Календарно-тематическое планирование по предмету «Письмо и развитие речи» (специальное коррекционное образование VIII вида)
Календарно-тематическое планирование содержит пояснительную записку, основные требования к умениям учащихся и планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_yazyku_5_klass_8_vid.docx | 47.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Журавлевская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _____________/Мартыненко В.Н./ Протокол № ___ от «__» _____________2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по учебной работе МОУ «Журавлевская СОШ» __________/Лучникова Д.И./
«__»________________2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Журавлевская СОШ» ___________/Самойлова О.В./ Приказ № ___ от «__»______________2016 г. |
Календарно-тематическое планирование
Мартыненко Веры Николаевны
Первая квалификационная категория
по предмету «Письмо и развитие речи»
(специальное коррекционное образование VIII вида)
для ученика 5 класса Руденко Никиты,
обучающгося на дому
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование разработано на основании:
1.Закона «Об образовании»
2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажновой. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» Москва, «Просвещение» 2013 г. 3.Учебного плана образовательного учреждения
В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших классах (5-9) осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном понятийном материале.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
Изучение состава слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
В процессе работы с предложением формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения.
Уделяется внимание формированию связной письменной речи. В связи с этим ведется работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащения и уточнения словаря, обучения построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Учащиеся должны:
- Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Социальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Данная программа учитывает психофизические особенности развития учащихся 5 класса, уровень их знаний и умений и предусматривает обязательный личностно-ориентированный и дифференцированный подход исходя из возможности школьников.
Цель: посредством уроков русского языка и чтения создать условия для социализации и реабилитации учащихся с последующей интеграцией их в общество.
Задачи:
1. Обучение грамматике и правописанию, выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, формирование навыка беглого, осознанного чтения.
2. Развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической), коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.
3. Расширять знания учащихся об окружающем мире, воспитывать интерес к языку, умение пользоваться им в необходимых ситуациях с помощью содержания программного материала, основанного на связи с окружающей действительностью.
Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.
Формы, методы и приёмы обучения:
форма обучения - урок
методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.
приёмы обучения - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.
Рабочая программа рассчитана на 135 часов в год. На основании учебного графика школы на 2016-2017 учебный год календарно-тематическое планирование рассчитано на 163 чаав в год.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Календарно-тематическое планирование
3 часа работа с учителем, 2 часа – самостоятельные занятия (выделено курсивом)
№ п/п | Кол часов | Дата По плану | Дата По факту | Тема урока | Примечание |
Повторение | |||||
1 | 1 | 02.09 | Звуки речи: гласные и согласные. | ||
2 | 1 | 05.09 | Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). | ||
3 | 1 | 06.09 | Буквенная азбука — алфавит. | ||
4 | 1 | Знакомство с орфографическим словарем. | |||
5 | 1 | Знакомство с орфографическим словарем. | |||
6 | 1 | 09.09 | Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация | ||
7 | 1 | 12.09 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я. | ||
8 | 1 | 13.09 | Разделительный ь. | ||
9 | 1 | Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного. | |||
10 | 1 | Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного. | |||
11 | 1 | 16.09 | Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация | ||
12 | 1 | 19.09 | Установление несоответствия звука и буквы. | ||
13 | 1 | 20.09 | Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | ||
14 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | |||
15 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | |||
16 | 1 | 23.09 | Ударные и безударные гласные. | ||
17 | 1 | 26.09 | Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. | ||
18 | 1 | 27.09 | Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. | ||
19 | 1 | Непроверяемые безударные гласные. | |||
20 | 1 | Непроверяемые безударные гласные. | |||
21 | 1 | 30.09 | Входная контрольная работа. | ||
22 | 1 | 03.10 | Различение текста и не текста. | ||
23 | 1 | 04.10 | Определение темы текста. Заголовок | ||
24 | 1 | Выделение основной мысли. | |||
25 | 1 | Выделение основной мысли. | |||
26 | 1 | 07.10 | Предложение как единица речи | ||
27 | 1 | 10.10 | Связь слов в предложении. | ||
28 | 1 | 11.10 | Главные и второстепенные члены предложения. | ||
29 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. | |||
30 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. | |||
31 | 1 | 14.10 | Отличие предложения от текста | ||
32 | 1 | 17.10 | Деление текста на предложения. Границы предложений. | ||
33 | 1 | 18.10 | Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте | ||
34 | 1 | Связь предложений в тексте | |||
35 | 1 | Связь предложений в тексте | |||
36 | 1 | 21.10 | Обобщение изученного. | ||
38 | 1 | 24.10 | Обобщение изученного. | ||
39 | 1 | 25.10 | Контрольная работа за первую четверть. Диктант «Осень» | ||
40 | 1 | Корень и однокоренные слова. | |||
41 | 1 | Корень и однокоренные слова. | |||
42 | 1 | 28.10 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. | ||
43 | 1 | 07.11 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. | ||
44 | 1 | 08.11 | Непроверяемые безударные гласные. | ||
45 | 1 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. | |||
46 | 1 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. | |||
47 | 1 | 11.11 | Непроизносимые согласные в корне. | ||
48 | 1 | 14.11 | Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. | ||
49 | 1 | 15.11 | Двойные согласные в корне. | ||
50 | 1 | Составление словаря с двойными согласными в корне. | |||
51 | 1 | Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов. | |||
52 | 1 | 18.11 | Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания | ||
53 | 1 | 21.11 | Связь слов в предложении с помощью окончания | ||
54 | 1 | 22.11 | Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. | ||
55 | 1 | Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона) | |||
56 | 1 | Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона) | |||
57 | 1 | 25.11 | Приставка и предлог. Их различение. | ||
58 | 1 | 28.11 | Разделительный ъ в словах с приставками. | ||
59 | 1 | 29.11 | Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. | ||
60 | 1 | Суффиксы с уменьшительно ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.) | |||
61 | 1 | Суффиксы с уменьшительно ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.) | |||
62 | 1 | 02.12 | Тема и основная мысль | ||
63 | 1 | 05.12 | Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). | ||
64 | 1 | 06.12 | Проверочная раота | ||
65 | 1 | Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик | |||
66 | 1 | Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик | |||
67 | 1 | 09.12 | Слово как название предмета, его признака или действия. | ||
68 | 1 | 12.12. | Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. | ||
69 | 1 | 13.12 | Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи. | ||
70 | 1 | Имя существительное. Значение в речи. | |||
71 | Имя существительное. Значение в речи. | ||||
72 | 1 | 16.12 | Контрольная работа. Диктант «В тайге». | ||
73 | 1 | 19.12 | Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д | ||
74 | 1 | 20.12 | Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. | ||
75 | 1 | Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки). | |||
76 | 1 | Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки). | |||
77 | 1 | 23.12 | Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. | ||
78 | 1 | 09.01 | Большая буква в именах собственных. | ||
79 | 1 | 10.01 | Адрес на конверте. Поздравительная открытка | ||
80 | 1 | Правильное написание названий праздников. | |||
81 | 1 | Правильное написание названий праздников. | |||
82 | 1 | 13.01 | Изменение имен существительных по числам | ||
83 | 1 | 16.01 | Род имен существительных | ||
84 | 1 | 17.01 | Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода. | ||
85 | 1 | Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода. | |||
86 | 1 | Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода. | |||
87 | 1 | 20.01 | Изменение существительных по падежам (склонение). | ||
88 | 1 | 23.01 | Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием. | ||
89 | 1 | 24.01 | Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа. | ||
90 | 1 | Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму. | |||
91 | 1 | Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму. | |||
92 | 1 | 27.01 | Предлоги и падежи. | ||
93 | 1 | 30.01 | Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. | ||
94 | 1 | 31.01 | Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога. | ||
95 | 1 | Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога. | |||
96 | 1 | Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога. | |||
97 | 1 | 03.02 | Изложение | ||
98 | 1 | 06.03 | Выделение опорных слов (существительных) в тексте и восстановление текста по плану и опорным словам. | ||
99 | 1 | 07.02 | Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных). | ||
100 | 1 | Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных). | |||
101 | 1 | Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных). | |||
102 | 1 | 10.02 | Имя прилагательное. Значение в речи | ||
103 | 1 | 13.02 | Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика. | ||
104 | 1 | 14.02 | Упражнения в образовании прилагательных от существительных. | ||
105 | 1 | Упражнения в образовании прилагательных от существительных. | |||
106 | 1 | Упражнения в образовании прилагательных от существительных. | |||
107 | 1 | 17.02 | Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. | ||
108 | 1 | 20.02 | Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи). | ||
109 | 1 | 21.02 | Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. | ||
110 | 1 | 27.02 | Наблюдение за родовыми окончаниями. | ||
111 | 1 | Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям. | |||
112 | 1 | Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям. | |||
113 | 1 | 28.02 | Контрольная работа за третью четверть. Диктант «Пингвины». | ||
114 | 1 | 03.03 | Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным. | ||
115 | 1 | 06.03 | Распространение предложений именами прилагательными. | ||
116 | 1 | Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. | |||
117 | 1 | Создание текста по опорным словосочетаниям. | |||
118 | 1 | 07.03 | Глагол. Значение в речи. | ||
119 | 1 | 10.03 | Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). | ||
120 | 1 | 13.03 | Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. | ||
121 | 1 | Выделение из текста глаголов и восстановление текста по опорным словам. | |||
122 | 1 | Выделение из текста глаголов и восстановление текста по опорным словам. | |||
123 | 1 | 14.03 | Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы. | ||
124 | 1 | 17.03 | Нераспространенное и распространенное предложения. | ||
125 | 1 | 27.03 | Главные и второстепенные члены предложения | ||
126 | 1 | Распространение предложения | |||
127 | 1 | Распространение предложения | |||
128 | 1 | 28.03 | Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении. | ||
129 | 1 | 31.03 | Выделение из предложения словосочетаний | ||
130 | 1 | 03.04 | Постановка вопросов от главного слова к зависимому. | ||
131 | 1 | Составление предложений с данными словосочетаниями. | |||
132 | 1 | Составление предложений с данными словосочетаниями. | |||
133 | 1 | 04.04 | Наблюдение над интонацией предложения | ||
134 | 1 | 07.04 | Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. | ||
135 | 1 | 10.04 | Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. | ||
136 | 1 | Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. | |||
137 | 1 | Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. | |||
138 | 1 | 11.04 | Выделение вопросительных слов в предложении | ||
139 | 1 | 14.04 | Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование. | ||
140 | 1 | 17.04 | Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование. | ||
141 | 1 | Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование. | |||
142 | 1 | Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование. | |||
143 | 1 | 18.04 | Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении | ||
144 | 1 | 21.04 | Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении | ||
145 | 1 | 24.04 | Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). | ||
146 | 1 | Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). | |||
147 | 1 | Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). | |||
148 | 1 | 25.04 | Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем). | ||
149 | 1 | 28.04 | Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем). | ||
150 | 1 | 02.05 | Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). | ||
151 | 1 | Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). | |||
152 | 1 | Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). | |||
153 | 1 | 05.05 | Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения | ||
154 | 1 | 12.05 | Паузы в связи со знаками препинания | ||
155 | 1 | 15.05 | Практическое знакомство с однородными членами предложения. | ||
156 | 1 | Интонация перечисления. | |||
157 | 1 | Интонация перечисления. | |||
158 | 1 | 16.05 | Структура текста. | ||
159 | 1 | 19.05 | Части текста, красная строка. | ||
160 | 1 | 22.05 | Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз | ||
161 | 1 | Работа с деформированным текстом. | |||
162 | 1 | Работа с деформированным текстом. | |||
163 | 1 | 23.05 | Годовая контрольная работа. Диктант «В деревне». |
Содержание программы
ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(135 ч в год, 4 ч в неделю)
Звуки и буквы. Текст (9 ч)
Повторение.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Предложение. Текст (6 ч)
Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).
Слово. Текст (85 ч)
Состав слова (20 ч)
Корень и однокоренные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.
Разделительный ъ в словах с приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).
Части речи (65 ч)
Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.
Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.
Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.
Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.
Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.
Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).
Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.
Распространение предложений именами прилагательными.
Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям.
Глагол. Значение в речи.
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.
Предложение. Текст (16 ч)
Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.
ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)
Связная речь (9 ч)
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.
СЛОВАРЬ: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).
Литература
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажновой. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» Москва, «Просвещение» 2013 г
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 5 класс Учебник для специальных (коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида. 5-е издание , М. – «Просвещение» 2011