Информационная карта инновационного опыта
Инновационный опыт работы по организации профориентации школьников начинается с 2006 года, после написания грантовых Проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационная карта инновационного опыта работы | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Учреждение | МБОУ СОШ № 1 г. Оха имени А.Е.Буюклы., ул. 60 лет СССР, 32/1; 3-08-65; 3-16-10;3-18-55; факс 3-18-55; электронный адрес: skool1@mail. ru | ||
Стаж работы в должности | 26 лет | ||
1.Тема инновационного (передового) педагогического опыта | «Организацияусловий для развития мотивации к профессиональному самоопределению учащихся» | ||
2. Источник изменений( противоречия, новые средства обучения образовательной деятельности) | Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют новых подходов к профессиональному определению молодёжи. В последнее время в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно- воспитательном процессе. Для достижения результатов необходимо помочь ребенку в выборе образовательного и профессионального маршрута, установить социальные связи и разработать маршрут профориентационных экскурсий, организовывать и проводить тематические встречи с интересными людьми, разработать выставки профориентационной направленности, организовать подбор ролевых и деловых игр, выступать о профессиональном самоопределении старшеклассников на родительских собраниях, совещаниях. Для формирования решения о выборе профессионального маршрута и реализации карьерных замыслов необходимо организовать мероприятия позволяющиеактивизировать познавательные процессы у обучающихся к выбору профессии, научить анализировать соответствия личных качеств, способностей, склонностей, ценностных установок человека выбранной профессии. Выявление организаторского, интеллектуального, творческого потенциала школьника будет формировать представления учащихся о выбираемой профессии. | ||
3.Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.) | Опыт основывается на идеях, изложенных в работах С.Н.Чистяковой, Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Т.В.Беловой, О.Н.Большакова и др., впоследствии отраженных в Концепции модернизации российского образования:
| ||
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Применение личностно-ориентированного подходаспособствует изменению организационного поведения школьников, которое предполагает: стремление активно участвовать в жизни школы, максимально способствовать достижению её целей, сделать максимум возможного.Участие социальныхпартнеров способствует ориентации и помощи, учащимся в профессиональном самоопределении, поддержки в решении экзистенциальных проблем, развитии современной перспективы, способности к целеполаганию, развитию психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения. | ||
5. Условия реализации изменений | Педагогический опыт может быть использован для предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников 8-11 классов. | ||
6. Публикация (если есть) | Статья: «Методы профориентационной работы в современной школе», на сайте infourok.ru28.04.2017; Статья: «Временная перспектива будущего и её влияние на профессиональное самоопределение старших школьников» 14.10.2017., Свидетельство о публикации №258981 в сетевом издании «Педагогический Журнал» в категории «Основное общее и среднее/полное образование»; Статья: «Социальное партнерство одно из важнейших стратегических ориентиров образовательной среды», Серия ФФ №6942 от 08.11.2017., Свидетельство о публикации. Международный образовательный журнал «Педагог»; | ||
7.Результаты изменений (использование предлагаемых способов обучения и воспитания) | Главной задачей современного этапа является достижение нового качества образования, качества, которое проявляется в усилении личностной направленности образования, в создании условий для проявления активности школьников, в увеличении возможностей выбора. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего профессионального пути. Важно правильно выбрать ориентиры образовательной среды. Ключевое направление в развитии социальных связей школы занимают отношения со структурами и организациями, влияющими на профессиональное самоопределение школьников. Это учреждения дополнительного образования, учебные заведения профессионального образования, учреждения социальной защиты, органы здравоохранения, учреждения культуры и спорта, территориальные службы и отделы занятости, межшкольные комбинаты, органы внутренних дел, средства массовой информации. | ||
III. Описание инновационного опыта учителя | |||
Профессиональная деятельность в жизни человека является основой в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждения и самореализации. Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает должных знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной карьеры, о правилах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Она не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Психологи считают, что неуспех человека в профессиональной сфере, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, то есть нарушает состояние внутреннего здоровья, что вызывает проявление ассоциативных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Создание школьного кабинета профориентации «Компас» позволило расширить знания учащихся о возможности выбора профессии и самих профессиях, оптимизация процесса выбора профессии происходит в соответствии с личными интересами школьников и потребностями рынка труда. У учащихся происходит формирование профессиональных интересов, способностей, мотивов профессионального выбора. Учащиеся 8-11 классов подходят к выбору профессии осознанно, с учетом индивидуальных особенностей. Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу. Изменение школы –объективный процесс. Главной задачей современного этапа является достижение нового качества образования, качества, которое проявляется в усилении личностной направленности образования, в создании условий для проявления активности школьников, в увеличении возможностей выбора. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего профессионального пути. Важно правильно выбрать ориентиры образовательной среды. Ключевое направление в развитии социальных связей школы занимают отношения со структурами и организациями, влияющими на профессиональное самоопределение школьников. Это учреждения дополнительного образования, учебные заведения профессионального образования, учреждения социальной защиты, органы здравоохранения, учреждения культуры и спорта, территориальные службы и отделы занятости, межшкольные комбинаты, органы внутренних дел, средства массовой информации. Сегодня можно констатировать, что в жизнь образования входит еще одно новое понятие – социальное партнерство. В современных условиях никакое правительство, предприятие, компания или образовательное учреждение не могут действовать без сотрудничества с партнерами и потребителями. Какой бы ни была общественность, успех взаимодействия определяется взаимопониманием. Без хороших отношений невозможны ни постановка целей, ни согласованность действий и их реализация. Изменяющиеся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. В нашей школе помочь учащимся 8-9 классов ориентироваться в сложном мире труда, призван новый экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера». Для учащихся профильных классов курс «Планирование профессиональной карьеры». В начале года проводится диагностика учащихся с целью выявления готовности планирования личностных и профессиональных перспектив. Не все учащиеся задумываются о необходимости выбора профессии -10 процентов, задумывались, но еще не выбрали – 58 процентов, определились с выбором профессии – 32 процента. И эти, в том числе данные способствовали написанию социального проекта «Профессий разных много…». Операторы шельфовых проектов компании «Элвари Нефтегаз» и «Эксон» выделили средства, и в нашей школе был открыт кабинет профориентации «Компас». Кабинет был укомплектован необходимым оборудованием, закупить методическую литературу. На базе кабинета проходят уроки экономики, курса «Твоя профессиональная карьера», «Планирование профессиональной карьеры». Проходят встречи с людьми, работающими в различных сферах деятельности и профессий. На уроках используются современные образовательные технологии. Представители бизнеса участвуют в совместном проведении ролевых игр. Представители службы занятости проводят занятия и информируют учащихся на предмет профессионального маршрута и востребованости специалистов в Охинском районе на перспективу. Учащиеся профильного «Роснефть –класса» принимают участие в научно-технических конференциях молодых специалистов компании, семинарах-тренингах на командообразование, профориентационных экскурсиях на предприятия компании. Учащиеся 8-11 классов выезжают на экскурсии предприятий нашего города: ООО «ОМЗ»; ООО «ТЭЦ»; УМНГ; НГДУ и другие. Налажены связи с профессиональными заведениями нашего города :ПЛ №6 и ФГОУ СПО СТЭТ, совместно с ними проводится заключительное мероприятие на параллели 9-х классов по курсу «ТПК» «Презентация портфолио». Ребята получают опыт в самопрезентации и работы с папкой личных достижений. Представители учебных заведений рассказывают о своих заведениях, правилах приема, организации образовательного процесса и маршрут движения учащихся после 9 –го класса. Успех реализации социальных связей школы, построение общественных отношений во многом зависят не только от руководителя, но и от рядового педагога школы, от сложившегося типа его организационного поведения, которое предполагает: стремление активно участвовать в жизни школы, максимально способствовать достижению её целей, сделать максимум возможного. Считаю, что все перечисленные приемы, методы и социальные связи способствуют ориентации и помощи, учащимся в профессиональном самоопределении, поддержки в решении экзистенциальных проблем, развитии современной перспективы, способности к целеполаганию, развитию психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения. | |||
IV. Экспертное заключение | |||
