2.3. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся.

2.3.1 - 2.3.7

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.3.133.5 КБ
Файл 2.3.229.39 КБ
Microsoft Office document icon 2.3.371 КБ
Файл 2.3.427.57 КБ
Microsoft Office document icon 2.3.5113 КБ
Файл 2.3.6 21.68 КБ
Файл 2.3.717.72 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №22

Имени Г.Ф. Пономарева

  _________ Л.А.Постникова

«______» ________ 2018г.

Рабочая программа курса

«Чудеса химии в повседневной жизни человека»

на 2018-2019 годы

для обучающихся 9-х классов муниципального общеобразовательного учреждение средней общеобразовательной школы №22 г. Сургута

имени Г.Ф.Пономарева

ФИО учителя                                  МАЛИКОВА МАРИНА ЗУБАИЛОВНА 

Квалификационная категория:      первая

Количество часов по учебному плану:

 в год – 80, в неделю 2,5 часа

Планирование составлено на основе программы: элективного курса «Секретные материалы о твоем здоровье» (Поддубной Л.Б.)

Учебно-методическое обеспечение:

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2004 г. «Занимательные задания и эффектные опыты по химии», Б.Д.Степин

Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981г.

Рассмотрено

Согласовано

на заседании МО

заместитель директора по УВР

протокол №____

___________   Е.А. Полежай

от«_____»_______ 2018г.

от«_____»_______ 2018г.

         



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Химия вокруг нас»

Составитель:

 Маликова Марина Зубаиловна,

учитель химии.

2017 г

Пояснительная записка

На курсы выбора для 9  классов отводятся часы за счёт компонента образовательного

учреждения. Создание таких курсов  – важнейшая часть обеспечения введения

предпрофильного и профильного обучения.

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»  предназначена для обучающихся  9

класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов.

Программа курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Цели и задачи учебной дисциплины.

4. Требования к уровню усвоения дисциплины.

5. Учебно-тематический план.

6. Содержание тем учебного курса.

7. Практические занятия.

8. Приложение (методические разработки).

9. Контроль уровня обученности.

10. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития

материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.

Курс «Химия вокруг нас» углубляет и расширяет содержание курса  химии,

систематизирует знания обучающихся по биологии, химии и физике.

Химия является важной частью процесса цивилизации; без современной химической

науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в

связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность

для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации,

каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов,

происходящих вокруг нас.

Содержание курса раскрывает основные  направления  использования химических

веществ: в  быту,  сельском хозяйстве, медицине, строительстве и живописи в целом  и на

личном приусадебном участке в частности.

Понятие о составе пищевых продуктов, о различных видах  бытовой химии, о

строительных материалов  о различных видах удобрений, о косметических веществах и их

значений в жизнедеятельности.

   Курс является ориентационным выборочным курсом.  Современной  молодежи

непросто ориентироваться в море профессий и выбрать нужную из них. Поэтому

целесообразно, чтобы выпускники владели информацией о перспективных потребностях

рынка труда, об основных характеристиках профессий, о профессионально важных

качествах, о необходимых знаниях и умениях.

Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической

промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химика  – технолога,

лаборант, косметолог, строитель, фармацевт, врач, агроном что позволяет формировать у

учащихся систему технологических знаний Курс построен таким образом, что каждое

занятие должно включать в себя теоретические знания  по изучаемой теме, презентации

составленный учителем и учащихся, материалы из интернета, демонстрационный опыт и

обязательное практическое занятие. один раз в каждом разделе.

Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность

межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся

видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для

опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что

позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с

веществами.Занятия по курсу  выбора можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися

демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов,

рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании

занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся.

1. Цели и задачи  курса по выбору

Цели курса:

- Развитие способностей учащихся самостоятельно приобретать знания в соответствии с

возникающими жизненными потребностями.

- Формирование понимания значимости общечеловеческих ценностей  – целостности

Природы, Жизни, Здоровья  человека.

- Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе

жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.

- Активизировать теоретические и научно  – познавательные способности учащихся,

углубить знания о здоровом образе жизни и сохранении их жизнедеятельности, сделать

осознанный выбор профиля для изучения предмета на следующей ступени, создать

условия для подготовки к экзаменам по выбору.

- Сообщить дополнительное знания  по химии с использованием новых информационных

технологий.

Задачи курса:

- Изучив данный курс, школьники должны знать о составе и свойствах химических

веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический

эксперимент, соблюдать правила техники безопасности.

- Сообщить дополнительное знания:  о пищевых продуктах и их кулинарной обработке,

косметических веществах, о  моющих средствах.

- Данный курс по химии предусматривает заинтересовать учащихся  наукой; раскрыть

возможности  для  внедрения здорового образа жизни  ( чистота, красота) в деятельность;

- Формирование умений организовать свой труд, пользоваться дополнительной

литературой и  уметь применять новых информационных технологий  для расширения

знаний в своей жизнедеятельности.

- Научить учащихся применять полученные знания и умения для безопасного

использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, для решения

практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред

здоровью человека и окружающей среде.

2. Требования к уровню усвоения курса по выбору

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

- знать

- способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях,

- химические элементы входящие в состав питательных веществ,

- правила  безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ

бытовой химии,

- виды и свойства чая, кофе, соки, минеральная вода  и их действие на организм,

- многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов,

- приготовить растворов для питательных смесей.

