"Учитель года -2021"

Донцова  Валентина  Алексеевна

Предварительный просмотр:

В Оргкомитет муниципального этапа

    Всероссийского конкурса

                                                                                   «Учитель года России» 2021 года

Информационная карта участника муниципального этапа

Всероссийского конкурса

«Учитель года России» 2021 года

в номинации «Лучший учитель»

 

 

_____________________________Донцова____________________________ (фамилия)

 

 

_______________________Валентина Алексеевна____________________

(имя, отчество)

 

 

 

 

Девиз:

 

Учить и учиться, радоваться и сопереживать, верить в свои силы, всегда выбирать верные жизненные решения, быть счастливой и делать счастливыми других.

1. Общие сведения

Муниципальный округ или городской округ Ставропольского края

Новоселицкий муниципальный округ

Населенный пункт

село Чернолесское

Дата рождения (день, месяц, год)

 13 июня 1969 г.

Место рождения

с.Чернолесское Прикумского района Ставропольского края

2. Работа

Место работы

(наименование  образовательной

организации в соответствии с уставом)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №  2»

Занимаемая должность

(наименование в соответствии с записью в трудовой книжке или сведениям о трудовой деятельности)

Учитель

Преподаваемые предметы

История, обществознание

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

Классный руководитель 8 а класса

Общий трудовой стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

32 года

Общий педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

32 года

Квалификационная категория (если она имеется), дата установления квалификационной категории

 Высшая, 21.04.2017

Аттестационная категория

 высшая

Почетные звания и награды (наименования и даты получения в соответствии с записями в трудовой книжке)

 

Послужной список (места и периоды работы за последние 5 лет) 

 МОУ «СОШ № 2» по настоящее время

3. Образование

Название и год окончания организации профессионального образования

1988г. Буденновское педагогическое училище

1999г. Ставропольский государственный университет

Специальность, квалификация согласно диплому

Учитель начальных классов,

учитель истории

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования дополнительных профессиональных программ, места и сроки их освоения)

2018 г. ЧОУ ДПО Ставропольский краевой образовательный центр «Знание»,  повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы первой помощи» (36 часов  г.Ставрополь)

Знание иностранных языков, уровень владения

Немецкий язык (перевод со словарем)

Наличие ученой степени, группа научных специальностей

Нет

Название диссертационной работы (работ)

 

Основные публикации (в т.ч. брошюры, книги)

 

4. Общественная деятельность

Членство в Профсоюзе

(наименование, дата вступления)

Профсоюз работников образования, 2004 г

Участие в других общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

Участие в деятельности управляющего совета образовательной организации  

 Да

Участие         в         работе методического объединения

 Руководитель школьного методического объединения

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и         проектов (с указанием статуса участия)

 

 

Рабочая электронная почта

novoselitsk_s2@mail.ru 

Личная электронная почта

v-doncova@yandex.ru 

        Адрес         сайта         образовательной

организации в сети Интернет

 http://sh2novosel.ru

Адреса в Интернете (сайт, блог, страницы в социальных сетях и т.д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

 https://nsportal.ru/v-doncova 

https://infourok.ru/user/doncova-valentina-alekseevna/material

https://easyen.ru/index/8-53234

https://zolotojvek.ru/obuchenie/konferencii/material?n=54077

https://proshkolu.ru/user/v-doncova/

https://zhurnalpedagog.ru/servisy/obmen_opytom/publ?id=1197

https://vestnikprosveshheniya.ru/publikacii/na_portale/material?n=7347

https://pedagogi-rossii.ru/festival-view/1/2767

Материалы для размещения на сайте Конкурса

Педагогическое кредо

 «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»

А.С.Дистервег

Почему нравится работать в образовательной организации  

 Потому что жизнь проходит в мире детства, нравиться открывать для ребят удивительный мир, воспитывать обучать, давать советы

Профессиональные и личностные ценности

 Компетентность, ответственность, целеустремленность

Миссия учителя

 Не только дать знания по предмету, а воспитать ЧЕЛОВЕКА, который будет достойным гражданином Отечества.

Интересные сведения об участнике Конкурса, не отраженные в предыдущих разделах (не более 500 слов) 

 Валентина Алексеевна имеет активную жизненную позицию. Она принимает активное участие во всех мероприятиях, организованных в школе. Имеет множество дипломов за подготовку  обучающихся в конкурсах разного уровня.  В 2019 году успешно представила наш район на краевом Фестивале педагогического мастерства.

Лауреат конкурса «Педагоги России 2020» Центра дистанционной сертификации работников
образовательного процесса.  

Обладатель  сертификата «Гордость и слава Новоселицкого района» за подготовку дипломанта Всероссийской конференции исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», призера краевого конкурса посвященного 1150–летию Российской государственности и 100-летию земского движения на Ставрополье

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП  ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ» 2021 года

Номинация «Лучший учитель»

Конкурсное задание

Эссе

«Я - учитель».

 

 Автор:

Донцова Валентина Алексеевна
учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №2»

с.Чернолесского,

Новоселицкого района,

Ставропольского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает образование и воспитание учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию…»

Л.Н.Толстой

        Учитель… В чем смысл этой  профессии? Учить - предмету, давать знания? Знания - это основа разума. Конечно, очень важно с какими  знаниями  выйдет ученик  из стен школы. Но самое  главное, в работе  учителя, это каким ученик  станет человеком.

«Педагог – это инженер человеческих душ»,- сказал М.И.Калинин. В настоящее время на наших глазах вместе с реформами, изменяется и школа. Жизнь современного ученика не менее динамична, чем жизнь общества.

Успешно идут процессы компьютеризации школы, которые, несомненно, помогают учителю развивать интеллект школьников, но наряду с положительными моментами много негативных явлений: усиление технократизма, бездуховности, нарушение привычных устоев и нравственных ориентиров. Некоторые социологи и политологи упорно твердят о приближающемся духовном кризисе человечества. Человек, лишенный человечности, – носитель зла. Поэтому сейчас больше, чем когда бы то ни было, учителей волнует духовно-нравственный мир ребенка.

Я сделала выбор в своей профессии - стать учителем, учителем истории. Именно  на  уроках  истории и обществознания  я  ученикам  не только даю знания, но стараюсь воспитывать  человека  и гражданина  своей  страны. В этом я вижу  свой  долг.

 Я убеждена, что в силу огромной важности педагогической профессии учитель, прежде всего, должен быть профессионалом.

Учитель истории (профессионал) – это человек, способный выстроить траекторию своего духовного и личностного профессионального развития, связанного с освоением и выбором культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности.

               История – самая древняя наука, наука о жизни людей. Нужно научить маленького человека по-человечески относиться к тому, что его окружает. Научить великодушию, доброму отношению к людям, готовности понять другого, стремлению видеть в нем равного себе, человека, достойного уважения. Я считаю, что уроки истории должны быть направлены на воспитание гуманного человека. Никакие лозунги, увещевания и проповеди о праведности, призывы к духовности не будут убедительными, если не  показать молодежи пути реального достижения успеха  способами,   приемлемыми  в моральном и этическом плане, если не научить детей достигать желаемого, сохраняя при этом себя, умея гибко противостоять жесткому и жестокому воздействию внешней среды. Где же еще, на каком уроке решать эти задачи, если не на уроках истории и обществознания? Решать сегодня, завтра, послезавтра, и всегда.

Сегодня  21 век. Я – учитель. Люди, по-разному понимают роль учителя. Одни  видят в нем просто преподавателя учебных предметов, другие ...  Я же вижу педагога-воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика.  

В своей  работе я использую принцип известного  педагога  А.С.Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему». Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом, не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

На уроках, я не только добрая учительница, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и уважать мысли других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.

    На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных позициях, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Несомненно, в каком бы веке ни жил учитель, к нему всегда применимы слова великого русского педагога В.А.Сухомлинского: «Учитель перестаёт быть учителем, если не продолжает своё образование». Я стремлюсь быть учителем будущего, то есть быть человеком всесторонне образованным и грамотным, постоянно пополняющим свой багаж знаний Радуюсь, когда ребята с интересом   идут ко мне на урок, когда  после  окончания  урока говорят мне слово спасибо, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня увлекательная профессия. Ведь учителем может быть не каждый. Учитель-это дар природы, талант. У меня много  детей. Я вместе  с ними переживаю, делаю успехи, побеждаем  и проигрываем  в различных конкурсах, учимся  быть сильнее. Многие  мои ученики освоили  много  разных профессий, но самое  главное, они стали  настоящими людьми.



Предварительный просмотр:

Классный час: «Совесть – наш судья».

Цель: развить представление о ценностях нравственного поведения человека. 

Задачи: 

- показать роль совести  и ответственности человека в обществе;

- научить объективно оценивать свои и чужие поступки;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, ответственность, воля.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

- развитие рефлексии «чистая совесть»,

- умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Ожидаемые результаты:

- обучающиеся смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», ответственность,  «раскаяние»;

- научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое;

- осознавать, для чего людям нужны совесть и ответственность.

Методы и приемы: словесный, эвристический 

Формы организации познавательной деятельности: продуктивное обучение, коллективная, работа в паре, беседа, самостоятельная работа с источником информации.

Ход классного часа.

«Настоящая ответственность бывает только личной».

 (Фазиль Абдулович Искандер)

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы начинаем классный час в необычном месте, на поляне, где растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. И нас радушно встречают мудрецы, которые знают всё о человеческой жизни. Они предлагают вам закрыть глаза (звучит музыка). 

- Взагляните в себя, посмотрите со стороны, какие поступки и действия вы совершали сегодня: кому дарили комплименты, кого благодарили, а может быть кого-то невзначай обидели, как к вам относились окружающие. Мысленно простите всех, себя, пожелайте всем и себе здоровья и прекрасного настроения. Откройте глаза.

ІІ. Актуализация знаний.

-Эпиграфом нашего классного часа  являются слова - «Настоящая ответственность бывает только личной».  (Фазиль Абдулович Искандер)

-Ребята, как вы понимаете  смысл это высказывания?

-Автор говорит о том, что все люди должны  учиться отвечать за свои поступки самостоятельно, не перекладывая обязанности на кого-то другого.

- То есть быть ответственным за свои поступки и действия.

-Что такое ответственность?

-Ответственность — право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства.

- А что контролирует наши действия  и поступки?

- Наши действия  и поступки контролирует СОВЕСТЬ.

- А какие  еще качества человека вы можете назвать? (Дети приводят пример)

-А вот, однажды  на поляне я встретила  мудрецов и вот что они мне поведали.

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум - первый мне ответил. (
прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил
  
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! 
(прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

- Три мудреца считают  главными качествами человека: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач классного часа. Постановка проблемы.

- И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни. Ведь многие считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути поставленной цели все средства хороши. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. А совесть - это и есть ответственность.

- Тема нашего классного часа: «Совесть - наш  судья».

-Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим сегодня узнать?

  1. Что такое совесть и ответственность?
  2. Что значит поступать по совести?
  3. Какая совесть бывает?
  4. Нужны ли человеку совесть  и ответственность?

 ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

-Итак, давайте дадим определение понятию «совесть». Двое ребят обратятся к словарям Даля  и Ожегова и найдут определение  значения слова «совесть». А мы с вами познакомимся с цитатами великих людей и попытаемся  определить  понятие этого слова.

Работа с определениями.   

  1. Что такое совесть и ответственность?

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма  и назовите, что означает слово «Совесть».

Афоризмы.

«Законживущий в нас, называется совестью». И. Кант.

«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».  Суворов А. В.

« «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».  Антуан де Сент-Экзюпери.

 «Ответственность — это слово, через которое я проверяю отношение человека к жизни». И. Полесский. 

 Ребята работают в паре.

Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Совесть – это……..

Б) Работа со словарем(работают 2 пары детей)

1. Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».

2. Обратимся к словарю С.И.Ожегова «Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов,  Антуан де Сент-Экзюпери.

-Так что такое Совесть и Ответственность? (ответы детей)

2. Что значит поступать по совести?

«Жизненные ситуации».

- А сейчас у каждой  группы   карточки с описанием   жизненных ситуаций прочитайте  и обсудите, как вы поступили бы? На размышление 3 минуты.

- Посовещавшись в группах, скажите, как вы поступите в данной ситуации.

1 группа «100 рублей»

У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?

2 группа «Сотовый телефон»

Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил никому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?

3 группа «Находка»

Вы нашли кошелек. А в нем – столько денег, что вам хватило бы надолго. Но в кошельке оказалась визитка хозяина с адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия?

(обсуждение ситуаций по группам)

- Что значит поступать по совести? (ответы  детей)

3. Какая совесть бывает?

-Чтобы  понять выражение «чистая совесть» послушайте притчу. (видеоклип «Осколки в сердце»)

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

Интерактивная беседа.

Классный руководитель.

- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

-Так что значит, «чистая совесть»? (ответы детей)

4. Нужна ли человеку совесть и ответственность?

-Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим видеоролик.

-Как вы оцениваете  действия прохожих людей, девочки?

-Самое  главное  у человека  жизнь. Девочка своим неравнодушием спасла  жизнь человеку. Она поступила  по совести.

- Нужна ли человеку совесть?(ответы детей)

- В наше  настоящее время  врачи совершают чудо. Они спасают жизни  людей  не только по долгу своей профессии, но и поступают по своей  совести, находясь  рядом с больными  по несколько  часов. Они являются  нам примером, как мы должны  поступать в трудную  минуту  по отношению к окружающим.

- В  пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:

5.Конкурс "Народная мудрость".     В  пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:                         

Задание: собрать из кусочков пословицу и объяснить ее смысл.

Как не мудри,

да совесть беленька

От человека утаишь,

а совесть потеряешь – беду узнаешь

Волосом сед,

у того подушка под головой не вертится

Платье черненько,

в архив не сдашь

Есть совесть, есть и стыд,

есть и совесть

Деньги потеряешь – можно нажить,

бывает, и судья без совести

Без рук, без ног – калека,

от совести не у

Совесть – не повесть:

по совести

У кого совесть чиста,

а совести не перемудришь

Бывает и палач с совестью,

а совести нет

Есть слезы –

а стыда нет, и совести нет

Говори по делу,

без совести – полчеловека

         Предполагаемые ответы:

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

6. Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь – беду узнаешь.

7. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

8. Совесть – не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

11. Есть слезы – есть и совесть.

12. Говори по делу, живи по совести.

6.Упражнение «Минута раскаяния».

-Вся жизнь человека состоит из различных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести.

-А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать.

-Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.

-Давайте сейчас Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

-Второе полезное упражнение совести просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица.

- Последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече  говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста».

Рефлексия. Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком.

-Давайте вмести составим словесный собирательный образ совестливого и ответственного человека………….

Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).

Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

-Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в вашем классе есть совестливые люди? Не теряем ли мы с вами совесть? И если какие-то свойства совестливого человека вы в себе ощущаете, то совесть в вас жива и, пожалуйста, не дайте ей погибнуть.

- Мудрецы  дают вам совет и в память о нашем классном часе мудрецы вам дарят сердечки.

-Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний  судья. - Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков, будьте ответственны.

        



Предварительный просмотр:

Конкурс «Методическая мастерская»

Тема:

 «Активизация познавательной деятельности обучающихся

на уроках истории и обществознания».

Пояснительная записка

Введение. Актуальность. Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования  ученик должен уметь самостоятельно мыслить,  видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены.  Перед учителем поставлены новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда,  приоритетом развития образования сегодня становится личностно ориентированная направленность ученика.

Технология развития критического мышления - один из способов, посредством реализации которого  возможно добиться высокой мотивации  к познавательной деятельности 

Ведущая педагогическая идея опыта: применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для формирования учебно-познавательной мотивации, активизации и развития мыслительных способности школьников.

Задачи:

 1.Определить роль технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.  2.Систематизировать и проанализировать современные приёмы критического мышления, позволяющие сформировать мотивацию в изучении  истории и обществознания.

3.Познакомить  с использованием интерактивных форм работы в процессе организации учебной деятельности.

4. Рекомендовать организовать  учебный процесс в инновационном режиме.

Опыт использования приёмов  и методов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

Притча «Бабочка».        Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия. Казалось, бабочка сделала все что могла, и  ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял нож и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла.

Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать. 

Современная жизнь предъявляет высокие требования к выпускнику школы.  Какими качествами он должен обладать по новым образовательным стандартам? Он должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Поэтому задача современной школы и каждого педагога – создать   условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои интеллектуальные и творческие способности. Именно по этой причине в педагогическом процессе сегодня актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.

Как вы думаете, какая инновационная технология скрывается в этих буквах? Давайте их расшифруем.

Т – технология

Р – развития

К – критического

М – мышления

За аббревиатурой ТРКМЧП скрывается технология обучения, придуманная американскими психологами и модифицированная для школ российскими методистами — это технология развития критического мышления.

Итак, для мотивации обучающих на уроках истории и обществознания  я  использую «Технологии развития критического мышления».  

   Этот выбор не случаен. Большинство учителей сталкиваются сегодня с одинаковыми проблемами: у учеников  не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного письма, у многих  низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе в целом. Эти проблемы актуальны и для меня, поэтому для развития интереса к своим предметам и выработки навыков устной и письменной речи учеников я выбрала технологию критического мышления.

Для своей работы я выбираю наиболее эффективные  приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  1. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  3. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  4. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  5. Развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

У  меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из трёх этапов.

1-я стадия  Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.

2-я стадия - Реализация смысла:

– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

3-я стадия - Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающихся  знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На данном этапе мои ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.

На данном этапе я использую следующие приёмы:

Прием «Мозговая атак» использую с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». Использования  приема - «Кроссенс.

 «Понятийное колесо». Например, Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

 «Ключевые слова»

Пример: урок обществознания  по теме: “Что такое общество”.

Цель урока: актуализировать имеющиеся знания об обществе; создать условия для формирования новых знаний об обществе и его типах.

Стадия вызова: учитель предлагает обучающимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.

 «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся очень часто использую на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося опыта и знаний у учащихся. На доске можно нарисовать значок корзины. В «Корзину идей» можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ученика  факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

 «Ключевые термины»

Учитель записывает на доске ряд терминов по запланированной теме урока. Обучающиеся должны выбрать уже известные им понятия и рассказать, что они об этом знают. Учитель выделяет их на доске. Познание неизвестных терминов становится одной из задач урока.

          Вторая стадия. Осмысление содержания (получение новой информации)

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом.

На данной стадии применяется прием Инсерт”. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения;

– знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;

– знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе;

– знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель, так и те обучающиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.

«Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу возможных вариантов развития сюжетной линии. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Обучающиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

   Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – обучающиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – обучающиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала – "тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Пример на уроке:  чтение текста «Причины  Северной войны» и  «Реформы в армии».

Цель: познакомиться  с реформами в армии в 18 веке.

Прием “инсерт” на этом уроке использовался в двух фазах: реализации смысла и рефлексии. На стадии реализации смысла дети работали с текстом параграфа учебника, а на стадии рефлексии им было предложено заполнить соответствующую таблицу.

Кластер. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Очень удобно использовать его на уроках обществознания. Кластер помогает обучающимся осознать, что общество это система и логически выстроить связь всех элементов.

 Последовательность действий составления кластера  проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из понятий в свою очередь тоже появляются понятия, устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Приём «Рецепт портрет исторической личности». Составляется список ингредиентов. Ими могут стать, например, черты портретной характеристики, черты характера личности и т.д. Затем пишется способ приготовления. Можно использовать как на стадии реализации смысла, так  и на стадии рефлексии. Например: портрет Петра I.

Третья стадия.  Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

  На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д. 

Синквейн происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Эффективными для использования на стадии рефлексии являются синквейнаСинквейн  является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.

Пример на уроке, составить синквейн  по теме «Северная война».

Прием «Эссе» наиболее часто используется на уроках обществознания.

 «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю» - в этом заключается смысл эссе. В 6-8 классах на уроках обществознания учащиеся писали эссе на темы: «Собственность», «Я -личность», «Дружба в моей жизни», «Моя Родина - Россия», «Мои права  и обязанности». В 10-11 классе обучающиеся работают с высказываниями выдающихся личностей по направлениям: философия, экономика, социология, социальная психология,   политология,  правоведение. Задание Написание эссе – одно из сложных заданий в ЕГЭ.