Уровень (масштабы распространения представленного опыта) и формы распространения изменений | Опыт Жукова Марины Владимировны имеет большое значение для образовательного учреждения МОУ СОШ №1 г. Охи реализующего программу « Школа –второй дом».Учитель выдвигает на первый план работу по предпрофильной подготовке и профильному обучению школьников. Успешно реализует себя в воспитательной программе «Профессий разных много…». Победитель в рамках реализации молодежной политики на территории муниципального образования «Охинский район» социального проекта «Профессий разных много…». Основное инновационное содержание проекта: создание кабинета профориентации для учащихся МОУ СОШ №1 для формирования готовности старшеклассников к основному выбору профессии. Марина Владимировна является организатором школьного профориентационного центра «Компас». Строит своюработу с учетом знаний возрастных и психологических особенностей учащихся. Её педагогический опыт работы по проблеме: «Внешние связи и социальное партнерство как показатель открытости и демократичности образовательного учреждения» обобщен и занесен в районную базу данных. (удостоверение № 3 ) Учитель охотно делится своим накопленным опытом с коллегами, выступая с докладами и сообщениями на педсоветах, заключительных методических конференциях, педагогических чтениях района и области. Таким образом, опыт Жуковой М.В. способствует расширению знаний учащихся о возможности выбора профессии и самих профессиях, оптимизации процесса профессионального выбора и дальнейшего образовательного маршрута. | ||
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Заместитель директора по ВРЛабузова Галина Михайловна, место работы: МОУ СОШ №1, телефон: 2-16- 10; glabuzova@mail.ru | ||
V. Информационные характеристики опыта | |||
Характеристика инновационного опыта | Обучение | Воспитание | Дополнительное образование |
| Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно - ориентированной модели обучения требуют новых подходов к профессиональному определению молодёжи. В последнее время в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно- воспитательном процессе - помощь ребенку в выборе образовательного и профессионального маршрута | ||
2.Цели и задачи | Создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы. | ||
3. Идея изменений | Опыт основывается на идеях, изложенных в работах С.Н.Чистяковой, Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Т.В.Беловой, О.Н.Большакова и др., впоследствии отраженных в Концепции модернизации российского образования:
| ||
4.Содержание образования | Система работы со старшеклассниками представляет сочетание учебной и внеурочной деятельности. | ||
5.Технологии, в том числе и ИКТ | Игровые технологии при завершении курса «Твоя профессиональная карьера» в форме ролевой игры «Презентация портфолио». Ребята получают опыт в самопрезентации, работы с папкой личных достижений. Представители ПЛ №6, ФГОУ СПО СТЭТ рассказывают о своих заведениях, правилах приема, организации образовательного процесса , узнают маршрут движения учащихся после окончания 9 –го класса. | ||
6.Средства |
| ||
7.Методы |
| ||
8.Организационные формы |
| ||
9.Образовательная среда | Раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка, Формирование индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников, внеклассная работа по предмету. | ||
10.Информационно-методическая среда | Школьный центр профориентации «Компас» готовит профориентационные стенды, есть подборка профориентационных часов, викторин, презентаций профессий, видеопрофессиограмм, деловых и ролевых игр. | ||
11. Информационные ресурсы | Методическая литература, ресурсы Интернета | ||
12.Организационные ресурсы | Положение о создании в МОУ СОШ №1 центра профориентации «Компас», план работы | ||
13.Мотивационные ресурсы | Самоактуализация педагога | ||
14.Кадровые ресурсы | ------------------------------------- | ||
15.Научно-методические ресурсы | Методический совет школы | ||
16.Материально-технические ресурсы | ---------------------------------------- | ||
17.Нормативно-правовые ресурсы | Положение о создании школьного центра профориентации «Компас» |
- в качестве учебных пособий для учащихся: учебник «Твоя профессиональная карьера»8-9 классы, автор С.Н. Чистякова.
- для учителя: методика «Твоя профессиональная карьера»8-9 классы, автор С.Н.Чистякова; программа «Твоя профессиональная карьера»8-9 классы, автор С.Н.Чистякова. Н.С. Пряжников «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники»8-11 классы. М.Ю.Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» 9-11 классы. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников 10-11 классов» 1, 2 части.
- создать специальные учебно- методические папки с распечатанными методиками по курсу.
- выделить кабинет для проведения уроков по курсу «ТПК», «ППК»;
- написать социальный проект и выиграть его для приобретения необходимого оборудования: компьютер-3 шт., ксерокс-1 шт., сканер-1 шт., принтер -1 шт., ламинатор-1 шт., брошюратор – 1шт., жалюзи на окна, мультимедийный проектор-1 шт., экран -1 шт., фотокамера-1шт;