Результаты профессионального образования
Применение результатов дополнительного профессионального образования:
Программа уроков библиотечно - библиографических и информационных знаний
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.3._programma_bbz.pdf | 256.23 КБ |
1.3._a._tit._list_chtenie-darenie.pdf | 36.7 КБ |
1.3._b._chtenie_-_darenie.docx | 64.83 КБ |
1.3._kruzhok_-_list_inf.docx | 251.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Материалы исследований позволяют говорить о падении интереса к чтению, изменении каналов получения книг. Правительство Ханты Мансийского автономного округа приняло постановление утвердить Концепцию поддержки и развития чтения в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре на 2018- 2025 годы (19.01.18 № 11-п).
Чтение – базовый компонент жизни ребенка, подростка, его воспитания и образования. Последние достижения психологической науки показали, что прежде чем школьник освоит информационную грамотность, он должен научиться читать, воспринимать и понимать написанное, без чтения нет ни образования, ни культуры. Чтение – это самая активная тренировка мозговой деятельности обучающихся. Она активизирует не только их мыслительную деятельность, но и чувственное восприятие, укрепляет память, развивает образные представления, вселяет позитивное отношение к миру, обеспечивает становление личности в целом.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одним из результатов обучения в школе должны стать «осознание обучающимися значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире», «воспитание квалифицированного читателя с сформированным эстетическим вкусом», умение «сознательно планировать свое досуговое чтение».
В связи с этим, разработана программа библиотечного кружка «Чтение - дарение», которая является неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса в школе. Кружковая работа даст возможность расширить представление учащихся о писателях и их творчестве, дает возможность глубже изучить литературные интересы детей, понять их увлечения, которые влияют на формирование мировоззрения.
Основная идея программы заключается в привлечении обучающихся к библиотеке, чтению, книге и через чтение, школьную библиотеку воспитание добрых, честных, умных, целеустремленных граждан России.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чтение – дарение» составлена на основе:
- Основной образовательной программы школы;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Программы развития познавательных способностей учащихся: Внеурочная деятельность. 5-8 классы / Н.А. Криволапова;
- Сметанникова, Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – Москва.: Баласс, 2011.
Цель данной программы: вызвать интерес к чтению.
Задачи:
- Развивать читательские компетенции;
- Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса учащихся;
- Стимулировать исследовательскую деятельность;
- Уточнить и развить важные теоретические знания.
На занятиях кружка используются следующие формы работы:
- индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;
- библиографическая игра – поиск;
- игра «Активный читатель»;
- выразительное чтение;
- обсуждение проблемных вопросов;
- инсценировки;
- викторины;
- выставки – просмотры;
- анкетирование;
- игра-путешествие;
- «Экран чтения» обзор прочитанных книг у книжной полки;
Эти и другие формы кружковой работы помогают установить взаимопонимание между детьми, учат их внимательно слушать друг друга, адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.
Общая характеристика курса
Актуальность. Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Нечитающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно научно-познавательных книг, и он заменяет книгу другими источниками информации, более доступными для восприятия. Проблемы чтения связаны с вытеснением во многих семьях книги телевидением и компьютером. Таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к самостоятельной творческой и читательской активности на занятии по внеурочной деятельности в библиотеке, присущими библиотеке формами.
Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека.
В программе представленного курса книга – это объект изучения в неразрывной связи формы и содержания. Изучение исторического процесса формирования облика книги вызывает интерес к книге как продукту многовековой человеческой деятельности. Она хранит накопленный людьми опыт и является средством передачи интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, накопленных человечеством, не только через содержание, но и её форму. Понимание школьниками закономерности этого единства, характерного для книги, создаёт эмоциональный настрой, необходимый для её полноценного восприятия, возникает необходимость думать над книгой не только в процессе чтения, но и до чтения, и после того, когда книга прочитана. Таким образом, формируется осознанное умение полноценной работы с книгой.
За год учащийся 1 – 2 раза выступает с сообщением о прочитанных книгах. Это помогает понять важность постоянного самостоятельного чтения.
В завершении крупных тем будет готовится творческий проект, где разместятся творческие работы детей. В данном случае используются элементы проектной деятельности, в процессе которой происходит социализация учащихся. Это создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется в работе с отдельно взятым классом.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут аудиторных и занятий.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- воспитание в себе вдумчивого, талантливого читателя, понимающего ценность чтения;
- способность вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
- умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.
Показателем эффективности занятий кружка «Чтение – дарение»» будет выполнение следующих условий программы:
К концу года учащиеся должны иметь представления:
об авторах прочитанных произведений; о сюжете и героях прочитанных произведений; уметь использовать комментарии (авторские, переводчика, редактора) в конце книги; уметь применять справочный аппарат книги.
ЗНАТЬ:
Некоторые термины и понятия; Некоторые стихи, скороговорки, пословицы и загадки.
УМЕТЬ: Выразительно читать художественный текст; Понимать смысл прочитанного; Высказывать свое суждение о прочитанном.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Любите книгу и цените библиотеку (10 часов)
Занятие 1. Вводное занятие. Дом, в котором живут книги. (1 час)
Цель и задачи занятий по программе «Библиотека - читателю». Основные понятия и термины в библиотечном деле: библиотека, книга, фонды и др. Многообразие библиотек (школьные, детские, публичные и др.) Правила пользования библиотеками. Основные отделы библиотеки (абонемент, читальный зал, книжный фонд, каталоги и картотеки). Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Занятие 2. История возникновения письменности. (1 час)
Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо. Возникновение алфавита. Древнеславянская письменность: история возникновения, её особенности. Основные понятия: узелковое письмо «кипу»; пиктограмма; иероглифы; буква; алфавит; кириллица; азбука. Учебное занятие. Беседа. Практикум. Словарь.
Занятие 3. Древние книги. (1 час)
Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса, книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность. Основные понятия: клинопись, папирус, калам, стиль, пергамент, кодекс, манускрипт. Учебное занятие. Беседа. Словарь.
Занятие 4. Русская рукописная книга. (1 час) Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних русских рукописных книг. Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник. Основные понятия: рукопись, миниатюра, инициал (буквица), вязь, заставка, киноварь, устав, скрипторий, фолиант, формат, формат, переплёт, летопись. Учебное занятие. Беседа.
Занятие 5. Древние библиотеки. (1 час) Библиотеки древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашшурбанипала. Александрийская библиотека. Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные библиотеки. Условия хранения книг в библиотеках, организация книжных фондов, первые каталоги. Библиотеки Древней Руси. Библиотеки при соборах и монастырях. Роль библиотеки в сохранении культурного наследия. Основные понятия: библиотека, каталог, шифр, книжный фонд, публичная библиотека. Учебное занятие. Беседа. Практикум. Виртуальная экскурсия.
Занятие 6. История книгопечатания. (1час) Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная печатная форма. История изобретения бумаги. Исторический опыт в использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом. Первые печатные книги. Первопечатник Иван Федоров. Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в XVI-XVII вв. Первый печатный детский иллюстрированный цветной «Букварь» Кариона Истомина. Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного дела. Основные понятия: наборная печать, шрифт, гравюра, типография, инкунабулы, титульный лист. Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Занятие 7. Справочный аппарат книги. (1 час) Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге через использование элементов справочного аппарата (оглавление, указатели). Использование знаний о структуре и справочном аппарате книги при выборе книги. Алгоритм выбора книги при её беглом просмотре. Основные понятия: переплёт, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, авантитул, контртитул, шмуцтитул, аннотация, предисловие, послесловие, оглавление (содержание), колонцифра, примечания, комментарии, указатели, иллюстрации. Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра.
Занятие 8. Справочный фонд библиотеки. (1 час). Энциклопедии, словари, справочники. Структура справочных изданий. Поиск информации в справочных изданиях. Алгоритм поиска информации. Основные понятия: энциклопедии, словари, справочники. Игра – поиск информации.
Занятие 9-10. Как работать с книгой. (2 часа) Понятие о целях и способах чтения научно-популярной, справочной, учебной литературы (просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение). Виды записей по мере их усложнения: выписка, цитата, план, тезисы, конспект. Анализ и оценка полученной информации. Использование записей в практике учебной и самообразовательной деятельности. Основные понятия: выписка, цитата, план, тезисы, конспект, отзыв на книгу. Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Раздел 2. Детский фольклор (5 часов)
Занятие 11. Детский фольклор (1 час) Понятие «детский фольклор». Жанры детского фольклора. Словарная работа. Межпредметные связи (живопись: картины русских художников). Особенности детского фольклора. Индивидуальная работа с раздаточным материалом. Жанры: потешки, прибаутки, считалки, небылицы. Самостоятельная исследовательская работа.
Занятие 12 – 13. (2 часа) Разновидность сказок. Жанр сказки. Бытовая сказка «Болтунья». Сказки о животных. Волшебные сказки. «Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки «Перышко Финиста Ясна - сокола». Творческая мастерская: «Символика волшебной сказки». Выразительное чтение.
Занятие 14. (1 час) Сказки разных народов о животных. Исследовательская деятельность.
Сказки о животных. Обсуждение проблемных вопросов. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия совместных решений.
Занятие 15. (1 час) Целительная сила сказок. Творческая мастерская. Сочинение небылицы. Инсценировка сказки.
Раздел 3. Писатели и их книги (19 часов)
Занятие 16-17. (2 час) А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Просмотр фрагмента фильма «Руслан и Людмила». Сюжет и герои поэмы. Викторина.
Занятие 18. (1 час) «В поисках сокровищ» библиографическая игра – поиск. Алгоритм поиска. Разнообразие карточек. Работа с выставкой.
Занятие 19-20. (2 часа) Сказки и легенды Западной Европы. Путешествие по карте
Европы. Понятие легенда. Чтение. Беседа. Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы. Читательская конференция. Краткий пересказ сказок. Выступление докладчиков и обсуждение.
Занятие 21. (1 час) Дж. Толкиен. Повесть-сказка «Хоббит, или Туда и обратно». Сюжет и герои. Выразительное чтение и обсуждение. Составление карты путешествий Бильбо.
Занятие 22-23. (2 часа) П.П. Бажов. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказ. Тематика сказов Бажова. Словарная работа. Работа в парах. Комментированное чтение. Сказы «Танюшка-Мастерица». «Огневушка - поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце». Викторина. Просмотр мультфильмов по сказам Бажова.
Занятие 24-25. (2 часа) Творчество Б. Шергина. Рассказы. Б. Шергин. Поморское детство в рассказе «Мурманские зуйки». Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин». Выразительное чтение. Обсуждение. Словарная работа. Составление цитатного плана. Сказки Шергина («Волшебное кольцо» и др.). Просмотр мультфильма по сказкам Шергина.
Занятие 26. (1 час) А. Лиханов. Судьба писателя. Роман для детей «Мой генерал». Сюжет и герои. Выразительное чтение. Краткий отзыв о книге.
Занятие 27. (1 час) В. Крапивин. Рассказ о писателе. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата». Выразительное чтение. Сюжет и герои. Эпизод. Психологичность повествования и драматизм сюжета. Иллюстрирование эпизода. Герои повести.
Занятие 28. (1 час) Ю. Яковлев. Рассказы «Рыцарь Вася», «Багульник», «Мальчик с коньками». Сюжет и герои рассказов. Обсуждение проблемных вопросов.
Занятие 29. (1 час) «Строим наш мир». Творческая мастерская. Обсуждение творческих работ учащихся (стихи, рассказы, зарисовки).
Занятия 30-31. (2 часа) Поэзия. «Гусиное перо». Рифма. Виды рифмовки. Парная, перекрестная, кольцевая рифмовка. Исследовательская групповая работа: собрать строки, подобрать рифму, вставить пропущенные слова. Самостоятельная исследовательская работа-конкурс (собрать строфы, подобрать слова по ритму, рифме и смыслу, сочинить четверостишие). Игра «Сочиняем по цепочке».
Занятие 32 – 33. (2 часа) «Экран чтения» обзор прочитанных книг у книжной полки. Проектная деятельность. Распределение ролей. Отбор материала.
Занятие 34: (1 час) Что читать летом? Занятие-конкурс. Конкурс рекламных роликов. Проектная групповая работа. Подведение итогов года.
