Формирование толерантности подростков в системе воспитательной работы МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды

Пронина Ирина Николаевна

 

 

 

И.Н. Пронина

Педагог-психолог

 МБОУ СОШ № 7

г. Минеральные Воды

 

           Современный этап развития российско­го общества характеризуется не только крупномасштабными социально-экономическими изменениями, но и кардинальными изменениями в сфе­ре духовной жизни. Происходящая трансформация часто сопровождается ростом антагонизма, агрессивности и конфликтности, которые проявляются на всех уровнях - начиная с семейного и заканчивая политическим. Ха­рактерной чертой социального взаимодействия в настоящее время стано­вится отказ от принципа уважения человеческого достоинства как приори­тета общественной коммуникации, превалирование представлений о соб­ственной исключительности, непонимание.

         Подобная ситуация стимулирует общество па поиск новых отношений ориентированных на сотрудничество и диалог, таких стратегий мышления и деятельности, которые способствовали бы установлению и достижению согласия на различных уровнях взаимодействия, акцентирует внимание на
ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, таких как: взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и т.д. Все это объективно свидетельствует о том, что общество осоз­нает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность может и должна стать сегодня действенным регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.                                                                                                                           

     Формирова­ние установок толерантного сознания, профилактика экстремизма в Рос­сийском обществе (2001-2005 гг.), которая направлена на «формирова­ние и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы граж­данского согласия в демократическом государстве» отводится образователь­ным учреждениям как социальному институту, который оказывает непос­редственное воздействие на формирование личностных черт и установок поведения подрастающего поколения.  При этом, несмотря на то, что обще­образовательные учреждения обладают необходимыми потенциальными возможностями для решения проблемы воспитания учащихся в духе толе­рантности, эта проблема до сих пор не получила необходимого решения на практике, и в условиях традиционного образования формирование толерантности  проходит стихийно и неэффективно.

     Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности у подростков, поскольку данный возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую  жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его дальнейшая жизненная ориентация зависит от того, как он будет носиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

       Данная проблема требует пристального внимания еще и потому, что у современных подростков отмечается тенденция к проявлению интолерантных побуждений в поведении, в частности в межгрупповых механизмах деления на своих и чужих: социальной категоризации, групповой идентификации, социальном сравнении, межгрупповой дискриминации, стереотипизации и атрибуции, у многих подростков актуализированы такие черты интолерантности, как: агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, конформизм и закрытость референтных групп и т.д. В силу этого поиск подходов, средств и методов формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы выступает сегодня как чрезвычайно актуальная теоретико-практическая задача.   

     Вместе с тем можно утверждать, что проблема формирования толе­рантности подростков в системе воспитательной работы общеобразова­тельных учреждений не исследовалась полно и всесторонне. Научного решения требуют такие аспекты проблемы, как выявление психологичес­ких механизмов проявления толерантности на уровне индивида: опреде­ление сущностных характеристик толерантности подростков как интеграль­ной характеристики личности; разработка педагогических технологии фор­мирования толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений, обеспечивающих ее становление во всей совокупности системообразующих элементов.

     Суммируя вышеизложенное, отметим, что на сегодняшний день явно фиксируется ряд противоречий между: объективной потребностью обще­ства в толерантной личности, ориентированной на проявление толерант­ности на всех уровнях социального взаимодействия, и недостаточной на­правленностью системы образования на ее воспитание; потребностями образовательной практики в научно-методическом и содержательном обес­печении процесса формирования толерантности подрастающего поколе­ния и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике; значительными потенциальными возможностями формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразо­вательных учреждений и их низкой реализацией на практике (неразрабо­танность в целостном виде соответствующих педагогических технологий, направленных на формирование и развитие этого качества.

      Проанализировав трактовку рассматриваемого термина в различных от­раслях научных знаний, мы пришли к выводу, что толерантность может быть представлена, с одной стороны, как особая форма личностного отношения, основанного на понимании и принятии  другой культуры, другой самости, самого факса существования социокультурного многообразия, осознание многомерности общественного бытия, а с другой - как устойчивость субъекта к воздействию неблагоприятных факторов различного рода, яв­ляясь при этом одним из условий сохранения и развития адаптационного потенциала. Она возникает, проявляется и развивается в процессе взаимодействия человека с социумом, с другими людьми при условии их «ина-ковости» и значимости для субъекта и может проявляться на двух уров­нях: на уровне сознания как личностное отношение и на уровне поведе­ния как сознательное действие  или поступок. Характерными чертами толератности являются, с одной стороны, устойчивость проявлений, а с другой - избирательность к воздействию факторов окружающей действительности. Толерантность основана на наличии у субъекта собственной устойчивой позиции, обеспечивающей открытость и готовность к диалогу, и определяет свободный выбор субъекта, с признанием автоном­ности и ответственности за нею. Толерантность носит динамический ха­рактер, обеспечивая устойчивость субъекта во взаимодействии с окружа­ющими. Она имеет определенный начальный уровень, с которого посред­ством целенаправленного воздействия возможен переход на качественно, новый уровень. При этом толерантность целесообразно рассматривать на  уровнях индивида (личная толерантность) и различного рода общественных отношений (социокультурная, государственная, общественная и т.д.).

Структура толерантности подростков представлена такими компонен­тами как:

 когнитивно-оценочный компонент, составляющими которого являют­ся:  осознанное принятие сложности, многомерности и многообразия мира, а, следовательно, и неизбежности вариативности его восприятия и оценивания; рефлексивное сознание и мышление, основанное на понимании происходящего, включении предмета познания в систему причин­но-следственных связей, его интерпретацию и объективную оценку; гиб­кость, критичность, инновационность мышления; полные и системные знания о ненасилии, правах человека, толерантности и толерантном пове­дении; адекватная и устойчивая самооценка;

 мотивационно-ценностный компонент включает в себя соответству­ющую ценностно-смысловую систему, обеспечивающую не только пре­обладание у подростков мотивов проявления толерантности при взаимо­действии с объектами различного рода, но и переход толерантности в ка­тегорию устойчивой личностное позиции;

эмоционально-волевой компонент с такими составляющими как: ка­чества и способности подростка, обеспечивающие адекватное, эмоциональ­но-насыщенное восприятия объекта взаимодействия, его познание на осно­ве взаимопонимания и эмоционально-ценностного отношения, а именно -эмпатия, идентификация, децентрация, принятие; эмоциональная устойчи­вость, предполагающая сохранение эмоциональной стабильности и способ­ность регулировать эмоциональные состояния в проблемных ситуациях;
волевые качества- выдержка, самообладание, саморегуляция, позволяющие
соблюдать необходимые для толерантного поведения самоограничения;

поведенческий компонент, в состав которого входят: способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное поведение (владение кон­кретными способами осуществления действий на основе толерантности
различного рода, коммуникативные умения, умения конструктивно дей­ствовать в напряженных и конфликтных ситуациях); опыт активного при­менения знаний и умений для организации и осуществления взаимодей­ствия на основе толерантности. \

     Формирование толерантности под­ростков целесообразно рассматривать как педагогическую деятельность направленную на создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, реф­лексивного и индивидуального становления толерантности. При этом педаго­гический процесс, направленный на формирование толерантности, должен способствовать развитию конструктивных способов взаимодействия, стимули­ровать самообразование и рост самосознания, учитывать индивидуальные осо­бенности, реальные возможности, интересы и устремления подростков.

      На основе анализа основных педагогических направлений и практико-ориентированных подходов к формированию толерантности детей и подростков можно выделить следующие направления деятельности в данной области:

  • развитие смысловых структур сознания подростков, становление у них индивидуальной картины сложного, многомерного, многообразного мира;
  • повышение уровня информированности подростков о ненасилии,правах человека, толерантности и толерантном поведении;
  • формирование толерантности в личной системе ценностей и превра­щение толерантности в регулятивный принцип, приведения и деятельности;
  • формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и взаимодействия на основе толерантных ценностей;
  • совершенствование знаний и умений взаимодействия с людьми на основе уважения человеческого достоинства и принятия другого;
  • обучение использованию мирных средств разрешения разногласий и конфликтов, отказа от насилия;
  • развитие способности подростка к критическому отношению к себе как к «другому» для дальнейшего личностного самосовершенствования:
  • развитие способности видеть в «другом» полноценную, равнодостойную личность и целостно воспринимать «другого» с пониманием его отличитель­ных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости;
  • развитие умений познания других людей, анализа ситуации, обста­новки в семье, классе, группе, коллективе;
  • формирование личностных качеств, способствующих толерантному поведению и конструктивному взаимодействию.

Для реализации указанных направлений необходимо:

  • наполнение содержания воспитания и обучения подростков идеями толерантности;
  • изменение организационного параметра образовательного процесса в направлении обеспечения вариативности, гибкости организационных систем, способности адаптироваться к смысловым приоритетам детей;
  • внедрение технологий детерминирующих и поддерживающих процесс смыслообразования учащихся, их смысловой выбор, самовыражение, самоактуализацию в соответствии с толерантными установками;
  • целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т.е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми;
  •  реализация личностно-ориентированного подхода в учебно-воспита­тельной деятельности:
  • создание благоприятной атмосферы в образовательном учреждении,
  • обеспечение демократичности и гуманистического характера отношений между учителями и учениками;
  • организация жизнедеятельности учащихся на толерантной основе с использованием специальных методов, приемов, форм работы.

     Наиболее перспективной в реализации данных идей нам представляет­ся система воспитательной работы общеобразовательного учреждения. Выдвигая это предположение, мы основываемся на том, что в отличие от образования, главная задача которого состоит в том, чтобы дать учащим­ся определенный объем знаний, вооружить их соответствующими умени­ями и навыками, необходимыми для жизни и труда, воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, моральных норм. Если образование определяется такими ключевыми словами, как «сознание    мышление - знание - деятельность», то воспитание оперирует качественно иными: «ценности отношение поведение». Отсюда сле­дует, что воспитание имеет отличное от образования содержание, свою логик) и методы воздействия на детей, в большей степени отвечающими специфике процесса формирования толерантности.

    Также следует отметить, что система воспитательной работы в общеоб­разовательных учреждениях благодаря своим особенностям (личностно-ориентированный характер воспитательного воздействия, его направленность на личностное и духовное развитие учащихся; возможность создать усло­вия для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привле­кательной и личностно-значимой деятельности школьников; органичное сочетание разнообразных видов организации досуга с различными форма­ми образовательной деятельности, позволяющее сократить пространство педагогически неорганизованной среды; построение воспитательного пространства с учетом внутренних потребностей конфетной школы и с исполь­зованием положительного потенциала ближайшего окружения и т.д.) наи­лучшим образом подходит для формирования толерантности подростков.