Главные вкладки
Портфолио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Портфолио | 908.37 КБ |
Тезисы "Сказка для детей подсказка" | 39 КБ |
Эссе | 38 КБ |
Эссе "Мой взгляд на воспитание" | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад»
Красноуфимск, 2020
Предварительный просмотр:
Курбанова Лилия Рашитовна,
воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» ,
Городской округ Красноуфимск
«Сказка – детям подсказка» по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Не секрет, что современные мультфильмы и кинофильмы развращают детей, которые в силу своего возраста не всегда могут сделать правильный выбор в пользу добра. Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять. Сказка создает необходимую гамму переживаний, особенное, ни с чем нес сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально - педагогических средств формирования личности детей.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!
К сказкам мы обращаемся в любом возрасте. Они учат нас быть добрыми, отзывчивыми, смелыми и целеустремленными. Каждый находит в сказке что-то свое, индивидуальное. Поэтому у всех людей есть свои любимые сказки, близкие им по мировоззрению и мировосприятию.
Сказки - для ума и души закваски.
Предварительный просмотр:
Моя профессия - воспитатель
Умение воспитывать — это все-таки искусство,
такое же искусство, как хорошо играть
на скрипке или рояле, хорошо писать картины.
А. С. Макаренко
Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя, когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, детей, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребёнок уникален в своём роде, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель. Он открыт для красоты и добра, остро реагирует на ложь и несправедливость, и если уж любит – то честно, без оговорок, а если грубит в ответ – то ищи недостаток в себе – не ошибёшься, ведь неискренние чувства моим малышам ещё неизвестны, и они чисты и честны перед миром, не умеют скрывать своих чувств в отличие от нас, взрослых!
А что необходимо иметь, чтобы стать воспитателем? Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о методах педагогического воздействия, взглядах на воспитание.
Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром.
Бесспорной является истина, что истоки нашей сегодняшней жизни уходят вглубь веков. У народа без прошлого нет, и не может быть ни настоящего, ни будущего. И хотим мы того или не хотим, но многие моральные ценности и жизненные принципы предков стали бесценным достоянием нынешних народов. Это их культурные приобретения нравственного характера. И чем бережнее мы храним память о прошлом, чем зорче всматриваемся в нынешний день, тем полнокровнее и богаче становится наша жизнь. Ни один народ не может создавать и развивать свою культуру на пустом месте. В сохранении своего национального колорита, своей национальной самобытности - сила народа. Поскольку мы проживаем на Южном Урале, у нас имеются большие возможности познакомить детей 5-7 лет с бытом и традициями народов, проживающих рядом: башкир, татар, русских. С этой целью мной разработана и реализуется Программа духовно-нравственного воспитания «Сказка – детям подсказка».
Программа рассчитана на 3 года и предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Программа включает в себя следующие блоки:
Первый блок – «Семья сильна, когда над ней крыша одна» – направлен на развитие чувств милосердия и сострадания, формирование отношений с родителями и старшими – уважения и послушания. Способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей, воспитание уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами.
Второй блок – «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось» – направлен на формирование таких качеств, как доброта – это забота о других, развитие нравственного чувства товарищества, сопереживания, ответственности за другого человека.
Третий блок – «Кто труда не боится, того лень сторонится» - направлен на развитие понимания детьми нравственных категорий и качества личности, таких как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень. Формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.
Блоки не случайно названы пословицами, так как они создаются для описания характеристики какой-либо типовой ситуации, при помощи образа или меткого замечания, сохраняя в себе ее смысл и информацию. Пословицы и поговорки народов Урала собраны в одно приложение, что позволяет быстро найти нужную пословицу и обобщить или подвести итог сказке.
Работа в рамках данной программы предполагает различные формы и методы взаимодействия воспитателя и детей. Назову некоторые, наиболее интересные:
- путешествие по карте Свердловской области;
- литературно-игровая беседа по сказкам народов Урала «Дружба начинается со сказки»;
- просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов» и др.
- дидактические игры: «Одень куклу в национальный костюм», «Украсим ичиги», «Украсим тюбетейку», «Подбери узор к сарафану», «Что подходит к одежде, а что нет», «Что лишнее»;
- продуктивная, творческая деятельность воспитанников, например, «Раскрась юрту», «Подбери узор к сапожкам», «Раскрась ичиги», «Нарисуй половичок», «Укрась печку», «Раскрась коромысло», «Слепим посуду в избу, юрту» и т.д.
Работая по указанной программе, я вижу, что у детей изменилось мнение о людях разных национальностей. Это выражается в желании больше узнать о людях, населяющих Урал: игры, обычаи и традиции, национальную кухню, праздники, национальные танцы и песни, промысел, особенности быта и др.
Я уверена, что наши дети, знакомясь с бытом и культурой разных народов, вырастут достойными патриотами своей Родины, будут сохранять и преумножать богатства многонациональной культуры, терпимо относится к религиозным обычаям и традициям других национальностей, гордиться своей национальностью и знать свои корни.
Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и желание идти на «работу» с большим нетерпением!
Работая воспитателем шестнадцать лет, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости и возможностью быть маленьким ребёнком!
Ну а что же главное? А главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и любить их как собственных, без компромиссов и условий.
Воспитатель — это патриот своей Родины, ведь страна доверяет им самое дорогое — свое будущее.
Предварительный просмотр:
Эссе
Мой взгляд на воспитание
Умение воспитывать — это все-таки искусство,
такое же искусство, как хорошо играть
на скрипке или рояле, хорошо писать картины.
А. С. Макаренко
Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя, когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, детей, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребёнок уникален в своём роде, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель. Он открыт для красоты и добра, остро реагирует на ложь и несправедливость, и если уж любит – то честно, без оговорок, а если грубит в ответ – то ищи недостаток в себе – не ошибёшься, ведь неискренние чувства моим малышам ещё неизвестны, и они чисты и честны перед миром, не умеют скрывать своих чувств в отличие от нас, взрослых!
А что необходимо иметь, чтобы стать воспитателем? Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о методах педагогического воздействия, взглядах на воспитание.
Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром.
Бесспорной является истина, что истоки нашей сегодняшней жизни уходят вглубь веков. У народа без прошлого нет, и не может быть ни настоящего, ни будущего. И хотим мы того или не хотим, но многие моральные ценности и жизненные принципы предков стали бесценным достоянием нынешних народов. И чем бережнее мы храним память о прошлом, чем зорче всматриваемся в нынешний день, тем полнокровнее и богаче становится наша жизнь. Для каждого возраста существует своя система воспитания, помочь воспитанникам как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогическая деятельность невозможна. Не менее важны для педагога и такие качества, как общительность, артистичность, весёлый нрав, хороший вкус. Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.
В данный момент, свою педагогическую деятельность я начала с детьми ясельного возраста. С первого своего рабочего дня учу, детей правильно держать ложку, правильно ходить и одеваться. Вроде бы, простые вещи, но, сколько стоит труда выполнить это малышам! Вместе мы делаем первые, самые трудные шаги: дети осваивают новый, неизвестный им мир, а я набираюсь опыта в профессии воспитателя.
Мне очень нравиться наблюдать за поведением детей, как по разному они относятся друг к другу, животным, игрушкам. Все больше убеждаюсь в том, что светлые, добрые чувства нужно воспитывать в детях постоянно, чтобы в детских сердцах утвердилось заботливое отношение ко всему живому.
Очень часто читаю детям книги, а затем вместе с детьми анализируем прочитанное. Ведь книги позволяют воспитывать у детей любовь и уважение. Из содержания книг дети черпают уроки доброты, осуждают зло, оценивают поступки людей.
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, стремлюсь сделать счастливым детство каждого ребенка. Для детей стараюсь быть другом, опорой, в одних случаях я им советует, объясняю, в других играю вместе с ними. Вместе радуемся достигнутым вершинам. Воспитание - кропотливый процесс, требующий от взрослого умения понимать детей, учитывать их особенности.
В нашем образовательном учреждении создана спокойная обстановка, дети играют, рисуют, лепят, поют и пляшут. Воспитатель тот же врач, главная его цель не навредить. Поэтому постоянно нахожу, что-то новое, чтобы заинтересовать ребенка. В группе создаю центры активности, в которых детям предлагаю серии игр: где с легкостью они могут нарядиться в костюмы, взять любимую игрушку для игры, разложить настольные игры. Так жизнь детей наполняется радостью от пребывания в детском саду.
Когда выкладываешься на все сто процентов, создавая благоприятную атмосферу для своих воспитанников, со стороны родителей выражаются слова благодарности, что и служит показателем проделанной работы. Ведь все родители мечтают видеть своих детей счастливыми. И моя мечта о том, чтоб с лица ребенка не сходила улыбка. Родители доверили мне воспитывать подрастающее поколение. И я в свою очередь постараюсь оправдать это высокое доверие.
Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и желание идти на «работу» с большим нетерпением!
Работая воспитателем восемнадцать лет, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости и возможностью быть маленьким ребёнком!
Ну а что же главное? А главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и любить их как собственных, без компромиссов и условий. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям.
Ребенок должен стать творцом своей деятельности. Поэтому необходимо строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.
Моя задача ответственна и благородна: обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребёнка. Ребёнок по своей природе уникален. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от педагога.