Образовательные технологии и методики

Огрызкова Лариса Евгеньевна

Образовательные технологии и методики 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Экскурсия по книге

Представьте себе экскурсию по музею, во время которой экскурсовод обращает ваше внимание на самые интересные экспонаты. Начиная читать книгу, поставьте себе цель – отобрать материал для экскурсии по ней. Сделайте записи для обсуждения содержания и своих впечатлений. Ваши записи могут иметь любую удобную для вас форму: план, конспект, тезисы.

«Ход экскурсии»

Каждый участник называет свои «экспонаты» и объясняет свой выбор.                                                                В результате обсуждения создается общий план обсуждения книги. Выбираются эпизоды для подробного обсуждения. Их выбор определяется как значимостью с точки зрения содержания, так и художественными языковыми достоинствами.

Выбирается отрывок для общего обсуждения. Возможно его чтение вслух. Обсуждается его роль для сюжета книги, характеристики героев произведения, интриги, кульминации, его художественные и языковые достоинства.

По окончании обсуждения каждый читатель (или пара, работавшая вместе) Имеет свой вариант экскурсии по книге.  Размышления можно сопроводить записью в Журнале чтения.

Экскурсия по книге _________________________ (название)

     _________________________________________ (автор)

Выходные данные _________________________ (издательство, год)

  1. Тема (о чем данная книга?)
  2. Идея (что автор хотел мне сказать? На что обратил мое внимание?)
  3. Другие темы книги  (какие еще вопросы подняты? Какие взгляды развивает автор?)
  4. Структура книги (как представлен материал? Главы, отрывки, хронология событий, иллюстрации и т.д.).
  5. Детали (на какие факты, суждения надо обратить внимание? Насколько известен новый материал?)
  6. Стиль (каковы стилистические особенности? Труден язык?)
  7. Позиция автора (ясно ли выражена позиция автора? Каков эмоциональный тон произведения?)
  8. Общие впечатления о книге. Мое мнение.

Данная методика дает положительный результат при парной и групповой работе. Кроме того, парная работа ускоряет темп и предоставляет участникам возможность обсудить, проговорить прочитанный материал несколько раз в паре и в группе, тем самым реализуя общедидактический принцип                            (С.К. Фоломкина), что прочитанный материал необходимо обрабатывать тем или иным способом в устной речи, и общепсихологический принцип об эффективности взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности (И.А. Зимняя).

«Дебаты»

Дебаты проводят две стороны, но адресованы они третьей, которая, выслушав обе точки зрения, должна сама принять решение. Типичным примером дебатов является суд, где судья выслушивает прокурора и адвоката, а затем принимает решение. В отличие от дискуссии, в дебатах стороны не должны искать общего примиряющего решения. Каждая сторона остается при своем мнении, но, выстраивая свою линию аргументации, осведомлена о позиции другой стороны. Характер дебатов более эмоционален, что выражается в сравнительно-сопоставительном характере рассмотрения первого аргумента «за» и первого аргумента «против». Затем второго аргумента «за» и второго аргумента «против». Схема графически:

За ______________________________________________ Против

За ______________________________________________ Против

За ______________________________________________ Против

Заключение (риторический вопрос)

Стратегия «Дебаты» часто совмещается с инсценировкой отрывков из художественных книг.



Предварительный просмотр:

Компонентная структура технологий, актуальных для деятельности библиотек

Технологический подход, один из научных подходов к системному осмыслению библиотеки, в рамках которого библиотека раскрывается как производственная система, предоставляющая пользователям продукты и услуги: информационные, педагогические и досуговые.

