Кружок "Читалочка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка детский сад №104 «Ладушка»
Программа кружка «Читалочка»
по методике обучения чтению
Н.А.Зайцева
Руководитель воспитатель:
Иванова Наталья Владимировна
2024 год, г.Якутск
Пояснительная записка.
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7- 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры, которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Программа обучения чтению по кубикам Н.А.Зайцева рассчитана на детей старшего возраста. Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в группах по 10-12 человек.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Длительность реализации программы – 1 год.
Цель: Обучение чтению по складам.
Задачи:
- Формировать навык слитного чтения;
- Обогатить словарный запас детей;
- Развивать внимание и память;
- Прививать интерес к чтению.
Особенности программы:
Чтение — превращение знаков в звуки, самый быстрый и лёгкий путь к нему лежит через письмо. Этому способствуют кубики и таблицы Н.Зайцева.
Кубики различаются по цвету (золотые, железные, деревянные, белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.
- Золотые кубики — для гласных.
- Железные и деревянные (большие и маленькие) — для согласных и их сочетаний с гласными, твёрдым и мягким знаком.
- Железные — для звонких, деревянные — для глухих.
- Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.
Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются такие приёмы:
- деление на группы по цвету (5 различий),
- по объёмам (4),
- по звучанию и вибрации наполнителя (5),
- по весу (как минимум 4).
В основе лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:
- От общего к частному и от частного к общему.
- От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
- Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
- Системная подача материала.
- Алгоритмизация учебных действий.
- Учет физиологии восприятия учебной информации.
- Охрана здоровья учащихся.
Каждый кубик, каждая клеточка в таблице — конкретный образ. Кубики держим в руках, трясём, поворачиваем, складываем из них слова. По клеточкам водим указкой, можем писать слова, диктанты. Наглядно действуем. Постепенно, поначалу лишь в виде комментария, сопровождающего действия, вводим словесно-логическое, без всяких претензий на воспроизведение рассуждений, правил и формулировок обучающимися.
Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение.
Программа обучения
1 период | 2 период | 3 период |
|
|
|
Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.
Кубики и таблицы поются. Отслеживание песенок глазами (поначалу за указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.
Проговаривать и пропевать склады в порядке МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ гораздо легче, чем в любом другом, — так многие фонетисты, фонопеды, фониатры, преподаватели вокала считают.
Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.
Основное правило: что пропеваем, то и в таблице показываем.
Следя за указкой и пропевая песенки хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.
Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и память тела: сверху, снизу, слева, посредине или справа
Характерной чертой является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание обучающихся в сидячем положении. Значительную часть учебного времени обучающиеся проводят в движении (некогда присаживаться), с высоко (но не чрезмерно) поднятой головой. Стремясь побыстрее (естественный соревновательный эффект) дать правильный ответ, начинают считывать информацию не только с близкого, но среднего и дальнего расстояния, тем самым невольно тренируя и укрепляя зрение. Устранение обездвиженности, физической закрепощённости, неизбежной при работе в сидячем положении, позволяет активнее мыслить, дольше и без особого напряжения удерживать внимание на учебных задачах.
Учебный план средняя группа, дети 5-6 лет
месяц | Тема занятия | Кол-во часов |
октябрь | Знакомство с кубиками. | 2 |
Знакомство с таблицей. | 1 | |
Классификация больших и малых складов. | 1 | |
Классификация-3. | 1 | |
Игра «Поезд» Чтение складов с гласными «А», «Я». | 1 | |
ноябрь | «Братишки и сестрёнки» (у-ю) . | 2 |
«Братишки и сестрёнки» (о-ё) | 2 | |
«Братишки и сестрёнки» (а-я) | 2 | |
«Братишки и сестрёнки» (э-е). | 2 | |
декабрь | «Братишки и сестрёнки» (и-ы) | 2 |
«Живое слово» | 2 | |
Загадки | 2 | |
Игра «Зоопарк» | 2 | |
Январь | «Складовые картинки» | 2 |
Ударение | 2 | |
«Экономное письмо» | 2 | |
февраль | «Кубики разбежались» | 2 |
«Кто вокруг меня живёт» | 2 | |
«Что вокруг меня растёт» | 2 | |
«Детский мир» | 2 | |
Март | «Продуктовый магазин» | 2 |
«Задуманное слово» Выкладывать слова кубиками | 2 | |
«Чудесный мешочек» | 2 | |
Командная игра. | 2 | |
Апрель | «Кто знает, что это?». | 2 |
«Составь слово». | 2 | |
«Письмо слов по таблице 1» | 2 | |
«Прочитай слова» | 2 | |
май | «Отгадай-ка» | 1 |
«Цветы» | 1 | |
«Толковый словарь» | 2 | |
«Игры по таблицам» | 1 | |
«Лото» | 1 | |
«Волшебники» | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 60 часов |
Учебный план подготовительная группа, дети 6-7 лет
месяц | Тема занятия | Кол-во часов |
октябрь | Знакомство с кубиками. | 2 |
Знакомство с таблицей. | 1 | |
Классификация больших и малых складов. | 1 | |
Классификация-3. | 1 | |
Игра «Поезд» Чтение складов с гласными «А», «Я». | 1 | |
ноябрь | «Братишки и сестрёнки» (у-ю) . | 1 |
«Братишки и сестрёнки» (о-ё) | 1 | |
«Братишки и сестрёнки» (а-я) | 1 | |
«Братишки и сестрёнки» (э-е). | 1 | |
«Братишки и сестрёнки» (и-ы) | 1 | |
«Живое слово» | 1 | |
Загадки | 1 | |
Игра «Зоопарк» | 1 | |
декабрь | «Складовые картинки» знакомство | 1 |
«Складовые картинки» | 2 | |
Ударение | 2 | |
«Экономное письмо» | 1 | |
«Кубики разбежались» | 2 | |
январь | «Кто вокруг меня живёт» | 2 |
«Что вокруг меня растёт» | 2 | |
«Детский мир» | 2 | |
февраль | «Продуктовый магазин» | 2 |
«Задуманное слово» Выкладывать слова кубиками | 2 | |
«Чудесный мешочек» | 2 | |
Командная игра. | 2 | |
Март | «Кто знает, что это?». | 2 |
«Составь слово». | 2 | |
«Письмо слов по таблице 1» | 2 | |
«Прочитай слова» | 2 | |
апрель | «Отгадай-ка» | 1 |
«Цветы» | 1 | |
«Толковый словарь» | 1 | |
Чистоговорки | 2 | |
«Игры по таблицам» | 1 | |
«Лото» | 1 | |
«Волшебники» | 1 | |
май | «Прочитай загадку» | 2 |
«Трансформер» | 1 | |
«Найди скороговорку» | 2 | |
«Читаем сами» | 2 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 60 часов |
Прогнозируемый результат:
- формируются навыки беглого чтения,
- появляются навыки грамотного письма,
- выправляются логопедические недостатки,
- речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
- быстро расширяется словарный запас,
- формируется логическое мышление,
- развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.
Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.
Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.
Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, так как усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.
Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.
Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение:
- Н.А.Зайцев Методика обучения чтению. «Кубики Зайцева», Санкт-Петербург, 2012
- Наталия Пятибратова «Домашняя тетрадь к занятиям по «кубикам Зайцева»
- CD-диск «Методики Н.Зайцева. Обучение чтению.»
- DVD-диск «Первые Ксюшины уроки. 85 игр-занятий для обучения чтению по методике Н.А.Зайцева.»