Консультации
Для Вас родители и педагоги консультации, заметки и статьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Давайте разберемся с плюсами и минусами гаджетов для ребенка дошкольного возраста | 235.54 КБ |
Современные игрушки - аниматроники | 201.17 КБ |
Во что играют современные дети | 23.04 КБ |
Детское переутомление | 105.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация психолога
«Плюсы и минусы гаджетов»
Если задать вопрос про влияние гаджетов на детей, то мир разделится, как минимум, на 3 лагеря. Производители во всех красках будут расписывать преимущества и пользу и утверждать, что наше будущее без этого всего не имеет никакого смысла. Ученые и врачи, которые провели уже не одно исследование о влиянии гаджетов на здоровье детей, дадут неутешительные прогнозы. А, если спросить, например, у родителей, то они не смогут дать однозначного ответа, чего больше пользы или вреда в том же планшете. Потому что иногда это - единственное спасение.
Мир стремительно развивается и не собирается тормозить. И уже ни у кого не вызывает удивления 2-3-х летний малыш, который с лёгкостью находит в телефоне любимый мультик или песенку. Да и в компьютерах многие дети разбираются в разы лучше своих родителей. В этом есть как минусы, так и несомненные плюсы.
Идет 21 век, уже 21-й год. Могие родители стараются отгородить или запретить гаджеты детям, дети не сдаются, требуют поблажек и уступок. Кто победит в этой неравной битве? Кто спасёт детство и нервные клетки родителей? Это жизнь многих семей, где ребенку с малых лет разрешили смотреть на телефон матери-отца, играть на планшете.
Телевизор – зло. Согласна на все 100. Детям там делать нечего. Впрочем, как и взрослым.
Телефон. Спорно. Для обеспечения контроля и связи с ребёнком, который отважно шагает в школу, на тренировку или в магазин за хлебушком — незаменимая вещь. Для бесконтрольного доступа в интернет – плохая.
Планшет. Тут я скорее «ЗА». НО! С оговорочками. Поэтому,если вы приготовили помидоры или тапки, отложите их пока в сторонку.
Помните игру «Ну, погоди!»? Чудо отечественной промышленности.Ч/б устройство с 4 кнопочками и экраном чуть больше спичечного коробка.
По экрану скачет волк с корзинкой, пытаясь собрать как можно больше куриных яиц. Стоила такая игра недёшево, достать её было непросто. Поэтому на класс таких было 2-3 штуки. Очередь занималась чуть ли не на ступеньках школы с самого утра. Играли до одурения, до ряби в глазах, остервенело нажимая кнопочки вверх-вниз и влево-вправо. На переменах, во время уроков, до и после них.
Потом появился тетрис, супер Марио. Они уже были более доступны и продавались на каждом углу. Интереса стало меньше. Потому что можно было в любой момент взять и поиграть, а не урывать редкие минуты счастья.
Я не запрещаю планшет. Я запрещаю просмотр тупых и беспощадных видео с ютуб - канала, вульгарных клипов и мультиков ни о чем. Играть в развивающие игры, отрабатывать навык съемок фото и видео, смотреть добрые умные мультики, а мама получает час тишины, и может спокойно поработать, экономя свои нервы и психику ребенка.
Если вы категорически против всех новшеств цивилизации, запрещаете и не даёте, постарайтесь компенсировать это своим вниманием, играми, чтением книг, прогулками на свежем воздухе.
Давайте попробуем разобраться во всех «за» и «против» и найдем золотую середину.
Влияние гаджетов на детей: психика, развитие, здоровье
- Вредное излучение. Весьма спорный вопрос и уже давно доказано, что излучение от мониторов компьютеров и экранов планшетов/телефонов не превышает допустимых норм. Но, если проводить за ними более 6-8 часов, то это тревожный сигнал и речь уже идёт про влияние гаджетов на зрение детей.Увлеченный просмотр мультфильмов или напряжение во время игр приводит к осушению и истончению слезной плёнки. Образуется так называемый синдром сухого глаза. Кроме того, если долго смотреть на мониторы гаджетов с близкого расстояния, то шанс заработать близорукость стремится к 100%. Научите детей элементарной гимнастике для глаз и четко дозируйте время нахождения перед монитором или экраном. Для детей до 5 лет – оно составляет 10- 15 минут, с 6 до 9 лет – не более 30 минут и для подростков – не более 50 минут. Потом следует сделать перерыв не менее 10 минут. И, конечно же, общее время нахождения за просмотром гаджетов не может превышать 2 часов день.
