Рабочая программа по литературе 10-12 классы. Очно-заочное обучение.
Рабочая программа по литературе для 10- 12 классов составлена на основе авторской пограммы по редакцией Беленького Г.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_10-12_klass_ochno-zaochnoe_obuchenie.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Журавлевская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области »
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _______Мартыненко В.Н. Протокол № ___ от «____»____________ 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по учебной работе МОУ «Журавлевская СОШ» _____Лучникова Д.И. «____»___________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Журавлевская СОШ» _________ Самойлова О.В. Приказ № ___ «___»_____________ 2017г. |
Рабочая программа
по предмету «Литература»
10 – 12 классы
(очно-заочное обучение)
Базовый уровень
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-12 классов (очно-заочное обучение) составлена на основе программы по литературе (5-11 классы) под редакцией Г.И.Беленького. Авторы-составители: Г.И.Беленький, М.М.Голубков, Г.Н.Ионин, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М. Хренов, (2009 г.), в соответствии с ФК ГОС
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной
программой учреждения используется литература:
- Программа для общеобразовательных учреждений. Литература, 5-11 классы. / Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
- Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень). В двух частях. Ч.1./ Ю.И.Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б.Воронин и др. – Мнемозина, 2010.
- Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень). В двух частях. Ч.2./ Ю.И.Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б.Воронин и др. – Мнемозина, 2010.
- Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений(базовый уровень). В 2 ч. Ч. 1 / Г.И. Беленький, Ю.И. Лысый, Л.Б.Воронин (и др.). – М.: Мнемозина, 2010. – 399 с.: ил.
- Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений(базовый уровень). В 2 ч. Ч. 2 – М.: Мнемозина, 2010. – 416 с.: ил.
Требования к уровню подготовки выпускников старшей школы
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов 19 века;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
Содержание программы
Введение. Общая характеристика русской классической литературы ХIХ века:
— золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
— эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);
— роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.
Русская литература первой половины ХIХ века
А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» («IХ. И путник усталый на Бога роптал...»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «(Из Пиндемонти)».
Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы.
«Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра 1 и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.
«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.
Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
Для самостоятельного чтения
Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского и др.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский).
Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.
Для самостоятельного чтения
«Демон».
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.
Литературные направления первой половины ХIХ века романтизм и реализм (общая характеристика).
Русская литература второй половины ХIХ века
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
Проза
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество.
Для чтения и изучения
«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.
Для самостоятельного чтения
«Обыкновенная история».
А. Н. Островский. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
Для чтения и изучения
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы.
Для самостоятельного чтения
«Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
Для самостоятельного чтения
«Дворянское гнездо».
Из поэзии середины Х1Х века
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).
Для чтения и бесед
«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба!..».
Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии.
Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое использование фольклора.
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Silеntium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим...», «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она сидела на полу...», «К.Б.» (Я встретил вас и все былое...») (по выбору).
Для чтения и бесед
«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).
Тютчев поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
А. А. Фет. Жизнь и творчество (с обобщением наученного).
Для чтения и изучения
«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Сияла ночь. Луной был полов сад...», «Это утро, радость эта...», «Ласточки пропал и...» (по выбору).
Для чтения и бесед
«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом...», «В лунном сиянии» (по выбору).
Традиционные поэтические темы – природа, любовь, творчество – и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
А. К. Толстой. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...», «Ты не спрашивай, не распытывай...».
Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви я лирике поэта.
«Сон Попова». Козьма Прутков.
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.
Для самостоятельного чтения
«Идиот».
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и бесед
«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Однодум». Тема праведиичества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков). Язык рассказа.
Для самостоятельного чтения
«Очарован вый странник», «Леди Макбет Мценского уезда».
Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Война и мир» – роман-эпопея. Народ и личность одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев простых солдат — как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе.
Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.
Для самостоятельного чтения
«Севастопольские рассказы».
Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)
Зарубежная литература
Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.
Дж. Г. Байрон. «Корсар»;
Ч. Диккенс. «Большие надежды»;
О. Уайльд. Сказки;
О. де Бальзак. «Шагреневая кожа»;
Стендаль. «Красное и черное»;
П.Мериме. «Кармен»;
В. Гюго. «Собор Парижской богоматери»;
Г. Флобер. «Госпожа Бовари»;
Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»;
Г. Гейне. Лирика;
Э. По. «Убийство на улице Морг»
На рубеже столетий
Х1Х век
Завершение классического периода русского реализма
А. П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».
Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего.
Для чтения и изучения
«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?
Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.
Для самостоятельного чтения
«Случай из практики», «Враги», «В овраге», «Архиерей», «Невеста».
век
ХХ век
Проблема наследства русской классики. Поиски путей обновления искусства (литература, живопись, музыка). Художественные обретения литературы ХХ века.
Человек на перепутьях истории — одна из сквозных тем литературы эпохи планетарных драм и трагедий.
Основные потоки русской литературы ХХ века после Октябрьской революции: литература. Создававшаяся на Родине и литература Русского зарубежья.
Литература первой половины ХХ века
Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия. Проблема индивидуализма и единичности» человека как выражения Свободы выбора и творчества; сила и слабость этой позиции.
Литературные направления в поэзии Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм).
Серебряный век русской литературы
Для чтения и бесед
И.Ф. Анненский. «Сонет», «Снег», «Бронзовый Поэт», «Тоска мимолетности», «Старые эстонки», «Петербург», «Старая шарманка» (но выбору).
К. Д. Бальмонт. (1 час) «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Завет бытия», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», »Безглагольность», «Осенняя радость», «Камыши»,
«Я не знаю мудрости» (по выбору).
В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «В неоконченном здании», «Каменщик», «Совет к форме», «Юному поэту», «Родной язык», «Сумерки», «Работа» (по выбору).
А. Белый. «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчаянье», «Родине» (по выбору).
Ф. К. Сологуб. «Я — бог таинственного мира...», «В поле не видно ни зги...», «Недотыкомка серая...», «Когда я в море бурном плавал...» (по выбору).
Н.С.Гумилев. «Старый конквистадор», «Капитаны», «Я и вы», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Жираф», «Память» (по выбору).
И. Северянин. «Июльский полдень», «Кензель», «Поэза вне абонемента» «Родник», «Увертюра» («Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!»), «Поэза последней надежды» (по выбору).
А. А. Блок. Жизнь и творчество (с обобщением наученного).
Для чтения и изучения
«Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На поле Куликовом» («Река раскинулась, Течет, грустит лениво...»), «Россия», «На железной дороге».
«Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). Композиция, язык поэмы.
Для чтения и бесед
«Коршун», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Вхожу я в темные храмы...», «Мне страшно с тобою встречаться...», «Девушка пела в церковном хоре...», стихотворения из цикла «Кармен».
Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов и противоречий жизни. Трагическое мироощущение лирического героя. Россия — центральная тема поэзии Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов. Изящество, музыкальность стиха.
И. А. Бунин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Поздний час».
Проникнутые грустью картины угасания «дворянских гнезд». Светлые и темные стороны деревенской жизни. Мотивы очищающего влияния родной природы. Обличение фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаждениями. Трагичность любви в произведениях Бунина. «Живопись словом» как характерная особенность стиля Бунина.
Для чтения и бесед
«Сапсан», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Слово» (по выбору).
Тонкость передачи чувств и настроений, экономность и выразительность художественных средств в лирике Бунина.
Для самостоятельного чтения (1 час)
«Деревня», «Суходол», «Грамматика любви», «Чаша жизни», «Роза Иерихона», «Митина любовь».
А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры.
Для самостоятельного чтения
«Поединок», «Листригоны», «Гамбринус», «Олеся».
Л. Н. Андреев. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Иуда Искариот». Проблема любви и предательства. Изображение противоречий и сложности бытия. Выразительное и изобразительное в художественных образах повести.
Максим Горький. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«На дне». Философская проблематика пьесы, сила социального обличения. Споры о предназначении человека. Гуманизм, милосердие - жалость. Композиция пьесы, афористичность языка.
Для чтения и бесед
«Несвоевременные мысли» (обзор). Сложность отношения Горького к Октябрьской революции.
Послереволюционное творчество Горького (общая характеристика).
Для самостоятельного чтения
«Фома Гордеев», «Коновалов», «По Руси», «Лев Толстой».
Первые десятилетия советской литературы
Для чтения и бесед (2—З произведения по выбору)
Б. А. Лавренев. «Сорок первый». Трагизм столкновений вовлеченных в гражданскую войну людей.
И. Э. Бабель. «Конармия». Исключительные ситуации и противоречивые характеры героев рассказов. Сочетание высокой романтики и будничного реализма в их изображении.
А. А. Фадеев. «Разгром». Драматические ситуации и трагическая развязка романа. Оптимистический пафос финала.
А. Н. Толстой. «Гадюка». Неистовая ярость Гражданской войны, сформировавшая жесткие характеры героев.
В. В. Маяковский. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», «Облако в штанах», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся», «Лиличка! Вместо письма», «Про это», «Письмо товарищу Кострову... о сущности любви».
Для чтения и бесед
«Адище города», «Ночь», «Нате!», «Письмо Татьяне Яковлевой» (по выбору).
Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике.
Послереволюционное творчество Маяковского (общая характеристика). Взгляд на
поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего. Личное и общественное в лирике. Сатира Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского.
Для самостоятельного чтения
«Хорошо!», «Баня», «Клоп»
С. А. Есенин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и бесед
«Гой ты, Русь, моя родная...», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (по выбору).
Для чтения и бесед
«Письмо к женщине», «Неуютная жидкая лунность...».
Чувство любви к Родине, к природе родного края. Трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия. Народно песенная основа лирики.
Для самостоятельного чтения
Цикл «Персидские мотивы», «Анна Снегина».
А. А. Ахматова. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Песня последней встречи», «Ты знаешь, я томлюсь в неволе...», «Перед весной бывают дни такие...», «Сжала руки под темной вуалью…», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Заплаканная осень, как вдова…», «Мне ни к чему одические рати...» (из цикла «Тайны ремесла»), «Мне голос был. Он звал утешно...», «Клятва», «Мужество», «Приморский сонет «, «Родная земля».
«Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы.
Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в более поздней лирике. Разговорность интонаций и лексики. Музыка стиха.
Для самостоятельного чтения
«Я пришла к поэту в гости...», «Нам свежесть слов и чувства простоту...», «Читатель», «А вы, мои друзья последнего призыва!..», «Все души милых на высоких звездах...», «Летний сад», «Городу Пушкина».
О. Э. Мандельштам. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«За гремучую доблесть грядущих веков...», «Nоtге Dаmе», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».
Для чтения и бесед
«Образ твой, мучительный и зыбкий...», «Декабрист», «Сестры — тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы...», «Довольно кукситься, бумаги в стол засунем...», «Твой зрачок в небесной корке...», «Петербургские строфы», «Домби и сын» (по выбору).
Насыщенность поэзии Мандельштама литературными, культурными и историческими ассоциациями. Ее тяготение к высокому одическому стилю, к традициям русской философской лирики.
М. И. Цветаева. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Имя твое птица в руке...» (из цикла «Стихи к Блоку»), «Моим стихам, написанным так рано...», «Родина», «Рас-стояние: версты, мили...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по Родине! Давно...».
Для чтения и бесед
«Писала я на аспидной доске…», «Проста моя осанка...», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..», «Вчера еще в глаза глядел...», «Поэт — издалека заводит речь...» (из цикла «Поэты»), «Над синевою подмосковных рощ...» (из цикла Стихи о Москве») (по выбору).
Поэзия Цветаевой — напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность ее лирики. Интонационно-ритмическая экспрессивность стиха.
А. П. Платонов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Сокровенный человек». Герой повести правдоискатель и народный философ. Значение образа Пухова. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.
Для самостоятельного чтения
«Фро», «Река Потудань», «Старый механик», «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение».
М. А. Булгаков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Мастер и Маргарита». Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» (в сравнении с произведениями Гёте и Гоголя). Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.
Для самостоятельного чтения
«Белая гвардия».
М. А. Шолохов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Тихий Дон» (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий Дон» — роман-эпопея. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа. Яркость, многоцветность языка, роль диалектизмов.
Литература русского зарубежья
Три «волны» литературной эмиграции. Значение литературы русского зарубежья.
В. В. Набоков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Машенька». Тема времени. Двоемирие: призрачность настоящего и реальность прошлого. Счастье в понимании героя и автора. Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Словесная игра как особенность стиля романа.
Для чтения и бесед
И.С. Шмелев. (1 час) «Богомолье», «Лето Господне».
В. Иванов. «Холодно бродить по свету...», «Закроешь глаза на мгновенье...», «Напрасно пролита кровь...», «Россия счастие. Россия свет...», «Не о любви прошу, не о весне пою...», «Погляди: бледно-синее небо покрыто звездами...», «Ликование вечной, блаженной весны...», «Над розовым морем вставала луна...» (по выбору).
Тема Великой Отечественной войны в литературе
Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей.
Для чтения и бесед
Поэзия
К. М. Симонов. «Помнишь, Алеша , дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь», «Родина»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; М. В. Исаковский. «Ой, туманы мои, растуманы!..», «Враги сожгли родную хату...»; М. А. Светлов. «Итальянец»; В. Смеляков. «Милые красавицы России», «Там, где звезды светятся в тумане...»; О. Ф. Бергольц. «Февральский дни»; М. А. Дудин. «Соловьи»; С. С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»; II. Д. Коган. «Нам лечь, где лечь...»; Д. Б. Кедрин. «Красота»; Д. Самойлов. «Сороковые»; Б. А. Слуцкий «Лошади в океане», «Мои товарищи»; С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; Е.М.Винокуров. «Москвичи» (по выбору).
Проза
В.П. Некрасов. «В окопах Сталинграда», К. Д. Воробьев. «Это мы, Господи!..», «Убиты под Москвой»; В. П. Астафьев. «Где то гремит война», «Пастух и пастушка»;
В. В. Быков. «Сотников»; Ю. В. Бондарев. «Снег»; А. А. Бек. «Волоколамское шоссе»;
В. Л. Кондратьев. «Сашка» (по выбору).
Драматургия
В. С. Розов. «Вечно живые».
Из литературы середины ХХ века
Поэзия
В. Л. Пастернак. Сведения о жизни и творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Никого не будет в доме...», «Определение поэзии», «На ранних поездах»; «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле...»); «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» (из книги «Когда разгуляется»).
Для чтения и бесед
Стихотворения Юрия Живаго из романа «Доктор Живаго», «Гефсиманский сад», «Чудо»; «Светает», «Любить иных тяжелый крест...»; «О, знал бы я, что так бывает...»; «Ночь».
Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Поиски простоты и ясности стиля. Жизнеутверждающее начало в поэзии. Философская углубленность, ассоциативность, зримость, пластичность образов, их тяготение к символам.
Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Я не ищу гармонии в природе», «Венчание плодами», «Старая актриса», «Некрасивая девочка», «Портрет», «Противостояние Марса» (по выбору).
Философичность лирики Заболоцкого, поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.
Наблюдательность и острота поэтического зрения.
А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери».
Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих.
Народность поэзии Твардовского.
Трагические конфликты эпохи
А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Один день Ивана Денисовича». Нравственная Позиция Шухова. Простота, обыденносгь повествования как прием воплощения трагизма происходящего.
«Случай на станции Кочетовка». Композиция рассказа. Споры о героях и проблемах.
В. Т. Шаламов. Сведения о жизни и творчестве.
Для Чтения и бесед
«Колымские рассказы» – «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов). Противостояние человека трагическим обстоятельствам в рассказах «Последний бой майора Пугачева» и «Почерк»
Для самостоятельного чтения
Ю. О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».
«Деревенская» проза
Для чтения и изучения (1- 2 произведения по выбору учителя)
Мир, отраженный в «деревенской» прозе. Объективный смысл произведений писателей – «деревенщиков». Ф. А. Абрамов. «Пелагея»; В. И. Белов. «Привычное дело»; В. Г. Распутин. «Последний срок»; В. М. Шукшин. «Срезал» .
Литература последних десятилетий ХХ века
Поэзия
Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии.
Для чтения и бесед
Л. Н. Мартынов. «Замечали по городу ходит прохожий?..», «Первый снег», «Вода», «След», «Первооткрыватель», «Хочу я, чтоб никто не умирал...», «Успокоился воздух...», «Люди», «Свобода».
В. Н. Соколов. «Стихи о Пушкине», «Художник Должен быть закрепощен...», «Ученический зимний рассвет», «Новоарбатская баллада».
Е. А. Евтушенко. «Свадьбы», «Окно выходит в белые деревья...», «Со мною вот что происходит...», «Граждане, послушайте меня...», «Шестидесятники», «На смерть абхазского друга».
Б. А. Ахмадулина. «Невеста», «Я думала, что ты мой враг...», «Жилось мне весело и шибко...», «По улице моей который год...», «Свеча», «Сон», «Бог», «Заклинание» «Озноб», «Варфоломеевская ночь».
А.А.Вознесенский. «Пожар в Архитектурном институте», «Прощание с Политехническим», «Лобная баллада», «Антимиры» («Живет у нас сосед Букашкин...»), «Тишины!», «Роща», «Сага», «Сон».
Б. Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим», «Песенка об Арбате», «Молитва Франсуа Вийона», «Надежды маленький оркестрик», «Союз друзей».
Н. М. Рубцов. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», »Добрый Филя», «Звезда полей», «Неизвестный», «Я люблю судьбу свою», «Виденья на холме», «В горнице».
В. С. Высоцкий. «Охота на волков», «Памятник» и другие произведения.
И. А. Бродский. «Стансы», «Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам...», «На смерть Жукова», «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря», «Темно—синее утро в заиндевевшей раме...» (из цикла «Часть речи»), «К Урании», « Примечания папоротника».
Проза
Постановка важных социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности.
Тема вековых устоев в жизни крестьянина («деревенская» проза). Человек и природа.
Стремление по-новому осмыслить проблемы человека и общества, общества и государства, народа и власти. Трагические страницы советской истории в литературе этих лет.
Жанровое многообразие литературы.
Для чтения и бесед (по выбору)
Ф. А. Абрамов. «Деревянные кони»; В. П. Астафьев. «Царь-рыба», «Последний поклон»; В. И. Белов. «Плотницкие рассказы»; Г. Н. Владимов. «Верный Руслан»;
С. Д. Довлатов. «Заповедник»; Ф. Искандер. «Сандро из Чегема»; Ю. П. Казаков. Рассказы и повести; В. Г. Распутин. «Последний срок», «Живи и вомни»;
Ю. В. Трифонов. «Старик»; В. М. Шукшин. Рассказы.
Драматургия
Для чтения и бесед
А. В. Вампилов. «Старший сын».
Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)
Русская литература
Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностей
(В. С. Маканин, Л, С. Петрушевская, Т.Н. Толстая). Постмодернистские поиски: взгляд на мир через призму чужих текстов, реминисценции (В. В. Ерофеев, Е. А. Битов, В. О. Пелевин).
Зарубежная литература
Б. IIIоу. «Дом, где разбиваются сердца»;
Ф. Кафка. «Превращение»;
А. Камю. «Посторонний»;
К. Чапек. «Поэт», «Ореол»;
У. Фолкнер. «Поджигатель»;
Э. М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен»;
Б. Брехт. «Мамаша Кураж и ее дети»;
Г. Лорка. Лирика;
Дж. Оруэлл. «1984»;
У. Голдинг. «Повелитель мух»;
Э. Хемингуэй. «Старик и море»;
Г. Бёлль. «Глазами клоуна».
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
10 класс | ||
Русская литература первой половины ХIХ века. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь | 10 | 10 |
Русская литература второй половины ХIХ века И. А. Гончаров. А.Н.Островский. И.С.Тургенев. Ф.М. Достоевский. М.Е.Салтыков-Щедрин. Н.С.Лесков | 44 | 44 |
Из поэзии середины Х1Х века Н.А.Некрасов Ф.И.Тютчев А.А.Фет А.К.Толстой | 16 | 16 |
Итого | 70 | 70 |
11 класс | ||
Русская литература второй половины ХIХ века Л.Н.Толстой | 24 | 24 |
На рубеже столетий Х1Х век 9 А.П.Чехов | 8 | 8 |
Литература первой половины ХХ века Серебряный век русской поэзии А.Блок | 13 | 13 |
Литература первой половины ХХ века И. А. Бунин. А. И. Куприн. Л. Н. Андреев. Максим Горький. | 16 | 16 |
Первые десятилетия советской литературы В. В. Маяковский, Б.А.Лавренев,А.А.Фадеев | 6 | 6 |
Тема Великой Отечественной войны в литературе | 3 | 3 |
Итого | 70 | 70 |
12 класс | ||
Первые десятилетия советской литературы С.А. Есенин. А.А.Ахматова. О.Э.Мандельштам. М.И.Цветаева. А. П. Платонов. М.А.Булгаков. М.А.Шолохов | 26 | 26 |
Литература русского зарубежья | 2 | 2 |
Тема Великой Отечественной войны в литературе | 9 | 9 |
Из литературы середины ХХ века В. Л. Пастернак. Н.А.Заболоцкий. А.Т.Твардовский. А.И.Солженицын. В. Т. Шаламов. Ф. А. Абрамов. В. И. Белов | 14 | 14 |
Литература последних десятилетий ХХ века Поэзия. Проза. Драматургия | 16 | 16 |
Зарубежная литература. | 3 | 3 |
Итого | 70 | 70 |