Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения в старшей школе

Пронина Ирина Николаевна

 

 

 

 

И.Н. Пронина

Педагог-психолог

 МБОУ СОШ № 7

г. Минеральные Воды

 

      Большое значение для формирования готовности к самоопределению в разных сферах жизни имеют психолого-педагогические условия в школе. Пси­холого-педагогические возможности современной школы для формирования готовности у учащихся к самоопределению ограничены. Среди них приоритет­ное положение занимают интеллектуальные и волевые побудители, а эмоционально-чувственные и собственно-мотивационные почти не рассматриваются и не используются. Особенно слабо изучены средства формирования внутренней мотивации учащихся к самоопределению в разных сферах жизни.

    Равноправное взаимодействие личности и общественных структур -субъектов управления (внешкольные заведения, дошкольные учреждения, об­щеобразовательные школы, профессионально-технические, средние специаль­ные и высшие учебные заведения, службы профориентации, органы, регули­рующие использование трудовых ресурсов, а также предприятия и учреждения, семья и общественность) предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами процесса профессионального самоопределения, а с другой - способствуют адекватному представлению лич­ности о социально-экономических задачах, стоящих перед обществом, которые ей предстоит решать в будущем. Следовательно, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресур­сов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, чело­
век мог в полной мере реализовать себя.                                

    Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения в старшей школе обеспечивает организацию профильного обучения как вида личностно-ориентированного обучения, как эффективной формы индивидуали­зации обучения, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося. Психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обу­чение в старшей школе включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей будущих выпускников, их интересов и склонностей; создание условий, адаптивных особенностей психофизио­логического развития детей. 

   Проведение диагностики по выявлению доминанты мышления с V по XI классы позволяет не только осуществлять работу педагогов по разработанным ими психолого-педагогическим комплексам, но и формировать X классы с уче­том интересов, склонностей, возможностей детей и запросов родителей. Имен­но психолого-педагогическое сопровождение позволяет строить профильное обучение как подлинно развивающее, где профильность, вариативность образо­вания в старшей школе напрямую связано с вариативностью развития, а инди­видуальная траектория подготовки к профессиональному самоопределению с индивидуальной траекторией развития.

    В то же время психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения в старшей школе обеспечивает такую важную предпосылку форми­рования готовности к профессиональному самоопределению, которая выступа­ет и ее условием как социально-психологическую адаптацию личности старшеклассника. Она предполагает такое направленное изменение взаимо­действия личности со средой, которое характеризуется:

а) сознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных
изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведе­ния;

б) приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как ре­зультат, деятельности личности в отношении к изменившимся условиям соци­альной среды;

в) приспосабливанием как высшей формой активности при взаимодейст­вия личности с внешней средой, которая проявляется в деятельности и творчестве.

     Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию отношений личности со средой. Важным направлением работы является осознание и проявление в ходе работы по социально-психологической адаптации личностной стратегии поведения, а не просто передачу «готового» навыка. Основная задача - «выращивание» личностных стратегий поведения и жизнедеятельности, поиск индивидуального стиля.

    Как правило, школа и семья, образующие социальную среду старше­классника, не занимаются выстраиванием индивидуальной стратегии взаимо­действия личности с собой и с миром. Семья формирует внешние социально -приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Между тем именно эти два социальных институ­та, ответственные за трансляцию норм и ценностей, демонстрируют дефицит конструктивного и партнерского диалога с подростком. Именно там, где под­росток проводит большую часть своего времени в соответствующий возрастной период, особо остро встает проблема психологического, личностного « выжи­вания», проблема «совладения» с собственными проблемами.

   Конструктивный, партнерский диалог в рамках личностно ориентирован­ного подхода к социально-психологической адаптации требует профессиональ­ного психологического сопровождения развития подростка и педагогической деятельности. В этой связи система психологической и психотерапевтической поддержки учащихся, повышение психологической компетентности педагогов и родителей являются важными составляющими нашей деятельности.Поэтому основные усилия направлены не на формирование заданного идеала, а на поддержку подростка на пути преодоления трудностей в процессе его личностного роста.

     Трудности подростков имеют некоторое сходство. Повторяемость фено­менов в этом возрасте позволяет говорить о типичных подростковых проблемах на начальных этапах становления личности. Это непростые, порой мучитель­ные проблемы - отношения со сверстниками, обострение противоречий с роди­телями, самим собой (своим меняющимся телом, формирующимся характером, противоречивыми чувствами), тревога о собственном будущем, проснувшаяся сексуальность и многие - многие другие.