- Ослабление иммунитета. Это ещё один минус во влиянии гаджетов на развитие детей. Спорить с этим сложно. Долгое неподвижное сидение за просмотром фильмов или компьютерной игрой наносит огромный вред ещё не сформировавшемуся скелету и мышцам ребёнка. Отсутствие движения приводит к нарушению осанки, проблемам физического развития и, как следствие, ослаблению иммунитета. Так же могут появиться головные боли от спазмов мышц шеи и долгого нахождения без свежего воздуха.
- Формирование зависимости. Вы замечали, как охотно тянутся ручки к электронным устройствам даже у самых маленьких? Стоит один раз дать им это в руки, и отучить их от этой привязанности будет стоить больших усилий. А это уже про влияние гаджетов на психику ребёнка,которая ещё до конца не сформирована. Неограниченное времяпрепровождение с телефоном или компьютером наносит огромный вред. Как только вы замечаете, что ваш ребёнок реагирует капризами на запрет пользоваться электронными устройствами, принимайте самые строгие меры. Нельзя допустить, чтобы капризы переросли в истерики. Ребёнок может полностью разучиться самостоятельно заниматься с игрушками, у него перестанет развиваться фантазия. Ведь даже самая навороченная игра имеет ограниченное количество уровней и не сравнится с рисованием, лепкой из пластилина или сбором конструктора.
- Источник стресса. Частая смена картинок на кране, увлекательный вовлекающий сюжет, элемент соревнования в играх – всё это стимулирует выброс гормонов стресса и приводит к излишней возбудимости и даже агрессии.
- Сокращение живого общения. Это приводит к отрицательному влиянию гаджетов на речь ребенка и развитию коммуникативных навыков. Вместо того чтобы гулять, играть в игры со сверстниками в реальной жизни, он предпочитает чаты, а вместо чтения книг и общения с родителями выбирает компьютерную игру. О каком пополнении словарного запаса, развитии речи и построении отношений со сверстниками может идти речь в таких случаях?
Польза гаджетов для детей
Но ведь влияние гаджетов на детей не всегда отрицательное. И их можно использовать не только, как развлечение, но и с пользой для развития детей. Для этого в сети существует много приложений и сайтов, интерактивных игр, развивающих логику, полезных электронных книг и даже видео уроков по занятию спортом. И, когда родители заняты, ребёнку вполне можно использовать эти инструменты для самостоятельного изучения. Не стоит только забывать, что всё это должно занимать лишь небольшую часть свободного времени. Нельзя заменить тренировку на свежем воздухе, приседаниями в квартире под видео на ютуб - канале. И никакая, самая сказочная электронная книга не заменит сказку, рассказанную мамой или папой. Но давайте всё же подробнее рассмотрим все плюсы детских гаджетов.
- Доступ к огромному объему информации в любое время. Если ребенку нужно написать доклад, подготовиться к урокам или найти ответ на свой вопрос, больше не нужно идти в библиотеку, изучать тонну книг или спрашивать у родителей. Всё на расстоянии вытянутой руки.
- Приобщение к музыке. Её можно слушать в наушниках, помогая маме по дому, например. Но не стоит злоупотреблять использованием наушников, это может привести к проблемам со слухом.
- Просмотр кино или мультфильмов без посещения кинотеатра.
- Огромная библиотека. Не всегда есть возможность найти или купить понравившуюся книгу в бумажном варианте. И тут на помощь приходит интернет и электронная книга.
- Обучающие программы для разных возрастов детей, которые развивают логику, внимание и быстроту реакции. Но для совсем маленьких детей важно задействовать все каналы восприятия, не надо заменять гаджетами развитие. Ребёнок никогда не поймет, что кошка пушистая и теплая, если будет видеть её только на экране планшета.
- Безопасность. Родители всегда могут проконтролировать, где находится ребенок, а у ребёнка всегда есть возможность позвонить маме или папе в любой непонятной ситуации.
Подведем итоги
В мире уже слишком много гаджетов и они продолжают прочно входить в нашу жизнь. Просто запретить детям их использовать – не вариант. Если они заменяют все подвижные игры, чтение книг и прогулки — это вредно, и спорить с этим мы не будем. Это глупо. Потому что современные гаджеты, используемые без меры, могут действительно нанести огромный вред и физическому, и психологическому здоровью ребёнка. Но ведь можно научиться извлекать и пользу от их применения.
