяются содержанием в эх молекуле функциональной карбонильной группы.

- Какой тип реакции протекает по двойной связи?   Присоединения (слайд 9).

Сегодня на уроке мы рассмотрим реакцию гидрирования, с  остальными реакциями присоединения мы будем разбираться на следующем уроке.                                                

1)        + Н2→ R – CH2-OH       Образуются первичные спирты.  

При гидрировании кетонов образуются вторичные спирты

            О                                        ОН    

           //                                              │        

СН3- С- СН3  +  Н2     →    СН2 – СН- СН3

2) Альдегиды, в отличие от кетонов, легко окисляются. (Слайд 10) Это качественные реакции для обнаружения альдегидов.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

А) «Реакция серебряного зеркала»

В упрощенном виде реакцию серебренного зеркала можно выразить уравнением:

R – CH = O  +  Ag2O  RCOOH + 2 Ag 

Но более точно этот процесс выражается уравнением:

R – CH = O  +  2 [ Ag (NH3) 2]OH  RCOONH4 + 2 Ag  +3NH3 + H2O                                                                                                                                                                                          

При добавлении к нитрату серебра водного раствора аммиака происходит выпадение серо-черного осадка оксида, поскольку гидроксид серебра при обычных условиях не существует:   (запись на доске заранее)

2AgNO3 + 2 NH3* H2O → Ag2O↓ + 2NH4NO3 + H2O;

Оксид серебра растворяется в избытке аммиачной воды образуя комплексное соединение:

Ag2O + 4NH3 * H2O → 2 [Ag (NH3)2]OH + 3 H2O  Полученный раствор  получил название реактива Толленса. ( в честь немецк. Химика Бернгарда Толлеса)

Б) Вторая реакция окисления- взаимодействие с гидроксидом меди (II)

R – CH = O + 2 Cu (OH)2  R – COOH +  Cu2O + 2 H2O

   Cu2O – осадок красного цвета.                

Кетонам реакции окисления, в отличие от альдегидов, не характерны.

Давайте еще раз просмотрим и прослушаем химические свойства, которые мы сейчас рассмотрели, а также свойства, подробно изучать которые мы будем на следующем уроке. (Слайды10-11).

Для рассмотрения более подробно вопроса получения и применения альдегидов, на следующий урок необходимо подготовить следующие творческие задания: (Слайд11).

  • Получение формальдегида в лаборатории и промышленности.
  • Перспективные способы получения альдегидов в промышленности.
  • Применение альдегидов и свойства, на которых основано их применение.

Домашнее задание- § 19, стр 178 упр № 1, 2, 3.


(Распечатка)Химические свойства: заполните пропуски в таблице

Применение реакции или продуктов реакции

Свойства

…………………………………………………..

………………………………..

…………………………………

  1. Окисление
  • Реакция «серебряного зеркала»

О

R-С + Ag2О→……….. +…….

Н

  • Гидрооксидом меди (II) при нагревании

О

R-С + …Cu(OH)2→…….. ...+…….+………

Н

IV. Закрепление. Рефлексия  

1. Чем альдегиды отличаются от кетонов по строению?

2. Какой суффикс применяют по систематической номенклатуре для названия альдегидов?

3.  Какие химические свойства можно спрогнозировать для альдегидов и кетонов на основе их строения?

На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели новый класс кислородсодержащих соединений – альдегиды. Познакомились с их строением, свойствами, применением.

А сейчас небольшая самостоятельная работа- ответьте, пожалуйста на  тестовые вопросов по изученному сегодня материалу. (Слайд 17)

VI. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Используемая литература

  1. Габриелян  О.С. Настольная книга учителя химии 10 класс. М., Дрофа, 2005 г.
  2. Габриелян О.С.,  Остроумов  И.Г., Решетов  П.В. Задачи по химии и способы их решения: 10-11 классы. М., Дрофа, 2010г.
  3. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. Учебное пособие. М., Дрофа, 2015 г  
  4. Савинкина Е.В., Свердлова Н.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 10 класс. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 кл.». М., Дрофа, 2010 г.
  5. Коллекция цифровых образовательных ресурсов
  6. ФИПИ. Открытый банк заданий  для подготовки к ЕГЭ.
  7. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.