Программа кружковой работы "Шерстьяная акварель"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческого мышления личности.
Все мы прекрасно знаем, что картины создаются на холсте или бумаге красками или карандашами, пастелью и другими материалами. Но, не всем знаком способ создания картин с помощью обычной овечьей шерсти. Окрашенной или, даже, обычного цвета, но подобранной по оттенкам. Эта техника набирает популярность с каждым годом. Живопись шерстью или шерстяная акварель.
Шерстяная акварель – это уникальный вид прикладного искусства своими корнями уходящий вглубь веков. Когда-то наши далекие предки придумали валяние из шерсти одежды, обуви, предметов интерьера для своих жилищ, которые были теплыми и легкими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шерстяная акварель | 49.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР Детский сад № 104 «Ладушка»
ПРОГРАММА
кружка «Шерстяная акварель»
для детей старшего дошкольного возраста
срок реализации 2 года
Руководитель кружка:
педагог – психолог
Иванова Н.В.
Якутск, 2023 г
Информационная карта программы «Шерстяная акварель»
Образовательная программа для детей 5 - 7 лет
Учреждение: МДОУ ЦРР детский сад №104 «Ладушка» г. Якутск
Психолог: Иванова Наталья Владимировна
Программа кружковой работы
Тип программы по форме организации, содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная
Уровень освоения программы: специализированный
Уровень образовательной программы: общекультурный
Направление образовательной программы: художественно-эстетическое
Продолжительность освоения программы: 2 года
Количественный состав рабочей группы:
-старшая- 5 человек;
-подготовительная-5 человек.
Периодичность занятий: 1 занятие в неделю
Продолжительность каждого 25-30 минут
№ | Содержание | Стр |
1 | Объяснительная записка | 3 |
2 | Цель, задачи | 5 |
3 | Условия реализации | 6 |
4 | Формы и методы обучения | 7 |
5 | Технология и методы работы с шерстью | 8 |
6 | Содержание дополнительного образования | 11 |
7 | Тематическое планирование | 13 |
8 | Результативность | 16 |
Список литературы | 17 | |
Приложение |
1.Пояснительная записка
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческого мышления личности.
Все мы прекрасно знаем, что картины создаются на холсте или бумаге красками или карандашами, пастелью и другими материалами. Но, не всем знаком способ создания картин с помощью обычной овечьей шерсти. Окрашенной или, даже, обычного цвета, но подобранной по оттенкам. Эта техника набирает популярность с каждым годом. Живопись шерстью или шерстяная акварель.
Шерстяная акварель – это уникальный вид прикладного искусства своими корнями уходящий вглубь веков. Когда-то наши далекие предки придумали валяние из шерсти одежды, обуви, предметов интерьера для своих жилищ, которые были теплыми и легкими.
Создание шерстяных картин – один из самых творческих видов деятельности. Овечья шерсть разного цвета используется как материал для изготовления картин, а инструментом для работы служат ладошки и пальчики ребенка. Техника мокрого валяния проста и доступна для детей старшего дошкольного возраста. Сам материал-цветная шерсть, позволяет получить большое удовольствие как от процесса раскладывания основы для работы, так и собственно от самого мокрого валяния.
Для детей процесс валяния является - релаксирующим средством отдыха, а также ее массирующий эффект является хорошей рефлексотерапией, что способствует повышению у ребенка устойчивости к стрессам. Работать с шерстью — одно удовольствие: она мягкая, теплая, разноцветная.
Занятия развивают умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.
Программа кружковой работы «Шерстяная акварель» разработана для детей 5 -7 лет.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени. Курс обучения 2 года, включая в себя теорию, практику и индивидуально-творческую работу.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 25-30 минут в группах из 5 детей.
Актуальность данной программы состоит в том, что она приобщает детей к искусству и формирует художественно- творческую активность через создание картин шерстью.
Новизна данной программы:
- Использование нетрадиционного материала;
- Работа в нетрадиционной технике, как способ удержания внимания
- Зримые результаты работ;
- Возможность проследить весь путь создания изделия от производства шерсти до непосредственно изготовления работы;
- Использование игровых элементов, способствующих постоянной заинтересованности детей к процессу деятельности.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана побудить интерес детей к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
2.Цель, задачи
Цель: Создать условия для выявления и развития творческих способностей на занятиях по валянию из шерсти, для дальнейшей самореализации дошкольников.
Задачи программы
Образовательные:
- Формировать знания, умения и навыки работы с шерстью;
- Научить применять способы работы с шерстью;
- Знакомить с историей и традициями ремесла;
- Учить простейшим приёмам валяния, формировать умение составлять простые композиции.
Развивающие:
- Развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию;
- Развивать творческие способности и задатки;
- Развивать умение наблюдать, выделять главное;
- Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
- Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- Развивать чувство фактурности и объёмности.
Воспитательные:
- Воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;
- Воспитывать самостоятельность;
- Повышать коммуникативную культуру детей;
- Учить работать в группе и индивидуально;
- Воспитание у ребёнка уверенности в своих силах;
- Воспитывать наблюдательность и усидчивость.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1.Принцип поэтапности погружения в программу.
2.Принцип динамичности. Сохранение логической цепочки от самого простого до максимально сложного задания.
3.Принцип сравнений. Развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций.
4.Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребёнка при решении данной темы.
3. Условия реализации программы
1.Материально – техническая база (интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер).
2.Дидактическое обеспечение (презентации, фотоматериалы, работы мастеров, детей и педагога).
3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)
4.Техника безопасности.
Материалы и инструменты:
Основной материал: Шерсть (гребенная лента, кардачёс), вискоза, фетр, войлок
Дополнительные материалы: бусины, пайетки, пуговицы, кружево, текстиль (разный), нитки, природные материалы
Инструменты: ножницы, клей, горячий пистолет, пульверизатор, пинцет, рамки для картин, полотенца, фартуки, резиновые перчатки, детский крем
4. Формы и методы обучения
Методы работы с детьми:
- Индивидуально -дифференцированный;
- Групповой;
- Практический;
- Наглядный.
Формы работы с детьми:
- Беседы;
- Рассматривание готовых образцов;
- Просмотр презентаций и видеоматериалов;
- Встречи с мастерами по валянию;
- Изготовление изделий под руководством педагога;
Форма подведения итогов:
- Выставка детских работ;
- Фотоальбом детских поделок;
- Участие в конкурсах детского творчества города, республики, России
- Анкетирование родителей о работе кружка.
5. Методы и технология работы с шерстью
1. Основные приёмы работы с шерстью при выкладывании картин:
Вытягивание. Из гребенной ленты можно вытягивать пряди разной толщины – тонкие, сквозь которые будет просвечивать предыдущий слой, или более плотные, с хорошей кроющей способностью (с последних удобно начинать процесс выкладывания картины, когда требуется быстро сформировать первый плотный слой-основу). Реализуется вытягивание так: в левой руке гребенная лента, правой рукой вытягиваем из гребенной ленты прядь, нужного размера. Следует обратить внимание на то, что ни в коем случае не должны быть напряжены руки (ни левая, ни правая). Иначе они просто устанут, да и прядки при этом будут не вытягиваться, а выдираться с усилием. Реже, в основном при прорисовке предметов переднего плана (деталей), пригодится умение с некоторым усилием выщипывать короткие мелкие прядки.
Щипание. В результате щипания получаются пушистые комочки-паутинки, в которых все волокна спутаны (изогнуты и направлены в разные стороны). Такими пушистиками легко добиться мягких переходов от одного цвета к другому. Фон, выложенный таким способом, выглядит пушистым, акварельным. Реализуется щипание таким образом: в левой руке(правшам) держим гребенную ленту так, чтобы образовывался сгиб, пальцами правой руки частыми и быстрыми движениями щипаем с поверхности гребенной ленты (на сгибе) поверхностные волоски. При щипании нужно стремиться получать однородные пушистые комочки (без петелек). Со временем (с опытом) это получается у всех. Для акварельного эффекта особо плотные пушистики можно «разреживать» (растягивать в разные стороны, получая при этом прозрачную паутинку большей площади).
Настригание. Шерсть настригается прямо на картину в нужном месте, при этом нужно понимать, что полученный пух может иметь разный размер и форму (которые Вы определяете сами, исходя из своих нужд). Руками и/или пинцетом можно как угодно расположить настриженную шерсть на поверхности картины. Из настрига, например, можно сформировать крону дерева (листву).
2. Технология изготовления картин из шерсти
Картины из шерсти создаются в нескольких техниках. Наиболее легкая техника — это техника сухой послойной раскладки прядок шерсти, изображение закрепляется рамой со стеклом. И более трудоемкие способы — это мокрое и сухое валяние, их комбинация.
Процесс же создания картины из шерсти включает те же этапы, что и в живописи: подготовка холста, проработка сюжета и эскиза, подбор и подготовка палитры и создание шедевра. При этом здесь невозможно пользоваться какой-либо заранее созданной кем-то другим, схемой. В шерстяной живописи иллюзия пространства создается за счёт наложения тонких слоев шерсти разных оттенков (в живописи этот прием называется лессировкой), а так - же за счет использования разных технологических приемов. Принципы построения изображения, создания перспективы как воздушной, так и пространственной, принципы смешивания цветов практически не отличаются от классических принципов живописи, хотя, безусловно, есть нюансы, связанные с особенностями материала. Готовые же картины часто напоминают рисунки пастелью, картины маслом, акварельные наброски, часто можно добиться даже достаточно большой реалистичности изображения.
Шерсть очень пластична и послушна и так -же как и любой другой живописный материал, способна передать любую идею, которую захочет воплотить в ней художник.
И так выкладывание картин из шерсти подразумевает под собой процесс «послойного» формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных волокон/прядей шерсти слой за слоем.
Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем уже предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены. Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон – стекло и задник.
Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает картон.
Основные методы работы изготовления картин при мокром валянии:
Раскладка волокон шерсти для последующего получения войлока. Способ раскладки зависит от предполагаемого изделия и его размера картины.
Притирка. Первый этап непосредственно валяния. Заключается в притирании предварительно смоченной мыльным раствором раскладки шерсти для начального сцепления волокон. Интенсивность притирающих движений постепенно увеличивается.
Увалка. Когда заготовка хорошо притёрта, начинаем с усилием уваливать руками или специальными приспособлениями. При механическом воздействии изделие уменьшается в размерах (даёт усадку).
Полоскание. Удаление остатков мыла при помощи горячей и холодной воды. При этом изделие даёт ещё большую усадку, которая в целом составляет 30% от изначального размера.
3. Технология изготовления изготовление полотна:
Выкладывать шерсть необходимо небольшими порциями от края к центру параллельно друг к другу. Следующий слой выкладывается перпендикулярно первому. Шерсть нужно распределять равномерно во избежание просветов и утолщений. Количество слоёв зависит от требуемой толщины полотна. Далее необходимо смочить раскладку мыльным раствором, накрыть сеткой и слегка притереть с обеих сторон. Дальше притирать без сетки до уплотнения войлока. Проверить готовность полотна можно потянув за волоски шерсти. Они не должны отделяться. Далее необходимо прополоскать изделие и просушить. При желании войлок можно сделать цветной, с рисунком, можно добавить вискозу, нити, вырезанные шерстяные элементы и т.д.
Данным способом можно изготовить листья, цветы, бабочек, шарфик, коврик и т.п.
4.Валяние изделия по шаблону.
Технология изготовления:
Для начала необходимо вырезать шаблон из полиэтиленовой плёнки. На этот шаблон выкладываем шерсть в одном направлении ровным тонким слоем. Волокна должны на пару сантиметров выходить за края. Накрыть сеткой, смочить раствором и слегка притереть. Перевернуть заготовку на другую сторону и подогнуть выступающую шерсть на шаблон. Повторить раскладку и снова перевернуть шаблон. Следующий слой выкладывается в противоположном направлении. Количество слоёв варьируется от плотности изделия. Для детской работы достаточно двух. Хорошо притираем заготовку, уваливаем и прополаскиваем. После просушки можно приступать к декору.
Данным способом можно изготовить тапочки, валенки, кошелёк, волшебный мешочек, шапочку для гномика и т.д.
Валяние объёмных изделий (лепка).
5. Технология изготовления:
Для данной техники нам понадобится наполнитель- синтепон. Из него формируется основа, к примеру, шар. Далее накладывается шерсть. Лучше использовать шерсть не в лентах. Заготовка пропитывается и слегка притирается. Можно продолжать уваливать изделие в форме шара, а можно руками придать другую форму. Формообразующие движения схожие с лепкой из глины.