   Процесс социально - психологической адаптации близок к такому пони­манию воспитания, при котором, во-первых, главным воспитательным фактором оказывается сама личность педагога-профессионала, а, во-вторых, воспи­тание сопрягается с процессом самовоспитания подростка.

   Если же перейти на язык психотерапии, то можно сказать, что понимание социально-психологической адаптации означает «процесс конструктивного приспособления», в результате которого человек оказывается в состоянии спра­виться с предъявляемыми требованиями таким образом, что трудности преодо­леваются, и возникает чувство роста собственных возможностей и вслед за ним растет самоуважение.

    Каковы же направления для успешной социально-психологической адап­тации в профильной школе?

     Первое направление - информационное обеспечение: подростки имеют право и должны получать достаточно достоверной информации по всем вол­нующим их вопросам, необходимо учить их добывать информацию, анализиро­вать и проверять ее (это относится к любым темам профессиональной карьеры, уголовного права, наркотиков, любых религий, концепций, движений и т.д.).В рамках изучаемого исследования основная задача данного направления - формирование знаний о профессиях, образовательном рынке, рынке труда, требований профессий качествам человека. Потому что именно дефицит зна­ний является основной проблемой человека, выбирающего профессию. Источ­ником информации являются словари, справочники, профессиограммы, видео­фильмы, компьютерные базы данных, ресурсы Интернет. Ведущие формы работы - семинары, лекции, встречи с представителями различных профессий, экскурсии в учреждения занятости и профессионального образования, знакомство с рабочими местами.

     Основная цель информирования учащихся начальных классов заключает­ся в повышении заинтересованности школьников в учебной деятельности (че­рез введение различных программ обучения - развивающих, традиционных), развитие самостоятельности и организованности, развитие творческих способ­ностей (через объединение в кружки по интересам, секции). Знакомство с профессиями как на уроках, так и на классных часах с приглашением людей раз­ных специальностей.

    Второе направление связано с развитием у подростков способности к выбору и формированием ответственности за принимаемые решения. Ведущий вектор развития личности в русле подготовки к самоопределе­нию направлен на саморазвитие личности, подготовку ее к жизни, на обеспече­ние выпускников школы всем необходимым для последующей самостоятель­ной жизнедеятельности в открытой социально среде. Чтобы личность была го­това к выбору будущей профессии в школе необходимо предоставить свободу выбора, самостоятельность, создать условия для развития интересов, склонно­стей и способностей, и удовлетворить потребности учащихся в саморазвитии. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве необходимо ор­ганизовать не только широкий выбор профиля и уровня образования, но и за­нятий по интересам. Это достигается через конструктивное взаимодействие со взрослыми, а также через правила жизни в учебном заведении, выработанные и принятые пе­дагогами и учащимися совместно. Отношения между ними строятся так, чтобы развивать ответственность за последствия своего свободного выбора.

     Третье направление - формирование положительной «Я-концепции» -это осознание «образа Я», принятие себя: все подростки, даже благополучные, нуждаются в психологической поддержке - специальной работе по принятию себя: своего физического, психологического, социального, профессионального, экономического Я, своего характера, индивидуальных особенностей своего мышления, своих эмоций, то есть ведется специальная работа, направленная на принятие своей индивидуальности, на формирование безусловного положи­тельного отношения к себе, ибо без этого не может быть, и положительного от­ношения к другим.

     Психолого-педагогические условия сформируют у учащихся самооценку своих возможностей, положительную Я - концепцию, социальную позицию, что непременно способствует самоопределению учащегося. Профессиональное самоопределение личности осуществляется в процес­се преподавания основ наук, в результате экономической, трудовой и профес­сиональной подготовки. Не менее важна и практическая направленность работы через проведение тренингов, факультативных занятий, которые основаны на использовании спе­циальных средств, чаще всего групповых игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения.

   Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить ак­тивность, заинтересованность учащихся, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются довольно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.

   Консультативное направление осуществляется со всеми субъектами образовательного процесса: учителями, родителями, учащимися как индивиду­ально, так и фронтально, группами.

   Перед педагогами ставится задача развития психологической компетент­ности, овладения антро - и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.

  Таким образом, переход на профильное обучение осуществляется на ос­нове применения комплексной модели психолого-педагогического сопровож­дения, которое, с одной стороны интегрирует диагностику, консультативную работу, тренинги, с другой стороны, включает в модель сопровождения всех субъектов: учащегося, родителей, педагогов, значимых сверстников.