Внеурочная деятельность "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Краснопеев Дмитрий Викторович

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 7-х классов в условиях реализации ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_du_nrav_kulture_7.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Хоринская средняя общеобразовательная  школа №1

имени Дармы Жанаевича Жанаева»

«Рассмотрено»:

Руководитель МО

_____ /Гомбоева Т.А /

        ФИО

Протокол № 1 от

«29» августа 2022г.

«Согласовано»:

Зам. директора по УР

_____ /Батуева Л.Ц. /

ФИО

«31» августа   2022г.

«Утверждаю»:

Директор школы:

_______ /Бадмаев Ч.Б /

ФИО

Приказ № 107.1  от

«1» сентября 2022г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Основы духовно – нравственной культуры народов России»

Класс: 7 «А»

Количество часов: 34

ФИО учителя:  Краснопеев Дмитрий Викторович

Квалификационная категория: 1 категория

с.Хоринск

2022- 2023 учебный год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая  программа по внеурочной деятельности  основы духовно – нравственной культуры народов России составлена в соответствии с :

Федеральным законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  

Приказом  Министерство просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

с учетом учебного плана МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д.Ж.Жанаева».

Личностные результаты:

  • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
  • проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

Метапредметные результаты:

  • характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
  • сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
  • различать культовые сооружения разных религий;

-  формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Предметные результаты:

  • оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
  • анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

     «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть   его   интегративный   характер:   изучение   направлено   на   образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.        Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2.        Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3.        Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в  гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика

2.Содержание учебного предмета

№п/п

Наименование разделов и тем программы

Содержание

Раздел 1. В мире культуры.

1

Величие многонациональной российской культуры  

Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов.

2

Человек –творец и носитель культуры

 

В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

3

«Береги землю родимую, как мать любимую».

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

4

Жизнь ратными подвигами полна.

Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.

5

В труде- красота человека

Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности

6

«Плод добрых трудов славен».

Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии

7

Люди труда.

Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально?

8

Семья- хранитель духовных ценностей.

Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций-залог интереса к культурным традициям российского народа.

Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ  КУЛЬТУРЫ  МНОГОЧИСЛЕННЫХ  НАРОДОВ  РОССИИ

9

 Роль религии в развитии культуры

Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения(оживление имеющихся представлений).

10

Культурное наследие христианской Руси.

Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси.

11

Культура ислама.

Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама.

12

Иудаизм и культура.

Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи

13

Культурные традиции буддизма

Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. В  МИРЕ  КУЛЬТУРЫ

1

Величие многонациональной культуры России.

2

8.09

18.09

2

Язык многонациональной культуры.

2

22.09

29.09

3

Роль религии в жизни человека.

2

06.10

13.10

4

Вклад религии в развитие культуры России.

2

20. 10

25.10

Раздел 2. НРАВСТВЕННЫЕ  ЦЕННОСТИ   РОССИЙСКОГО   НАРОДА

3

Законы нравственности – часть культуры общества государства.

2

22.11

29.11

4

Взгляды человека на мир.

2

3.12

8.12

5

Интересы, склонности, убеждения человека.

2

15.12

27.12

6

Защита творческих работ и проектов.

2

10.01.

19.01

7

Культура человека и его образованность.

2

31.01

2.02

8

Влияние характера личности на её вклад в культуру.

2

14.02

21.02

Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ  КУЛЬТУРЫ  МНОГОЧИСЛЕННЫХ  НАРОДОВ  РОССИИ.

9

Объединяющие основы и ценности национальных культур народов России.

2

11.04

18.04

10

Традиции и обычаи русского народа.

2

20.04

27.04

11

Особенности менталитета русского народа.

2

2.05

16.05

12

Традиции и обычаи народов Поволжья (татар, башкир)

2

18.05

20.05

13

Особенности менталитета Поволжья.

2

22.05

22.05

14

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2

24.05

24.05

15

Хранить память предков.

2

25.05

25.05

16

Традиции и обычаи  украинского и белорусского народов.

2

26.05

17

Промежуточная аттестация по курсу 7 класс «ОДНКР».

2

27.05

23.05

Итого

34