Литературная гостиная "Страницы жизни М .Ю. Лермонтова"

Литературная гостиная "Страницы жизни М.Ю.Лермонтова" посвящена 200-летию со дня рождения поэта, рассчитана на учащихся  8 -11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Страницы  жизни М. Ю. Лермонтова

Литературная гостиная, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

Литературная гостиная «Страницы  жизни М. Ю. Лермонтова» рассчитана на учащихся 8-11  классов. В неё вошли фрагменты из документального романа Г. Гулиа «Лермонтов» (М. — 1974. — 10), книги А. Марченко «М. Ю. Лермонтов» (М., 1984)

В композиции принимают участие две группы учащихся — ведущие и чтецы.

Звучит вальс А. Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».  Танцуют пары вальс. Постепенно музыка затихает.

 С двух сторон появляются ведущие.

1-й.

Бог нашей драмой коротает вечность.

Сам сочиняет, ставит и глядит

(Омар Хайям)

2-й. Страницы жизни и творчества №. Ю. Лермонтова. «Семейный дневник».

(Звучит мелодия ноктюрна № 1 Ф. Шопена)

1-й.        В ту ночь в мире творилось что-то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали сюда дорогу.

2-й.        Зато почти всю ночь в самом доме горел свет и суетились люди. Спали беззаботно лишь хозяева дома — семья генерал-майора Фёдора Толя, сдававшего несколько комнат отставному капитану Юрию Петровичу Лермонтову. Поздней ночью капитану сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.

1-й.        Тяжело перенесла роды мать.

 (слайд № 3 -  портрет матери).

2-й        От тревог, переживаний и от бессонной ночи осунулся отец.

(слайд № 4 -  портрет отца)

3-й.        Но была в доме женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Она молча, без суетливости подавала воду или лекарство, не теряя присутствия духа, ухаживала за роженицей,отдавала распоряжения прислуге.

 (Слайд № 5 - портрет Е. А. Арсеньевой).

1-й.        В эту тревожную ночь в доме у Красных ворот мы знакомимся с главными действующими лицами семейной драмы, перипетии которой окажут существенное влияние на характер, душу, а может быть, и на всю судьбу одного из величайших поэтов России — Михаила Юрьевича Лермонтова.

(Слайд № 6 – портреты матери, отца и бабушки)

2-й.        Ему дали жизнь Мария Михайловна и Юрий Петрович.

3-й.        Но та статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь в этом доме, поставит его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.

1-й.        Тугой узел семейной драмы завязался именно в ту пору, когда Юрий Петрович попросил руки Марии Михайловны, а Елизавета Алексеевна, её мать, произнесла слово «нет». «Нет» повторила за нею вся родня, потому что считала: они не пара, слишком беден по нынешним временам этот отставной капитан.

2-й.        Но Мария Михайловна сказала «да» и сумела настоять на своём. И он стал её мужем.

3-й.        А что же Елизавета Алексеевна? Ради дочери она пошла на уступки. Но неприязнь к Юрию Петровичу сохранилась и нарастала с каждым днём.

1-й. Рождение Мишеля — так назвали родившегося мальчика — на какое-то время примирило враждующие стороны.

(Звучит // часть сонаты № 2 Л. Бетховена.)

1-й. Здоровье Марии Михайловны вызывало опасение. Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля 1817 года она скончалась.

Лермонтову не было ещё и трёх лет. Но день похорон матери он запомнил на всю свою жизнь:        

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее... и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье...

5 марта, спустя положенные по христианскому обычаю девять дней, Юрий Петрович Лермонтов вынужден был покинуть Тарханы. Взять с собой сына Елизавета Алексеевна ему не позволила. В духовном завещании бабушка сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Капитан должен был уступить...

(Музыка постепенно затихает.)

2-й.        Шли годы. Мишель болезненно переживал разлуку с отцом. Юрий Петрович изредка приезжал в Тарханы, чтобы повидаться с сыном, но... изменить ничего не мог.

В день, когда будущему поэту исполнилось семнадцать, он получил известие о скоропостижной смерти отца.

3-й.        Из завещания Юрия Петровича Лермонтова: «Прошу тебя уверить свою бабушку, что я вполне отдавал ей справедливость во всех благоразумных поступках её в отношении твоего воспитания и образования и, к горести моей, должен был молчать, когда видел противное, дабы избежать неминуемого неудовольствия.  Скажи ей, что несправедливости её ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о её заблуждении, ибо, явно, она полагала видеть во мне своего врага, тогда, когда я был готов любить её всем сердцем, как мать обожаемой мною женщины». Так разрешился первый акт драмы.