В данной технике можно изготовить ёлочные игрушки, мышку, морковку, мордочку животного и многое другое.
6. Содержание программы дополнительного образования
Структура проведения занятия:
1.Дружественное приветствие.
2.Гимнастика для пальцев и кистей рук.
3.Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность)
4.Планирование работы (поиск решения, гипотезы)
5.Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов)
6.Практическая работа (реализация решений)
7.Анализ работы (продукта труда и деятельности)
8.Уборка рабочего места.
Взаимодействие с родителями.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:
- Сотрудничество организации с семьёй;
- Приобщение детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Целью педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно- образовательного пространства «детский сад- семья».
Успех в этом творческом процессе зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Проблема вовлечения родителей в единое творческое пространство детского развития в ДОУ решается по двум направлениям:
Индивидуальные и наглядно- информационные формы работы:
- Организация индивидуальных бесед и консультаций;
- Выпуск информационных стендов и памяток.
Коллективные формы работы:
- Родительские мастер- классы;
- Выставки.
Все мероприятия ставят целью заинтересовать родителей творчеством детей.
Работа с социальными партнёрами
Социальным партнёром ДОУ является библиотеки «Теплый дом», устроить тематическую выставку работ детей.
Все мероприятия по работе с социальными партнёрами строятся исходя из годового плана детского сада.
Планируемые результаты освоения программы для подготовительной к школе группы:
- Дети освоили простейшие приёмы в технике мокрого валяния.
- Научились изготавливать изделия в данной технике.
- Познакомились с техникой «шерстяная живопись».
- Умеют воплощать задуманные образы используя шерстяные волокна.
- Воспитанники расширили словарный запас специальной терминологией, расширили знания о видах декоративно- прикладного искусства.
Для педагогов:
- Педагоги повысили свою компетентность в области художественно- эстетического развития. Расширили знания о возможностях использования шерсти в работе с детьми.
- Кабинет изобразительного искусства пополнился предметами детского творчества, многие из которых стали украшением интерьера детского сада.
Для родителей:
- Родители стали больше интересоваться работой кабинета кружка, проявлять инициативу в планировании образовательной деятельности
7.Комплексно- тематическое планирование содержания образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (валяние шерсти) детей в старшей группы
Месяц учебного года | Тема | Содержание |
Сентябрь | «Ремесло- валяние шерсти» | Знакомство с ремеслом валяния шерсти, материалами и инструментами. Рассматривание изделий мастеров, педагога и детских работ из шерсти. Просмотр презентаций. Техника безопасности при работе с шерстью и мыльным раствором. Знакомство со свойствами материала. Разучивание разминки. Изготовление элементов шарообразной формы |
Октябрь | «Цветик- семицветик» «Осенние листья» | Знакомство с техникой мокрого валяния. Изучение технологии валяния полотна. Знакомство с основными понятиями. Рассматривание готовых изделий. Просмотр презентации. |
Ноябрь | «Тёплый шарфик» «Снег кружится» (2 занятия) | Закрепление умения работать в технике мокрого валяния. Отработка раскладки изделий квадратной и прямоугольной формы. Закрепление знания основных понятий. |
Декабрь | «Снеговик» «Шары на ёлку» | Изготовление изделий шарообразной формы с использованием наполнителя синпепона |
Январь | «Заснеженные домики» «Зимние деревья» | Изготовление коллективных работ, используя технику мокрого валяния Совершенствование приёма «настригания». Изготовление жгута. |
Февраль | «Животные Якутии» | Создание узнаваемых образов с использованием вискозы, ниток и дополнительных элементов (бусин, паеток и т.п) Закрепление умения работать в технике мокрого валяния. |
Март Апрель | «Шерстяная акварель» | Знакомство с техникой «Шерстяная живопись. Рассматривание работ мастеров, детей, педагога. Самостоятельные работы детей |
Май | «Шерстяная акварель» | Индивидуальная и подгрупповая работа |
