2.3. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся.
2.3.1 - 2.3.7
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №22 Имени Г.Ф. Пономарева _________ Л.А.Постникова «______» ________ 2018г. |
Рабочая программа курса
«Чудеса химии в повседневной жизни человека»
на 2018-2019 годы
для обучающихся 9-х классов муниципального общеобразовательного учреждение средней общеобразовательной школы №22 г. Сургута
имени Г.Ф.Пономарева
ФИО учителя МАЛИКОВА МАРИНА ЗУБАИЛОВНА
Квалификационная категория: первая
Количество часов по учебному плану:
в год – 80, в неделю 2,5 часа
Планирование составлено на основе программы: элективного курса «Секретные материалы о твоем здоровье» (Поддубной Л.Б.)
Учебно-методическое обеспечение:
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2004 г. «Занимательные задания и эффектные опыты по химии», Б.Д.Степин
Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981г.
Рассмотрено | Согласовано | |
на заседании МО | заместитель директора по УВР | |
протокол №____ | ___________ Е.А. Полежай | |
от«_____»_______ 2018г. | от«_____»_______ 2018г. | |
|
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Химия вокруг нас»
Составитель:
Маликова Марина Зубаиловна,
учитель химии.
2017 г
Пояснительная записка
На курсы выбора для 9 классов отводятся часы за счёт компонента образовательного
учреждения. Создание таких курсов – важнейшая часть обеспечения введения
предпрофильного и профильного обучения.
Программа курса по выбору «Химия вокруг нас» предназначена для обучающихся 9
класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов.
Программа курса включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Цели и задачи учебной дисциплины.
4. Требования к уровню усвоения дисциплины.
5. Учебно-тематический план.
6. Содержание тем учебного курса.
7. Практические занятия.
8. Приложение (методические разработки).
9. Контроль уровня обученности.
10. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.
Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития
материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.
Курс «Химия вокруг нас» углубляет и расширяет содержание курса химии,
систематизирует знания обучающихся по биологии, химии и физике.
Химия является важной частью процесса цивилизации; без современной химической
науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в
связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность
для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации,
каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов,
происходящих вокруг нас.
Содержание курса раскрывает основные направления использования химических
веществ: в быту, сельском хозяйстве, медицине, строительстве и живописи в целом и на
личном приусадебном участке в частности.
Понятие о составе пищевых продуктов, о различных видах бытовой химии, о
строительных материалов о различных видах удобрений, о косметических веществах и их
значений в жизнедеятельности.
Курс является ориентационным выборочным курсом. Современной молодежи
непросто ориентироваться в море профессий и выбрать нужную из них. Поэтому
целесообразно, чтобы выпускники владели информацией о перспективных потребностях
рынка труда, об основных характеристиках профессий, о профессионально важных
качествах, о необходимых знаниях и умениях.
Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической
промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химика – технолога,
лаборант, косметолог, строитель, фармацевт, врач, агроном что позволяет формировать у
учащихся систему технологических знаний Курс построен таким образом, что каждое
занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, презентации
составленный учителем и учащихся, материалы из интернета, демонстрационный опыт и
обязательное практическое занятие. один раз в каждом разделе.
Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность
межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся
видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для
опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что
позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с
веществами.Занятия по курсу выбора можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися
демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов,
рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании
занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся.
1. Цели и задачи курса по выбору
Цели курса:
- Развитие способностей учащихся самостоятельно приобретать знания в соответствии с
возникающими жизненными потребностями.
- Формирование понимания значимости общечеловеческих ценностей – целостности
Природы, Жизни, Здоровья человека.
- Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе
жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.
- Активизировать теоретические и научно – познавательные способности учащихся,
углубить знания о здоровом образе жизни и сохранении их жизнедеятельности, сделать
осознанный выбор профиля для изучения предмета на следующей ступени, создать
условия для подготовки к экзаменам по выбору.
- Сообщить дополнительное знания по химии с использованием новых информационных
технологий.
Задачи курса:
- Изучив данный курс, школьники должны знать о составе и свойствах химических
веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический
эксперимент, соблюдать правила техники безопасности.
- Сообщить дополнительное знания: о пищевых продуктах и их кулинарной обработке,
косметических веществах, о моющих средствах.
- Данный курс по химии предусматривает заинтересовать учащихся наукой; раскрыть
возможности для внедрения здорового образа жизни ( чистота, красота) в деятельность;
- Формирование умений организовать свой труд, пользоваться дополнительной
литературой и уметь применять новых информационных технологий для расширения
знаний в своей жизнедеятельности.
- Научить учащихся применять полученные знания и умения для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, для решения
практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде.
2. Требования к уровню усвоения курса по выбору
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
- знать
- способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях,
- химические элементы входящие в состав питательных веществ,
- правила безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ
бытовой химии,
- виды и свойства чая, кофе, соки, минеральная вода и их действие на организм,
- многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов,
- приготовить растворов для питательных смесей.
- уметь
- оказать первую помощь при бытовых отравлениях
- приготавливать растворы заданной концентрации в бытовых условиях,
- анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания;
- использовать программы Microsoft Office Word, Microsoft Publisher,
Microsoft Power Point для создания учебных проектов;
3. Методическое сопровождение курса включает:
- формы обучения: практические занятия, эвристические беседы, лекции, конференцию,
семинары, самостоятельную работу учащихся с доп. литературой и электронными
источниками информации;
- методы обучения:
словесные, наглядные, практические;
частично – поисковые, репродуктивные, исследовательские;
- способы обучения:
работа в парах, группах, индивидуальная, под руководством учителя;
- технологии обучения:
постановка эксперимента,
поиск информации по имеющимся источникам, ИКТ,
проектная, исследовательские.
Ожидаемые результаты
Изучив данный элективный курс, школьники должны познакомиться с профессиями эколога, косметолога, химика-технолога, фармацевта и выбрать профиль обучения в 10-м классе.
Школьники должны углубить знания по предмету, расширить свой кругозор и поднять интеллект.
На практических и лабораторных работах должны продолжить совершенствовать экспериментаторские навыки.
Идеи профильного и предпрофильного образования нельзя реализовать без формирования ключевых компетенций. Предполагается, что в результате занятий на элективном курсе школьники продвинутся в умении ставить проблему, формулировать цели и задачи, планировать работу и ее результат, делать выбор и быть ответственным за него.
В результате создания условий на элективном курсе «Химия вокруг нас» у ребят должно продолжиться формирование готовности к постоянному самообразованию, перестраиванию, переобучению в современном быстро меняющемся мире. Ожидается, что учащиеся будут упражняться в умении вести монолог, диалог, совершенствоваться в умении слушать; будут терпимы к чужому мнению и суждению.
4. Учебное - тематическое планирование
№
уроков
Наименование темы Кол.
часов
Вид работы
Раздел 1. Химия и питание 8 ч.
1. Химические элементы,
входящие в состав
питательных веществ и их
роль.
3 ч. Лекция. Беседа с
учащимися. Презентация по теме
«Питание».
2-3. Основные проводники
жизнедеятельности человека:
белки, жиры, углеводы.
2 ч. Урок№1. Урок- презентация по
теме«Пищевые продукты».
Урок №2. Практическая работа №1.
«Свойства белков, углеводов и
жиров»
4-5. Напитки: чай, кофе,
минеральная вода, соки.
Состав и их значение в
жизнедеятельности человека.
2 ч. Урок №1. Лекция по теме «Чай.
Минеральная вода. Соки».
Презентация «Чай».
Урок №2. Лекция по теме «Кофе.
Наркотические вещества».
Презентация «Кофе».
6-7. Классификация и значение
витаминов.
2 ч. Урок №1. Лекция, беседа с
учащимися.
Урок №2. Урок- презентация по
теме«Витамины»
8. Урок – заключение. 1 ч. Зачет. Тест по теме: «Химические
процессы в живых организмах»,
«Белки», «Углеводы».
Раздел 2. Химия и жизнь 9ч1-2.
(9-10)
Предметы бытовой химии.
Моющие средства.
2 ч. Урок №1. Лекция. Заочная
экскурсия в Казанский химический
комбинат «Нэфис» имени
М.Вахитова
Урок №2. Урок-презентация по
теме «Моющие вещества».
3.
(11)
Косметика. Искусственная и
натуральная косметика.
1ч. Лекция. Презентация «Химия и
косметика»
4-6.
(12-14)
Химия в повседневной жизни:
медицине, сельском хозяйстве
(минеральные удобрения),
живописи.
3ч. Урок №1. Встреча с фельдшером.
Презентация по теме «Лекарственные
препараты: натуральные и
искусственные»
Урок №2. Практическая работа №2.
«Приготовление растворов для
питательных смесей».
Урок№3. Урок-презентация по теме
« Химия и живопись».
7-8.
(15-16)
Строительные материалы и
их химический состав.
2ч. Урок №1. Лекция. Показ
коллекции«Строительные
материалы».
Урок №2. Урок –
презентация«Строительные
материалы и их значение».
9.
(17)
Урок – заключение. 1ч. Зачет. Тест по теме: «Моющие и
чистящие средства. Полимеры.
Правила безопасности работы со
средствами бытовой химии».
5. Содержание тем учебного курса
Тема 1. Химические элементы, входящие в состав питательных веществ и их роль.
Химический элемент. Элементный состав организма человека (%). Микроэлементы:
ионогенные, биомикроэлементы, остеотропные, микроэлементы, входящие в состав
лекарственных средств, биологически индифферентные (радиоактивные элементы).
Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека: белки, жиры,
углеводы.
Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения.
Калорийность пищи. Диеты. Пищевая аллергия: причины, способы лечения. Алкоголь, его
роль и пагубное значение. Основные принципы рационального питания. Современный
этап развития пищевой промышленности – создание искусственной пищи.
Тема 3. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в
жизнедеятельности человека. Чай: история появления напитка, состав и свойства. Кофе:
история, состав. Кофеин. Консерванты. Минеральная вода: состав, значение.Тема 4. Классификация и значение витаминов. Витамины как незаменимая часть
пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые. Авитаминоз.
Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.
Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства.
Мыло душистое и хозяйственное. Основные компоненты различных сортов мыла.
Процесс производства мыла Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели:
оптические и химические.
Тема 6. Косметика. Искусственная и натуральная косметика
Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества. Пудра. Лак ногтей.
Губная помада: состав, применение. Носители запаха. Красители для волос
(отбеливающие, химические, физические, натуральные: хна, басма). Дезодоранты.
Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные
удобрения), живописи.
7.1. Химия в медицине. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции.
Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор.
7.2. Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Виды удобрений.
Питательный раствор Кнопа. Пестициды и их виды. Экологические проблемы, связанные
с использованием удобрений и пестицидов.
7.3. Химия и живопись. Техника живописи в древности и сегодня. Энкаустика -
древнейшая техника живописи. Темпера – живопись эмульсионными красками. Масляная
живопись. Виды растительных масел, применяемых в живописи, и их химический
состав. Акварель и гуашь. Химический состав красок.
Тема 8. Строительные материалы и их химический
состав.
Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная. Мел. Песок. История стекла.
Цветное стекло. Искусство мозаики. Хрустальное стекло. Химический состав окрашенных
стекол. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал.
Виды бумаги и их использование.
6. Практические занятия.
Практическая работа №1. «Свойства белков, углеводов и жиров».
Практическая работа №2. «Приготовление растворов для питательных смесей. Полный
питательный раствор Кнопа».
7. Темы творческих работ учащихся
1. Предметы бытовой химии. Моющие средства.
История мыла.
2. Строительные материалы и их химический состав.
3. Химия в повседневной жизни:
- медицине
- сельскомхозяйстве (минеральные удобрения)
- живописи.
4. Лекарства и их химический состав.
5. Состав и свойства минеральных вод.
6. Химические элементы входящих в состав питательных веществ и их роль.7. Вещества вызывающие отравления.
8. Проблемы выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
9. Строительные растворы. Известь. Мел. Песок.
История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс.
10. Древесина – уникальный строительный материал.
8. Контроль уровня обученности.
Инструментарий для оценивания результатов:
1. Текущий контроль предполагает проведение бесед с учащимися по изучаемым темам,
проблемам, составление конспектов лекционных занятий и отчётов по практических
работ.
2. Зачётный практикум включает отчёты с описанием выполненных работ.
3. Итоговый контроль осуществляется в форме индивидуальных творческих работ
учащихся: электронных презентаций, стендовых докладов, буклетов, коллекций,
составленных сборников задач, сборников фирменных рецептов, решение кроссвордов,
викторин, устное собеседование.
9. Дополнительные информационные источники
по оснащению учебного процесса
- средства обучения: реактивы и оборудование: весы и разновесы, мерные цилиндры,
пробирки, хим. стаканы, палочки стеклянные, фильтры бумажные, образцы: чай, кофе,
соки, яичный белок, сахар, жиры животного и растительного происхождения, щелочь,
азотная кислота, вода, сульфат меди, органический растворитель – бензол, толуол.
- пособия: таблицы и карточки о вредных веществах, домашняя аптечка, коллекция
препаратов бытовой химии, набор упаковок от чипсов, жевательной резинки, шоколада,
напитков, витаминов и т.д., коллекции строительных материалов, таблицы и цветные
иллюстрации, материалы из интернета по изучаемым темам.
- электронные презентации:
- «Питание».
- «Пищевые продукты».
- «Чай», Кофе».
- «Витамины»
- «Химия и косметика»
- « Химия и живопись
- «Строительные материалы и их значение».
- «Лекарственные препараты: натуральные и искусственные»Список дополнительной и методической литературы
1. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М.:
Дрофа, 2008.
2. Габриелян, О. С. Поверхностные явления: учебное пособие / О. С. Габриелян, В. А.
Белоногов, Г. У. Белоногова. – М.: Дрофа, 2008. – 109 с.
3. Программы элективных курсов по химии (профильное обучение). 10–11 классы. – М.:
Дрофа, 2008 –80с.
1. Королевец А.А. Концерванты в пищевой промышленности // химия в школе. – 2007 -
№1.- С. 7.
2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
3. Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.
4. ТретьяковаЮ.Д. Справочные материалы по химии. - М., Просвещение. 1993.
5. Хабибуллина А.Б., Галеева Н.А. Предпрофильная подготовка учащихся по химии – К,
2005.
6. Химическая энциклопедия. М., 1988.
7.Игнатьева С.Ю. Химия нетрадиционные уроки 8-11 классы—Волгоград: Учитель,
2004.
8. Профильное обучение. Сборник элективных курсов. Сост. Ширшина Н.В. Волгоград:
Учитель, 2005.
9. Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г.
М: Владос. 2005.
10. Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева С.Ю.
11. Кузнецова, Л. М. Новая технология обучения химии. 9 кл. – М.: Мнемозина, 2006. –
288 с.
12. Сборник нормативных документов. Химия / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:
Дрофа, 2004. – 141с.
13. Сборник нормативных документов. Химия (проект) / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г.
Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
14. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении :
учебно-методическое пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П.
Тряпициной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.
15. Юнина, Е. А. Технология качественного обучения в школе: учебно-методическое
пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2007.– 224 с.Приложения (тесты, методические разработки).
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа экологической направленности
«Экология и здоровье»
Составлена на основе примерной программы элективного курса «Секретные материалы о твоем здоровье» (Поддубной Л.Б.)
Пояснительная записка
Программа элективного курса предусматривает 38 учебных часа (2 часа в неделю).
Цель курса: в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой, овладения знаниями о здоровье.
Задачи курса:
- Освоение обучающимися способов, методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
- Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
- Овладение знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями и опытами, истолковывая данные и формулируя гипотезы и рабочие определения;
- Формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы; воспитание коллективизма и одновременно осознание неповторимости каждого человеческого существа, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности, стремления к духовному и физическому совершенству;
- Эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему, как значимому условию своего собственного развития, условию существования всего многообразия жизни и культуры на планете;
- Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе «Природа-Общество-Здоровье».
Тематический план
Номер занятия | Тема занятия | Кол-во часов | |
теоретических | практических | ||
Введение (2 час) | 1 | 1 | |
1-2 | Здоровье и факторы риска болезни | 1 | 1 |
Здоровье и наследственность (13 часов) | 1 | 4 | |
3 | Место человека в системе животных | 1 | |
4 | Стресс – наследственная реакция адаптации | 1 | |
5 | Носители наследственности | 1 | |
6 | Наследственные болезни | 1 | |
7 | Диагностика, лечение и предупреждение наследственных болезней | 1 | |
Среда жизнедеятельности человека (14 часов) | 1 | 5 | |
8 | Природная среда – источник инфекционных заболеваний | 1 | |
9 | Космос и здоровье | 1 | |
10 | «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов | 1 | |
11 | Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения | 1 | |
12 | Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь | 1 | |
13 | Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере | 1 | |
Природная среда теряет свои свойства (16 часов) | 9 | 7 | |
14-15 | Загрязнение атмосферы и гидросферы | 1 | 1 |
16-17 | Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений. | 1 | 1 |
18-19 | Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье. | 1 | 1 |
20-21 | Влияние шумов на здоровье | 1 | 1 |
22-23 | Очистка воды из природных источников | 1 | 1 |
24-26 | Запасы воды на Земле | 3 | |
27-29 | Как сберечь чистоту воды от промышленных отходов | 1 | 2 |
Здоровый образ жизни (27 часов) | 3 | 8 | |
30 | СПИД – коварная болезнь | 1 | |
31 | Культура питания | 1 | |
32 | Алкоголизм – болезнь химической зависимости | 1 | |
33-34 | Табакокурение | 2 | |
35 | Наркотики, зависимость и последствия | 1 | |
36 | Как сказать наркотикам: «Нет!» | 1 | |
37 | Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами | 1 | |
38 | Изучение устойчивости витамина С | 1 | |
39 | Всемирный день здоровья | 1 | |
40 | Заключительное занятие. | 1 | |
Итого: 76 ч | 53 | 23 |
Содержание программы:
Введение (2 час).
Вводная лекция «Здоровье и факторы риска болезни».
Анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».
Здоровье и наследственность (13 часов).
Лекция «Место человека в системе животных».
Семинары:
- «Стресс – наследственная реакция адаптации»;
- «Носители наследственности»;
- Наследственные болезни»;
- Диагностика и лечение, предупреждение наследственных болезней»
Среда жизнедеятельности человека (14 часов)
Лекция «Природная среда – источник инфекционных заболеваний».
Семинары:
- «Космос и здоровье»;
- «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. Погода и самочувствие»;
- «Поселение как среда жизни. Среда жилого поселения».
Практические работы:
- Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь»;
- Ознакомление и фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере».
Природная среда теряет свои экологические свойства (16 часов).
Лекции и семинары:
- «Загрязнение атмосферы и гидросферы»;
- «Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений»;
- «Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье»;
- «Влияние шумов на здоровье»;
- «Очистка воды из природных источников».
Здоровый образ жизни (27 часов).
Лекции:
- «СПИД – коварная болезнь».
Семинары:
- «Культура питания»;
- «Алкоголизм – болезнь химической зависимости»;
- «Табакокурение»;
- «Наркотики, зависимость и последствия»;
- «Как сказать наркотикам: «Нет!».
Практические занятия:
- «Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами»;
- «Изучение устойчивости витамина С»;
- Конференция «Всемирный день здоровья».
Заключительное занятие. Повторное анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения».
Список литературы
- Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 класс / Сост. Поддубная Л.Б., учитель высшей категории. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2009.
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии: Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2010.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. – М.: «Устойчивый мир», 2010.
- Шилов И.А. Экология: Учебник для биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2013.
- Билич Г. Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 1. Анатомия / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – 3-е стер. изд. – М.: ОНИКС, 2009.
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа по химии 9 класс
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР с ОВЗ по химии для 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по химии, авторских программ: под редакцией О.С. Габриеляна.
Адаптированная рабочая программа по химии для 9 классов основной общеобразовательной школы составлена для учащихся с ЗПР с учетом их психического развития и индивидуальных особенностей, включает следующие формы организации учебного процесса для детей с ЗПР:
- подбор заданий максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;
- приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;
- индивидуальный подход;
- повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
- использование многократных указаний, упражнений;
- использование поощрений, повышения самооценки ребенка, укрепление в нем веры в себя;
- поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
- использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Характеристика детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (далее ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Причины ЗПР выделяют следующие:
Биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; генетическая обусловленность.
Социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.
В программе сохранно основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащихся с ЗПР и специфика усвоения ими учебного материала. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели и задачи обучения химии:
Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства; Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой; Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества; Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой
- Воспитательные: воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Коррекционно - развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Обучение предмету в классах по адаптированной программе ведётся на основе тех же учебников, что и в общеобразовательных классах.
Формы контроля:
- предварительный контроль направлен на выяснение знаний, умений и навыков
воспитанников по предмету или разделу, который будет изучаться.
- текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.
- тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний воспитанников.
- итоговый контроль проводится в конце учебного года.
Общая характеристика учебного предмета
Введение (1 час).
Раздел 1. Курс 9 класса начинается с введения, рассчитанного на 4 часа. В нём обобщаются основные вопросы из учебного материала 8 класса, а также даются новые понятия, такие как переходные элементы, свойства амфотерных соединений оксидов и гидроксидов.
Тема «Скорость химических реакций», в объёме 5часов, изучается сразу после повторения.
Далее в логике изучения материала включены разделы: «Металлы» и «Неметаллы», отдельные группы элементов и их соединений, которые имеют большое значение для народного хозяйства.
В связи с введением в практику работы школ нормативного документа «Федеральный компонент образовательного стандарта для основной школы (приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03.04 г.) в рабочей программе имеются изменения в темах:
- Химические производства. Учащиеся рассматривают лишь химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты, аммиака и.т.д.
- Скорость химической реакции, химическое равновесие и способы его смещения. О скорости химической реакции дается лишь представление, как о быстроте протекания химического процесса, которым можно управлять с помощью катализатора.
- Некоторые типы расчетных задач: на выход продукта реакции, на избыток одного из реагентов, на вывод формул не рассматриваются.
- Минеральные удобрения изучаются в ознакомительном плане в темах, соответствующих вопросам использования солей.
- Коррозия металлов рассматривается в ознакомительном плане.
- Гидролиз солей рассматривается на уровне общего представления, гидролиз солей бескислородных кислот.
- Окислительно-восстановительные реакции рассматриваются на уровне общих представлений: процессы окисления и восстановления, вещества (элементы) окислители и восстановители. Понятие об электролизе расплавов солей дается на примере хлорида натрия.
- Значительно сокращено содержание концентра “Органические вещества” в 9-м классе.
В курсе химии имеется два лабораторных практикума, в объеме 8 часов. На втором году обучения комплекс практических работ, объединенных в один временной период, способствует приобретению самостоятельного навыка работы с оборудованием, и формированию мировоззрения о химической науке и производстве.
Курс 9 класса завершается ознакомлением с органическими веществами. Таким образом, осуществляется концентрический принцип изучения химии в основной школе.
В рабочую программу включены вопросы экологического образования (10-15 % от всего курса), органично связанные с темами уроков и формирующие у обучающихся бережное отношение к природе, культуру здорового образа жизни, любовь к родному краю.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
-знать и понимать:
- - скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
- - химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;
- -важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.
- -химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.
- - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
- - определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
- - называть вещества, определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
- - определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по химии для 9 класса.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 7-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010).
Весь теоретический материал рассматривается на первом году изучения, что позволяет учащимся осознанно изучать фактический материал – химию элементов и их соединений на втором году обучения. В содержании курса заложено формирование обобщенного представления о химии классов веществ. Происходит постепенное изучение от общего к частному: металлы и неметаллы, а затем подробно освещены свойства металлов и неметаллов различных групп периодической системы и семейств, а также их соединений. На протяжении всего курса красной нитью проходит вопрос практического значения химической науки и химического производства для развития народного хозяйства и человечества в целом.
Ведущими идеями курса являются:
- материальное единство веществ, их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость закономерностей химических реакций;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
- представление о круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- о принципах превращения веществ, экологически безопасных способах и мероприятий по охране окружающей среды от загрязнений;
- взаимосвязанность науки и практики; практика – движущая сила развития науки, а успехи практики – результаты развития науки;
- гуманистический характер химической науки.
Основное содержание.
В соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта для основной школы (приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03.04 г.) в рабочей программе имеются изменения в темах:
- Химические производства. Учащиеся рассматривают лишь химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты, аммиака и.т.д.
- Некоторые типы расчетных задач: на выход продукта реакции, на избыток одного из реагентов, на вывод формул не рассматриваются.
- Минеральные удобрения в ознакомительном плане в темах, соответствующих вопросам использования солей.
- Коррозия металлов рассматривается в ознакомительном плане.
- Гидролиз солей рассматривается на уровне общего представления.
- Окислительно-восстановительные реакции рассматриваются только на уровне общих представлений: процессы окисления и восстановления, вещества (элементы) окислители и восстановители. Понятие об электролизе расплавов солей дается на примере хлорида натрия.
- Значительно сокращено содержание концентра «Органические вещества» в 9-м классе.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ отведено 68 учебных часов для обязательного изучения курса химии в 9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф Пономарева на 2018-2019 учебный год в 9-ом классе 35 учебных недель, следовательно,70 уроков.
Повторение основных вопросов курса 8-го класса и введение в курс 9-го класса (4 часа)
Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. Периодический закон и система элементов Д.И. Менделеева. Переходные элементы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
Демонстрация
Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов, основания и кислоты (MgO и SО2; Mg(OH)2 и H2SO4.
Реакции получения и свойства гидроксидов цинка или алюминия
Тема 2. Металлы (15 часов)
Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов Химические свойства металлов. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Соединения щелочных металлов. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Соединения щелочноземельных металлов.
Алюминий, его физические и химические свойства.
Соединения алюминия. Железо, его физические и химические свойства. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+
Демонстрация
Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение Mg, Fe.
Опыты по коррозии металлов и защита их от коррозии.
Действие продуктов электрохимической коррозии на водные растения
Коллекции руд.
Восстановление металлов углем, водородом.
Взаимодействие щелочных металлов с водой, кислородом, неметаллами. Растворимость оксидов и гидроксидов щелочных металлов в воде.
Распознавание солей Na+ и K+ по окраске пламени.
Взаимодействие с водой, кислородом, неметаллами. Растворимость оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов в воде.
Роль кальция в свертывании крови.
Образцы природных соединений кальция.
Свойства негашеной извести.
Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Опыты, показывающие отношение железа к концентрированным кислотам.
Лабораторные опыты
№1 Коллекции образцов металлов.
№2Коллекция сплавов.
№3 Образцы щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов.
№4 Образцы щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.
№5Коллекция изделий из алюминия и его сплавов.
№6 Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей.
№7 Образцы природных соединений алюминия.
№8 Образцы сплавов железа.
№9 Получение и свойства гидроксидов железа (II и III). Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+
Контрольная работа № 1 по теме «Металлы»
Тема 3. Неметаллы (23 часов)
Общая характеристика неметаллов. Общая характеристика галогенов. Галогены – простые вещества. Соединения галогенов.
Сера, ее физические и химические свойства. Сероводород. Оксиды серы (IV и VI). Серная кислота и ее соли.
Азот и его свойства. Аммиак и его свойства. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Соединения фосфора.
Углерод. Оксиды углерода (II и IV). Карбонаты. Кремний. Силикатная промышленность.
Демонстрация
Ряд ЭО. Модели атомных кристаллических решеток на примере модификаций углерода (алмаза и графита) и молекулярных на примере кислорода.
Состав воздуха.
Образцы галогенов – простых веществ. Образцы природных хлоридов.
Получение и свойства соляной кислоты.
Обнаружение серы в составе органических веществ. Получение пластической серы. Взаимодействие серы с металлами и кислородом.
Получение SO2 горением серы и взаимодействием меди с конц. H2SO4. Взаимодействие SO2 c водой и щелочью.
Образцы сульфатов. Свойства H2SO4 (разб.) как типичной кислоты.
Корни культур бобовых растений с клубеньками.
Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде. Взаимодействие аммиака с хлороводородом.
Свертывание белка под действием азотной кислоты.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Получение белого фосфора из красного. Воспламенение белого фосфора (видеофрагмент).
Получение оксида фосфора (V) горением. Его растворение в воде.
Адсорбция углем различных веществ (красителей, газов). Модели кристаллических решеток алмаза и графита.
Горение угля в кислороде.
Лабораторные опыты
№10 Качественная реакция на галогениды
№11Качественная реакция на сульфат-ион.
№12Качественная реакция на NH4+. Получение солей аммония.
№13 Знакомство с образцами нитратов и нитритов. Растворение нитратов в воде. Знакомство с коллекцией азотных удобрений.
№14 Качественное обнаружение NO3-, и NO-2
№15 Свойства H3 PO4 как электролита. Качественная реакция на PO43-. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений.
№16 Получение, собирание и распознавание CO2.
№17 Знакомство с коллекцией карбонатов.
№18. Качественная реакция на CO32-. Переход карбоната кальция гидрокарбонат и обратно.
№19 Знакомство с коллекцией природных соединений Si.
№20 Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента.
Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»
Тема 4. Получение, свойства и распознавание неорганических веществ. Химический практикум (5 часов)
Практическая работа №1. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.
Практическая работа №2. Получение аммиака и исследование его свойств.
Практическая работа №3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно.
Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов.
Практическая работа №5. Практическое осуществление переходов
Тема 5. Органические соединения (14часов)
Предмет органической химии. Строение атома углерода.
Алканы. Химическое свойства и применение алканов. Алкены. Химические свойства этилена.
Понятие о спиртах на основе реакции гидратации этилена и взаимодействия этилена с раствором перманганата калия. Окисление альдегида в кислоту и понятие об одноосновных карбоновых кислотах.
Понятие о сложных эфирах. Жиры. Понятие об аминокислотах.
Реакции поликонденсации аминокислот. Белки.
Углеводы. Полимеры.
Генетическая связь между классами органических веществ на примере цепочек переходов от алкана к полипептиду.
Демонстрация
Образцы природных и синтетических веществ.
Получение этилена. Горение этилена. Взаимодействие его с раствором перманганата калия Образцы метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина.
Типичные кислотные свойства уксусной кислоты: взаимодействие ее с металлом, оксидом металла, основанием и солью (карбонатом).
Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты. Образцы твердых и жидких жиров.
Растворимость жиров. Доказательство непредельности у жидких жиров
Цветные реакции белков.
Растворение и осаждение белков. Денатурация белков
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Образцы углеводов.
Образцы природных и химических полимеров: пластмасс и волокон.
Распознавание природных и химических полимеров: пластмасс и волокон.
Лабораторные опыты
№21 Шаростержневая и масштабная модели молекул алканов.
№22 Изготовление модели молекул этилена.
№23 Качественная реакция на многоатомные спирты
№24 Взаимодействие крахмала с иодом
Контрольная работа № 3 по теме «Органические соединения»
Тема 6. Получение, свойства и распознавание органических веществ. Химический практикум (3 часа)
Практическая работа №1.Получение и свойства этилена.
Практическая работа №2. Карбоновые кислоты, альдегиды.
Практическая работа №3.Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Строение веществ (типы химических связей и кристаллических решеток).
Классы химических соединений в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Консультации (2часа)
Консультация по неорганической химии. Консультация по органической химии
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Изменено число часов на изучение тем:
-тема «Органические соединения» вместо 11 часов – 14 часов;
-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» вместо 8 часов до 4 часа. Вся программа химии 9 класса выполняется до 25 мая. В целях подготовки к государственной итоговой аттестации на последней неделе запланированы уроки в виде консультаций.
Курс 9 класса начинается с введения, рассчитанного на 4 часа. В нём обобщаются основные вопросы из учебного материала 8 класса, а также даются новые понятия, такие как переходные элементы, свойства амфотерных соединений оксидов и гидроксидов.
Далее в логике изучения материала включены разделы: «Металлы» и «Неметаллы», отдельные группы элементов и их соединений, которые имеют большое значение для народного хозяйства.
В курсе химии имеется два лабораторных практикума, в объеме 8 часов. На втором году обучения комплекс практических работ, объединенных в один временной период, способствует приобретению самостоятельного навыка работы с оборудованием, и формированию мировоззрения о химической науке и производстве.
