История школы
Опубликовано 18.10.2022 - 12:45 - Краснопеев Дмитрий Викторович
История МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 1 им Д.Ж.Жанаева» начинается в 19 веке, когда 24 января 1806 года при Хоринской степной Думе было образовано Онинское бурятское приходское училище.Ещё в 1803 году министерство народного просвещения России опубликовало «Предварительные правила народного просвещения», в которых устанавливалась новая система школы, состоящая из четырёх типов учебных заведений, а именно: приходские училища, уездные, гимназии, университеты. Россия делилась на 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Деритский. Все сибирские училища входили в состав Казанского учебного округа.
В 1804 году был опубликован «школьный устав», где система школ выглядела преемственной, с подчинением низшего звена высшему. Этот устав оказал положительное влияние на развитие сети приходских училищ. Этой стороной «школьного устава» воспользовались хоринцы, и по ходатайству тайши Хоринской степной Думы Галсана Мардаева 24 января 1806 года было открыто Онинское бурятское приходское училище. Знаменательно, что оно стало одним из двух первых училищ сельской местности во всей Сибири и на территории Дальнего Востока, то есть явилось первым проводником грамотности и просвещения. Выпускники его занимали должности писарей и их помощников в родовых управах, служили «толмачами» при общении с русским населением и при составлении деловых бумаг. Лучшие ученики направлялись в уездные училища и гимназии, выпускник Базар-Сада Ямпилов стал первым бурятским врачом, а дочь учителя Сахияева окончила Сорбонский университет.
За свой 208 летний путь Онинское приходское училище стало крупным образовательным учреждением Республики Бурятия, пройдя несколько этапов своего развития:
в 1921 году преобразовано в школу 2-1 ступени;
в 1925 году опытно-показательная семилетняя школа;
с 1927 по 1933 гг. школа крестьянской молодежи (ШКМ);
в 1933 году преобразована в среднюю школу.
Просветительская деятельность первой Хоринской школы позволила в кратчайшие сроки решить проблемы ликвидации безграмотности в восточных районах Бурятии, повышения образовательного, культурного уровня населения территории. Здесь получило достойное образование не одно поколение хоринцев – детей скотоводов и крестьян, которые на всю жизнь пронесли уважение и благодарность к своей родной школе. Многие из них в разные периоды богатой истории прославляли её – кто в ратном труде, кто в суровом испытании в годы войны.
Все годы существования, а в период школы крестьянской молодежи особо, школа была кузницей национальных кадров Бурятии. Сейчас среди выпускников Хоринской средней школы № 1 насчитывается 18 докторов науки, 58 кандидатов наук.
Д остижения школы:
с конца 1990-х годов – деятельность школы в системе школа-ВУЗ;
2004 год – заключен договор с университетским образовательным комплексом (УОК) БГУ;
2006 год – победитель ПНП «Образование». В качестве государственной поддержки школа получила 1 миллион рублей на своё развитие. За счет этих средств улучшилась материально-техническая база школы, образовательная деятельность велась по четырем модулям: «Школа – юрта», «Школа правильной охоты», «Конноспортивная школа» и «Школа искусств и ремесел»;
2006 год – Федеральная экспериментальная площадка по реализации проекта «Проектирование сельской образовательной ассоциации как фактора развития социума на основе интеграции образования и культурного туризма»;
2010 год – Республиканская экспериментальная площадка по введению ФГОС НОО;
2011 год – Республиканская экспериментальная площадка по реализации образовательного проекта «Летящие лебеди – инновации для устойчивого развития образования Республики Бурятия»;
2011 год – «Республиканская стажировочная площадка (РСП) по реализации национальной инициативы «Наша новая школа»;
2012 год – школа награждена дипломом лауреата в конкурсе «Лучшая школа России — 2012» (учредитель – РОО КК «Общественная академия творческой педагогики им.Л.И.Рувинского, редакция газеты «Педагогический вестник»);
2012 год – республиканская стажировочная площадка (РСП) по реализации проекта «Этноэкологическое образование школьников через использование метода проектов»
2013 год – победитель конкурса «100 престижных школ Сибири» (учредитель – ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», соучредитель – издательство «Дрофа» (г. Москва).
2015 год – муниципальная экспериментальная площадка (МЭП) по организации деятельности Центрального образовательного округа № 1 (приказ МКУ «Хоринское управление образования» № 187/2 от 15 августа 2015 года);
2016 год – республиканская пилотная школа (РПШ) по изучению курса «Основы финансовой грамотности» (приказ МОиН РБ № 1841 от 05.12.2016г.)
2017 год – звание «Лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших школ России»;
2017 год – звание «Лауреат Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров» в номинации «Лидер в области духовно-нравственного и патриотического воспитания»;
2018 год – присвоен статус «Сетевая площадка федерального ресурсного центра инноваций и развития образования «Открытый мир самбо».
2019 год – школа, по рекомендации Министерства образования и науки Республики Бурятия, включена в Федеральный реестр "Всероссийская Книга Почёта", куда входят лучшие организации, предприятия и учреждения Российской Федерации, своей работой способствующие социально-экономическому развитию территории и повышению эффективности своей отрасли. Участие организации в Книге Почёта означает подтверждение ее деловой репутации органами исполнительной власти.
2019 год - победитель конкурсного отбора Министерства просвещения РФ, грантополучатель средств из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».