Авторские разработки

    В своей работе я использую   книгу  «Учимся дружить», авторы Д. И. Бойкова и С.В. Бойкова по развитию навыков коммуникации.  В книге представлена система работы и  методические рекомендации по развитию у детей позитивно-личностного отношения в общении на основе авторских сказок. Авторская методика коррекции и развития важнейших коммуникативных качеств личности ребёнка старшего дошкольного по средствам сказок

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Наталья Владимировна,

тьютор ЦРР Десткий сад 104 «Ладушка» г. Якутск.

Декабрь, 2020 год.

Тьюторство сегодня – важнейший элемент индивидуализации.

В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или особые  дети – дети с инвалидностью. Воспитатель группы реализует образовательную и воспитательную программы для детей всей группы  согласно возраста.

Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями, то есть обеспечить каждому ребенку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу.

Тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей.

В отличии от воспитателя тьютор работает целенаправленно с одним ребенком- инвалидом  или несколькими в одной возрастной группе. Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка. 

Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ.

В нашем детском саду всеми специалистами разработана АООП для детей с ОВЗ  (трудностями речевого развития)и детей – инвалидов. Каждый специалист (учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, музыкальный руководитель, инструктор физвоститания) занимается утвержденными индивидуальными образовательными маршрутами (ИОМ).

Рабочая программа тьютора разработан в соответствии с ч.1 ст.79 ФЗ «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, где установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(далее ОВЗ) определяется «Адаптированной общей образовательной программой» ЦРР МБДОУ детский сад № 104 «Ладушка»,  для ребенка с инвалидностью в соответствии с «Индивидуальной программой реаблитации инвалида», с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155, «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (Филичевой Т.Б., Тумановой, Т.В., Чиркиной Г.Б., 2010 г.), программой «От рождения до школы» (Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой); адаптивной программы «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко,  Уставом и Образовательной программой  ЦРР МДОУ д/с №104 «Ладушка».

В своей работе я использую   книгу  «Учимся дружить», авторы Д. И. Бойкова и С.В. Бойкова по развитию навыков коммуникации.  В книге представлена система работы и  методические рекомендации по развитию у детей позитивно-личностного отношения в общении на основе авторских сказок. Авторская методика коррекции и развития важнейших коммуникативных качеств личности ребёнка старшего дошкольного по средствам сказок

Особые дети испытывают трудности  в социальном взаимодействии.   Метод сказкотерапии помогает увидеть  социальные ситуации с точки зрения другого человека, в данном случае маленьких зверей. Популярная стратегия решения взаимодействия  – это сказочные  истории, которые помогают  понимать социальные ситуации.

Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме сказочной истории.

Один из разработок занятия по развитю социально-коммуникативного навыка  на основе сказок из книги «Учимся дружить» представляю.

Конспект занятия для детей с ОВЗ (старший возраст) с элементами сказкотерапии по книге Д.И. Бойкова, С.В. Бойковой

«Учимся дружить» сказка Маленький мышонок»

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении к  детям младшего возраста; развитие у детей положительных эмоций способности к сопереживанию и эмпапии через непосредственное участие в сказке.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучать умению слушать и слышать другого;
  • Учить гибко использовать мимику  и голос в общении;
  • Учить использовать адресеванно  речевой этикет.

Развивающие:

  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • Развивать коммуникативные умения ребенка;
  • Побуждать детей к речевой активности;
  • Расширять, активизировать словарный запас ребенка.
  • Развивать мелкую моторику в процессе творчества.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и младшим товарищам;
  • Воспитывать у детей желание играть вместе, дружно;
  • Способствовать возникновению положительных эмоций.

Оборудование: колокольчик, коробочка в нем игрушки – зайчик и ежик , зеленый листик лопуха, вырезанный из бумаги, пластилин для детей.

Ход занятия

Педагог: Здравствуй, небо! (дети повторяют, поднимают руки вверх)

              Здравствуй, солнце!

              Здравствуй, лес!

              Здравствуйте, все мои друзья! (дети обнимают или здороваются друг с другом за руки)

Педагог:  Посмотрите, что коробочка у меня и почему то она шевелится… Для того чтобы достать нужно отгадать загадку.

Не бараше и не кот,

Носит шубу целый год.

Шуба серая - для лета.

для зимы - другого цвета.

Дети: Заяц

Лежала под ёлками

Подушечка с иголками.

Лежала-лежала,

Да и побежала.

Дети: Ежик

Педагог:  (достает игрушки -  ежа и зайца). Ну и почему же вы прятались в коробке?

Зайчик: (педагог шевелит игрушку). Мы от мышки прятались…

Еж: Он нас ищет…

Педагог: А где вы живете?

Зайчик: Мы в лесу.

Педагог: И что же с вами случилось? Наши зверята почему то молчат… Вы хотите узнать что произошло с зайчиком, ежиком и мышкой?

Дети: Да

Педагог: Чтобы попасть в сказку нам нужно провести волшебный ритуал. Закройте глаза, как только услышите звон колокольчика, значит, мы попали в сказку, и глаза можно открыть ( включается спокойная музыка, звенит колокольчик, дети открывают глаза, начинается сказка).

Педагог: На краю  леса была маленькая полянка. Летом солнышко освещало и пригревало всех жителей полянки и даже  звери выходило из леса согреется на солнышке, пели птицы. Все обитатели леса любили свою зеленую полянку.

Звучит музыка и дети встают в круг и под музыку

изображают животных по окончании музыки дети садяться на стульчики

Педагог  рассказывает сказку «Маленький мышонок» из книги Д.И. Бойкова, С.В. Бойковой «Учимся дружить».

Педагог: А на самой окраине леса жила мышиная семья. В этой семье совсем недавно появился совсем крохотный мышонок,звали его Пик. Он ни разу не выходил из своей норки, играл со своими братьями и сестрами.

Д/игра «Меморина»- найди пары животных.

Педагог:  И вот сегодня, мама – Мышка разрешила Пику погулять самостоятельно. – Ты уже большой и тебе нужны друзья»- сказала мама. Давайте, слепим из пластилина нашего мышонка. Каким он стал?

Лепка мышонка.

Педагог: Вот он каким стал наш Пик. Весело отправилмя по лесной тропинке, надеясь найди самых верных друзей. Вдруг он услышал голоса: «Один, два, три, четыре, пять! Я иду искать!». Мышонок выглянул из-под лопуха и увидел ежонка и зайчика. Они вместе играли какую то увлекательную игру. Пик не смело подошел поближе. –« Здравствуйте, меня зовут Пик. А вы кто?». «Здравствуй, - сказал зайчонок,- меня зовут Степашка. А это – он показал на ежонка, - Егор».  

Мимическая  игра «Здравствуй» , дети повторяют слова и показывают движения.

Здраствуйте, скажешь человеку

Здравствуйте, улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Добрый день!- тебе сказали

Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Педагог: «Можно мне поиграть с вами?» - застенчиво спросил мышонок. «Но, ты слишком мал для того, чтобы играть с нами»- покачал головой Егор.

Пауза.

Педагог: Как вы дкмаете, что же случалось потом с мышонком?

Выслушать ответы детей.

Педагог если дети не высказывают слова просьбы «Пожалуйста, примите меня в игру» то можно подсказать детям о вежливых словах.

Педагог: Мышонок, не грусти, ведь это не важно, большой ты или маленький. Важно то, что у тебя доброе сердце и ты очень смелый. Не заплакал, а вежливо попросил принять тебя в игру.

Педагог : Я предлагаю вам построить «Гору Дружбы». Давайте встанем в круг (дети подходят). Я вытягиваю перед собой руку, а вы сверху кладете свои ладошки по очереди. (Дети выполняют), тока стараемся не толкаться и не кричать. Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая у нас дружба. С такими друзьями любая работа по плечу. За дело!

Дети садятся

Педагог: Ребята, а что такое дружба? (Дружба – когда играют вместе, помогают друг другу в чем – то, делятся своими секретами).

С каким человеком вы хотели бы дружить? (хорошим, добрым, воспитанным, вежливым, честным, смелым, надежным).

Может ли быть другом мама, папа, бабушка, дедушка? (Да)

Как вы думаете, можно ли прожить без друзей? (Нет, без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить.)

Что друзья могут делать вместе? (играть, работать, отдыхать, шутить, разговаривать, помолчать, сходить в кино, посмотреть мультики и поесть мороженое и др.)

Молодцы ребята, знаете, что такое дружба.

Педагог: Сказка закончилась, и нам пора возвращаться из сказки. Закройте глаза, как только услышите звук колокольчика, можете их открыть (включается спокойная музыка, в конце звенит колокольчик, дети открывают глаза).

Педагог:  Вы внимательно слушали сказку, играли в игры, активно выполняли задания. У меня есть для вас есть вот такая сеточка на листочке на которой мы нарисуем картинки по нашей сказке. И по нарисованной таблице вы легко сможете персказать сказку о маленьком мышонке.

Составления мнемотаблицы по сказке.

Рефлексия:

Почему Мышонка не принимали в игру?

Расскажи, как ты сам это понимаешь?