Основы финансовой грамотности
Основы финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подвижные игры по финансовой грамотности | 33.55 КБ |
Картотека игр по финансовой грамотности | 1.31 МБ |
Дидактические игры по экономике | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры по финансовой грамотности
Современные дети с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание, через которое мы помогаем создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях и главное — говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Важно помнить — процесс формирования экономических знаний должен осуществляться в разных видах детской деятельности: разными методами (игровые, практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций); с учетом принципов интеграции комплексно-тематического планирования содержания.
Конечно же, сделать экономику доступной нам помогает игра.
Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей что: — Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам, игры-эстафеты, Ярмарка, квесты).
- «Ярмарочные гуляния».
В ходе Ярмарки дети имеют возможность участвовать в любых соревнованиях, предложенных им на разных “станциях”, работающих одновременно. Инструктор объясняет, какие виды соревнований ждут ребят на “станциях” (выбор "станций" по желанию ребенка)
Кто в чём-то побеждает –
Один жетон получает!
А с жетонами – налетай!
Да товары выбирай!
Количество попыток не ограничено, выбор вида соревнований – по желанию. За удачную попытку ребёнок получает жетон, который является разменной “монетой” для приобретения сладостей, поделок.
Названия “станций”:
- Метание в горизонтальную цель.
- Бросок в баскетбольное кольцо (попал, получай жетон).
- Перетягивание каната (один на один) – победителю дается жетон.
- Армрестлинг (победитель получает жетон).
- Прыжок в длину (делаются две отметки для мальчиков и девочек. Перепрыгнул данную отметку получай жетон. Нет, приходи еще раз, верь в свою удачу.)
- Скакалка (прыгни 10 раз без остановки).
- Обруч
- Дротики
На заработанные жетоны приобретают «товар» у коробейников. В спортивном зале царит веселое настроение. На жетоны дети могут приобретать поделки с организованной выставки.
Моя задача, как инструктора по физической культуре, стимулировать двигательную активность детей в процессе образовательной деятельности.
Так на занятиях по физической культуре можно проводить игру-эстафету магазин
- «Продукты питания». Дети делятся на две команды. На столах (столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат предметы (муляжи) необходимые для покупки. Каждой команде выдаётся список продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось.
Делают вывод, где продукты обошлись дешевле.
Знакомить с понятиями «купюры», «монеты», «копилка» играть в подвижную игру
- «Копилка». Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты, (можно распечатать на принтере и вырезать), на пол кладётся два больших обруча – копилки для купюр и для монет, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч.
С помощью такой игры дети понимают, что деньги можно хранить в
копилке.
- Игра-эстафета «Хорошо — плохо»
Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.
Оборудование: два картонных дерева (магнитные доски), разделенных на две половины «хорошо» (зеленый цвет) и «плохо» (красный); стикеры (магниты).
Инструктор уточняет:
— Ребята, наши привычки, наше поведение в жизни могут приносить пользу нам и окружающим людям или быть бесполезными для других. Сейчас мы посмотрим, каких привычек у вас больше. Становитесь в две колонны. Каждый из вас по очереди будет подбегать к деревьям. Я буду зачитывать привычку. Если вы считаете, что это хорошая привычка, поставьте магнит в половину «хорошо» зеленого цвета, если считаете, что это плохая привычка, поставьте магнит в красное поле. Я перечислю 10 привычек. Победит команда, которая правильно разместит привычки на поле. Итак, начнем!
Экономить воду: мыться под душем, а не в ванной.
Просить родителей в магазине купить новую игрушку.
Закрывать кран с водой после мытья рук.
Выключать свет в комнате, когда выходишь.
Жадничать, не делиться с друзьями игрушками.
После игры собирать за собой игрушки.
Аккуратно складывать одежду в шкаф.
Разбрасывать на улице мусор.
Вырывать страницы из книг. Выбрасывать чужие вещи.
А теперь давайте посмотрим, сколько ответов «плохо» и «хорошо» у вас получилось? Чья команда выиграла?
Все ребята молодцы! Вы хорошо знаете, какие привычки полезные, а какие
вредные.
- Игра «Король и работники» Один из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:
- Здравствуй, Король!
-Здравствуйте! — отвечает Король.
-Нужны вам работники?
-Нужны.
-Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Король должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работы. Но если Король угадает изображаемую профессию неверно, то называет ее второй, третий раз и т.д., пока не угадает. Ловить работников Король может, пока они не добежали до назначенного места. Если никого не поймает, то остается Королем на следующую игру. Игра интересна и тем, что нужно выбрать такую профессию, которую трудно было бы угадать, и заставить Короля подольше исполнять свою роль.
- Подвижная игра «Найди пару»
Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.
Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.
- Подвижная игра «Коршун»
Цель: Учить детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора, закреплять навыки бега с увертыванием.
Ведущий — Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог:
Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь?
-Ямочку рою.
-Зачем ямочка? — Денежку ищу.
-Зачем тебе денежка? — Иголку купить.
-Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.
-Зачем мешочек? — Камешки класть.
-Зачем камешки? — В твоих детей шуркать-буркать.
-За что? — Они ко мне в огород лазят.
- Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он их переловит всех.
В ходе реализации проектной деятельности «Многонациональная семья» совместно с воспитателями, детей познакомили с татарской народной игрой «Продаём горшки», знакомство с понятием «Бартер» -обмен товарами без участия денег. Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись по-турецки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— Эй, дружок продай горшок!
— Покупай
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
В заключении хотелось бы отметить, что овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли, позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по экономическому воспитанию
К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» 2015г., под редакцией Арутюнян Л.Н.
Вопрос: «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к использованию игровых технологий. Среди разных видов игр особую значимость приобретают дидактические игры экономической направленности.
Какие задачи преследуют такие игры?
- Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.
- Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие-результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.
- В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.
- И, наконец, в-четвертых, формирование связей между экономическими и нравственными понятиями.
Развитие сюжетно-дидактической игры идет поэтапно:
1 этап – Сюжетно-дидактическая игра – воспитатель в ведущей роли.
2 этап – Сюжетно-дидактическая игра – воспитатель во второстепенной роли. 3 этап – Самодеятельная сюжетно-дидактическая игра. Воспитатель-наблюдатель.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе необходимо создать условия: подобрать соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса нужно использовать разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Дидактические игры
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры:
необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
«Посади огород»
Цель: закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги в двух направлениях: вверху, внизу; активизировать в речи детей слова: вверху, внизу, морковь, огурцы, грядка, огород, оранжевые, зеленые; воспитывать желание помочь Зайке.
Оборудование: 5 морковок, 5 огурцов, огород (лист бумаги с оранжевыми и зелеными кругами), Зайка.
«Кто что делает?»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Назови профессии»
Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
«Кто трудится, кто играет»
Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
«Какие бывают доходы?»
Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Товарный поезд»
Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.
«Маршруты товаров»
Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
«Собери вместе»
Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
Материал. Карта (панно) с изображением различных товаров.
Содержание. У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.
«Угадай, где продаются»
Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
«Магазин игрушек»
Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
«Что быстрее купят?»
Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
«Что и когда лучше продавать?»
Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин. Шубу, шапки, варежки – в «зимний».
«Домино»
Цель. Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.
Материал. Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.
Содержание. Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки…..
Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.
«Что дешевле»
Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.
Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.
Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.
«Назови монету»
Цель. Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.
Материал. Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев..
Содержание. Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.
«Кому что подарим?»
Цель. Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.
Материал. Карточки - картинки, на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.
Содержание. Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.
Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.
«Какое слово лишнее?»
Цель. Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.
Материал. Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.
Рубль, Франк, марка (в монетах), рубль (банкнота).
Кофта, машина, кольцо, солнце.
Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом. Цена, товар, деньги, ночь.
Содержание. Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.
«Наоборот»
Цель. Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.
Материал. Подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)
Содержание. Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.
«Продолжи предложение»
Цель. Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.
Материал. Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.
Содержание. Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:
- Мне понравилась игрушка в магазине….
- Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….
«Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Содержание. определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
«Где пригодится»
Цель: уточнить использование данного продукта.
Правила: соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся.
Материал: слева на карте изображены растения, справа — готовые блюда.
Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь
Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло, сок.
«Кто что производит»
Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.
Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш.
Содержание: соединить стрелочкой, кто что производит.
Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.
«Кому что нужно»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий и орудий труда.
Содержание: разложить карточки в соответствии с профессией человека
Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач.
швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля.
«Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
Содержание: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
«Копилка»
Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.
Материал: «копилки» и монеты разного достоинства.
Содержание: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.
«Кто что делает?»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Назови профессии»
Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
«Кто трудится, кто играет»
Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит
ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
«Какие бывают доходы?»
Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Товарный поезд»
Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.
«Маршруты товаров»
Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
«Собери вместе»
Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
Материал. Карта (панно) с изображением различных товаров.
Содержание. У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.