Компонентная структура деятельности

Библиотечная технология

Педагогическая технология

Культурно-досуговая технология

Цель

Удовлетворение информационных потребностей путем предоставления библиотечных продуктов и услуг

Овладение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков; формирование мировоззрения и нравственных качеств личности; развитие творческих сил и способностей обучающихся

Содержательное наполнение досуга; содействие социализации личности

Объекты

Документированная информация, пользователи библиотеки

Обучающиеся

Потребители культурно-досуговых услуг

Субъекты

Библиотечные работники

Педагоги

Работники культуры и искусства, участники творческих любительских объединений

Процессы

Процессы производства библиотечных продуктов и услуг. Технологические процессы комплектования, организации и хранения фонда, научной и технической обработки документов, обслуживания

Процессы подготовки, проведения и анализа учебных занятий

Процессы формирования и функционирования творческих любительских объединений; подготовки, проведения и анализа культурно-досуговых мероприятий

Ресурсы (информационные, кадровые, материально-технические, финансовые)

Информационные ресурсы: документные фонды, внутренние и внешние базы данных

Информационные ресурсы: учебно-методическая документация, учебная, справочная, научно – познавательная, художественная

Информационные ресурсы: произведения литературы и искусства, методические разработки, сценарии, планы

Средства

Технические, лингвистические, программные

Дидактические (речевые, наглядные и др.), технические

Художественные и выразительные средства устной речи, различных видов и жанров искусства

Методы

Методы сбора, обработки, организации, хранения, поиска, распространения информации

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации; контроля и самоконтроля

Методы театрализации, монтажа, иллюстративные и игровые

Регламентирующие документы

Организационно – распорядительные, научно- методические, нормативные, технологические

Государственные образовательные стандарты, учебно – методическая документация

Культурно-досуговые продукты и услуги

Результаты

Библиотечные (информационные) продукты и услуги

Образовательные продукты и услуги



Предварительный просмотр:

Чтение про себя

Универсальные известные и популярные стратегии чтения, которые могут применяться к текстам разных объемов и жанров, доступны читателям разных возрастов при работе с материалами по различной тематике. Это стратегии, реализующие интегративный подход. К ним относятся:                                «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (Д. Огл, 1986); «Взаимовопросы и ответы» (А. Кинг, 1982); «Мозаика» (Е. Аронсон, 1978); «Отношение между вопросом и ответом» (Т. Рафаэль, 1984).

Эти стратегии предоставляют возможности работать над текстом, сочетая чтение, письмо, обсуждение и слушание; способствует развитию умений самостоятельной работы с текстом; развивают познавательную активность, гибкость.  Первый раз эту стратегию можно проработать на любом информационном тексте. Затем уже при чтении целой не слишком объемной книги. Первая и вторая колонки заполняются при знакомстве с книгой. Полностью она читается дома, ответы записываются самостоятельно. Обсуждение ответов, записанных в третьей колонке, проводится на занятии.

ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ (З - Х – У)

Шаг 1. Перед чтением текста/книги следует актуализировать все, что знают все по теме текста и записать, используя ключевые слова в первую колонку таблицы

ЗНАЮ

 

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

                                                                                                                                                                          Шаг 2. Во вторую колонку записываются вопросы, которые возникают во время обсуждения.

Шаг 3. Активное чтение с поиском ответов на вопросы, записанные во второй колонке. Читатель отмечает те вопросы, на которые в тексте есть ответы, и записывает их ключевыми словами.  

Шаг 4. Обсуждение ответов в парах.    

 Шаг 5. Суммирование ответов на вопросы                        

Шаг 6. Суммирование ответов на вопросы, на которые не найдены ответы в тексте.

Шаг 7. Занятие в библиотеке по работе с теми источниками, где могут быть ответы на поставленные вопросы. Начало исследовательской работы.

СИНКВЕЙН

Синквейн – пятистрочник - помогает кратко записать содержание текста и высказать свое отношение к нему. Правила создания синквейна следующие:

Слово ___________________

Два слова – характеристики (часто прилагательные) ___________________

Три слова – действия (глаголы или отглагольные существительные) ________

Четыре слова, выражающие отношение к предмету (или предложение)______

Одно слово – синоним, выражающее мнение, отношение к предмету.

ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНОВ

ВУЛКАН

ЛЮБОВЬ

ЧТЕНИЕ

ЧТЕНИЕ

красный, горячий

бурная, спокойная

интересное, образовывающее

обучающее, активное

извергается, пылает, спасаются

испытывается, сохраняется, проходит

учит, развивает, воспитывает

искать, понимать, оценивать

страх, катастрофа, гибель, опасность

помогает жить, приносит счастье

я люблю читать книги

удовлетворение, развитие, интерес, воспитание

Ад

Дар

Счастье

Просвещение



Предварительный просмотр:

Счастливый случай                                                        (природа и человек)

Игра для учащихся 7 – 8 классов. В игре участвуют четыре команды по пять – шесть человек. Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.

 Чтобы ответить на вопросы, ребята должны подготовиться: познакомиться с книгами И.И. Акимушкина; познавательными книгами о природе.  Игра состоит из пяти геймов, последний гейм – это блиц-турнир, за одну минуту ребята должны дать  как можно больше ответов.

Первый гейм «ЧЬИ ЭТО СТРОКИ»

Ведущий: Каждой команде я прочитаю четверостишие одного из известнейших русских поэтов. Ваша задача – назвать его имя.

1. Кроет уж лист золотой                                                                                       Влажную землю в лесу.                                                                                                  Смело топчу я ногой                                                                                                   Вещую леса красу.

2. Что, дремучий лес,                                                                                   Призадумался,                                                                                                    Грустью темною                                                                                                    Затуманился?

3. Лес, точно терем расписной,                                                                              Лиловый, золотой, багряный,                                                                                   Веселой пестрою стеной                                                                                                     Стоит над светлою поляной.

4. Солнце нижет лучами в отвес,                                                                                      И дрожат испарений струи                                                                                             У окраины ярких небес;                                                                                           Распахни мне объятия твои,                                                                                    Густолистый развесистый лес.  

Второй гейм «ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ»

Ведущий: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

Цветы способны »задеть» самые сокровенные струны человека, его души.   А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка … Знаете ли вы названия цветов? Итак, задания командам.

ПЕРВОЙ КОМАНДЕ:

1. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. (Подснежник.)

2. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. (Тюльпан.)

3. У каких народов есть национальные праздники, посвященные цветам? (Болгария – розабир, Германия – фиалка, Югославия – мимоза, Япония – хризантема, Англия – незабудка. Россия – почитание всего растительного мира в Троицу в ночь на Ивана Купалу – папоротник.)

ВТОРОЙ КОМАНДЕ:

1. По народному преданию этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название его – «сцилла», что в переводе означает, морской лук, наверное, потому что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком веселого настроения. В наших краях появляется одним из первых. Стебелек его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. (Пролеска.)

2. Ее родина – Персия. Существует поэтическая легенд: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная … (Сирень.)

3. Какой цветок считается Солнца и символом Японии? (Хризантема.)

ТРЕТЬЕЙ КОМАНДЕ:

1. Рассказывает легенда, что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами Солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о защите. И Великий Громовержец укрыл ее в тенистой роще, превратив в цветок. Римские поэты воспевали красоту этого цветка. В Сицилии его изображали на монетах. У древних галлов он считался символом скромности и невинности. Им восхищались Шекспир и Шелли. Гете мечтал, чтобы его родной Веймар утопал в благоухании этого цветка и, выходя на прогулку, рассыпал его семена, где только возможно. (Фиалка.)

2. По одной из легенд Геркулес смертельно ранил владыку загробного мира Плутона, а молодой врач залечил его раны корнями растения, которое и называется именем врача. Цветок этот считается царем цветов и символом долголетия. (Пион.)

3. Что означает понятие «икебана»? (Живые цвети или цветы, которые «живут».)

ЧЕТВЕРТОЙ КОМАНДЕ:

1. Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом нежной и чистой любви. (Ландыш.)

