Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения в старшей школе
И.Н. Пронина
Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 7
г. Минеральные Воды
Большое значение для формирования готовности к самоопределению в разных сферах жизни имеют психолого-педагогические условия в школе. Психолого-педагогические возможности современной школы для формирования готовности у учащихся к самоопределению ограничены. Среди них приоритетное положение занимают интеллектуальные и волевые побудители, а эмоционально-чувственные и собственно-мотивационные почти не рассматриваются и не используются. Особенно слабо изучены средства формирования внутренней мотивации учащихся к самоопределению в разных сферах жизни.
Равноправное взаимодействие личности и общественных структур -субъектов управления (внешкольные заведения, дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения, службы профориентации, органы, регулирующие использование трудовых ресурсов, а также предприятия и учреждения, семья и общественность) предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами процесса профессионального самоопределения, а с другой - способствуют адекватному представлению личности о социально-экономических задачах, стоящих перед обществом, которые ей предстоит решать в будущем. Следовательно, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, чело
век мог в полной мере реализовать себя.
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения в старшей школе обеспечивает организацию профильного обучения как вида личностно-ориентированного обучения, как эффективной формы индивидуализации обучения, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося. Психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение в старшей школе включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей будущих выпускников, их интересов и склонностей; создание условий, адаптивных особенностей психофизиологического развития детей.
Проведение диагностики по выявлению доминанты мышления с V по XI классы позволяет не только осуществлять работу педагогов по разработанным ими психолого-педагогическим комплексам, но и формировать X классы с учетом интересов, склонностей, возможностей детей и запросов родителей. Именно психолого-педагогическое сопровождение позволяет строить профильное обучение как подлинно развивающее, где профильность, вариативность образования в старшей школе напрямую связано с вариативностью развития, а индивидуальная траектория подготовки к профессиональному самоопределению с индивидуальной траекторией развития.
В то же время психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения в старшей школе обеспечивает такую важную предпосылку формирования готовности к профессиональному самоопределению, которая выступает и ее условием как социально-психологическую адаптацию личности старшеклассника. Она предполагает такое направленное изменение взаимодействия личности со средой, которое характеризуется:
а) сознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных
изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения;
б) приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат, деятельности личности в отношении к изменившимся условиям социальной среды;
в) приспосабливанием как высшей формой активности при взаимодействия личности с внешней средой, которая проявляется в деятельности и творчестве.
Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию отношений личности со средой. Важным направлением работы является осознание и проявление в ходе работы по социально-психологической адаптации личностной стратегии поведения, а не просто передачу «готового» навыка. Основная задача - «выращивание» личностных стратегий поведения и жизнедеятельности, поиск индивидуального стиля.
Как правило, школа и семья, образующие социальную среду старшеклассника, не занимаются выстраиванием индивидуальной стратегии взаимодействия личности с собой и с миром. Семья формирует внешние социально -приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Между тем именно эти два социальных института, ответственные за трансляцию норм и ценностей, демонстрируют дефицит конструктивного и партнерского диалога с подростком. Именно там, где подросток проводит большую часть своего времени в соответствующий возрастной период, особо остро встает проблема психологического, личностного « выживания», проблема «совладения» с собственными проблемами.
Конструктивный, партнерский диалог в рамках личностно ориентированного подхода к социально-психологической адаптации требует профессионального психологического сопровождения развития подростка и педагогической деятельности. В этой связи система психологической и психотерапевтической поддержки учащихся, повышение психологической компетентности педагогов и родителей являются важными составляющими нашей деятельности.Поэтому основные усилия направлены не на формирование заданного идеала, а на поддержку подростка на пути преодоления трудностей в процессе его личностного роста.
Трудности подростков имеют некоторое сходство. Повторяемость феноменов в этом возрасте позволяет говорить о типичных подростковых проблемах на начальных этапах становления личности. Это непростые, порой мучительные проблемы - отношения со сверстниками, обострение противоречий с родителями, самим собой (своим меняющимся телом, формирующимся характером, противоречивыми чувствами), тревога о собственном будущем, проснувшаяся сексуальность и многие - многие другие.
