Теория. Подготовка к ЕГЭ.

Теория по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya._podgotovka_k_ege.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 2.

 Сочинительные союзы: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже, или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли,  а, но, да (=но), однако, зато,  не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а, то есть, а именно, да и, и притом, причём
Подчинительные союзы: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь;

так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что,  в связи с тем что; если, если бы, раз,  как скоро; чтобы, для того чтобы,  с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы;  так что; хотя, несмотря на то что; как,  словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как;  что, как, чтобы

 Разряды местоимений по значению:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.        Возвратное: себя.Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой. 

Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.

Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.

Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.      Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и  суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.

Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Вводные слова:

к счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению,

 к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело;    

без сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, , бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю;

по сообщению …, по сведениям…, по мнению…,  по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается;

следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны;

словом, , иначе говоря, другими словами, точнее, короче, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, если можно так сказать, лучше сказать, точнее сказать;

веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря;

самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное,  по крайней мере

Бывает , случается, в крайнем случае 

Внимание:

Вводными словами не бывают слова:

вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже,  именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и др подобные.

Частицы: даже, даже и,  ни,  не, ведь, же, всё, всё-таки, ёщё, вряд ли, едва ли,  именно, как раз, только, лишь только, почти, исключительно, это, вон,  а вон, вот,  а вот.

Задание 4.Орфоэпические нормы

арАхис  

 Августовский  

 бАнты

балОванный

бАрмен     блАговест

валовОй     втрИдорога

вероисповЕдание

грУшевый

 газопровОд

донЕльзя   диспансЕр

 жалюзИ  

зАгнутый     зАсуха

 запломбировАть  

зубчАтый   Иконопись  

инсУльт

Иконопись  

инсУльт

каталОг  

квартАл  кЕтчуп

коклЮш

 красИвее  

кУхонный  

КремЕнь крапИва  корЫсть

ломОта

 начАть  началА

недУг  

немотА

нефтепровОд

незадОлго  новорождЁнный

обеспЕчение облегчИть  озлОбленный  оптОвый  откУпорить  очереднОй

паралИч

 партЕр  подрОстковый позвонИшь премировАть  

придАное  

по срЕдам(о веществе)  

по средАм (дни недели)

ракУшка

свЁкла  

слИвовый  сОгнутый  

созЫв  

срЕдства

столЯр

 стАтуя

танцОвщица толИка

тЕсно

тУфля  

 углубИть

украИнский

уточнИть

фетИш  

хозЯева  ходАтайствовать  христиАнин

щавЕль

экспЕрт

5 паронимы

Гарантийный (кредит, ремонт)

гарантированный (заработок, отдых

Искусный (талантливый)  

искусственный (неживой)

Знамение (знак свыше)

знамя (флаг, стяг)

Дефективный (ребенок)

Дефектный (механизм, прибор)

Представить ( к награде, кому-либо - учителю)

Предоставить (отпуск, возможность)

Заплатить (за что-либо)

Оплатить ( что-либо)

Памятливый (с хорошей памятью)

Памятный (запомнившийся)

Технический (связанный с техникой)

Техничный (искусный, обладающий высокой техникой исполнения)

Жесткость (мягкость)

Жестокость (милость)

Факт (событие, свершившееся)

Фактор (условие, причина)

Консервирование (обработка для последующего хранения)

Консервация (технические меры защиты, временная приостановка развития)

Дипломатический (посольский)

Дипломатичный (тактичный)

Дипломат (посол)

Дипломант (получивший диплом)

Исполнительный (покладистый, исполнительный)

Исполнительский (присущий исполнителю – исполнительское мастерство)

Будний  (обычный, не выходной день)

Будничный (повседневный)

Эффективный (результативный)

Эффектный (броский, яркий)

Желанный (любимый, ожидаемый)

Желательный (лучший вариант)

Цветной (окрашенный, имеющий цвет или цвета, кроме белого и черного)

Цветовой (связанный с цветом – цветовая гамма, цветовые ощущения)

Отборный (лучший, элитный)

Отборочный (для отбора)

Героический – связанный с подвигом, героизмом

Геройский – свойственный герою, героический

Геройствующий – создающий впечатление, герой «на словах»

Гуманитарный – связанный с изучением общества, культуры, истории, языка

Гуманистический – человечный, внимательный к людям

Гуманный – человеколюбивый, отзывчивый

Деловитый – толковый, предприимчивый

Деловой – относящийся к делу, работе

Дельный – серьезный, заслуживающий внимание

Экономический – относящийся к экономике

Экономичный – выгодный, дающий возможность сэкономить

Экономный – бережливо расходующий

Задание 6.

Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не глубокий день или глубокая юность.        

Плеоназм (излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика - это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица).  Молодой юноша; очень прекрасный, своя автобиография

Тавтология – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Задание 7.  Морфологические нормы

Имя существительное

Образование множественного числа: 

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;  векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;  возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты;  директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельшера, тенора, кучера;  округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа:

несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов,;
пара полотенец,  чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан; сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь; много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий; много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Употребление существительных разного рода: хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;  страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро; широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;  новое метро, кашне, пальто

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

Имя прилагательное

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:  более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший. Образование сравнительной степени: Правильно: красивее, лучше, хуже.

Имя числительное Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал.

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью 

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

3. Употребление собирательных числительных:  двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Глагол: Образование форм повелительного наклонения:

Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

Образование форм прошедшего времени:
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

 

Задание 8

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 

       предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

          благодаря (кому) другу,   вопреки (чему) ожиданию,  согласно (чему?) расписанию

 Непроизводный предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме ПРЕДЛОЖНОГО падежа.

          по приездЕ в Казан            по истечениИ  срока   по  прибытиИ  домой

           по завершениИ  строительства   по окончаниИ  курсов

2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением (Неправильное употребление имён собственных)

Запомните: название произведения, заключённое в кавычки и данное после родового слова («роман», «повесть», «ода», «стихотворение», «журнал», «газета» и т.д.), должно стоять  только в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа.

В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение.

Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова изменяется по падежам.

Например: В «Новом мире» опубликована новая статья.

  3. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать
основные правила: 

- Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках. (Я люблю музыку и кататься на коньках.)

- Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.

Запомните:  постоянными являются части двойных союзов:

 как…так и,          не только…но и,     не столько…сколько,      не так…как  хотя и…но,

      не то что(бы)…но(а),   если не…то.

За короткий срок в городе-спутнике построена НЕ ТОЛЬКО новая школа, больница, НО И  драматический театр и библиотека. -  (За короткий срок в городе-спутнике построена НЕ ТОЛЬКО новая школа, больница,  А  ТАКЖЕ  драматический театр и библиотека.)

-  Необходимо помнить, что однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.  Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой.

- Нельзя при перечислении однородных членов опускать разные предлоги, можно лишь отбрасывать одинаковые предлоги.  Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

-  Не могут выступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предложение. Союз И должен соединять только однотипные грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных.

1) Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. 2) Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем

-  Не могут выступать в качестве однородных дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение.    1) Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. 2) Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты не будет.

- От однородных сказуемых к  общему зависимому слову должен задаваться один и тот же вопрос.

Автор в данной статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света.  Автор в данной статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает о ней.

4. Неправильное употребление причастных оборотов (нарушение в построении предложения с обособленным определением)

- Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота (причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части).

Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться… Делегаты, приехавшие на съезд, должны зарегистрироваться…  (Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.)

- Необходимо помнить, что причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже, что проверяется по вопросу.  Некоторыми из путешественников, (КАКИХ?) бывавших  в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.

- Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.(Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова)  Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.  (Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.)

5. Неправильное построение предложений при цитировании (Неправильное построение предложения с косвенной речью.)

Недопустимо, чтобы при использовании цитат в качестве придаточных изъяснительных предложений в них употреблялось личное местоимение Я.

Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». (В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».)

6. Неправильное построение сложноподчинённых предложений, начинающихся со слов ВСЕ, КТО…, ТЕ, КТО…, НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО….

(Нарушение связи между подлежащим и сказуемым)

Запомните:  ТЕ (ВСЕ) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

                                КТО + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ.

ТЕ, кто бывал в Кижах, виделИ, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. Все, КТО  БЫВАЛ  на Белом море, на севере, знают, что в феврале там

начинается зверобойный промысел. (Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.  Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.)

  1. Неправильное употребление им. числительного
    Чтобы найти ошибку, нужно знать
    правила склонения числительных

 - У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово; 

- Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа; 

-  Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

  1. Неправильное употребление местоимения.

  1.  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
    Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать
    основные правила:

-  Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не с второстепенными членами предложения. 

 -  Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского. 

 -  Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания. 

 -  Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде. 

  -  Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого. 

  -  Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

10. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом: Неправильно -  Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

Правильно - ) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, я  по-новому взглянул на нашу профессию.

Задание 9

Правописание корней    Вспомним, что безударные гласные в корне проверяются ударением. Для проверки необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная стояла в сильной позиции (под ударением):интеллектуальный — интеллект; чистоплотный — чисто; преподаватель — дать.

Слова с непроверяемыми гласными в корне нужно запомнить: оптимизм, интеллигенция, акробат и др.

Напомним правописание чередующихся гласных в корне.

Чередование а — о

1. В корнях -гар — гор- под ударением пишется а, без ударения — о: загАр — загорЕлый.

2. В корне -зар — зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а: зарево, зарнИца, озарЯть — зорька.

3. В корне -кас — кос- пишется а, если за корнем следует суффикс -а, в остальных случаях пишется о: коснуться — касаться.

4. В корне -клан — клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о: склониться — кланяться, поклон — наклониться.

5. В корне -лаг — лож- перед г пишется а, перед ж пишется о: предлагать — предложить.

6. Корень -мак- пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать кисть в краску; корень -мок-пишется в словах со значением «пропускать жидкость»: туфли промокли, вымокнуть под дождем, непромокаемый плащ.

7. Корень -плов- пишется в словах пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется корень -плав-: плавать, плавучий.

8. Корень -равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: сравнить, поравняться; корень -ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Например: подровнять траву (сделать ровной), уравнять в правах (т.е. права сделать равными)

Исключение: равнина.

9. В корне -раст — рос — ращ- а пишется перед ст и щ, в остальных случаях пишется о; расти, наращение — выросший, заросли, поросль.

Исключения: отрасль, Ростов, росток, Ростислав.

10. В корне -скак — скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о: скакать — подскочить.

11. В корне -твар — твор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о: тварь — творчество, творить.

Чередование е — и

В корнях -бер — бир-, -дер — дир-, -мер — мир-, -пер — пир-, -тер — тир-, -блест — блист-, -жег — жиг-, -стел — стил-, -чет — чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) — им, а(я) — ин

В корнях с указанным чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а- пожать — пожимать, понять — понимать, начать — начинать, примять — приминать. В производных формах сохраняется им, если даже не следует суффикс -а-, например: подниму, сниму, подними, сними.

Различайте слова:

Покарать за измену (кара)

Поласкать собаку (ласка)

Тачать сапоги (обтачка)

Поседеть к старости (сед)

Примерять пальто (мерить)

Развевать ветром (веять)

Навевать печаль (навеять)

Скрепя сердце (скрепка)

Освещение в доме (свет)

Разредить посадки (редко)

Покорять города (покорный)

Полоскать белье (полощет)

Точить карандаш (точит)

Посидеть в кресле (сидя)

Примирять враждующих (мир)

Развивать способности (развитие)

Навивать локоны (навить)

Скрипеть стулом (скрип)

Освящение храма (свято)

Разрядить обстановку (разрядка)

Задание 10 Правописание приставок

.

1. Приставки, оканчивающиеся на З и С.

Без (с)-  воз(с) -   вз(с)-  чрез(с)-  через(с)- из(с)- низ (с)- раз(с)  -  (роз(с)

Перед звонкими согласными з:  Разгадать,  разлюбить, измерить, возвысить, бездомный

Перед глухими согласными с: Рассыпать, растереть, истратить, воскликнуть, бесчувственный,  бесценный

дез-, диз(с)- дезинфекция, дизъюнкция,  дисгармония

роз(с)-  раз(с) – розвальни, развал

2. Приставки  при- и пре-

При-   1. Близость  (пришкольный)         2. Присоединения  (пришить)           3. Неполнота действия (приоткрыть)  Близость (пришкольный) 4. Действия до  конца (придумать)   5. Усиленное  действие (приглядеться)     6. Действия  в своих  интересах  (прикарманить) 7. Сопутствующие действия (припевать)

Пре-  1.Значение степени качества (очень)   предобрый (очень добрый), премудрый (очень мудрый)

2.Близкое к пере-  прервать (перервать), преградить (перегородить)

3. Ы – И после приставок    Ы   после приставок на согласную:    безынтересный – интересный,  отыграть – играть

Запомни! Взимать        

И  1. После приставок меж- (межинститутский), сверх-(сверхинтересный).

2. После иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, дез-, ин-, интер-, кон-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- (суперигра, контригра).

3. Во втором корне сложносокращённых слов:    ( пединститут, спортинвентарь)

4. Правописание разделительного Ъ и Ь знака.

Разделительный

Ъ пишется

1. После русских приставок , оканчивающихся на согласную букву, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: Въезд, подъём, объявление, межъярусный

2. После иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, кон-, контр-, пан-, суб-, транс- Адъютант, инъекция, субъект

3. После числительных ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- в сложных словах перед –Я:   Двухъярусный, трёхъярусный

4. В середине слова (не после приставки) в заимствованных словах     Фельдъегерь

Разделительный

Ъ не пишется

В сложносокращённых словах и в сложных словах, пишущихся через дефис

Главюрист, иняз, детясли, оргединица, тред-юнион

Разделительный

Ь пишется

1. Не после приставок , оканчивающихся на согласную букву, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: Барьер, лисьи, костью, бурьян

2. В иноязычных словах перед –О-:  Бульон, павильон

3. В слове подьячий (от слова ДЬЯК)

4. В слове интерьер пишется ь (здесь интер- не является приставкой)

Задание 11

Суффиксы имен прилагательных

-ЕВ- (без ударения): сиреневый, ключевой   Исключения: милостивый, юродивый    -ИВ- (под ударением): ленивый                    

 -ЛИВ- / -ЧИВ-: заботливый, доверчивый              - ЕНЬК-: новенький

-ЕН в кратких формах прилагательных на   –йный: буен (от буйный), случаен (от случайный), спокоен (от спокойный) Исключение: достоин

  -ЕН-: временной, именной, стременной (прилагательные с ударным окончанием, образованные от существительных на –МЯ; прилагательное образуется присоединением суффикса –Н- к основе существительного в косвенном падеже: время – времени – временной) ветреный день   (в значении «с ветром, сопровождаемый ветром», а также в переносном значении: ветреный человек, т.е. «с «ветром» в голове, легкомысленный»)

Масленый блин, масленые руки, масленая тряпка – от глагола маслить (т.е. «мазать маслом, пачкать маслом, пропитывать маслом»)

-АН-/-ЯН-: земляной, водяной(прилагательные с ударным окончанием, образованные от

существительных не на –МЯ; ср.:  земля, вода).

Суффикс –АН-/-ЯН- сохраняется в производных слова: земля – земляной – земляника, вода – водяной – водянистый      (в значении «приводимый в движение ветром», а также в названии болезни: ветряная оспа)   Масляное пятно, масляная краска, масляные брызги – от существительного масло

-ЧАТ-: бревенчатый, узорчатый  (перед суффиксом –ЧАТ- чередуется Ц производящей основы с Т: крупчатый – от крупица, реснитчатый – от ресница, черепитчатый – от черепица)

-К-: если есть краткая форма (узкий – узок) и после Ц (в прилагательных, образованных от существительных с основой на К, Ч, Ц в том случае, если в прилагательном пишется Ц: грек – грецкий, ткач – ткацкий, немец – немецкий)

-СК-: в остальных случаях (французский), в том числе в прилагательных, в которых перед суффиксом пишется не Ц, а другие буквы (узбекский, таджикский, тюркский, большевистский, меньшевистский, угличский)

  1. Гласные в суффиксах существительных

     -ЕК-, -ИК-: ковшик – нет ковшика, кармашек – нет кармашка (беглая гласная). В русском языке есть две беглые гласные: Е и О. В суффиксе –ИК- гласная при изменении слова по падежам не исчезает.

     С помощью изменения слова можно проверить написание и других суффиксов существительных.

    -НИК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ИН(А):  дворник (нет дворника), грузчик (нет грузчика), каменщик (нет каменщика), горошина (нет горошины).

    -ЕЦ, -ОК: братец (нет братца), петушок (нет петушка).

  1. Суффиксы глаголов и причастий

Условия написания

Суффиксы

Примеры

1. В неопределенной форме и форме прош.вр., если этот суффикс сохраняется в других глагольных формах

-ЫВА / -ИВА-

Усваиваю – усваивать, складываю - складывать

2. В неопределенной форме и форме прош.вр., если в форме наст.вр. данные суффиксы отсутствуют

-ОВА- / -ЕВА-

Воюю – воевать,

праздную - праздновать

3. В глаголах перед ударным

–ВА- сохраняется та же гласная, что и в глаголе, от которого он образован

-И-ВА-

-Е-ВА-

Заливать – заливать,  одолеть – одолевать 

Исключения:

затмить – затмевать – затмеваю,

продлить – продлевать – продлеваю,

застрять – застреваю - застреваю

4. Перед суффиксом прош.вр.   -Л-

пишется та же гласная, что в неопределенной форме перед    -ТЬ

Сеять – сеял,

смотреть – смотрел,  строить - строил

5. В действительных и страдательных причастиях прош.вр. перед суффиксами –ВШ-, -Ш-, -НН-, -Т- (в глаголах 1 спр.)

пишется та же гласная, что в неопределенной форме перед   -ТЬ

Сеять – сеявший – сеянный, покрыть - покрытый

6. В страдательных причастиях прош.вр. от глаголов на –ИТЬ перед суффиксом –НН-

пишется гласная Е

Зависеть – завешенный, приклеить - приклеенный

7. В действительных причастиях наст.вр., образованных от:                       1) глаголов 1 спр.                    

