Консультация для родителей
Уважаемые родители! Ваш ребенок для вас – это ваше будущее. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.
Чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью, рекомендую Вам страницу "Консультации для родителей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx | 21.89 КБ |
osnovnye_pravila_semeynogo_vospitaniya.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему
"Как сохранить психологическое здоровье дошкольника".
Прежде всего родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной деятельности ребенка.
Взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение « затормозить» свои желания применяют метод запретов. Но ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремится познать окружающее, проявить самостоятельность. Но эти активные действия наталкиваются на жесткий родительский запрет»: «нельзя», « не разговаривай», « не ерзай».
Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Процесс желания «действовать» - наталкивается на торможение процесса «активности». Если такие перегрузки повторяются часто,у ребенка может развиться невроз.
Если родительские запреты сопровождаются окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает или истеричность, крики, плач или замкнутость и агрессивность.
Конечно, при необходимости, детей надо наказывать. Можно временно лишить игрушек, сладостей и т.д. Если ребенок наказан, например отцом, лучше, чтобы наказание отменил тоже он. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых.
Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих ситуаций.
Если же ребенку предстоит встреча с непонятным, но впечатляющими воздействиями (посещение зоопарка), то малыша необходимо к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.
Неврозы возникают иногда в результате просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, что смотрит ребенок. В какие игры он играет. Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и не в коем случае устрашающими.
Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях, к сожалению, телевизор включен целый день. А рядом играют дети и смотрят все подряд . Однако « что» и в каких количествах льется на ваших детей из современного «голубого экрана», никому объяснять не надо.
Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи отца или матери.
У таких детей отмечается неуверенность в своих силах, ослабление воли, памяти, внимания, нарушение сна. Основной принцип профилактики неврозов у детей – это разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.
Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать. Лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами «пожалуйста», «будь добр» .Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева.Наиболее уместен ровный, спокойный тон.
Родителям полезно помнить простую истину: Неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно вылечить.
А кто, как не вы. Родители лучше всего знаете своих детей. И не даром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми.
Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него- это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.
Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят.
Мой призыв к вам: «Играйте с детьми - это замечательно оздоравливает отношения!»
Шутки и веселье рождают сердечность. Совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Спойте вместе детскую песенку, проговорите с ним детские считалки, постройте вместе домик из песка или конструктора, почитайте книжки. Послушайте диски с записями детских произведений. Посмотрите вместе с ребенком добрый фильм. Делайте все то, что способствует созданию у ребенка позитивных эмоций, интереса. Что благотворно влияет на психологическое состояние, откроет ему много интересного и доброго.
Игра «Ласковый мелок»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.
Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным, так как эти дети, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому предлагается модификация данной игры.
Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?».
После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом, слегка массируя спину или другой участок тела.
Игра «Драка»
Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.
Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
Когда ребенок здоров физически и психически, к 7 годам он становится готов сменить игровую деятельность на учебную, таким образом, формируется мотивация к школьному обучению. А успешное обучение является частью психического здоровья.
Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у дошкольника, который считает, что учиться в школе скучно?
Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.
Стоит сказать, что мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать». У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться.
Способы повышения внутренней мотивации.
1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
2. Как можно меньше использовать ситуации соревнования. Лучше приучать ребёнка анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
3. Помнить о том, что наказание за неправильное решение задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности.
4. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным, т.к. это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
5. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
6. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
7. Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
8. Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.
9. Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.
10. Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание.
Чтобы Вы могли применять на практике полученные знания, мы приготовили для вас памятки, которые помогут вам в формировании учебной мотивации у детей.
Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у ребенка-дошкольника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.
Хотелось бы дать родителям следующие рекомендации, помогающие сохранить психическое здоровье ребенка:
1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть;
2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Контролируйте свое поведение;
3. Активно выслушивайте его переживания и потребности;
4. Будьте не рядом с ним, а вместе с ним;
5. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется;
6. Помогайте, когда просит;
7. Поддерживайте успехи;
8. Делитесь своими чувствами;
9. Справедливо разрешайте конфликты;
10. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать Вашу любовь и ласку.
И тогда его психологическому здоровью ничего не угрожает!
Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной. Желаю успехов!
Предварительный просмотр:
Основные правила семейного воспитания.
Уважаемые родители! Ваш ребенок для вас – это ваше будущее. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.
Чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания.
- Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
- Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботиться обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
- Воспитание ребенка в семье – это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестность выполнение им ваших поручений. Слово – вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
- Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясните ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
- Основа поведения ребенка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
- Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, прейдите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
- Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
- Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
- Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы.
- Семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта. Семья выполняет ряд функций:
1) Социально-статус – предоставление членам семьи определенного положения в обществе.
2) Хозяйственная функция – обеспечение хозяйственных потребности семьи: покупка продуктов и приготовление пищи; уборка и ремонт; содержание в порядке одежды и других предметов обихода.
3) Организация досуга – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов.
4) Репродуктивная – воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.
5) Воспитательная функция – воспитание и развитие детей.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:
• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,
•как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;
•как старший друг и советчик, которому можно доверять.
Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения).
Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.
В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.
В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен. Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.
Предлагаю вам с помощью теста, оценить свою собственную стратегию воспитания и выяснить, какой стиль воспитания вы используете. Для этого вам необходимо, выбрать один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос.
Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?» (модификация Р. В. Овчаровой)
Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
Текст опросника
1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?
А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;
Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;
В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.
3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;
В) порадуетесь;
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?
А) строго накажу;
Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не
принято;
В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?
А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;
В) займетесь своими делами.
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он
под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?
А) разозлитесь и отругаете ребенка;
Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;
В) попытаетесь сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания?
А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;
Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;
В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача
родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;
Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати
В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.
9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?
А) заставите его выполнить ваше поручение;
Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;
В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;
Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;
В) расстроюсь.
Обработка результатов
Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А – авторитарный
Б – демократичный
В – либеральный
Характеристика основных стилей воспитания
При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.
Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.
Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.
Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.
При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.
Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.
Рекомендации родителям
Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:
- откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
- не предъявляйте ребенку завышенных требований;
- замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
- учитывайте интересы и желания ребенка;
- будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
- не ограничивайте самостоятельность ребенка;
- поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:
уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
интересуйтесь их проблемами и успехами;
оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;
чаще контролируйте поведение ребенка;
создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении.
Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.
Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания»
1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.
2. Поддерживайте его во всех начинаниях.
3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте.
5. Будьте для него примером для подражания.
6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое поведение.
7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы дозволенного
и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.
8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением ему любимой сказки.
9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать. Уважайте его право на собственное мнение.
10. Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.