Программа тьюторского сопровождения
Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников Л.В. Коломийченко "Дорогою добра" состоит из:
1. Занятия для детей 3 - 5 лет по социально - коммуникативному развитию.
2. Занятия для детей 5 - 6 лет по социально - коммуникативному развитию.
3. Занятия для детей 6 - 7 лет по социально - коммуникативномуразвитию.
В книге представлены концепция, программа и педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников.
В концепции рассматриваются теоретические основы социально-коммуникативного развития как одной из образовательных областей ФГОС ДО.
В программе представлены задачи социального воспитания по разным сферам социально-коммуникативного развития (когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой) и содержание работы педагога с детьми.
Также даются показатели социально-коммуникативного развития детей в разные возрастные периоды дошкольного детства.
Цель социального воспитания детей дошкольного возраста - формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного - к людям, бережного к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного - к истории семьи, детского сада, страны, толерантного - ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.)
Реализация цели возможна при условии правильного подбора содержания взаимодействия педагога с детьми, отражающего разные виды социальной культуры, доступные восприятию и усвоению в разные возрастные периоды: в младенческом и раннем возрасте - народная, нравственно - этическая и семейно - бытовая культура; в младшем дошкольном возрасте содержание социального воспитания обогащается ценностями правовой, этнической и конфессиональной культуры.
Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребёнка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.
Технология реализации программы представлена блочно - тематическими планами и конспектами, предусматривающими использование различных средств, методов и форм социального
воспитания, оптимальное сочетание специфических видов детской
деятельности, включение элементов развивающей среды.
В конце каждого раздела программы в зависимости от возрастного
периода даны показатели социально - коммуникативного развития,
позволяющие определить его общий уровень.
Цель программы - своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и
качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социально - коммуникативное развитие дошкольников.
Реализация цели осуществляется в процессе социального воспитания посредством решения разных групп задач. В соответствии с личностно - ориентированным подходом, который обеспечивает социально - коммуникативное развитие, предполагающее формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного - к людям, бережного - к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного - к истории семьи, детского сада, страны, толерантного - ко всему иному в человеке - возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.), задачи социального воспитания представлены по трём сферам: когнитивной (познавательные сведения), эмоционально - чувственной (интересы, потребности), поведенческой (способы взаимоотношений).
Задачи разделов:
Познавательные сведения: в зависимости от возраста и уровня
развития детей, сообщать элементарные сведения; формировать первоначальные представления; уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать знания; способствовать формированию понятий о: человеке как биопсихосоциальном существе (его внешние признаки, различия между людьми разного возраста и пола; настроения, чувства, переживания; поступки, взаимоотношения
с другими людьми); истории появления и развития отдельного человека; особенностях поведения детей в зависимости от половых различий и т.д.
Развитие чувств и эмоций:
В зависимости от возраста, пола, уровня развития детей: способствовать проявлению интереса к сверстникам своего и противоположного пола (их предпочтения в играх, игрушках, в видах деятельности, увлечениях, поступках);
способствовать становлению полового самосознания, чувства полоролевой самодостаточности, потребности в проявлении себя как представителя определённого пола; стимулировать проявления сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола и т.д.
Формирование поведения:
В зависимости от возраста, пола и уровня развития дете обучать способам, развивать умения и формировать навыки: социальной перцепции, восприятием детьми друг друга, как представителей разного пола, проявление доброжелательных, бережных взаимоотношений; формирование бесконфликтного поведения в семье,, проявление бережного отношения к семейным ценностям
Программа "Дорогою добра" направлена на достижение целевых ориентиров социально - коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно - этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми. Она является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно - образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в её реализации).
Реализация программы "Дорогою добра" осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Её содержание представлено в разделах "Человек среди людей", "Человек в истории", "Человек в культуре", Человек в своём крае", каждый из которых дифференцирован по блокам.
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре.
Сетка занятий составляется произвольно в соответствии с основными положениями образовательной программы, по которой работает ДОО, и с требованиями к нагрузке детей в организованной деятельности, предусмотренными ФГОС ДО. Основу сетки составляет форма организации детей в познавательной деятельности, обозначенная в плане как занятие.
Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно - тематическому планированию процесса реализации программы.
Режим организации работы по всем разделам не должен превышать одного занятия в неделю. Тематические занятия во 2 младшей группе рекомендуется проводить 2 раза, в средней - 3 раза в месяц, в старшей рекомендуется проводить 3 - 4 раза в месяц. Режим организации работы по всем разделам в подготовительной группе не должен превышать полутора занятий в неделю. Что касается интеграции в другие области развития, все остальные методы работы могут быть представлены в других разделах образовательной программы (например, "Речь и речевое общение", "Изобразительное искусство", "Конструирование"и др.), так и в совместной с воспитателем, и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование.
Примерная сетка занятий по месяцам, темы по разделам и блокам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план коррекционно-развивающей работы ребенком с инвалидностью
на 2019/20 учебный год
Фамилия, имя воспитанника: _______________ Группа «Солнышко»
Дата рождения: ___________
Месяц | Неделя | Темы разделов | Дата занятий |
Блок «Я – человек: я – мальчик, я- девочка» | |||
Октябрь | 1-2 | Наблюдение за ребенком, сбор данных о ребенке, диагностические беседы с ребенком | |
3 | Мы такие разные | ||
4 | Настоящие мальчики и девочки | ||
Ноябрь | 1 | Разное настроение | |
2 | Этикет | ||
3 | Транспорт и средства связи | ||
4 | Транспорт и средства связи | ||
Декабрь | 1 | Что такое хорошо и что такое плохо | |
2 | Правила безопасного поведения | ||
3 | Права и обязанности человека | ||
4 | Новогоднее чудо | ||
Блок «Мужчины и женщины» | |||
Январь | 2 | Рождество. Святки. | |
3 | Моя Якутия | ||
Блок «Моя семья» | |||
4 | Моя семья | ||
Февраль | 1 | Такие разные интересы | |
2 | Этикет и взаимоотношение семье | ||
3 | Семейные праздники | ||
4 | Мой папа. Забота о близких и родных. | ||
Март | 1 | Моя мама. Кто о ком заботится | |
Блок «Детский сад» | |||
2 | Мой детский сад. Кто работает в детском саду | ||
3 | Территория детского сада | ||
4 | Взаимоотношения между детьми | ||
Блок «Родной город» | |||
Апрель | 1 | Мой любимый город | |
2 | Мы заботимся о родном городе | ||
3 | Наша страна – Россия | ||
4 | Весна | ||
Май | 1 | Труд людей | |
2 | Человек и природа | ||
3 | Национальная одежда людей | ||
4 | Диагностика, анализ развития ребенка | ||
Итого за год | 84 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план индивидуальной
коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ
на 2019/20 учебный год
Ф.И. воспитанника______________________________Группа «Звездочка»
Дата рождения воспитанника____________________
Месяц | Неделя | Тема занятия | Количество часов |
Октябрь | 1.2. | Наблюдение, диагностика | |
3 | Чем похожи мальчики и девочки | ||
4 | Настроения и чувства | ||
Ноябрь | 1 | О настоящих мальчиках | |
2 | О настоящих девочках | ||
3 | Интересы и мечты | ||
4 | Об этикете | ||
Декабрь | 1 | О красоте мужской и женской | |
2 | Настоящий мужчина | ||
3 | Настоящая женщина | ||
4 | Новогоднее чудо | ||
Январь | 2 | Рождество | |
3 | Якутская неделя | ||
4 | Родственники | ||
Февраль | 1 | Дети и взрослые в детском саду | |
2 | История развития человека | ||
3 | Развитие труда человека | ||
4 | Защитники Отечества | ||
Март | 1 | Развитие виды транспорта | |
2 | Мамы разные важны, мамы всякие нужны | ||
3 | Родословная | ||
4 | История возникновения города | ||
Апрель | 1 | Названия городов и улиц | |
2 | Достопримечательности города | ||
3 | История России | ||
4 | Устройство и украшение жилища | ||
Май | 1 | Подворье | |
2 | Человек и природа | ||
3 | Якутский праздник - ысыах | ||
4 | Диагностика | ||
Итого количество занятий за год |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план коррекционно-развивающей работы ребенком ОВЗ
на 2019/20 учебный год
Фамилия, имя воспитанника: ___________________ Группа «Сказка
Дата рождения: __________________
Месяц | Неделя | Темы разделов | Дата | |
Октябрь | 1-2 | Сбор данных о ребенке, наблюдения, диагностические беседы | ||
Блок «Я – человек: я – мальчик, я - девочка» | ||||
| 3 | Возрастная разница | ||
4 | Настроением можно управлять | |||
Ноябрь | Блок «Мужчины и женщины» | |||
1 | Профессии «мужские» и «женские» | |||
2 | Спорт «мужской» и «женский» | |||
Блок «Моя семья» | ||||
3 | Родственные связи. | |||
4 | Близкие люди | |||
Декабрь | 1 | Забота о доме | ||
Блок «Детский сад – мой второй дом» | ||||
2 | Чем занимаются в детском саду | |||
3 | Взаимосвязь труда взрослых в детском саду | |||
4 | Правила поведения | |||
Блок «Появление и развитие человека на земле» | ||||
Январь | 2 | Кто такой культурный человек | ||
3 | Разные дома. Развитие труда | |||
4 | Изобретения и достижения человека | |||
Февраль | Блок «История семьи» | |||
1 | Права человека | |||
2 | Что такое семья | |||
3 | Родословная | |||
Блок «История детского сада» | ||||
4 | История детского сада | |||
Блок «Родной город» | ||||
Март | 1 | Достопримечательности нашего города | ||
Блок «Родина» | ||||
2 | Государственные символы | |||
3 | Жители России | |||
4 | Моя Якутия | |||
Апрель | Блок «Моя Земля» | |||
1 | Всемирные праздники | |||
2 | Космос | |||
Блок «Народная культура» | ||||
3 | Жилища якутского и русского народа | |||
4 | Предметы быта и утварь | |||
Май | 1 | Труд людей в селе и городе | ||
2 | Традиции и обряды в жизни народа | |||
3 | Национальная одежда. | |||
4 | Анализ развития ребенка |