Детско-родительские клубы
Детско-родительские клубы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «В кругу семьи»2021-2022 | 401.07 КБ |
ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «В кругу семьи»2022-2023 | 695.56 КБ |
Аналитическая справка по реализации работы | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта» |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №5 «Мечта» ___________________ Е.В.Радзевика Приказ № _____ от __________2021г. |
ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО
КЛУБА «В кругу семьи»
группы общеразвивающей направленности
для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет
(группа № 6)
2021-2022 учебный год
Воспитатели:
Нурсубина А.Р.
Баловцова Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Актуальность
1.1.3. Цели, задачи программы
1.1.4. Принципы и результаты работы
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы
2.2. Методы и приемы
2.3. Формы работы и этапы развития взаимодействия с семьей
2.4. Итоги работы клубы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. План мероприятий работы клуба
3.2. Тематика заседания клуба
Приложения
Список литература
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | 7-я программа родительского клуба в ДОУ |
Цель программы | Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей. |
Задачи программы |
|
Составитель программы | Воспитатель Нурсубина Альбина Рафисовна Баловцова Наталья Владимировна |
Направление деятельности программы | Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей в вопросах воспитания дошкольников. Трансляция положительного опыта семейного воспитания. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей |
Сроки реализации программы | Учебный год (с сентября 2021 по август 2022) |
Участники программы | Педагоги, родители, дети дошкольного возраста (5-6 лет) |
Ожидаемый результат |
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.
На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.
Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Родительский клуб позволяет сделать общение с родителями более целенаправленным, а, следовательно, эффективным.
1.2. Актуальность.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых –родителей, педагогов.
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребёнка. Однако доказано, что семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребёнка. Эффективность возрастает, если оно дополняется системой дошкольных учреждений, при условии сотрудничества и взаимодействия.Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного познания партнерами друг друга. В процессе взаимопонимания происходит постепенное приближение к потребностям и трудностям друг друга. Чем доступнее, понятнее друг для друга становятся педагог и родители, тем меньше настороженности, напряженности в их отношениях, связанных в первую очередь, с ощущением неизвестности, незнакомости. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы детско - родительского клуба «В кругу семьи».
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя консультации, беседы с родителями, просмотр мультимедийных презентаций, практические занятия.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности.
Взаимоотношения родителей и педагогов должны строиться на основе просвещения родителей, которое можно осуществлять через детско - родительские клубы.
Детско - родительские клубы – это объединения по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, практические занятия, интерактивные игры – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.
1.1.3. Цели, задачи программы
Цели программы:
Повышение компетентности родителей и построение эффективного
взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
Задачи программы:
- содействие общению родителей с ребенком;
- выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
- приобщать к народной культуре и традициям русского народа;
- формирование у родителей практических умений в области изобразительной деятельности ребенка;
- обогащение жизненного опыта детей и развитие творческих способностей;
- развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
- содействие формированию гармоничных отношений между родителями и детьми, изменения образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
- содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
1.1.4. Принципы и результаты работы
Принципы:
- принцип взаимодействия – подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса (ребёнок - педагог, родители - ребёнок, педагог - родители);
- принцип доверительного сотрудничества – ребёнок осознаёт свою причастность к совместному делу, социальную востребованность;
- принцип взаимного развивающего влияния.
Ожидаемый результат:
- Сотрудничество людей разных поколений с целью укрепления семьи, коллектива, воспитания уважительного отношения друг к другу, передачи наиболее значимого социального опыта;
- возросла активность детей при совместной работе с родителями;
- формирование психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического развития ребенка;
- улучшилась динамика творческого развития детей;
- дети учатся рисовать нетрадиционными способами;
- родители смогут создать дома условия для художественно-эстетического развития ребёнка и творить с ним;
- родители заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей;
- возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения;
- развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогом.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы
Детско-родительский клуб «В кругу семьи» создан с целью развития в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания, а для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня. Некоторые мероприятия и акции дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в дошкольном возрасте - игра) и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Программа клуба рассчитана на 1 учебный год (с сентября 2021г. по август 2022г.).
2.2. Методы и приемы
- организационные;
- наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
- словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
- практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
- логические;
- мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
2.3. Формы работы и этапы развития взаимодействия с семьей
Встречи детско–родительского клуба «В кругу семьи» проводятся раз в квартал, продолжительностью 1-1,5 часа.
Программа работы клуба реализуется через следующие формы работы:
- круглый стол;
- решение проблемных ситуаций;
- детско-родительская гостиная;
- встречи со специалистами;
- дискуссионные встречи;
- акции;
- интеллектуальная игра и др.
Основные этапы развития взаимодействия с семьей:
- 1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов
- 2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).
- 3 этап: Реализация программы сотрудничества
- 4 этап: Анализ полученных результатов
2.4. Итоги работы клуба
Предложенная программа детско-родительского клуба «В кругу семьи» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм мероприятий.
Консультирование родителей направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса.
При выборе тем заседаний клуба учитываются наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений, возрастные особенности и проблемы развития дошкольников.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. План мероприятий работы клуба
Тема занятия | Участники | Форма | Сроки |
«Родитель – это звучит гордо» | Родители Воспитатель | Беседа с родителями о функции родительского клуба | сентябрь |
«Как не болеть в детском саду» | Родители Медицинская сестра Воспитатель | Семинар-практикум, консультация, мастер-класс «Игры которые лечат» | октябрь |
«Растим ребенка здоровым» | Родители Воспитатель Физ. инструктор | Обучающий семинар, Презентация, беседа. | ноябрь |
«Развиваем память у дошкольников» | Родители Воспитатель | Буклеты, мастер-класс | январь |
«В царстве упрямства и капризов, или Кризис пяти лет» | Родители Воспитатель Психолог | Практическое занятие, дискуссия | февраль |
«Мы за безопасность на дорогах!» | Родители Воспитатель | Презентация, буклеты, беседа | март |
Творческая мастерская «Весне дорогу!» | Родители и дети Воспитатель | Творческая мастерская | апрель |
«Итоги работы родительского клуба» | Родители Воспитатель | Круглый стол | май |
«Роль совместного отдыха родителей и детей» | Дети Родители Воспитатель | Беседа, практическое занятие | июнь |
«Любимые сказки» | Родители Воспитатель Дети | Литературная викторина | июль |
«Как развивается ребёнок» | Родители Воспитатель | Тренинг, беседа | август |
3.2. Тематика заседания клуба
Организационная встреча. | ||
Тема: | «Родитель – это звучит гордо» | Сентябрь 2021 г. |
Цель: | Познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям, дать характеристику основным типам семейного воспитания. | |
Задачи: | 1. Характеристики типов семейного воспитания | |
2. Презентация работы детского родительского клуба. | ||
Обучающий семинар | ||
Тема: | «Растим ребенка здоровым» | Декабрь 2021 г. |
Цель: | Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. | |
Задачи: | 1. Формировать у родителей мотивации здорового образа жизни. | |
2. Рассказать родителям о важности занятий Физкультурой и соблюдении режим дня, для того, чтобы укрепить здоровье детей. | ||
Беседа | ||
Тема: | «Мы за безопасность на дорогах!» | Март 2022 г. |
Цель: | Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения. | |
Задачи: | 1. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей. | |
2. Повышение среди родителей культуры дорожного движения. | ||
3. Ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД. | ||
Круглый стол | ||
Тема: | «Итоги работы родительского клуба» | Май 2022 г. |
Цель: | Обсуждение эффективности деятельности, вклада каждого участника педагогического процесса, анализ работы клуба, дальнейшее планирование. | |
Задачи: | 1. Анкетирование родителей (изучение запроса на следующий учебный год) | |
2. Награждение родителей, активно участвовавших в работе клуба | ||
3. Самооценка («Дерево успеха») Каждому родителю выдается три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха» красный — активно использую знания, приобретенные на занятиях, в процессе воспитания моего ребенка. желтый — узнала много нового, однако придерживаюсь своих методов воспитания. зеленый — жалею, что участвовал(а) в работе клуба |
Приложение 1.
консультация для родителей «Растим ребенка здоровым»
Забота о здоровье ребенка должна начинаться с самого раннего возраста, а еще лучше до его рождения, ведь на физическое состояние младенца влияет не только поведение матери во время беременности, но и образ жизни обеих родителей до зачатия малыша. Так что если хотите, чтобы Ваш ребенок вырос здоровым, жизнерадостным и успешным, тщательно заботится о его здоровье надо начать как можно раньше.
Итак, основные советы по здоровью детей.
· Залог здоровья – правильное питание. Его основы достаточно просты: больше фруктов, овощей и жиров растительного происхождения. Обязательны каши, рыба, мясо, а также молочные и кисломолочные продукты. При этом из рациона следует исключить легкоусваеваемые углеводы (торты, конфеты, шоколад), слишком жирную, а также жареную пищу. Свинину лучше заменить курятиной или телятиной, пирожные – сухофруктами.
· Зарядка и активный образ жизни. Для здоровья нужно движение. Чем активней ребенок, тем лучше развиваются мышцы, опорно-двигательная и дыхательная система. Также ускоряется обмен веществ, что уменьшает количество токсинов в организме.
· Табу на телевизор и компьютер. Время, проведенное за этими устройствами, необходимо строго контролировать, ведь они плохо влияют на глаза, да и на организм в целом (электромагнитное излучение). Тщательно подбирайте фильмы, мультфильмы и телепередачи, которые смотрит ребенок. Поступающую к нему информацию важно контролировать. Это необходимо для морали и психического здоровья малыша.
· Также нужно давать ребенку возможность самореализации. Наиболее часто она осуществляется в игровой деятельности. Так что по возможности не следует её ограничивать. Хочет она поиграть в повара Вашими кастрюлями, позволяйте, ведь это не только игра, но и репетиция взрослой жизни. Ребенку необходим простор для деятельности. При чем Вам даже не прийдется его создавать. Любой малыш может сделать игру из чего-угодно. Важно как можно меньше ограничивать его в этом. К примеру дочка известного психолога Пиаже однажды просто стала рядом с отцом и оставалась абсолютно неподвижной. Когда удивленный родитель спросил, что она делает. Изобретательный ребенок ответил, чтобы ему не мешали, ведь она играет в церковь.
Приложение 2.
Упражнение «Цветок». Цель: подвести родителей к пониманию, что развитие и воспитание ребенка в большей степени зависит от родителей и семьи.Инструкция: предложить родителям представить своего ребенка в виде цветка и заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка и ожидания его развития. Предложить родителям ответить на вопрос: «Что необходимо чтобы ребенок был таким, каким они его видят?» Семья имеет наибольшее значение в формировании и становлении личности ребенка. Семейное окружение, те отношения, которые складываются между членами семьи, оказывают огромное воздействие на дальнейшую жизнь маленького человека, формируют его представление о мире, людях, о добре и зле. Ребенок впитывает в себя все то, что видит в своей семье. Каждый из нас, конечно же, хочет видеть своего ребенка счастливым, удачливым, благополучным. Мы с вами собрались, чтобы вместе научиться, как этого достичь, научиться общаться со своим ребенком, пополнить свои знания.
Упражнение «Карта родительских ролей»
Цель: повышение уровня родительской компетентности.
Ведущий: Быть родителем – очень сложная и многосторонняя задача. Нам известно, что ребенку нужны любовь, забота и ограничения. А что это обозначает в действительности? Быть родителем – это роль человека на всю жизнь. Умение быть родителем рождается в результате взаимоотношений с ребенком, но каждый родитель получает начальные навыки для этого процесса из своего родного дома и из окружающей среды, в которой он вырос. Быть ответственным родителем – это необходимость для нормального развития ребенка, а также немаловажная задача с позиций общества, может быть, самая важная с точки зрения жизни.
Рассмотрим с вами «Карту родительских ролей». Отметьте, пожалуйста, какие роли, по Вашему мнению, выполняет родитель в воспитании ребенка?Распределите круг на сектора и отметьте эти роли. Пронумеруйте их в порядке значимости для вас.
Приложение 3.
Рекомендации родителям по соблюдению
правил дорожного движения
При выходе из дома- если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При переходе проезжей части- переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
При переходе по нерегулируемому перекрестку- учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта. Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта- выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть. Подходите для посадки к двери только после полной остановки. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями). Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При поездке в личном автомобиле- используйте специальные детские кресла.
При ожидании транспорта- стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах
Навык переключения на улицу- подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях. Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
Навык переключения на самоконтроль- умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
Навык предвидения опасности- ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход». Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д. Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Достаточно хотя бы раз в неделю в течение 10-15 минут со своим ребенком провести беседу-игру по Правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребенок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на городских магистралях. В разгар летних каникул многие дети отправляются отдыхать за пределы города и попадают совсем в другую, непривычную для них обстановку. И если ребенок достаточно хорошо разбирается в Правилах дорожного движения, родители могут быть спокойны за него. Частой ошибкой, допускаемой в таких случаях, является неправильный подход к началу беседы. Говорить с детьми об опасностях дороги излишне строгим тоном неэффективно. В таком случае, ребенок не будет заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации. Гораздо эффективнее поговорить с ребенком спокойно, выбрав момент, когда он ничем не занят и его внимание в вашем распоряжении. Перед объяснениями обозначьте важность и серьезность разговора, пусть малыш почувствует свою значимость. Его внимание возле дороги должно быть просьбой, а не требованием. Он должен понимать, что за него переживают и ему грозит опасность. Такая мотивация гораздо сильнее, чем опасения наказания или упреков.
Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе, улице; объясните, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой.
Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
*Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
*Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
*Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
*Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
*Из автобуса, троллейбуса, таки выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
*Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
*Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторили.
*Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Список литературы
- Белова Н.Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Долматова Н.Г. Формы работы дошкольных учреждений с неорганизованными детьми // № 6 Управление ДОУ № 6 2005
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006
- Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005
- Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта» |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС №5 «Мечта» ___________________ Е.В.Радзевика Приказ № _____ от __________2022г. |
ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО
КЛУБА «В кругу семьи»
группы общеразвивающей направленности
для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет
(группа № 13)
2022-2023 учебный год
Воспитатели:
Баловцова Н.В.
Нурсубина А.Р.
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Актуальность
1.1.3. Цели, задачи программы
1.1.4. Принципы и результаты работы
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы
2.2. Методы и приемы
2.3. Формы работы и этапы развития взаимодействия с семьей
2.4. Итоги работы клубы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. План мероприятий работы клуба
3.2. Тематика заседания клуба
Список используемой литературы
Приложение
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | В кругу семьи программа родительского клуба в ДОУ |
Цель программы | Формирование педагогических компетенций родителей через совместную деятельность взрослых и детей, использование разнообразных форм взаимодействия с ними. Социально – личностное и духовно - нравственное развитие детей через организацию работы в рамках акций разной направленности через сотрудничество всех участников образовательного процесса. |
Задачи программы | Активное вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО через совместную деятельность по направлению художественно – эстетическое развитие, совместный труд, исследовательскую деятельность, чтение художественной литературы, заучивание стихов, флэш-моб и т. д. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду. |
Составитель программы | Воспитатель Баловцова Наталья Владимировна Нурсубина Альбина Рафисовна |
Направление деятельности программы | Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей в вопросах воспитания дошкольников. Трансляция положительного опыта семейного воспитания. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей |
Сроки реализации программы | Учебный год (с сентября 2022 по май 2023) |
Участники программы | Педагоги, родители, дети дошкольного возраста (6-7 лет) |
Ожидаемый результат | Сформированность у родителей определенных моделей поведения с ребенком. Повышение уровня педагогических знаний и умений; активизирование позитивного мышления помогающего родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей. Устанавливание доверительного отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии детей. |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.
Современные тенденции ставят педагогический коллектив, стремящийся эффективно выполнять свои воспитательные функции, перед необходимостью искать в лице семьи единомышленников. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи должно преобладать сотрудничество. Задача педагогического коллектива – не просто привлечь на свою сторону родителей, а выработать совместную стратегию воспитания ребенка. Первый шаг в формировании новых отношений с родителями должен сделать педагог.
На данный момент существует различные формы взаимодействия педагога с родителями, но наиболее новой и эффективной является создание родительских клубов.
- Актуальность
Актуальность взаимодействия педагога и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в детский сад из семьи и возвращается в свою семью.
Многолетние наблюдения показали, что опыт убеждения лозунгами на родительских собраниях не дает эффективных результатов.
Навязываемые нами родителям знания далеко не всегда были востребованы. Положительного результата можно ожидать лишь в случае, если родители станут активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Родительский клуб – оптимальная на сегодняшний день форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Это дополнительный компонент воспитательного процесса, где родители и педагоги ДОУ могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем обеспечить малышу эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома.
Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста.
Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый.
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, тема развития творческих способностей является актуальной. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Тем более что основная задача работы детского сада подготовить ребёнка к школе, а значит дать знания и развить мелкую моторику кистей рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка
Вот почему была выбрана такая форма для работы детско-родительского клуба «В кругу семьи».
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.
Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях, задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, собирание разрезных картинок, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков, разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Работа клуба предполагает познакомить родителей с видами творческого труда, обогатить домашний досуг.
1.1.3. Цели, задачи программы
Цель: Повышение компетентности родителей и построение эффективного
взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
Задачи программы:
- Сформированность у родителей определенных моделей поведения с ребенком.
- Повышение уровня педагогических знаний и умений;
- активизирование позитивного мышления помогающего родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.
- Устанавливание доверительного отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии детей.
1.1.4. Принципы и результаты работы
Работа клуба строится на основе следующих принципов:
- принцип взаимодействия – подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса (ребёнок - педагог, родители - ребёнок, педагог - родители);
- принцип доверительного сотрудничества – ребёнок осознаёт свою причастность к совместному делу, социальную востребованность;
- принцип взаимного развивающего влияния
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы
Детско-родительский клуб «В кругу семьи» создан с целью развития в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания, а для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня. Некоторые мероприятия и акции дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в дошкольном возрасте - игра) и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Программа клуба рассчитана на 1 учебный год (с сентября 2022г. по май 2023.).
2.2. Методы и приемы
- организационные;
- наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
- словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
- практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
- логические;
- мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
2.3. Формы работы и этапы развития взаимодействия с семьей
Встречи детско–родительского клуба «В кругу семьи» проводятся раз в квартал, продолжительностью 1-1,5 часа.
Программа работы клуба реализуется через следующие формы работы:
- круглый стол;
- решение проблемных ситуаций;
- детско-родительская гостиная;
- встречи со специалистами;
- дискуссионные встречи;
- акции;
- интеллектуальная игра и др.
- Основные этапы развития взаимодействия с семьей:
- 1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов
- 2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).
- 3 этап: Реализация программы сотрудничества
- 4 этап: Анализ полученных результатов
Формы организации детской деятельности могут быть различными, но чтобы средства для достижения воспитательно-оздоровительных задач оставались игровыми.
2.4. Итоги работы клуба
Предложенная программа детско-родительского клуба «В кругу семьи» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм мероприятий.
Консультирование родителей направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса.
При выборе тем заседаний клуба учитываются наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений, возрастные особенности и проблемы развития дошкольников.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. План мероприятий работы клуба
Содержание | Дата | Участники | ||
Сентябрь | ||||
Стали мы на год взрослее | В течение месяца | Воспитатель | ||
Индивидуальное консультирование | В течение месяца | учитель-логопед педагог-психолог | ||
Консультация «Что должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. | 4 неделя | Воспитатель | ||
Октябрь | ||||
Акция «Бумажный Бум» | В течении месяца | Воспитатель | ||
Акция «Разделяй и помогай» | В течении месяца | Воспитатель | ||
Памятка «На улицах города» для родителей | В течение месяца | Воспитатель | ||
Ноябрь | ||||
Конкурс «Кормушка для птицы» | В течение месяца | Воспитатель | ||
Консультация «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. | Воспитатель | |||
Декабрь | ||||
1 | Конкурс поделок «Ёлочка-красавица» | 1-2 неделя | Воспитатель | |
Памятка для родителей «Прогулки вместе с с де детьми в зимний период» | В течение месяца | Воспитатель | ||
Январь | ||||
Просмотр видеофильма «Речевые игры». | Воспитатель | |||
Консультация «Как помочь ребенку в овладении счетом и письмом» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей.
| В течение месяца. | Воспитатели. | ||
Февраль | ||||
Маршрут «Безопасная дорога от дома до школы» | В течение месяца. | Воспитатели с родителями | ||
Консультация «Физическая готовность ребенка к школе». | В течении месяца | Инструктор по ФИЗО | ||
Март | ||||
| Как я маме помогаю (презентация) | 1 неделя | Воспитатели и дети | |
Устный журнал «Правила приема детей в первый класс» | 3 неделя | Воспитатели | ||
Апрель | ||||
Деловая игра «Семья на пороге к школьной жизни» | 2 неделя | Воспитатели и родители | ||
Семинар – практикум «Вместе с родителями – за безопасность детей на пути к школе» | 4 неделя | Воспитатель, родители, дети . | ||
Май | ||||
Консультация «Как помочь ребенку в приготовлении уроков?» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. | В течение месяца. | Воспитатели. |
3.2. Тематика заседания клуба
Семинар-практикум | ||
Тема: | «Учимся, играя» | Октябрь 2022 г. |
Цель: | Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников. | |
Задачи: | 1. Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе. | |
2. Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю в домашних условиях. | ||
3. Развивать у родителей навыки рефлексии. | ||
Творческий вечер | ||
Тема: | «Творческая гостиная» | Декабрь 2022 г. |
Цель: | Выявить творческий потенциал родителей и воспитанников | |
Задачи: | 1. Способствовать совместной творческой деятельности детей и родителей; | |
2. Совместными усилиями украсить групповое помещение к Новому году | ||
Круглый-стол | ||
Тема: | О первых днях ребенка в школе | Февраль 2023 г. |
Цель: | Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. | |
Задачи: | 1. Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к школе. | |
2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе. | ||
Мастер-класс | ||
Тема: | Тема: «Домашняя игротека для развития памяти, внимания, речи, мышления». | Март 2023 г. |
Цель: | Овладение родителями основными приемами развития психических процессов у детей в домашних условиях. | |
Задачи: | 1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей. | |
2. Расширить знания родителей об особенностях развития психических процессов у детей дошкольного возраста. | ||
3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком. | ||
4. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных развивающих игр с ребенком. | ||
Круглый стол | ||
Тема: | «Школа первоклассных родителей» | Май 2023 г. |
Цель: | Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. | |
Задачи: | 1. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе. | |
2.Развивать представления родителей о роли семьи в жизни ребенка в предшкольный период . | ||
3.Определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручить родителям памятки. |
Список используемой литературы
- Никольская И. М. Развитие познавательной сферы: восприятие. Внимание. Память. Воображение. Речь. Мышление / И. М. Никольская, Р. М. Грановская // Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб.: Речь, 2006. – Гл. 2.
- Андрущенко А.В., Слегина Н.Г., Селиванов В.С. Готовимся к школе:
Книга для родителей будущих первоклассников. - М.: ООО Фирма
Издательство АСТ, 1999. - Амосов Н. М. Ваш ребёнок: здоровье и воспитание. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997.
- Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г.,
- «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г. Киров, 2011г.
Приложение № 1
Консультация для родителей
«Что должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения?»
Ваши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а порой и собеседование. Часто у родителей возникает вопрос, что же должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения и что такое психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент залог надежности и качества будущей постройки. Готовность ребѐнка к школе определяется совокупностью его физиологической, педагогической и психологической подготовки.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник:
1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
2.Знать времена года, сколько дней в неделе и какие, сколько месяцев в году и какие, объекты живой и неживой природы.
3.Уметь назвать насекомых, животных и их детёнышей (собака – щенок, кошка, кот – котёнок…), диких животных, домашних животных, птиц и их птенцов(ворона – воронёнок, курица, петух – цыплёнок…)…
4. Уметь читать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
5. Писать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп»
6. Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,..., 20; 20, 19, ..., 1).
7. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
8. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Если предложен ряд слов: «диван, шкаф, стол», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «мебель».
9. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «хлеб, виноград, карандаш, молоко». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «карандаш», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно. «Карандаш лишний потому, что им рисуют. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят».
10. Находить сходство и различия между предметами:
— что общего между морковкой и картошкой?
— они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.;
— а чем они отличаются друг от друга?
— отличаются формой. Морковка треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.
11. Уметь составлять рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке мальчик грустный, потому что у него улетел шарик», «Девочка очень обиделась», «Дети обрадовались, что им построили песочницу» и т. д.).
12. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
13. Запоминать 5—7 из 10 четко названных простых слов.
14. Запоминать и называть не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
15. Уметь рассказывать наизусть небольшое стихотворение.
16. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше — завтрак или обед? Осень или зима?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш — теленок. А у лошади?».
17. Знать 10—12 основных цветов.
18. Уметь рисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).
Желаю успехов !
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как помочь ребенку в приготовлении уроков.
Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те которые сразу заявляют первокласснику: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!». Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки, в первом случае возникает обида на равнодушных родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором – формируется безответственность, уверенность, что все будет хорошо и без собственных усилий.
Присутствуя при приготовлении первоклассником домашних заданий, родители подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял, или забыл, но не подменяют его деятельностью своей. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Не правы те родители, которые заставляют переписывать домашние задания по десять раз.
Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено, источник света – находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы и от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами.
Родители часто требуют, чтобы ребёнок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребёнка время непрерывной работы не должно превышать 15 – 20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30 – 40 минут. Перерывы не должны быть длительными – достаточно 5 минут, если они заполнены интенсивными физическими нагрузками. Можно в эти 5 минут поиграть с ребенком в мяч. Если дома есть спортивный комплекс, ребёнок может полазать по канату и несколько раз подтянуться на турнике. Если всего этого нет, можно попрыгать через скакалку, сделать несколько приседаний, наклонов.
Ни в коем случае не давайте ребёнку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить её и исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
С 6-летними школьниками вообще не следует проводить дома никаких учебных занятий, им не задаются домашние задания. Это вызвано повышенной утомляемостью 6-летних детей. Если кроме школьных у них будет и домашние, то может наступить нервное переутомление, серьёзно вредящее здоровье детей и резко снижающее их школьные успехи. С шестилетками дома надо заниматься так же, как с дошкольниками: играть, рисовать, лепить, конструировать.
Первое, что требуется от родителей, - это приучить ребёнка вовремя садиться за уроки. Подсказать, когда пришло время сделать перерыв и когда его надо закончить.
Если у ребёнка есть четкий распорядок дня, то напомнить о том, что пора приниматься за работу, вам придется недолго – первые 2-3 месяца, а может быть растянуто на годы. Случается, что даже пятиклассник не начинает выполнять домашнее задание без напоминания.
Но вот ребёнок сел за стол, достал тетрадь. Если это первоклассник, то маме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен сразу же привыкать работать, не отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то и родительские замечания нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребёнка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши», удивленным вопросом: «Почему же ты не решаешь?» Нотации , пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребёнка от работы.
В отдельных случаях, если ребёнок не понял задачи, которую объяснили на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно, нельзя за ребенка решать задачу, проводить вычисления.
Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет всё, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.
Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Самоисправления – это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться. Школа не должна быть связана в сознании с отрицательными эмоциями.
Поддерживайте старание ребёнка, высказывайте уверенность, что все у него получится.
В тех случаях, когда ребёнок испытывает стабильные трудности в течение достаточного длительного времени и советы учителя не помогают улучшить положение, надо обратиться за помощью в психологическую консультацию. Специалисты вместе с родителями помогут ребёнку преодолеть трудности начального этапа обучения так, чтобы отрицательно не повлиять на его характер и не подорвать здоровье. Доброжелательное отношение взрослых дает возможность первокласснику не пасть духом.
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по реализации работы
родительского клуба «в кругу семьи» в группе №6 МАДОУ ДС№5 «Мечта»
Родительский клуб «В кругу семьи» в 2021 -2022 учебном году в МАДОУ ДС№5 «Мечта» города Нижневартовска. Программа родительского клуба была направлена на повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Актуальность дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Положительного результата можно ожидать лишь в случае, если родители станут активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Родительский клуб – оптимальная на сегодняшний день форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Это дополнительный компонент воспитательного процесса, где родители и педагоги ДОУ могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем обеспечить малышу эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома.
Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является участие родителей в работе клуба, что помогло сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество с воспитателями дошкольного учреждения. Клубом «В кругу семьи» в 2021-2022 учебном году были поставлены цели и задачи:
- содействие общению родителей с ребенком;
- выявить и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
- обогащение жизненного опыта детей и развитие творческих способностей;
- развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
- содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций.
Для реализации целей и задач были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- в сентябре проведена беседа для родителей на тему: «Родитель-это звучит гордо».
- в октябре проведена консультация для родителей «Как не болеть в детском саду»
- в ноябре проведена беседа с родителями группы «Растим здоровым ребенка»
- в январе предложены буклеты по «Развиваем память у дошкольников».
- в феврале проведен практическое занятие с родителями « В царстве упрямства и капризов, или кризис 5 лет».
- в марте показ презентации «Мы за безопасность на дорогах»
Успешно был организован в сентябре родительский клуб
- в сентябре проведено перовое заседание «Родитель – это звучит гордо»»;
- в декабре обсудили тему «Растим ребенка здоровым»
- в марте на заседании обсудили тему «Мы за безопасность на дорогах»
- в мае 2022 года провели заседание на тему «Итоги работы родительского клуба».
-заседание круглого стола «В кругу семьи», состоялось в мае, где родители прошли анкетирование, беседы, советы для родителей согласно плану работы Клуба «В кругу семьи»;
В течение 2021-2022 учебного года Клуб «В кругу семьи» работал над решением проблемы взаимодействия детского сада и семьи. Поставленные цели и задачи достигались через приобщение родителей,
к сотрудничеству между семьей и педагогами дошкольного образования, создавая атмосферу доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
В итоге воспитатели получили положительную оценку своей деятельности в рамках работы Клуба «В кругу семьи » со стороны родителей. По результатам работы Клуба «В кругу семьи» за 2021-2022 учебный год можно сделать следующие выводы:
Целевой компонент работы Клуба «В кругу семьи» реализован на должном уровне. В ДОУ сложилась положительная система работы с родителями воспитанников (в рамках Клуба «В кругу семьи»).
Показатели результативности в работе Клуба «в кругу семьи»: удовлетворенность работой ДОУ, степенью информированности по воспитательным, образовательным вопросам, характером взаимодействия с педагогами и руководителями. Родители воспитанников и дети – активные участники во всех делах детского сада, помощники педагогов.
В следующем 2021-2022 учебном году в ДОУ будет продолжена работа клуба «В кругу семьи».
Планируемые задачи:
- повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
- формирование позитивного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;
- пропаганда здорового образа жизни;
- сохранять семейные ценности;
- предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться семейным опытом по вопросам сбережения здоровья детей;
-продолжать работу клуба с применением инновационных подходов.
-использовать в работе положительный опыт семейного воспитания с целью его распространения.
-строить общение с родителями на основе выявления их трудностей.
-проводить совместные праздники, конкурсы, дни открытых дверей, на которых родители будут принимать активное участие.