Проектная работа

Донцова  Валентина  Алексеевна

Проектные  работы  учителя  и обучающихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа №2»  с.Чернолесского

Новоселицкого района Ставропольского края

Проект

«Дети  войны».

Автор:

Светличная  Виктория Юрьевна

обучающася  11  класса

МОУ «СОШ №2»

Руководитель:

Донцова Валентина Алексеевна

учитель истории  и обществознания

МОУ «СОШ № 2».

Аннотация

Данный проект является начальным периодом подготовки к празднованию в 2020 году 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и является значимым, как в рамках социально - культурного обслуживания, так и духовно – моральной поддержки, вовлечение ветеранов и пенсионеров в общественную жизнь села и патриотического воспитания молодежи.

Реализация  данного  проекта, влечёт  создание места для отдыха и общения людей пожилого возраста, увековечивание истории образования на селе, оказание помощи в сборе информации по странице «Дети войны», организации время досуга людей этой категории.

Проект позволит не только почувствовать ветеранам, «детям войны», труженикам тыла их значимости на селе, но  будет воспитывать гражданское отношение молодого поколения, учить быть благодарными, благородными и милосердными.

Ценность проекта является его реальное выполнение, т.к. для реализации не требуется наличие подготовки специальных кадров.

Пояснительная записка

Детям войны незнакомы игрушки,

                                                                       Слаще пирожных хлеба горбушки,

                                                                  Знали беду, и печаль, и разлуки.

                                                                  Сколько работали слабые руки!

                                                                            В поле грузили картошку мешками,

                                                                      Все для Победы! – голодные сами.

                                                                     Раненых с фронта везли эшелоны,

                                                                   Дети в тылу разгружали вагоны.

                                                                      Им не забыть о потерянных годах,

                                                                      Как у станка, на военных заводах,

                                                              Часто совсем о себе забывали,

                                                            Будто и сами были из стали.

Т.Фролова

Всё дальше вглубь истории уходят события  Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладят эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед. Для нас, как и для каждого нормального человека, кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне и разного рода террористическим актам. Больше всего ужасно, когда мишенью зла становятся дети,  самые чистые существа на земле. О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрастием ученого. Но тема детей на войне вызывает однозначное чувство – острую душевную боль.

 У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование  - вот что стало уделом сотен тысяч детей.

Вашему вниманию предлагается  проект «Дети войны».

Актуальность проекта «Дети войны» заключается в том, чтобы

- привлечь внимание общественности к категории людей, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны;

- поднять их социальный статус.

  В настоящее время  в селе  проживает, 4 ветерана Великой Отечественной войны. (см.приложение 1)В настоящее время  в селе «детей войны» рождённых с 1928 года по 1945 год -   401 человек, женщин, родившихся с1928 года по 1945 гг.- 272,мужчин – 129.Из них  35% процентов охвачено  шефской помощью, ___% пользуется льготами участников войны, которые доказали документально работу в тылу, а некоторые тоже работали, но были в то время  не по возрасту малы, и поэтому официальных документов на них не имелось. Из этого возникает проблема:

1.»Дети войны» не имеют социального  статуса, который предусматривал  льготы;

2.Не все «дети войны» охвачены  заботой  общественности.

Вопрос о предоставлении статуса «детей войны» неоднократно поднимался  представителями фракций на федеральном и краевом уровнях, но, к сожалению,  не решён.

Обоснование проблемы проекта:    

В наше время у моих сверстников  наблюдается низкая социальная активность. Их интересы сводятся к мобильным телефонам, компьютеру, интернету. У них нет социально-значимого дела, полезного обществу, они не участвуют в решении общественных проблем.

Ключевая идея проекта  -  научить подростков проявлять более серьёзный интерес к делам общества, заботиться о старшем поколении через осмысление опыта старшего поколения.

