Требования к оформлению исследовательских работ обучающихся
Рекомендации по оформлению научно-исследовательских работ обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_napisaniyu_issledovatelskikh_rabot.doc | 44 КБ |
Рекомендации по оформлению индивидуального проекта 10-11 кл. | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к оформлению научно – исследовательских работ обучающихся
К исследовательской работе школьника, к ее оформлению предъявляются те же требования, что и к любой научной статье или отчету. Необходимо придерживаться стандартов и правил, выработанных за многие годы в научной литературе.
1. Оформление работы.
- Шрифт - Times New Roman, размер 14 кегль
- Интервал полуторный
- Границы сверху и снизу – 2 см: слева – 3 см, справа – 1,5 см
- Нумерация страниц должна быть обязательно. На первой странице – титульном листе- № не ставится
- В тексте необходимо установить функцию переноса слов
- Оформление должно быть единообразным на протяжении всей работы, то есть используемые варианты выделений в тексте должны сохраняться во всех разделах работы.
2. Требования к комплектности работы.
- Титульный лист
- Содержание
- Введение
- Основное содержание работы
- Список использованных источников и литературы
- Приложения (если в них есть необходимость)
2.1. Титульный лист.
На нем должна быть отражена следующая информация:
- Где выполнена работа
- Название темы (оно должно отражать суть исследования и соответствовать поставленной цели). Кто выполнил
- Научный руководитель (учитель какого предмета, ученые степени)
- Город и год выполнения.
Внимание! Шапка на титульном листе должна быть обязательно. Для участников школьных секций НОУ она оформляется в соответствии с Уставом школы. Обязательно указать, что это научное общество учащихся.
2.2. Содержание.
Пример:
Содержание. Стр.
Введение 3
Глава 1 …………………………. 5
1.1 ……………………….. 6
1.2 ……………………….. 9
Глава 2 …………………………. 12
2.2 ……………………… 15
2.3 ……………………… 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
Приложение
После слов «введение», «заключение», «список используемых источников и литературы, а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.
2.3 Введение.
Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы и цели работы. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач. Обычно во введении содержится обзор литературы по интересующей автора проблеме. Особое внимание уделяется анализу источников, который показывает уровень понимания автором выбранной темы, правильность постановки цели.
2.4. Основной текст.
Каждую главу необходимо начинать с новой страницы. Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию, состоящую из номера раздела и подраздела, разделенные точкой.
Пример:
- ……
1.1.
1.2.
Обратите внимание! Дословное воспроизведение какого-либо текста в виде цитаты, а также заимствования из источника или научной литературы без оформления цитаты, обязательно должны сопровождаться ссылкой на источник информации и оформлением сноски, в которой необходимо привести те библиографические сведения и цитируемом, рассматриваемом ил упоминаемом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска. Сноски должны быть постраничными с точным указанием страниц, при этом сначала ставится заглавная буква С с точкой, а потом идут страницы.
Сноска делается следующим образом: курсор ставится в конце заимствованного текста, вверху, на панели инструментов, нажать Вставка, выбрать Ссылка, в Ссылке выбрать Сноска.
Пример:
Русская национальная идея – это не просто набор сухих фраз, с которыми согласно большинство населения, это «понятное всем духовное обоснование предназначения русского народа и само его раскрытие».[1]
2.5. Заключение.
В заключении отражаются выводы, полученные в каждой главе. В целом автор должен подвести итоги своего исследования. Заключение – это только аналитика автора без цитат, сносок, заимствований. Также можно указать основные направления, по которым следовало бы продолжать научную работу в выбранном направлении.
2.6. Список использованных источников и литературы.
Список составляется по категориям. В первую очередь описываются источники, справочные издания (словари).
Обязательно указывать место и год выпуска книги, а также количество страниц.
Обратите внимание! Материалы из Интернета могут быть и в разделе Источники, и в других разделах списка.
Обязательно описание книг должно стоять в алфавитном порядке по фамилии автора. Нумерация сквозная через весь список.
Пример:
Список использованных источников и литературы:
- Источники:
- Бердяев Н. Русская идея. Судьба России/Н.Бердяев//М., ООО: «Издаельство В. Шевчук». – 2000.-541 с.
- Достоевский Ф. Дневник писателя/ Ф. Достоевский// htp://www.panasia.ru.
- Ельцин Б.Записки президента/ Б. Ельцин. – М.: Огонек, 1994.-416 с.
- Исследования:
- Внешняя политика Российской Федерации (1992-1999): Учебн. Пособие/Отв.ред. А Торкунов. – М.:РОССПЭН, 2000.-237 с.
III. Статьи:
- Алексеева Т., Капустин Б.Каковы идеологические условия общественного согласия в России?/ Т. Алексеева ,Б. Капустин//Полис.-1997.-№3.-С. 42-46.
IV.Справочные издания:
6. ……………
[1] Бердяев Н. Русская идея. Судьба Росси/Н. Бердяев//М., ООО: «Издательство В. Шевчук».-2000.-С.402.
Предварительный просмотр:
Список источников и литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление /Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Антипова Н.В..Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы. М.»Просвещение»,2019.
Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.
4. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
6. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.
7. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.: Аванта+, 2013.
8. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Владос, 2014.
9.Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.:НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт, 2011.
Интернет-ресурсы
1. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
2. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy). Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
3. Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцы России.рф/organizations/55619/info).
5.Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/activities/).
6. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
7. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
8. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).
9. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https:// konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
10. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
11. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
12. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
13. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://startupnetwork.ru/startups/).
14. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/mini-pererabotka-plastika).
15. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyayadevoch-ka-postroila-robota-kotoryy/).
16. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.ru/forum/view/1257990).
17. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
18. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
19. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
20. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
21. Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-montazha-video).
22. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).
I. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Чтобы работа над индивидуальным проектом была успешной, необходимо четко соблюдать последовательность ее выполнения:
- Выбрать из предложенного списка тему индивидуального проекта.
- Подобрать и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники, интернет-сайты, статьи и т.д.).
- Составить список использованной литературы.
- Определить структуру работы (составить план)
- Обосновать актуальность темы индивидуального проекта
- Оформить введение, основную часть и заключение работы
- Подготовить и оформить приложения
- Оформить титульный лист
- Представить работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при наличии вопросов)
- Подготовить презентацию
- Подготовиться к защите индивидуального проекта
II. ИЗЛОЖЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Индивидуальный проект предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию.
Выполнение этих задач облегчается анализом литературы, который проведен студентами при отборе и первичной проработке материала и зафиксирован в конспектах. Теперь особое значение приобретает систематизация сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных выводов. Здесь же уточняется и принимается окончательный вариант плана индивидуального проекта.
III. СТРУКТУРА РАБОТЫ
Введение
Основное содержание
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Введение
Введение является важной составной частью каждой работы. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности).
Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:
- Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала работы над проектом.
- Обоснование актуальности выбранной темы – это прежде всего ответ на вопрос «почему я выбрал(а) эту тему, чем она меня заинтересовала, почему важно исследовать эту тему, чем она значима для текущего момента, для современной ситуации».
- Определение объекта и предмета исследования.
Объект - реальность, которая существовала (существует) независимо от исследователя
Предмет - часть объекта, включенная в познавательную деятельность, т.е. то, что подвергается непосредственному изучению.
Пример: объект - общественное движение в России в XIX в.
Предмет - революционно-демократическое направление общественной мысли в России XIX в.
- Постановка цели.
Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.
- Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.
Основные задачи отражают последовательность достижения цели. Должно быть представлено не менее трех задач.
- Обоснование методологической базы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.
- Историография проблемы - краткий обзор литературы и источников
- Вывод – это обобщение, которое необходимо сделать при завершении работы над введением.
Основное содержание
Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее трех страниц текста. То есть в целом объем главы должен составлять, как минимум, 6 страниц.
Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей, чем основной текст) и пробелом (пропуском строки).
В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/ главы/ параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения – он находится в последнем абзаце текста.
Содержание проекта должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
- не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
- при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
- каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
- при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки (приложение 3).
Заключение
Заключение – самостоятельная часть индивидуального проекта. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:
- основные выводы в сжатой форме;
- оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.
Основная задача заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.
Список источников и литературы.
Список источников и литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.
Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:
- автор (фамилия, инициалы);
- название, подзаголовок;
- выходные данные (место издания, издательство, год издания, ISBN).
Пример: Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. - Москва: Просвещение, 1997. - 384 с: ил. - ISBN 5-09-007612-Х
Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:
- название сборника, журнала, газеты;
- место издания и год издания (если сборник);
- год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.
Пример:
Журнал: Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации / О.Ю. Пленков // Обществознание в школе. – 1999. - №1. – С.10-16.
Сборник: Кострова А.М. Воины-интернационалисты Богородской земли в афганской войне 1979 – 1989 гг. / А. М. Кострова // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ – начала ХХI в.: к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Д.П. Самородов, зам. отв. Редактора А.А. Богданова. – Стерлитамак, 2019. – С. 44 – 49.
При написании индивидуального проекта могут быть использованы диссертации и авторефераты:
- автор, название
- вид работы (диссертация или автореферат диссертации)
- научный руководитель (в диссертации)
- место защиты диссертации
Пример:
1. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 - начало 1950-х гг.: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; науч. рук. Н. А. Болотов; АГУ. - Волгоград, 2013.- 277 с.
2. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 - начало 1950-х гг.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; АГУ. - Волгоград, 2013.- 277 с.
Интернет-ресурсы оформляются следующим образом:
- автор, название / название книги, сборника
- название сайта
- адрес (ссылка)
- указание даты обращения
Пример: Маслов Е.Н. Богородский уезд: 1905-1917 годы / Е. Н. Маслов // Богородск-Ногинск. Богородское краеведение [сайт]. URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty/1_1905_17.html (дата обращения: 01.01.2019 г.)
В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, заглавия книг и статей, названия городов.
Приложения
В работе могут иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы (копии документов, схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер).
Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки.
В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Принимается только машинописный вариант текста – компьютерный набор.
Шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, междустрочный интервал – полуторный; текст форматируется «по ширине».
Поле страницы: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1,5 см; отступ красной строки – 1,25 см.
Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4.
Объем работы – 15 - 25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.
Заголовки печатаются заглавными буквами на первых двух и более строках текста, которые центрируются, точка в конце заголовка не ставится.
Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т.п.
Титульный лист содержит следующие атрибуты (Приложение 1):
- название учебного заведения;
- название работы,
- сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, курс, группа) и научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность);
- год выполнения работы.
Титульный лист не нумеруется.
Оглавление
Это вторая страница работы. Она также не нумеруется. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются.
Все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы.
Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр»/«страница».
Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими. Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центре нижнего поля страницы.
V. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
1. Необходимо заранее подготовить тезисы выступления.
- Выступление должно быть кратким.
- Если вы хотите подчеркнуть важность и сложность вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность.
- Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов
- Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.
- Будьте особо внимательны к вопросам и не бойтесь дополнительных вопросов.
- Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Не бойтесь уточнить или переспросить вопрос.
- Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу вы не готовы.
2. Выступление сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации