Технологическая карта урока по русскому для 5 класса Превосходная степень имен прилагательных

Технологическая карта урока составлена по программе Разумовской 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

Открытый урок по русскому языку

«Повторение синтаксиса и пунктуации простого предложения»

9 класс

                                                                       Учитель русского языка

                                                                                   и литературы Лукьянова

                                                                                   Галина Викторовна

г. Новороссийск 2010 год

Цель урока: повторить изученный материал о постановке знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения, обращениях, вводных словах.

Ход урока

  1. В каких предложениях встречаются трудности постановке знаков препинания? (Запись на доске с пропуском запятых.)
  1. Небо без облаков что море без волны.(Ф.Абрамов)
  2. Один в поле не воин.(Пословица)
  3. Ветер, ты, вольный, раздуй паруса! (И.Бунин)
  4. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.(и,Бунин)

В третьем предложении распространённое обращение разорвано другими членами предложения, каждая часть обращения выделяется по общему правилу. В четвёртом предложении деепричастия обособлены, так как обозначают действие, сопутствующее главному. Деепричастия легко можно заменить глаголами: Благоухают, сохнут травы, дымились, курились облака.

2. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

 

  А журавли плыли, купаясь в голубизне неба, плыли не спеша, кружась на плавно колышущихся крыльях, перекликаясь то сдержанно, то многоголосо.

                                                                                                   (Ч. Айтматов)

   Учитель обращает внимание учащихся на то, что деепричастие не спеша утратило связь с глаголом, не обозначает добавочного действия, приобрело функцию наречия, поэтому не выделяется запятыми: плыли (как?) не спеша. Утратив связь с глаголами, деепричастия могут приобретать и функцию служебных слов: Мы встретились спустя год.

3. Выборочная проверка домашнего задания – упражнение 402.

- Укажите предложения с необособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями (предложения 1,7).

- Какие предложения вызвали у вас затруднения в постановке знаков препинания?

4. Объяснительный диктант.

   На востоке появляется звезда. Незаметная сначала, она разгорается всё ярче и ярче, небо под нею начинает сереть. В нарастающем свете звезда пригасает, становится слабее, пока не исчезнет совсем. Из моря выглядывает красная краюшка, быстро растёт, поднимается, превращается в огненный шар.

                                                                             (Н. Дубов)

- Найдите слова с проверяемыми и чередующимися гласными в корне.

- Есть ли необходимость в использовании алгоритма при обособлении распространённого определения во втором предложении?

  (Нет, распространённые и одиночные определения, относящиеся к личному местоимению, выделяются всегда.)

- При каких условиях обособление определений не зависит от места по отношению к определяемому слову – существительному?

 (Всегда обособляются согласованные определения и приложения, которые имеют добавочное обстоятельственное значение (времени, причины, условия, уступки). Они связаны не только с определяемым существительным, но и со сказуемым, что придаёт дополнительный обстоятельственный оттенок, например: Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся.(А.Пушкин) (Будучи отступником…)

5. Определите причину обособления (необособления) определений.

1) Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,

   Забрёл я в сарай и заснул глубоко. (Н.Некрасов)

    2) В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие укреплённые ворота крепости. (Л.Толстой)

   3) Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют..(А.Пушкин)

  4) Спокойствием объятый, вновь дремлет юный лес. (А.К.Толстой)

  5) Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт. (В.Брюсов)

6. Закрепление – упражнение 401 (выборочно).

7. Подведение итогов урока.

- Сделайте обобщение «Простое осложненное предложение».

Домашнее задание: упражнение 404.