Цель проекта:

- проследить судьбы и положение детей в годы Великой Отечественной войны;

- организовать   всестороннюю  помощь ветеранам, детям  ВОВ и участникам тыла;

-освоить и наследовать детьми ценностей  родного Отечества в процессе взаимодействия с ветеранами, детьми Великой Отечественной войны и тружениками тыла;

-сохранять  и развивать патриотические  традиции Отечества.

Задачи проекта:

- формирование моральных ориентиров, почерпнутых из народной мудрости и опыта;

- укрепление преемственности, взаимопонимания и взаимосвязи между поколениями

- повышение гражданской активности подростков;

- изучение  документальных материалов   краеведческого   музея,   периодической  печати о детях Великой Отечественной войны и тыла;

-посещение  ветеранов, детей   и участников Великой Отечественной  войны и тыла и оказание шефской помощи;

- воспитание у школьников чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

- развитие способности к творчеству;

- военно-патриотическое воспитание на примере жизни и подвига героев-земляков;

- приобщение к истории и культуре своего народа;

- подготовка материалов и издание брошюры по воспоминаниям ветеранов, детей войны  и тружеников тыла;

- исследовательская историко-краеведческая работа.

Гипотеза проекта: «дети войны» достойны иметь социальные льготы и внимание общественности.

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы. 

а) организационные:

- создание волонтёрской группы для решения всех вопросов, связанных с подготовкой, организацией и проведением мероприятий;

- организация и проведение постоянной просветительской и агитационной работы;

- сбор аудио и видео - информации и документов;

- подготовка слайдовых презентаций;

- размещение информации  на сайте школы и на сайте администрации  о ходе подготовки и проведении мероприятий;

-  вовлечение в реализацию проекта представителя  сельского поселения, администрации школы, классных руководителей и представителя Совета родителей для координации действий, а также выполнения работы в пределах своей компетенции.

б) Финансовые  ресурсы – это спонсорские средства и пожертвования, привлеченные самостоятельно для реализации данного проекта.

 Реализация проекта пройдет в три этапа. (см.приложение 2)

Первый этап – подготовительный. Составление списка  детей  Великой Отечественной войны и участников тыла. В ходе данного этапа волонтёрская группа решает организационные вопросы  по оказанию помощи и распределение функций между учащимися.

Второй этап – реализация проекта, который включает полномасштабные мероприятия: праздники, встречи с детьми войны и тружениками тыла, оказание необходимой помощи нуждающимся, сбор информационного  материала.

Третий этап  реализации  -  подведение итогов. Необходимо будет проанализировать, принять во внимание, выпадающие звенья работы и запланировать новые шаги реализации.

Этапы  реализации проекта.

Этапы

Сроки

 Содержание деятельности

Организационно-диагностический

 

1. Документально-организационная работа

- выбор темы и разработка социально-нравственного проекта;
- составление перспективного плана по проекту;
- сотрудничество с  администрацией села Чернолесского  по перспективному плану взаимодействия.

2. Организационно-техническая работа

-создание волонтёрской группы учащихся;                                             - обращение в администрацию  села Чернолесского  для создания базы данных о детях ВОВ и тружениках тыла;
- поисковая деятельность;
- организация встреч с детьми войны  и  экскурсий в  музей

3. Диагностическая работа
-  опрос  детей с целью выявления знают ли они о жизни детей в годы войны;                                                                                               - беседы по поддержанию  интереса к истории родного Отечества;
- изучение новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. 

Практический

- подготовка теоретического материала и разработка сценариев праздников, концертов, спортивно-познавательных мероприятий;
- проведение совместных мероприятий с детьми  ВОВ;
- проведение совместных мероприятий с родителями  с целью пропаганды патриотического воспитания через доступные средства (художественную литературу, фильмы, изодеятельность);
- издание брошюры по воспоминаниям;
- организация выставок детских рисунков, фотостендов, стенгазет;
- участие в районном туристско-краеведческом движении «Отечество»

Обобщающий

- обобщение итогов работы
- подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов;
- выпуск буклетов к праздникам

Предполагаемый результат:

 - приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми;

  - проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание      посильной помощи;

- адресная помощь одиноким пенсионерам, ветеранам;

 - приобщение участников войны, жителей поселения к активной гражданской   позиции через совместные встречи, организацию и проведение мероприятий

- В настоящее время общение является роскошью. А милосердие и забота о людях оставляют желать лучшего. Поэтому главными результатами нашего проекта мы считаем - заботу о людях, оказание им реальной помощи, радость, полученную от общения старшего и младшего поколений.

Участники проекта:

- волонтёрская группа и учащиеся школы;

- классные руководители;

-учителя;

-ветераны, дети  Великой Отечественной войны и труженики тыла;

- родители.

         Методическое обеспечение

-  Программа Министерства образования РФ государственной программы   «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011-2015 годы»;

-  Закон Российской Федерации о Днях воинской славы и памятных датах России от 13 марта 1995 года № 32- ФЗ;

-  Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

Материально-техническое обеспечение:

- создание банка данных о детях войны;

- издание брошюры по воспоминаниям детей ВОВ и тружеников тыла;

- средства ИКТ.        

Сроки реализации проекта - 2017-2018 учебный год.

Место реализации - МОУ «СОШ №2» с.Чернолесского

Основные формы деятельности:

- коллективные творческие дела;

- беседы;

- экскурсии;

- методы групповой и индивидуальной работы;  

- уроки мужества;

-встречи, интервью с детьми войны.

К проекту прилагаются: (см.приложение 4)

- банк данных  детей  ВОВ и тружеников тыла, проживающих на территории села Чернолесского;

- сценарии внеклассных мероприятий и электронные презентации к урокам мужества, к Дням воинской славы;

- Федеральный закон о днях воинской славы и памятных датах России от 13 марта 1995 года № 32- Ф.

План работы по реализации проекта на 2017-2018 учебный год.

Дата

Тема

Основная работа

Исполнители

Примечание

сентябрь

«Наши герои»

- составление списка детей и тружеников тыла;

- посещение волонтёрской группы ветеранов, детей и тружеников тыла;

- шефская помощь ветеранам, детям войны и труженикам тыла;

- конкурс сочинений среди учащихся 5-11 классов «Наши близкие во время войны»

волонтёрская группа,

учителя

октябрь

Месячник «Как живёшь, ветеран»

- изготовление поздравительных открыток ко Дню пожилых;

- визит к ветеранам (Фоторепортаж);

- концерт к празднику ;

- встречи с родственниками  погибших ветеранов;

- уход за памятниками по месту жительства.

классные руководители, учащиеся школы, волонтёрская группа

ноябрь

Дети войны

- организация встречи с женщинами-ветеранами и труженицами тыла;

- беседа с учащимися «Полководцы ВОВ»;

- поисковая деятельность по сбору материалов о погибших героях;

- шефство над ветеранами, детьми войны   и тружениками тыла;

- классные часы «Детство, опалённое войной».

Волонтёрская группа

Учащиеся.

декабрь

Страна героев

- совместный просмотр мультимедийного диска «Битва за Кавказ» (обсуждение);

- изучение альбома «Награды Родины»;

- открытый урок истории «Битва за Кавказ»;

- презентация стихов о войне самодеятельных поэтов (совместное творчество детей и родителей);

- Линейка Памяти «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…»(75-летию битвы под Москвой)

Классные руководители, волонтёрская группа, учитель истории

январь

Воспоминания о войне

- посещение музея Боевой и Трудовой Славы МОУ «СОШ №2»;

- акция «Живой голос военного детства»;

- сбор материалов для издания брошюры «Воспоминания детей  о войне»;

- пресс-конференция  с детьми войны;

- урок мужества с использованием мультимедийной презентации «Ленинград в годы войны» ( ко Дню снятия блокады города Ленинграда)

- организация конкурса сочинений и рисунков « А память нам покоя не дает».

Классные руководители, учащиеся, волонтёрская группа

февраль

Нашей армии герои

- изготовление поздравительных открыток ко Дню защитников Отечества;

- выступление волонтёрской группы перед учащимися начальных классов по теме «Сталинградская битва» с использованием ИКТ;

- выставка фотографий и плакатов военных лет;

- классные часы «Война, глазами детей».

Учащиеся,

волонтёрская группа,

классные руководители

март

Женщины на войне

- изготовление сувениров для женщин-тружениц тыла;

- встречи с женщинами  тыла;

- концерт к Международному женскому дню;

- районный конкурс  туристско-краеведческого движения «Отечество»;

- конкурс поисково-творческих работ «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».

учащиеся,

волонтёрская группа,

классные руководители

апрель

Пусть не будет войны никогда

- тематические занятия совместно с библиотекой;

- создание детского альбома на тему: «Детям нужен мир» (детские рисунки, рассказы, высказывания детей о войне и мире;

- конкурс  чтецов  «О тех, кто мир нам подарил».

Библиотекарь

библиотеки, учителя, классные руководители

май

Вечная слава героям

- изготовление памятных подарков ветеранам ВОВ, детям войны и труженикам тыла;

- концерт, посвященный Дню Победы «Помним, любим и гордимся».

- конкурс детских рисунков «Солдат-Победитель».

- оформление  праздничных пригласительных и поздравительных открыток

- вахта памяти

- Конкурс на лучшую стенгазету, посвящённую 68-летию Победы

- публикация в газете «Авангард» воспоминания детей войны «Детство, опаленное войной»;

-поднять вопрос  о предоставлении статуса и льгот детям войны, родившимся до 1945 года.

Волонтёрская группа, учителя, классные руководители

ВЫВОДЫ.

        В  результате работы  над проектом  был разработан план реализации проекта на текущий  год (см. приложение 3) : каждый месяц имеет свой план и задачи выполнения. Приведу пример, что до настоящего времени реализовано: учащиеся оказывают шефскую  помощь детям войны, делают подарки на праздники, организуются встречи, проводится  анкетирование  детей войны  (см.приложение 6) и заведены учётные карточки (см.приложение 7) , создан банк  данных о детях войны (см.приложение 5), проводятся акции, проведена  встреча-конференция по инициативе М.С.Мамонтова «Воспоминания детей войны».

Осуществление проекта в целом проходит успешно, в нем принимают  участие все учащиеся школы. Проектная деятельность обогащает личностный опыт учащихся, позволяет им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по данной теме  и применять их в своей учебной деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.

Работа над проектом приносит  многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует  становлению личностных компетентностей.

 Сегодня один за другим тихо уходят фронтовики и труженики тыла. И неумолимо наступит тот день, когда оборвется связующая нить памяти. Поэтому  в нашей школе стартовала  акция  «Живой голос военного детства». Патриотизм не мыслим без исторической преемственности. Но пока есть последние свидетели Великой Отечественной войны - память не прервется, поэтому мы призываем присоединиться всех к нашему  проекту:

1.Провести акцию «Живой голос  военного  детства».

2.Организовать сбор воспоминаний свидетелей военных событий и создать книгу «Детство, опаленное войной».

3.Собрать подписи в поддержку законодательных инициатив депутатов по поддержке категории «дети войны».

4.Популяризовать деятельность, направленную  на сближение детей двух поколений.     

Результат: введен Закон Ставропольского края от 13 декабря 2018 года № 104-кз «О детях войны в Ставропольском крае». Принят Думой Ставропольского края 29 ноября 2018 года. Вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования (статья 5 данного документа). Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края 14.12.2018 года.

Список источников и использованной литературы.

1.Архивные материалы  музея «Боевой и Трудовой Славы» МОУ СОШ №2 с.Чернолесского.

2. Энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945». М., 1985 г.

3.Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (1941-1997гг.),г.Ставрополь,1997г.

4.Мамонтов  М.С. История  Новоселицкого  района, Ставрополь,2000.

5.Источники Интернета

 http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7       

 http://timos.ucoz.ru/publ   

 http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7


Предварительный просмотр: