Рабочая программа 2018 г
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Начальная школа- Детский сад «Страна Чудес»
ПРИНЯТО: Педагогический совет г Улан-Удэ Ч.О.У. «Начальная школа- Детский сад» Страна Чудес «__»________г. | УТВЕРЖДЕНО: И.о.заведующего гУлан -Удэ Ч.О.У» Начальная школа — Детский сад» Страна Чудес «__»__________ Приказ № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с 2-3 лет, 1 младшая группа
на 2020-2021 учебный год.
Воспитатель : Кравцова Любовь Валерьевна
Улан -Удэ 2018 г.
Содержание.
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи рабочей программы
- Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
- Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры в раннем возрасте.
- Содержательный раздел.
- Возрастные особенности детей 2-3 лет.
2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
2.3 Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.
2.4 Проектирование воспитательно - образовательного процесса с детьми на прогулках. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.
3. Организационный раздел.
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды.
3.2 Режим дня и сетка НОД.
Приложение.
- Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.
- Режим дня.
- Сетка занятий
- Работа с родителями
- Учебно-методическое сопровождение.
- Список литературы.
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Целью проекта рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для реализации основных направлений проекта рабочей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
Проект рабочей программы предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет.
Содержание пяти образовательных областей распределено по основным направлениям: «Физическое развитие» («Здоровье», «Физическая культура»); «Социально – коммуникативное развитие» («Социализация», «Труд», «Безопасность»); «Познавательное развитие» - («Окружающий мир», «Формирование элементарных математических представлений» « Речевое развитие» («Коммуникация», «Развитие детской речи», «Чтение художественной литературы»); «Художественно-эстетическое развитие» («Художественное творчество», «Музыка»). По каждому направлению определены программные задачи интегрируемых направлений и целевые ориентиры детского развития. В проекте рабочей программе представлен план организации деятельности детей на прогулке.
Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по основной образовательной программе БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка-детский сад №311» с использованием учебно-методического комплекса программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72. 2.;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение о ДОУ;
- СанПиН 2.4.1.3049-13.;
- ФГОС ДО;
- Устав ДОУ.
1.2 Цели и задачи рабочей программы.
Основные цели и задачи игровой деятельности
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, мат риале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Принципы, сформулированные на основе особенностей «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС»:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
- Содержательный раздел.
2.1 Возрастные особенности детей 2-3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно - образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Развитие игровой деятельности
Основные цели и задачи
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков само- регуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Содержание психолого - педагогической работы
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.
Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Развивать предпосылки творчества.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
- Особенности взаимодействия с родителями.
Работа с родителями.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям:
«Здоровье»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
«Физическая культура»:
- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.
«Безопасность»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- привлекать родителей к активному отдыху с детьми.
«Социализация»:
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
«Труд»:
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познание»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
«Коммуникация»:
- развивать у родителей навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.
«Чтение художественной литературы»:
- доказывать родителям ценность домашнего чтения;
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
«Художественное творчество»:
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
«Музыка»:
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
2.3 Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности. (приложение № 1)
2.4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКАХ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Поэтому в данном тематическом планировании в полной мере отражена интеграция образовательных областей, которые делают наиболее эффективным воспитательно-образовательный процесс на прогулках.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки -до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы именно на прогулке в первую очередь прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например, зимой - вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семян ели, показом особенностей шишек - пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки основных движений; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: здесь нужно обозначить перекрестки, поставить «светофоры», во время игры назначать детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, помочь обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных -на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).
Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.
3.Организационный раздел.
- Организация предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда-специфическое для каждой Программы образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.
Образовательная среда - комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОО(развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и др. условия
- Возвращаясь к требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, нужно отметить, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (ФГОС, раздел III п. 3.2.)
- Реализацию различных образовательных программ;
- При организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- Учет возрастных особенностей детей (ФГОС, раздел III п. 3.3.).
Из раздела III пункта 3.4. - развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной,
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Вариативной
- Доступной
- Безопасной
Содержательно-насыщенная среда
- Насыщенность - соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы
- Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- Возможность самовыражения детей.
- Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность
- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
- Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность
- Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность
- Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность
Предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
При разработки образовательной программы ДО требования к развивающей предметно-пространственной среде должны быть прописаны в первой части Программы. Такие же требования предъявляются и ко второй части программы.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.) материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплаты услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ФГОС, раздел III, п. 3.6.3).
Для создания развивающей предметно-пространственной среды Организацией осуществляется финансирование в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (из п. 3.6.3. ФГОС).
3.2 Режим дня и сетка НОД.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2-3 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Режим дня.
(приложение 2)
Сетка НОД.
(приложение 3)
Работа с родителями
(приложение 4)
Учебно-методическое сопровождение.
(приложение 5)
Список литературы
(приложение 6)
Список литературы
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду (2-3 года) : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
2. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 1-я младшая группа. Интегрированный подход.- М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2016. – 152 с.
3. Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2013.
4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду для работы с детьми 2-7 лет ФГОС.
5. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- М.: «Скрипторий 2003», 2015.
6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет: программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
7. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности младший возраст (3-4 года). Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Практическое пособие.- Воронеж: ООО «М-Книга», 2017.-144 с.
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду младшая группа: программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
9. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-синтез, 2012.-56 с.: цв. вкл.
10. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 2-3 лет. Сценарии занятий-М.: Мозаика-Синтез, 2016.-48 с.: цв. вкл.
11. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 2-3 лет.-М-.: Мозаика-Синтез, 2016.-64 с., цв. вкл.
12. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет: учеб.-метод. пособие.-СПб.; «Издательство «Детство-Пресс», 2015.-160 с.
13. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.-128 с.
14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие.-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016.- с., перераб и доп.
15. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Огонь-друг, огонь-враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.-104 с., илл.
16. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
17. Обучение дошкольников безопасному поведению: перспективное планирование, комплексные игровые занятия/авт.-сост. О. В. Чермашенцева.- Изд. 2-е, перераб.-Волгоград:Учитель.-226 с.
18. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
19. Опытно-эксперементальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.-320 с.- (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)
20. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа. раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2016.-64 с..
21. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ.- Авт.-сост.: Бондаренко Т. М., Воронеж: ООО «Метода», 2014-208 с.
22. Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015.-192 с.
23. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод, разработки / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград: Перемена, 1998.
24. Равчеева И. П. Формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе. ФГОС ДО. 2-е изд. Исп.
25. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет.- Мозаика-Синтез, 2016.-112 с.: цв. вкл.
26. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.-64 с.
27. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада: конспекты занятий / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
28. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
29. Харченко Т. С. Утренняя гимнастика в детском саду 2-3 л. Здоровье. Физическое развитие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
30. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года.- 3-е изд.-М.: Мозаика-Синтез, 2017.-128 с.
31. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольника.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012.-80 с.
32. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.
33. Янушко Е. А. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.
34. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-80 с.
Приложение № 1
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.
Сентябрь
Понедельник | 9.00-9.10-9.25 Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений, (ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы) (I и II подгруппа) 15.50-16.00-16.15 Физическое развитие (I и II подгруппа) | Тема недели: "Мой детский сад. Моя группа" С 2.09.19-6.09.19 | Тема недели: "Друзья. Ты мой друг и я твой друг" С 9.09.19-13.09.19 | Тема недели: "Игрушки" С 16.09.19-20.09.19 | Тема недели: "По дороге в детский сад. Как много машин на дороге" С 23.09.19-27.09.19 |
1. Н.С. Голицына, с.15. "Вот какая наша группа" 2. С.Ю. Федорова, с.20 Комплекс №1 (с флажками) | 1. Н.С. Голицына, с. 5. "Вот какие у нас игрушки" 2. С.Ю. Федорова, с.22 Занятие №2. | 1. Н.С. Голицына, с.9. "Что могут делать игрушки?" 2. С.Ю. Федорова, с.23 Занятие №4. | 1. Н.С. Голицына,с.100. "Всем ребятам надо знать, как по улице шагать" 2. С.Ю. Федорова, с.25 Занятие №7. | ||
Вторник | 9.00-9.10-9.25 Речевое развитие (развитие речи) 15.50-16.00-16.15 Физическое развитие (I и II подгруппа) | 1. Н.С. Голицына, с.17. ЧХЛ "РНС "Курочка Ряба" 2. С.Ю. Федорова, с.21 Комплекс №2 (со скамейкой) | 1. Н.С. Голицына, с.6. "Домик для игрушек" 2. С.Ю. Федорова, с.22 Занятие №2. | 1. Н.С. Голицына,с.12. ЧХЛ А.Барто"Лошадка". 2. С.Ю. Федорова, с.24 Занятие №5. | 1. Н.С. Голицына, с.86. "Рассматривание транспортных игрушек"" 2. С.Ю. Федорова, с.25 Занятие №7. |
Среда | 9.00-9.10-9.25 Художественно-эстетическое развитие (арт-терапия-лепка) (I и II подгруппа) 16.00-16.10 Художественно-эстетическое развитие (музыка в группе) | 1. Д.Н. Колдина, с.10 "Съешь моего яблочка". 2. По плану музыкального руководителя. | 1. И.А. Лыкова, с. 56 Бублики-баранки для игрушек" 2. По плану музыкального руководителя. | 1. Д.Н. Колдина, с.41 "Неваляшка". 2. По плану музыкального руководителя. | 1. Д.Н. Колдина, с.72 "Вот какой у нас мостик". 2. По плану музыкального руководителя. |
Четверг | 9.00-9.10-9.25 Художественно-эстетическое развитие (арт-терапия -рисование) (I и II подгруппа) 16.40-16.50 Физическое развитие (на прогулке) | 1. Д.Н. Колдина, с.9 "Дорожки для зайчика". 2. С.Ю. Федорова, с.21 Занятие №1. | 1. Н.С. Голицына, с.8. "Кукла принесла карандаши" 2. С.Ю. Федорова, с.23 Занятие №3. | 1. Д.Н. Колдина, с.43 "Мячики". 2. С.Ю. Федорова,с.24 Занятие №6. | 1. Д.Н. Колдина, с.37 "Колеса для машин". 2. С.Ю. Федорова, с.25 Занятие №8. |
Пятница | 9.15-9.25 Художественно-эстетическое развитие (музыка) 15.50-16.00-16.15 Речевое развитие (коммуникация) | 1. По плану музыкального руководителя. 1. Н.С. Голицына, с.16. "Мы прищли в детский сад" | 1. По плану музыкального руководителя. 1. Н.С. Голицына, с.6. "Кукла хочет спать" | 1. По плану музыкального руководителя. 2. Н.С. Голицына,с.12. "Рассматривание картинок"(игрушки) | 1. По плану музыкального руководителя. 2. Н.С. Голицына,с.87. "Рассматривание картины"(Едем в автобусе) |
Региональный компонент | "История детского сада, его традиции."Беседа. | Фото-выставка: "Друзья твоего двора" | Игрушки твоих родителей (фото) | "Наша улица". Рассматривание картины. | |
Итоговое мероприятие | Панно «Ладошки детей» | Выставка рисунков «Мой любимый детский сад» с родител. | Выставка: "Любимая игрушка" | Игра «Можно – нельзя |
Октябрь