 2. Он присутствует в гербе города Родоса. Древний Иран, страну персов, называли в честь ее Полистаком. По словам Анакреона, родилась она из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Кто она – царица цветов? (Роза.)

3. Что такое бутоньерка? (Миниатюрный букет цветов, которым украшают прическу, одежду, ставят на праздничный стол рядом с каждым прибором)

Третий гейм «ЕСЛИ ВЫ СБИЛИСЬ С ДОРОГИ»

Ведущий: Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам? Итак, каждая команда свой ориентир.

1 КОМАНДА: Вы в лесу немного заблудились и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня).

2 КОМАНДА: Перед вами только сосна и ель. Как сориентироваться?           (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу.)

3 КОМАНДА: Вам стал попадаться подорожник …. (Значит, где-то рядом тропа.)

4 КОМАНДА: Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север и где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне.)

Четвертый гейм «ЖИВЫЕ БАРОМЕТРЫ»

Ведущий: Вам предлагается стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию природы угадать завтрашнее. 

1 КОМАНДА: Багряные зори ….. (к ветру)                                                                Утром туман стелется по воде …(к хорошей погоде)                                                            Дым столбом … (к морозу)                                                                                          Утром на траве роса … (дождя не будет)

2 КОМАНДА: Вечером с реки поднимается пар … (завтра пойдет дождь) Бледный цвет луны … (признак плохой погоды)                                                    Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи … (в полдень быть грозе)            Если ночью был иней … (снега не будет)

3 КОМАНДА: Кукушка издает звуки, похожие на кваканье … (к дождю) Рыба выскакивает из воды … (к дождю)                                                                        Вечером сильно стрекочут кузнечики … ( будет ясно)                                             Иней на деревьях … ( к морозу)

4 КОМАНДА: Клен «плачет» …  (к близкому дождю)                                                       Днем, в самую жару, паук вышел на охоту – значит ….  (почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды)                                       Сильно пахнут цветы акации, смородины, жимолости …  (к дождю)                   Зимой туман …  (будет оттепель).

Пятый гейм «НАЙДИ ОТВЕТ В КНИГЕ»

Ведущий: сейчас в борьбу вступят капитаны. Этот гейм полностью посвящен творчеству писателя И. Акимушкина. Задача капитанов – по вопросам определить название книги писателя и, дать короткие точные ответы.

Капитану первой команды такие вопросы: Какие живые существа имеют три сердца? Какого цвета у моллюсков кровь? Чем опасен осьминог? ОТВЕТ:  Книга «Приматы моря».

Капитан второй команды поведает нам: доживет ли до конца нашего века медведь гризли? Кому нужен крокодил? Какие три вида диких пчел ему известны? ОТВЕТ: Книга «Невидимые нити природы».

Капитан третьей команды: Для чего нужны жуку правила высшей математики? Почему у совы все птенцы разного возраста? Могут ли живые существа питаться воздухом? ОТВЕТ: Книга «У крокодила есть друзья».

Капитан четвертой команды: Джунгли во мраке, и вдруг перед нами пролетели калонг, тагуан и кагуан. Кто они? Вечная ночь в царстве Плутона! И все же! Там есть обитатели. Один из них – Ольма – кто он? Кто такие лемменги, почему они нужны всем? ОТВЕТ: Книга «С вечера до утра».

Ведущий: А сейчас будет самый трудный блиц-гейм. Командам по очереди будут задаваться по 20 вопросов. Ваша задача – дать ответы на как можно большее их количество. Время для каждой команды – одна минута.

1 КОМАНДА: Какое растение дает лучший мед? (липа). Название какого растения связано со звоном? (колокольчик). Соком каких растений выводят бородавки? (чистотел). Какая рыба вьет гнездо? (колюшка). Никто не пугает, а вся дрожит? (осина). Где раки зимуют? (в норах по берегам рек и озер). Какая самая крупная летающая птица? ( дрофа, кори, лебедь). Какая самая мелкая птица? (колибри). Самое быстрое животное суши? (гепард). Кто больше всего ест? (мотылек Полифемус). Какая птица иногда кричит как «драная кошка»? (иволга). Кто строит себе дом под водой из воздуха?           (паук серебрянка). Назовите хищные растения? (росянка пузырчатая). Самые долголетающие птицы( (черные крачки, они могут находиться в воздухе в течение 3-4 лет, после вылета из гнезда, пока не вернуться на землю для воспроизведения потомства). Какое самое маленькое плотоядное животное суши? (горностай). Самое быстрое морское животное? (дельфин, касатка).какой зверек вьет гнездо на траве и в кустах? ( мышь – малютка). Каких птиц больше всего на земле? ( домашних кур, воробьев).какая нить в природе самая тонкая? (паутина). Косой ли заяц? (нет).

2 КОМАНДА: Какая змея самая большая? (анаконда). Кто сильнее: лев или тигр? (тигр). Какая змея плюется? (кобра). Где у кузнечика ухо? (на ноге). У кого самый большой язык? ( у муравьеда).какого цвета хамелеон? (разного). Какая самая высокая трава? (бамбук). Какие ноги у жирафа длиннее _ передние или задние? (передние). Чем стрекочет кузнечик? (трением ноги о крыло). Чем блеет бекас? (хвостом). Сколько ног у паука? (восемь). Какие птицы ночуют в снегу? (куропатка, тетерев, рябчик). Какая птица носит название танца? ( чечетка). Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз). Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (незабудка). Что ест зимой жаба? ( ничего, спит). Глаза на рогах, а дом на спине? (улитка). Какой зверь после еды зубы чистит? Полощет водой? (тигр). У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвин). Какие животные вылезают из кожи вон? (змеи).

3 КОМАНДА: Всегда ли рак движется назад? (нет, к пище он движется вперед). Из древесины какого дерева делают спички? (из осины). У кого шея имеет больше позвонков – у жирафа или свиньи? (одинаково). Какая птица совсем не имеет крыльев? (киви-киви). У какого животного цвет жира зеленый? (у крокодила). Растет ли дерево зимой? (нет). Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно пахнет? (душистый табак). Умеют ли слоны плавать? (да). Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный). Какая лесная птица резко меняет цвет своего оперения весной? (белая куропатка). Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими). У каких наших певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (у клестов). Что вниз головой растет? (сосулька). Весной или летом цветет сирень? (весной). Спит на земле, утром исчезает( (роса). Что за трава, которую знают слепые? (крапива). Что делает зимой еж? (спит). Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду под лед? (олепка).  Дышит ли цыпленок в яйце? (дышит). Когда температура воробья ниже – зимой или летом? (одинаково).

4 КОМАНДА: Кто зимой голоден, а летом сыт? (волк). У кого скелет снаружи? (у насекомых, раков и других членистоногих). Что птицам страшнее – голод или холод зимой? (голод). Вороне через три года что бывает? (четыре года). В пруду купался, а сух остался? (гусь, утка). Какой страшный зверь падок на малину? (медведь). Куда осенью деваются бабочки? ( гибнут ил забиваются в щели).  У кого осенью детеныши родятся? (у зайцев). Цветы ангельские, а когти дьявольские? (шиповник, роза). Листья каких наших деревьев осенью краснеют? (осина, рябина, клен). Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (гадюка). Птенцы какой птицы шипят в дупле, как змеи? (вертиголовки). Сколько крыльев у жука? (две пары). Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (камбала). Какая самая маленькая птица в России? (королек). Какая птица сама себя называет? (утка кряква). Кит – рыба или зверь? (зверь морской). Какое животное на дне морском на цветок похоже(актиния). Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру (морской конек). Назовите город, носящий имя рыбы (судак, калуга).

Ведущий: вот и подошла к концу наша игра. Подведем итог и выберем победителя.