  2) глаголов 2 спр.

-УЩ-/-ЮЩ-

-АЩ-/ -ЯЩ-

Улыбаться – улыбающийся,

светить - светящийся

8. В страдательных причастиях наст.вр., образованных от:       1) глаголов 1 спр.  

2) глаголов 2 спр.

-ЕМ-/-ОМ-

-ИМ-

Вести – ведомый, покупать – покупаемый

Хранить - хранимый

Задание 12.

Два типа спряжения

2 спряжение

1 спряжение

Все глаголы на –ить, кроме исключений

глаголы брить, стелить, зиждиться

7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

сеять, веять, лелеять, таять, лаять, каяться, реять, блеять, затеять, кашлять, чуять, надеяться

4 глагола на –АТЬ: дышать, слышать, держать, гнать

все остальные глаголы на –еть, -ать,  -оть, -уть, -ть и др.

«Сигнальные»  буквы –И-, -А-, -Я-

«Сигнальные»  буквы –Е-, -У-, -Ю-

I спряжение

1 лицо (я) – У,Ю                   (мы) – ЕМ

2 лицо (ты) – ЕШЬ               (вы) – ЕТЕ

3 лицо (он, она, они) –ЕТ    (они) – УТ, -ЮТ

II спряжение

1 лицо (я) – У,Ю                   (мы) – ИМ

2 лицо (ты) – ИШЬ               (вы) – ИТЕ

3 лицо (он, она, они) –ИТ    (они) – АТ, -ЯТ

Правописание суффиксов причастий

Исходный глагол

Действительные причастия настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени

I спряжение

–УЩ-, -ЮЩ-         Шептать – шепчУТ -  шепчУЩий

-ЕМ-       Читать – читаЮТ - читаЮЩий

II спряжение

-АЩ-, -ЯЩ-    Дышать – дышАТ - дышАЩий

-ИМ-   Видеть – видЯТ - выдИМый

Гласная буква перед суффиксом –ВШ- действительных причастий прошедшего времени

Гласная буква перед суффиксом –НН- страдательных причастий прошедшего времени

Перед суффиксом –ВШ- пишется та же гласная, что и перед –ТЬ в начальной форме глагола: увидЕть – увидЕвший

услышАть – услышАвший,  растаЯть - растаЯвший

Если исходный глагол оканчивается в начальной форме на –АТЬ или –ЯТЬ, то гласная буква А,Я сохраняется перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени: услышАть – услышАнный

посеЯть – посеЯнный

Если исходный глагол оканчивается в начальной форме на –ИТЬ или –ЕТЬ, то перед НН пишется только Е: увидЕть – увидЕнный,  построИть - построЕнный

Задание 13 НЕ и НИ

Существительные, прилагательные, наречия на –о/-е.

  1.  Слитно: 1) не употребляется без НЕ-: нелепость, нелепый, нелепо;     2) имеют синоним без НЕ-: неправда (ложь); недобрый (злой), невысок (низок), нехорошо (плохо)

Раздельно: 1) имеется противопоставление с союзом А: река не глубокая, а мелкая (ср.: неглубокая, но быстрая); противопоставление подразумевается: лента не белая;

2)есть слова ДАЛЕКО, ВОВСЕ (=ОТНЮДЬ), ОТНЮДЬ или слово с НИ-: отнюдь не сложно, нисколько не сложно;

  1. 3) краткие прилагательные, у которых полная форма отсутствует или имеет другое значение: не рад, не должен, не обязан, не готов, не способен, не потерян, не согласен;    4) прилагательные и наречия в сравнительной степени: не хуже, не более;

5) предикативные наречия (употребляются только в функции сказуемого: не надо, не нужно

Отрицательные местоимения и наречия

Слитно: Некого, никого, нечем, ничем, негде, нигде     Раздельно: С предлогом: не от кого, ни с чем

Наречи не на –О/-Е и не отрицательные

  1. Слитно:1) не употребляются без НЕ-: невзначай, нельзя;   2) недаром (=не зря); 3) немедля (=немедленно, в отличие от деепричастия немедля: пришел немедля – не медля ни минуты)
  1. Раздельно: 1) употребляются без НЕ: не зря, не очень, не по-русски, не прочь, не совсем, не так;    2) не даром (=за плату);

3) образованы от деепричастий: не глядя, не дыша, не шутя

Глаголы и деепричастия

  1. Слитно:1) не употребляются без НЕ-: ненавидеть, негодуя;   2)с приставкой НЕДО-: недостает (= не хватает; в отличие от не достает = не дотягивается); недожарить (антоним: пережарить)

Раздельно:  Не ответить, не сказав

Причастия

  1. Слитно:1) без зависимых слов: невыученное правило;    2) есть зависимое слово со значением степени (СОВЕРШЕННО,  АБСОЛЮТНО, ПОЧТИ): совершенно невыученное правило

Раздельно:  1) есть зависимые слова: не выученное школьником правило;  2) есть противопоставление с союзом А: не выученное, а только прочитанное правило;    3) употребляется в краткой форме (в роли сказуемого): правило не выучено

НЕ

1. В отрицательных местоимениях и наречиях в ударном положении: некто, некого, нечто, негде

2. В устойчивых выражениях: 1) в сочетаниях со значением «много» - не один (= многие), не раз (= много раз): Я не раз видела этого человека; 2) Не один я (= многие) пришел к этой опасной работе  2) в сочетаниях ЕДВА НЕ, ЧУТЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ: далеко не быстрый ответ;

3) в сочетаниях НЕ КТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ), КАК: Это был не кто иной, как Ваня, а в руке его не что другое, как букет (Ср.: Это был именно Ваня…)

3. В словосочетаниях и предложениях:  1) при отрицании утверждения: Я не могу говорить об этом; Он не мог поверить в сказанное;

2) при отрицании отрицания (утверждении): Не мог не заметить; Нельзя не сознаться; Куда он только не обращался! (частица усиливает последующее отрицание)

НИ

1. В отрицательных местоимениях и наречиях в безударном положении: никто, никого, ничто, нигде

2. В устойчивых выражением: 1) в сочетаниях со значением «никто», «никогда»: ни один (= никто), ни разу (=никогда): Ни один мускул не дрогнул на его лице; Я ни разу не видел этого человека;

2) в сочетаниях откуда ни возьмись, ни дать ни взять, ни пуха ни пера, ни слуху ни духу, во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало; 

3) в сочетаниях НИКТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), КРОМЕ; НИЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ), КРОМЕ: Никто иной, кроме тебя, этого не сделает; Никто иной этого не сделает

3. В словосочетаниях и предложениях:               1) при усилении отрицания: Не сказал (отрицание) ни слова (усиление); Не дал мне ни рубля;

2) при усилении утверждения: Сколько я ни пробовал испечь пирог… (т.е. пробовал много раз – в значении придаточного уступки).

В уступительных придаточных предложениях используется частица НИ в сочетании с союзными словами:  КАК НИ, КТО НИ, ЧТО НИ, ГДЕ НИ, КУДА НИ, КОГДА НИ, СКОЛЬКО НИ:  Кто ни смотрел этот фильм, всем он нравился

Задание 14.

1. Правописание производных предлогов

        Следует различать производные предлоги и существительные в косвенных падежах, употребленные с непроизводными предлогами.

Производные предлоги

В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ,

ВСЛЕДСТВИЕ (=ИЗ-ЗА) - Наречие ВПОСЛЕДСТВИИ 

НАВСТРЕЧУ (=К)      ВВИДУ (=ИЗ-ЗА; ПО ПРИЧИНЕ)

В ВИДЕ чего-либо, который пишется в два слова:

НАСЧЕТ (= О, ОБ)

НАПОДОБИЕ (= вроде)

ВРОДЕ,  В СВЯЗИ,  В ЗАКЛЮЧЕНИЕ (В заключение (= под конец) своего доклада хочется подытожить сказанное.)

В ОТЛИЧИЕ (В отличие от меня, моя сестра учится на одни пятерки.)

ПОСЕРЕДИНЕ комнаты

ВБЛИЗИ памятника

ВМЕСТО сестры, НЕСМОТРЯ НА,  ХОТЯ, ВОПРЕКИ чему-то:

Имя существительное вместе с непроизводным предлогом

В ТЕЧЕНИИ.

В ПРОДОЛЖЕНИИ

В СЛЕДСТВИЕ, В СЛЕДСТВИИ

НА ВСТРЕЧУ С

ИМЕТЬ В ВИДУ

НА СЧЕТ Деньги поступили на счет Фонда мира.

НА ПОДОБИЕ  На уроке геометрии мы решали задачи на подобие треугольников (= на подобные треугольники).

Деепричастие:  НЕ СМОТРЯ  (НЕ ГЛЯДЯ)

2. Правописание союзов и омонимичных частей речи

Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи.

        Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ, И ТАК, ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место, либо между двумя этими компонентами вставить другое слово.

2. Правописание союзов и омонимичных частей речи

        Союзы  ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи.    КАК БУДТО

        Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ, И ТАК, ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место, либо между двумя этими компонентами вставить другое слово.

  1. Слитное и раздельное написание наречий.

Слитно

  1.  Наречия, в состав которых входят слова, которые в современном русском языке не употребляются:

Вдребезги, натощак, исподтишка, исподлобья, вдогонку, дотла, запанибрата, насмарку, невпопад, понаслышке, спросонья, спозаранку, наспех, наугад, невдомек.

  1.  Наречия, образованные соединением  ПО, ОТО, ПОСЛЕ, НА с другими наречиями: послезавтра (после + завтра), навсегда (на +  всегда), наскоро (на + скоро), позавчера (по + за + вчера), навряд ли (на + вряд ли), отовсюду (ото + всюду).
  2.  наречия, оканчивающиеся на –УЮ: зачастую, вплотную, вручную, врассыпную, врукопашную. Кроме: на боковую, на попятную, в открытую, на мировую.
  3.  Наречия с корнями –верх-, -низ-, -высь-, -глубь-, -даль-, -век-, -начал-, -врем-, если к ним нет пояснительных слов: посмотрел наверх (нет пояснительного слова) – посмотрел на верх (чего) колонны, подумай сначала (нет пояснительного слова) -  с начала (чего?) лета, смотрел вдаль (нет пояснительного слова) – смотрел в даль (чего?) моря.
  4.  Наречия, образованные соединением В, НА с собирательными числительными: втроем, всемером, надвое, вдвое, втрое.   Запомни: по двое, по трое, по одному, поодиночке.
  5. Наречия с В и конечным слогом КУ: вдогонку, всухомятку, вприпрыжку.  Исключения: в диковинку, в рассрочку, в насмешку.
  6. Наречия, если между приставкой и существительным, от которого образовано наречие не может быть без изменения смысла вставлено прилагательное, числительное, местоимение: вслух, назло и др.
  7. Наречия, образованные соединением предлогов-приставок с именами прилагательными:  подолгу (по + долгий), изредка (из + редкий), досыта (до + сытый), слева (с + левый), помногу (по + многий).

Раздельно

1) Наречия, если предлог-приставка оканчивается на согласную, а исходное слово начинается на гласную букву:

в охапку, в обтяжку, без оглядки, без удержу, в упор, в отместку.

2) Наречия на –АХ, обозначающие состояние, место, время: в сердцах, в головах, в потемках и др.

3) Наречие, правописание которых следует запомнить:  до смерти, до упаду, на лету, с налету, с лету, на ходу, с размаху, с разбегу, на миг (НО: вмиг), на сказку, на глазок, под силу, по двое, по трое, за границу, за границей, под мышкой

4. Дефисное написание наречий

1) Наречия, образованные от местоимений и прилагательных с помощью приставки ПО и оканчивающиеся на –ОМУ, -ЕМУ, -ЦКИ, -СКИ, -ЬИ: Выполнил по-своему, жить по-новому, кофе по-турецки, говорить по-французски, выть по-волчьи. Исключение: по одному, поэтому.

2) Наречия, образованные от порядковых числительных (первый, второй и др.) с помощью приставок  В, ВО: во-первых, в-четвертых, в-сотых.

3) Наречия, образованные посредством:  - повтора одного и того же слова: еле-еле, чуть-чуть, точь-в-точь, волей-неволей, видимо-невидимо, тет-а-тет.   Исключение: бок о бок, с глазу на глаз, волк волком, честь честью, столб столбом, точка в точку, чудак чудаком.

- повтора одного и того же корня, осложненного приставкой или суффиксом: крепко-накрепко, мало-помалу, видимо-невидимо, как-никак.

- соединения синонимов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

4) Наречия, образованные с помощью приставки КОЕ или суффиксов ТО, ЛИБО, НИБУДЬ: где-нибудь, кое-как, как-либо, куда-то.

5) НА-ГОРА выдать уголь; ПО-ЛАТЫНИ

Задание 15.

н

нн

1 В отымённых прилагательных, образованных от существительных, в основе которых нет н:

юбилей —юбилейный.

В отымённых прилагательных, образованных от существительных с основой на -н:

сон – сонный, истина — истинный.

2. В отымённых прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-:  песок - песчаный глина - гличяный пчела — пчелиный  Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

2. В отымённых прилагательных с суффиксами -енн-, -они-: искусство – искусственный, лекция -- лекционный.

З. В отглагольных бесприставочных прилагательных, образованных от форм несовершенного вида:  красить - крашеный

путать — путаный  звать - званый

гранить — граненый

З. В отглагольных прилагательных (причастиях), имеющих приставку (кроме не-) или зависимое слово:  выкрашенный (но: некрашеный), крашенные (чем?) масляной краской картины; груженая баржа, нагруженная баржа, груженная углем баржа.   Исключения: названый брат, посаженый отец, смышленый, приданое.

4. В кратких причастиях:  засеянный — засеяно

отраженный -  отражено.

4. В полных причастиях (прилагательных) на —ованный, -ёванный:  балованный, циклеванный

Исключения: кованый, жеваный (суффикс -ан-).

5. В кратких прилагательных, если в полных было одно н:  юная девушка — девушка юна

5. В кратких прилагательных, если в полных было -ни-:  ценная вещь - вещь ценна

Ветреный – обветренный, безветренный; ветряной двигатель

Масленый (пропитанный маслом) блин, каша руки – но   замасленная ткань

Масляный (на масле) насос, двигатель

Задание 16.

Знаки препинания при однородных членах предложения

1. Разделяются запятыми, если не соединены одиночным союзом И, ДА (в значении И), ИЛИ, ЛИБО

Лебеди, гуси, утки готовились к отлету. Возьму и куплю машину. Пойди и посмотри расписание.

2. Запятая перед второй частью двойных союзов ставится:

Не только O, но и O

Как O, так и O

Не так O, как O

Не то что O, а O

Не то чтобы O, а (но) O

Если не O, то O

Хотя и O, но O

Сдал не только зачеты, но и экзамены.

Цирк любят как дети, так и взрослые.

Нести коробку было не так тяжело, как неудобно.

Он не то что очень спешил, а все же торопился.

Было не то чтобы холодно, но прохладно.

Если не завтра, то послезавтра.

Комната хотя и большая, но темная.

3. Запятая при однородных членах с повторяющимся союзом в следующих случаях:

O, и O, и O

и O, и O, и O

O и O, O и OЕсли союз И соединяет несколько пар слов, не объединенных в однородный ряд, то запятые не ставятся.

Не ставится запятая в устойчивых оборотах (фразеологизмах) с союзами и…и, ни…ни

Писатель вложил в торопливые страницы свою веру, и боль, и романтику.

Пахнет хлеб и степью, и небом, и травой, и парным молоком.

Он умен и добр, весел и трудолюбив.

Загадочным и таинственным казался этот девственный лес и жившие в нем сильные и смелые люди.

И стар и млад собрались на площади.

Лиза проснулась ни свет ни заря.

4. При однородных членах с обобщающим словом ставятся следующие знаки препинания:

O: O, O, O.               O, O, O, O – O                  O: O, O, O ─ …

Все сияло: и поле, и дорога, и воздух, но мы этого не замечали.

На дорожке, на траве, на скамейке – повсюду желтые листья.

Все вокруг: и поле, и дорога, и воздух – сияло от предвечернего солнца.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Правило

Пример

Простые предложения в сложном обычно разделяются запятыми

Блеснула молния, и опушка леса озарилась. Когда блеснула молния, опушка леса озарилась.

При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения

Он не слышал, как повернулся ключ в замке и как открыли дверь.

При однородном подчинении во втором придаточном (и далее) союз, союзное слово могут быть пропущены

Он с интересом смотрел в окно, где сверкало солнце, таял снег и громко галдели воробьи.

Задание 17. Обособление определений и приложений

Выделяются запятыми

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению: (Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.)

2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного: (Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о том далеком времени.)

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространенных определения, стоящих после определяемого существительного( Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.)

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное). (Измученные тяжелой дорогой, ребята не могли продолжать путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.   Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу. (Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик. В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.)     

Обособляется

1. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия: Мы шли,  утопая в песке.

Я, запыхавшись, остановился.

2. С предлогом несмотря на: Он улыбался, несмотря на плохое настроение.

3. С производными предлогами благодаря, вопреки и др., если стоят перед сказуемым:  Вопреки предсказанию, погода прояснилась

Не обособляется

1. Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия:

Он слушал раскрыв рот.   Он работал спустя рукава.

2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, играя и др.

Он читал лежа. Он лежа читал.    Но: Он читал, лежа на диване.

Задание 18 

Эмоции, чувства, оценка:    к счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Степень достоверности, возможности, уверенности:    без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, мо собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

Источник сообщения: по сообщению …, по сведениям…, по мнению…,  по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

Последовательность изложения, связность речи:   Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

Приёмы формулирования, способы выражения мысли:  Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится

Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности

Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами будь сказано

Мера того, о чём говорится: Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное,  по крайней мере

Обычность, типичность того, о чём говорится : Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению , в крайнем случае 

Внимание:

Вводными словами не бывают слова:

вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже,  именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и др подобные.

Они никогда не выделяются запятыми.

Задание 19. Во время южной ссылки Пушкин служил в Кишинёве под начальством генерала Инзова, в гостеприимном доме которого жил орёл

Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

Байкал, вид которого открылся путешественникам, выглядел величественно спокойным.

За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

За обильное цветение ценятся герани, семена которых можно высевать летом или под зиму.

Задание 20.

Наибольшие сомнения вызывают случаи, когда рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы.

Если рядом оказываются союзы   и сколько,   и когда,   и чтобы,  и какой,   и прежде чем,  и др. подобные, возможны варианты пунктуационного оформления.

Запятая  ставится, если нет второй части двойного союза то, так или союза но. 

Пример:   Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать.

Запятая  не ставится, есть вторая часть двойного союза то, так или союз но.

Пример: Комната была пустаи сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать.

Если рядом оказываются союзы: что хотя,    что когда,   что если,  то возможны варианты расстановки знаков препинания.

Запятая  ставится, если нет второй части двойного союза то, так или союза но. 

Пример: Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.

Запятая  не ставится, есть вторая часть двойного союза то, так или союз но.

Пример: Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома.

 

Перед то, так и но запятая ставится всегда.

В предложениях с союзным словом который запятая после который не ставится никогда.

Задание 21

Знаки препинания в русском языке и случаи их постановки. 

Запятая  

Между однородным членами предложения.  С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.

Обособление причастного оборота. 

Обособление деепричастного оборота.  Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов.

Обособление уточняющих членов предложения. 

Выделение сравнительного оборота.  Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.

Выделение обращения. Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!

 Выделение вводного слова.  По-моему, у любви вообще нет размеров.

Запятая при междометиях.  Ах, да разве можно так говорить?

Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП.  Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений.

Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП.   Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом.

Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП.  Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.

Двоеточие

1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. 

2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо.

Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.

Помни: только эта жизнь имеет цену!

3. Перед прямой речью после слов автора.

Тире  

Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них. 

Тире между подлежащим и сказуемым. 

Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть.

Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат. 

Тире могут обособлять приложение. 

Тире ставится на месте пропуска слова или слов. 

Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет

Точка с запятой  

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП. 

Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания.

Многоточие  

Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании .

Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни... Бывает ли у жизни вечер?

Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего.

В цитатах при пропуске слов.

Точка  

Точка ставится в конце повествовательного предложения.

Восклицательный знак  

В конце восклицательного по интонации предложения.  Для занятого делом день не бывает слишком долгим!

В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

Вопросительный знак  

В конце вопросительного по цели высказывания предложения.   В чем смысл жизни?

Вопросительный знак  и восклицательный знак  одновременно 

В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации.  Ну как это можно не запомнить?!"

 Скобки  

В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.   Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).  Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну.

В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия.  (Входит).  (Говорит тихо).

Кавычки  

Кавыкам выделяются цитаты.  "Будь собой. Прочие роли уже заняты" (слова Оскара Уайльда).

 Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П.

Знаки препинания при прямой речи. 

Слова автора перед прямой речью. А: «П». А: «П?»  А: «П?»  Слова автора после прямой речи. «П»,- а.  «П?» - а.  «П!»– а.

Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение.  «П, - а,- п».   Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений.  «П,-а.-П».

 

Задание 24.

Антонимы, контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы – именно в контексте они являются противоположными (см. пример). Вне контекста эта противоположность теряется. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

        Синонимы,   контекстные  синонимы

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы – именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.  Желать – хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать.

Омонимы  Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц.

Паронимы. Близкие по звучанию, но различные по значению слова.

Геройский – героический, двойной – двойственный, действенный – действительный.

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное – образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света.

  Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности.    Драники, шанежки, буряки.

Жаргонизмы

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.   Голова – арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

Профессионализмы

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз, кубрик, кок.

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.

Грамматика, хирургический, оптика.

Книжная лексика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалировать...

Просторечная лексика

Слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять.

Неологизмы (новые слова)

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы (см. пример).

Будет буря - мы поспорим И помужествуем с ней. (Н. Языков.)

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.

Изрядный – отличный, рачительный – заботливый, чужестранец – иностранец.

Заимствованные слова

Слова, перенесённые из других языков.   Эксклюзив, менеджмент, консенсус.

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре,  воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать, на скорую руку – быстро.

Экспрессивно-эмоциональная лексика

1. Разговорная. Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

2. Эмоционально окрашенные слова оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

3. Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Грязнуля, крикун, бородач.  Прелестный, чудный, отвратительный, злодей. Миленький, зайчонок, умишко, детище.

Метафора

Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы).

Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходства или по ассоциации.

Метафора рассчитана на не буквальное восприятие.

«Трамвай с разбега

Взметнул зрачки…» (В.В. Маяковский.)

Виды метафор

Овеществление –  перенос черт неодушевлённого предмета на человека.

Олицетворение –  перенос человеческих черт или черт живого существа  на неодушевлённые предметы или явления.

«Трамвай с разбега

Взметнул зрачки…» (В.В. Маяковский.)

«Усилить бой бестрепетных сердец…» (А.А. Фет.)

«Листьев томный, легкий шелест…» (Ф.И. Тютчев.)

Эпитет

Образное определение предмета или явления (логическое определение: деревянный дом; эпитет: мрачный дом).

Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому.

Эпитет чаще выражен прилагательным и наречием.

Постоянный эпитет, характерный для фольклора:

Индивидуально-авторский (оригинальный) эпитет:

Цветовой эпитет: 

Оценочный эпитет: 

Метафорический эпитет:

«И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!..» (М.Ю. Лермонтов.)

Трава зеленая,  небо синее,  добрый конь,  красная девица.

     «железный сон» (Ф.И. Тютчев).

«алый свет зари» (С.А. Есенин).

«кроткая улыбка увяданья (Ф.И. Тютчев).

«раненое солнце» (В.В. Маяковский).

Задание 25.

Средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи:

1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и   опытному - первый признак талантливости.  (В.Белов)

2) Синонимы.  В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

3) Антонимы  У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

4) Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1) личные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) местоимённые наречия (там, так,  тогда и  др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4)союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) 5) частицы

6) вводные  слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Задание 26.  Выразительность русской речи

Тропы.

 Аллегория – это изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы   и образы.

Анафоры – это единоначатие: «Клянусь я первым днем творенья, //Клянусь его последним днем, // Клянусь позором преступленья …

 Антитеза  - это противопоставление, контраст: «Черный вечер, белый снег. Ветер.  Ветер».

 Бессоюзие – намеренный пропуск союзов: «Мелькают мимо будки, бабы,// Мальчишки, лавки, фонари,// Дворцы, сады, монастыри…»  Риторические вопросы, обращения, восклицания – усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа:   «Что ищет он в стране далекой?// Что кинул он в стране Родной?»;    

Гипербола - это художественное преувеличение. «В шар земной упираясь ногами, // Солнца шар я держу на руках». 

Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости: «Не жалею, не зову, не плачу,// Все пройдет, как с белых яблонь дым»

Литота – это художественное преуменьшение:  «мальчик с пальчик»,   «мужичок с ноготок». 

Инверсия – это нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы: «…где глаз людей обрывается куцый».  

 Метонимия – это сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явления или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий: « стальной оратор дремлет в кобуре»,  «вел мечи на пир обильный».

Многосоюзие – увеличение числа  союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее: «И волны теснятся, и мчатся назад, //  И снова приходят, и о берег бьют»

 Метафора скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто» отсутствуют, но подразумеваются:  «деревья в зимнем серебре»,  «безмолвен зимний лес»,  «ель рукавом мне тропинку завесила». 

Оксюморон      -  печаль моя светла, молодая старость – несовместимые два понятия.  

Повторы (рефрены) – неоднократное повторение одних и тех же слов и выражений: «Соловей, мой соловей, // Голосистый соловей»; «Не верь, не верь поэту, дева».      

Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений: «Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы.

Парцелляция – членение   предложения на смысловые речевые единицы:  Пошел. В магазин. За сигаретами.

Паронимия – игра близким по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи («Леса –  лысы. // Леса обезлосели, Леса обезлисели.»)   Оксюморон      -  печаль моя светла, молодая старость – несовместимые два понятия.  

Сравнение –  сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого: «глаза, как небо, голубые»,  «река, словно зеркало»

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.    

Фразеологизм – устойчивое словосочетание: бежать сломя голову, работать спустя рукава

Эпитет – это художественное определение: «тучка золотая»,   «в пустыне чахлой и скупой» 

Эпифоры – это единство концовок:  «Струится не тихнущий дождь, томительный дождь.    

Синтаксис

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, ВОСКЛИЦАНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи.

Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.

Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? (А.С. Пушкин.)

Какое лето! Что за лето!

Да это просто колдовство. (Ф.И. Тютчев.)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

Фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятель-ные предложения.

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека./Бессмысленный и тусклый свет. / Живи еще хоть четверть века –/Все будет так. Исхода нет». (А. Блок.)

ИНВЕРСИЯ

Нарушение «естественного порядка» слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи.

«Свирепствуй, океан мятежный…» (С.А. Есенин.)

МНОГОСОЮЗИЕ

Повтор союза.

«И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дальней лозы прозябанье…» (А.С. Пушкин.)

Лексика (см. 24 з.)

Сочинение. Примеры.

Сочинение

Читая текст Н.С.Лескова, я вспоминаю стихотворение Н.Заболоцкого: «… что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором красота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

 В связи с этим я могу утверждать, что в тексте Лескова поставлена проблема внутренней красоты человека. Героем в данном эпизоде является Селиван, который долгое время всем казался «пугалом», «колдуном и разбойником». Никто не видит в нём ничего хорошего и красивого, наоборот, обвиняют несчастного во всех грехах.

 Когда обнаружилась пропажа шкатулки, сразу же решили, что именно Селиван похитил её, ведь «все знают, что он вор…». Как ошибочно бывает мнение о человеке! И когда Селиван со шкатулкой в руках появился на пороге, это вызвало шок и недоумение. Это совершенно перевернуло мнение окружающих о нём. Это высказано словами рассказчика: «Какое у него прекрасное, доброе лицо!». Вряд ли он изменился внешне, но внутренняя красота была очевидна. Н.С.Лесков хотел показать на данном примере, что честные поступки и доброжелательное отношение к людям – это и есть то, что делает человека красивым.   В этом и заключается авторская позиция.

Невозможно не согласиться с мнением писателя, потому что отец рассказчика стал доверительно относиться  к Селивану.

Тот человек, который сможет разглядеть такую красоту, станет поистине счастливейшим, так как будет «обожествлять» её и черпать в ней безграничную радость.

В заключение хочется сказать: ничего нет красивее человека, в котором светится «мерцающий огонь» доброжелательности и честности.

Л.Е. Улицкая рассказывает историю о мальчике Гене, который отличался от других ребят: “он ходил странной, прыгающей походкой”, “у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом”, “у него не было отца вообще”… . Эти обстоятельства были в тягость мальчику и, по мнению самого героя, делали его несчастным человеком, неполноценным. Мысль о неполноценности подогревали и дети со двора, “непримиримые враги” : они обижали мальчика за то, что он был не таким, как все. Так в предложенном мне тексте  автор поднимает проблему толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Рассказчик недоволен поведением ребят и считает их отношение к беззащитному Гене неправильным. Но отношение детей к Гене вскоре изменилось. Бумажные игрушки, сделанные мальчиком, растопили жестокие сердца детей послевоенного времени. Автор обращает наше внимание на поведение ребят во время празднования дня рождения Гени: “И все улыбались, и все его благодарили”, “они восхищались его чепуховым талантом”. Такое доброе отношение ребят к Гене приятно удивило и повествователя, и самого мальчика. “Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив”..

Авторская позиция вполне ясна: мы должны относиться к отличающимся от нас людям так же, как и к остальным. Оскорбляя и унижая их за то, что они не такие, как все, мы рушим в них надежду на лучшее и веру в себя.

Нельзя не согласиться с мнением Л.Е. Улицкой. Те, кто выделяется из общей массы, тоже ЛЮДИ. Нам нужно с уважением относиться к ним, не забывая о том, что мы равны,  и каждый из нас – полноценный член общества.