Финансовая грамотность в школе

Донцова  Валентина  Алексеевна

Методички  в помощь по финансовой  грамотности для  преподавателей,обучающихся,родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ссылки на видеоматериалы, размещенные на сайте: www.Youtube.com

1. Короткометражный художественный фильм «Сказка о деньгах» (5-7 кл.):

https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U4MazrUuFUxIG0sfvltD-xW

2. . Короткометражный художественный фильм «Моя семья и другие проблемы» (8-9 кл.):

https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U4RXbFapgbdMBot_ssZVbpV

3. Короткометражный художественный фильм «Любовь. Дружба. Экономика» (10 -11 кл.:

https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U7HVt70bI2y7N1HJ72jsl6M

4.Анимированные презентации:

https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U5sW0mmCVILquOHzANB9v7I

5.Мультипликационный фильм. «Смешарики. Уроки финансовой грамотности»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U7_AlFr9gvVo0xBnL73mz9z


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.Планируемые  результаты

Личностные     результаты  (личностные     характеристики     и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

2.Содержание программы

Рабочая программа по финансовой грамотности для 7 класса разработана на основе авторской программы по финансовой грамотности (5-7классы) под редакцией Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018

Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования,

Согласно Учебному плану и календарному графику школы на 2020-2021 учебный год на изучение финансовой грамотности в 7 классе отведено 17 часов.

Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 ч.)

Базовые  понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

Личностные характеристики и установки:

• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;

• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;

• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

различать прямые и косвенные налоги;

 ̧считать сумму налога; ̧проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;

высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;

◊находить нужную информацию на социальных порталах;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; ̧называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);

 ̧приводить примеры налогов, которые выплачиваются семь ей, и указывать их примерную величину;

перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; ̧называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; ̧приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; ̧высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

•самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;

• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;

• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях.

Темы занятий

1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

2. Что такое налоги и почему их надо платить.

3. Какие бывают налоги.

4. Учимся считать налоги.

5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».

6. Сравниваем налоги граждан разных стран.

7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

8. Как работает налоговая служба.

9. Учебные мини-проекты «Налоги».

10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.

11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».

13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

15. Обобщение результатов изучения модуля 1.

16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

Заключение (1ч.).Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

3.Тематическое  планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 ч.)

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства

1

Что такое налоги и почему их надо платить

1

Какие бывают налоги

1

Учимся считать налоги

1

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

1

Сравниваем налоги граждан разных стран

1

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства

1

Как работает налоговая служба

1

Тестирование  по теме «Налоги».

Учебные мини-проекты «Налоги».

1

Что такое социальные пособия и какие они бывают

1

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

1

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

1

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

1

Учебные мини-проекты «Социальные пособия»

1

Тестирование  по теме «Роль государства в экономике».

1

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»

1

Заключение (1ч.)

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность».

1

4.Фонд оценочных  средств системой  оценивания.

Оценки письменного ответа на уроках  (тест, самостоятельная работа, контрольная работа).

Оценка тестовых работ по обществознанию

Промежуточная и итоговая аттестация за учебный курс.

80-100%

60-79%

40-59%

0-39%

Нормативный тест (контрольный тест, контрольная работа по разделу, блоку))

85-100%

66-84%

41-65%

0-40%

Критериальный тест (тематическая работа)

90-100%

70-89%

50-69%

0-49%

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Урок 9.Тестирование  по теме «Налоги».

Время выполнения 15 минут.

В-1

А1. Что из перечисленного является функцией государства в рыночной экономике?

1) определение объёма производства

2) установление цен

3) сбор налогов

4) Законодательно установленное место производства и сбыта товара

А2.Верны ли суждения о налогах:

а) налоги делятся: на прямые и косвенные;

б) все граждане страны обязаны платить налоги;

1) Верно только а

2) Верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А3. Натуральное хозяйство и отсутствие обмена характерно для:

1) рыночной экономики

2) традиционной

3) командной

4) смешанной

А4.  Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике?

1) престижные товары

2) интеллектуальные продукты

3) время

4) деньги

В1. Какие из приведённых налогов  являются прямыми?

  1. акцизный сбор
  2. таможенный сбор
  3. подоходный налог
  4. налог на продажу товаров
  5. налог на имущество

                                                                В-2

А1. Обязательный платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц:

  1. налог
  2. штраф
  3. выкуп
  4. процент

А2. Верны ли суждения о роли государства в современной  экономике:

а) государство защищает конкуренцию;

б) государство должно бороться с кризисами, безработицей, инфляцией.

1) Верно только а

2) Верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А3. Те, кто считают, что должны платить налоги в зависимости от их платёжеспособности, предпочли бы…

  1. акцизы
  2. налог с оборота
  3. прогрессивный подоходный налог
  4. налог на недвижимость

А4. Что из перечисленных  элементов является наиболее важным для рыночной экономики?

  1. эффективные профсоюзы
  2. активная конкуренция на рынке
  3. продуманное государственное регулирование
  4. ответственные действия предпринимателей

В1. Какие из приведённых налогов  являются косвенными?

  1. акцизный сбор
  2. таможенный сбор
  3. подоходный налог
  4. налог на прибыль предприятия
  5. налог на имущество

Ответы:   Уровень А – 1 балл, уровень Б- 2 балла

 

В-1 А1- 3, А2 – 3, А3 – 2; А4- 4: В1- 3,4, 5

  В-2 А1- 1, А2 – 3; А3- 3; А4- 2; В1-  1, 2

Оценивание:     6 верных ответов - оценка «5»

                       4-5  верных - оценка «4»

                       3 верных – оценка «3»

                       Менее 3-х – оценка «2»

Урок  15.Тест по обществознанию Роль государства в экономике 

Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

Время выполнения 40 минут

Часть 1

1. Органы государственной власти в структуре экономики выполняют функции

1) производства
2) распределения
3) обмена
4) потребления

2. Верны ли следующие суждения о государственном долге?

А. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести сокращение бюджетных расходов.
Б. К способам решения проблемы государственного долга можно отнести одалживание денег у иностранных государств.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Ситуация, при которой необходимые расходы государства оказываются больше возможных доходов, называется

1) профицитом бюджета
2) дефицитом бюджета
3) инфляцией
4) конкуренцией

4. Ситуация, при которой доходы государственного бюджета меньше предполагаемых расходов, называется

1) положительным сальдо
2) профицитом бюджета
3) дефицитом бюджета
4) сбалансированным бюджетом

5. В бюджетную систему Российской Федерации не входят(-ит)

1) федеральный бюджет РФ
2) бюджеты субъектов РФ
3) бюджеты муниципальных образований
4) бюджеты акционерных предприятий

6. Государственный бюджет Российской Федерации принимается

1) Президентом РФ
2) Правительством РФ
3) Федеральным Собранием РФ
4) министром финансов

7. Какой налог из перечисленных относится к косвенным налогам?

1) подоходный налог
2) налог на прибыль
3) транспортный налог
4) налог на добавленную стоимость

8. Верны ли следующие суждения о воздействии государства на экономику?

А. Государство воздействует на экономические отношения с помощью налогообложения.
В. Государство воздействует на экономические отношения через кредитно-денежную систему.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Государство воздействует на экономические отношения с помощью

1) правового регулирования
2) налогообложения
3) кредитно-денежной системы
4) всего вышеперечисленного

10. Какой налог из перечисленных относится к прямым налогам?

1) таможенная пошлина
2) налог на добавленную стоимость
3) подоходный налог
4) экологический налог

Часть 2

1. Найдите в приведённом списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налогообложение
2) принятие законов
3) расширение государственных заказов
4) бюджетная политика
5) развитие государственного сектора

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «ценные бумаги».
Акции, облигации, деньги, вексель, приватизационный чек.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется __________ политикой.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«К важнейшим экономическим функциям государства как основного института политической системы общества относятся:
1) формирование эффективной экономической __________(1) государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
2) регулирование кредитно-денежной системы страны;
3) развитие и защита механизма __________(2) и предотвращение негативных последствий __________(3);
4) защита и охрана всех видов __________(4);
5) регулирование в стране __________(5);
6) охрана интересов __________(6) и контроль за качеством товаров и услуг;
7) контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в международных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую экономику и т.д.».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) монополизм
Б) конкуренция
В) политика
Г) собственность
Д) трудовые отношения
Е) потребитель
Ж) предприниматель

Часть 3

1. Прочитайте отрывок из статьи С. Миронова «Государство не ночной сторож» и выполните задания.

В январе 2004 года Дж. Буш объявил, что в 2015-2020 годах США намерены построить постоянную базу на Луне и совершить пилотируемый полёт на Марс. Это вызвало массу самых разнообразных комментариев из области науки, техники и политики. Но одна очень важная сторона дела осталась в тени. Американцы планируют свою космическую программу как минимум на 16 лет вперёд. А значит, планируют и технологическое развитие, и освоение его результатов в производстве, и выделение финансирования.
Если судить о зарубежной экономике только по нашим СМИ, то такой поворот темы выглядит неожиданным. Потому что с начала 90-х годов и по сей день проводится мысль, будто государственное регулирование, тем более планирование, — синоним отсталости, а передовые страны давно отказались от этого пережитка и успешно развиваются благодаря чудесным свойствам свободного рынка.
На самом деле «невидимая рука» рынка не в состоянии заменить собой активную промышленную политику государства. Мировая практика подтверждает эту истину тысячами разнообразных способов. Ни прорывы в космос, ни опережающее развитие перспективных высокотехнологичных отраслей, ни структурные сдвиги в экономике какой-либо страны не могли быть реализованы без той или иной формы государственной поддержки, государственного регулирования, заинтересованного участия государства .
…Ещё более широкие масштабы [чем в США] имеет государственное регулирование в странах Западной Европы и в Японии. Здесь доля государства в экономике достигает 50-60 процентов. А Франция, скажем, дала миру классический пример успешного решения экономических и социальных проблем на основе общенациональных индикативных планов, которые не подавляют бизнес, а создают для него заинтересованность в решении приоритетных для страны задач. Китай — ещё одно подтверждение того, что в современном мире мощнейший государственный сектор и долгосрочное планирование вполне способны быть не помехой, а залогом успешного экономического развития.

1) Напишите фамилию автора афоризма о «невидимой руке рынка» и дайте определение связанной с ним экономической теории.

2) В 90-е годы в России государство отказалось от советской практики пятилетнего планирования экономики и перешло на утверждение бюджета на один год. Но в 2007 году Государственная Дума утвердила трёхлетний бюджет государства, тем самым пытаясь планировать развитие экономики на более длительный период. Является ли это отказом от рыночной экономики и переходом к командно-административной системе? Используя текст и свои знания общественной жизни, напишите не менее двух положений в защиту своей точки зрения.

2. Приведите названия не менее трёх государств, в которых за последние двадцать лет произошел переход от централизованной экономики к рыночной, и напишите не менее двух причин столь резкого изменения экономической системы.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных
аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и
собственный жизненный опыт.

1. «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвеш).

2. «Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном» (Ф. Ларошфуко).

3. «Когда в Поднебесной много запретов, народ беднеет» (Лао-цзы).

Ответы на тест обществознанию Роль государства в экономике
Часть 1
1-2, 2-1, 3-2, 4-3, 5-4, 6-3, 7-4, 8-3, 9-4, 10-3
Часть 2
1. 134
2. деньги
3. бюджетно-налоговой
4. ВБАГДЕ