1 чтец

 Звучит стихотворение М. Ю. Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына...» (1831).

Звучит фрагмент прелюдии № 15 Ф Шопена. Постепенно музыка затихает, сцене вновь появляются ведущие).

1-й, Страницы короткой жизни Михаила Лермонтова. «На перепутье».

Москва! Москва! Люблю тебя, как сын,

Как русский, сильно, пламенно и нежно...

4-й.        В 1827 году Лермонтов становится москвичом, успешно выдержав экзамены в Благородный пансион при столичном университете.

Слайд №8

1-й. Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых сильных впечатлений. Первые стихи... Первая любовь... Первые столкновения с миром зла и несправедливости...

3-й. 11 марта 1830 года Благородный пансион неожиданно посетил император. Он был один, без свиты, Во время перемены ученики всех возрастов с криком устремились из классных комнат в широкий коридор, превратив его в арену для гимнастических упражнений. На царя никто не обращал --внимания. Вдруг один из воспитанников, узнав его, стал истошно приветствовать. Все сочли это выходкой, фамильярностью. Николай  был взбешён. Через две недели прибыло высочайшее распоряжение: пансион преобразовать в гимназию!

2-й. Это было первым столкновением поэта с царём. И первым крушением.

1-й.        16 августа 1830 года, за полгода до окончания учёбы, Лермонтов был уволен из пансиона. В сентябре того же года учёный совет «подверг проверке знания Михайлы Лермонтова» и, найдя их достаточными, допустил к слушанию университетских лекций.

Каким запомнили его однокурсники?

4-й. И. А. Гончаров: «Нас, первогодичных, помнится, было человек 40. Между прочим, тут был и Лермонтов, впоследствии знаменитый поэт, тогда смуглый одутловатый юноша, с чёрными выразительными глазами. Он казался апатичным, говорил мало и сидел всегда... опершись на локоть».

2-й.        Вистенгоф: «Он садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотившись, по обыкновению, на один локоть и углубясь в чтение принесённой книги, не слушая лекции».

1-й.        Каким запомнился университет Лермонтову?

2-й.

Святое место! Помню я, как сон,

Твои кафедры, залы, коридоры,

Твоих сынов, заносчивые споры

О боге, о вселенной...

1-й.    «Святое» место! Но на экзамене по риторике, продемонстрировав начитанность сверх программы, он неожиданно вступил в пререкание с экзаменатором, недовольным его пренебрежительным отношением к основному лекционному материалу. И после объяснения с администрацией в списке студентов против фамилии Лермонтов — появилась угрожающая запись «Посоветовано уйти»!

(Звучит мелодия ноктюрна № 13 Ф Шопена. Его тревожные интонации оттеняют драматизм событий. Ведущие уходят. Их сменяют чтецы).

Первый чтец.

Поверь, ничтожество есть благо

в здешнем свете.

К чему глубокие познанья,

жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем?

Второй чтец.

Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.        /

Делить веселье все готовы:        I-.

Никто не хочет грусть делить.

Третий чтец.

..ищу спокойствия напрасно,

Гоним повсюду мыслию одной.

Гляжу назад — прошедшее ужасно;

Гляжу вперёд — там нет души родной!

(Чтецы, уходят. Снова слышится музыка ноктюрна № 13 Ф. Шопена. На сцене появляются ведущие. Музыка постепенно замирает).

1-й.        И вот — новый поворот в судьбе поэта! Лермонтов уезжает в Петербург, надеясь завершить образование в  университете.

3-й.

И вот — Петербург...

Увы! Как скучен этот город

С его туманом и водой!

Куда ни глянешь — красный ворот,

Как шиш, торчит перед тобой.

Нет милых сплетен — всё сурово,

Закон сидит на лбу людей.

Всё удивительно и ново —

И нет не пошлых новостей!

1-й. По приезде, однако, выяснилось, что Михаил Лермонтов не сможет учиться в Петербургском университете, т. е. устав университета «дозволял перевод не иначе как с условием, чтобы проситель начал сызнова», т. е. выдержал вступительные экзамены! Лермонтов оказался на перепутье...

3-й.        А. С. Пушкин писал в «Пророке»: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился».

1-й.        Но к Лермонтову явился не небесный посланец, а родственник и друг Алексей Столыпин, тот самый «Монго», который избрал для себя военную карьеру. Он был моложе Лермонтова, но его советы действовали неотразимо.

Жребий был брошен: Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров...

Слайд №10

2-й.        Как тут не вспомнить мудрого Омара Хайяма: «Небрежен ветер: в вечной книге жизни мог и не той страницей шевельнуть». Что значило учиться в школе подпрапорщиков?

Прежде всего, надо было полностью изменить уклад жизни.

3-й.        Как можно глубже спрятать свои «учёные наклонности».

1-й.        Как можно лучше подогнать к своей невоенной внешности мундир и постараться стать настоящим гусаром, бесшабашным, пьющим, свято чтящим традиции своего полка, вплоть до самых нелепых и глупых.

Слайд №11

4-й.        Итак, подчиняясь выбору, Лермонтов сумел переломить себя.

2-й.        Из воспоминаний поэтессы Евдокии Ростопчиной: «Его жизнь и вкусы приняли другой характер, насмешливый, едкий, ловкий. Проказы, шалости, шутки всякого рода сделались его любимым занятием. Вместе с тем полный ума, самого блестящего в разговоре, богатый, независимый, он сделался душою общества молодых людей высшего круга, он был запевалой в беседах, удовольствиях, кутежах».

Чем не лихой юнкер?!

Слайд №12

3-й.        Но были не только «шалости» и «шутки». Были и стихи. Стихи, от которых он не смог отказаться. Только писать их надо было тайком. Писать и прятать...

(Ведущие покидают сцену. Вновь слышится мелодия нокюрна_№ 1 Ф. Шопена.

На сцену выходят чтецы. Исполняются стихотворения:

«Нет, я не Байрон...» (1832),

«Белеет парус одинокий» (1832),

 «Желанье» («Отворите мне темницу...», 1832),

 «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной...»,

1831), «Юнкерская молитва» (1833).

1-й. Перевернём ещё одну страницу короткой жизни поэта. «Любовь и свет».  

 

2-й  В школе гвардейских подпрапорщиков Лермонтов проведёт два года и назовет их «страшными». За то, что внешне придётся стать таким, как все. За то, что придётся надеть на себя маску легкомысленного и немного циничного горбуна Маёшки. И ещё за многое...

Единственной отрадой во всех его превращениях будут стихи и воспоминания о своей  первой-последней любви...

(Слышны  звуки сонаты № 11 Моцарта)

4-й.        Из воспоминаний Акима Гирея: «Будучи  студентом, он был страстно влюблён... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню её ласковый взгляд и светлую улыбку (высвечивается портрет Лопухиной). Эту любовь Лермонтов  пронёс через всю свою жизнь».

(Слайды  № 13,14)

1-й.        Они познакомились весной 1831 г. Компания аристократической молодёжи собиралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной. Уселись на длинные «линейки», запряжённые шестёркой лошадей, и покатили вверх по Арбату весёлым караваном. Случайно Лермонтов в этой поездке оказался рядом с Варенькой Лопухиной...

3-й.        С наступлением лета Лопухины поехали погостить в подмосковное имение к Столыпиным. Сюда же приехала и Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком. Уединённые прогулки в аллеях середниковского парка сблизили Вареньку с юным Лермонтовым. (Музыка стихает).

2-й.        А летом того же года они расстались. Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит им всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения...

4-й.        Чувством любви было переполнено и сердце поэта.

По приезде в Петербург он буквально засыпает письмами её старшую сестру — Марию Но адресованные старшей сестре письма предназначались, в сущности, для Вареньки. И читать их нужно, как говорят, между строк.

(Тихо звучит соната 14 «Лунная» Л. Бетховена. Ведущие продолжают рассказ в сопровождении музыки).

2-й. «Мне бы хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь написать. Коли догадываетесь — хорошо, я буду доволен; а нет, значит, если бы я и написал вопрос, вы не смогли бы на него ответить. Это такой вопрос, какой, быть может, вам и в голову не приходит» (2 октября 1832 года).

4-й. «Прощайте же, любезный друг, не говорю до свидания, потому что не надеюсь увидеть вас здесь. А между мною и милою Москвой стоят непреодолимые преграды, и, кажется, судьба с каждым днём воздвигает их всё больше... Теперь я более, чем когда-либо, буду нуждаться в ваших письмах; они доставят мне величайшую радость в моём заточении; они одни могут связать моё прошлое и моё будущее, которые расходятся в разные стороны, оставляя между собою барьер из двух печальных тяжёлых лет... Возьмите на себя этот скучный, но милосердный подвиг, и вы спасёте мне жизнь... Я прошу у вас не любезности, а благодеяния...» (15 октября 1832 г.).

(Музыка затихает).

1-й. В эти трудные дни образ Вареньки Лопухиной возникал перед ним не только в письмах, но и в стихах. Это была особая тема лирики Лермонтова.

(Ведущие уступают место чтецам. Исполняются стихотворения М. Лермонтова:

 «Она не гордой красотою» (1832),

К* («Мы случайно сведены судьбою...», 1832),

«Послушай, быть может, когда мы покинем...» (1832) и др.).

2-й.        И вдруг, как гром средь ясного неба: Варенька Лопухина выходит замуж. Тяжело перенёс Лермонтов это известие.

4-й. В Москву полетело злое, полное язвительных намёков письмо: «Г-жа Углицкая... мне также сообщила, что мадмуазель Лопухина  выходит замуж за г-на Бахметева. Не знаю, верить ли ей, но, во всяком случае, я желаю им жить в супружеском согласии до серебряной свадьбы».

3-й.        За оскорбительными словами стояла боль, помноженная на обиду. Пером поэта руководил не здравый смысл, а чувство невосполнимой утраты.

4-й.        Что же всё-таки произошло? Почему «милая, умная, как день, пылкая, восторженная, поэтическая» Варенька приняла предложение немолодого, во всех отношениях «бесцветного» г-на Бахметева? Предала? Разлюбила? Настояли родители?

1-й. Выходя замуж за сорокалетнего Бахметева, она сразу всех освобождала: Лермонтова — от каких бы то ни было обязательств, родных — от дальнейших забот о её судьбе, себя — от мучительных надежд на новую встречу и новое чувство. Она выходила замуж так, как уходят в монастырь.

(Слайд 15  В. Лопухина в костюме испанской монахини. ).

1-й. Чтобы не нарушить полудетской клятвы, чтобы остаться верной той романтической любви.

3-й.

Я понял, что душа её была  

из тех, которым рано всё понятно.

Для мук и счастья, для добра и зла

В них пищи много — только

невозвратно

Они идут, куда их повела

случайность,

Без раскаянья, упрёков и жалобы

Им в жизни нет уроков,

Их чувствам повторяться не дано...

2-й.        Эти строки будут написаны позднее. А в те дни была обида, горькая, невыносимая. Пройдут ещё не один день и не один месяц, прежде чем Лермонтов сделает шаг к примирению.

Весной 1838 года он напишет письмо Марии Лопухиной и вложит в конверт стихи. Они будут обращены к ее младшей сестре. В них прозвучат страстная мольба о прощении и признание в страстной вечной любви. За этими стихами последуют и другие...

(В исполнении чтецов звучат стихи М. Ю. Лермонтова, посвященные В. Лопухиной:

«Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою...», 1837),

 «Они любили друг друга так долго и нежно...» (1841), отрывок из «Валерика» (1841) с начала и до слов: «Забыть мне было невозможно»),

3-й.        Летом 1841 года в Пятигорске Лермонтов встретит свою кузину Екатерину Григорьевну Быховец. По свидетельству близких поэту людей, она была очень похожа на Лопухину.  И уже перед самой гибелью, обращаясь к кузине, Лермонтов искренне скажет...

(Звучит романс  «Нет не тебя так пылко я люблю...». 1841).

1-й.        В. А. Лопухина-Бахметева пережила Лермонтова на десять лет. Она умерла в 1851 году, 36 лет от роду и похоронена в Москве, в соборе Донского монастыря.

2-й.        Из письма М. А. Лопухиной 18 сентября 1841 года: «Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна. Муж предлагал ехать ей в Москву — она отказалась, за границу — отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля, поскольку эти обстоятельства так близко сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений».

Так разрешилась ещё одна драма.

(Вновь слышится уже знакомая мелодия ноктюрна № 13 Ф. Шопена).

1-й.        И вот последняя страница жизни Михаила Лермонтова.

«Слава и смерть».

2-й.        Напрасно молился поэт: «Царь небесный! Спаси меня от куртки тесной, как от огня. От маршировки меня избавь. В парадировки меня не ставь». Господь не внял молитве, «тесная куртка» цепко обхватила стан молодого гусара, мундир сковывал движения, не давал свободно дышать. 1834—1836 годы. Юнкер Лермонтов, произведённый «по экзамену» в корнеты Лейб-гвардии гусарского полка, служил исправно.

Неумолимо приближался январь 1837 года.

(Звучит  трагическая мелодия  прелюдия № 20 Ф.Шопена).

На всю Россию прогремел злодейский выстрел: 27 января в Петербурге, за Чёрной речкой, был смертельно ранен Александр Пушкин.

2-й.        И свершилось изречённое поэтом: «Восстань, пророк! И виждь, и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей...»

(В исполнении чтеца звучит стихотворение «Смерть поэта», 1837).

(Слайд 16, 17) 

1-й.        Лермонтовская лира зазвучала, как набат в день народной беды. «Воззванием к революции» назовёт его стихи полицейский осведомитель.

2-й.        19 февраля 1837 года шеф Третьей его имперского величества собственной канцелярии граф Бенкендорф доложит императору о стихах Лермонтова как о чрезвычайном происшествии: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное».

3-й. Высочайшее повеление последовало 25 февраля 1837 года: «Корнета Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Тот самый Нижегородский, что стоял на Кавказе: царю не терпелось отправить «дерзкого» поэта под пули горцев.

(Слайд № 18)

1-й.        К счастью, первая ссылка продолжалась недолго.

Одно за другим появляются новые стихотворения. Россия внимательно прислушивалась к голосу своего певца.        

(Звучит начало прелюдии №6 Ф. Шопена. Ведущие уступают место чтецам. Могут быть исполнены стихотворения: «Когда волнуется желтеющая нива...*

 (1837), «Молитва» («В минуту жизни трудную...» (1839),

«Есть речи — значенье...» (1839).

2-й.        Казалось, литературная слава поэта вот-вот достигнет своего зенита.

Имя Лермонтова у всех на устах, его приглашают в аристократические салоны, он в центре всеобщего внимания... Внешне он доволен происходящим, но внутренне... Нет, он не был счастлив.

Чтецы исполняют стихи Лермонтова:

Отрывок из поэмы «Демон» от слов: «О, если б ты могла понять...» и кончая: «И всё на свете презирать!...»

 «И скучно, и грустно...»)

3-й.        Надвигалась катастрофа. Она разразилась 16 февраля 1840 года на балу у графини ; Лаваль.

3-й.        Произошло столкновение с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. которому показалось, что стихотворение «Смерть поэта» оскорбляет достоинство французской нации.  Он подошёл к Лермонтову и бросил с вызовом:

4-й.        «Вы слишком пользуетесь тем, что мы в стране, где дуэль воспрещена».

2-й. Ответ был столь же недвусмысленным «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде. И мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно».

1-й. И снова чёрные сани, теперь уже с Лермонтовым, скользят по снегу к Чёрной  речке. И снова дуэль. А за ней арест и новая ссылка.        

2-й.        Во время ареста Лермонтова произошло свидание его с В. Г. Белинским. Передавая свои впечатления, критик  напишет Боткину о поэте:

«Глубокий и могучий дух. Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного. О, это будет русский поэт с Ивана Великого... Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном и озлоблённом взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинства того и другого».

(Слайд 19)

1-й. И вновь Лермонтов едет на Кавказ на сей раз уже в Тенгинский пехотный полк, расположенный в одном из самых опасных пунктов войны с горцами.

О чём думал поэт?

(Чтец исполняет «Тучи» (1840).

3-й.        Впереди всего один год жизни. Лермонтов проведёт его в походах и сражениях. Смерть будет ходить по пятам. Но он не погибнет в бою: у него другая судьба. Ещё раз Елизавета Алексеевна добьётся для него разрешения приехать в Петербург. Как мгновение, пролетит трёхмесячный отпуск. В последний раз обнимут его друзья, провожая на Кавказ.

4-й     Дуэль с Мартыновым   (Слайд 20)

Саму дуэль и гибель поэта полнее и точнее всех описал секундант Лермонтова князь Александр Васильчиков.

"Однажды на вечере у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что он сказал, мы не расслышали; знаю только, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски; "Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах",- на что Лермонтов таким же спокойным тоном отвечал: "А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения".

Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: "Сходись!"

Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.

Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие.

1-й.         

Камни шепчутся возмущённо:        

Как стерпели друзей сердца?

Кок оставили неотмщённой

Благородную кровь певца?

Почему же никто от имени

Оскорблённых людских сердец

Не сумел возвратить Мартынову

Тот проклятый его свинец?!

        (И. Кобзев)

2-й

Но разве время повернётся вспять?

Но разве звёзды можно расстрелять?

 Но разве в силах царь и палачи

Сказать мятежной песне: «Замолчи!»?

(Б. Леонтьев)

4-й

Вереницей идут года,

И не видно их черты конечной.

Лермонтов... Он с нами, навсегда.

 В строй живых записан он навечно! ...

…Это жизни дни его вернулись,

Он в неё хозяином вошёл

Именем библиотек и улиц.

 Пароходов, институтов, школ...

В книгах — трудным временем

                                                 проверен,

В ярком блеске добрых,

                                       смелых глаз

Он живой,— не памятником

                                                       в сквере

Вновь и вновь рождается для нас!

(П. Алдахин)

(Слайд 20)

(Звучит вальс А. Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»)