- уметь

- оказать первую помощь при бытовых отравлениях

- приготавливать растворы заданной концентрации в бытовых условиях,

- анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания;

- использовать программы Microsoft Office Word, Microsoft Publisher,

Microsoft Power Point для создания учебных проектов;

3. Методическое сопровождение курса включает:

- формы обучения: практические занятия, эвристические беседы, лекции, конференцию,

семинары, самостоятельную работу учащихся с доп. литературой и электронными

источниками информации;

- методы обучения:

словесные, наглядные, практические;

частично – поисковые, репродуктивные, исследовательские;

- способы обучения:

работа в парах, группах, индивидуальная, под руководством учителя;

- технологии обучения:

постановка эксперимента,

поиск информации по имеющимся источникам, ИКТ,

проектная, исследовательские.

Ожидаемые результаты

Изучив данный элективный курс, школьники должны познакомиться с профессиями эколога, косметолога, химика-технолога, фармацевта и выбрать профиль обучения в 10-м классе.

Школьники должны углубить знания по предмету, расширить свой кругозор и поднять интеллект.

На практических и лабораторных работах должны продолжить совершенствовать экспериментаторские навыки.

Идеи профильного и предпрофильного образования нельзя реализовать без формирования ключевых компетенций. Предполагается, что в результате занятий на элективном курсе школьники продвинутся в умении ставить проблему, формулировать цели и задачи, планировать работу и ее результат, делать выбор и быть ответственным за него.

В результате создания условий на элективном курсе «Химия вокруг нас» у ребят должно продолжиться формирование готовности к постоянному самообразованию, перестраиванию, переобучению в современном быстро меняющемся мире. Ожидается, что учащиеся будут упражняться в умении вести монолог, диалог, совершенствоваться в умении слушать; будут терпимы к чужому мнению и суждению.

4. Учебное - тематическое планирование

уроков

Наименование темы Кол.

часов

Вид работы

Раздел 1. Химия и питание 8 ч.

1. Химические элементы,

входящие в состав

питательных веществ и их

роль.

3 ч. Лекция. Беседа с

учащимися. Презентация по теме

«Питание».

2-3. Основные проводники

жизнедеятельности человека:

белки, жиры, углеводы.

2 ч. Урок№1. Урок- презентация  по

теме«Пищевые продукты».

Урок №2. Практическая работа №1.

«Свойства белков, углеводов и

жиров»

4-5. Напитки: чай, кофе,

минеральная вода, соки.

Состав и их значение в

жизнедеятельности человека.

2 ч. Урок №1. Лекция по теме «Чай.

Минеральная вода. Соки».

Презентация  «Чай».

Урок №2. Лекция по теме «Кофе.

Наркотические вещества».

Презентация  «Кофе».

6-7. Классификация и значение

витаминов.

2 ч. Урок №1. Лекция, беседа с

учащимися.

Урок №2. Урок- презентация  по

теме«Витамины»

8. Урок – заключение. 1 ч. Зачет. Тест по теме: «Химические

процессы в живых организмах»,

«Белки», «Углеводы».

Раздел 2. Химия и жизнь 9ч1-2.

(9-10)

Предметы бытовой химии.

Моющие средства.

2 ч. Урок №1. Лекция. Заочная

экскурсия в Казанский химический

комбинат «Нэфис» имени

М.Вахитова

Урок №2. Урок-презентация по

теме «Моющие вещества».

3.

(11)

Косметика. Искусственная и

натуральная косметика.

1ч. Лекция. Презентация «Химия и

косметика»

4-6.

(12-14)

Химия в повседневной жизни:

медицине, сельском хозяйстве

(минеральные удобрения),

живописи.

3ч. Урок №1. Встреча с фельдшером.

Презентация  по теме «Лекарственные

препараты: натуральные и

искусственные»

Урок №2. Практическая работа №2.

«Приготовление растворов для

питательных смесей».

Урок№3. Урок-презентация по теме

« Химия и живопись».

7-8.

(15-16)

Строительные материалы и

их химический состав.

2ч. Урок №1. Лекция. Показ

коллекции«Строительные

материалы».

Урок №2. Урок –

презентация«Строительные

материалы и их значение».

9.

(17)

Урок – заключение. 1ч. Зачет. Тест по теме: «Моющие и

чистящие средства. Полимеры.

Правила безопасности работы со

средствами бытовой химии».

5. Содержание тем учебного курса

Тема 1. Химические элементы,  входящие в состав питательных веществ и их роль.

Химический  элемент.  Элементный состав организма человека (%). Микроэлементы:

ионогенные, биомикроэлементы, остеотропные, микроэлементы, входящие в состав

лекарственных средств, биологически индифферентные (радиоактивные элементы).

Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека:  белки, жиры,

углеводы.

Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения.

Калорийность пищи. Диеты. Пищевая аллергия: причины, способы лечения. Алкоголь, его

роль и пагубное значение. Основные принципы рационального питания. Современный

этап развития пищевой промышленности – создание искусственной пищи.

Тема 3. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в

жизнедеятельности человека. Чай: история появления напитка, состав и  свойства. Кофе:

история, состав. Кофеин. Консерванты. Минеральная вода: состав, значение.Тема 4. Классификация и значение витаминов. Витамины как незаменимая часть

пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые. Авитаминоз.

Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.

Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства.

Мыло душистое и хозяйственное. Основные компоненты различных сортов мыла.

Процесс производства мыла  Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели:

оптические и химические.

 

Тема 6.  Косметика. Искусственная и натуральная косметика

Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества.  Пудра. Лак ногтей.

Губная помада: состав, применение. Носители запаха. Красители для волос

(отбеливающие, химические, физические, натуральные: хна,  басма).  Дезодоранты.

Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные

удобрения), живописи.

7.1. Химия в медицине. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции.

Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор.

7.2. Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Виды удобрений.

Питательный раствор Кнопа. Пестициды и их виды. Экологические проблемы, связанные

с использованием удобрений и пестицидов.

7.3. Химия и живопись. Техника живописи в древности и сегодня. Энкаустика  -

древнейшая техника живописи. Темпера – живопись эмульсионными красками. Масляная

живопись. Виды растительных масел,  применяемых  в живописи, и их химический

состав. Акварель и гуашь. Химический состав красок.

