Советы психолога родителям
Методическая копилка для родителей
Воспитывать - значит любить.
А.С. Макаренко
Воспитание - великое дело,
решается участь человека.
В.Г. Белинский
Если ребёнок лжёт...
- Любите и принимайте ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
- Уча ребёнка честности, будьте честны сами. Ребёнок должен понимать, что Вы не можете смириться с ложью всякая неправда Вам чужда. Даже умолчание для Вас - тоже ложь.
- Чем лучше будет ребёнок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
- Чаще хвалите, ободряйте ребёнка, поощряйте за хорошие поступки.
- Если Вы уверены, что ребёнок лжёт, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
- Причинами лжи могут служить следующие проблемы:
- нужда в похвале или проявлении любви взрослого;
- попытка избежать наказания;
- желание выразить свою враждебность, тому, кому лжёт.
- Не наказывайте ребёнка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному проступку.
- Сделайте всё от Вас зависящее, чтобы у ребёнка не было заниженной самооценки.
- Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребёнку так, чтобы разрешить его проблему.
Если ребёнок тревожен и испытывает страхи...
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
- Ваш ребёнок должен чувствовать стабильность, спокойствие.
- Насыщайте ребёнка позитивными эмоциями:
- чаще смотрите «добрыми глазами»;
- осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребёнка;
- оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам;
- слушайте ребёнка «активно».
- Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребёнка тогда был больше).
- Относитесь к страхам и тревогам ребёнка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.Удалите из окружения ребёнка тревожных и истеричных людей.
- Не рассказывайте ребёнку страшные истории не только на ночь, но и днём. Нее читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
- Занимайте ребёнка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.
- Заранее проиграйте с ребёнком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите её во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
- Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.
Если ребёнок агрессивен...
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребёнок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
- Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
- Гасите конфликт ещё в зародыше, направляя интерес ребёнка в другое русло.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности у ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
- Установите строгий запрет на агрессивные действия ребёнка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребёнка.
- Включайте агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально- приемлемый и эмоционально - наполненный смысл.
Бороться с агрессией нужно:
- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать ребёнка – подождите, пока поступок повторится.
- Наградами. Если Вы похвалили ребёнка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нём желание ещё раз услышать вашу похвалу.
Если ребёнок плохо запоминает...
- Учите ребёнка ставить цель запомнить надолго.
- При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
- Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.
- Ребёнок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.
- Во время заучивания ребёнок должен понять то, что нужно запомнить.
- Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему:
- о чём или о ком говорится в тексте;
- что об этом говорится.
- При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
- Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
- При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
- Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
- Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное.
- Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбирайте на порции.
Если ребёнок рассеян...
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
- Не ругайте за то, что он рассеян.
- Не ставьте рабочий стол ребёнка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
- Научите ребёнка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогайте их составить.
- Поддерживайте чёткий распорядок дня.
- Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
- Давайте ребёнку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
- Учите ребёнка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.
- Научите рассеянного ребёнка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.
- Поручайте рассеянному ребёнку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
- Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу (перебрать пшено и т.д.).
- Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.
Если ребёнок гипердинамичен...
- Любите и принимайте ребёнка таким, каков он есть.
- Чётко придерживайтесь режима дня.
- Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
- Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
- Приобщаёте ребёнка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию
- Приобщайте ребёнка к командным играм, где ребёнок может подчиняться определённым требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить её.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
- Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
- Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплёскивать свои.
- Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребёнок, в зародыше.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях.
- Если возникла необходимость отчитать, проработать – делайте это не грубо, а взволнованно, эмоционально.
- Наказывать гипердинамичного ребёнка можно только неподвижностью.
- Следите за дисциплиной.
Если ребёнок застенчив...
- Выражайте безусловное расположение ребёнку.
- Общайтесь с застенчивым ребёнком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышение уровня тревожности.
- Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
- Всегда сами предлагайте помощь ребёнку, так как он сам не способен её попросить.
- Заранее разъясните ребёнку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
- Позволяйте ребёнку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения, учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
- Помогите застенчивым найти и оценить в себе всё то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.
- Помните, что застенчивому ребёнку необходима стабильность во всём, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
- Чаще прикасайтесь к ребёнку, гладьте его, обнимайте.
- Поощряйте совместную игру застенчивого ребёнка с другими детьми.
- Учите ребёнка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями.
- Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
- Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
- Общайтесь с застенчивым ребёнком на уровне его роста, «глаза в глаза», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
Если ребёнок медлителен...
- Любите и принимайте своего ребёнка таким, каков он есть.
- Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
- Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
- Никогда не позволяйте ребёнку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребёнку.
- Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах.
- Работайте с ним на «положительном подкреплении» при неудачах.
- Подбодрите, самый ничтожный успех – подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
- Всегда помните о том, что такому ребёнку нужно время «на раскачку».
- Используйте приёмы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребёнку выполнение задания в более быстром темпе.
- Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
- Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
- Вырабатывайте у ребёнка чувство времени.
- Привлекайте ребёнка к занятиям физической культурой, ритмикой.
- Чаще переключайте внимание ребёнка в процессе деятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_byulleten_dlya_roditeley.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
- Любите и принимайте ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
- Уча ребёнка честности, будьте честны сами. Ребёнок должен понимать, что Вы не можете смириться с ложью всякая неправда Вам чужда. Даже умолчание для Вас - тоже ложь.
- Чем лучше будет ребёнок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
- Чаще хвалите, ободряйте ребёнка, поощряйте за хорошие поступки.
- Если Вы уверены, что ребёнок лжёт, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
- Причинами лжи могут служить следующие проблемы:
- нужда в похвале или проявлении любви взрослого;
- попытка избежать наказания;
- желание выразить свою враждебность, тому, кому лжёт.
- Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребёнку так, чтобы разрешить его проблему.
- Сделайте всё от Вас зависящее, чтобы у ребёнка не было заниженной самооценки.
- Не наказывайте ребёнка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному проступку.
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
- Ваш ребёнок должен чувствовать стабильность, спокойствие.
- Насыщайте ребёнка позитивными эмоциями:
- чаще смотрите «добрыми глазами»;
- осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребёнка;
- оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам;
- слушайте ребёнка «активно».
- Относитесь к страхам и тревогам ребёнка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
- Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребёнка тогда был больше).
- Удалите из окружения ребёнка тревожных и истеричных людей.
- Не рассказывайте ребёнку страшные истории не только на ночь, но и днём. Нее читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
- Занимайте ребёнка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.
- Заранее проиграйте с ребёнком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите её во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
- Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребёнок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
- Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
- Гасите конфликт ещё в зародыше, направляя интерес ребёнка в другое русло.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности у ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
- Установите строгий запрет на агрессивные действия ребёнка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребёнка.
- Включайте агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально- приемлемый и эмоционально - наполненный смысл.
- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать ребёнка – подождите, пока поступок повторится.
- Наградами. Если Вы похвалили ребёнка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нём желание ещё раз услышать вашу похвалу.
- Учите ребёнка ставить цель запомнить надолго.
- При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
- Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.
- Ребёнок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.
- Во время заучивания ребёнок должен понять то, что нужно запомнить.
- Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему:
- о чём или о ком говорится в тексте;
- что об этом говорится.
- При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
- Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
- При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
- Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
- Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное.
- Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбирайте на порции.
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
- Не ругайте за то, что он рассеян.
- Не ставьте рабочий стол ребёнка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
- Научите ребёнка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогайте их составить.
- Поддерживайте чёткий распорядок дня.
- Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
- Давайте ребёнку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
- Учите ребёнка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.
- Научите рассеянного ребёнка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.
- Поручайте рассеянному ребёнку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
- Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу (перебрать пшено и т.д.).
- Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.
- Любите и принимайте ребёнка таким, каков он есть.
- Чётко придерживайтесь режима дня.
- Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
- Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
- Приобщаёте ребёнка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию
- Приобщайте ребёнка к командным играм, где ребёнок может подчиняться определённым требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить её.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
- Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
- Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплёскивать свои.
- Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребёнок, в зародыше.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях.
Если возникла необходимость отчитать, проработать – делайте это не грубо, а взволнованно, эмоционально.
- Наказывать гипердинамичного ребёнка можно только неподвижностью.
- Следите за дисциплиной.
- Выражайте безусловное расположение ребёнку.
- Общайтесь с застенчивым ребёнком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышение уровня тревожности.
- Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
- Всегда сами предлагайте помощь ребёнку, так как он сам не способен её попросить.
- Заранее разъясните ребёнку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
- Позволяйте ребёнку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения, учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
- Помогите застенчивым найти и оценить в себе всё то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.
- Помните, что застенчивому ребёнку необходима стабильность во всём, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
- Чаще прикасайтесь к ребёнку, гладьте его, обнимайте.
- Поощряйте совместную игру застенчивого ребёнка с другими детьми.
- Учите ребёнка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями.
- Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
- Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
- Общайтесь с застенчивым ребёнком на уровне его роста, «глаза в глаза», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
- Любите и принимайте своего ребёнка таким, каков он есть.
- Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
- Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
- Никогда не позволяйте ребёнку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребёнку.
- Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах.
Работайте с ним на «положительном подкреплении» при неудачах.
- Подбодрите, самый ничтожный успех – подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
- Всегда помните о том, что такому ребёнку нужно время «на раскачку».
- Используйте приёмы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребёнку выполнение задания в более быстром темпе.
- Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
- Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
- Вырабатывайте у ребёнка чувство времени.
- Привлекайте ребёнка к занятиям физической культурой, ритмикой.
- Чаще переключайте внимание ребёнка в процессе деятельности.