«Мир дому твоему»

Пронина Ирина Николаевна

В наше время тело называют «домом души». Войдя в дом, мы спрашиваем: «Есть ли тут живая душа?» Душою дома является его хозяйка. Пустой дом холоден, неуютен: он разрушается и умирает. Так умирает и тело человека, когда его оставляет жизнь, душа.

Тело, мы видим, ощущаем, чувствуем: душа же невидима. Некоторые говорят поэтому, что души нет. Говорят это и многие психологи. Люди, призванные изучать психику, т.е. душу, отрицают само ее существование. Но точно так же невидимы и наша память, внимание, воля, чувства – все проявления нашей психики – души. Однако никому не приходит в голову отрицать их существование.

Для серьезного ученого видимость явления не является обязательным признаком его существования. Мы видим и слышим далеко не все, что, несомненно, существует: так, у нашего глаза ограничена способность зрительного восприятия, он видит лишь в определенном диапазоне длин волн; то же относится к слуховому восприятию. Поэтому говорить «Души нет, потому что ее не видно» - все равно, что уподобиться слепому и глухому, отрицающему существование мира. Столь же несостоятелен аргумент «невидимости» при отрицании бытия Бога.

О людях мы говорим: «душевный человек», «добрая душа», «чистая душа». И все понимают, о чем идет речь. Мы чувствуем состояние своей души: «душа не на месте», «душа ушла в пятки», «душа горит» и т.д.

Кроме слова «душа» есть еще слово «дух». Интуитивно мы понимаем, что хотя они и связаны друг с другом, но между ними существует различие.

Душа стремится к духу. Когда они встречаются, наступает полнота любви, творческого вдохновения, внутреннего мира – это мир души и духа. Порядок в «доме души» и чистота в нем наступают лишь благодаря  господству духа. Тогда тело человека становится прообразом Храма. В храмах всех времен и религий выделяются три части: двор, святилище и самое святое – «святая святых». В христианских храмах это притвор, храм и алтарь. Такое строение соответствует трехчастности строения человека: тело, душа и дух.

О духовном совершенстве человека о мире в его душе и в доме его, о семье, о психологии, которая помогает человеку обрести этот мир и говорится в авторской программе и в реферате «Путь к духовному совершенству». В нем речь идет о самом что ни на есть конкретном и жизненном, о наших взаимоотношениях друг с другом, о дружбе, любви.

Живут в тебе двое: дух и душа.

Мирно ли в доме твоем?

Хозяин ли дух над телом своим?

Светла ли хозяйка - душа?

Семья – я ли в семье твоей? Мирно ли в ней?

Отрадно ли в дому твоем?

Земля наша древняя, матушка Русь, -

Родная ли мать тебе?

Вселенная без человека – пустота! Лишь в единении с человечеством ты человек и жизнь твоя ему полезна. Понять по-настоящему человека и межлюдские отношения и самая прекрасная из задач.

Человек должен был бы постоянно помнить, что всей своей жизнью, каждым своим поступком он чертит  образ свой в сердцах людей.

Помни это, он жил по-другому.

Но забывать нельзя: любовь к абстрактному человечеству поверх и вне живых людей, которые тебя окружают, - худший враг подлинно живой человечной любви к людям, лучший педагог для бессердечия и равнодушия к ним.

Любить человечество надо в людях, с которыми связывает тебя жизнь, и в них надо любить человечество таким, какое оно есть, и таким, как оно становится и каким мы же должны его сделать.

«Бог» - это людьми возвышенный и обоготворенный субъект и вместе с тем – объект для совершенства доведенной такой любви. Всякое злобствование всегда от бессилия, от собственного ничтожества, ни от чего другого. Злоба у людей – от бессилия, от какой-то внутренней неполноценности и слабости. Чтобы вылечить их, надо придать им силы, настоящей внутренней силы – возможности делать людям добро. Для того чтобы быть великим душою, нужно быть сильным. Крепость духа – от нее и мужество, и величие души. Когда чувствуешь себя внутри по-настоящему сильным, столько бывает в душе нежности к людям. Чем больше у человека власти, внешней силы, тем гибельнее отсутствие у него внутренней силы, силы душевной, духовной, делающей человека великодушным (и притом именно духовной, душевной, а не просто и не только интеллектуальной).

Сейчас перед человечеством стоят очень серьезные проблемы и чтобы изменить мир, сначала должен измениться сам человек. Изменить себя намного сложнее, чем окружающий мир, мы не имеем сейчас рычагов, средств, систем для радикального изменения своего мышления, мировоззрения, своей духовности.

Главная цель духовного совершенства – расширение понимания окружающего мира, раскрытие и изучение механизмов, которые и управляют, и изложение правил вхождения в биоэнергетику, ибо совершенствование человека должно начинаться с осмысления мира, постижения его законов, осознания себя частью единой системы мироздания.

Человечество стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность – распад духа. Самые страшные потери те, которых мы не замечаем, не чувствуем, так как смерть сначала наступает на уровне поля, а затем на уровне тела. Сейчас этот процесс близок к критическому, потому что то, что сегодня является нашим духом, завтра и послезавтра будет телами наших детей и внуков. Следовательно, чем ущербнее наш дух сегодня, тем ущербнее будет здоровье – духовное и физическое – наших потомков.

Духовный потенциал, накопленный святыми ясновидящими, основателями мировых религий, ныне исчерпан почти полностью, а неразвитое стратегическое мышление представляет собой серьезную опасность для человечества. Колоссальные возможности биоэнергетики направляются не на понимание окружающего мира, предвидение и предупреждение грядущих проблем, а на решение примитивных тактических сиюминутных задач. Человечество подошло к тому рубежу, за которым либо духовное возрождение, либо гибель. Спасение заключается в личном духовном поиске каждого человека, в основании того, насколько каждый из нас ответственен за судьбы людей и жизнь Вселенной.

Представители современного гуманистического направления в психологии рассматривают тенденцию к саморазвитию и личностному росту как изначальную потребность личности. Американский психолог Карл Роджерс считал, что существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к расширению собственного опыта и более реалистичному функционированию. Он подчеркивал, что это стремление расширяется, становится автономным, развиваться видно во всякой человеческой жизни. Роджерс сравнивал побуждение становиться целостным, полным, самоактуализирующим человеком, например, со стремлением маленького зернышка быть здоровым и полноценным растением. Он признавал существование позитивных сил, направляющих к здоровью и росту, естественно присущих каждому организму. Для человека, читал Роджерс, развитие его личности определяется ассимиляцией, усвоением опыта т того, чему он учит, модификацией представления о себе и естественным движением от проблемы, конфликта к его реальному практическому размышлению.

Интересным и важным является взгляд на личностный рост известного психолога Абрахама Маслоу, который подчеркивал, что стремление к самоактуализации и более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье. Он рассматривал становление личности как работу самоактуализации, как длительную постоянную вовлеченность человека в развитие собственных способностей до максимально возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Самоактуализация требует максимальных творческих усилий и включает: переживание того, что происходит в нас и вокруг нас; способность открыться новому опыту и сделать выбор в пользу изменения себя и саморазвития; стремление к реальному независимому существованию; определение собственной точки зрения и взгляда на окружающий мир; принятие ответственности за свои действия и поступки, честность и доверие по отношению к себе.

Развитие и духовное совершенство личности в гуманистической психологии рассматриваются как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, самоактуализация своих возможностей. Растущая личность – это изменяющаяся личность, способная осознавать собственный опыт и находить решение жизненных проблем. Важно то, что развитие в первую очередь зависит от самого человека, его постоянных и активных усилий по самораскрытию, пониманию своих индивидуальных особенностей, собственной уникальности. В процессе роста личности расширяются ее возможности, углубляются понимание жизни, духовность, и открываются новые перспективы. Никто не может помешать человеку, находящемуся в этом процессе, кроме него самого, поскольку все препятствия личностному, духовному развитию находятся внутри него, а не в его окружении.

Личностный и духовный рост является сложным противоречивым процессом, это кропотлива работа над собой, требующая большой энергии и огромного желания. В процессе такой работы человеку необходимо научиться понимать и принимать себя, свою индивидуальность, ибо, познавая себя, человек приобретает подлинную свободу и независимость от внешних обстоятельств; определить свое место в окружающем мире людей, ибо общении и взаимодействие с другими людьми дает человеку их любовь и поддержку, без чего невозможно полноценное существование, найти ценность и смысл своей жизни, свое уникальное предназначение, взять на себя за это ответственность, ибо в этом заключается основная цель роста личности и ее духовное развитие.

В какой мере духовное совершенство человека зависит от его религиозности? У философов пока нет единого мнения о взаимосвязи религиозности и духовности. В общественном сознании слово «духовный» связано с таким его значением, как душа, внутренний мир человека.

Для психологии важно и другое значение слова «духовный» - как чувственное восприятие, ощущение, умственная деятельность.

Духовность неразрывно связана с познанием и мира, и себя в этом мире, с отношением к добру и злу, к этим вечным вопросам о сущем и должном, о красоте и безобразном.

Для многих поколений людей понятие «духовность» связано с умением делать добро, делать его с желанием, бескорыстно, как предписывает Библия. Нравственное кредо православия изложено в нагорной проповеди, многие положения которой легли в основу нравственной легли в основу нравственной культуры христианского мира, оказали огромное влияние на нравственное сознание таких мыслителей, как Ф.Достоевский, Л.Толстой, М.Ганди, А.Швейцер. непротивление злу насилием, идея любви к ближнему и к врагам – все это несет большой гуманистический заряд. Так что, повторяю, - любая религия учит добру.

Какого человека семья, школа и общество готовит ныне? Социального робота, обезличенного, лишенного ясного самосознания, уравненного, усредненного, функционального исполнителя, являющего собой придаток производства. Духовно слабого, не ведающего высокого смысла жизни и своего высшего предназначения, не имеющего ни идеала, ни веры в лучший мир, не озабоченного вопросами бытия. Сугубого дельца, прагматика, строящего отношения на условии «выгодно – не выгодно». Конформиста, эгоцентрика. Бескультурного, жизни духа. Внеисторического потребителя, разорвавшего связь и традициями семьи, рода, народа, окружающими, лишенного чувства национальной общности.

Нужна школа подготовки душевно-духовного, творческого человека. Для создания такой школы в России есть много предпосылок – философских, исторических, культурных, социальных и педагогических. Именно в русском просвещении есть идеи, которые могут кардинально поднять воспитание и образование на уровень современных потребностей, преобразовать нашу школу и обогатить мировую педагогику при условии опоры на перспективный опыт современной отечественной и зарубежной школы. А это наше достояние.

Духовное развитие означает протекание жизни человека, прежде всего в духовной сфере, а не материальной. Потребности, интересы, мотивы отражают духовную связь личности с миром во всех его проявлениях. Низкие потребности, низменные интересы, невысокие мотивы свидетельствуют о том, что изменения личности протекают в основном в предметном окружении, внешней сфере, средовой (что-то узнал, чему-то научился, что-то приобрел), либо в сфере биологической (потребности растущего организма, запрограммированные природой в генотипе).

Человек - это всегда носитель духа. Но добавим: если педагоги позаботились о развитии духовного мира. Сначала естественно и гармонично в жизнь ребенка входит – вернее могли входить – аккумуляторы духовной культуры человека. Моральные взаимоотношения родителей и отношение к ребенку – начальная модель социально-нравственных отношений в обществе. Первые книжки – шаг к науке, зафиксировавшей свои достижения в литературе.  Музыка, звучащая для него дома в фонозаписи либо в музицировании знакомых и родных – восприятие мира в художественных образах.