Процесс социально - психологической адаптации близок к такому пониманию воспитания, при котором, во-первых, главным воспитательным фактором оказывается сама личность педагога-профессионала, а, во-вторых, воспитание сопрягается с процессом самовоспитания подростка.
Если же перейти на язык психотерапии, то можно сказать, что понимание социально-психологической адаптации означает «процесс конструктивного приспособления», в результате которого человек оказывается в состоянии справиться с предъявляемыми требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей и вслед за ним растет самоуважение.
Каковы же направления для успешной социально-психологической адаптации в профильной школе?
Первое направление - информационное обеспечение: подростки имеют право и должны получать достаточно достоверной информации по всем волнующим их вопросам, необходимо учить их добывать информацию, анализировать и проверять ее (это относится к любым темам профессиональной карьеры, уголовного права, наркотиков, любых религий, концепций, движений и т.д.).В рамках изучаемого исследования основная задача данного направления - формирование знаний о профессиях, образовательном рынке, рынке труда, требований профессий качествам человека. Потому что именно дефицит знаний является основной проблемой человека, выбирающего профессию. Источником информации являются словари, справочники, профессиограммы, видеофильмы, компьютерные базы данных, ресурсы Интернет. Ведущие формы работы - семинары, лекции, встречи с представителями различных профессий, экскурсии в учреждения занятости и профессионального образования, знакомство с рабочими местами.
Основная цель информирования учащихся начальных классов заключается в повышении заинтересованности школьников в учебной деятельности (через введение различных программ обучения - развивающих, традиционных), развитие самостоятельности и организованности, развитие творческих способностей (через объединение в кружки по интересам, секции). Знакомство с профессиями как на уроках, так и на классных часах с приглашением людей разных специальностей.
Второе направление связано с развитием у подростков способности к выбору и формированием ответственности за принимаемые решения. Ведущий вектор развития личности в русле подготовки к самоопределению направлен на саморазвитие личности, подготовку ее к жизни, на обеспечение выпускников школы всем необходимым для последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социально среде. Чтобы личность была готова к выбору будущей профессии в школе необходимо предоставить свободу выбора, самостоятельность, создать условия для развития интересов, склонностей и способностей, и удовлетворить потребности учащихся в саморазвитии. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве необходимо организовать не только широкий выбор профиля и уровня образования, но и занятий по интересам. Это достигается через конструктивное взаимодействие со взрослыми, а также через правила жизни в учебном заведении, выработанные и принятые педагогами и учащимися совместно. Отношения между ними строятся так, чтобы развивать ответственность за последствия своего свободного выбора.
Третье направление - формирование положительной «Я-концепции» -это осознание «образа Я», принятие себя: все подростки, даже благополучные, нуждаются в психологической поддержке - специальной работе по принятию себя: своего физического, психологического, социального, профессионального, экономического Я, своего характера, индивидуальных особенностей своего мышления, своих эмоций, то есть ведется специальная работа, направленная на принятие своей индивидуальности, на формирование безусловного положительного отношения к себе, ибо без этого не может быть, и положительного отношения к другим.
Психолого-педагогические условия сформируют у учащихся самооценку своих возможностей, положительную Я - концепцию, социальную позицию, что непременно способствует самоопределению учащегося. Профессиональное самоопределение личности осуществляется в процессе преподавания основ наук, в результате экономической, трудовой и профессиональной подготовки. Не менее важна и практическая направленность работы через проведение тренингов, факультативных занятий, которые основаны на использовании специальных средств, чаще всего групповых игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения.
Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность, заинтересованность учащихся, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются довольно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.
Консультативное направление осуществляется со всеми субъектами образовательного процесса: учителями, родителями, учащимися как индивидуально, так и фронтально, группами.
Перед педагогами ставится задача развития психологической компетентности, овладения антро - и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.
Таким образом, переход на профильное обучение осуществляется на основе применения комплексной модели психолого-педагогического сопровождения, которое, с одной стороны интегрирует диагностику, консультативную работу, тренинги, с другой стороны, включает в модель сопровождения всех субъектов: учащегося, родителей, педагогов, значимых сверстников.