Программа формирования познавательной активности
Программа формирования познавательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_poznovatelnoy_aktivnosti_-_kopiya_2.odt | 44.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Ч.О.У «Начальная школа -Детский сад « Страна -Чудес»
. | ||
ПРОГРАММА
по развитию познавательной активности дошкольников
Автор : Кравцова Л.В.
г Улан — Удэ 2020 г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. Нормативно – правовая база. | 3 | |
I | Пояснительная записка | 4 |
1.1. | Цели и задачи Программы | 7 |
1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 8 |
1.3 | Информационная справка об особенностях реализации | 10 |
1.4 | Возрастные особенности детей 5-7 лет | 10 |
1.5 | Предполагаемые результаты | 10 |
II | Содержательный раздел | 11 |
2.1 | Модель организации экспериментирования | 11 |
2.2. | Механизм реализации | 12 |
2.3 | Структура проведения | 12 |
III | Организационный раздел | 13 |
3.1. | Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности | 13 |
3.2 | Перспективный план познавательной деятельности воспитанниками 5-6 лет | 14 |
3.3 | Перспективный план познавательной деятельности воспитанниками 6-7 лет | 17 |
3.4. | Перспективный план работы с родителями (1год)_ | 20 |
3.5 | Перспективный план работы с родителями (2 год) | 21 |
3.6. | Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ОВЗ | 23 |
3.7. | Список используемой литературы | 24 |
ВВЕДЕНИЕ
Нормативно-правовая база
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Международного уровня:
Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международно-правовыми актами;
Декларацией прав ребенка Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года
Федерального уровня:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564), (с изм. от 04.04.2014);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908);
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Регионального уровня:
Законом ХМАО - Югры от 01.07.2013 N 68-оз (ред. от 28.03.2014) «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013) и другими региональными нормативно-правовыми документами.
Муниципального уровня:
Постановлением Администрации города от 21.06.2013г. № 4297 «Об утверждении порядка комплектования муниципальных образовательных учреждений города, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»
Постановлением администрации города № 1986 от 26.03.2014г. «О внесении изменений в постановление Администрации города от 20.12.2012 № 9788 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дошкольное образование в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования»
I .Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Программа по развитию исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (далее – Программа) разработана в соответствии с образовательной программой , в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Я считаю, что исследовательской деятельности уделяется недостаточного внимания в нашем детском саду, а мне хотелось бы глубже вникнуть в ее суть. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащается память, активизируются его мыслительные процессы с помощью операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщений. Развивается речь, формируются обнаруженные закономерности и выводы, самостоятельность, целеполагание, трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установления взаимосвязи, закономерностей. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование. Она помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, легко поддерживая произвольное внимание детей. Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании развиваются интегративные качества ребенка. Востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно–эстетическому и физическому. Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Понимая значения экспериментирования для развития ребенка в детском саду, разработана программа для детей старшего дошкольного возраста. Она построена таким образом, чтобы дети могли получить новые сведения, новые знания, на получения продуктов творчества и на развитие творческого воображения. Интерес к экспериментальной деятельности обеспечивается через мотивацию, образность и эмоциональность. Ведущие идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
«Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности);
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора).
Программа составлена на основе методического пособия Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет» и пособия О. В. Дыбиной В. В. Щетининой, «Неизведанное рядом».
Используются парциальные программы:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой;
«Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой;
«Социокультурные истоки» И.А. Кузьмина, А.В. Камкина;
1.1. Цель и задачи Программы: Создание условий для формирования основ познавательной активности, целостного мировосприятия ребенка дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи Программы:
1.Развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), удовлетворить детскую любознательность, интеллектуально – творческий потенциал.
2. Способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательную, поисковую активность, стремление к самостоятельному познанию и решению, включая воспитанников в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
3. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
4. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного ан 1. 3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. Поддерживать у детей инициативность, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
6. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
1.2. Принципы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении
При разработке программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью образовательной системы, заложенной в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Программа формируется на основе комплексного подхода в решении задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, в организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Программа строится на принципе культуросообразности: учет национальных ценностей и традиций в образовании, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Образовательный процесс :
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.3. Информационная справка об особенностях реализации Программы:
таблица №1
Общий срок реализацииисходной программы (количество лет) | 2 года |
Год обучения (первый, второй) | первый |
Возраст воспитанников | 5-6 лет; 6-7 лет. |
Количество воспитанников в текущем учебном году | 30 |
Количество часов в неделю | 5-6 лет – 1акад.час; 6-7 лет – 1 акад.час. |
Общее количество часов в год | 5-6 лет – 36 акад.час.; 6-7 лет – 36 акад.час. |
Занятия проводятся с группой детей 5-7 лет 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 30 минут. Всего -31 занятие в год.
1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 5 -7 лет.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.
Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
1.5. Предполагаемые результаты:
- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
- Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
- У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
- Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
- Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
II. Содержательный раздел.
2.1 . Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
- Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»
- Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
- Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
2.2.. Механизм реализации Программы:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия.
- КВН, развлечения.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
- Целевая прогулка.
- Экскурсия др.
2.3. Структура проведения :
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?)
- ситуация выбора;
III. Организационный раздел.
3.1.Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория «Удивительные эксперименты».
Основное оборудование и материалы:
- Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
- Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы:
- гайки, винты, болтики, гвозди.
- Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование:
- Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
- Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
- Ожидаемые результаты:
- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
- Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
- У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
- Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края. Результативность реализации
Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.
3.2. Перспективный план познавательной деятельности воспитанниками 5-6 лет
таблица№2
месяцы | НОД | Образовательные области | Совместная деятельность взрослого с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Сотрудничество с родителями |
09 | Тема «Цветущие растения» Цель: систематизировать знания детей о росте и развитии растения от семени до семени. Воспитывать желание у детей сажать цветы, создавать красоту вокруг себя. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Цикл наблюдений за цветущими растениями Опыт «Что цветет в сентябре на нашем участке» (опыт№62); Опыт «Что было до цветка, что будет потом» (опыт№63) | Труд в природе: сбор семян цветущих садовых растений; Рисование «Мои любимые цветы»; | Акция «Красивая клумба» |
10 | Тема: «Знакомство с ветром» Цель: Познакомить детей с природным явлением - ветер (приложение №1) | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Опыт: «Как рождается ветер» (опыт №32), Изготовление вертушек Игра «А если бы?» | Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки» Рисование «Нарисуй ветер» | Чтение «Сказка о ветерке» Опыт «Как услышать воздух?» (опыт №31), |
11 | Тема: «Кто в доме – природе живет» Цель: определить условия, при которых будет расти растение; воспитывать желание наблюдать за ростом на примере лука | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Опыт: «Посадка лука»(№55) «Опыт нужен ли корешкам воздух (№56) п/р игра «Расти, расти, лучок?» | Наблюдение за ростом лука п/р игра «Расти, расти, лучок» | Интервьюирование детей родителями |
12 | Тема: «Снег и его свойства» Цель: Формировать представления о снеге, его свойствах, о том, что снег и лед – это замерзшая вода (приложение №1) | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Беседа: «Что такое снег?» Рассматривание альбома «Зима» Опыт: «Снег и его свойства» (опыт №32), Игра по ТРИЗ «Снегопад - это хорошо или плохо?» | Наблюдение за снежинками. Игра «Снежинки» Лепка «Снеговик» (из снега) | Беседа «Как рождаются снежинки?» Цель: Формировать представления о красоте снега и льда, развивать познавательную активность.
|
01 | Тема: «Лед и его свойства» Цель: Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед – это замерзшая вода. (приложение №1) | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Рисование «Зимние забавы» Опыт: «Лед легче воды» (опыт №33). Разноцветные сосульки» (опыт №34) | Рассматривание снежинок через лупу Игра «Пройди по следам на снегу»; придумывание загадок; | Аппликация из бросового материала «Зимняя избушка» совместно с родителями |
02 | Тема: «Как услышать воздух?» Цель: Формировать представления детей о явлениях зимней погоды, со свойствами воздуха (приложение №1) | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Изготовление цветных льдинок
Опыт: «Разноцветные сосульки» (опыт №34) | Конструирование снежинок из бумаги
Подарить малышам снежинки | Придумывание загадок о снеге, льде, морозе, запись их в «Альбом природы» |
03 | Тема «Жизнь растений»: Цель: помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Беседа «Пробуждение природы»; Игра: А если…? Опыт: «Что выделяет растение?» (опыт№56); Опыт: «Есть ли у растений органы дыхания?» (опыт№57) | Наблюдение за жизнью растений; Нарисуй свое любимое дерево | Игра - забава «Забавные фокусы» Цель: развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. |
04 | Тема: «Здравствуй солнечный лучик!» Цель: познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца (приложение №1) | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | П/и«Догони солнечного зайчика» Опыт: «Цветные огоньки» (опыт №36) | С/р игра «Журналист» рассказ ведущего о том, что ему нравиться в неживой природе и почему | Аппликация «Радуга», разучить с родителями считалку: «Каждый охотник, желает знать, где сидит фазан» |
05 | Тема: «Кто в доме – природе живет» Цель: познакомить с одуванчиком в разных стадиях развития. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Чтение стихотворения «Одуванчик» М.Полянская. Опыт: «Познакомьтесь одуванчик»! (опыт№53) (опыт второй части опыта №54) П\и «Одуванчики» | Наблюдение за одуванчиками и за мать – и – мачехой. П\и Солнышко и одуванчики»; Рисование «Одуванчики» | Подбор художественной литературы: загадки, стихи, рассказы |
06 | Тема «Путешествие по экологической тропе: первоцветы» Цель: формировать представление о садовых первоцветах, закрепляя признаки ранней весны. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Труд в природе: посадка цветочной рассады ; Опыт «Не забудем незабудки» (опыт№65) Чтение стихотворения «Подарки весны» М. Скребцовой. | Наблюдение за первоцветами; Физминутка «Распускается одуванчик» | Летние наблюдения за природой. |
07 | Тема: «Вода –труженица» Цель: Формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе. (Приложение №1) | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Беседа: «Кому нужна вода?» Опыт: «Что растворяется в воде?» (опыт№20) Опыт «Фильтрование воды» (Опыт № 38) | Игры с водой и механическими игрушками. Рассматривание капелек воды через лупу Полезные и забавные игры с водой: «Купание игрушек»; «Стираем маме помогаем» | Подобрать с детьми стихотворения о явлениях природы связанных с водой (роса, снег, лед, дождь) Опыт: «Вода способна испаряться?» (опыт 31) |
08 | Тема: «Путешествие капельки» Цель: дать детям представления о круговороте воды в природе (Приложение № 1) | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Конструирование на тему «Брызгалка» Выучить стихотворение Н.Григорьевой «Песня дождя» Дидактическая игра «Путешествие капельки» | С/р игра «Магазин» Опыт: «Бережем воду» (опыт №39), П/игра «Ходят капельки по кругу» | Праздник «День Нептуна» Рисование картины «Морской пейзаж» П/и «Водоносы» |
3.3.. Перспективный план познавательной деятельности с воспитанниками 6-7 лет
таблица№3
Месяцы | НОД | Образовательные области | Совместная деятельность взрослого с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Сотрудничество с родителями |
09 | Тема: «Песок» Цель: расширить представления детей о свойствах песка . | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Чтение «На песке» Л. Квитко; Опыт: «Удивительный песок» (опыт №40) Опыт: «Песок путешествует по пустыне» (опыт №41) | Опыт: «Игры с песком» (опыт №22), Рисование на песке «Песочная страна»; П/и «Песчинки» | Игра «Волшебное сито»» Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка. |
10 | Тема: «Почва» Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Беседа «Влияние состава почвы на рост растений» Опыт: «Сухая и влажная почва» (опыт№52) | Труд в природе: взрыхление почвы у комнатных растений | Опыт: «Как передвигается вода в почве?» (опыт №43), |
11 | Тема: « Все обо всем» Цель: развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Рассказ воспитателя о нефти. Опыт: «Чем можно измерить длину?» (опыт №45) Опыт: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» «опыт№1) | С/Р игра «Ученый» «Нарисуй дождь» | Беседа «Почему в космос летают на ракете?» |
12 | Тема: «Мир магнит» Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Опыт: «Как действуют магниты?!» (опыт №44), | Настольная игра: «Ловись, рыбка, и мала, и велика» | Опыт «Земля – магнит» (опыт №46), |
01 | Тема «Наша елочка» Цель: познакомить с елочкой, которая растет на территории детского сада; уточнить знания об особенностях внешнего вида елочки | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку»; «Чем пахнет елочка», Чем ель отличается от лиственных деревьев. | Объемная аппликация «Наша елка»; | Выставка из бросового материала «Необычные елочки» |
02 | Тема: «Камни» Цель: познакомить с камнями, различными по форме и текстуре. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Опыт: «Какие удивительные!» (опыт №49) | «Развивающая игра «Камешки»
| Рассматривание энциклопедий о камнях Опыт «Сравнение глины и камня» (опыт №50), |
03 | Тема: «Огонь» Цель: углубить представления детей о роли огня в жизни человека; | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Чтение мифа о Прометее Опыт: « !» (опыт №49) Беседа: «Огонь – спутник и помощник человека или стихийное бедствие» | Инсценировка сказки «Кошкин дом» Игра «Хорошо – плохо» | Чтение сказки «Как огонь с человеком подружился»; подбор загадок Семейная стенгазета «Огонь – враг- огонь – друг» |
04 | Тема«Предметы» Цель: познакомить со свойствами и изменениями форм предметов. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Опыт: «Секрет сосновой шишки» (опыт№59); Опыт: «Мыло – фокусник» (опыт№60); Опыт: «Как заместить тесто?» (опыт №61) | Наблюдение за ростом еловых растений | Сбор природного материала для опытов |
05 | Тема: «Космос Вселенная. Звезды» Цель: уточнить и расширить представления о космосе, вызвать познавательный интерес. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Беседа «Вселенная. Звезды» Игра – импровизация «Обитатели космоса»
| П/и «Планеты по местам» Художественное творчество (аппликация) «Космос» | Опыт: «Звезды светят постоянно» (опыт №52), |
06 | Тема: «Облака» Цель: формировать умение видеть красоту неба, учить делать открытия; развивать творческое воображение, (приложение №1) | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Беседа об облаках; Игра «Что будет, если…?» | Рисование (прием кляксографии) «Облака» | Чтение Я. Акима «Облака» |
07 | Тема: «Путешествие в мир стеклянных вещей» Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, развивать познавательную активность. | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Опыт: «Страна Узнавайкина» (опыт №55) Игра «Чудесный мешочек» | Рассматривание предметов через разноцветное стекло | Пополнение альбома «Удивительное рядом» |
08 | Тема «Человек» Цель: показать, как человек слышит звук, знакомить со строением глаза, функцией его частей | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Художественно-эстетическое Физкультурное | Беседа «Сохрани свое здоровье с детства» Опыт: «Проверим слух» (опыт№57); Опыт «Наши помощники – глаза» (Опыт№58); | Лепка «Человек» Изучение модели человека | Беседа на тему «Здоровье» |
3.4. Перспективный план работы с родителями (1год)
таблица№4
№ п/п | Формы работы | Тема | Цели и задачи | Срок проведения |
1 | Родительское собрание | «Воспитание любознательности, познавательной активности средствами природы» | Привлечь внимание родителей к организации экспериментальной деятельности дошкольников. | Сентябрь |
2 | Памятка | «Развитие познавательной активности дошкольников» | Дать рекомендации родителям по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста. | Октябрь |
3 | Консультация | «Центр экспериментально-поисковой деятельности дома» | Познакомить родителей с современными формами и методами работы, направленными на познавательно – поисковое развитие детей. | Ноябрь |
4 | Экскурсия в «Музейный центр» | «Богатства Югры» | Расширить знания родителей о богатствах родного края. Развивать интерес к окружающему миру, чувство гордости за свой край. | Декабрь |
5 | Создание мини – музея | «Морские фантазии» | Стимулировать родителей на создание в группе мини –музея «Морские фантазии». | Январь |
6 | Практикум | «Мир моих увлечений» | Привлечь родителей к изготовлению игрушек из природного материала моря ( ракушек, камушек). Способствовать развитию фантазии, художественно-эстетического вкуса. | Февраль |
7 | Викторина | «Как? Сколько? Почему?» | Расширить представления родителей об объектах и явлениях природы. Развивать наблюдательность, познавательный интерес к природе. | Март |
8 | Фотовыставка | «За красотой в природу» | Привлечь родителей к участию в фотовыставке. Развивать наблюдательность, умение видеть удивительное в обычных объектах неживой природы. | Апрель |
9 | Трудовой десант | «Цветущим садом станет наш «Садко»» | Привлечь внимание родителей к благоустройству территории детского сада. Развивать желание прийти на помощь, создавая красоту своими руками. | Май |
10 | Дискуссия | «Правила разумного поведения в природе» | Обсудить с родителями правила поведения в природе. Развивать потребность быть активными её защитниками. | Июнь |
11 | Экскурсия | «В гости к Водяному» | Показать осеннюю красоту родной природы. Развивать действенное отношение к природе, экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоема. | Июль |
12 | Круглый стол | «Хочу всё знать» | Привлечь родителей к просмотру вместе с детьми телепередач «Галилео», «Вокруг света», «Хочу Все знать». | Август |
3.5. Перспективный план работы с родителями (2год)
таблица№5
№ п/п | Формы работы | Тема | Цели и задачи | Срок проведения |
1 | Анкетирование | «Роль семьи в развитии поисковой активности ребёнка» | Выявить отношение родителей к поисковой деятельности детей. | Сентябрь |
2 | Родительское собрание | «Фенологические наблюдения в развитии поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | Привлечь внимание родителей к фенологическим наблюдениям. | Октябрь |
3 | Дискуссия | «Особенности детского экспериментирования» | Обсудить с родителями условия необходимые для детского экспериментирования. Выявить особенности в процессе дискуссии. | Ноябрь |
4 | Конкурс загадок | «Ходит капелька по кругу» | Привлечь родителей к подбору загадок о волшебнице – воде. | Декабрь |
5 | Выставка | «Сказка подводного царства» | Привлечь родителей к пополнению мини- музея «Морские фантазии» экспонатами. Стимулировать познавательную активность. | Январь |
6 | Круглый стол | «Воспитательный потенциал чтения ребёнку природоведческой литературы» | Сконцентрировать внимание родителей на природоведческой литературе для детей дошкольного возраста; её роли в развитии всесторонней личности человека. | Февраль |
7 | Викторина | «Уж тает снег, бегут ручьи…» | Привлечь внимание родителей к весенним процессам в природе. Развивать наблюдательность, поисковую активность. | Март |
8 | Памятка | «Берегите воду!» | Призвать родителей к ответственности за экологически целесообразное поведение по отношению к природным ресурсам (воде). | Апрель |
9 | Выставка камней | «Удивительное рядом!» | Привлечь родителей к участию в выставке с удивительными объектами природы (камни). Развивать поисковую активность. | Май |
10 | Игра-развлечение | День Земли | Активизировать эмоциональные переживания родителей от совместной деятельности. Формировать устойчивый интерес к явлениям общественной жизни и объектам природы. | Июнь |
11 | Консультация | Полезные и забавные игры с водой! | Расширить знания родителей о свойствах воды полезных для здоровья людей; роли закаливания; играх, способствующих приобретению новых знаний о ней. | Июль |
12 | Фотоальбом | «Как мы отдыхали летом» | Привлечь родителей к созданию фотоальбома. Развивать стремление участвовать в жизни группы. | Август |
3.6. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ОВЗ.
Наш детский несколько лет работает с детьми с ОВЗ, которые посещают группы общеразвивающей направленности. Мы стараемся включать этих детей наравне со всеми в разнообразные виды деятельности. Подробнее мы хотим остановиться на включении детей с ограниченными возможностями здоровья в экспериментально - исследовательскую деятельность. Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Так как у детей с особыми образовательными потребностями ориентировочно- исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств, предметов затруднена, им требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленной задачи. Мы учим детей, сопровождать речью свои действия, подводить итог, давать словесный отчет, фиксировать результаты исследования с помощью рисунка или карточки с символом, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучаем действиям планирования. В нашем детском саду созданы все условия для детской экспериментально-исследовательской деятельности. Имеется лаборатория, в которой мы с ребятами проводим опыты со снегом, водой, почвой, песком, воздухом, проводим исследования движения воды и воздуха в природе, исследуем условия необходимые для жизни растений. В группе имеются коллекции комнатных растений, минералов, коллекции семян цветов и деревьев. Дети с удовольствием рассматривают эти коллекции и учатся их классифицировать. Для проведения исследовательской деятельности на прогулке в группе имеется переносной контейнер. Перед прогулкой мы с ребятами складываем в него все, что пригодиться для очередного исследования. Экспериментально-исследовательская деятельность помогает ребятам выявлять проблему и в процессе ряда действий ее решить. Мы предоставляем им возможность действовать самостоятельно (принцип «Я делаю и понимаю»). Ребенок, испытывающий затруднения, обязательно работает в паре или в группе с детьми которым это задание по силам. Ребята с особенностями развития стараются не отставать от своих товарищей. Большую помощь в работе с детьми с особыми образовательными потребностями оказывают родители. Мы показали им на примерах, что необходимо предоставлять ребенку возможность действовать самостоятельно - пусть не у всех сразу получается, это поможет сформировать инициативность, творческое отношение к делу, свободу поведения. Именно разные совместные проекты с родителями и детьми дают очень хорошие результаты. Ведь работая над совместным проектом, родители и дети сближаются эмоционально и психологически, это дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а папе и маме - лучше узнать его. В номинации «Я и родитель» дети могут защищать проект вместе с членом семьи. Это придает ему больше уверенности в своих силах, дает возможность лучше раскрыть свои способности. В старшей группе дети с особенностями в развитии защищали свои проекты вместе с родителями, а уже в подготовительной группе - некоторые смогли самостоятельно выступить с проектом. При включении детей с ОВЗ в экспериментально-исследовательскую деятельность у них повышается интерес к живой природе и естествознанию, они проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности, интересуются причинно-следственными связям и, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Все это помогает развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь у детей с ОВЗ. Использование экспериментально-исследовательской деятельности способствует и социально-коммуникативному развитию. Ребята осваивают правила поведения, культуру общения, комфортно чувствуют себя среди сверстников. Дети учатся взаимопомощи и толерантности.
3.7.Список используемой литературы:
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.