ПРОГРАММЫ

Баловцова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Наименование

Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»

Составитель

Баловцова Наталья Владимировна воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 «Мечта»

Цель

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты

Задачи

  • Познакомить детей дошкольного возраста с различными способами экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
  • Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы  с различным видом материалов для экспериментирования.
  • развивать способности познавать окружающий мир в развитии, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, исследовательские способности, творческое воображение, ценностное отношение к миру .
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  • формировать познавательные активность и самостоятельность, представления, определяющие целостную картину мира.
  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы будет достигнуто:

  • формирование у детей дошкольного возраста знаний о экспериментальной деятельности;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными элементами экспериментирования;
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • повышение уровня соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе опытно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Срок реализации программы

2021-2023 г.

Пояснительная записка

Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. 

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  1. Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
  2. Активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

  • вместе;
  • на равных;
  • как партнеров.

Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Специфика программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

Задачи:

  1. Развивать у детей дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
  2. Побуждать интерес обучающихся дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
  3. Развивать умение делать выводы, умозаключения
  4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  5. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  6. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Методическое обеспечение.

Работа с детьми ведется по трем направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
  2. Неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
  3. Человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.

Основное содержание исследований, выполняемое ребятами, подразумевает  формирование у них представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Развивающая предметно – пространственная среда

старшая группа

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Центр «Изучаем мир»

1. Стол для проведения экспериментов. 2. Халаты, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, горох, вода, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья. 4.Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 5. Игрушки для игры с водой. 6. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели. 7. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов. 8. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок). 9. Увеличительное стекло. 10. Игрушечные весы. 11. Комнатные растения с указателями. 12. Алгоритм ухода за растениями. 13. Журнал опытов.

Приемы и методы используемые на занятиях кружка.

Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).

Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.

Демонстрация опытов в группе.

Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).

Слушание музыкальных произведений.

Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, или сверстниками).

Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы.

  • беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.
  • целевые экскурсии;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;

Условия реализации программы.

         Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы  и   дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности комплектуется из числа детей по возрасту.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:

  • с детьми старшей группы – 2 раз в неделю по 20-25минут;

Работа проводится с небольшими подгруппами

Данная деятельность проводится в свободное от занятий время во II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории. По окончании проведения опытов воспитатели ставят отметку о выполнении, с указанием числа и своей подписи.

График работы кружка.

Понедельник, четверг – 15.40- 16.05

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы мною были выявлены ожидаемые результаты:

  • Повысить уровень познавательной активности у детей.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
  • Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Перспективный план

         Месяц

 Темы занятий

                       Программное содержание

Октябрь

 

Блок «Вода. Удивительные превращения воды»    

 Вода – самое удивительное вещество на Земле

Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.

Что такое пар?

Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.

Впитывание воды

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.

Вода – растворитель

Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Игры с моделями

Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов.

«Кожа» воды»

Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами.

Неутомимая путешественница

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Ноябрь

Блок Человек. Рукотворный мир. Свойства материалов. Бумага. Её качества и свойства.

Расширять и закреплять имеющиеся у детей представления о свойствах и качестве бумаги. Знакомство с разными видами бумаги.

Ткань. Её качества и свойства.

Учить различать ткань по внешнему виду, на ощупь (шелковая, хлопчатобумажная, синтетическая, шерстяная) и  показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять)

В мире стекла.

Познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, твердое, холодное, хрупкое, гладкое, не пропускает воду, звучащее).

Древесина. Её качества и свойства.

Познакомить детей со свойствами дерева, продолжать знакомство с тем, как человек использует дерево

Резина. Узнай все о себе, Шарик.

Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми,  о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается), находить резиновые предметы в ближайшем окружении.

В мире пластмассы.

Знакомить детей с искусственным материалом – пластмассой; помочь выявить   некоторые свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная, не боится воды, гибкая, прочная)

Металл. Его качества и свойства.

 Познакомить детей со свойствами и качествами металла, его использованием; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении

Блок «Воздух» Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы

         Декабрь

Воздух есть везде

Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)

Воздух всегда в движении

Доказать, что воздух всегда в движении

«Сильный ветер, слабый ветер».

Познакомить детей с силой ветра.

«Надуваем воздушные шары».

Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики.

Реактивный шарик

Выявить, что воздух обладает упругостью.

      «Где теплее?»

Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается.

«Не дышу»

Доказать, что без воздуха нельзя прожить.

Блок «Почва» 

 Как устроена «волшебная кладовая»

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина).

Январь

Знакомимся с песком и глиной

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются

Свойства песка и глины.

Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.

Песок – природный материал. Песочные чудеса

Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок.

Глина – природный материал

Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.

«Где вода?»

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду

Животные и песок

Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

Для чего человеку песок и глина

Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.

Блок «Камни» Какими бывают камни

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

Февраль

Сравнение свойств камней

Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком.

Что такое горы

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней.

Почему разрушаются горы

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы.

Дымящиеся горы

Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан.

«Минеральное царство»

Познакомить детей с некоторыми полезными  ископаемыми, с их ролью в жизни людей

Янтарь и его свойства

Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями, выделять его свойства.

Как человек использует камни

Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома, ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.

Март

Живая природа 

Нужен ли зимой растениям снег?

Подтверждение необходимости некоторых изменений в природе (необходимость снега для растений зимой)

Где будут первые проталинки?

Развивать у детей умение находить первые признаки весны в окружающей природе; развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Где прячутся детки?1 этап. Проращивание.

 помочь выделить ту часть растения, из которых могут появиться новые растения.

Что любят растения?

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Как развивается растение?

 Формировать навыки правильного ухода за растениями.

Зачем растениям свет

Установить зависимость роста и состояний ухода за ними.

Где прячутся детки? 2 этап. Выявление результатов.

Апрель

Блок «Свет и электричество»      Свет повсюду

Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы.

«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года.

Свет путешествует

Дать представление о движении света.

Что такое зеркало?

Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы.

«Электричество»

Познакомить детей с понятием «электричество»

Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года.

«Далеко-близко»

Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

«Тайна стекла»

Продолжать знакомить с предметами из разных материалов, со стеклом, его происхождением, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Май

«Разноцветные огоньки»

Формировать первичные представления  из каких цветов состоит солнечный свет.

Блок «Время»

Что такое время. Как его измерить.

Вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.

Части суток. Почему наступает утро, день, вечер и ночь?

 Рассказать и показать с помощью модели Земли, как происходит смена дня и ночи

Времена года.

 

Показать, как происходит смена времен года

Календарь.

 

Познакомить с календарем. Какие бывают календари?

Какие бывают часы.

Знакомство с часами.

Блок «Человек»

Проверим слух

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

Наши помощники - глаза

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Взаимосвязь органов вкуса и запаха

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Кожа

Защитная функция кожи

Итого: 64 занятия

Список используемой литературы 

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
  2. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2015.
  3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  4. Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г.
  5.  Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство –    Пресс», 2015г. 
  6.  Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург,  «Детство – Пресс», 2013г.
  7.   Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,  Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2015г.
  8.   Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство - Пресс»,2015г. 
  9.    Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах», Творческий центр «Сфера» Москва, 2010 г.
  10.    Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое   пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: «Учитель», 2010 г.
  11.    Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство  «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
  12.     Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников», Издательство  «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад № 5

«Мечта»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС №5 «Мечта»

___________________ Е.В.Радзевика

Приказ № _____ от __________2021г.

Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

«Лаборатория почемучек»

Составил: Баловцова Н.В.

воспитатель


Предварительный просмотр: