Советы психолога родителям

Пронина Ирина Николаевна

 

Методическая копилка для родителей

Воспитывать - значит любить.

                                                                  А.С. Макаренко

Воспитание - великое дело, 

                             решается участь человека.

                                                                  В.Г. Белинский

Если ребёнок лжёт...

  • Любите и принимайте ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
  • Уча ребёнка честности, будьте честны сами. Ребёнок должен понимать, что Вы не можете смириться с ложью всякая неправда Вам чужда. Даже умолчание для Вас - тоже ложь.
  • Чем лучше будет ребёнок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
  • Чаще хвалите, ободряйте ребёнка, поощряйте за хорошие поступки.
  • Если Вы уверены, что ребёнок лжёт, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
  • Причинами лжи могут служить следующие проблемы:

-       нужда в похвале или проявлении любви взрослого;

-       попытка избежать наказания;

-          желание выразить свою враждебность, тому, кому лжёт.

  • Не наказывайте ребёнка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному проступку.
  • Сделайте всё от Вас зависящее, чтобы у ребёнка не было заниженной самооценки.
  • Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребёнку так, чтобы разрешить его проблему.

Если ребёнок тревожен и испытывает страхи...

  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
  • Ваш ребёнок должен чувствовать стабильность, спокойствие.
  • Насыщайте ребёнка позитивными эмоциями:

-       чаще смотрите «добрыми глазами»;

-       осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребёнка;

-       оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам;

-       слушайте ребёнка «активно».

  • Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребёнка тогда был больше).
  • Относитесь к страхам и тревогам ребёнка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.Удалите из окружения ребёнка тревожных и истеричных людей.
  • Не рассказывайте ребёнку страшные истории не только на ночь, но и днём. Нее читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
  • Занимайте ребёнка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.
  • Заранее проиграйте с ребёнком ситуацию, вызывающую тревогу.  Разберите её во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
  • Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.

Если ребёнок агрессивен...

  • Любите и принимайте  ребенка таким, каков он есть.
  • Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребёнок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
  • Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
  • Гасите конфликт ещё в зародыше, направляя интерес ребёнка в другое русло.
  •  Игнорируйте легкие проявления агрессивности у ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
  •  Установите строгий запрет на агрессивные действия ребёнка.  Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребёнка.
  •  Включайте агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально- приемлемый и эмоционально - наполненный смысл.

Бороться с агрессией нужно:

  • Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно.
  • Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать ребёнка – подождите, пока поступок повторится.
  • Наградами. Если Вы похвалили ребёнка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нём желание ещё раз услышать вашу похвалу.

Если ребёнок плохо запоминает...

  • Учите ребёнка ставить цель запомнить надолго.
  • При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание  со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
  • Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.
  •  Ребёнок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.
  • Во время заучивания ребёнок должен понять то, что нужно запомнить.
  • Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему:

-       о чём или о ком говорится в тексте;

-       что об этом говорится.

  • При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
  • Готовить уроки следует сразу  же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
  • При  подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
  • Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  • Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное.
  • Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбирайте на порции.

Если ребёнок рассеян...

  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
  • Не ругайте за то, что он рассеян.
  • Не ставьте рабочий стол ребёнка рядом с окном. Уберите с него  посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
  • Научите ребёнка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогайте их составить.
  • Поддерживайте чёткий распорядок дня.
  • Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
  • Давайте ребёнку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
  • Учите ребёнка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.
  • Научите рассеянного ребёнка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.
  • Поручайте рассеянному ребёнку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
  • Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу (перебрать пшено и т.д.).
  • Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.

Если ребёнок гипердинамичен...

  • Любите и принимайте ребёнка таким, каков он есть.
  • Чётко придерживайтесь режима дня.
  • Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
  • Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
  • Приобщаёте ребёнка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию
  • Приобщайте ребёнка к командным играм, где ребёнок может подчиняться определённым требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить её.
  • Поощряйте ребенка за  все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
  • Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
  • Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплёскивать свои.
  • Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребёнок, в зародыше.
  • Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях.
  • Если возникла необходимость отчитать, проработать – делайте это не грубо, а взволнованно, эмоционально.
  • Наказывать гипердинамичного ребёнка можно только неподвижностью.
  •  Следите за дисциплиной.

Если ребёнок застенчив...

  • Выражайте безусловное расположение ребёнку.
  • Общайтесь с застенчивым ребёнком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышение уровня тревожности.
  • Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребёнку, так как он сам не способен её попросить.
  • Заранее разъясните ребёнку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
  • Позволяйте ребёнку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения,  учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно  выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
  • Помогите застенчивым найти и оценить в себе всё то, что есть в них хорошего, приучая  принимать похвалу без излишнего смущения.
  • Помните, что застенчивому ребёнку необходима стабильность во всём, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
  • Чаще прикасайтесь к ребёнку, гладьте его, обнимайте.
  • Поощряйте совместную игру застенчивого ребёнка с другими детьми.
  • Учите ребёнка умению общаться с другими  людьми.  Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями.
  • Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
  • Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
  • Общайтесь с застенчивым ребёнком на уровне его роста, «глаза в глаза», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.

Если ребёнок медлителен...

  • Любите и принимайте своего ребёнка таким, каков он есть.
  • Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
  • Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
  • Никогда не позволяйте ребёнку работать «на время».  Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребёнку.
  • Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах.
  • Работайте с ним на  «положительном подкреплении» при неудачах.
  • Подбодрите, самый ничтожный успех – подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
  • Всегда помните о том, что такому ребёнку нужно время «на раскачку».
  •  Используйте приёмы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребёнку выполнение задания в более быстром темпе.
  • Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
  • Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
  • Вырабатывайте у ребёнка чувство времени.
  • Привлекайте ребёнка к занятиям физической культурой, ритмикой.
  • Чаще переключайте внимание ребёнка в процессе деятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_byulleten_dlya_roditeley.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

  • Любите и принимайте ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
  • Уча ребёнка честности, будьте честны сами. Ребёнок должен понимать, что Вы не можете смириться с ложью всякая неправда Вам чужда. Даже умолчание для Вас - тоже ложь.
  • Чем лучше будет ребёнок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
  • Чаще хвалите, ободряйте ребёнка, поощряйте за хорошие поступки.
  • Если Вы уверены, что ребёнок лжёт, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
  • Причинами лжи могут служить следующие проблемы:
  • нужда в похвале или проявлении любви взрослого;
  • попытка избежать наказания;
  • желание выразить свою враждебность, тому, кому лжёт.
  • Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребёнку так, чтобы разрешить его проблему.
  • Сделайте всё от Вас зависящее, чтобы у ребёнка не было заниженной самооценки.
  • Не наказывайте ребёнка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному проступку.

  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
  • Ваш ребёнок должен чувствовать стабильность, спокойствие.
  • Насыщайте ребёнка позитивными эмоциями:
  • чаще смотрите «добрыми глазами»;
  • осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребёнка;
  • оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам;
  • слушайте ребёнка «активно».
  • Относитесь к страхам и тревогам ребёнка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
  • Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребёнка тогда был больше).
  • Удалите из окружения ребёнка тревожных и истеричных людей.
  • Не рассказывайте ребёнку страшные истории не только на ночь, но и днём. Нее читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
  • Занимайте ребёнка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.
  • Заранее проиграйте с ребёнком ситуацию, вызывающую тревогу.  Разберите её во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
  • Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.

  • Любите и принимайте  ребенка таким, каков он есть.
  • Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребёнок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
  • Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
  • Гасите конфликт ещё в зародыше, направляя интерес ребёнка в другое русло.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности у ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
  • Установите строгий запрет на агрессивные действия ребёнка.  Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребёнка.
  • Включайте агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально- приемлемый и эмоционально - наполненный смысл.

  • Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно.
  • Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать ребёнка – подождите, пока поступок повторится.
  • Наградами. Если Вы похвалили ребёнка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нём желание ещё раз услышать вашу похвалу.

  • Учите ребёнка ставить цель запомнить надолго.
  • При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание  со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
  • Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.
  • Ребёнок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.
  • Во время заучивания ребёнок должен понять то, что нужно запомнить.
  • Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему:
  • о чём или о ком говорится в тексте;
  • что об этом говорится.
  • При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
  • Готовить уроки следует сразу  же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
  • При  подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
  • Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  • Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное.
  • Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбирайте на порции.

  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
  • Не ругайте за то, что он рассеян.
  • Не ставьте рабочий стол ребёнка рядом с окном. Уберите с него  посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
  • Научите ребёнка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогайте их составить.
  • Поддерживайте чёткий распорядок дня.
  • Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
  • Давайте ребёнку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
  • Учите ребёнка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.
  • Научите рассеянного ребёнка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.
  • Поручайте рассеянному ребёнку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
  • Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу (перебрать пшено и т.д.).
  • Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.

  • Любите и принимайте ребёнка таким, каков он есть.
  • Чётко придерживайтесь режима дня.
  • Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
  • Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
  • Приобщаёте ребёнка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию
  • Приобщайте ребёнка к командным играм, где ребёнок может подчиняться определённым требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить её.
  • Поощряйте ребенка за  все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
  • Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
  • Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплёскивать свои.
  • Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребёнок, в зародыше.
  • Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях.

Если возникла необходимость отчитать, проработать – делайте это не грубо, а взволнованно, эмоционально.

  • Наказывать гипердинамичного ребёнка можно только неподвижностью.
  • Следите за дисциплиной.

  • Выражайте безусловное расположение ребёнку.
  • Общайтесь с застенчивым ребёнком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышение уровня тревожности.
  • Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребёнку, так как он сам не способен её попросить.
  • Заранее разъясните ребёнку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
  • Позволяйте ребёнку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения,  учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно  выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
  • Помогите застенчивым найти и оценить в себе всё то, что есть в них хорошего, приучая  принимать похвалу без излишнего смущения.
  • Помните, что застенчивому ребёнку необходима стабильность во всём, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
  • Чаще прикасайтесь к ребёнку, гладьте его, обнимайте.
  • Поощряйте совместную игру застенчивого ребёнка с другими детьми.
  • Учите ребёнка умению общаться с другими  людьми.  Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями.
  • Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
  • Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
  • Общайтесь с застенчивым ребёнком на уровне его роста, «глаза в глаза», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.

  • Любите и принимайте своего ребёнка таким, каков он есть.
  • Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
  • Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
  • Никогда не позволяйте ребёнку работать «на время».  Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребёнку.
  • Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах.

Работайте с ним на  «положительном подкреплении» при неудачах.

  • Подбодрите, самый ничтожный успех – подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
  • Всегда помните о том, что такому ребёнку нужно время «на раскачку».
  • Используйте приёмы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребёнку выполнение задания в более быстром темпе.
  • Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
  • Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
  • Вырабатывайте у ребёнка чувство времени.
  • Привлекайте ребёнка к занятиям физической культурой, ритмикой.
  • Чаще переключайте внимание ребёнка в процессе деятельности.