Для этого нужно всего лишь соблюдать простые правила:
- Обязательно используйте функцию родительского контроля. Помимо того, что вы оградите ребёнка от нежелательного контента, вы ещё сможете установить и время использования гаджета. Не нужно спорить, ставить будильник и контролировать процесс. Ваши нервы сохранены, а психика ребёнка защищена от вторжения ненужных материалов и переизбытка времени игр.
- Помогите ребёнку найти полезные, развивающие приложения, которые соответствуют его интересам. Они смогут увлечь его, расширят его знания и отвлекут от бездумного просмотра видео ни о чём.
- Уделяйте как можно больше времени прогулкам, играм, совместному чтению книг и живому общению со своими детьми. Вы же понимаете, что виртуальный футбол и футбол со сверстниками или папой на стадионе – это совсем не одно и то же?
- Не разрешайте использовать гаджеты непосредственно перед сном, чтобы перевозбужденное состояние не стало помехой для полноценного сна.
- Не сидите без перерыва в своих телефонах и ноутбуках. Общайтесь друг с другом! Собственным примером показывайте, что гаджеты это всего лишь маленькая часть жизни.
ПОМНИТЕ: даже самый дорогой и умный гаджет никогда не заменит живого человеческого общения!
Как бы мы не сопротивлялись тому, что гаджеты проникают в нашу жизнь, это неизбежно. Прогресс не остановить, да это и бессмысленно. Правильнее сделать так, чтобы дети адекватно оценивали их влияние и понимали, что не гаджетом единым жив человек.
Запрещать? Однозначно нет. Дозировать? Однозначно да. Наверное, где-то между этими двумя позициями и зарыта золотая середина. Запрещая, мы формируем комплексы: у всех есть, а у меня нет. Это травма. А детская травма самая сильная. Разрешая пользоваться телефонами и играть в планшет без меры, мы портим не только физическое здоровье, но и рушим психику. Мы уже взрослые и прекрасно понимаем, как влияют гаджеты на здоровье детей.
Как рассказать детям о вреде гаджетов? Поговорить с ними на равных, как мы разговариваем со своими друзьями. Запретами и криками вряд ли получится добиться чего-то адекватного. Мы не можем вернуться в прошлое, где самым ужасным гаджетом был домашний телефон, но мы можем научиться жить в новой реальности. Современные дети и гаджеты должны сосуществовать мирно. Пусть гаджеты будут, пусть они каждый год появляются новые. А мы, как родители, должны направлять детей и объяснять. Не всегда цена оправдана, не всегда есть смысл в покупке очередной технической новинки. Всему свое время и своя мера.
Гаджеты для детей: хорошо это или плохо? Решать только вам. Просто помните про золотую середину. Она хороша всегда и во всем.
Теперь вы знаете всё про влияние гаджетов на детей и сможете сделать правильные выводы. Я уверена, что меня читают мудрые родители, которые обязательно найдут идеальный баланс между использованием гаджетов и полноценной насыщенной жизнью своих детей.
С уважением педагог - психолог Иванова Н.В.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игрушки нового поколения «Аниматроники»
В магазинах появилось очень большое разнообразие игрушек (куклы, мягкие игрушки, мячи, роботы, машинки и т. д.). Но меня очень заинтересовали игрушки нового поколения- аниматроники.
Но прежде всего, я хотела бы узнать, что такое игрушка, когда она появилась и для чего нужна?
Чтоб найти на эти вопросы ответы, я обратилась к разным источникам информации.
Что же мне удалось найти?
Игрушка - это предмет, предназначенный для игры.
Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, помогая ему познавать окружающий мир, приучая к целенаправленной, осмысленной деятельности и способствуя развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере.
Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки. Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки.
Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр».
Таким образом получается, игрушки появились вместе с человеком, они предназначены для развития воображения, памяти, речи. Играют не маловажную роль в воспитательно - образовательной деятельности детей, через них дети знакомятся с окружающим их миром.
В последнее время очень часто педагоги-психологи, стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств нашего подрастающего поколения. Детей всё меньше стали интересовать обычные игрушки. В связи с этим на полках магазинов стали появляться игрушки, символизирующие компьютерные игры и героев из мультфильмов. Но не всегда эти игрушки несут для детей положительные эмоции или образовательные функции, достаточно часто они наносят вред физически и психологически несозревшему малышу. Родители, не подозревая, покупают их.
К таким игрушкам можно отнести: аниматроников (персонажи компьютерной игры, так же есть мультфильмы и видео с ними.
Что же такое Аниматроника?- это (англ. animatronics - словослияние animate "анимировать, оживлять, одушевлять" (<лат. anima "душа") + electronics "электроника")
Наши с детства любимые персонажи: медведь Тедди, зайчонок, цыпленок и т. д., превратились в роботов убийц и выглядят они как «Франкинштейн».
И так, аниматроники - это звери-роботы, которые передвигаются ночью по пиццерии и могут убить человека, использовав его как эндоскелет (скелет для костюмов зверей).
Они огромны, эндоскелет их массивен с когтями-шурупами и челюстями с острыми зубами. Их плюшевые костюмы изорваны во многих местах, а некоторые части и вовсе не покрывают эндоскелет. У них нет систем, ведь они были созданы воображением. Их цель — убить мальчика в комнате. Их особенностью является их дыхание, которое слышно за дверью и позволяет узнать их местоположение.
Основные персонажи - Фредди (медведь, Бонни (кролик, Фокси (лис, Чика (цыплёнок, Золотой Фредди (желтый медведь).
Мне стало интересно мнение об этих игрушках и играх нового поколения. Я стала смотреть отзывы и комментарии о них.
Вот некоторые рассуждения из интернета:
«Игра держит игрока в постоянном напряжении и ожидании страха, который подпитывается звуками шагов, неровным дыханием из ближайших комнат, фигурами в темноте, звуками голосов, падающих кастрюль и пр. В случае проигрыша на экране появляется крикун с пронзительным визгом. И появляется он действительно неожиданно. И вроде бы он не страшный, но из-за накаленной обстановки это всё влияет на выброс адреналина.»
«Игрушки подобного рода искажают картину мира, некоторых особо впечатлительных детей даже травмируют. Ужасная игрушка.»
«Многие родители выступают против этих ужастиков, но на самом деле от них есть определенная польза. Игра по типу «Пять ночей с Фредди» учат детей бороться с собственными страхами и управлять ими. Например, так ребенок может перестать боятся темноты, опасаясь, что в ней кто-то скрывается.
Да и сами аниматроники скорее не страшные, а забавные и интересные…»
Всё чаще я стала слышать, что после этих игр у ребенка начинают возникать страхи темноты, есть дети, у которых начинается энурез, но это и не удивительно, они даже у взрослых людей вызывают страх. Дети становятся агрессивными или наоборот плаксивыми без причины.
Конечно, покупать или нет такие игрушки выбор всегда за родителями, но хочется сказать, что пользы такие игрушки не несут, а даже наоборот.
Если хотите получить ребенка тревожного, агрессивного тогда вперед за аниматрониками….
Список использованной литературы:
1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.
2.Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/игрушка (дата обращения: 22.07.2019)
3.Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Five_Nights_at_Freddy%E2%80%99s (дата обращения: 15.07.2019)
4. Энциклопедия. Five Nights at Freddy'sвики : [сайт]. URL: https://five-nights-at-freddys.fandom.com/ru/wiki/Аниматроники (дата обращения:28.07.2019)
5. Five Nights at Freddy's- отзыв: [сайт]. URL: https://irecommend.ru/content/otzyv-mamy-malchika-fanata-igry-razbiraemsya-v-suti-igry-tak-li-ona-bezobidna (дата обращения: 03.08.2019)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Во что играют наши дети»
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные. Поэтому задача педагогов и родителей – осторожно направлять детей на гуманистический путь. Научить детей играть – значит научить жить. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. А.С. Макаренко писал: “Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре”.
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
- В игре формируется произвольное поведение, активируются познавательные процессы.
- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.
- В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
- В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.
- В игре ребенок развивается духовно. В.А.Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами “становятся родителями”.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре. Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих “пределов”. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания.
Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых “понарошку”. Игра преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, волю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Игра – школа морали и действий. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку “что такое хорошо и что такое плохо”, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению…
Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических, и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Правила организации игры.
Игры – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность), другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты), третьи – конструкторские навыки (конструктивные игры) и т.д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. (Приложение 1)
Творческая игра так захватывает ребенка, он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетется еле-еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая её огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития.
Без руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Взрослые должны создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительная эмоция – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Взрослые должны поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь максимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицания и поощрения.
Родители должны учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.
Условия успешного руководства игрой:
- Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
Это непросто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.
- Взрослым необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если взрослый относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
- Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
- Заканчиваете игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на “девчоночьи” и на “мальчишечьи”.
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением “разговаривать”. Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Памятка для родителей с советами по проведению игр.
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила, выполнять которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов - должно быть естественным и желанным. Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не для этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать её в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».
Литература.
- Абдулова Т. Игра: её развитие на современном этапе. Дошкольное воспитание, №8/2008.
- Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. М., 2001.
- Давидчук А. Обучение и игра. М., 2001.
- Скоролупова О.А. Играем? Играем! Педагогическое руководство играми детей. М., 2006.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М., 2008.
Предварительный просмотр:
Детское переутомление
Родители часто задают вопрос: «Почему ребенок начинает плохо себя вести?». А ребенок вдруг или сейчас не начинает вести себя «плохо». Вариантов ответа на этот вопрос несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, переутомление …
Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя.
В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, хореография, бассейн и многое другое.
С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.
Резервы психики дошкольника очень малы еще, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения.
Сначала ребенок устает, потом утомляется, а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической или порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т. д.).
А что же это такое утомление?
Утомление - это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.
По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:
- повышенная отвлекаемость;
- частая смена позы;
- непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);
- неприятная мимика (кривляние, тики);
- неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.);
- подавленное настроение;
- медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;
- трудности с засыпанием.
Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.
Кроме того, у каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть «в себя»; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин утомления наиболее частые:
– чрезмерная нагрузка на нервную систему (постоянное нахождение ребенка в местах, где много людей);
– нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например);
– недостаточное пребывание на свежем воздухе;
–душное помещение, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение и т.д.
Конечно, каждый родитель по – своему стремится к тому, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – т.е. прежде всего психологически здоровым. Достичь этого можно, следуя простым рекомендациям.
Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать подготовительные курсы к школе, а также тем, чья жизнь резко изменилась ввиду некоторых причин (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
– от возраста – чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает;
– от темперамента – дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям;
– от состояния здоровья – физически слабый, легковозбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать;
– от наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, знакомым, находится в общественных местах и т.д.);
– от контраста между обстановкой дома и в детском саду ( другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку;
– от разницы отношений взрослых дома и в детском саду – если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны;
– от умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Что можно сделать для профилактики утомления:
• естественно необходимо следить за состоянием своего ребёнка, реагировать на его жалобы;
• удовлетворять потребность ребенка в движении, в общении, познании нового, но при этом учитывать его индивидуальные особенности;
• соблюдать режим;
• сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон в выходные дни;
• обеспечить больше витаминов для своего ребёнка;
• чаще гулять, особенно в хорошую погоду. Свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм;
• проветривать комнаты, где ребенок спит, играет;
• предлагать новые игрушки, игры. Играть вместе!
• дозировать просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут.
Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.
Продолжительность занятий в дошкольном возрасте
В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет —25 минут, в 6—7 лет —30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.
Продолжительность сна у детей
Возраст | Продолжительность сна (часы) Дневного | Ночного | Суммарно |
3—4 года | 2 | 10 | 12 |
4—5 лет | 2 | 9,5 | 11,5 |
5—6 лет | 1,5 | 9,5 | 11 |
6—7 лет | 1,5 | 9,5 | 11 |
Пребывание детей на свежем воздухе
Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.
А ещё очень важным является - совместный отдых в летнее время. Все мы работаем, целый год. К концу года, мы не только утомлены рабочей рутиной, но и истощены, как морально, так и физически и очень ждём отпуска, когда мы можем отдохнуть, заняться своими делами, и, наконец, уделить должное внимание своему ребёнку. Ребёнок тоже утомляется и устаёт. И от детского коллектива, и от требований в дошкольном учреждении. Поэтому ребёнку необходимо обеспечить на некоторое время смену деятельности. Стремитесь к большему разнообразию, в это время. Будьте хорошим примером для него!
Конечно, каждый родитель стремится, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, но прежде всего психологически здоровым.
Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному ребёнку).
Итак, чтобы избегать переутомления необходимо соблюдать режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т. д. Внимательным родителям сделать это несложно.