Технологическая карта урока по русскому для 5 класса Превосходная степень имен прилагательных
Технологическая карта урока составлена по программе Разумовской
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
Открытый урок по русскому языку
«Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения»
9 класс
Учитель русского языка
и литературы Лукьянова
Галина Викторовна
г. Новороссийск 2010 год
Цель урока: повторить изученный материал о постановке знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения, обращениях, вводных словах.
Ход урока
- В каких предложениях встречаются трудности постановке знаков препинания? (Запись на доске с пропуском запятых.)
- Небо без облаков что море без волны.(Ф.Абрамов)
- Один в поле не воин.(Пословица)
- Ветер, ты, вольный, раздуй паруса! (И.Бунин)
- Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.(и,Бунин)
В третьем предложении распространённое обращение разорвано другими членами предложения, каждая часть обращения выделяется по общему правилу. В четвёртом предложении деепричастия обособлены, так как обозначают действие, сопутствующее главному. Деепричастия легко можно заменить глаголами: Благоухают, сохнут травы, дымились, курились облака.
2. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
А журавли плыли, купаясь в голубизне неба, плыли не спеша, кружась на плавно колышущихся крыльях, перекликаясь то сдержанно, то многоголосо.
(Ч. Айтматов)
Учитель обращает внимание учащихся на то, что деепричастие не спеша утратило связь с глаголом, не обозначает добавочного действия, приобрело функцию наречия, поэтому не выделяется запятыми: плыли (как?) не спеша. Утратив связь с глаголами, деепричастия могут приобретать и функцию служебных слов: Мы встретились спустя год.
3. Выборочная проверка домашнего задания – упражнение 402.
- Укажите предложения с необособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями (предложения 1,7).
- Какие предложения вызвали у вас затруднения в постановке знаков препинания?
4. Объяснительный диктант.
На востоке появляется звезда. Незаметная сначала, она разгорается всё ярче и ярче, небо под нею начинает сереть. В нарастающем свете звезда пригасает, становится слабее, пока не исчезнет совсем. Из моря выглядывает красная краюшка, быстро растёт, поднимается, превращается в огненный шар.
(Н. Дубов)
- Найдите слова с проверяемыми и чередующимися гласными в корне.
- Есть ли необходимость в использовании алгоритма при обособлении распространённого определения во втором предложении?
(Нет, распространённые и одиночные определения, относящиеся к личному местоимению, выделяются всегда.)
- При каких условиях обособление определений не зависит от места по отношению к определяемому слову – существительному?
(Всегда обособляются согласованные определения и приложения, которые имеют добавочное обстоятельственное значение (времени, причины, условия, уступки). Они связаны не только с определяемым существительным, но и со сказуемым, что придаёт дополнительный обстоятельственный оттенок, например: Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся.(А.Пушкин) (Будучи отступником…)
5. Определите причину обособления (необособления) определений.
1) Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко. (Н.Некрасов)
2) В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие укреплённые ворота крепости. (Л.Толстой)
3) Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют..(А.Пушкин)
4) Спокойствием объятый, вновь дремлет юный лес. (А.К.Толстой)
5) Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт. (В.Брюсов)
6. Закрепление – упражнение 401 (выборочно).
7. Подведение итогов урока.
- Сделайте обобщение «Простое осложненное предложение».
Домашнее задание: упражнение 404.