8. Дидактические материалы к урокам русского языка и литературы
Карточки по тема изучения русского языка, тематические филфорды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание 2) жАлюзи 3) стОляр 4) квАртал 5) тУфля
Ответ
2.
1) ерЕтик 2) корЫсть 3) бухгалтерОв 4) водопровОд 5) отрОчество
Ответ
3.
1) бАнты 2) катАлог 3) дОяр 4)шофЁр 5) тортЫ
Ответ
4.
1) дефИс 2) цЕпочка 3) шАрфы 4) свеклА 5) иксЫ
Ответ
5.
1) прИданое 2) кранЫ 3) Отзыв (чего-либо, кого-либо) 4) докУмент 5) срЕдства
Ответ
Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание 2) жАлюзи 3) стОляр 4) квАртал 5) тУфля
Ответ
2.
1) ерЕтик 2) корЫсть 3) бухгалтерОв 4) водопровОд 5) отрОчество
Ответ
3.
1) бАнты 2) катАлог 3) дОяр 4)шофЁр 5) тортЫ
Ответ
4.
1) дефИс 2) цЕпочка 3) шАрфы 4) свеклА 5) иксЫ
Ответ
5.
1) прИданое 2) кранЫ 3) Отзыв (чего-либо, кого-либо) 4) докУмент 5) срЕдства
Ответ
Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание 2) жАлюзи 3) стОляр 4) квАртал 5) тУфля
Ответ
2.
1) ерЕтик 2) корЫсть 3) бухгалтерОв 4) водопровОд 5) отрОчество
Ответ
3.
1) бАнты 2) катАлог 3) дОяр 4)шофЁр 5) тортЫ
Ответ
4.
1) дефИс 2) цЕпочка 3) шАрфы 4) свеклА 5) иксЫ
Ответ
5.
1) прИданое 2) кранЫ 3) Отзыв (чего-либо, кого-либо) 4) докУмент 5) срЕдства
Ответ
Предварительный просмотр:
Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание 2) жАлюзи 3) стОляр 4) квАртал 5) тУфля
Ответ
2.
1) ерЕтик 2) корЫсть 3) бухгалтерОв 4) водопровОд 5) отрОчество
Ответ
3.
1) бАнты 2) катАлог 3) дОяр 4)шофЁр 5) тортЫ
Ответ
4.
1) дефИс 2) цЕпочка 3) шАрфы 4) свеклА 5) иксЫ
Ответ
5.
1) прИданое 2) кранЫ 3) Отзыв (чего-либо, кого-либо) 4) докУмент 5) срЕдства
Ответ
Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание 2) жАлюзи 3) стОляр 4) квАртал 5) тУфля
Ответ
2.
1) ерЕтик 2) корЫсть 3) бухгалтерОв 4) водопровОд 5) отрОчество
Ответ
3.
1) бАнты 2) катАлог 3) дОяр 4)шофЁр 5) тортЫ
Ответ
4.
1) дефИс 2) цЕпочка 3) шАрфы 4) свеклА 5) иксЫ
Ответ
5.
1) прИданое 2) кранЫ 3) Отзыв (чего-либо, кого-либо) 4) докУмент 5) срЕдства
Ответ
Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание 2) жАлюзи 3) стОляр 4) квАртал 5) тУфля
Ответ
2.
1) ерЕтик 2) корЫсть 3) бухгалтерОв 4) водопровОд 5) отрОчество
Ответ
3.
1) бАнты 2) катАлог 3) дОяр 4)шофЁр 5) тортЫ
Ответ
4.
1) дефИс 2) цЕпочка 3) шАрфы 4) свеклА 5) иксЫ
Ответ
5.
1) прИданое 2) кранЫ 3) Отзыв (чего-либо, кого-либо) 4) докУмент 5) срЕдства
Ответ
Предварительный просмотр:
Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание 2) мозАичный 3) обогнАла 4) обострЁнный 5) зАсветло
Ответ
2.
1) жАлюзи 2) закУпорить 3) дОнельзя 4) бОроду 5) кашлянУть
Ответ
3.
1) звонИт 2) квАртал 3) мозаИчный 4) тУфля 5) пломбИровать
Ответ
4.
1) кОрмящий 2) нАчавшись 3) зАтемно 4) водопровОд 5) отрОчество
Ответ
5.
1) кровотОчить 2) зАгнутый 3) пОдняв 4) зАсветло 5) ерЕтик
Ответ
6.
1) корЫсть 2) кУхонный 3) брАла 4) кровотОчащий 5) прибЫв
Ответ
7.
1) дешевизнА 2) бухгалтерОв 3) знАчимый 4) дозИровать 5) нАчавший
Ответ
8.
1) отдАв 2) приручЁнный 3) откУпорить 4) Оптовый 5) тОрты
Ответ
9.
1) дефИс2) сливОвый3) довезЁнный4) дОверху5) нАчав
Ответ
10.
1) нАчатый 2) плодонОсить 3) брАлась 4) вернА 5) свеклА
Ответ
11.
1) врУчат 2) сорИт 3) нАживший 4) понЯв 5) красивЕе
Ответ
12.
1) обострЁнный2) озлОбить3) ловкА4) цЕпочка5) закупОрив
Ответ
13.
1) облЕгчить 2) шАрфы 3) аэропортЫ 4) иксЫ 5) призЫв
Ответ
14.
1) защЕмит 2) клалА 3) обострИть 4) зАнятый 5) создАв
Ответ
15.
1) донИзу 2) снЯта 3) позвОнит 4) бАнты 5) прозорлИвый
Ответ
16.
1) средствА 2) отключЁнный 3) надОлго 4) опошлИть 5) крАны
Ответ
17.
1) газопрОвод 2) красивЕе 3) ворвАлась 4) углубИть 5) зАпертый
Ответ
18.
1) вОвремя 2) послалА 3) стАтуя 4) граждАнство 5) черпАть
Ответ
19.
1) снялА 2) стОляр 3) прозОрлива 4) оклЕить 5) углУбленный
Ответ
20.
1) повторЁнный 2) дОсуха 3) рвАла 4) повторЯт 5) подЕленный
Ответ
21.
1) одолжИть 2) гнАлась 3) пОручни 4) локтЯ 5) клЕить
Ответ
22.
1) кралАсь 2) прИданое 3) отзЫв (посла) 4) докумЕнт 5) согнУтый
Ответ
23.
1) щемИт 2) красивЕйший 3) экспЕрт 4) тамОжня 5) местностЕй
Ответ
24.
1) диспАнсер 2) лгалА 3) ненадОлго 4) отозвАлась 5) лыжнЯ
Ответ
25.
1) наделИт 2) облегчЁнный 3) катАлог 4) нефтепрОвод 5) облЕгчишь
Ответ
26.
1) осведомИться 2) нЕнависть 3) нОгтя 4) звалА 5) прИнятый
Ответ
27.
1) сосредоточЕние 2) кремЕнь 3) жИлось 4) окружИт 5) ободрЁнный
Ответ
28.
1) сверлИт 2) пАртер 3) нОвостей 4) крЕмня 5) занЯть
Ответ
29.
1) намЕрение 2) досУг 3) ждалА 4) осведомИтся 5) нАливший
Ответ
30.
1) обОдрить 2) добралА 3) кОнусов 4) взЯла 5) перезвонИт
Ответ
31.
1) заселЁнный 2) прибЫть 3) нарвАла 4) влилАсь 5) лЕкторов
Ответ
32.
1) сИроты 2) позвалА 3) прОживший 4) договорЁнность 5) укрепЯт
Ответ
33.
1) прИнята 2) щЁлкать 3) гналА 4) нЕдруг 5) ногтЕй
Ответ
34.
1) создАла 2) пОнявший 3) Отзыв (о книге) 4) запломбировАть 5) сорвалА
Ответ
35.
1) знАчимость 2) убрАла 3) низведЁнный 4) принЯл 5) недУг
Ответ
36.
1) нанЯвшийся 2) цЕнтнер 3) занЯли 4) начАть 5) некрОлог
Ответ
37.
1) цемЕнт 2) засЕлена 3) нАчали 4) понялА 5) килОметр
Ответ
38.
1) шофЁр 2) одОлжит 3) ободрИмся 4) портфЕль 5) прибЫл
Ответ
39.
1) сОзыв 2) прибЫли 3) дождАлась 4) локтЕй 5) накренИтся
Ответ
40.
1) прИняли 2) отозвАла 3) нарОст 4) обОдрят 5) соврАла
Ответ
Предварительный просмотр:
ФИ, класс_________________________________________________________________________
Задание 1. Синтаксический анализ. Замени словосочетание, построенное на основе одной связи на синонимичное с другой.
Бессонная ночь (согласование) – на управление __________________________________________
Восторженно кричать (примыкание) – на управление _____________________________________
Геометрическая задача (согласование) – на управление ____________________________________
Говорил с тревогой (управление) – на примыкание _______________________________________
Смотреть улыбаясь (примыкание) – на управление________________________________________
Беззвучно плакал (примыкание) – на управление _________________________________________
Задание 2. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- О подвигах этого выдуманного отца Тимоша рассказывал мне чаще всего на задворках нашего дома.
- Разговаривая со мною, Тимоша почти не заикался, речь его становилась текучей и гладкой, как у всякого другого мальчишки.
- Там стояли «каламашки» - некрашеные полукруглые ящики, похожие на голубые большие корыта.
ФИ, класс_________________________________________________________________________
Задание 1. Синтаксический анализ. Замени словосочетание, построенное на основе одной связи на синонимичное с другой.
Бессонная ночь (согласование) – на управление __________________________________________
Восторженно кричать (примыкание) – на управление _____________________________________
Геометрическая задача (согласование) – на управление ____________________________________
Говорил с тревогой (управление) – на примыкание _______________________________________
Смотреть улыбаясь (примыкание) – на управление________________________________________
Беззвучно плакал (примыкание) – на управление _________________________________________
Задание 2. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- О подвигах этого выдуманного отца Тимоша рассказывал мне чаще всего на задворках нашего дома.
- Разговаривая со мною, Тимоша почти не заикался, речь его становилась текучей и гладкой, как у всякого другого мальчишки.
- Там стояли «каламашки» - некрашеные полукруглые ящики, похожие на голубые большие корыта.
Предварительный просмотр:
Словарный диктант
ФИ__________________________________________________класс____________
1.Орфоэпия – расставьте ударение в словах.
Жалюзи, щавель, плодоносить, формировать, премировать, кружево, но кружев, банты, торт, торты, красивейший, танцовщица зубчатый, кедровый, тигровый, копировать, добыча.
2. НЕ с существительными.
(Не)ряха; (не)правда; (не)вежда; (не)друг, а враг; (не)настье; (не)счастье, а горе; (не)вольник: (не)аккуратность; (не)решительность; (не)погода; (не)приязнь; (не)удача, а беда; невнимательность; (не)друг; (не)точность.
3. Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных – ЧИК (- ЩИК).
Груз…ик, барабан…ик, приказ…ик, перепис…ик, бан…ик, рам…ик, извоз…ик, донос…ик, стеколь…ик, компьютер…ик, лёт…ик, свар…ик, помо…ник, попут…ик, клад…ик, развед…ик, доклад…ик, пиль…ик, атом…ик, камен…ик.
4. Гласные Е и И в суффиксах существительных.
Флаж...к, овраж...к, пирож...к, платоч...к, поряд...к, башмач...к, щелч...к, ярлыч...к, друж...к, пиджач...к, внуч...к, стульч...к, узорч...к, ключ...к, горош...к, карандаш...к, фонар...к, помидорч...к, диванч...к, шкафч...к, дожд...к, замоч...к, кирпич...к, портфельч...к, верблюж…нок, нож…нка, руч…нка, боч...нок, девч…нки, собач…нка, рубаш…нка.
Словарный диктант
ФИ__________________________________________________класс____________
1Орфоэпия – расставьте ударение в словах.
Жалюзи, щавель, плодоносить, формировать, премировать, кружево, но кружев, банты, торт, торты, красивейший, танцовщица зубчатый, кедровый, тигровый, копировать, добыча.
2. НЕ с существительными.
(Не)ряха; (не)правда; (не)вежда; (не)друг, а враг; (не)настье; (не)счастье, а горе; (не)вольник; (не)аккуратность; (не)решительность; (не)погода; (не)приязнь; (не)удача, а беда; невнимательность; (не)друг; (не)точность.
3. Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных – ЧИК (- ЩИК).
Груз…ик, барабан…ик, приказ…ик, перепис…ик, бан…ик, рам…ик, извоз…ик, донос…ик, стеколь…ик, компьютер…ик, лёт…ик, свар…ик, помо…ник, попут…ик, клад…ик, развед…ик, доклад…ик, пиль…ик, атом…ик, камен…ик.
4. Гласные Е и И в суффиксах существительных.