Курс 9 класса завершается ознакомлением с органическими соединениями. Таким образом, осуществляется концентрический принцип изучения химии в основной школе.
В рабочую программу включены вопросы экологического образования (10-15 % от всего курса), направленные на формирование у учащихся бережное отношение к природе, привитие культуры здорового образа жизни и любовь к родному краю.
В календарно-тематическом планировании отражена система повторения, что должно способствовать более эффективному обучению предмету.
В рабочей программе имеется раздел «Учебный тематический план», приложение с перечнем лабораторных, практических и контрольных работ и график их проведения.
Структура календарно-тематического планирования состоит из разделов:
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Требования к уровню подготовки | Экспериментальная часть | Задание на дом. |
По плану/ по факту |
В рабочей программе имеются требования к результатам усвоения учебного материала, нормы оценивания за устные, письменные, экспериментальные и контрольные задания. Приложены виды инструктажа по технике безопасности и охране труда. Завершается рабочая программа перечнем используемой литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В процессе обучения ученики 9 класса должны
- знать и понимать:
- химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.
- важнейшие вещества и материалы на примере неметаллов и их соединений: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения (ознакомительно).
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Уметь:
- определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
- называть вещества;
- определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.
Темы лабораторных опытов
Л.О.№1 Коллекции образцов металлов Л.О. №2 Коллекция сплавов Л.О. №3 Образцы щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов. Л.О. №4 Образцы щелочноземельных металлов и их оксидов и гидроксидов. Л.О. №5 Коллекция изделий из алюминия и его сплавов. Л.О. №6 Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей. Л.О.№7 Образцы природных соединений алюминия. Л.О.№8 Образцы сплавов железа. Л.О. №9Получение и свойства гидроксидов железа (II и III). Качественные реакции на Fe2+, Fe3+ Л.О.№10 Качественная реакция на галогенид Л.О.№11 Качественная реакция на сульфат-ион. Л.О. №12 Качественная реакция на NH4+. Получение солей аммония. Л.О. №13 Знакомство с образцами нитратов и нитритов. Растворение нитратов в воде. Знакомство с коллекцией азотных удобрений. Л.О. №14 Качественное обнаружение NO3-и NO2- Л.О. №15 Свойства H3 PO4 как электролита. Качественная реакция на РO43-. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений Л.О. №16 Получение, собирание и распознавание CO2. Л.О. №17 Знакомство с коллекцией карбонатов. Л.О. №18 Качественная реакция на CO32-. Переход карбоната кальция гидрокарбонат и обратно Л.О.№19 Знакомство с коллекцией природных соединений кремния Л.О.№20 Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента Л.О.№21 Шаростержневая и масштабная модели молекул алканов. Л.О.№22 Изготовление модели молекул этилена. Л.О.№23 Качественная реакция на многоатомные спирты Л.О. №24 Взаимодействие крахмала с иодом. |
Темы практических работ
1. Получение амфотерного гидроксида алюминия и изучения его свойств.
2. Получение аммиака и изучение его свойств.
3. Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и
обратно.
4. Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов
5. Осуществление переходов: металл →оксид металла → соль → основание.
6. Получение этилена и его свойства.
7. Экспериментальное решение задач на распознавание спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.
8.Экспериментальное решение задач на распознавание пластмасс и волокон.
Темы контрольных работ за курс химии 9 класса.
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Входная. | ||
2 | Металлы. | ||
3 | Неметаллы. | ||
4 | Органические соединения. | ||
5 | Итоговая . |
График выполнения практической части программы
Вид работы | Сроки | |||||||||
I четверть | II четверть | III четверть | IVчетверть | Год | ||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |
Практическая | 5 | 3 | 8 | |||||||
Контрольная | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | |||||
Лабораторный опыт | 9 | 5 | 9 | 1 | 24 |
Учебно-методический комплект
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В.- Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г.- Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
3. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику, О. С. Габриеляна .
4. Габриелян О. С., Смирнова Т. В.- Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.
5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г.- Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2004.
6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П.- Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2007.
Интернет - ресурсы.
http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».
http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.
http //www.fsu. mto. ru - Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.
http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».
http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия : все о металлах.
http //mendeleev. Jino - net.ru . - Периодический закон Д .И .Менделеева и строение атома.
http //chemicsoft. chat. ru . - Программное обеспечение по химии.
Список образовательных сайтов
Химия
Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru
ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru
Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru
WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru
Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru
Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru
Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru
Мир химии http://chem.km.ru
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой http://www.104.webstolica.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия http://experiment.edu.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова http://chemistry.r2.ru
Школьная химия
Электронные версии школьного курса химии.
Предварительный просмотр:
Разработка мероприятия «Экскурсия в кабинет химии»
Мероприятие по химии
Тема: «Экскурсия в кабинет химии»
Цель:
познакомить учащихся начальной школы с наиболее занимательными составляющими кабинета химии;
развитие познавательной активности учащихся и интереса к предмету химия;
способствовать развитию мотивации изучения химии;
Оборудование:
наборы химической посуды; химические реактивы и оборудование для занимательных опытов; коллекции минералов; весы, разновесы;
комьпютер , презентация, музыкальное сопровождение
Ход урока
Учитель:
Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы.
Сегодня для Вас учащиеся старших классов проведут экскурсию по этому кабинету и расскажу о науке химии.
Выст. Уч-ся:
Зачем нам нужна эта химия?
Что же полезного в ней?
