Внеурочная деятельность "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 7-х классов в условиях реализации ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_du_nrav_kulture_7.docx | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоринская средняя общеобразовательная школа №1
имени Дармы Жанаевича Жанаева»
«Рассмотрено»: Руководитель МО _____ /Гомбоева Т.А / ФИО Протокол № 1 от «29» августа 2022г. | «Согласовано»: Зам. директора по УР _____ /Батуева Л.Ц. / ФИО «31» августа 2022г. | «Утверждаю»: Директор школы: _______ /Бадмаев Ч.Б / ФИО Приказ № 107.1 от «1» сентября 2022г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Основы духовно – нравственной культуры народов России»
Класс: 7 «А»
Количество часов: 34
ФИО учителя: Краснопеев Дмитрий Викторович
Квалификационная категория: 1 категория
с.Хоринск
2022- 2023 учебный год
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по внеурочной деятельности основы духовно – нравственной культуры народов России составлена в соответствии с :
Федеральным законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерство просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
с учетом учебного плана МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д.Ж.Жанаева».
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
Метапредметные результаты:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Предметные результаты:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика
2.Содержание учебного предмета
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Содержание |
Раздел 1. В мире культуры. | ||
1 | Величие многонациональной российской культуры | Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. |
2 | Человек –творец и носитель культуры
| В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества. |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа. | ||
3 | «Береги землю родимую, как мать любимую». | Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. |
4 | Жизнь ратными подвигами полна. | Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. |
5 | В труде- красота человека | Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности |
6 | «Плод добрых трудов славен». | Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии |
7 | Люди труда. | Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально? |
8 | Семья- хранитель духовных ценностей. | Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций-залог интереса к культурным традициям российского народа. |
Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ МНОГОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ | ||
9 | Роль религии в развитии культуры | Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения(оживление имеющихся представлений). |
10 | Культурное наследие христианской Руси. | Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. |
11 | Культура ислама. | Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. |
12 | Иудаизм и культура. | Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи |
13 | Культурные традиции буддизма | Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Раздел 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ | ||||
1 | Величие многонациональной культуры России. | 2 | 8.09 18.09 | |
2 | Язык многонациональной культуры. | 2 | 22.09 29.09 | |
3 | Роль религии в жизни человека. | 2 | 06.10 13.10 | |
4 | Вклад религии в развитие культуры России. | 2 | 20. 10 25.10 | |
Раздел 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА | ||||
3 | Законы нравственности – часть культуры общества государства. | 2 | 22.11 29.11 | |
4 | Взгляды человека на мир. | 2 | 3.12 8.12 | |
5 | Интересы, склонности, убеждения человека. | 2 | 15.12 27.12 | |
6 | Защита творческих работ и проектов. | 2 | 10.01. 19.01 | |
7 | Культура человека и его образованность. | 2 | 31.01 2.02 | |
8 | Влияние характера личности на её вклад в культуру. | 2 | 14.02 21.02 | |
Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ МНОГОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ. | ||||
9 | Объединяющие основы и ценности национальных культур народов России. | 2 | 11.04 18.04 | |
10 | Традиции и обычаи русского народа. | 2 | 20.04 27.04 | |
11 | Особенности менталитета русского народа. | 2 | 2.05 16.05 | |
12 | Традиции и обычаи народов Поволжья (татар, башкир) | 2 | 18.05 20.05 | |
13 | Особенности менталитета Поволжья. | 2 | 22.05 22.05 | |
14 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 2 | 24.05 24.05 | |
15 | Хранить память предков. | 2 | 25.05 25.05 | |
16 | Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. | 2 | 26.05 | |
17 | Промежуточная аттестация по курсу 7 класс «ОДНКР». | 2 | 27.05 23.05 | |
Итого | 34 |