Комплексно- тематическое планирование содержания образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (валяние шерсти) детей в подготовительной группе
Месяц учебного года | Тема | Содержание |
Сентябрь | «Весёлая гусеница» (2 занятия) «Капуста» | Закрепление умения изготовления изделий круглой формы |
Октябрь | «Красивый платок»(2 занятия) «Рукавичка к сказке» | Закрепление умения изготавливать полотно. Использование дополнительных материалов (вискоза, элементы из войлока) при валянии полотна. Закрепление умения скатывать жгут. |
Ноябрь | «Иголки для ёжика» «Красивые бусины» «Мастерим кошелёк» (2 занятия) | Изучение технологии валяния многоцветного, жгута. Изучение технологии валяния по шаблону. Знакомство с понятием «декорирование» |
Декабрь | «Шерстяные колокольчики» «Ёлочные игрушки» | Закрепление техники валяния по шаблону, техники валяния шара. Знакомство с техникой объёмной лепки шерсти. |
Январь | «Тапочки- малышки» «Мышки- шалунишки» (2 занятия» | Совершенствование умения работать в технике мокрого валяния и технике объёмной лепки. Составление простой композиции из шерстяных элементов. |
Февраль | «Валенки- малышки» (2 занятия) «Одёжка для кружки» (2 занятия) | Совершенствование умения валять изделие по шаблону. Развивать инициативу и творческий подход при декорировании изделия. |
Март | «Брошка для мамочки» (2 занятия) «Букет для бабушки» «Подснежники» | Знакомство с технологией изготовления цветов в технике мокрого валяния. Закрепление умения валять жгут, шар. |
Апрель | «Шерстяная акварель» «Вискозная бумага» | Совершенствование умения работы в технике «шерстяная живопись». Знакомство с технологией изготовления вискозной бумаги. Разработка сюжетов для работы Работа над эскизами |
Май | «Шерстяная Акварель» | Индивидуальная и подгрупповая работа. |
8.Результативность
К концу года учащиеся должны знать:
- Название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
- Правила организации рабочего места;
- Правила и техники работы с шерстью;
- Правила общения.
Должны уметь:
- Различать материалы, предусмотренные программой;
- Пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относиться к ним;
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- Правильно организовывать рабочее время и поддерживать порядок во время работы;
- Выполнять правила работы с шерстью;
- Правильно выполнять изученные технологические операции.
Список методической литературы
1. А.В. Золотарёва, М.Н. Терещук «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ» изд. «Аркти» Москва, 2008 г.
2.Т.С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» изд. «Мозаика-синтез» Москва, 2013
3. Ксения Шиловская «Художественный войлок»
4. Ангелика Вольк- Герхе «Цветы из шерсти. Оригинальные модели в технике фелтинг».
5. О.А. Мишанова «Живопись шерстью»
Интернет ресурсы
1. http://www.izuminki.com/2014/09/01/kartiny-iz-shersti/
2. http://www.docme.ru/doc/123003/proekt-malygina
3. http://uslide.ru/mhk/10012-zhivopis-sherstyu.html
4. http://teplie-kartini.ru/
Приложение 1
Диагностика освоения приёмов и техник работы с шерстью
детьми 6- 7 лет на начало (конец) года
Ф.И.О. | Основные приёмы работы с шерстью | Основные технологии | Техники
| Теория | |||||||||||||||
Вытягивание прядей из ленты | Щипание волокон | Настригание шерсти | Раскладка шерсти | Притирка | Полоскание | Увалка | Изделия шарообразной формы | Изготовление жгута | Изготовление полотна | Валяние по шаблону | Лепка из шерсти | Техника мокрого валяния | Техника «Шерстяная живопись» | Знание специальной терминологии | |||||
Ключ к обработке диагностики
1- нуждается в значительной помощи педагога;
2- нуждается в незначительной помощи педагога;
3- самостоятельно выполняет задание.
Высокий уровень (31- 45)
Знает и использует основные приёмы работы с шерстью. Знает изученные технологии. Умеет работать в техниках, предусмотренных программой. Владеет специальной терминологией. Задания выполняет самостоятельно или с незначительной помощью педагога.
Средний уровень (15- 30)
Владеет основными приёмами работы с шерстью. Работает в техниках, предусмотренных программой. Знает большую часть терминов. При выполнении задания нуждается в помощи педагога.
Низкий уровень (0- 14)
Плохо владеет приёмами работы с шерстью. Не владеет терминологией. Испытывает затруднения в работе. Не может самостоятельно выполнить задание.