Ведь алгебра, музыка ,физика
Намного, наверно, важней.
Ведь алгебра, музыка, физика
Ведут человека вперед
Без них наша жизнь немыслима
Без них человек не живет.
Но химия – самая важная
И больше других нам нужна
Откуда у нас напитки?
Откуда посуда, еда?
Откуда у нас лекарства,
Косметика, мыло, духи,
Ткани, квартиры, убранство?
Всем химии обязаны мы.
Она интересна. Загадочна,
Но нужно ее учить,
Зачем же нужна эта химия?
Нужна она нам чтобы жить!
Учитель:
Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Сегодня я проведу экскурсию в кабинет химии и расскажу вам о науке химии. Вы уже изучаете науку о природе – окруж.мир. Дальше вы будете изучать другие науки о природе и веществах -природоведение, географию, биологию, физику и только в 8 кл.- химию.
Помогут мне провести экскурсию ребята из 8 класса, которые уже полгода изучают этот предмет.
1 ученик. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.
У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. (обратить внимание на стенд и инструкции по охране труда).
Это важно и потому, что многие вещества очень и сердиты опасны . Посмотрите сами..
Опыт. Опыт «Взаимодействия карбоната калия и соляная кислота».
2 ученик. А другие вещества так сердятся , что теряют цвет или выпадают в осадок.
Опыт «Сливание растворов карбоната натрия и хлорида кальция» . Посмотрите, у меня получилось вещество, очень похожее на молоко..Но, конечно, такое «молоко» пробовать нельзя.
3 ученик. Посмотрите, как красиво изменяют цвет эти вещества. Опыт с хлоридом железа( III) и роданидом калия. На что похоже? (Будет ответ на кровь).Эта реакция лежит в основе тех кинофильмов, где используются кровавые сцены..Артисты то только роли играют.
_______________________________________________________________________
4 ученик. Наука химия-это наука, полная тайн..Посмотрите, на что похожи эти вещества? (Будет ответ-вода). Недавно на уроках узнали, какие интересные свойства есть у этой «воды». Опыт с гидроксидом натрия, фенолфталеином и соляной кислотой.
5 ученик. В этом месяце, в феврале, мы узнали, что в химии есть волшебные бумажки. Хотите на них посмотреть? Посмотрите, я в прозрачные жидкости, которые так похожи на воду, опускаю эти бумажки..Опыт с индикаторной бумагой, щелочью , кислотой и водой.
6 ученик. Ребята, а вы когда- нибудь видели извержение вулкана? Вы, конечно, уже знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал целый город Пампеи.
Сейчас вы увидите сами извержение вулкана. Опыт «Вулкан»
Описание опыта "Вулкан"
На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)2Cr2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора "вулканического пепла" Cr2O3.
Конечно, мы науку химию изучаем только полгода, и много еще нам предстоит узнать, удивить и выучить.
Учитель
Давайте продолжим знакомство с кабинетом. Что вы ещё видите в кабинете химии такого , чего нет в других?
ВЫТЯЖНОЙ ШКАФ.
Как вы думаете зачем он здесь?
Многие вещества , например, сильно пахнут.
Убедитесь .
Опыт « Растирание нитрата аммония с известью». ( делают приглашённые на своих столах)
А теперь попробуйте ответить на вопросы старшеклассников.
1-й вопрос. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле?
Ответы учащихся
(Вода)
Старшеклассники читают стихотворение:
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля.
Но время придет, все растает,
И будет просто вода.
2-й вопрос. Какие металлы вы знаете?
Ответы учащихся
Учитель: Я вам расскажу немножко о золоте, которое является самым пластичным металлом. Кусочек золота величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной 3 км или расплющить в прозрачный голубовато-зеленого цвета лист площадью 50 м2. (золото)
3-й вопрос. Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется? (ртуть)
А вы знаете, что этот металл может заморозить воду?
(Ртуть. Вода замерзает при 0 оС, ртуть же становится твердой лишь при температуре менее – 39 оС, если при температуре– 20 оС ртуть погрузить в воду, то этого будет вполне достаточно, чтобы превратить воду в лед).
4-й вопрос. Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.
( Графит В Карандаше)
5-й вопрос.
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без … (кислорода)
А чего ещё не было бы без кислорода?
А ещё не было бы праздничных фейерверков!
Опыт « Вспышки магния с серой»( учитель)
И здесь нам тоже пригодился вытяжной шкаф, ребята.
Выс. Уч-ся:
Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Наконец-то он закончен,
Надоедливый урок!
Дернув серу за косичку,
Мимо магний пробежал.
Йод из класса испарился,
Будто вовсе не бывал.
Фтор поджег случайно воду,
Хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом
Невидимкой стать успел.
Калий, бром в углу дерутся:
Не поделят электрон.
Кислород-шалун на боре
Мимо проскакал верхом.
Учитель: Наша экскурсия подошла к концу. Понравилось ли вам?
Тогда кабинет химиии будет ждать вас .
Приходите изучать эту очень интересную науку – химию.
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по химии 8-9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования составлена на основе:
-требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрено федеральным учебно методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15, п.п. 2.2.).
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС;−- примерной программы основного общего образования по химии;
- авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2018г.).
Цели реализации программы: достижение учащимися результатов изучения учебного предмета «Химия» в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Задачами реализации программы учебного предмета являются:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
- углубление представлений о материальном единстве мира;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их
свойств;-
приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры. Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории. Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе. В учебном плане на освоение учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования отводится 140 часов из расчета: 70часов – 8 класс, 70 часов – 9 класс