Тема 8. Строительные  материалы и их химический

состав.

Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная.  Мел. Песок. История стекла.

Цветное стекло. Искусство мозаики. Хрустальное стекло. Химический состав окрашенных

стекол. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина  – уникальный строительный материал.

Виды бумаги и их использование.

6. Практические занятия.

Практическая работа №1. «Свойства белков, углеводов и жиров».

Практическая работа №2. «Приготовление растворов для питательных смесей.  Полный

питательный раствор Кнопа».

7. Темы творческих работ учащихся

1. Предметы бытовой химии. Моющие средства.

История мыла.

2. Строительные материалы и их химический состав.

3. Химия в повседневной жизни:

- медицине

- сельскомхозяйстве (минеральные удобрения)

- живописи.

4. Лекарства и их химический состав.

5. Состав и свойства минеральных вод.

6. Химические элементы входящих в состав питательных веществ и их роль.7. Вещества вызывающие отравления.

8. Проблемы выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

9. Строительные растворы. Известь. Мел. Песок.

История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс.

10. Древесина – уникальный строительный материал.

8. Контроль уровня обученности.

Инструментарий для оценивания результатов:

1. Текущий контроль предполагает проведение бесед с учащимися по изучаемым  темам,

проблемам, составление конспектов лекционных занятий и отчётов по практических

работ.

2. Зачётный практикум включает отчёты с описанием выполненных  работ.

3. Итоговый контроль осуществляется в форме индивидуальных творческих работ

учащихся: электронных презентаций, стендовых докладов, буклетов, коллекций,

составленных сборников задач, сборников фирменных рецептов, решение кроссвордов,

викторин, устное собеседование.

9. Дополнительные  информационные источники

по оснащению учебного процесса

- средства обучения: реактивы и оборудование: весы и разновесы, мерные цилиндры,

пробирки, хим. стаканы, палочки стеклянные, фильтры бумажные,  образцы: чай, кофе,

соки,  яичный белок, сахар, жиры животного и растительного происхождения, щелочь,

азотная кислота, вода, сульфат меди, органический растворитель – бензол, толуол.

- пособия: таблицы и карточки о вредных веществах, домашняя аптечка, коллекция

препаратов бытовой химии, набор упаковок от чипсов, жевательной резинки, шоколада,

напитков, витаминов и т.д., коллекции строительных материалов, таблицы и цветные

иллюстрации, материалы из интернета  по изучаемым темам.

- электронные презентации:

- «Питание».

- «Пищевые продукты».

- «Чай»,  Кофе».

- «Витамины»

- «Химия и косметика»

- « Химия и живопись

- «Строительные материалы и их значение».

- «Лекарственные препараты: натуральные и искусственные»Список дополнительной и методической литературы

1. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М.:

Дрофа, 2008.

2. Габриелян, О. С. Поверхностные явления: учебное пособие / О. С. Габриелян, В. А.

Белоногов, Г. У.  Белоногова. – М.: Дрофа, 2008. – 109 с.

3. Программы элективных курсов по химии (профильное обучение). 10–11 классы. – М.:

Дрофа, 2008 –80с.

1. Королевец А.А. Концерванты в пищевой промышленности // химия в школе.  – 2007 -

№1.- С. 7.

2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

3. Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

4. ТретьяковаЮ.Д. Справочные материалы по химии. - М., Просвещение. 1993.

5. Хабибуллина А.Б., Галеева Н.А.  Предпрофильная подготовка учащихся по химии – К,

2005.

6. Химическая энциклопедия. М., 1988.

7.Игнатьева С.Ю. Химия нетрадиционные уроки 8-11 классы—Волгоград: Учитель,

2004.  

8. Профильное обучение. Сборник элективных курсов. Сост. Ширшина Н.В.   Волгоград:

Учитель, 2005.    

9. Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г.

М: Владос. 2005.

10. Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева С.Ю.        

11. Кузнецова, Л. М. Новая технология обучения химии. 9 кл.  – М.: Мнемозина, 2006.  –

288 с.

12. Сборник нормативных документов. Химия / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:

Дрофа, 2004. – 141с.

13. Сборник нормативных документов. Химия (проект) / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г.

Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

14. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении :

учебно-методическое пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П.

Тряпициной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.

 15. Юнина, Е. А. Технология качественного обучения в школе: учебно-методическое

пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2007.– 224 с.Приложения (тесты, методические разработки).



Предварительный просмотр:

 Дополнительная общеобразовательная программа экологической направленности

«Экология и здоровье»

 

Составлена на основе примерной программы элективного курса «Секретные материалы о твоем здоровье» (Поддубной Л.Б.)

Пояснительная записка

Программа элективного курса предусматривает 38 учебных часа (2 часа в неделю).

Цель курса: в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладения знаниями о здоровье.

Задачи курса:

  1. Освоение обучающимися способов, методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
  2. Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
  3. Овладение знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями и опытами, истолковывая данные и формулируя гипотезы и рабочие определения;
  4. Формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы; воспитание коллективизма и одновременно осознание неповторимости каждого человеческого существа, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности, стремления к духовному и физическому совершенству;
  5. Эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему, как значимому условию своего собственного развития, условию существования всего многообразия жизни и культуры на планете;
  6. Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе «Природа-Общество-Здоровье».

Тематический план

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

теоретических

практических

Введение (2 час)

1

1

1-2

Здоровье и факторы риска болезни

1

1

Здоровье и наследственность (13 часов)

1

4

3

Место человека в системе животных

1

4

Стресс – наследственная реакция адаптации

1

5

Носители наследственности

1

6

Наследственные болезни

1

7

Диагностика, лечение и предупреждение наследственных болезней

1

Среда жизнедеятельности человека (14 часов)

1

5

8

Природная среда – источник инфекционных заболеваний

1

9

Космос и здоровье

1

10

«Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов

1

11

Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения

1

12

Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь

1

13

Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере

1

Природная среда теряет свои свойства (16 часов)

9

7

14-15

Загрязнение атмосферы и гидросферы

1

1

16-17

Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений.

1

1

18-19

Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье.

1

1

20-21

Влияние шумов на здоровье

1

1

22-23

Очистка воды из природных источников

1

1

24-26

Запасы воды на Земле

3

27-29

Как сберечь чистоту воды от промышленных отходов

1

2

Здоровый образ жизни (27  часов)

3

8

30

СПИД – коварная болезнь

1

31

Культура питания

1

32

Алкоголизм – болезнь химической зависимости

1

33-34

Табакокурение

2

35

Наркотики, зависимость и последствия

1

36

Как сказать наркотикам: «Нет!»

1

37

Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами

1

38

Изучение устойчивости витамина С

1

39

Всемирный день здоровья

1

40

Заключительное занятие.

1

Итого: 76 ч

53

23

Содержание программы:

Введение (2 час).

Вводная лекция «Здоровье и факторы риска болезни».

Анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».

Здоровье и наследственность (13 часов).

Лекция «Место человека в системе животных».

Семинары:

  • «Стресс – наследственная реакция адаптации»;
  • «Носители наследственности»;
  • Наследственные болезни»;
  • Диагностика и лечение, предупреждение наследственных болезней»

Среда жизнедеятельности человека (14 часов)

Лекция «Природная среда – источник инфекционных заболеваний».

Семинары:

  • «Космос и здоровье»;
  • «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. Погода и самочувствие»;
  • «Поселение как среда жизни. Среда жилого поселения».

Практические работы:

  • Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь»;
  • Ознакомление и фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере».

Природная среда теряет свои экологические свойства (16 часов).

Лекции и семинары:

  • «Загрязнение атмосферы и гидросферы»;
  • «Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений»;
  • «Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье»;
  • «Влияние шумов на здоровье»;
  • «Очистка воды из природных источников».

Здоровый образ жизни (27 часов).

Лекции:

  • «СПИД – коварная болезнь».

Семинары:

  • «Культура питания»;
  • «Алкоголизм – болезнь химической зависимости»;
  • «Табакокурение»;
  • «Наркотики, зависимость и последствия»;
  • «Как сказать наркотикам: «Нет!».

Практические занятия:

  • «Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами»;
  • «Изучение устойчивости витамина С»;
  • Конференция «Всемирный день здоровья».

Заключительное занятие. Повторное анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».

Список литературы

  1. Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 класс / Сост. Поддубная Л.Б., учитель высшей категории. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2009.
  2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии: Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2010.
  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2010.
  4. Шилов И.А. Экология: Учебник для биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2013.
  5. Билич Г. Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 1. Анатомия / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – 3-е стер. изд. – М.: ОНИКС, 2009.



Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по химии 9 класс

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР с ОВЗ по  химии для 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по  химии, авторских программ: под редакцией О.С. Габриеляна.

Адаптированная рабочая программа по  химии для 9 классов основной общеобразовательной школы составлена для учащихся с ЗПР с учетом их психического развития и индивидуальных особенностей, включает следующие формы организации учебного процесса для детей с ЗПР:

  • подбор заданий максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;
  • приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;
  • индивидуальный подход;
  • повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
  • использование многократных указаний, упражнений;
  • использование поощрений, повышения самооценки ребенка, укрепление в нем веры в себя;
  • поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
  • использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Характеристика детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (далее ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Причины ЗПР выделяют следующие:

Биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; генетическая обусловленность.

Социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

        В программе сохранно основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащихся с ЗПР и специфика усвоения ими учебного материала. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.  Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели и задачи обучения  химии:

Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства; Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой; Раскрытие роли химии  в решении глобальных проблем человечества; Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой  

  • Воспитательные: воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Коррекционно - развивающие:

Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

        Обучение предмету в классах по адаптированной программе ведётся на основе тех же учебников, что и в общеобразовательных классах.

Формы контроля:

  • предварительный контроль направлен на выяснение знаний, умений и навыков

воспитанников по предмету или разделу, который будет изучаться.

  • текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.
  • тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний воспитанников.
  • итоговый контроль проводится в конце учебного года.

Общая характеристика учебного предмета

Введение (1 час).

Раздел 1. Курс 9 класса начинается с введения, рассчитанного на 4 часа.  В нём обобщаются основные вопросы из учебного материала 8 класса, а также даются новые понятия, такие как переходные элементы, свойства амфотерных соединений оксидов и гидроксидов.

Тема «Скорость химических реакций», в объёме 5часов, изучается сразу после повторения.

Далее в логике изучения материала включены разделы: «Металлы» и «Неметаллы», отдельные группы элементов и их соединений, которые имеют большое значение для народного хозяйства.

В связи с введением в практику работы школ нормативного документа «Федеральный компонент образовательного стандарта для основной школы (приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03.04 г.) в рабочей программе имеются изменения в темах:

  1. Химические производства. Учащиеся рассматривают лишь химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты, аммиака и.т.д.
  2. Скорость химической реакции, химическое равновесие и способы его смещения. О скорости химической реакции дается лишь представление, как о быстроте протекания химического процесса, которым можно управлять с помощью катализатора.
  3. Некоторые типы расчетных задач: на выход продукта реакции, на избыток одного из реагентов, на вывод формул не рассматриваются.
  4. Минеральные удобрения изучаются в ознакомительном плане в темах, соответствующих вопросам использования солей.
  5. Коррозия металлов рассматривается в ознакомительном плане.
  6. Гидролиз солей рассматривается на уровне общего представления, гидролиз солей бескислородных кислот.
  7. Окислительно-восстановительные реакции рассматриваются  на уровне общих представлений: процессы окисления и восстановления, вещества (элементы) окислители и восстановители. Понятие об электролизе расплавов солей дается на примере хлорида натрия.
  8. Значительно сокращено содержание концентра “Органические вещества” в 9-м классе.