Общие выводы:
Приложение 2
Инструкция по технике безопасности на занятиях по валянию из шерсти
1.Перед началом работы в технике мокрого валяния необходимо надеть фартуки.
2.Строго запрещается брать шерсть в рот.
3.Соблюдать меры безопасности при работе с мыльным раствором- избегать попадания его в глаза и рот.
4.Следить за соблюдением порядка на рабочем месте.
5.Температура горячей воды должна быть приемлемой температуры.
6.Работать с мыльным раствором лучше в защитных перчатках.
7.Соблюдать правила работы с ножницами.
8.После окончания работы вымыть руки и смазать кожу детским кремом.
Приложение 3
План взаимодействия с педагогами, родителями и социальными партнёрами:
Дата | Мероприятие | Цель |
сентябрь | Вводное анкетирование родителей по работе кружка. | Определить уровень заинтересованности родителей в услугах по дополнительному образованию. Продолжать сотрудничество с социальными партнёрами. |
ноябрь | Мастер- класс для педагогов Тема: «Изготовление развивающих игрушек из шерсти» | Познакомить педагогов с возможностями шерсти, как материала для создания развивающих игрушек. Повысить их компетентность в вопросах художественно- эстетического воспитания дошкольников. |
январь | Мастер- класс для родителей Тема: «Птички- невелички» | Познакомить родителей с техникой сухого валяния шерсти. Изготовить совместно птичек для дидактического пособия «Чудо- дерево» Повысить мотивацию родителей для участия в жизни детского сада. |
февраль | Оформление стенда по работе кружка «Шерстяная акварель» | Расширять знания родителей и педагогов о ремесле валяния шерсти. |
апрель | Оформление выставочной зоны в группах | Создать условия для художественно- эстетического восприятия детей. Эстетическое оформление интерьера детского сада. |
май | Выставка работ в библиотеке «Теплый дом» Анкетирование родителей по результатам работы кружка | Транслировать опыт работы с шерстью для дальнейшей творческой мотивации детей, родителей и педагогов. |
Приложение 4
Словарь терминов
Войлок – (от тюркского ajlyk – покров, покрывало) вид непряденого текстиля из натуральной шерсти.
Валеночная шерсть – неоднородная (полугрубая, грубая), состоящая из волокон разных типов шерсть, с большим количеством остевых волокон, как правило неокрашенная.
Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту. Выпускается разных цветов.
«Звездочка» или звездчатая игла – игла со звездчатым сечением. Применяется для финальной обработки изделия, а также валяния плоских и мелких деталей, рельефов.
Иглы для валяния/для фильцевания – иглы из закаленной стали со специальными насечками. Иглы для валяния имеют номера в соответствии с диаметром иглы. Иглы различаются по форме сечения рабочей поверхности.
Кардочесанная шерсть – шерсть, все волокна которой изогнуты и направлены в разные стороны. Выпускается разных цветов
Лен - волокнистое растение, из которого выделывают нитки и ткут полотна. В мокром валянии чаще используют гребенную ленту, волокна льна (отбеленные и неотбеленные). В сухом валянии используют полотно в качестве основы, на которую с помощью специальных игл наносят рисунок из шерсти.
Мохер – шерсть ангорских коз - роскошное естественное волокно. Это один из самых теплых и прочных натуральных материалов, при этом исключительно легкий и шелковистый. Его природный блеск устойчив и долговечен, он не исчезает после окрашивания. Ни одна шерсть не обладает таким великолепным длинным ворсом с устойчивым и долговечным природным блеском. При валянии используется для достижения дополнительных декоративных эффектов.
Меринос, мериносовая шерсть – шерсть мериносных пород овец, тонкая, нежная, наиболее дорогая. Мериносы отличаются от остальных пород овец высоким качеством камвольной шерсти, состоящей из тонких (15-25 мк) мягких пуховых волокон.
Мокрое валяние – сваливание шерстяных волокон во влажной среде под воздействием мыльного раствора, создающего щелочную среду.
Нуновойлок или нановойлок (англ. nunofelt, нем. nunofilz) – приваливание волокон шерсти к шелковой или другой ткани.
Очес – мелкие или крупные короткие волокна, оставшиеся после расчесывания шерсти в гребенную ленту. Используются как основа для изделий. Выпускается разных цветов. Ость, остевой волос – грубые длинные волокна. Обратная игла – игла для валяния с обратным эффектом. При валянии она выдергивает прядки шерсти наружу, создавая тем самым эффект распушенной шерсти. Применяется для создания дополнительных эффектов на финальной стадии работы над изделием.
Полутонкая шерсть — состоит из пуховых волокон или переходного волоса (средняя толщина 25—40 мкм)
Префельт – рыхлое, «недоваляное» войлочное полотно, позволяющее и приваливать к нему шерсть. Помогает сэкономить время и усилия при валянии крупных изделий.
Растительные волокна - вырабатываются из растений. Эти волокна отлично подходят для войлоковаляния, но только в добавлении с другими волокнами, так как сами по себе они не имеют свойства сваливаться. Почти все эти волокна имеют гладкий и блестящий оттенок как у шелка, который придает особый шарм изделию. Растительные волокна очень популярны среди мастеров войлока. Наиболее популярны лен, бамбук, банан, крапива.
Ровница – чистошерстяная нить слабого кручения. Используется как для вязания, так и для валяния.
Семеновская шерсть – шерсть для валяния, произведенная Московской шерстопрядильной фабрикой.
Сливер – неокрашенная и невыбеленная, светлая гребенная лента, прошедшая первичную очистку. Используется как основа изделия, которую закрывают верхним цветным слоем.
Сухое валяние – валяние при помощи специльных игл (см. Иглы для валяния). Насечки на рабочей поверхности иглы зацепляют волокна шерсти и проталкивают их в нижние слои изделия, уплотняя и сваливая таким образом шерсть. Работа с иглой позволяет придать шерсти задуманную форму. Как правило в этой технике изготавливают объемные изделия: игрушки, украшения.
Троицкая шерсть – шерсть Троицкой камвольной фабрики
Тонкая шерсть — состоит из пуховых волокон (тонина 18—25 мкм) Топс – см.Гребенная лента
Фельт (англ. Felt) - войлок
Фильцнадель – (нем. Filznadel) то же, что и техника сухого валяния.
Фильцевать – валять шерсть сухим способом при помощи специальных игл.
Фетр (от франц. Feutre) – плотный материал из шерсти или синтетических волокон, выпускаемый в виде полотнищ.
Приложение 5
Вводное анкетирование родителей
Уважаемые родители, в нашем детском саду ведёт работу кружок «Шерстяная акварель». На занятиях дети знакомятся с ремеслом валяния шерсти, учатся выполнять работы в технике мокрого валяния шерсти и технике «шерстяной живописи». Для наибольшей эффективности нашей работы прошу Вас ответить на несколько вопросов.
1. Ф.И.О. родителя (законного представителя)
__________________________________________
2. Желаете ли вы, чтобы ваш ребёнок посещал занятия кружка?
- да
- нет
3. Страдает ли Ваш ребёнок аллергией на овечью шерсть?
- да
- нет
4. Какие формы взаимодействия с детским садом для вас приемлемы?
- беседы
- консультации
- мастер- классы
- родительский клуб (творческая мастерская)
- открытые занятия
- другое
5. Можете ли поделиться своим опытом художественно- эстетического развития в семье?
- да, с удовольствием
- для этого мне нужна помощь педагогов дошкольной организации
- нет, не считаю свой опыт достаточным, чтобы делиться им
6. Ваши пожелания по организации работы в данном направлении:
___________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество
Итоговое анкетирование родителей для определения уровня удовлетворённости работой по программе «Шерстяная акварель».
1. Ф.И.О. родителя (законного представителя)
2. Доволен ли Ваш ребёнок занятиями кружка
- да
- нет
- другой вариант
3. Как вы относитесь к подарку, который ребёнок сделал своими руками?
- считаю это замечательной альтернативой, храню такие подарки;
-считаю это не нужным;
- свой вариант ответа
___________________________________________________________________
4. Посещали ли Вы мероприятия, организованные педагогом? Если посещали, то были ли они полезными и интересными?
- да
____________________________________________________________________
- нет
5. Удовлетворены ли Вы работой кружка?
- да
- нет
- свой вариант ответа: _________________________________________________
____________________________________________________________________
6. Ваши пожелания, предложения по работе кружка: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности "АКВАрель"
Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Нетрадици...
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...
- Мне нравится (1)