Классному руководителю

Донцова  Валентина  Алексеевна

Подборка интересных материалов в помощь классному руководителю.Сценарии праздников, игры для детей,работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические игры и упражнения

Упр. «Комплименты»

Начинается со слов «Мне нравится в тебе…». Ребенок говорит эту фразу всем участникам, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным, стараясь, чтобы они были разными. После желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного узнали о себе, понравилось ли им говорить комплименты.

Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

Упр. «Путанка»

В группе выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий входит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук.

Это помогает детям почувствовать свою принадлежность к группе.

Упр. «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

- подняться и сойти со стула;

- проползти под столами;

- обогнуть «широкое озеро»;

- пробраться через «дремучий лес»;

- прятаться от «диких животных» и т.д.

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Это способствует развитию сплоченности группы.

Упр. «Мышь и мышеловка»

Необходимое число играющих – 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс (можно сесть). Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то, найти другие способы, чтобы выбраться. Взрослый следит, чтобы никому не было больно. Если мышонок загрустил, взрослый регулирует ситуацию: «теперь вместе поможем мышонку, расслабим ноги, пожалеем его…»

Упр. «Качели»

Могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встаёт сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2-3 минуты.

Сидящий не должен цепляться ногами за пол и открывать глаза (можно надеть на глаза повязку). Затем участники меняются местами.

Упр. «Гармоничный танец»

Участвуют двое. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг напротив друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.

Важно не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить сначала выполнять с открытыми глазами.

Упр. «Какой я есть и каким бы я хотел быть»

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке – таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким бы он хотел быть. Работа с рисунками строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, поза, настроение, обстановка.

В психологии считается, что различия отражают самооценку ребенка. Если наблюдается совпадение между реальным и идеальным, у ребенка несколько завышена самооценка. При незначительном расхождении самооценка адекватная.

Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок неаккуратный. При рисовании идеального-Я используется большое количество цветов, яркая одежда с элементами, подчеркивающими внешнюю красоту, в ситуациях выполнения положительных поступков.

После – обсуждение. Ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким хочет быть.

Упр. «Зоопарк»

Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями («в клетках»). Каждый изображает свое животное, другие угадываю. После того, как всех узнали, клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, кричат, рычат.

Упр. «Волшебный мешок»

Перед проведением необходимо обсудить с ребенком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может, обижен на кого-то. Затем предлагается сложить в мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. Этот мешок выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в мешок свои отрицательные эмоции.

Можно использовать еще один волшебный мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые хочет.

Это направлено на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Упр. «Страна Х» (коллективный рисунок)

Предусматривается совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый тоже может участвовать.

Это помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе.

Упр. «Спина к спине»

Дети садятся спиной друг к другу. Задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-либо друг другу. После дети делятся впечатлениями. Взрослый помогает, задавая вопросы типа: - Было ли вам удобно? – Не хотелось ли что-нибудь изменить? Лучше, если тему разговора придумают сами дети, но взрослый может им и помочь.

Упр. «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку по очереди.

Упр. «Глаза в глаза»

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции (Я грустный, помоги мне!, Мне весело, давай поиграем!, Я не хочу с тобой дружить!)». Далее – обсуждение, как эмоция передавалась и воспринималась.

Упр. «Биография по фото»

Понадобится несколько фотографий. Лучше, если фотографии принесут сами дети, но тогда следует проследить, чтобы каждому ребенку досталась не та фотография, которую он принес. Дети составляют рассказы о людях, изображенных на фотографиях. Особое внимание обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек и каковы возможные причины этих переживаний.

Это развивает эмпатию.

Ролевая гимнастика

1) Рассказать известное стихотворение:

- шепотом

- с пулеметной скоростью

- со скоростью улитки

- как робот

- как иностранец.

2) Походить как:

- младенец

- глубокий старик

- лев

3) Улыбнуться как:

- кот на солнышке

- само солнышко

4) Посидеть как:

- пчела на цветке

- наездник на лошади

- Карабас-Барабас

5) Попрыгать как:

- кузнечик

- кролик

- кенгуру

6) Нахмуриться как:

- осенняя туча

- рассерженная мама

- разъяренный лев.

Направлено на снятие напряжение, эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.

Упр. «Сказка по кругу»

Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют истории – говорят по предложениям. В конце – обсуждение, понравилась ли сказка, что чувствовали, говоря по кругу, что делали, если хотелось поправить другого ребенка.

Это помогает выразить свою индивидуальность, учит адекватным способам взаимодействия, взаимопомощи, умению спокойно выслушивать собеседника. Сначала большинству детей сложно, они оглядываются на взрослого.

Упр. «Дорисуй»

Ведущий проводит на классной доске несложную линию, останавливается и дополняет ее несколькими штрихами, чтобы получилось изображение какого-либо предмета, зверька. После этого снова проводит линию, чтобы было нетрудно изобразить общеизвестные предметы. Предлагает детям на своих листках провести такую же линию и попытаться из нее что-то нарисовать.

Выполнившим задание ведущий предлагает повторить свои рисунки на доске и оценивает их работу количеством очков в зависимости от проявленного остроумия, находчивости. Если число желающих показать рисунок быстро растет, он усложняет линии.

Затем сами ребята начинают рисовать на доске замысловатые линии, но такие, которые в случае отказа остальных они могли бы сами дополнить для получения реального предмета.

Это не требует особых способностей, можно ограничиться простыми рисунками.

Игра «Заколдованные и маги».

Правила таковы: одна команда в течение одной минуты, сидя на стульях,  изображает заколдованных людей: должна погрузиться в себя, застыть, но не прятать глаза, смотреть прямо, не моргая.

Вторая команда должна подбежать и попытаться расколдовать соперников. Но ее игроки тоже имеют ограничения – нельзя дотрагиваться до участников руками и кричать в ухо.

Это проверка устойчивости и находчивости команд.



Предварительный просмотр:

Тренинговые задания для сплочения коллектива

Правила тренинга. 

1. Правило участия. В упражнениях тренинга участвуют все – иногда одновременно, иногда по очереди, но все!

2. Правило «здесь и сейчас». На тренинге говорят о том, что происходит на занятии, о проявлениях, общении, отношениях, которые возникают или предъявляются на тренинге; на обращение к внетренинговому опыту, как правило, запрет. Это трудно.

3. Правило обратной связи. Каждый имеет право получить информацию, мнение, оценку своих действий. Просьбу об обратной связи необходимо выполнять. Но без разрешения участника мнение о нем, его оценка не могут быть представлены.

Часто работа идет в кругу. Круг – это равенство. Это возможность видеть и слышать друг друга, увеличивает взаимное эмоциональное заражение. Это возможность общности, целостности.

Настрой 

«Улыбка». По кругу запускается импульс в виде доброй улыбки 

«Комплимент». Деление на «первый-второй», первые номера образуют внутренний круг, вторые – внешний. Первые поворачиваются на 180 градусов, чтобы образовались пары из первого и второго номеров. По хлопку ведущего все одновременно первые номера говорят комплимент второму номеру, затем – наоборот. По следующему хлопку весь второй круг перемещается на шаг вправо, комплименты продолжаются. Затем следующий хлопок и т.д.

 

«Хохотушки». В центре круга ведущий подбрасывает платочек (пакет). Пока он летит, все хохочут. Только коснулся пола – умолкают. Нарушившие правило штрафуются заданием.

«Научись слушать». Парная работа. Один рассказывает что-то важное, другой меняет реакцию – от полной заинтересованности через безразличие до смеха. Вывод: качество общения зависит от обеих сторон.

Знакомство

«Мои ожидания сегодня». Вешается плакат. Каждый подходит и пишет, чего он ожидает от общения с этим коллективом. Прочитанные пожелания не имеем права нарушить.

 

«По имени». Все становятся в круг. Ведущий бросает кому-либо мяч и называет свое имя. Участник бросает следующему, называя свое имя, третий – четвертому и т.д.

Через несколько минут правила меняются: мы бросаем мяч и при этом сами называем имя того, кому его бросаем.

«Ломка льда». Все становятся в круг. Бросают друг другу мяч (игрушку), называя какую-либо информацию о себе.

«Ромашка». Вокруг желтой серединки располагаются лепестки по количеству участников. Каждый берет лепесток, записывает свое имя и на каждую букву придумывает слово, как-то связанное с ним самим. (Потом можно передать другому, чтобы на обратной стороне, пронумеровав ее №2, другой участник придумал свое слово на каждую букву, связанное, по его точке зрения, с первым участником. Возможен также вариант смешения исписанных лепестков с целью определения их владельцев)

«О нем…» То есть об этом слове. На листе напишите, с чем ассоциируется слово, например, нос, пятка, усы.

 

«Методика неоконченных предложений» (относится к методикам изучения индивидуальности)

Задание: завершить предложение.

Направление «учение или интеллект»

Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто ...

Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто...

Больше всего мне нравится, когда учитель…

Больше всего мне не нравится, когда учитель…

Мне нравится моя школа за то, что …

Мне не нравится моя школа за то, что …

Я хотел бы, чтобы в школе …

Я не хотел бы, чтобы в школе…

Мне интересно на уроках, когда…

Мне неинтересно на уроках, когда…

Я выбираю трудные задания на уроках, потому что…

Я выбираю легкие задания на уроках, потому что…

Я считаю, что хороший учитель – это тот, кто…

Я считаю, что хорошая школа – это школа, где…

Если бы я был учителем, …

Если бы я был классным руководителем, …

Направление «нравственность»

Добро – это… Зло – это…

Любовь – это… Ненависть – это…

Дружба – это… Враждебность – это…

Честность – это… Хитрость – это…

Открытость – это… Подлость – это…

Совесть – это… Наглость – это…

Порядочность – это… Право – это… Обязанность – это…

«Ранжирование понятий». Проранжируйте понятия по степени личной значимости (т.е. присудите места):

Друзья, Профессия, Слава, Семья, Богатство, Здоровье, Общение, Родина, Деньги, Квартира, Любовь, Талант, Способности (после этого станут ясны проблемы, которые нуждаются в решении)

«Интервью». В кругу – доброволец. Задаются 10 интересных вопросов, если одновременно, то порядок определяет ведущий. Интервьюируемый имеет право отказаться отвечать на какой-то вопрос: «Ответа нет». Ведущий тоже может задавать вопросы, углубляя взаимоузнавание. После окончания – спасибо, похлопаем. Далее – интервью в звездочках. Выбираются несколько человек (3-5) в центр, лицом к кругу. Другими участниками из круга решается, с кем из выделенных ребят они хотели бы делать упражнение «интервью». Подходят к выбранному (лидеру) и встают друг за другом, образуя лучики. По очереди, не мешая друг другу. Если какой-то лучик становится длиннее других, вход в него останавливается.

Лучики-группы располагаются малыми кружками. Ведущий назначает координаторов, их  обязанности – поддерживать интервью в хорошем темпе, если потребуется, устанавливать очередь. Ведущий говорит, что может присоединиться к любому кругу, и у него будут такие же обязанности, как у всех: он может задавать вопросы, а координатор его может назначить интервьюируемым.

По хлопку интервью начинается.

Когда в кругах закончено, по каждому опрошенному решается, какие 3-5 интересных идей, сведений группа скажет о нем на большом кругу. При этом участник имеет право-вето на вынос из круга какой-то информации.

В большом кругу лидеры звездочек говорят о каждом самую интересную информацию. Желательно и о ведущем.

«Неожиданный вопрос». Участники в кругу. Каждый должен придумать неожиданный вопрос для любого из присутствующих. Вопрос должен быть необычным, нестандартным (Например, почему ты вчера ехал в троллейбусе в скафандре?). Тот, кому адресован вопрос, должен реагировать на него как на реальный и дать исчерпывающий ответ. Затем он задает свой вопрос любому другому.

«Счетная машинка» (по А.П. Ермоловой)

Участники в кругу. Им предлагается рассчитаться по порядку номеров и запомнить свой номер. Далее необходимо вместе выучить ритмический рисунок:

- хлопок двумя руками по коленям – правой по правой, левой по левой.

- щелчок пальцами правой руки.

- щелчок пальцами левой руки

- снова по коленям.

Когда группа начнет выполнять их ритмично и синхронно, можно изменять темп (постоянно ускоряя за преподавателем). После этого вводится речь.

На щелчок правой руки участник произносит свой порядковый номер, на щелчок левой руки – следующий за ним номер (один - два). На хлопок по коленям все молчат, затем тот, у кого порядковый номер два, на щелчок правой говорит «два», на щелчок левой – три и т.д. по кругу.

Когда все, не нарушая ритма, справятся, переходим к следующему этапу.

Теперь на щелчок правой руки говорящий называет свой номер, а на щелчок левой – любой другой номер (не по порядку). Игрок, услышав свой номер, в момент хлопка по коленям должен собраться, и со щелчком правой руки назвать свой номер, а со щелчком левой – какой захочет сам. Так речь движется на фоне общих для всех движений, создающих ритм игры. (Вначале могут быть затруднения). Затем игра идет на выбывание (кто ошибся, кладет руки на колени и не выполняет). Оставшиеся должны помнить, какие номера выбыли, и не называть их, иначе тоже выбывают.

«Испорченный телефон» (или «Испорченный видеомагнитофон»). От первого к последнему участнику передается фраза (или эмоция, тогда глаза у всех закрыты), ее необходимо как можно точнее воспроизвести последним участником. Вывод: так рождаются сплетни.

«Оценивание героев». Рассказывается какая-либо история. Задание – классифицировать героев, присвоив им номера от 1 до 4. Человек, которого одобряете более всего, получает 1, менее всего – 4 (если количество героев 4)

Сплочение

«Кое-что знаю». Каждый может сказать: «Я кое-что знаю». Мы хором спрашиваем: «Что?» Участник: «Мы все теперь бурые медведи». Группа: «Да, мы все хотим быть бурыми медведями». И все перевоплощаются. Ходят большими шагами, покачиваясь. До тех пор, пока кто-то из участников ни скажет: «Я кое-что знаю!».

«Странное существо». Из цветной бумаги командами вырезываются детали человеческого тела. Несогласованно, молча! Соединяются. Выводы: важна сплоченность и единство подходов.

«Живое ранжирование». Просим выстроиться участников по кругу по определенным внешним критериям. Желательно, чтобы каждый следующий критерий был сложнее предыдущего. Например, сначала по росту, потом по цвету волос, потом по цвету глаз. Последнее – по возрасту, причем ни говоря ни слова…

«Японская бабочка». Один доброволец становится в круг, остальные  - по кругу. В центре – птица Тори, вокруг – бабочки. Тори вытягивает руку ладонью вверх и закрывает глаза. Каждый, шагая по кругу, должен дотронуться до ладони. Тори должна поймать. Если бабочка поймана, она становится такой же Тори и так, пока не останется одна бабочка-победитель. Ей дружно аплодируют.

«Скульптура». Разбиваемся на тройки. Выбираются роли скульптуры, глины и скульптора. Располагаются так, что глина не видит скульптуру, а скульптор видит. Скульптура позирует, изображая себя, скульптор вербально описывает то, что делает скульптура. Глина должна скопировать объяснение скульптора.

«Роли». Вариант 1. У каждого в подгруппе есть набор карточек. На каждой написан определенный образ. Кого из группы вам легко представить в перечисленных образах?

- торговец на базаре

- просящий милостыню

- сидящий на троне царь

- палач, выполняющий свою работу

- клоун в цирке

- строгий учитель

- внимательный врач

- добрый повар

- разведчик, пробирающийся в стан врага.

Вариант 2. Необходимо определить самый артистичный показ ситуации. От каждой подгруппы выбирается один эксперт, который будет определять игру актеров.

Ситуация: «Вы – родители, у вас 7-летний сын. Он хочет идти во двор гулять в новой куртке, а вы хотите, чтобы он ее поберег и шел гулять в старой». Задача – показать различные формы общения:

- просьба

- распоряжение

- уговоры

- мольба

- приказ.

 «Помоги другу». Один доброволец в центре. Вокруг него – небольшой круг, участники держатся за руки.. За ним – круг еще больше. Задается тема или на выбор из нескольких. Оба круга высказывают аргументы, но ближний – в пользу чего-либо, второй – против. Если аргумент рациональный и подходит стоящему в центре, первое кольцо сжимается на 1 шаг. Если нет, кольцо на 1 шаг расширяется. И так до полного смыкания или размыкания рук. Делятся ощущениями.

 «Научись доверять». 1 вариант: Несколько стульев в кругу. Одному из пары завязываются глаза, второй его водит между стульев. Затем меняются ролями. Движение начинается одновременно всеми парами. После – описать ощущения.

2 вариант: «Траст — фол». Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель» для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине.

Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро).

Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.

• Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;

• Руки — скрещены на груди и сцеплены в замок;

• Голова немного откинута назад;

• Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.

Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:

1) ПАДАЮЩИЙ: «Готовы страхующие?»

2) СТРАХУЮЩИЕ: «Страхующие готовы»

3) МАЭСТРО: «Падай».

После приземления покачайте товарища на руках — проявите ласку.

Перед окончанием

«Импульс».  Стоят по кругу. Ведущий запускает легкий импульс вправо или влево. Если прошел легко или застрял, обсуждается, считается количество заметивших импульс.  Усложняется, делается менее заметным.

 «Движение вслепую». С завязанными глазами по хлопку ведущего расходятся из круга, при прикосновении пожимают руки, пытаются понять, кто это. По второму хлопку берутся за руки, встают в круг, пытаются определить, кто соседи.

«Биг-Мак». Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Рефлексия.

Просим вспомнить и назвать все, что было на занятии. Высказать мнение в форме «Я-высказываний»: «Мне показалось важным…», «Я понял, что …», «Я почувствовал, что…», «Я думаю, что…». Допускается правило магического слова «Пропускаю». Ведущий тоже выражает «Я-высказывание».

«Волшебная паутина». Нужен клубок. Все сидят по кругу. Возможность обратиться с желаемыми словами к кому-либо, при этом оставляя конец нити у себя, а клубок передавая выбранному адресату. До тех пор, пока клубок не побывает у всех. Потом паутина поднимается и представляем, что по ней движется положительная светлая энергия.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: