ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММЫ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наименование | Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек» |
Составитель | Баловцова Наталья Владимировна воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 «Мечта» |
Цель | Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты | В результате выполнения программы будет достигнуто:
|
Срок реализации программы | 2021-2023 г. |
Пояснительная записка
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
- Активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:
- вместе;
- на равных;
- как партнеров.
Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Специфика программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.
Задачи:
- Развивать у детей дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
- Побуждать интерес обучающихся дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы, умозаключения
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Методическое обеспечение.
Работа с детьми ведется по трем направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:
- Живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
- Неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
- Человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.
Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.
Основное содержание исследований, выполняемое ребятами, подразумевает формирование у них представлений:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).
Развивающая предметно – пространственная среда
старшая группа
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Центр «Изучаем мир»
1. Стол для проведения экспериментов. 2. Халаты, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, горох, вода, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья. 4.Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 5. Игрушки для игры с водой. 6. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели. 7. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов. 8. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок). 9. Увеличительное стекло. 10. Игрушечные весы. 11. Комнатные растения с указателями. 12. Алгоритм ухода за растениями. 13. Журнал опытов.
Приемы и методы используемые на занятиях кружка.
Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).
Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.
Демонстрация опытов в группе.
Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).
Слушание музыкальных произведений.
Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, или сверстниками).
Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.
Все методы используются в комплексе.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы.
- беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- подражание голосам и звукам природы;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
- целевые экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- конкурсы и викторины;
Условия реализации программы.
Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности комплектуется из числа детей по возрасту.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:
- с детьми старшей группы – 2 раз в неделю по 20-25минут;
Работа проводится с небольшими подгруппами
Данная деятельность проводится в свободное от занятий время во II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории. По окончании проведения опытов воспитатели ставят отметку о выполнении, с указанием числа и своей подписи.
График работы кружка.
Понедельник, четверг – 15.40- 16.05
Ожидаемые результаты
В результате выполнения программы мною были выявлены ожидаемые результаты:
- Повысить уровень познавательной активности у детей.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
- Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Перспективный план
Месяц | Темы занятий | Программное содержание |
Октябрь
| Блок «Вода. Удивительные превращения воды» Вода – самое удивительное вещество на Земле | Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам. |
Что такое пар? | Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане. | |
Впитывание воды | Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения. | |
Вода – растворитель | Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой. | |
Игры с моделями | Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов. | |
«Кожа» воды» | Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами. | |
Неутомимая путешественница | Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы. | |
Ноябрь | Блок Человек. Рукотворный мир. Свойства материалов. Бумага. Её качества и свойства. | Расширять и закреплять имеющиеся у детей представления о свойствах и качестве бумаги. Знакомство с разными видами бумаги. |
Ткань. Её качества и свойства. | Учить различать ткань по внешнему виду, на ощупь (шелковая, хлопчатобумажная, синтетическая, шерстяная) и показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять) | |
В мире стекла. | Познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, твердое, холодное, хрупкое, гладкое, не пропускает воду, звучащее). | |
Древесина. Её качества и свойства. | Познакомить детей со свойствами дерева, продолжать знакомство с тем, как человек использует дерево | |
Резина. Узнай все о себе, Шарик. | Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается), находить резиновые предметы в ближайшем окружении. | |
В мире пластмассы. | Знакомить детей с искусственным материалом – пластмассой; помочь выявить некоторые свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная, не боится воды, гибкая, прочная) | |
Металл. Его качества и свойства. | Познакомить детей со свойствами и качествами металла, его использованием; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении | |
Блок «Воздух» Воздух – первое знакомство: вдох – выдох | Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы | |
Декабрь | Воздух есть везде | Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.) |
Воздух всегда в движении | Доказать, что воздух всегда в движении | |
«Сильный ветер, слабый ветер». | Познакомить детей с силой ветра. | |
«Надуваем воздушные шары». | Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики. | |
Реактивный шарик | Выявить, что воздух обладает упругостью. | |
«Где теплее?» | Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается. | |
«Не дышу» | Доказать, что без воздуха нельзя прожить. | |
Блок «Почва» Как устроена «волшебная кладовая» | Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина). | |
Январь | Знакомимся с песком и глиной | Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются |
Свойства песка и глины. | Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины. | |
Песок – природный материал. Песочные чудеса | Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок. | |
Глина – природный материал | Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий. | |
«Где вода?» | Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду | |
Животные и песок | Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. | |
Для чего человеку песок и глина | Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины. | |
Блок «Камни» Какими бывают камни | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. | |
Февраль | Сравнение свойств камней | Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком. |
Что такое горы | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней. | |
Почему разрушаются горы | Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы. | |
Дымящиеся горы | Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан. | |
«Минеральное царство» | Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей | |
Янтарь и его свойства | Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями, выделять его свойства. | |
Как человек использует камни | Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома, ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее. | |
Март | Живая природа Нужен ли зимой растениям снег? | Подтверждение необходимости некоторых изменений в природе (необходимость снега для растений зимой) |
Где будут первые проталинки? | Развивать у детей умение находить первые признаки весны в окружающей природе; развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. | |
Где прячутся детки?1 этап. Проращивание. | помочь выделить ту часть растения, из которых могут появиться новые растения. | |
Что любят растения? | Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | |
Как развивается растение? | Формировать навыки правильного ухода за растениями. | |
Зачем растениям свет | Установить зависимость роста и состояний ухода за ними. | |
Где прячутся детки? 2 этап. Выявление результатов. | ||
Апрель | Блок «Свет и электричество» Свет повсюду | Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы. |
«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи» | Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года. | |
Свет путешествует | Дать представление о движении света. | |
Что такое зеркало? | Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы. | |
«Электричество» | Познакомить детей с понятием «электричество» | |
Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи» | Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года. | |
«Далеко-близко» | Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха. | |
«Тайна стекла» | Продолжать знакомить с предметами из разных материалов, со стеклом, его происхождением, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. | |
Май | «Разноцветные огоньки» | Формировать первичные представления из каких цветов состоит солнечный свет. |
Блок «Время» Что такое время. Как его измерить. | Вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. | |
Части суток. Почему наступает утро, день, вечер и ночь? | Рассказать и показать с помощью модели Земли, как происходит смена дня и ночи | |
Времена года.
| Показать, как происходит смена времен года | |
Календарь.
| Познакомить с календарем. Какие бывают календари? | |
Какие бывают часы. | Знакомство с часами. | |
Блок «Человек» Проверим слух | Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук. | |
Наши помощники - глаза | Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза. | |
Взаимосвязь органов вкуса и запаха | Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | |
Кожа | Защитная функция кожи | |
Итого: 64 занятия |
Список используемой литературы
- Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2015.
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г.
- Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2015г.
- Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2013г.
- Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2015г.
- Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство - Пресс»,2015г.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах», Творческий центр «Сфера» Москва, 2010 г.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: «Учитель», 2010 г.
- Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
- Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников», Издательство «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта» |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС №5 «Мечта» ___________________ Е.В.Радзевика Приказ № _____ от __________2021г. |
Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности
«Лаборатория почемучек»
Составил: Баловцова Н.В.
воспитатель