Тематическое планирование
Дата | Наименование раздела, темы | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся (УУД) | Формы аттестации (контроля) |
1. Любите книгу и цените библиотеку | 10 | |||
03.09. 18 | Вводное занятие. Дом, в котором живут книги. | 1 | Метапредметные УУД: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужны библиотеки; характеризовать на примерах различные виды библиотек. Личностные: осознание значимости чтения для личного развития. | кроссворд по теме |
10.09.18 | История возникновения письменности. | 1 | Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Метапредметные УУД: Приводить примеры современных способах передачи информации; сравнивать современный алфавит со старославянской азбукой; развивать образное мышление. Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; | составление словаря терминов |
17.09.18 | Древние книги. | 1 | Метапредметные УУД: Понимание того, что письменные источники – книги, являются источниками информации о глубокой древности. Умение классифицировать, Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | составление словаря терминов |
24.09.18 | Русская рукописная книга | 1 | Метапредметные УУД: Сравнивать рукописную книгу и печатную; высказывать суждения о значении рукописной книги, как исторического и художественного памятника. Представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение презентация. Личностные: формирование эстетических чувств, понимание отношения к книге и чтению. | викторина «Что я знаю о книге?» |
01.10.18 | Древние библиотеки | 1 | Метапредметные УУД: составлять таблицу систематизации знаний по теме из различных источников; объяснять смысл понятий: библиотека, каталог, книжный фонд; осуществлять поиск в различных источниках информации; понимание того, что библиотеки являются центрами распространения образования, науки, культуры на разных исторических этапах общественного развития. Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | сообщение по теме |
08.10.18 | История книгопечатания | 1 | Метапредметные УУД: Представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, викторина; осуществлять поиск в различных источниках информации: книги, интернет. Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. | сообщение по теме |
15.10.18 | Справочный аппарат книги | 1 | Метапредметные УУД: владеет операциями классификации; умеет устанавливать причинно - следственную связь; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; формулировать поисковый вопрос и выбирать способы получения информации; осуществлять выбор книги, используя ее справочный аппарат; определять логическую последовательность действий при поиске информации; объяснять смысл понятий по теме; проявлять активность и самостоятельность при выполнении практической работы. Личностные: формирование готовности к самостоятельному познанию. | заполнение таблицы «Информация о книге» |
22.10.18 | Справочный фонд библиотеки | 1 | Метапредметные УУД: сравнение и выделение общих признаков изданий; осуществлять поиск информации в справочных изданиях; характеризовать справочные издания, выделяя общие и отличительные признаки. Личностные: формирование готовности к самостоятельному познанию. | игра-поиск информации |
12.11.18 19.11.18 | Как работать с книгой. | 2 | Познавательные УУД: умение вести поиск и выделять необходимую информацию. Регулятивные УУД: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; Коммуникативные УУД: уметь предоставлять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам и по внешним признакам. Личностные: развитие познавательных интересов. Метапредметные УУД: умение извлекать информацию, представленную в различных источниках; сравнение и выделение общих признаков изданий; осуществлять поиск информации в справочных изданиях; характеризовать, выделяя общие и отличительные признаки справочных изданий. Личностные: развитие познавательных интересов. | опрос отзыв на книгу выбор книги; написание аннотации; |
Раздел 2. Детский фольклор | 5 | |||
26.11.18 | Детский фольклор. Жанры детского фольклора. | 1 | Познавательные УУД: строят логические цепи рассуждений; выбирают основания и критерии для сравнения. Регулятивные УУД: вносят коррективы и дополнения. Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные: понимание значение преданий в жизни народа как исторической памяти. | самостоятельная исследовательская работа. |
03.12.18 10.12.18 | Разновидность сказок. Жанр сказки. | 2 | Познавательные: классификация объектов исследования; обсуждение проблемных вопросов; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; строят логические цепи рассуждений Регулятивные: составляют план и последовательность действий; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. работают в группе; развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Личностные: понимание значение преданий в жизни народа как исторической памяти. | творческая мастерская: иллюстрации сказки |
17.12.18 | Сказки разных народов о животных. | 1 | Познавательные УУД: обсуждение проблемных вопросов. Регулятивные УУД: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном; оценивают достигнутый результат. Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Личностные: воспитание уважительного отношения к культурам других народов. | исследовательская деятельность |
24.12.18 | Целительная сила сказок. Творческая мастерская | 1 | Познавательные УУД: строят логическую цепочку рассуждений. структурируют знания. Регулятивные УУД: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; работа в группе. Личностные УУД: понимать значение сказок в развитии культуры, сохранении народных традиций и народной памяти. | сочинение небылицы |
Раздел 3. Писатели и их книги | 19 | |||
14.01.19 21.01.19 | А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила». А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Сюжет и герои поэмы. | 2 | Познавательные УУД: Выделяют и формулируют познавательную цель; строят логическую цепочку рассуждений. Находят и устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Составляют план и последовательность действий Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; работа в группе; учатся с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Личностные УУД: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | игра «Поле чудес» просмотр фрагмента фильма |
28.01.19 | «В поисках сокровищ» библиографическая игра – поиск. | 1 | Познавательные УУД: строят логические цепи рассуждений; составляют целое из частей, Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные УУД: описывают содержание совершаемых действий. Личностные УУД: оценка и выделение того, что уже усвоено; осознание качества усвоения; потребность самореализации. | игра - поиск |
04.02.19 11.02.19 | Сказки и легенды Западной Европы. | 2 | Познавательные УУД: выразительное чтение и обсуждение; находят и устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней; вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные УУД: описывают содержание совершаемых действий. Личностные УУД: воспитание уважительного отношения к культурам других стран и народов. | выступление докладчиков |
18.02.19 | Дж. Толкиен. Повесть-сказка «Хоббит, или Туда и обратно». | 1 | Познавательные УУД: Находят закономерности в задачах. Регулятивные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные УУД: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Личностные: высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | составление карты путешествий Бильбо. |
25.02. 04.03. | П.П. Бажов. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Тематика сказов. | 2 | Познавательные УУД: выделяют объекты и процессы с точки зрения существенных признаков предметов; ищут закономерности объектов; учатся структурировать и обобщать изученное. Регулятивные УУД: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные УУД: проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку другим; учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Личностные УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. | викторина иллюстрации к сказке |
11.03. 18.03. | Творчество Б. Шергина. Рассказы. | 2 | Познавательные УУД: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; выразительное чтение и обсуждение. Регулятивные УУД: осознают качество и уровень усвоения; оценивают достигнутый результат; составляют план и последовательность действий; критически оценивают полученный ответ. Коммуникативные УУД: описывают содержание совершаемых действий; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | краткий пересказ рассказов; выразительное чтение |
01.04. | А. Лиханов роман для детей «Мой генерал». | 1 | Познавательные УУД: Выразительное чтение и обсуждение. Регулятивные УУД: Составляют план и последовательность действий Критически оценивают полученный ответ, проверяют его на соответствие условию. Строят логические цепи рассуждений. Обобщают, делают выводы. Коммуникативные УУД: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Личностные УУД: понимать личностную проблему; сочувствовать, сопереживать. | краткий отзыв о книге. |
08.04 | В. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата». | 1 | Познавательные УУД: Выразительное чтение и обсуждение. Иллюстрирование эпизода. Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий. критически оценивают полученный ответ, проверяют его на соответствие условию Коммуникативные УУД: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: понимать нравственную проблему произведения. | читательская конференция |
15.04 | Ю. Яковлев. Рассказы | 1 | Познавательные УУД: выразительное чтение и обсуждение. Регулятивные УУД: оценивают полученный ответ, строят логические цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: описывают содержание совершаемых действий; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем; учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. | тест |
22.04 | «Строим наш мир». Творческая мастерская. | 1 | Познавательные УУД: структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; строят логические цепи. Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий; критически оценивают полученный ответ. Коммуникативные УУД: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Личностные УУД: формирование навыков исследовательской деятельности; мотивация к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | обсуждение творческих работ |
29.04. 06.05. | Поэзия. | 2 | Познавательные УУД: выразительное чтение; исследовательская групповая работа: собрать строки, подобрать рифму, вставить пропущенные; творческая работа: применение полученных знаний. Регулятивные УУД: строят логические цепи рассуждений; обобщают, делают выводы; составляют план и последовательность действий; критически оценивают полученный ответ; оценивают достигнутый результат. Коммуникативные УУД: вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблем; учатся владеть монологической и диалогической формами речи; умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Личностные УУД: мотивация к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | самостоятельная исследовательская работа-конкурс |
13.05.19 20.05.19 | «Экран чтения» обзор прочитанных книг | 2 | Познавательные УУД: выразительное чтение и обсуждение. Регулятивные УУД: строят логические цепи рассуждений; обобщают, делают выводы; составляют план и последовательность действий; критически оценивают полученный ответ; оценивают достигнутый результат; осмысление собственной деятельности, осуществление самооценки. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии; Личностные УУД: высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | презентация работ, оформление экрана прочитанных книг. игра «Активный читатель» |
27.05.19 | Что читать летом? Занятие-конкурс. | 1 | Познавательные УУД: конкурс рекламных роликов; обобщение изученного. Регулятивные УУД: осознают качество и уровень усвоения; оценивают достигнутый результат. Коммуникативные УУД: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: понимание отношения к чтению; воспитание чувства ответственности. | выставка, конкурс |
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение курса
Материально-техническое обеспечение
- Мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук, доступ в Интернет; АРМ учителя;
- Цифровые образовательные ресурсы; (http://lit.1septemba.ru; http://www/litera.ru)
- Справочный аппарат библиотеки;
- Научно – методическая литература;
- Художественная литература;
- Портреты писателей;
- Раздаточный материал: иллюстрации и портреты художников;
- Для просмотра видео-фрагментов и презентаций используется мультимедийный проектор.
Список литературы
1. Бесхлебников, П. Что ты знаешь о книге: библиотечная игра/ П. Бесхлебников // Школьная библиотека. – 2001. - № 2. – с.33-34.
2. Библиотечно – библиографические знания - школьникам. Практическое пособие. 1-11 классы. М.: изд-во «Кн. палата», 2007. – 216 с.
3. Брокет З., Шрейбер Г. Целительная сила сказок / пер. с нем. И. Гилярова. – М.: ООО «Аквариум Бук», 2003, 304 с.: ил.
4. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н.И.Гендина и др. – М.:Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.
5. Голубева Е., Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников / Е. Голубева // Школьная библиотека. – 2005. - №6. с.45.
6. Кашурникова, Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся [Текст] : Методические рекомендации для библиотекарей: учебное пособие [Текст] / Т.М. Кашурникова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с.
7. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 2000.
8. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся [Текст] : 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – (Работаем по новым стандартам) . 9. Крук Н.В., Котомцева И.В. Методические уроки по чтению. 1 -9 классы: В 2-х частях. Ч. 2. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010.
10. Кузякина, Н. Любите книгу и цените библиотеку: Методическое пособие для школьных библиотекарей / Н. Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. - № 13 – 14.
11. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / О.А. Еремина.- М.: Просвещение, 2012 – (Работаем по новым стандартам).
12. Немеровский, Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания [Текст]: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.: ил.
13. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах, как реализовать ФГОС, пособие для учителя, Сметанникова Н.Н., 2011.
14. Пальгуева, Г.М. Чтение – дарение: Уроки «предчтения»: на лесенке у книжных полок / Г.М. Пальгуева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2011. – 224 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1. Вып. 3).
15. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / [В.А. Горский и др.]; Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2013. -11 с. – (Стандарты нового поколения).
16. Тихомирова И.И. Культура чтения в контексте российских традиций / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 27.
17. Школьный словарь литературоведческих терминов и понятий – М, Просвещение, 2007.
18. Читаем, думаем, спорим …: Дидактические материалы по лит. 5 класс / авт. – сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2003. – 240 с.: ил.
19. Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. – М.: Педагогика – Пресс, 1998.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В представленном календарно-тематическом планировании предусмотрены занятия в виде конкурсов и викторин, их цель установить уровень сформированности информационной и предметной компетентностей учащихся.
В течение года запланированы выпуски литературной газеты с творческими работами учащихся. Использованы учебники и учебные пособия для учащихся: