Проект (конспект) занятия по внеурочной деятельности «Русская словесность. От слова к словесности». 5 класс

Тема занятия: Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная "мораль". Занятие проводится в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мартыненко Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы  первая квалификационная категория, МОУ «Журавлевская СОШ», село Журвалевка Белгородсий район Белгородская область.

Проект (конспект) занятия внеурочной деятельности

«Русская словесность. От слова к словесности»

5 класс

Тема занятия: Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».  

Цель: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Повторение, закрепление и обобщение знаний о жанре басни и баснях Крылова.

Задачи:

1. Образовательные:

Обеспечить повторение и обобщение знаний о жанре басни и баснях Крылова.

2. Развивающие:

Содействовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения) и познавательных способностей (внимание, память) обучающихся.

Способствовать физическому развитию детей, формированию культуры общения.

3. Воспитательные:

Продолжить работу по воспитанию у детей артистических способностей.

Способствовать воспитанию таких качеств, как честность, доброта, благородство, взаимовыручка.

Прививать любовь к русскому слову.

Планируемые результаты:

1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения.

2. Метапредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям.

3. Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие отрицательных персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

  1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность  к занятию. Создает благоприятный настрой на работу.
  2.          Актуализация знаний.
  1. Беседа.

Ребята, на уроках литературы  вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю.

 Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)

Вот одна из басен Эзопа в переводе Л.Н.Толстого.

Чтение басни Эзопа «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Только ли о мальчиках и медведе идет речь или о каком-то более общем явлении?

В каких случаях можно рассказать эту басню в жизни?

В басне автор повествует  о случае, который произошел  с мальчиками. Поэтому басня  - эпическое произведение, причем краткое.

Ребята, а вспомните, кто писал басни в России? ( А. Крылов)

Кто действует в баснях Крылова? (Животные и предметы)

Но это не просто животные и предметы. Это аллегория. Иносказание.

 А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие, жестокость и другие пороки человека).

  1. Блиц-опрос:
  1. Что называется басней? Давайте дадим определение.(эпическое произведение, краткий аллегорический нравоучительный рассказ)
  2. Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)
  3. А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)
  4. Что лежит в основе басни? (аллегория)
  5. А что такое аллегория? (иносказание)
  1. Наблюдение над особенностями языка басен.

Чтение басни И.А.Крылова  «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на́-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Беседа по тексту.

  1. Какие формы словесного выражения использованы  в басне?

(Монолог-рассуждение Мартышки, «мораль», слова разговорного языка, фразеологизмы.) Ребята приводят примеры из текста.

III.   Физминутка.

IV. Играем со словами.

1 задание. «Найди пару»

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей)

ВОРОНА

ОБЕЗЬЯНА

СТРЕКОЗА

ЛИСИЦА

ЗЕРКАЛО

ЯГНЁНОК

ВОЛК

МУРАВЕЙ

ЛИСТЫ

ПЕТУХ

КУКУШКА

КОРНИ

ОСЁЛ

МУЖИК

2 задание. «Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

1. Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах

2. Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!

3. Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!

4.Срочно сниму тёплую квартиру до весны!

5. Срочно сниму тёплую квартиру до весны!

Ответы:

1. Мартышка Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»

2. Мартышка «Мартышка и очки»

3. Свинья «Свинья под дубом»

4. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»

5. Ворона «Ворона и Лисица»

3.  задание. «Крылатые выражения»

Задача: прочитайте  начало выражения, отыщите его продолжение.

  1. Чтоб музыкантом быть…….(так надобно уменье)
  2. Знать, она сильна…….(что лает на слона)
  3. Оглянуться не успела………(как зима катит в глаза)
  4. Чем кумушек считать трудиться………(не лучше ль на себя, кума, оборотиться)
  5. А Васька слушает ……..(да ест)
  6. А вы, друзья, как ни садитесь…….(всё в музыканты не годитесь)
  7. Когда в товарищах согласья нет………..(на лад их дело не пойдет)

ВЫВОД: Как вы думаете, почему Крылов в каждую басню включает мораль?

(Он хотел, чтобы читатели обдумывали все свои поступки, и старались не быть похожими на смешных героев из басен, ведь мораль – это нравоучение)

VI.  Рефлексия

Чему учат нас, его басни?

(Честности, благородству, доброте, совести, бескорыстию, справедливости, следить за своими поступками, любить Родину, что мы все несем ответственность… не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас)

Итоговый комментарий.

 Да, ребята, мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Д/З : Для выставки рисунков создать иллюстрацию к  басне (по выбору)

Литература:

  1. Программа «Русская словесность. От слова к словесности»  / автор программы Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбеткова. – 8-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 318. (2) с.: ил., 8 л.цв. вкл.