Флаж...к, овраж...к, пирож...к, платоч...к, поряд...к, башмач...к, щелч...к, ярлыч...к, друж...к, пиджач...к, внуч...к, стульч...к, узорч...к, ключ...к, горош...к, карандаш...к, фонар...к, помидорч...к, диванч...к, шкафч...к, дожд...к, замоч...к, кирпич...к, портфельч...к, верблюж…нок, нож…нка, руч…нка, боч...нок, девч…нки, собач…нка, рубаш…нка.
Предварительный просмотр:
Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1) В прилагательных на лИва ударение падает на И (только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)
смазлИва, суетлИва, прозорлИва, болтлИва, НО: прожОрлива.
2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва
Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:
Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва - красИвее.
Примеры:
беднА — беднЕе, важнА — важнЕе, вкуснА — вкуснЕе, грустнА — грустнЕе, веселА — веселЕе, зеленА — зеленЕе, холоднА — холоднЕе
красИва – красИвее
Остальные прилагательные: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4... СЛОГИ |
кУхонный | оптОвый | мозаИчный |
Предварительный просмотр:
Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ
1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог:
зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый, вОгнутый, вОткнутый, дОпитый, кОлотый, пОднятый, пОлотый,
обмАнутый - запомнить.
В то же время как равноправные нормативные варианты словари отмечают формы: до́питый и допи́тый; допустимо, хотя менее желательно употребление форм: добы́тый, нали́тый, поли́тый, прожи́тый – наряду с основными нормативными вариантами: до́бытый, на́литый, по́литый, про́житый.
При образовании кратких причастий с суффиксом -т-, обычно действует та же модель постановки ударения, что и в одно- и двусложных кратких прилагательных и глаголах прошедшего времени: ударение является подвижным. При этом оно перемещается на окончание в форме женского рода; в остальных случаях – ударение остается на основе: взя́тый – взят, взята́, взя́то, взя́ты; на́чатый – на́чат, начата́, на́чато, на́чаты; по́нятый – по́нят, понята́, по́нято, по́няты; при́нятый – при́нят, принята́, при́нято, при́няты; сня́тый – снят, снята́, сня́то, сня́ты.
2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог: занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА
3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, отключЁнный, решЁнный, довезЁнный, низведЁнный, заселЁнный, повторЁнный, приручЁнный, ободрЁнный, обострённый, поделЁнный, облегчЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)
Так, при образовании кратких форм причастий с суффиксом -енн- действует следующая модель: если в полной форме —енн - ударный, то в краткой – ударение обычно падает на последний слог, независимо от рода и числа краткого причастия: ввезённый – ввезён, ввезена́, ввезено́, ввезены́; осуждённый – осуждён, осуждена́, осуждено́, осуждены́.
Если суффикс в полной форме безударный, то он остаётся безударным и в краткой форме. При этом ударение остается неизменным во всех числах и родах: зале́ченный – зале́чен, зале́чена, зале́чено, зале́чены.
4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ:
нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший
5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ:
кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,
Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный
Предварительный просмотр:
Правила ударения в ГЛАГОЛАХ
1) В инфинитивах ударение падает на Ить, Ать, Ять, ировАть (ПО СЛОВНИКУ):
включИть, воспринЯть, воссоздАть, опломбировАть, формировАть, нормировАть, сортировАть, премировАть...
Исключения, в которых ударение НЕ падает на ИТЬ: опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИровать
Исключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ: чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.
2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть
3) В глаголах прошедшего времени ед. числа ударение будет падать на -лА: бралА, бралАсь, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, звалА и другие…
Мн чило: брАли, лгАли и тд.
Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.
Остальные глаголы: таблица с ударениями
4) У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.
5) В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.
6) В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.
В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2-3 СЛОГИ |
чЕрпать | клАла |
Правила ударения в ДЕЕПРИЧАСТИЯХ
В деепричастиях чаще всего ударение падает на -ЫВ/-ИВ, -АВ/-ЯВ:
начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, создАв
Необходимо запомнить слова: балУясь, закУпорив
Правила ударения в НАРЕЧИЯХ
1 СЛОГ | 2-3...СЛОГИ |
зАсветло
| завИдно |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 в месте 2 в мести 3 вместе 4 вмести
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке - водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму.
Замените словосочетание СКИФСКИЕ КУРГАНЫ, построенное на основе согласования, синонимичным с/с со связью управление
Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия» - Есть такое твёрдое правило, - позднее приоткрыл мне тайну Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою премиленькую планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы.
Выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука. Ведь для короля важно, чтобы ему повиновались беспрекословно. Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный монарх. Но он был предобрый, а потому отдавал только разумные приказания.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове И я плохо помню, (1) какого цвета была его одежда. Я пробую рисовать и так и эдак, (2) наугад,(3) с грехом пополам. Наконец,(4) я могу ошибиться и в каких – то важных подробностях. Но вы уж не взыщите. Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть,(5) он думал, (6) что я такой же,(7)как он. Но я,(8) к сожалению,(9) не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть,(10) я немного похож на взрослых. Наверно,(11) я старею
Проверим свои знания: 1) Огромные, большие.; (спрашивает и знает; окончил, работал – водил, поступил и встретил. 2) Курганы скифов; 3) Приоткрыл; 4) Отдавал; 5) 45891011
В каком предложении средством выразительности является метафора 1. Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. 2. Счастье сидело в ней пушистым котёнком. 3. Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачиванье шлюпки, блеск волн, - всё было сном.
Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного Я сдержал слово, присел отдохнуть и выпил воды. Дышалось легко. На рассвете песок становился золотой, как пчелиный мёд. И от этого я тоже был счастлив и слегка подпевал Маленькому принцу.
Замените разговорное слово « урвут » стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним А ну, окажись он у власти повыше? Не приведи, Боже… И нет им переводу, таким. Всегда урвут своё. И никуда ты от такого не денешься.
Замените с/с « с испугом бросаются », построенное на основе управления, синонимичным с/с со связью примыкание Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, - сказал Маленький принц. – Поэтому они не знают покоя и с испугом бросаются то в одну сторону, то в другую.
Выпишите грамматическую основу предложения Мысль, внезапно сверкнувшая у него в мозгу, заставила его остановиться, швырнула его наземь.
Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными определениями , укажите его номер. (1)В девять вечера, когда он заканчивал свой лёгкий ужин, рупор у входной двери возвестил о приходе гостей. (2) Милдред бросилась в переднюю с поспешностью человека, спасающегося от извержения вулкана, стремящегося его избежать. (3) В дом вошли миссис Фелпс и миссис Бауэлс , и гостиная поглотила их, словно огненный кратер. (4) Монтэг прервал свою трапезу.
Проверим свои знания 1) 2; 2) рассвете; 3) найти, добыть, присвоить, забрать; 5)испуганно бросаются; 6) мысль заставила остановиться, швырнула 7) 2.
Выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука Я развязал его неизменный золотой шарф, заставил Маленького принца выпить воды. Он чересчур серьёзно посмотрел на меня. Было слышно, как бьётся его сердце, словно у подстреленной птицы.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ЕНН-» - Боже мой, какой холод! – сказала Настя, и ей показалось, что в мастерской ещё холоднее от барельефов, в бесчисленном количестве развешанных по давно не крашенным стенам.
Замените разговорное слово « суматошный » стилистически нейтральным синонимом Суматошный, радостный, он просто бежал навстречу каждой машине, немного пробегал наперегонки с ней, потом встречал следующую.
Замените с/с « пшеничные поля », построенное на основе согласования, синонимичным с/с со связью управление Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чём мне не говорят. И это грустно!
Выпишите грамматическую основу предложения Три пустые стены гостиной были похожи теперь на бледные лбы спящих великанов, погружённых в тяжкий сон без сновидений.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью Твоя планетка такая крохотная,(1) – продолжал Маленький принц,(2) – ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью,(3) чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочешь отдохнуть,(4) ты просто всё иди,(5) иди… И день будет тянуться столько времени,(6) сколько ты пожелаешь. - Ну,(7) от этого мне мало толку,(8) – сказал фонарщик. – Больше всего на свете я люблю спать.
Проверим свои знания 4) взволнованный; 5) поля пшеницы; 6) три стены были похожи; 7) 346
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ФИ, класс, число _______________________________________________________________________
- Что такое основа слова? _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Продолжи предложение: корень – это ______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Суффикс – это _______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Где в слове находится приставка и для чего она служит? _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Из каких морфем состоит основа слова? _______________________________________________________________________________________
- Морфемика – это __________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
ФИ, класс, число _______________________________________________________________________
- Что такое основа слова? _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Продолжи предложение: корень – это _______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Суффикс – это _______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Где в слове находится приставка и для чего она служит? _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Из каких морфем состоит основа слова? _______________________________________________________________________________________
- Морфемика – это __________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ФИ, класс, число _______________________________________________________________________
- Что такое основа слова? _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Продолжи предложение: корень – это _______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Суффикс – это _______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Где в слове находится приставка и для чего она служит? _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Из каких морфем состоит основа слова? _______________________________________________________________________________________
- Морфемика – это __________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
НЕ с глаголами
НЕ с глаголом отдельно пиши:
НЕ сердись, НЕ скучай, НЕ спеши.
НЕ выучил, НЕ делай,
НЕ знаешь, НЕ молчи.
С глаголами отдельно частицу НЕ
пиши.
Но не забывай о глаголах –
исключениях,
которые без НЕ не употребляются и поэтому пишутся слитно:
недоумевать, неволить, ненавидеть, недомогать, негодовать, несдобровать, нездоровится, неймётся, неистовствовать, невзлюбить, неможется.
НЕ с глаголами
НЕ с глаголом отдельно пиши:
НЕ сердись, НЕ скучай, НЕ спеши.
НЕ выучил, НЕ делай,
НЕ знаешь, НЕ молчи.
С глаголами отдельно частицу НЕ
пиши.
Но не забывай о глаголах –
исключениях,
которые без НЕ не употребляются и поэтому пишутся слитно:
недоумевать, неволить, ненавидеть, недомогать, негодовать, несдобровать, нездоровится, неймётся, неистовствовать, невзлюбить, неможется.
НЕ с глаголами
НЕ с глаголом отдельно пиши:
НЕ сердись, НЕ скучай, НЕ спеши.
НЕ выучил, НЕ делай,
НЕ знаешь, НЕ молчи.
С глаголами отдельно частицу НЕ
пиши.
Но не забывай о глаголах –
исключениях,
которые без НЕ не употребляются и поэтому пишутся слитно:
недоумевать, неволить, ненавидеть, недомогать, негодовать, несдобровать, нездоровится, неймётся, неистовствовать, невзлюбить, неможется.
НЕ с глаголами
НЕ с глаголом отдельно пиши:
НЕ сердись, НЕ скучай, НЕ спеши.
НЕ выучил, НЕ делай,
НЕ знаешь, НЕ молчи.
С глаголами отдельно частицу НЕ
пиши.
Но не забывай о глаголах –
исключениях,
которые без НЕ не употребляются и поэтому пишутся слитно:
недоумевать, неволить, ненавидеть, недомогать, негодовать, несдобровать, нездоровится, неймётся, неистовствовать, невзлюбить, неможется.
Предварительный просмотр:
ФИ, класс, число ______________________________________________
Раскройте скобки, графически покажите слитное или раздельное написание НЕ с глаголами.
Мальчик (не) навидит лень, ты (не) догонишь автобус, дети (не) доумевали, друг (не) пришёл, ничего (не) выходит, (не) миновать беды, папа (не) годует, крот ничего (не) видит, она меня (не) взлюбила, (не) победить врага, (не) жалеет хулигана, мама (не) домогает, Света (не) любит яблоки, (не) стоит (не) доумевать, буря ещё (не) утихла, (не) надо (не) волить, (не) желает работать, (не) скучай без меня, (не) бросай на пол, стыдно (не) знать, плохо (не) учиться.
ФИ, класс, число ______________________________________________
Раскройте скобки, графически покажите слитное или раздельное написание НЕ с глаголами.
Мальчик (не) навидит лень, ты (не) догонишь автобус, дети (не) доумевали, друг (не) пришёл, ничего (не) выходит, (не) миновать беды, папа (не) годует, крот ничего (не) видит, она меня (не) взлюбила, (не) победить врага, (не) жалеет хулигана, мама (не) домогает, Света (не) любит яблоки, (не) стоит (не) доумевать, буря ещё (не) утихла, (не) надо (не) волить, (не) желает работать, (не) скучай без меня, (не) бросай на пол, стыдно (не) знать, плохо (не) учиться.
ФИ, класс, число ______________________________________________
Раскройте скобки, графически покажите слитное или раздельное написание НЕ с глаголами.
Мальчик (не) навидит лень, ты (не) догонишь автобус, дети (не) доумевали, друг (не) пришёл, ничего (не) выходит, (не) миновать беды, папа (не) годует, крот ничего (не) видит, она меня (не) взлюбила, (не) победить врага, (не) жалеет хулигана, мама (не) домогает, Света (не) любит яблоки, (не) стоит (не) доумевать, буря ещё (не) утихла, (не) надо (не) волить, (не) желает работать, (не) скучай без меня, (не) бросай на пол, стыдно (не) знать, плохо (не) учиться.