В курсе химии имеется два лабораторных практикума, в объеме 8 часов. На втором году обучения комплекс практических работ, объединенных в один временной период, способствует приобретению самостоятельного навыка работы с оборудованием, и формированию мировоззрения о химической науке и производстве.

Курс 9 класса завершается ознакомлением с органическими веществами. Таким образом, осуществляется концентрический принцип изучения химии в основной школе.

В рабочую программу включены вопросы экологического образования (10-15 % от всего курса), органично связанные с темами уроков и формирующие у обучающихся бережное отношение к природе, культуру здорового образа жизни, любовь к родному краю.

Планируемые результаты

Выпускник научится:

 -знать и понимать:

  • - скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
  • - химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;
  • -важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.
  • -химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.
  • - называть  изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
  • - определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
  • - называть вещества, определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
  • - определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.



Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по химии для 9 класса.

 Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 7-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010).

Весь теоретический материал рассматривается на первом году изучения, что позволяет учащимся осознанно изучать фактический материал – химию элементов и их соединений на втором году обучения. В содержании курса заложено формирование обобщенного представления о химии классов веществ. Происходит постепенное изучение от общего к частному: металлы и неметаллы, а затем подробно освещены свойства металлов и неметаллов различных групп периодической системы и семейств, а также их соединений. На протяжении всего курса красной нитью проходит вопрос практического значения химической науки и химического производства для развития народного хозяйства и человечества в целом.

 

Ведущими идеями курса являются:

  1. материальное единство веществ, их генетическая связь;
  2. причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  3. познаваемость закономерностей химических реакций;
  4. объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
  5. представление о круговороте химических элементов и в химической эволюции;
  6. о принципах превращения веществ, экологически безопасных способах и мероприятий по охране окружающей среды от загрязнений;
  7. взаимосвязанность науки и практики; практика – движущая сила развития науки, а успехи практики – результаты развития науки;
  8. гуманистический характер химической науки.

Основное содержание.

 В соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта для основной школы (приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03.04 г.) в рабочей программе имеются изменения в темах:

  1. Химические производства. Учащиеся рассматривают лишь химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты, аммиака и.т.д.
  2. Некоторые типы расчетных задач: на выход продукта реакции, на избыток одного из реагентов, на вывод формул не рассматриваются.
  3. Минеральные удобрения в ознакомительном плане в темах, соответствующих вопросам использования солей.
  4. Коррозия металлов рассматривается в ознакомительном плане.
  5. Гидролиз солей рассматривается на уровне общего представления.
  6. Окислительно-восстановительные реакции рассматриваются только на уровне общих представлений: процессы окисления и восстановления, вещества (элементы) окислители и восстановители. Понятие об электролизе расплавов солей дается на примере хлорида натрия.
  7. Значительно сокращено содержание концентра «Органические вещества» в 9-м классе.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ отведено  68 учебных часов для обязательного изучения курса химии в 9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф Пономарева на 2018-2019 учебный год в 9-ом классе 35 учебных недель, следовательно,70 уроков.

Повторение основных вопросов курса 8-го класса и введение в курс 9-го класса (4 часа)

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе  Д.И. Менделеева. Периодический закон и система элементов Д.И. Менделеева. Переходные элементы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Демонстрация 

Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов, основания и кислоты (MgO и 2; Mg(OH)2 и H2SO4.

Реакции получения и свойства гидроксидов цинка или алюминия

Тема 2. Металлы (15 часов)

Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов Химические свойства металлов. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы. Металлы в природе. Общие способы их получения.

 Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Соединения щелочных металлов. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Соединения щелочноземельных металлов.

Алюминий, его физические и химические свойства.

Соединения алюминия. Железо, его физические и химические свойства. Генетические ряды  Fe2+ и Fe3+

Демонстрация

Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение Mg, Fe.

Опыты по коррозии металлов и защита их от коррозии.

Действие продуктов электрохимической коррозии на водные растения

Коллекции руд.

Восстановление металлов углем, водородом.

Взаимодействие щелочных металлов с водой, кислородом, неметаллами. Растворимость оксидов и гидроксидов щелочных металлов в воде.

Распознавание солей Na+ и K+ по окраске пламени.

Взаимодействие с водой, кислородом, неметаллами.  Растворимость оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов в воде.

Роль кальция в свертывании крови.

Образцы природных соединений кальция.

Свойства негашеной извести.

Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Опыты, показывающие отношение железа к концентрированным кислотам.

Лабораторные опыты

№1 Коллекции образцов металлов.

2Коллекция сплавов.

№3 Образцы щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов.

№4 Образцы щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

№5Коллекция изделий из алюминия и его сплавов.

№6 Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей. 

№7 Образцы природных соединений алюминия. 

№8 Образцы сплавов железа.

№9 Получение и свойства гидроксидов железа (II и III). Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+

Контрольная работа № 1 по теме «Металлы»

Тема 3. Неметаллы  (23 часов)

Общая характеристика неметаллов. Общая характеристика галогенов. Галогены – простые вещества. Соединения галогенов.

Сера, ее физические и химические свойства. Сероводород. Оксиды серы (IV и VI). Серная кислота и ее соли.

Азот и его свойства. Аммиак и его свойства. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения.

Фосфор.  Оксид  фосфора (V). Соединения фосфора.

Углерод. Оксиды углерода (II и IV). Карбонаты. Кремний. Силикатная промышленность.

Демонстрация

Ряд ЭО. Модели атомных кристаллических решеток на примере модификаций углерода (алмаза и графита) и молекулярных на примере кислорода.

Состав воздуха.

Образцы галогенов – простых веществ. Образцы природных хлоридов. 

Получение и свойства соляной кислоты.

Обнаружение серы в составе органических веществ. Получение пластической серы. Взаимодействие серы с металлами и кислородом.

Получение SO2 горением серы и взаимодействием меди с конц. H2SO4. Взаимодействие SO2 c водой и щелочью.

Образцы сульфатов. Свойства H2SO4 (разб.) как типичной кислоты.

Корни культур бобовых растений с клубеньками.

Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде. Взаимодействие аммиака с хлороводородом.

Свертывание белка под действием азотной кислоты.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Получение белого фосфора из красного. Воспламенение белого фосфора  (видеофрагмент).

Получение оксида фосфора (V) горением. Его растворение в воде.

Адсорбция углем различных веществ (красителей, газов). Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

Горение угля в кислороде.

Лабораторные опыты

№10 Качественная реакция на галогениды

№11Качественная реакция на сульфат-ион.

№12Качественная реакция на NH4+. Получение солей аммония.

№13 Знакомство с образцами нитратов и нитритов. Растворение нитратов в воде. Знакомство с коллекцией азотных удобрений.

№14 Качественное обнаружение NO3-, и NO-2

№15  Свойства  H3 PO4 как электролита.  Качественная реакция на PO43-. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений.

№16  Получение, собирание и распознавание CO2.

№17 Знакомство с коллекцией карбонатов.

№18. Качественная реакция на CO32-. Переход карбоната кальция гидрокарбонат и обратно.

№19 Знакомство с коллекцией природных соединений Si.

№20 Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента.

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»

Тема 4. Получение, свойства и распознавание неорганических веществ. Химический практикум  (5 часов)

Практическая работа №1. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.

Практическая работа №2. Получение аммиака и исследование его свойств. 

Практическая работа №3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно.

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов.

Практическая работа №5. Практическое осуществление переходов

Тема  5. Органические соединения (14часов)

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

Алканы. Химическое свойства и применение алканов. Алкены. Химические свойства этилена.

Понятие о спиртах на основе реакции гидратации этилена и взаимодействия этилена с раствором перманганата калия. Окисление альдегида в кислоту и понятие об одноосновных карбоновых кислотах.

Понятие о сложных эфирах. Жиры. Понятие об аминокислотах.

Реакции поликонденсации аминокислот. Белки.

Углеводы. Полимеры.

Генетическая связь между классами органических веществ на примере цепочек переходов от алкана к полипептиду. 

Демонстрация

Образцы природных и синтетических веществ.

Получение этилена. Горение этилена. Взаимодействие его с раствором перманганата калия Образцы метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина.

Типичные кислотные свойства уксусной кислоты: взаимодействие ее с металлом, оксидом металла, основанием и солью (карбонатом).

Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты. Образцы твердых и жидких жиров.

Растворимость жиров.  Доказательство непредельности у жидких    жиров

Цветные реакции белков.

Растворение и осаждение белков. Денатурация белков

Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Образцы углеводов. 

Образцы природных и химических полимеров: пластмасс и волокон.

Распознавание природных и химических полимеров: пластмасс и волокон.

Лабораторные опыты

№21 Шаростержневая и масштабная модели молекул алканов.

№22 Изготовление модели молекул этилена.

№23 Качественная реакция на многоатомные спирты

№24 Взаимодействие крахмала с иодом

Контрольная работа № 3 по теме «Органические соединения»

Тема 6. Получение, свойства и распознавание органических веществ. Химический практикум  (3 часа)

Практическая работа №1.Получение и свойства этилена.

Практическая работа №2. Карбоновые кислоты, альдегиды.

Практическая работа №3.Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Строение веществ (типы химических связей и кристаллических решеток).

Классы химических соединений в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Консультации (2часа)

Консультация по неорганической химии. Консультация по органической химии

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Изменено число часов на изучение тем:

-тема «Органические соединения» вместо 11 часов – 14 часов;

 -на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» вместо 8 часов до 4 часа. Вся программа химии 9 класса выполняется до 25 мая. В целях подготовки к государственной итоговой аттестации на последней неделе запланированы уроки в виде консультаций.

Курс 9 класса начинается с введения, рассчитанного на 4 часа.  В нём обобщаются основные вопросы из учебного материала 8 класса, а также даются новые понятия, такие как переходные элементы, свойства амфотерных соединений оксидов и гидроксидов.

Далее в логике изучения материала включены разделы: «Металлы» и «Неметаллы», отдельные группы элементов и их соединений, которые имеют большое значение для народного хозяйства.

В курсе химии имеется два лабораторных практикума, в объеме 8 часов. На втором году обучения комплекс практических работ, объединенных в один временной период, способствует приобретению самостоятельного навыка работы с оборудованием, и формированию мировоззрения о химической науке и производстве.

Курс 9 класса завершается ознакомлением с органическими соединениями. Таким образом, осуществляется концентрический принцип изучения химии в основной школе.

В рабочую программу включены вопросы экологического образования (10-15 % от всего курса), направленные на формирование у учащихся бережное отношение к природе, привитие культуры здорового образа жизни и любовь к родному краю.

В календарно-тематическом планировании отражена система повторения, что должно способствовать более эффективному обучению предмету.

В рабочей программе имеется раздел «Учебный тематический план», приложение с перечнем лабораторных, практических и контрольных работ и график их проведения.

Структура календарно-тематического планирования состоит из разделов:

Дата

Тема урока

Количество часов

Требования к уровню подготовки

Экспериментальная часть

Задание на дом.

По плану/ по факту

 В рабочей программе имеются требования к результатам усвоения учебного материала, нормы оценивания за устные, письменные, экспериментальные и контрольные задания. Приложены виды инструктажа по технике безопасности и охране труда. Завершается рабочая программа перечнем используемой литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В процессе обучения ученики 9 класса должны

- знать и понимать:

- химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.

- важнейшие вещества и материалы на примере неметаллов и их соединений: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения (ознакомительно).

- называть  изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

Уметь:

- определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

- называть вещества;

- определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.

Темы лабораторных опытов

Л.О.№1 Коллекции образцов металлов 

Л.О. №2 Коллекция сплавов 

Л.О. №3 Образцы щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов.

Л.О. №4 Образцы щелочноземельных металлов и их оксидов и гидроксидов.

Л.О. №5  Коллекция изделий из алюминия и его сплавов.

Л.О. №6 Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей.

Л.О.№7 Образцы природных соединений алюминия. 

Л.О.№8 Образцы сплавов железа.

Л.О. №9Получение и свойства гидроксидов железа (II и III). Качественные реакции на Fe2+, Fe3+ 

Л.О.№10  Качественная реакция на галогенид

Л.О.№11 Качественная реакция на сульфат-ион.

Л.О. №12 Качественная реакция на NH4+. Получение солей аммония.

Л.О. №13  Знакомство с образцами нитратов и нитритов. Растворение нитратов в воде. Знакомство с коллекцией азотных удобрений.

Л.О. №14  Качественное обнаружение NO3-и NO2-

Л.О. №15 Свойства H3 PO4 как электролита. Качественная реакция на РO43-. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений

Л.О. №16  Получение, собирание и распознавание CO2.

Л.О. №17 Знакомство с коллекцией карбонатов.

Л.О. №18 Качественная реакция на CO32-. Переход карбоната кальция гидрокарбонат и обратно

Л.О.№19 Знакомство с коллекцией природных соединений кремния

Л.О.№20 Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента

Л.О.№21 Шаростержневая и масштабная модели молекул алканов.

Л.О.№22 Изготовление модели молекул этилена.

Л.О.№23 Качественная  реакция на многоатомные спирты

Л.О. №24 Взаимодействие крахмала с иодом.

Темы практических работ

     1. Получение амфотерного гидроксида алюминия и изучения его свойств.

     2. Получение аммиака и изучение его свойств.

            3. Получение углекислого газа  и изучение его свойств. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и  

              обратно.

     4. Решение экспериментальных задач на распознавание  катионов и анионов

     5. Осуществление переходов: металл  →оксид металла → соль → основание.

     6. Получение этилена и его свойства.

     7. Экспериментальное решение задач на распознавание спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.

      8.Экспериментальное решение задач на распознавание пластмасс и волокон.

Темы контрольных работ за курс химии 9 класса.

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

1

Входная.

2

Металлы.

3

Неметаллы.

4

Органические соединения.

5

Итоговая .

График выполнения практической части программы

Вид

работы

Сроки

I четверть

II четверть

III четверть

IVчетверть

Год

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Практическая

5

3

8

Контрольная

1

1

1

2

5

Лабораторный опыт

9

5

9

1

24

Учебно-методический комплект

1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В.- Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г.- Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
3. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику, О. С. Габриеляна .

4. Габриелян О. С., Смирнова Т. В.- Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.

5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г.- Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2004.
6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П.- Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2007.

          Интернет - ресурсы.

http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».

http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //www.fsu. mto. ru - Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».

http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия : все о металлах.

http //mendeleev. Jino - net.ru . - Периодический закон Д .И .Менделеева и строение атома.

http //chemicsoft. chat. ru . - Программное обеспечение по химии.

Список образовательных сайтов

 Химия

Химическая наука и образование в России                 http://www.chem.msu.su/rus

  Химия и Жизнь – XXI век                                             http://www.hij.ru

 Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»  http://him.1september.ru

ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru

АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой                           http://www.alhimik.ru

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru

Химия в Открытом колледже                                         http://www.chemistry.ru

WebElements: онлайн-справочник химических элементов       http://webelements.narod.ru

Белок и все о нем в биологии и химии                          http://belok-s.narod.ru

Виртуальная химическая школа                                   http://maratakm.narod.ru

Занимательная химия: все о металлах                         http://all-met.narod.ru

Мир химии                                                                          http://chem.km.ru

Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой                         http://www.104.webstolica.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия http://experiment.edu.ru

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии                                                                         http://school-sector.relarn.ru/nsm/

Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова     http://chemistry.r2.ru

Школьная химия

 Электронные версии школьного курса химии.



Предварительный просмотр:

Разработка мероприятия «Экскурсия в кабинет химии»

Мероприятие по химии

Тема: «Экскурсия в кабинет химии»

Цель:

           познакомить учащихся начальной школы с наиболее занимательными составляющими                   кабинета химии;

        развитие познавательной активности учащихся и интереса  к предмету                     химия;

        способствовать развитию  мотивации изучения химии;

Оборудование:

                           наборы химической посуды; химические реактивы и                                              оборудование для занимательных опытов; коллекции                                      минералов; весы, разновесы;

                     комьпютер , презентация, музыкальное сопровождение        

Ход урока

Учитель:

Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы.

 Сегодня для Вас  учащиеся старших классов проведут экскурсию по этому кабинету и расскажу  о науке химии.

Выст. Уч-ся:

Зачем нам нужна эта химия?

Что же полезного в ней?

Ведь алгебра, музыка ,физика

Намного, наверно, важней.

 

Ведь алгебра, музыка, физика

Ведут человека вперед

Без них наша жизнь немыслима

Без них человек не живет.

 

Но химия – самая важная

И больше других нам нужна

Откуда у нас напитки?

Откуда посуда, еда?

 

Откуда у нас лекарства,

Косметика, мыло, духи,

Ткани, квартиры, убранство?

Всем химии обязаны мы.

 

Она интересна. Загадочна,

Но нужно ее учить,

Зачем же нужна эта химия?

Нужна она нам чтобы жить!

Учитель:

 Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Сегодня я проведу экскурсию в кабинет химии и расскажу вам о науке химии. Вы уже изучаете науку о природе – окруж.мир. Дальше вы будете изучать другие науки о природе и веществах -природоведение, географию, биологию, физику и только в 8 кл.- химию.

Помогут мне провести экскурсию ребята из 8 класса, которые уже полгода изучают этот предмет.

1 ученик. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями. 

У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. (обратить внимание на стенд и инструкции по охране труда).

 

Это важно и потому, что многие вещества очень и сердиты опасны . Посмотрите сами..

Опыт. Опыт «Взаимодействия карбоната калия и соляная кислота».

2 ученик. А другие вещества так сердятся , что теряют цвет или выпадают в осадок.

Опыт «Сливание растворов карбоната натрия и хлорида кальция» . Посмотрите, у меня получилось вещество, очень похожее на молоко..Но, конечно, такое «молоко» пробовать нельзя.

3 ученик. Посмотрите, как красиво изменяют цвет эти вещества. Опыт с хлоридом железа( III) и роданидом калия. На что похоже? (Будет ответ на кровь).Эта реакция лежит в основе тех кинофильмов, где используются кровавые сцены..Артисты то только роли играют.

_______________________________________________________________________

4 ученик. Наука химия-это наука, полная тайн..Посмотрите, на что похожи эти вещества? (Будет ответ-вода). Недавно на уроках узнали, какие интересные свойства есть у этой «воды». Опыт с гидроксидом натрия, фенолфталеином и соляной кислотой.

5 ученик. В этом месяце, в феврале, мы узнали, что в химии есть волшебные бумажки. Хотите на них посмотреть? Посмотрите, я в прозрачные жидкости, которые так похожи на воду, опускаю эти бумажки..Опыт с индикаторной бумагой, щелочью , кислотой и водой.

6 ученик. Ребята, а вы когда- нибудь видели извержение вулкана? Вы, конечно, уже знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал целый город Пампеи.

Сейчас вы увидите сами извержение вулкана. Опыт «Вулкан»

Описание опыта "Вулкан" 
На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)2Cr2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора "вулканического пепла" Cr2O3.
 
Конечно, мы науку химию изучаем только полгода, и много еще нам предстоит узнать, удивить и выучить.

Учитель

Давайте продолжим знакомство  с кабинетом. Что вы ещё видите в кабинете химии такого , чего нет в других?

ВЫТЯЖНОЙ ШКАФ. 

Как вы думаете зачем он здесь?

Многие вещества , например, сильно пахнут.

Убедитесь .

 Опыт « Растирание нитрата аммония с известью». ( делают  приглашённые на своих столах)

А теперь попробуйте ответить на  вопросы старшеклассников.

1-й вопрос. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле?

                      Ответы учащихся  

                                                                   (Вода)

Старшеклассники читают стихотворение:

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

       А в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А все это – только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля.

Но время придет, все растает,

И будет просто вода.

2-й вопрос. Какие металлы вы знаете?

                     Ответы учащихся

Учитель:  Я вам расскажу немножко о золоте, которое является самым пластичным металлом. Кусочек золота величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной 3 км или расплющить в прозрачный голубовато-зеленого цвета лист площадью 50 м2. (золото)

3-й вопрос. Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется? (ртуть)

  А вы знаете, что этот металл   может заморозить воду?

 (Ртуть. Вода замерзает при 0 оС, ртуть же становится твердой лишь при температуре менее – 39 оС, если при температуре– 20 оС ртуть погрузить в воду, то этого будет вполне достаточно, чтобы превратить воду в лед).

                   

4-й вопрос. Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.

( Графит В Карандаше)

5-й вопрос.

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без … (кислорода)

А чего ещё не было бы без кислорода?

А ещё не было бы праздничных фейерверков!

Опыт « Вспышки магния с серой»( учитель)

И здесь нам тоже пригодился вытяжной шкаф,  ребята.


Выс. Уч-ся:

Перемена, перемена!

Заливается звонок.

Наконец-то он закончен,

Надоедливый урок!

                                                                                 Дернув серу за косичку,

                                                                                  Мимо магний пробежал.

                                                                                  Йод из класса испарился,                                            

                                                                                  Будто вовсе не бывал.

Фтор поджег случайно воду,

Хлор чужую книжку съел.

                                          Углерод вдруг с водородом

                                          Невидимкой стать успел.

                                                   Калий, бром в углу дерутся:

                                         Не поделят электрон.

                                                Кислород-шалун на боре

                                                 Мимо проскакал верхом.

Учитель: Наша экскурсия подошла к концу.  Понравилось ли вам?

                 Тогда кабинет химиии будет ждать вас .            

                Приходите  изучать эту очень интересную науку – химию.



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по химии 8-9 класс


Рабочая программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования составлена на основе:

-требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрено федеральным учебно методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15, п.п. 2.2.).

 требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС;- примерной программы основного общего образования по химии;

- авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2018г.).

Цели реализации программы: достижение учащимися результатов изучения учебного предмета «Химия» в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Задачами реализации программы учебного предмета являются:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

- осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;

- углубление представлений о материальном единстве мира;

- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их

свойств;-

приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры. Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории. Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе. В учебном плане на освоение учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования отводится 140 часов из расчета: 70часов – 8 класс, 70 часов – 9 класс