Формирование толерантности подростков в системе воспитательной работы МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды
И.Н. Пронина
Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 7
г. Минеральные Воды
Современный этап развития российского общества характеризуется не только крупномасштабными социально-экономическими изменениями, но и кардинальными изменениями в сфере духовной жизни. Происходящая трансформация часто сопровождается ростом антагонизма, агрессивности и конфликтности, которые проявляются на всех уровнях - начиная с семейного и заканчивая политическим. Характерной чертой социального взаимодействия в настоящее время становится отказ от принципа уважения человеческого достоинства как приоритета общественной коммуникации, превалирование представлений о собственной исключительности, непонимание.
Подобная ситуация стимулирует общество па поиск новых отношений ориентированных на сотрудничество и диалог, таких стратегий мышления и деятельности, которые способствовали бы установлению и достижению согласия на различных уровнях взаимодействия, акцентирует внимание на
ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, таких как: взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и т.д. Все это объективно свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность может и должна стать сегодня действенным регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
Формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 гг.), которая направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве» отводится образовательным учреждениям как социальному институту, который оказывает непосредственное воздействие на формирование личностных черт и установок поведения подрастающего поколения. При этом, несмотря на то, что общеобразовательные учреждения обладают необходимыми потенциальными возможностями для решения проблемы воспитания учащихся в духе толерантности, эта проблема до сих пор не получила необходимого решения на практике, и в условиях традиционного образования формирование толерантности проходит стихийно и неэффективно.
Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности у подростков, поскольку данный возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его дальнейшая жизненная ориентация зависит от того, как он будет носиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Данная проблема требует пристального внимания еще и потому, что у современных подростков отмечается тенденция к проявлению интолерантных побуждений в поведении, в частности в межгрупповых механизмах деления на своих и чужих: социальной категоризации, групповой идентификации, социальном сравнении, межгрупповой дискриминации, стереотипизации и атрибуции, у многих подростков актуализированы такие черты интолерантности, как: агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, конформизм и закрытость референтных групп и т.д. В силу этого поиск подходов, средств и методов формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы выступает сегодня как чрезвычайно актуальная теоретико-практическая задача.
Вместе с тем можно утверждать, что проблема формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений не исследовалась полно и всесторонне. Научного решения требуют такие аспекты проблемы, как выявление психологических механизмов проявления толерантности на уровне индивида: определение сущностных характеристик толерантности подростков как интегральной характеристики личности; разработка педагогических технологии формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений, обеспечивающих ее становление во всей совокупности системообразующих элементов.
Суммируя вышеизложенное, отметим, что на сегодняшний день явно фиксируется ряд противоречий между: объективной потребностью общества в толерантной личности, ориентированной на проявление толерантности на всех уровнях социального взаимодействия, и недостаточной направленностью системы образования на ее воспитание; потребностями образовательной практики в научно-методическом и содержательном обеспечении процесса формирования толерантности подрастающего поколения и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике; значительными потенциальными возможностями формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений и их низкой реализацией на практике (неразработанность в целостном виде соответствующих педагогических технологий, направленных на формирование и развитие этого качества.
Проанализировав трактовку рассматриваемого термина в различных отраслях научных знаний, мы пришли к выводу, что толерантность может быть представлена, с одной стороны, как особая форма личностного отношения, основанного на понимании и принятии другой культуры, другой самости, самого факса существования социокультурного многообразия, осознание многомерности общественного бытия, а с другой - как устойчивость субъекта к воздействию неблагоприятных факторов различного рода, являясь при этом одним из условий сохранения и развития адаптационного потенциала. Она возникает, проявляется и развивается в процессе взаимодействия человека с социумом, с другими людьми при условии их «ина-ковости» и значимости для субъекта и может проявляться на двух уровнях: на уровне сознания как личностное отношение и на уровне поведения как сознательное действие или поступок. Характерными чертами толератности являются, с одной стороны, устойчивость проявлений, а с другой - избирательность к воздействию факторов окружающей действительности. Толерантность основана на наличии у субъекта собственной устойчивой позиции, обеспечивающей открытость и готовность к диалогу, и определяет свободный выбор субъекта, с признанием автономности и ответственности за нею. Толерантность носит динамический характер, обеспечивая устойчивость субъекта во взаимодействии с окружающими. Она имеет определенный начальный уровень, с которого посредством целенаправленного воздействия возможен переход на качественно, новый уровень. При этом толерантность целесообразно рассматривать на уровнях индивида (личная толерантность) и различного рода общественных отношений (социокультурная, государственная, общественная и т.д.).
Структура толерантности подростков представлена такими компонентами как:
• когнитивно-оценочный компонент, составляющими которого являются: осознанное принятие сложности, многомерности и многообразия мира, а, следовательно, и неизбежности вариативности его восприятия и оценивания; рефлексивное сознание и мышление, основанное на понимании происходящего, включении предмета познания в систему причинно-следственных связей, его интерпретацию и объективную оценку; гибкость, критичность, инновационность мышления; полные и системные знания о ненасилии, правах человека, толерантности и толерантном поведении; адекватная и устойчивая самооценка;
• мотивационно-ценностный компонент включает в себя соответствующую ценностно-смысловую систему, обеспечивающую не только преобладание у подростков мотивов проявления толерантности при взаимодействии с объектами различного рода, но и переход толерантности в категорию устойчивой личностное позиции;
• эмоционально-волевой компонент с такими составляющими как: качества и способности подростка, обеспечивающие адекватное, эмоционально-насыщенное восприятия объекта взаимодействия, его познание на основе взаимопонимания и эмоционально-ценностного отношения, а именно -эмпатия, идентификация, децентрация, принятие; эмоциональная устойчивость, предполагающая сохранение эмоциональной стабильности и способность регулировать эмоциональные состояния в проблемных ситуациях;
волевые качества- выдержка, самообладание, саморегуляция, позволяющие
соблюдать необходимые для толерантного поведения самоограничения;
• поведенческий компонент, в состав которого входят: способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное поведение (владение конкретными способами осуществления действий на основе толерантности
различного рода, коммуникативные умения, умения конструктивно действовать в напряженных и конфликтных ситуациях); опыт активного применения знаний и умений для организации и осуществления взаимодействия на основе толерантности. \
Формирование толерантности подростков целесообразно рассматривать как педагогическую деятельность направленную на создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности. При этом педагогический процесс, направленный на формирование толерантности, должен способствовать развитию конструктивных способов взаимодействия, стимулировать самообразование и рост самосознания, учитывать индивидуальные особенности, реальные возможности, интересы и устремления подростков.
На основе анализа основных педагогических направлений и практико-ориентированных подходов к формированию толерантности детей и подростков можно выделить следующие направления деятельности в данной области:
- развитие смысловых структур сознания подростков, становление у них индивидуальной картины сложного, многомерного, многообразного мира;
- повышение уровня информированности подростков о ненасилии,правах человека, толерантности и толерантном поведении;
- формирование толерантности в личной системе ценностей и превращение толерантности в регулятивный принцип, приведения и деятельности;
- формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и взаимодействия на основе толерантных ценностей;
- совершенствование знаний и умений взаимодействия с людьми на основе уважения человеческого достоинства и принятия другого;
- обучение использованию мирных средств разрешения разногласий и конфликтов, отказа от насилия;
- развитие способности подростка к критическому отношению к себе как к «другому» для дальнейшего личностного самосовершенствования:
- развитие способности видеть в «другом» полноценную, равнодостойную личность и целостно воспринимать «другого» с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости;
- развитие умений познания других людей, анализа ситуации, обстановки в семье, классе, группе, коллективе;
- формирование личностных качеств, способствующих толерантному поведению и конструктивному взаимодействию.
Для реализации указанных направлений необходимо:
- наполнение содержания воспитания и обучения подростков идеями толерантности;
- изменение организационного параметра образовательного процесса в направлении обеспечения вариативности, гибкости организационных систем, способности адаптироваться к смысловым приоритетам детей;
- внедрение технологий детерминирующих и поддерживающих процесс смыслообразования учащихся, их смысловой выбор, самовыражение, самоактуализацию в соответствии с толерантными установками;
- целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т.е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми;
- реализация личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности:
- создание благоприятной атмосферы в образовательном учреждении,
- обеспечение демократичности и гуманистического характера отношений между учителями и учениками;
- организация жизнедеятельности учащихся на толерантной основе с использованием специальных методов, приемов, форм работы.
Наиболее перспективной в реализации данных идей нам представляется система воспитательной работы общеобразовательного учреждения. Выдвигая это предположение, мы основываемся на том, что в отличие от образования, главная задача которого состоит в том, чтобы дать учащимся определенный объем знаний, вооружить их соответствующими умениями и навыками, необходимыми для жизни и труда, воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, моральных норм. Если образование определяется такими ключевыми словами, как «сознание мышление - знание - деятельность», то воспитание оперирует качественно иными: «ценности отношение поведение». Отсюда следует, что воспитание имеет отличное от образования содержание, свою логик) и методы воздействия на детей, в большей степени отвечающими специфике процесса формирования толерантности.
Также следует отметить, что система воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях благодаря своим особенностям (личностно-ориентированный характер воспитательного воздействия, его направленность на личностное и духовное развитие учащихся; возможность создать условия для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной и личностно-значимой деятельности школьников; органичное сочетание разнообразных видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности, позволяющее сократить пространство педагогически неорганизованной среды; построение воспитательного пространства с учетом внутренних потребностей конфетной школы и с использованием положительного потенциала ближайшего окружения и т.д.) наилучшим образом подходит для формирования толерантности подростков.