В мире истории
Мысли мудрых,притчи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mudrye_mysli.docx | 15.33 КБ |
pritchi.docx | 27.1 КБ |
prozvishcha_velikih_lyudey_istorii.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУДРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОБ ИСТОРИИ
История России — борьба невежества с несправедливостью. (М. Жванецкий)
Каждый может творить историю, но лишь великие люди способны ее писать. (О. Уайльд)
Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо. (У. Черчиль)
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты. (Ж. Петан)
Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело. (Ф. Тютчев)
Рядом с историей политика - не более чем анекдот. (С. Дали)
Историческая правда состоит из молчания мертвых. (Э. Рей)
Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать. (Б. Рассел)
То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории. (О. Хаксли)
Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история. (Г. Гейне)
В истории любого народа найдется немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой. (Д. Дидро)
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. (В. Ключевский)
Революции — локомотивы истории. (К. Маркс)
История учит, что всюду, где слабые и невежественные люди обладали чем либо, что хотели иметь люди сильные и образованные, первые всегда уступали это по доброй воле. (М. Твен)
Всемирная история — это всемирный суд. (И. Шиллер)
Предварительный просмотр:
ПРИТЧИ
Отцы и дети: притчи о жизни мудрые со смыслом
Шёл по селу старый монах. Увидел он, как -- РУГАЕТСЯ сын с отцом, как грубо -- перебивает его, затыкает отцу рот и не даёт ему говорить, обзывает его всячески, а под конец ещё и замахнулся на него, и только горько вздохнул.
Прошёл дальше -- а там дочь с матерью -- не ладят. Тоже -- РУГАЮТСЯ. Мать на дочь, а та - на неё, -- КРИЧИТ, ГРУБИТ. Еще горше вздохнул монах.
А когда на кладбище за селом зашел -покойников помянуть -- и вовсе прослезился.
Что ни могилка -- то парень или девушка, или молодые мужчины и женщины – и все под Крестом... Такие молодые, пожить толком ещё не успели на белом свете.
Но неудивительно было это монаху. Он ведь знал, что пятая Божия Заповедь гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да Благо ти будет и да -- Долголетен будеши на земли».
И если внимательно прочитать её, то ясно увидишь, что тот, кто – НЕ ЧТИТ, НЕ УВАЖАЕТ отца и матери, НЕ СЛУШАЕТСЯ их и грубит им, ОБИЖАЕТ -- своих родителей, не заботится о них, то обрекает себя -- на всякие Беды, болезни, а то и раннюю смерть.
Ведь у Бога неложно каждое слово!
Кто-кто, а старый монах хорошо знал это. И только имел сейчас лишний грустный повод убедиться в этом...
Самое ценное
Один человек в детстве был дружен со стариком–соседом. Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.
Однажды он узнал, что сосед умер – и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.
Вечером, после погребения, мужчина зашел в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад. Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что ее забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.
Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку. Внутри лежала та самая золотая коробочка.
В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».
И он понял -- самым Ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом. С тех пор мужчина -- СТАРАЛСЯ как можно больше времени уделять - жене и сыну.
Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется – Временем, добрым Вниманием и Добрыми делами, которые мы -- ОТДАЛИ и Сделали своим ближним.
Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить -- прямо сейчас.
Источник: https://diamant.su/parables/parable-of-religion/12168-47-mudryh-pritch-o-zhizni-i-lyudyah.html
Притча о толерантности
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к общему согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
— Скажи, ты могла бы идти неделю или две без воды и пищи?
— Нет, — ответила лошадь.
— А верблюд может, потому что в его горбах запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо он держит голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать гак же быстро, как лошадь?
— Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:
— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Спорили не только лошадь с верблюдом, но и белый человек с чернокожим.
Белый сказал:
— Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
— Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, муть до драки дело не дошло, и тоже решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец, вздохнул:
— Эх вы, люди! Нашли из-за чего спорить. — Обратился к белому:
— Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней подобно звездам сияют глаза его.
Затем мудрец обратился к чернокожему:
— А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах гор, а волосы его цвета солнца...
Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец задремал на солнышке, и приснился ему такой сон... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей- то молодой голос:
— Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение — это чашки
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.
Притча о жизни с моралью
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: "Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?"
Старик ответил ему вопросом: "А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?" -- "Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда". -- "Здесь ты встретишь точно таких же"-, ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: "Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?"
Старик ответил тем же: "А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?" -- "О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться".
-- "Ты найдешь таких же и здесь", -- ответил старик. Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: "Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и ото же вопрос?"
"Сын мой, - говорит старик, - каждый носит -- свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тоже -- не найдёт ничего. А тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже -- найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, -- что мы находим в них...
Источник: https://diamant.su/parables/parable-of-religion/12168-47-mudryh-pritch-o-zhizni-i-lyudyah.html
Змея на шее: притча о смысле жизни
Некий змеелов подружился с ядовитой змеей и никогда с ней не разлучался; носил её при себе и змея, обвив его шею, всегда там лежала. Он любил поболтать с людьми и сильно на них обижался, видя, что все разбегаются от него кто куда. «Да, меня никто не понимает! -- печалился змеелов, обращаясь к своей любимице.
-- Даже поговорить со мной никто не хочет! Значит, люди не умеют любить и относиться друг к другу по-человечески!» Его разговор со змеей услышал один его знакомый и крикнул, отойдя подальше: «Эй, ты выбрось свою змею и тогда никто – НЕ БУДЕТ от тебя убегать! Именно это и будет "По-человечески", с твоей стороны! Тогда ты увидишь, что люди здесь -- не при чем...»
Будь подальше -- от своих Дурных привычек и будешь -- Ближе к счастью, Богу и людям.
Источник: https://diamant.su/parables/parable-of-religion/12168-47-mudryh-pritch-o-zhizni-i-lyudyah.html
Почему нам не везет в любви?
Одному юноше не везло в Любви. Всё как-то попадались девушки ему «Не те» в жизни. Одних он считал некрасивыми, других – глупыми, третьих – сварливыми. Устав от поисков идеала, юноша решил обратиться за советом к одному мудрецу.
Внимательно выслушав молодого мужчину, старец молвил:
- Вижу, что беда твоя велика. Но скажи мне, как ты относишься к своей матери?
Юноша был очень удивлён.
- Причём же здесь моя мать? Ну, не знаю… Она часто вызывает во мне раздражение: своими глупыми вопросами, назойливой заботой, жалобами и просьбами. Но могу сказать, что люблю её. Старец помолчал, покачал головой и продолжил беседу:
- Что ж, я открою тебе один главный секрет Любви. Счастье есть, и оно кроется в твоём драгоценном сердце. И семечко твоего благополучия -- в Любви посадил очень важный человек в твоей жизни.
Это -- твоя мама. И как ты относишься к ней, так ты и будешь относиться -- ко всем женщинам мира. Ведь мама – это первая Любовь, которая приняла тебя в свои заботливые объятия. Это твой первый образ женщины.
Будешь любить и почитать свою маму – НАУЧИШЬСЯ ценить и уважать всех женщин. И тогда ты увидишь, что однажды понравившаяся тебе девушка ответит на твоё внимание ласковым взором, нежной улыбкой и добрым словом.
Ты не будешь предубеждён против женщин. Ты увидишь их Истинными. Наше отношение к родителям – мерило нашего счастья.
Юноша с благодарностью поклонился мудрому старцу. Но старец дал ему еще один совет.
И второе: ищи для Жизни ту девушку, которая -- БУДЕТ любить и почитать -- своего отца!
Если сын – УВАЖАЕТ свою мать – он будет УВАЖАТЬ и всех женщин. Он будет Хорошим мужем и отцом и будет -- Бережно относиться -- к своей жене.
Если Сын – НЕ УВАЖАЕТ свою мать, грубит ей – он Будет ПЛОХО относиться ко всем женщинам. Он будет -- ПЛОХИМ мужем и отцом и не будет уважать и жалеть – свою жену!
Если Отец нормальный человек, но дочь – НЕ НАУЧИЛАСЬ уважать своего отца – из неё ПОЛУЧИТСЯ -- Плохая жена.
Притча о Человеке
Жил-был человек. Когда он был ещё ребенком, бабушка всегда говорила ему: "Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо, меня уж не будет - ты иди в храм… тебе всегда там легче станет". Так и случилось. Вырос. Стало жить невыносимо. Пришел в храм.
И тут к нему один подходит: "Не так руки держишь"! Вторая подбегает: "Не там стоишь!" Третья бабуля ворчит: "Не так одет!" Сзади одергивают: "Неправильно крестишься!"… В конце концов подошла одна женщина и говорит ему: "Вы, знаете, вообще бы, вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!"
Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал. И подходит к нему Христос: "Что ты, чадо, плачешь?" Поворачивает человек свое заплаканное лицо и говорит: "Господи! Меня в храм не пускают!" Обнял его Господь и тихо говорит: "Ты не плачь, эти неразумные Фанатики - Обрядоверы и Меня ДАВНО туда – НЕ ПУСКАЮТ…
Источник: https://diamant.su/parables/parable-of-religion/12168-47-mudryh-pritch-o-zhizni-i-lyudyah.html
Никого не слушайте
Как-то раз отец со своим сыном и осликом путешествовали в жару по улицам старого города.
Отец седел верхом на осле, а сын вёл его за уздечку.
- Бедный мальчик, – сказал прохожий, – его маленькие ножки едва поспевают за ослом.
Как ты можешь лениво восседать на осле, когда мальчишка совсем выбился из сил?
Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, тот слез с осла и велел сыну сесть на него.
Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:
- Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как император, а его старый отец бежит следом.
Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.
- Люди добрые, видали Вы где-либо подобное? – заголосила старая торговка чаем.
У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нём, будто это ложе, а не животное.Молча, отец и сын слезли с ослика и побрели пешком. Ведя его за собой.
Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
-Чего это ваш осёл ничего не делает, не приносит никакой пользы, даже не везёт никого на себе?
Отец сунул ослику пригоршню соломы, положил руку на плечо мальчика и сказал:
- Что бы мы не делали, обязательно найдётся кто-то, кто будет с нами не согласен.
Я думаю, мы должны сами решать, как нам путешествовать.
Так принято…
Посадили пять обезьян в клетку, поставили лестницу и подвесили сверху банан. Обезьяны сразу полезли за бананом и тут их начали поливать холодной водой из шланга.
Они немножко поостыли, но как только кто-нибудь лез за бананом, всех без исключения поливали холодной водой. Итак, получилось, что как только какая-нибудь обезьяна лезет за бананом, ее тут же другие начинают кусать и бить, потому что никому не хочется быть облитым холодной водой. Все сидят, банан висит, никто его уже не хочет.
Убрали одну обезьяну из клетки, посадили новую. Та, ничего не подозревая, видит банан, ну и соответственно, лезет за ним. Тут ее начинают всячески избивать. В конце концов она успокаивается, и оставляет свои попытки.
Заменили еще одну обезьяну. Новая обезьяна видит банан – лезет и, соответственно, получает взбучку. Причем, что самое интересное, та обезьяна, которую водой не поливали, тоже принимает участие в избиении.
Заменили еще одну обезьяну, еще и еще… и вот что получилось: В клетке сидит пять обезьян, которых водой совсем не поливали, наверху висит банан, но никто его не трогает! Почему? Потому что так принято!
Камни
Профессор философии, стоя перед своим классом, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее 3-х см в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: «Да, полна».
Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: «Да, вот теперь полна».
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: «Да, и на этот раз однозначно, она полна».
Тогда из-под стола он ещё вытащил 2 банки пива и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись. А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь, камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется; горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль; песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию за мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Материалы с сайта http://www.uprfin.ru/
Предварительный просмотр:
Исторические прозвища знаменитых людей
№ п/п | Историческая личность | Историческая роль | Историческое прозвище (по заслугам) |
1 | Макаров Степан Осипович (1849-1904) Вице- адмирал | Матросы с уважением величали его "Дед", "Борода", офицеры в знак заслуг Степана Осиповича в организации минного дела в России, называли дедушкой русского минного флота". В учебных кругах за изобретение броневых наконечников для артиллерийских снарядов (благодаря чему русская артиллерия стала более мощной) Макаров получил звание Одно из самых почетных прозвищ – «Северный Витязь" высечено в стихотворной эпитафии на памятнике Макарову в Кронштадте. Он получил его за заслуги в освоении Севера, как организатор 2-х полярных морских экспедиций на ледоколе "Ермак". | "Победитель брони" "Северный Витязь» |
2 | Петр Великий Романов Петр Алексеевич (1672-1725). Росс. император | Своим образом жизни, государственной политикой он стремился приобщить своих подданных к морскому делу. | "Царь-моряк", "Царь-корабел", "Царь-плотник», «Работник на троне» |
3 | Потемкин Григорий Александрович (1739-1791). Крупный государственный и военный деятель. Генерал-фельдмаршал | В "Северной Пальмире" – Санкт-Петербурге, городе, стоящем на множестве островов, Петр I запретил строить мосты, а сообщение между островами разрешалось поддерживать только с помощью судов. Для ознакомления населения с навыками управления судами, в 1718 году был создан первый в России яхт-клуб – "Партикулярная верфь". Командующим любительским малым флотом, названным в шутку "Невским флотом, был назначен заслуженный сухопутный генерал Потемкин. В его обязанности вменялось: устраивать морские гуляния на Неве и строго следить "… Чтобы всех чинов люди, которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездили Невою-рекою на судах парусами". Остряки-моряки вскоре произвели Потемкина в звание "адмирал" и стали называть его "Невским адмиралом". | «Невский адмирал» Титул - князь Таврический |
4 | Беринг Витус Йонассен (Иван Иванович-часто в документах) (1681-1741) выдающий мореход | «Колумбы русские, презрев угрюмый рок, (пророческие слова Ломоносова) Один из первооткрывателей Америки | «Колумб Русский". |
5 | Шелихов Григорий Иванович (1747-1795) русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец из рода Шелеховых | Пионер освоения Аляски, основатель первых поселений в Русской Америке | «Колумб Русский"-удостоен этого титула после Витуса Беринга |
6 | Крузенштерн Иван Федорович (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн) (1770 -1846) российский мореплаватель, адмирал. Происходил из остзейских дворян | Его географические изыскания внесли весомый вклад в познание Мирового океана. Так, широко известный в свое время "Атлас Южного моря" – научный труд о Тихом океане, написанный адмиралом И.Ф.Крузенштерном, снискал автору имя | "Великого гидрографа Тихого океана". |
7 | Чичагов Василий Яковлевич (1726 - 1809) - российский мореплаватель и флотоводец, адмирал с 1782 года. | Знаменит тем, что дважды в 1764 и 1766 годах руководил секретной полярной экспедицией. Тайной целью ее было отыскание морского пути на Запад из Архангельска к берегам Северной Америки через моря Арктики. И хотя экспедиция главной цели своей не достигла, но за смелость и высокий морской профессионализм в морской среде Чичагова прозвали "адмирал Гренландского моря". | "Адмирал Гренландского моря". |
8 | Ушаков Федор Федорович (1744-1817) - русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790—1792). | В военном флоте за смелость, решительность и победоносность всех боев и сражений, почетным прозвищем "Морской Суворов" современники называли флотоводцев и П.С.Нахимова. | "Морской Суворов" |
9 | Попов Андрей Александрович (1821-1898) русский флотоводец, кораблестроитель, адмирал | Знаменитый кораблестроитель, строитель первых броненосных кораблей, за его настойчивость в развитии железного флота называли "поклонником брони". | "Поклонник брони» |
10 | Суворов Александр Васильевич (1730 -1800) генералиссимус | Участие в Семилетней войне, переход через Альпы в Италии и т.д. | Титул графа Рымникского - за «турков» - при Екате-рине Второй. Император Павел наг-радил полководца титулом князя Италийского. «Воинственный миротворец» |
11 | Максимин Фракиец, Гай Юлий Вер – Римский император в 235 – 238 гг. | Максимин выделялся своим огромным ростом – почти 2,4 м. | Он был очень жестоким правителем, за что получил прозвища «Циклоп» и «Тифон» |
12 | Авраам Линкольн (1809 – 1865) – 16-й президент США с 1861 по 1865 г | Главные достижения его как политика – победа в Гражданской войне Севера и Юга и отмена рабовладения. | За свои моральные качества получил прозвище «Честный Эйб». |
13 | Колчак Александр Васильевич (1873-1920) адмирал | Один из главных организаторов контрреволюции в Гражданскую войну. | «Белый генерал» «Верховный правитель России» |
14 | Екатерина Алексеевна Романова Екатерина Вторая (1729 – 1796) | Русская императрица (урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская), | «Северная Семирамида» |
15 | Дашкова (Воронцова) Екатерина Романовна 1744-1810 Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II | Княгиня, деятельница русской культуры. Участница переворота 28 июня 1762 г.В 1783 г. назначена директором Петербургской Академии наук. В 1783 г. составила устав и была назначена президентом Российской академии | «Северная медведица» |
16 | Багратион Петр Иванович (1765-1812) г. | Грузинский князь, русский генерал, ученик Суворова В битве при Бородино был смертельно ранен. Любимец солдат, которые именно так произносили его фамилию | «Бог рати он» |
17 | Воронцов Роман Илларионович (707-1783) | Прославился взяточничеством и злоупотреблением служебным положением при Петре 3. | «Роман - большой карман» |
18 | Лорис - Меликов Михаил Тариэлович (1825-1888) | «Бархатный диктатор» | |
19 | Павел 1 | «Русский Гамлет» - так называли его в Европе | |
20 | Ломоносов Михаил Васильевич | «Великий помор» | |
21 | Иван Антонович | «Железная маска русской истории» «Державный младенец» | |
22 | А.Н.Радищев | «Бунтавщик хуже Пугачева» (Екат.2) | |
23 | Меншиков Александр Дмитриевич | «Полудержавный властелин» | |
24 | Нессельроде Карл Васильевич (1780-1826) Министр иностранных дел в 1801-1856 гг | С 1816 г. министр иностранных дел в течение 40 лет. По мнению современников, не отличался проницательным умом и твердым характером, не имел собственной линии во внешней политике. Отличный проводник идей монархов, за что его порой с усмешкой именовали «кисельвроде» | «Кисельвроде» |
25 | Михаил Федорович | «Слабоумный карлик» | |
26 | Алексакндр Первый | «Коронованный Гамлет» |