Трудные дети или трудные родители
И.Н. Пронина
Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 7
г. Минеральные Воды
Школа и общество неотделимы. Жизнь школы как в зеркале отражает все противоречия общества. Россия вступила в сложную полосу социально-экономического переустройства. Образовательные учреждения также переживают ответственный период реформирования системы образования. И чтобы реформа состоялась, не оказалась очередной шумной компанией, необходимо глубоко разобраться в происходящих процессах, понять сущность преобразований, выработать стратегические параметры современного воспитания.
Прежде всего, необходимо понять: мы имеем дело с новой парадигмой образования, основанной на кардинально иных философских, методологических принципах, требующей иного педагогического мышления, иных технологических решений педагогических проблем. Успех реформы зависит от того, насколько глубоко мы осмыслим процессы, происходящие в обществе, в мире, роль и место человека в нем, а затем сделаем выводы о том, каков он, гражданин третьего тысячелетия, какого человека нужно воспитать, как помочь ему состояться.
Проблема отношения общества к отклоняющемуся от нормы поведению своих членов имеет давнюю историю. Менялась и трактовка самих понятий отклонения и нормы. Вследствие этого и взгляды на проблему эволюционировали и на различных исторических этапах были различны. В общественном сознании девиация всегда была злом, и законодательство в той или иной степени отражает эти общественные убеждения.
Эта проблема сегодня особенно остро стоит в РФ в связи с чрезвычайно высокими темпами изменений, которые происходят на всех уровнях российского общества.При этом за последнее десятилетие в стране радикально расширился спектр легальной социально-экономической деятельности. Прямым следствием этого стало расширение спектра правонарушений. Период адаптации общества и его институтов к новым условиям - достаточно длительный и болезненный процесс. Причем в новых условиях наименее защищенной категорией оказывается именно новое поколение.
Анализ источников свидетельствует, что проблема предупреждения и преодоления асоциального поведения человека на различных возрастных этапах его формирования постоянно рассматривалась представителями отечественной и зарубежной науки. Причем особое место занимали вопросы предупреждения и преодоления отклонений в поведении молодых людей и приведения его в соответствие с требованиями социальных систем и институтов.
Проблема эффективной профилактики в условиях переходного периода, в котором находится российское государство, является, безусловно, приоритетной, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что эффективнее и гуманнее вкладывать финансовые и человеческие ресурсы в профилактику и предупреждение правонарушений.Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается серьезно изменившимися фактами отклоняющегося поведения подростков и молодежи, которые стали мобильными по объектам посягательства, по времени и характеру совершения правонарушений и преступлений.
Приоритетным направлением выживания человечества является забота о детях. Незащищенность детей - самый страшный порок нашего времени. Особенно страдают дети, имеющие различные отклонения в развитии. Эти ребята обычно отличаются физической и психологической ослабленностью, психосоциальной запущенностью,пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество приспособительных, адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатком внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления. Для них характерны недостатки речи, нарушения моторики в виде недостаточной координации движений, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, несформированность операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Эти дети отнесены к группе риска социальной и школьной дезадаптации. К ним относятся воспитанники детских домов, дети с дептивированным социальным опытом, имеющие проблемы в здоровье.
В соотнесении с этой ситуацией в педагогику вошло новое понятие - дети риска социальной и школьной дезадаптации. До последнего времени дети риска в отечественной педагогике не были категоризированны как самостоятельная типологическая группа и не получают в системе образования необходимой психолого-педагогической помощи. Это приводит к постоянным проблемам в развитии и формировании таких детей, неуспеваемости в школе, что наносит непоправимый ущерб их социальному росту. Взрослея и обретая физическую силу в неадекватных для них условиях воспитания и образования, дети риска, как правило, преждевременно отсеиваются из школы, в большинстве случаев становясь наиболее опасным, деструктивным элементом общества. В этих условиях Учитель становится главной фигурой, которая способна обеспечить выживание человечества. Без нас, педагогов, дети беззащитны, обречены на недоразвитие, из них могут вырасти только несчастливые, инфантильные существа.
Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» школьников. Поведение таких детей вызывает беспокойство у педагогов, психологов и родителей. Самая сложная задача учителя и родителя - найти ключик к пониманию «трудного» ребенка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.
При разработке стратегии поведения с такими учителями и родителями, необходимо понимать, что за любым поведением школьника стоят определенные мотивы. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника.
Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослым своего отношения к «трудному» ребенку. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.
Третий этап - этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику - будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.
Именно школе принадлежит важнейшая роль в процессе социализации и предупреждения развития девиантного поведения личности по нескольким причинам. Во-первых, в школе ребенок проводит значительную часть времени, интенсивно взаимодействуя со взрослыми (учителя) и со сверстниками. И уже только поэтому именно здесь, в соответствии с теорией социализации, он усваивает многие нормы поведения в социуме. Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом воспитания, через который транслируются принятые в социуме правила, нормы, нравственные ценности и т.д. В-третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, а также психологи и социальные педагоги) - это специалисты не только в области методики преподавания определенных предметов, но еще и в области воспитания и развития личности.
Таким образом, развитие новых социально педагогических и психилого-педагогических технологий в области профилактики развития девиантного поведения личности в практику работы школы является на сегодняшний день основной целью. Более точно это можно охарактеризовать так:
- внедрение новых социально-педагогических технологий в области профилактики развития социальных отклонений личности в практику работы школы;
- повышение профессионализма педагогов в области профилактики развития девиантного поведения личности и внедрение соответствующих новых психолого-педагогических технологий в практику работы школы;
внедрение психолого-педагогических инноваций в практику работы школьного психолога и повышение его профессионализма в области профилактики развития девиантного поведения личности, а также коррекционной работы с детьми «группы риска».
Кто же все-таки такие «трудные подростки»?
Для милиционера это хулиган, нарушающий общественный порядок, для учителя - это неформальный лидер, который сам нормально не живет и не дает нормально жить всему классу.
Исходя из своего педагогического опыта, в частности из опыта работы с «трудными», ассоциальными подростками, подростками группы риска, я абсолютно убеждена, что нет и не может быть «трудных» детей. Ведь ребенок, когда он появляется на свет, представляет собой, по моему мнению, чистый листок бумаги, и от того, что на этом листке будет написано, будет влиять на всю его дальнейшую жизнь. Вот они - простые истины: что-то мы вовремя не увидели, не учли, на что-то просто не обратили внимания, и вот вам - «трудный» подросток. «Трудными» дети не рождаются, «трудными» дети становятся. Это те дети, которым вовремя не помогли. Я абсолютно уверена, что может быть «трудной» социально-экономическая обстановка, можем быть «трудными» мы, взрослые, и по большому счету «трудное государство», но никак не дети.