Понедельник | 9.00-9.10-9.25 Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений, (ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы) (I и II подгруппа) 15.50-16.00-16.15 Физическое развитие (I и II подгруппа) | Тема недели: "Осень в гости к нам пришла"Желтые листья летят. С 30.09.19-4.10.19 | Тема недели: "Дары осени"Что нам осень подарила (овощи) С 7.10.19-11.10.19 | Тема недели: "Дары осени" Что нам осень подарила (фрукты) С 14.10.19-18.10.19 | Тема недели: "Путешествие в осень" С 28.10.19-1.10.19 |
1. Н.С. Голицына, с.40. "Вот какая осень" 2. С.Ю. Федорова, с.25 Занятие № 8 | 1. Н.С. Голицына, с. 19. "Рассматривание овощей" 2. С.Ю. Федорова, с.28 Занятие №9. | 1. Н.С. Голицына,с.30. " Рассматривание овощей и фруктов" 2. С.Ю. Федорова, с.29 Занятие №12. | 1. Н.С. Голицына,с.40. "Вот какая осень" 2. С.Ю. Федорова, с.31 Занятие №15. | ||
Вторник | 9.00-9.10-9.25 Речевое развитие (развитие речи) 15.50-16.00-16.15 Физическое развитие (I и II подгруппа) | 1. Н.С. Голицына, с.42. "Что наденем на прогулку" 2. С.Ю. Федорова, с.26 Комплекс №1 (с платочками) | 1. Н.С. Голицына, с.22. "Вот какие овощи" 2. С.Ю. Федорова, с.28 Занятие №10. | 1. Н.С. Голицына,с.27. ЧХЛ РНС "Репка" 2. С.Ю. Федорова, с.30 Занятие №13. | 1. Н.С. Голицына, с.42. "Что наденем на прогулку" 2. С.Ю. Федорова, с.32 Занятие №16. |
Среда | 9.00-9.10-9.25 Художественно-эстетическое развитие (арт-терапия-лепка) (I и II подгруппа) 16.00-16.10 Художественно-эстетическое развитие (музыка в группе) | 1. Н.С. Голицына, с.44. "Осеннее дерево" 2. По плану музыкального руководителя. | 1. Д.Н. Колдина, с.19 "Огурец". 2. По плану музыкального руководителя. | 1. Д.Н. Колдина, с.27 "Яблоко". 2. По плану музыкального руководителя. | 1. Д.Н. Колдина, с.36 "Пушистые тучки". 2. По плану музыкального руководителя. |
Четверг | 9.00-9.10-9.25 Художественно-эстетическое развитие (арт-терапия -рисование) (I и II подгруппа) 16.40-16.50 Физическое развитие (на прогулке) | 1. Н.С. Голицына, с.44. "Листопад, листопад, листья желтые летят"" 2. С.Ю. Федорова, с.27 Комплекс №2. (со стульчиками) | 1. Д.Н. Колдина, с.43 "Морковка и огурчик". 2. С.Ю. Федорова, с.29 Занятие №11. | 1. Н.С. Голицына,с.28. "На яблоне выросли яблочки" 2. С.Ю. Федорова,с.31 Занятие №14. | 1. Д.Н. Колдина, с.34 "Дождик, чаще, кап, кап". 2. С.Ю. Федорова, с.33 Комплекс № 1 (с кубиками). |
Пятница | 9.15-9.25 Художественно-эстетическое развитие (музыка) 15.50-16.00-16.15 Речевое развитие (коммуникация) | 1. По плану музыкального руководителя. 2. Н.С. Голицына, с.43. ЧХЛ "Дождик, перестань" | 1. По плану музыкального руководителя. 2. Н.С. Голицына, с.25. "Что растет на грядке" | 1. По плану музыкального руководителя. 2. Н.С. Голицына,с.27. "Кушай фрукты, Маша". | 1. По плану музыкального руководителя. 2. Н.С. Голицына,с.36. "Рассматривание картины"(Осень) |
Региональный компонент | Погода в твоем регионе | Какие овощи растут на твоем огороде. | Какие фрукты растут в твоем регионе. | "Наша улица". Рассматривание картины. | |
Итоговое мероприятие | Прогулка на территории детского сада к березе и рябине. | Рассматривание иллюстраций, муляжей овощей для игр. | Сюжетно-ролевая игра | Сбор осенних листьев и создание коллективной работы-плаката с самыми красивыми листьями. |
Приложение № 5
Учебно-методическая литература
- Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 6-86).
- Дидактические игры (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 6-86).
- Дидактические материалы по сопровождению коммуникативной деятельности (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 60-74).
- Дидактические материалы по сопровождению познавательно-исследовательской деятельности (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр.60-74 ).
- Дидактические материалы по сопровождению трудовой деятельности (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 41-58).
- Дидактические материалы по сопровождению двигательной деятельности (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 6-39).
- Дидактические материалы по сопровождению чтения художественной литературы (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 60-74).
- Дидактические материалы по сопровождению музыкально-художественной деятельности (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 76-86).
- Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности (см. раздел №3 в табл. «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа, стр. 76-86).