8. Дидактические материалы к урокам русского языка и литературы

Бабушкина Валентина Алексеевна

Карточки по тема изучения русского языка, тематические филфорды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание   2)  жАлюзи  3)   стОляр  4)   квАртал    5) тУфля

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

2.
1) ерЕтик   2) корЫсть   3) бухгалтерОв     4) водопровОд    5) отрОчество

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

3.

1)  бАнты    2) катАлог    3) дОяр    4)шофЁр    5) тортЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

4.
1) дефИс   2) цЕпочка    3) шАрфы    4) свеклА    5) иксЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

5.
1) прИданое 2) кранЫ  3) Отзыв (чего-либо, кого-либо)   4) докУмент  5) срЕдства

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание   2)  жАлюзи  3)   стОляр  4)   квАртал    5) тУфля

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

2.
1) ерЕтик   2) корЫсть   3) бухгалтерОв     4) водопровОд    5) отрОчество

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

3.

1)  бАнты    2) катАлог    3) дОяр    4)шофЁр    5) тортЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

4.
1) дефИс   2) цЕпочка    3) шАрфы    4) свеклА    5) иксЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

5.
1) прИданое 2) кранЫ  3) Отзыв (чего-либо, кого-либо)   4) докУмент  5) срЕдства

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание   2)  жАлюзи  3)   стОляр  4)   квАртал    5) тУфля

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

2.
1) ерЕтик   2) корЫсть   3) бухгалтерОв     4) водопровОд    5) отрОчество

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

3.

1)  бАнты    2) катАлог    3) дОяр    4)шофЁр    5) тортЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

4.
1) дефИс   2) цЕпочка    3) шАрфы    4) свеклА    5) иксЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

5.
1) прИданое 2) кранЫ  3) Отзыв (чего-либо, кого-либо)   4) докУмент  5) срЕдства

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ



Предварительный просмотр:

Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание   2)  жАлюзи  3)   стОляр  4)   квАртал    5) тУфля

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

2.
1) ерЕтик   2) корЫсть   3) бухгалтерОв     4) водопровОд    5) отрОчество

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

3.

1)  бАнты    2) катАлог    3) дОяр    4)шофЁр    5) тортЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

4.
1) дефИс   2) цЕпочка    3) шАрфы    4) свеклА    5) иксЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

5.
1) прИданое 2) кранЫ  3) Отзыв (чего-либо, кого-либо)   4) докУмент  5) срЕдства

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание   2)  жАлюзи  3)   стОляр  4)   квАртал    5) тУфля

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

2.
1) ерЕтик   2) корЫсть   3) бухгалтерОв     4) водопровОд    5) отрОчество

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

3.

1)  бАнты    2) катАлог    3) дОяр    4)шофЁр    5) тортЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

4.
1) дефИс   2) цЕпочка    3) шАрфы    4) свеклА    5) иксЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

5.
1) прИданое 2) кранЫ  3) Отзыв (чего-либо, кого-либо)   4) докУмент  5) срЕдства

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание   2)  жАлюзи  3)   стОляр  4)   квАртал    5) тУфля

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

2.
1) ерЕтик   2) корЫсть   3) бухгалтерОв     4) водопровОд    5) отрОчество

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

3.

1)  бАнты    2) катАлог    3) дОяр    4)шофЁр    5) тортЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

4.
1) дефИс   2) цЕпочка    3) шАрфы    4) свеклА    5) иксЫ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

5.
1) прИданое 2) кранЫ  3) Отзыв (чего-либо, кого-либо)   4) докУмент  5) срЕдства

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ



Предварительный просмотр:

Где допущена ошибка в постановке ударения? Задание 4 ЕГЭ. Практика.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание   2) мозАичный    3) обогнАла   4) обострЁнный    5) зАсветло

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

2.

1) жАлюзи   2) закУпорить    3) дОнельзя    4) бОроду    5) кашлянУть

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

3.
1) звонИт    2) квАртал    3) мозаИчный    4) тУфля    5) пломбИровать

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

4.
1) кОрмящий   2) нАчавшись    3) зАтемно   4) водопровОд    5) отрОчество

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

5.
1) кровотОчить    2) зАгнутый    3) пОдняв    4) зАсветло    5) ерЕтик

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

6.
1) корЫсть   2) кУхонный    3) брАла    4) кровотОчащий    5) прибЫв

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

7.
1) дешевизнА    2) бухгалтерОв    3) знАчимый    4) дозИровать    5) нАчавший

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

8.
1) отдАв    2) приручЁнный    3) откУпорить    4) Оптовый    5) тОрты

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

9.
1) дефИс2) сливОвый3) довезЁнный4) дОверху5) нАчав

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

10.
1) нАчатый    2) плодонОсить    3) брАлась    4) вернА    5) свеклА

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

11.
1) врУчат    2) сорИт    3) нАживший    4) понЯв    5) красивЕе

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

12.

1) обострЁнный2) озлОбить3) ловкА4) цЕпочка5) закупОрив

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

13.

1) облЕгчить    2) шАрфы    3) аэропортЫ    4) иксЫ    5) призЫв

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

14.

1) защЕмит    2) клалА    3) обострИть    4) зАнятый    5) создАв

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

15.
1) донИзу     2) снЯта   3) позвОнит    4) бАнты    5) прозорлИвый

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

16.
1) средствА    2) отключЁнный     3) надОлго    4) опошлИть    5) крАны

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

17.
1) газопрОвод    2) красивЕе     3) ворвАлась    4) углубИть    5) зАпертый

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

18.
1) вОвремя    2) послалА    3) стАтуя    4) граждАнство    5) черпАть

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

19.
1) снялА     2) стОляр    3) прозОрлива    4) оклЕить    5) углУбленный

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

20.
1) повторЁнный    2) дОсуха    3) рвАла     4) повторЯт     5) подЕленный

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

21.
1) одолжИть    2) гнАлась     3) пОручни    4) локтЯ     5) клЕить

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

22.
1) кралАсь     2) прИданое    3) отзЫв (посла)    4) докумЕнт     5) согнУтый

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

23.

1) щемИт    2) красивЕйший    3) экспЕрт    4) тамОжня    5) местностЕй

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

24.

1) диспАнсер    2) лгалА    3) ненадОлго    4) отозвАлась    5) лыжнЯ

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

25.
1) наделИт    2) облегчЁнный     3) катАлог    4) нефтепрОвод    5) облЕгчишь

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

26.
1) осведомИться    2) нЕнависть    3) нОгтя    4) звалА    5) прИнятый

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

27.
1) сосредоточЕние    2) кремЕнь    3) жИлось   4) окружИт    5) ободрЁнный

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

28.
1) сверлИт    2) пАртер   3) нОвостей    4) крЕмня    5) занЯть

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

29.
1) намЕрение     2) досУг   3) ждалА    4) осведомИтся   5) нАливший

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ
30.
1) обОдрить     2) добралА    3) кОнусов    4) взЯла    5) перезвонИт

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

31.
1) заселЁнный     2) прибЫть     3) нарвАла     4) влилАсь     5) лЕкторов

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

32.
1) сИроты     2) позвалА     3) прОживший     4) договорЁнность     5) укрепЯт

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

33.
1) прИнята    2) щЁлкать     3) гналА     4) нЕдруг     5) ногтЕй

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

34.
1) создАла     2) пОнявший      3) Отзыв (о книге)     4) запломбировАть     5) сорвалА

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

35.
1) знАчимость    2) убрАла     3) низведЁнный    4) принЯл    5) недУг

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

36.

1) нанЯвшийся    2) цЕнтнер     3) занЯли     4) начАть     5) некрОлог

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

37.

1) цемЕнт      2) засЕлена    3) нАчали     4) понялА     5) килОметр

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

38.
1) шофЁр     2) одОлжит     3) ободрИмся     4) портфЕль      5) прибЫл

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

39.
1) сОзыв     2) прибЫли     3) дождАлась    4) локтЕй     5) накренИтся

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ

40.
1) прИняли     2) отозвАла    3) нарОст    4) обОдрят      5) соврАла

https://rustutors.ru/templates/RUS/dleimages/spoiler-minus.gif Ответ



Предварительный просмотр:

ФИ, класс_________________________________________________________________________

Задание 1. Синтаксический анализ. Замени словосочетание,  построенное на основе одной связи на синонимичное с другой.

Бессонная ночь (согласование) – на управление __________________________________________

Восторженно кричать (примыкание) – на управление _____________________________________

Геометрическая задача (согласование) – на управление ____________________________________

Говорил с тревогой (управление) – на примыкание _______________________________________

Смотреть улыбаясь (примыкание) – на управление________________________________________

Беззвучно плакал (примыкание) – на управление _________________________________________

Задание 2. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. О подвигах этого выдуманного отца Тимоша рассказывал мне чаще всего на задворках нашего дома.
  2. Разговаривая со мною, Тимоша почти не заикался, речь его становилась текучей и гладкой, как у всякого другого мальчишки.
  3. Там стояли «каламашки» - некрашеные полукруглые ящики, похожие на голубые большие корыта.

ФИ, класс_________________________________________________________________________

Задание 1. Синтаксический анализ. Замени словосочетание,  построенное на основе одной связи на синонимичное с другой.

Бессонная ночь (согласование) – на управление __________________________________________

Восторженно кричать (примыкание) – на управление _____________________________________

Геометрическая задача (согласование) – на управление ____________________________________

Говорил с тревогой (управление) – на примыкание _______________________________________

Смотреть улыбаясь (примыкание) – на управление________________________________________

Беззвучно плакал (примыкание) – на управление _________________________________________

Задание 2. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. О подвигах этого выдуманного отца Тимоша рассказывал мне чаще всего на задворках нашего дома.
  2. Разговаривая со мною, Тимоша почти не заикался, речь его становилась текучей и гладкой, как у всякого другого мальчишки.
  3. Там стояли «каламашки» - некрашеные полукруглые ящики, похожие на голубые большие корыта.



Предварительный просмотр:

Словарный диктант

ФИ__________________________________________________класс____________

1.Орфоэпия – расставьте ударение в словах.

Жалюзи, щавель, плодоносить, формировать, премировать, кружево, но кружев, банты, торт, торты, красивейший, танцовщица зубчатый, кедровый, тигровый, копировать, добыча.

2. НЕ с существительными.

(Не)ряха; (не)правда; (не)вежда; (не)друг, а враг; (не)настье; (не)счастье, а горе; (не)вольник: (не)аккуратность; (не)решительность; (не)погода; (не)приязнь; (не)удача, а беда; невнимательность; (не)друг; (не)точность.

 3. Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных – ЧИК (- ЩИК).

Груз…ик, барабан…ик, приказ…ик, перепис…ик, бан…ик, рам…ик, извоз…ик, донос…ик, стеколь…ик, компьютер…ик, лёт…ик, свар…ик, помо…ник, попут…ик, клад…ик, развед…ик, доклад…ик, пиль…ик, атом…ик, камен…ик.

4. Гласные Е и И в суффиксах существительных.

Флаж...к, овраж...к, пирож...к, платоч...к, поряд...к, башмач...к, щелч...к,  ярлыч...к, друж...к, пиджач...к, внуч...к,  стульч...к, узорч...к, ключ...к, горош...к, карандаш...к, фонар...к, помидорч...к, диванч...к, шкафч...к, дожд...к, замоч...к, кирпич...к, портфельч...к, верблюж…нок,  нож…нка, руч…нка, боч...нок, девч…нки, собач…нка, рубаш…нка.

Словарный диктант

ФИ__________________________________________________класс____________

1Орфоэпия – расставьте ударение в словах.

Жалюзи, щавель, плодоносить, формировать, премировать, кружево, но кружев, банты, торт, торты, красивейший, танцовщица зубчатый, кедровый, тигровый, копировать, добыча.

2. НЕ с существительными.

(Не)ряха; (не)правда; (не)вежда; (не)друг, а враг; (не)настье; (не)счастье, а горе; (не)вольник; (не)аккуратность; (не)решительность; (не)погода; (не)приязнь; (не)удача, а беда; невнимательность; (не)друг; (не)точность.

 3. Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных – ЧИК (- ЩИК).

Груз…ик, барабан…ик, приказ…ик, перепис…ик, бан…ик, рам…ик, извоз…ик, донос…ик, стеколь…ик, компьютер…ик, лёт…ик, свар…ик, помо…ник, попут…ик, клад…ик, развед…ик, доклад…ик, пиль…ик, атом…ик, камен…ик.

4. Гласные Е и И в суффиксах существительных.

Флаж...к, овраж...к, пирож...к, платоч...к, поряд...к, башмач...к, щелч...к,  ярлыч...к, друж...к, пиджач...к, внуч...к,  стульч...к, узорч...к, ключ...к, горош...к, карандаш...к, фонар...к, помидорч...к, диванч...к, шкафч...к, дожд...к, замоч...к, кирпич...к, портфельч...к, верблюж…нок,  нож…нка, руч…нка, боч...нок, девч…нки, собач…нка, рубаш…нка.



Предварительный просмотр:

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ


1) В прилагательных на лИва ударение падает на И (только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)


смазлИва, суетлИва, прозорлИва, болтлИва, НО: прожОрлива.

2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва 

Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:


Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва - красИвее.

Примеры:

беднА — беднЕе, важнА — важнЕе, вкуснА — вкуснЕе, грустнА — грустнЕе, веселА — веселЕе, зеленА — зеленЕе, холоднА — холоднЕе
красИва – красИвее

Остальные прилагательные: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ

2 СЛОГ

3-4... СЛОГИ

кУхонный
слИвовый
знАчимый

оптОвый
прожОрлива

мозаИчный



Предварительный просмотр:

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ


1) В причастиях с суффиксом 
Т ударение будет падать на первый слог: 

зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый, вОгнутый, вОткнутый, дОпитый, кОлотый, пОднятый, пОлотый,

обмАнутый - запомнить.

В то же время как равноправные нормативные варианты словари отмечают формы: до́питый и допи́тый; допустимо, хотя менее желательно употребление форм: добы́тый, нали́тый, поли́тый, прожи́тый – наряду с основными нормативными вариантами: до́бытый, на́литый, по́литый, про́житый.

При образовании кратких причастий с суффиксом -т-, обычно действует та же модель постановки ударения, что и в одно- и двусложных кратких прилагательных и глаголах прошедшего времени: ударение является подвижным. При этом оно перемещается на окончание в форме женского рода; в остальных случаях – ударение остается на основе: взя́тый – взят, взята́, взя́то, взя́ты; на́чатый – на́чат, начата́, на́чато, на́чаты; по́нятый – по́нят, понята́, по́нято, по́няты; при́нятый – при́нят, принята́, при́нято, при́няты; сня́тый – снят, снята́, сня́то, сня́ты.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т  ж.р. ударение будет падать на последний слог:     занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, отключЁнный, решЁнный, довезЁнный, низведЁнный, заселЁнный, повторЁнный, приручЁнный, ободрЁнный, обострённый, поделЁнный, облегчЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в  орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

Так, при образовании кратких форм причастий с суффиксом -енн- действует следующая модель: если в полной форме —енн - ударный, то в краткой – ударение обычно падает на последний слог, независимо от рода и числа краткого причастия: ввезённый – ввезён, ввезена́, ввезено́, ввезены́; осуждённый – осуждён, осуждена́, осуждено́, осуждены́.

Если суффикс в полной форме безударный, то он остаётся безударным и в краткой форме. При этом ударение остается неизменным во всех числах и родах: зале́ченный – зале́чен, зале́чена, зале́чено, зале́чены.

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ:

нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: 

кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный



Предварительный просмотр:

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ


1) В инфинитивах ударение падает на 
Ить, Ать, Ять, ировАть (ПО СЛОВНИКУ):
включИть, воспринЯть, воссоздАть, опломбировАть, формировАть, нормировАть, сортировАть, премировАть...
Исключения, в которых ударение НЕ падает на ИТЬ: опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИровать

Исключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ: чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: 

 включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть

3) В глаголах прошедшего времени ед. числа ударение будет падать на -лА:  бралА, бралАсь, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, звалА и другие…

Мн чило:  брАли, лгАли и тд.

Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

4) У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.

Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

5) В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол
 озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

6) В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ

2-3 СЛОГИ

чЕрпать
щЁлкать
клЕить
прИбыл
прИбыло
прИнял
прИняли
зАнял
зАняло
зАняли

клАла
послАла
крАлась
укрАла
опОшлить
озлОбить
оклЕить
освЕдомиться
откУпорить
закУпорить
принУдить
дозИровать
жилОсь
исчЕрпать
дозвонЯтся


Правила ударения в ДЕЕПРИЧАСТИЯХ


В деепричастиях чаще всего ударение падает на 
-ЫВ/-ИВ, -АВ/-ЯВ: 

начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, создАв

Необходимо запомнить слова: балУясь, закУпорив

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ

1 СЛОГ

2-3...СЛОГИ

зАсветло
зАтемно
зАгодя
(НО: завИдно)
дОверху
дОнизу
дОсуха


(НО: донЕльзя, добелА)
вОвремя

завИдно
донЕльзя
добелА
красИвее
надОлго
ненадОлго


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

12.12.2022-19.12.2022 Неделя читательской грамотности

Слайд 2

1 в месте 2 в мести 3 вместе 4 вмести


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материалы ОГЭ Замените слово ЗДОРОВЕННЫЕ синонимичным словосочетанием (стилистически нейтральным)из следующего предложения

Слайд 2

Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке - водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму.

Слайд 3

Замените словосочетание СКИФСКИЕ КУРГАНЫ, построенное на основе согласования, синонимичным с/с со связью управление

Слайд 4

Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия» - Есть такое твёрдое правило, - позднее приоткрыл мне тайну Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою премиленькую планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы.

Слайд 5

Выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука. Ведь для короля важно, чтобы ему повиновались беспрекословно. Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный монарх. Но он был предобрый, а потому отдавал только разумные приказания.

Слайд 6

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове И я плохо помню, (1) какого цвета была его одежда. Я пробую рисовать и так и эдак, (2) наугад,(3) с грехом пополам. Наконец,(4) я могу ошибиться и в каких – то важных подробностях. Но вы уж не взыщите. Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть,(5) он думал, (6) что я такой же,(7)как он. Но я,(8) к сожалению,(9) не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть,(10) я немного похож на взрослых. Наверно,(11) я старею

Слайд 7

Проверим свои знания: 1) Огромные, большие.; (спрашивает и знает; окончил, работал – водил, поступил и встретил. 2) Курганы скифов; 3) Приоткрыл; 4) Отдавал; 5) 45891011

Слайд 8

В каком предложении средством выразительности является метафора 1. Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами. 2. Счастье сидело в ней пушистым котёнком. 3. Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачиванье шлюпки, блеск волн, - всё было сном.

Слайд 9

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного Я сдержал слово, присел отдохнуть и выпил воды. Дышалось легко. На рассвете песок становился золотой, как пчелиный мёд. И от этого я тоже был счастлив и слегка подпевал Маленькому принцу.

Слайд 10

Замените разговорное слово « урвут » стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним А ну, окажись он у власти повыше? Не приведи, Боже… И нет им переводу, таким. Всегда урвут своё. И никуда ты от такого не денешься.

Слайд 11

Замените с/с « с испугом бросаются », построенное на основе управления, синонимичным с/с со связью примыкание Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, - сказал Маленький принц. – Поэтому они не знают покоя и с испугом бросаются то в одну сторону, то в другую.

Слайд 12

Выпишите грамматическую основу предложения Мысль, внезапно сверкнувшая у него в мозгу, заставила его остановиться, швырнула его наземь.

Слайд 13

Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными определениями , укажите его номер. (1)В девять вечера, когда он заканчивал свой лёгкий ужин, рупор у входной двери возвестил о приходе гостей. (2) Милдред бросилась в переднюю с поспешностью человека, спасающегося от извержения вулкана, стремящегося его избежать. (3) В дом вошли миссис Фелпс и миссис Бауэлс , и гостиная поглотила их, словно огненный кратер. (4) Монтэг прервал свою трапезу.

Слайд 14

Проверим свои знания 1) 2; 2) рассвете; 3) найти, добыть, присвоить, забрать; 5)испуганно бросаются; 6) мысль заставила остановиться, швырнула 7) 2.

Слайд 15

Выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука Я развязал его неизменный золотой шарф, заставил Маленького принца выпить воды. Он чересчур серьёзно посмотрел на меня. Было слышно, как бьётся его сердце, словно у подстреленной птицы.

Слайд 16

Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ЕНН-» - Боже мой, какой холод! – сказала Настя, и ей показалось, что в мастерской ещё холоднее от барельефов, в бесчисленном количестве развешанных по давно не крашенным стенам.

Слайд 17

Замените разговорное слово « суматошный » стилистически нейтральным синонимом Суматошный, радостный, он просто бежал навстречу каждой машине, немного пробегал наперегонки с ней, потом встречал следующую.

Слайд 18

Замените с/с « пшеничные поля », построенное на основе согласования, синонимичным с/с со связью управление Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чём мне не говорят. И это грустно!

Слайд 19

Выпишите грамматическую основу предложения Три пустые стены гостиной были похожи теперь на бледные лбы спящих великанов, погружённых в тяжкий сон без сновидений.

Слайд 20

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью Твоя планетка такая крохотная,(1) – продолжал Маленький принц,(2) – ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью,(3) чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочешь отдохнуть,(4) ты просто всё иди,(5) иди… И день будет тянуться столько времени,(6) сколько ты пожелаешь. - Ну,(7) от этого мне мало толку,(8) – сказал фонарщик. – Больше всего на свете я люблю спать.

Слайд 21

Проверим свои знания 4) взволнованный; 5) поля пшеницы; 6) три стены были похожи; 7) 346


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ФИ, класс, число _______________________________________________________________________

  1. Что такое основа слова? _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Продолжи предложение: корень – это ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Суффикс – это _______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Где в слове находится приставка и для чего она служит? _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Из каких морфем состоит основа слова? _______________________________________________________________________________________
  2. Морфемика – это __________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

ФИ, класс, число _______________________________________________________________________

  1. Что такое основа слова? _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Продолжи предложение: корень – это _______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Суффикс – это _______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Где в слове находится приставка и для чего она служит? _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Из каких морфем состоит основа слова? _______________________________________________________________________________________
  2. Морфемика – это __________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

ФИ, класс, число _______________________________________________________________________

  1. Что такое основа слова? _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Продолжи предложение: корень – это _______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Суффикс – это _______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Где в слове находится приставка и для чего она служит? _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Из каких морфем состоит основа слова? _______________________________________________________________________________________

  1. Морфемика – это __________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

НЕ с глаголами

НЕ с глаголом отдельно пиши:

НЕ сердись, НЕ скучай, НЕ спеши.

НЕ выучил, НЕ делай,

НЕ знаешь, НЕ молчи.  

С глаголами отдельно частицу НЕ

                                                  пиши.

Но не забывай о глаголах –

                                      исключениях,

 которые без НЕ не употребляются и поэтому пишутся слитно:

недоумевать, неволить, ненавидеть, недомогать, негодовать, несдобровать, нездоровится, неймётся,  неистовствовать, невзлюбить, неможется.

НЕ с глаголами

НЕ с глаголом отдельно пиши:

НЕ сердись, НЕ скучай, НЕ спеши.

НЕ выучил, НЕ делай,

НЕ знаешь, НЕ молчи.  

С глаголами отдельно частицу НЕ

                                                  пиши.

Но не забывай о глаголах –

                                    исключениях,

 которые без НЕ не употребляются и поэтому пишутся слитно:

недоумевать, неволить, ненавидеть, недомогать, негодовать, несдобровать, нездоровится, неймётся,  неистовствовать, невзлюбить, неможется.

НЕ с глаголами

НЕ с глаголом отдельно пиши:

НЕ сердись, НЕ скучай, НЕ спеши.

НЕ выучил, НЕ делай,

НЕ знаешь, НЕ молчи.  

С глаголами отдельно частицу НЕ

                                                  пиши.

Но не забывай о глаголах –

                                    исключениях,

 которые без НЕ не употребляются и поэтому пишутся слитно:

недоумевать, неволить, ненавидеть, недомогать, негодовать, несдобровать, нездоровится, неймётся,  неистовствовать, невзлюбить, неможется.

НЕ с глаголами

НЕ с глаголом отдельно пиши:

НЕ сердись, НЕ скучай, НЕ спеши.

НЕ выучил, НЕ делай,

НЕ знаешь, НЕ молчи.  

С глаголами отдельно частицу НЕ

                                                  пиши.

Но не забывай о глаголах –

                                    исключениях,

 которые без НЕ не употребляются и поэтому пишутся слитно:

недоумевать, неволить, ненавидеть, недомогать, негодовать, несдобровать, нездоровится, неймётся,  неистовствовать, невзлюбить, неможется.



Предварительный просмотр:

ФИ, класс, число ______________________________________________

Раскройте скобки, графически покажите слитное или раздельное написание НЕ с глаголами.

Мальчик (не) навидит лень, ты (не) догонишь автобус, дети (не) доумевали, друг (не) пришёл, ничего (не) выходит, (не) миновать беды, папа (не) годует, крот ничего (не) видит, она меня (не) взлюбила, (не) победить врага, (не) жалеет хулигана, мама (не) домогает, Света (не) любит яблоки, (не) стоит (не) доумевать, буря ещё (не) утихла, (не) надо (не) волить, (не) желает работать, (не) скучай без меня, (не) бросай на пол, стыдно (не) знать, плохо (не) учиться.  

ФИ, класс, число ______________________________________________

Раскройте скобки, графически покажите слитное или раздельное написание НЕ с глаголами.

Мальчик (не) навидит лень, ты (не) догонишь автобус, дети (не) доумевали, друг (не) пришёл, ничего (не) выходит, (не) миновать беды, папа (не) годует, крот ничего (не) видит, она меня (не) взлюбила, (не) победить врага, (не) жалеет хулигана, мама (не) домогает, Света (не) любит яблоки, (не) стоит (не) доумевать, буря ещё (не) утихла, (не) надо (не) волить, (не) желает работать, (не) скучай без меня, (не) бросай на пол, стыдно (не) знать, плохо (не) учиться.  

ФИ, класс, число ______________________________________________

Раскройте скобки, графически покажите слитное или раздельное написание НЕ с глаголами.

Мальчик (не) навидит лень, ты (не) догонишь автобус, дети (не) доумевали, друг (не) пришёл, ничего (не) выходит, (не) миновать беды, папа (не) годует, крот ничего (не) видит, она меня (не) взлюбила, (не) победить врага, (не) жалеет хулигана, мама (не) домогает, Света (не) любит яблоки, (не) стоит (не) доумевать, буря ещё (не) утихла, (не) надо (не) волить, (не) желает работать, (не) скучай без меня, (не) бросай на пол, стыдно (не) знать, плохо (не) учиться.