   «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы». Этот приём можно использовать как в начале урока, так и в конце. Ученикам предлагается выбрать из предложенных «верные утверждения» (можно ставить значки «+» или « - »).  Свой ответ они должны обосновать и  описать заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). На стадии рефлексии снова нужно вернуться к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и обучающиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Часто вопросы не только зачитываю, но и вывожу их на экран, активизируя слуховое, и зрительное восприятие.

Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:

– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
– сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
– выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различны источники информации.

Игра на уроке истории и обществознания - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы.

        Моя ведущая педагогическая идея – это создание условий для успешной проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Цель: формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе в процессе сотрудничества, партнерства учителя и ученика.

Задачи:

-  выявлять одарённых учащихся и помогать им в реализации их творческого потенциала;

-  развивать у обучающихся исследовательские навыки, умения, то есть учить самостоятельно приобретать новые знания;

-  развивать интеллектуальные умения: обобщать, анализировать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; формировать аналитическое и критическое мышление, умение формировать и отстаивать свое мнение;

- развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге; воспитание целеустремленности, уверенности в себе;

- создать условия для раскрытия личностного творческого потенциала учащихся.

Технология проектного обученияСмысл использования данной технологии вижу в организации исследовательской деятельности и, особенно на краеведческом материале

С 2020-2021 учебного года у моих десятиклассников одним из предметов учебного плана  введён «Индивидуальный проект». Программу этого элективного курса  я составила сама и отправила его  на  рецензирование. В течение двух лет у моих учеников   сформируются системные представления и опыт применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. С введением в школе  цифровой образовательной среды мне представилась возможность стать участницей стажировочной площадки «Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия». В своей подпрограмме «Организационно-методическое  сопровождение  проектной  и исследовательской  деятельности в МОУ «СОШ №2», я постараюсь сформировать  навык разработки, реализации результатов исследования индивидуального проекта у педагогов нашей школы, направленного на решение научной, личностно и  социально значимой проблемы. 

Технология проектов предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и  новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Проекты бывают  разные.

          Наибольший интерес у обучающихся вызывают исследовательские проекты, которые  требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Примером данного вида проектов является работы: «Узники войны», «Имен героев никогда не позабудем», «Они дошли до Берлина» и др.

Плоды своего труда вижу в успехах и достижениях моих ребят, которые участвуют конкурсах и конференциях  различного  уровня и добиваются высоких результатов.   Познакомиться  с работами обучающихся  можно в  газете «Авангард», в интернет-сайтах.

Чтобы ребятам было не только интересно на элективных курсах, но и  поучительно, создаю программы элективных курсов и кружков: «Поиск», «Подросток и закон», «Национальные культуры». На моих сайтах «Социальная  сеть работников образования», «Инфоурок», «Просвещение» -   вы можете  познакомиться с моими  работами.

Результативность опыта. Применение элементов технологии развития критического мышления   дало положительные результаты,  повысился  интерес обучающихся к исследовательской деятельности,  ребята активно участвуют в научно-практических конференциях, краевых и Всероссийских конкурсах исследовательских и творческих работ. (Приложение 1-3)

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. На мой взгляд, интерес к изучению истории и обществознания значительно вырос, а главное, обучающиеся стали более свободны в своих размышлениях, могут давать оценки, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Заключение. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.  В работе важен результат. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке,  заинтересованность;  намечается путь успеха даже у  слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - писал древнегреческий философ Плутарх. Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.    

 Когда они научатся мыслить самостоятельно, они поймут, что мир намного шире того, что они видят на своей ладони! И самое основное они не станут теми бабочками из притчи, которые появились на свет при помощи человека, а  самостоятельно  достигнут результата.

Список источников  и использованной литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

2.  Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.  

3. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ruhtm

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.

5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Журнал  «Директор школы» №1 2002 г.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

7. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

8.  Халперн Д,  Психология критического мышления, СПб, издательство «Питер», 2000г.,

9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Приложение 1

Рост числа обучающихся, принимающих участие в олимпиадах школьного,  муниципального и регионального,  международного уровней.

Таблица 1

Уровни участия    

Название олимпиады

2017/18

уч. год

2018/19

уч. год

 2019/20

 уч. год

муниципальный

Всероссийская олимпиада  школьников.

8

10

12

Открытая  всероссийская  интеллектуальная  олимпиада  «Наше  наследие»

-

-

25

Итого

8

10

37

краевой

Олимпиада «Будущее Кавказа»

7

-

-

Межрегиональная  олимпиада  школьников  «Кодекс знаний». г. Омск.

-

2

-

Открытая олимпиада «45 параллель» по «Праву», СКФУ.

4

6

-

Всероссийская олимпиада «Деньги  в Дом у Правознайки».

-

-

4

Олимпиада «Наша история».

-

-

4

Олимпиада  по праву. СКФУ.

-

-

1

Итого

11

8

9

федеральный

Всероссийская  олимпиада  «Каждый день горжусь Россией».

29

35

-

Викторина. Единый урок  по правам  человека.

-

26

-

Всероссийская  юридическая олимпиада.

-

8

-

Всероссийская  олимпиада   школьников «Миссия  выполнима. Твоё призвание –финансист».

-

-

7

III- онлайн олимпиада  «Юный  предприниматель».

3

5

12

Всероссийская  олимпиада  по финансовой  грамотности.

15

25

36

Дистанционная  олимпиада  по истории и культуре Санкт-Петербурга».

-

-

4

Олимпиада  «Гранит  науки».

-

-

3

Всероссийской олимпиады школьников "На страже
экономики" 2020 года.

-

-

8

Всероссийская  олимпиада «Права ребёнка».

4

Итого

47

99

74

международный

Международная  олимпиада  по истории «Тест  по Великой  Отечественной войне».

25

47

56

Международное  тестирование  по обществознанию. Международный  образовательно-просветительский  портал «ФГОС онлайн».

-

-

5

Международная Интернет-олимипиада «Солнечный свет» по  истории.

-

-

5

Международная интернет-олимипиада «Солнечный свет» по  обществознанию.

-

3

4

VIII Международная олимпиада «Интеллектуал».

-

-

5

Итого

25

50

70

2017/18 уч. год

2018/19

уч. год

2019/20

 уч. год

ИТОГО

91

167

    190

Приложение 2

Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся (проектов, исследований и др.).

                                                 Таблица 2                                        

2017/18 уч. год

2018/19 уч. год

2019/20уч. год

Тема творческой работы

Кол-во уч-ся

Тема творческой работы

Кол-во уч-ся

Тема творческой работы

Кол-во уч-ся

Международный  конкурс «Холокост» - Исследовательская работа  «Узники войны».

2

Всероссийский конкурс «Отечество» г.Москва

Исследовательская работа «Я не погибший, не живой, один  из  без вести пропавших».

1

Международный

конкурс

«Холокост» - Исследовательская

работа

«Узники войны».

2

Всероссийский конкурс «Отечество»

г.Ставрополь.

Исследовательская работа «Я не погибший, не живой, один  из  без вести пропавших».

1

Исследовательская работа

«Свадебный обряд в многоцветии  национальных культур».

2

Международная научно-практическая конференция

«Содружество народов Кавказа в борьбе с фашизмом: единство фронта и тыла

(к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)»

Исследовательская работа «По велению долга».

1

Всероссийский конкурс «Отечество»

Номинация «история  детского  движения» Исследовательская  работа  «История создания  и развития УПБ  «Рассвет» села  Чернолесского.

2

Творческая работа «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

8

Творческая работа «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

21

Всероссийский  конкурс г.Москва «Наша  история»

Номинация  «Россия многонациональная  страна».

Проект «Мы  разные, и все мы  вместе – Россия!»

5

Творческая работа «Моя родословная».

12

Творческая работа «Моя родословная».

15

Исследовательская работа «Мое село в прошлом»

3

Проект «Россия в эпоху дворцовых переворотов».

5

Исследование –

реферат

«История

становления парламентаризма в России».

2

Исследовательская работа «Дети войны».

5

Презентация и исследовательская работа «История музейного экспоната – ткацкий станок».

3

Проект «Толерантность и проблемы

межэтнических отношений в регионе».

2

Исследовательская работа «Битва за Москву -национальная гордость нашего народа».

2

Презентация «Конституция – основной закон РФ».

2

Исследовательская работа «Подвиг женщин  в годы Великой Отечественной войны».

1

Исследование «Путешествие капитанов Беллинсгаузена и Лазарева».

1

Проект «Приди с миром, и ты увидишь…» - экологическая проблема в селе Чернолесское».

1

Презентация и Исследовательская

работа

«Великая

Отечественная война

на

территории Новоселицкого

района».

2

Международный  конкурс «Холокост» - Исследовательская  работа  «Узники войны».

1

Всероссийский конкурс «Отечество».г.Ставрополь

Исследовательская работа «Я не погибший, не живой, один  из  без вести пропавших».

1

Исследовательская  работа

«Имён

героев, никогда

не позабудем!»

1

Проект «Мы разные, но мы вместе».

1

Путеводитель «Частица Великой  России – село Чернолесское».

1

Проект «Дети войны».

3

Проект по финансовой  грамотности «Кредиты в нашей жизни».

5

Межрегиональная  научно-практическая конференция г.Ставрополь. Исследовательская работа «Битва  за Кавказ».

4

Проект «Знамя Победы».

25

Проект «Правнуки  Победителей».

21

Приложение3

«Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету, который преподает учитель».

Наличие учеников – победителей и призеров олимпиад и конкурсов.

Таблица 4

Уровни достижения

результатов

2017/18 уч. год

2018/19уч. год

2019/20 уч. год

муниципальный

1место 

Каплунова Анастасия номинация «Детское движение»

Всероссийский

туристско-краеведческий слет «Отечество»

3место

 Каплунова Анастасия номинация «Эрудит»

Всероссийский туристско-краеведческий слет «Отечество»

1 место 

Ивлева Милана

Всероссийский туристско-краеведческий слет «Отечество»

1 место

Ивлева Милана

Школьная научно-практическая  конференция

«Первые  шаги в науку».

2 место 

Буслова Виктория

Научно-практической конференции школьников «Открытый мир»

1место 

Штрахов Ярослав

Всероссийский туристско-краеведческий слет «Отечество»

1 место 

Бережнова Василиса Всероссийский туристско-краеведческий слет «Отечество»

 

1место

Команда  МОУ «СОШ №2»

Конкурс «История Отечества» Муниципальная  военно-спортивная игра «Зарница»

1 место 

Буслова Виктория

 Олимпиада  по обществознанию

2 место 

Буслова Виктория

олимпиада  по  праву

краевой

Диплом

I степени

Донцов Игорь

Конкурс творческих работ

«Я живу на Кавказе».

Дипломант 

Ивлева Милана

Всероссийский туристско-краеведческий слет «Отечество»

3 место

Буслова Виктория

 регионального этапа XIX Международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности»

федеральный

Дипломант

Ивлева Милана

Всероссийскийтуристско-краеведческий слет «Отечество»

Дипломант

Даничкина Надежда

III онлайн  олимпиада  по предпринимательству

Сайт Uchi.ru.

Диплом  Шавкова Анна

Победитель (1 место)

Всероссийской блиц-олимпиады «Я –гражданин России!» 

Диплом  Журавлёв Даниил

Победитель (1 место)

Всероссийской блиц-олимпиады «Я –гражданин России!» 

международный

-

1 место

Михайлова Дарья

Международная интернет-олимипиада «Солнечный свет» по  

Обществознанию.

1 место 

Даничкина Надежда

 Международное  тестирование  по обществознанию

Международный  образовательно-просветительский  портал «ФГОС- онлайн».

Диплом 1 степени

Ивлева Милана Международный конкурс «Молодёжное движение».

1место Победитель

 Сулейбанов Камиль

Международная интернет-олимипиада «Солнечный свет» по  истории.

Диплом 2 степени

Антропова Елизавета

Международный конкурс «Молодёжное движение».

1 место

Бережнова Василиса

Международная интернет-олимипиада «Солнечный свет» по  

Обществознанию

Диплом 3 степени

Михайлова Дарья

Международный конкурс «Молодёжное движение».

Победитель (3 место)

Магомедова Марьям

VIII Международная олимпиада «Интеллектуал».