Основы финансовой грамотности
Это набор навыков и знаний, которые помогают не тратить лишнего и приумножать накопления. К ним относятся планирование бюджета, знание кредитных и страховых продуктов, умение распоряжаться деньгами, правильно оплачивать счета, инвестировать и откладывать. Среди стран G20 население России не добирает до средних показателей по уровню финансовой грамотности. Но чтобы повысить ее, достаточно освоить теоретические азы и прикладные приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_f.g.docx | 32.11 КБ |
krasnopeev_d.pdf | 265.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоринская средняя общеобразовательная школа №1
имени Дармы Жанаевича Жанаева»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ / Гомбоева Т.А / Протокол № 1от «29» августа 2021г. | «Согласовано» Зам. директора по УР _____ /Батуева Л.Ц. / «31» августа 2021г. | «Утверждаю» Директор школы: _______ /Ч.Б.Бадмаев / Приказ № 107.1 от «1» сентября 2022г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Формирование финансовой грамотности»
Класс: 7 «А»
Количество часов: 34
ФИО учителя: Краснопеев Дмитрий Викторович
Квалификационная категория: 1категория
с. Хоринск
2022 – 2023 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. (Требования к уровню подготовки учащихся)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование финансовой грамотности» составлена в соответствии с: Федеральным законом РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерство просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
с учетом учебного плана МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д.Ж.Жанаева».
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
2.Содержание учебного предмета
Обществознание | ||
№ | Название разделов | Содержание раздела |
Раздел 1 | Личное финансовое планирование (5 часов). | Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия». |
Раздел 2 | Финансы и кредит (9 часов). | Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки». |
Раздел 3 | Расчетно-кассовые операции (3 часа). | Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими». |
Раздел 4 | Инвестиции (6 часов). | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие». |
Раздел 5 | Страхование (4 часа). | Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг». |
Раздел 6 | Пенсии (3 часа). | Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» |
Раздел 7 | Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа). ». | Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья |
Раздел 8 | Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». (1 час). |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения | |
Название раздела (количество часов) | план | факт | ||
Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов) | 5 | |||
1. | Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». | 1 | ||
2. | Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» | 1 | ||
3. | Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». | 1 | ||
4. | Творческая работа «Модель трех капиталов». | 1 | ||
5. | Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия». | 1 | ||
Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов) | 9 | |||
6. | Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». | 1 | ||
7. | Практическая работа «Виды кредитов». | 1 | ||
8. | Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» | 1 | ||
9. | Решение экономических задач «Арифметика кредитов». | 1 | ||
10. | Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». | 1 | ||
11. | Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». | 1 | ||
12. | Круглый стол «Финансовые пирамиды». | 1 | ||
13. | Познавательная беседа «Ипотека». | 1 | ||
14. | Решение экономических задач «Арифметика ипотеки». | 1 | ||
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа) | 3 | |||
15. | Решение практических задач «Обмен валют». | 1 | ||
16. | Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». | 1 | ||
17. | Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими». | 1 | ||
Раздел 4. Инвестиции (6 часов) | 6 | |||
18. | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». | 1 | ||
19. | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». | 1 | ||
20. | Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». | 1 | ||
21. | Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» | 1 | ||
22. | Выступления учащихся «Депозиты и их виды». | 1 | ||
23. | Ролевая игра «Управляющие». | 1 | ||
Раздел 5. Страхование (4 часа) | 4 | |||
24. | Творческая работа «Участники страхового рынка». | 1 | ||
25. | Аналитическая работа «Личное страхование». | 1 | ||
26. | Правовая консультация «Страховые накопительные программы». | 1 | ||
27. | Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг». | 1 | ||
Раздел 6. Пенсии (3 часа) | 3 | |||
28. | Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». | 1 | ||
29. | Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». | 1 | ||
30. | Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» | 1 | ||
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа) | 3 | |||
31. | Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» | 1 | ||
32. | Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». | 1 | ||
33. | Практическая работа «Социальный найм жилья». | 1 | ||
Раздел 8. Итоговая дискуссия (1 час) | 1 | |||
34. | Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | ||
Итого | 34 |