Взаимодействие школы и семьи на современном этапе

Пронина Ирина Николаевна

 

 

 

И.Н. Пронина

Педагог-психолог

 МБОУ СОШ № 7

г. Минеральные Воды

 

    Школа во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все способности ученика. В ней, в сущности, всегда царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. 

       Чтобы    школа   жила    и   развивалась    в    нынешних    социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей, которые становятся сегодня одним из наиболее реальных заказчиков на содержание школьного образования и, безусловно, опорой экономического благополучия школьных начинаний. 

        Как известно старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с родителями». Главными задачами педагогического коллектива является способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а так же всестороннее, систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. В настоящее время в школе преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействий с жизнью, всеми социальными институтами среды - семьей,     предприятиями, культурно-просветительными учреждениями, общественными организациями местными властями.   Научное  понятие  «взаимодействие»  мы  рассматриваем  как междисци­плинарный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гуманитарных наук. Система взаимодействия школы и семьи видоизменялась в процесс развития    системы    образования.    Но   па   протяжении   всего существования  этого взаимодействия  основным  инициатором построения системы являлась и является школа. Школа, организуя работу с семьями учащихся, избирает определенную направленность своей деятельности. Исходя из сложившейся практики и на основе работ известных педагогов и психологов можно выделить три основные подхода к организации взаимодействия школы и семьи. 

     Первое и самое распространенное направление - это «воспитание родителей». «Воспитание родителей»- международный термин, под которым понимается помощь родителям и исполнение ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.

       При втором подходе к организации работы школы с родителями семья воспринимается как часть организованной среды, окружающей школу. Такой подход условно можно назвать социологическим. При этом подходе основной задачей школы является изучение особенностей семьи и учет этих особенностей своей работе с ребенком.) В непосредственных контактах школы и семьи направленность идет на максимальное использование по­ложительных моментов (если они имеются) и игнорирование или купирование отрицательных моментов, имеющихся в семейном воспитании.    

       Третьим, наиболее редким в практике, подходом является создание школой условий, позволяющий актуализировать имеющейся в семье позитивный воспитательный потенциал. Этот подход можно обозначить как развивающий. Данный подход имеет в своем основании положение о наличии в семье некого скрытого воспитательного потенциала, который при определенных условиях, может быть реализован в воспитании и способен изменить сложившуюся ситуацию в положительном направлении./Утверждение о наличии такого потенциала во всех семьях является спорным, это касается неблагополучных семей. Но большинство семей а действительности имеют скрытые, неиспользуемые воспитательные резервы. Задача школы создать такие условия, при которых родители могли бы самостоятельно и эффективно решать текущие проблемы, связанные с воспитанием ребенка в семье.

    Исходя из анализа сложившейся ситуации в сфере взаимодействия школы и семьи показателем существования этого взаимодействия может являться наличие контактов между школой и семьей. Качественным показателем наличия взаимодействия между родителями и школой может служить тип контактов между данными субъектами.

    Работа педагогического коллектива школы позволяет систематизировать накопленный материал по взаимодействию с семьей и создать   механизм этого взаимодействия:

  • создать систему информирования родителей о жизни школы и
  • образовательной системы;
  • создать   систему   регулярного   изучения   мнений   родителей   и
  • общественности по вопросам образования;
  • создать систему договоров между родителями и школой.

        Прежде всего,    необходимо    взглянуть    на   школу    глазами   нынешних родителей и ответить на вопросы:

  1.  Что хотят знать наши родители о школе?
  2. Что они ждут от обучения в нашей школе?
  3. Удовлетворены ли наши родители сложившимися отношениями с  учителями и администрацией школы?
  4. Какая школа хорошая и привлекательная для родителей? 

      Родители должны стать союзниками и равноправными, равноценными, равнозначными  партнерами    школы,    должны    иметь    достоверную    и интересующую их информацию   (а - недозированную) - информацию о жизни школы, а также иметь реальную возможность влиять на образовательный процесс.

        Такое понимание проблемы обусловило направленность всей работы школы на создание, во-первых, отлаженного механизма взаимодействия школы и семьи; во-вторых, на создание информационной среды, которая обеспечила бы полное удовлетворение информационных потребностей родителей и способствовала бы более широкому использованию их потенциала в обучении и воспитании детей. Нам    нужно    суметь    всем    вместе    преодолеть    традицию    неучастия родительского общества в делах школы (то есть в делах их же собственных детей). Вместе с семьей в школу придут и ее труд и ресурсы. Одновременно мы увидим те семьи, которые не захотят, или пока не захотят, прийти в школу, и таким образом идентифицируем трудные семьи. Участие родителей в различной деятельности школы существенно усиливает учебную мотивацию детей. Внутренний мир ребенка дополняется ощущением ответственности за своих родителей, а это усиливает у него ответственность и за самого себя. Это особенно заметно в тех случаях, когда родители приносят в школу новую деятельность (особый кружок по интересам, редкую спортивную специализацию, художественно-творческий вклад и т.д.). Стремящийся к замкнутости (от родителей) школьный элемент внутреннего мира ребенка в этом случае, напротив, открывается, и «его жизнь в школе» становится для него «нашей (семейной) жизнью» в ней. Это всегда меняет школьную социальную роль и поведение ребенка в лучшую сторону. Есть немало других аспектов взаимодействия школы и родителей. Ясно лишь, что оно всегда имеет серьезный синергетический эффект. В особой мере это может относится к формированию у детей системы ценностных установок и ориентации. Целесообразное организованное взаимодействие педагогов и родителей должно осуществляться поэтапно и иметь своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия должны стать доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача педагогов заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и усвоение их непосредственно в теоретической и практической деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса, да и школы в целом.

      Взаимодействие     семьи     и     школы     значительно     обогащает воспитательную атмосферу, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности, но только в том случае, если оно протекает в целесообразных формах, и если форма взаимодействия изменчива, подвижна и зависит от содержательной стороны контактов между семьей и школой.Изменение целей взаимодействия приводит к перестройке содержания, форм и методов работы педагогов с родителями. В плане учебно-воспитательной работы - основном документе, определяющем годичный цикл жизни школы,- издавна утвердился раздел, посвященный взаимодействию педагогов с семьями учащихся. В необходимости и значимости этого аспекта педагогической деятельности не сомневается никто. Однако за границей теоретического согласия начинается практический разнобой форм, методов и содержания взаимодействия двух воспитательных систем - общественной и семейной.

    Амплитуда отношений издавна колеблется от единства позиций и согласованности действий семьи и школы до их противостояния; от взаимопонимания-до взаимных обвинений в нерадивости несостоятельности. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияние на детей. Очень точно это подметила Эллен Нийт в своем стихотворении:

Этот хлеб недопеченный,

Недосваренную кашу -

Недоделки нашей кухни 

Отдаем на кухню вашу.

Мы надеемся на ваше хлопотливое проворство,

Мы  сдаем сырье и только полагаемся на вас.

 Это вы должны добавить, чтобы вышло в самый раз-

 Мед добра и соль упорства.

Сколько же отцов упрямых скажут вам в нелепом споре

 «Здесь прибавить надо соли, да, учительница, соли!

 Материнские советы будут те же год от года

 «Добавляйте больше меда, да, учительница, меда!»      

 Всевозможное начальство спустит вам свои приказы

 «Больше масла!», «Влить водички!»

«Все, что надо, сделать сразу!"

Запаситесь же отвагой и свою держите мерку,     

Подходите к делу смело - не пойдет оно насмарку.

Чтобы хлеб - на удивленье! Наилучшие коврижки -

Из отъявленного плута, из любого шалунишки.

       Не использовать сегодня новые возможности семьи - значит заведомо занизить возможный уровень развития ребенка, а то и общества. Сегодня становится очевидным, что успешное решение задач качественного обучения и воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Школа по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. В своевременном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой и стремится к диалогу, межличностному общению широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Это должно выражаться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, в обновлении содержания обучения и воспитания.

          Мы считаем, что деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формировании ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Ведь именно семья с раннего детства призвана заложить   в   ребенка   нравственные   ценности,   ориентиры   на  построение  разумного образа жизни.

       Однако практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, и испытывают трудности в установлении контактов с детьми, вместе с тем, большинство семей озабочено решением экономических проблем, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов обучения и воспитания. Можно констатировать, что некоторые родители при полной пассивности, низком, интересе к проблемам ребенка, постоянным ссылкам на чрезмерную занятость, в условиях отсутствия времени для общения с другими родителями и педагогами желают иметь максимальную информацию о ребенке, получить готовые рекомендации по его воспитанию и развитию. Таким  образом,   в  создании  союза  родителей  и  педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам.