1.6 Дистанционные уроки

Бабушкина Валентина Алексеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первое февраля. Классная работа. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 2

Выделение второстепенных членов по смыслу называется обособлением . Языковым средством обособления служит интонация . Выделенные второстепенные члены называются обособленными второстепенными членами . На письме обособленные второстепенные члены выделяются запятыми , реже – тире .

Слайд 3

Обособленные члены предложения подчеркиваются так же , как и необособленные: определение обстоятельство дополнение

Слайд 4

СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ , ВЫРАЖЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ПРЕДЛОГАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЕЗ ПРЕДЛОГОВ И С ПРЕДЛОГАМИ; СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО; НАРЕЧИЕ; ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА УТОЧНЯЮЩИЕ, ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОЯСНЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДИНОЧНЫЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд 5

Знаки препинания при обособленных определениях ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ : - если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнёс её сестре. - если оно выражено двумя и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном. - в любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять. - если оторвано от определяемого слова другими членами предложения Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный.

Слайд 6

ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1. Густой туман, / нависший над морем / , на несколько минут разорвался. / Нависший над морем / густой туман на несколько минут разорвался / . 3 . / Подгоняемая шестами /, лодка наша хорошо шла по течению. 2. / Обогащённый новыми чувствами /, я принялся перечитывать свои книги. / Усталые / и / продрогшие /, мы вяло тянулись по раскисшей дороге. 6 . / Гонимы вешними лучами / , с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга. 4. Тропинка, / знакомая с детства /, привела меня к дому. Была весенняя ночь, / полная крупных звезд / . Листва едва трепещет, / розовая от заката / . 5 . / Освещённые апрельским солнцем / , зацвели вишневые сады. Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные . Море у его ног лежало безмолвное и белое . НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ!

Слайд 7

ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1. Сегодня она, в новом голубом капоте , была особенно молода и красива. 2. На берегу стояла маленькая водокачка , с тонкой высокой трубой на крыше . 4. Определения , выраженные сравн. ст. прилагательного , обособляются обычно при наличии согласованного определения перед определяемым существительным. Короткая борода, немного темнее волос , слегка оттеняла губы и подбородок 3. Согласованные и несогласованные определения часто сочетаются. Без шапки , босой , в изорванном пиджаке поверх грязной рубахи, в шароварах, выпачканных тиной , он был похож на батрака. 5. Определения , выраженные инфинитивом обособляются при наличии согласованного определения при определяемом слове. Вот и осталось мне только одно сомнительное удовольствие - глядеть из окошка на рыбную ловлю Определение-инфинитив , отнесенное к определяемому слову без других определений не обособляется , например: В тот же день Фрунзе отдал приказ Чапаеву выступить со своей дивизией из Уфы на юг...

Слайд 8

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае , вне зависимости от места в предложении . Мой отец , капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке . Капитан пограничных войск, мой отец служил на Дальнем Востоке . 2. Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него . Иванов , капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке . Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке . 3. Если приложение относится к личному местоимению , т о обособляется в любом случае , вне зависимости от места в предложении. Он , капитан пограничных войск , служил на Дальнем Восток. Капитан пограничных войск , он служил на Дальнем Востоке . Приложения и определения, выраженные прилагательными и причастиями, могут сочетаться с ними . Татьяна, вдова, двоюродная сестра мельника , высокая , с багровым сердитым лицом и большим носом, внесла в огород тяжелую корзину мокрого белья.

Слайд 9

1. Иногда приложение, которому придается большое значение и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире , а не запятой : Подходил к концу август – последний месяц лета . 2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК . Если приложение имеет значение «В КАЧЕСТВЕ», то запятые не ставятся . Если приложение имеет ПРИЧИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ , то оно обособляется. Газ как топливо сейчас применяется очень широко . Как человек эрудированный , Сергей Ильич пользовался уважением. Сергей Ильич, как человек эрудированный , пользовался уважением. Пушкин, как тонкий лирик , не мог пройти мимо красот природы. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд 10

СТАВИТСЯ ДЕФИС 1. Между одиночным существительным и одиночным приложением Чайка - рыболов Девушка - официантка 2. В сложных научных терминах Заяц - беляк Бабочка - лимонница 3. Если приложение выражено именем собственным и стоит перед определяемым словом Царь - колокол (но колокол Царь) Иван - царевич (но царевич Иван) Москва - река (но река Москва) 4. Если определяемое слово выражено именем собственным, а приложение образует с ним смысловое целое Капица – старший (субстантивированное) Дюма - сын ОДИНОЧНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд 11

НЕ СТАВИТСЯ ДЕФИС 1. Если приложение, стоящее перед определяемым словом, может быть заменено однокоренным согласованным определением. старик крестьянин (старый крестьянин ) 2. Если первое из двух нарицательных существительных обозначает родовое понятие, а второе – видовое дерево береза река Волга 3. Если первым элементом являются общеупотребительные слова-обращения: гражданин, мистер, фрау, господин, товарищ товарищ майор мистер Холмс 4. Если в предложении – два однородных приложения, которые относятся к одному и тому же определяемому существительному и соединены союзом И На лекции присутствовали студенты медики и биологи. 5. Если в предложении – два определяемых существительных, которые относятся к одному и тому же приложению и соединены союзом И С туденты и преподаватели медики сидели в аудитории . ОДИНОЧНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд 12

При отсутствии пояснительных союзов то есть, именно, а именно часто ставится тире (иногда двоеточие) : Он всеми силами души всегда желал одного — быть вполне хорошим . Задача, поставленная перед отрядом, была трудная — до рассвета дойти до леса . Байкал славен и свят другим — своей чудесной, животворной силой . Настроение одно : скорее добраться до дома Погода-то самая подходящая — пурга . ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Пояснительные согласованные определения не выделяются , а лишь отделяются от поясняемого определения запятой. Подснежники были особой , неодолимой страстью Славы . Совсем другие , городские звуки слышались снаружи и внутри квартала. Однако при отсутствии непосредственного контакта между такими определениями поясняющее определение обособляется : Другое ложе, пустое , находилось с другой стороны стола .

Слайд 13

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБОРОТЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВКЛЮЧЕНИЯ , ИСКЛЮЧЕНИЯ И ЗАМЕЩЕНИЯ К уточняющим , пояснительным и присоединительным конструкциям примыкают обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Такие обороты состоят из имён существительных с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с, за исключением, включая, исключая . Обороты обозначают предметы, включённые в однородный ряд или, наоборот, исключённые из такого ряда, или предметы, замещающие другие. На письме обороты со значением включения, исключения, замещения могут обособляться: Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек , а Гаврила вернулся домой. Сверх всякого ожидания , бабушка подарила мне несколько книг. Оборот с предлогом КРОМЕ может иметь значения включения и исключения . Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке – исключение (только большой дом напоминал о схватке) Кроме города Окурова , на равнине приткнулось небольшое село Воеводино – включение (на равнине были и город Окуров , и село Воеводино ). Как правило такие обороты обособляются на письме . Особенно часто это происходит: а) при наличии отрицательных местоимений никто , ничего и вопросительных местоимений кто, что : Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели . б) при наличии в обороте сочетания кроме как : Мы и зла-то никому , кроме как медведям , не делаем. Оборот КРОМЕ ТОГО в значении «К ТОМУ ЖЕ» является вводным словом, поэтому всегда обособляется на письме . Здесь восемь полковых оркестров и , кроме того , множество частных.

Слайд 14

Молчаливый он не запрещал мне говорить обо всём. Я полный тяжёлых мыслей наконец заснул. Весенний воздух напоминающий о скором тепле радует нас. Так очаровавшее нас море было спокойно. Богатый звучный , живой способный к передаче тончайший оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии. На опустевшей платформе тонко блестели длинные полоски дождевой воды голубой от неба. Это был пожилой матрос лет сорока. Яблоневый сад весь в солнечных пятнах спускался по склону холма. Листва едва трепещет розовая от заката. Командир сапёрной роты лейтенант Бугорков дожидался приёма у начальника штаба. Этот подарок мне дорог как память о туристическом походе . Это подарок как память о туристическом походе мне очень дорог. Как человек военный, он понимал, что означает эта команда. Его приняли в коллектив как ведущего концерт. РАССТАВЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ОБЪЯСНИ

Слайд 15

Молчаливый , он не запрещал мне говорить обо всём. Я , полный тяжёлых мыслей , наконец заснул. Весенний воздух, напоминающий о скором тепле , радует нас. Так очаровавшее нас море было спокойно. Богатый , звучный, живой, способный к передаче тончайший оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии. На опустевшей платформе тонко блестели длинные полоски дождевой воды, голубой от неба. Это был пожилой матрос, лет сорока. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах , спускался по склону холма. Листва едва трепещет, розовая от заката . Командир сапёрной роты, лейтенант Бугорков , дожидался приёма у начальника штаба. Этот подарок мне дорог как память о туристическом походе . Это подарок, как память о туристическом походе, мне очень дорог. Как человек военный , он понимал, что означает эта команда. Его приняли в коллектив как ведущего концерт. ПРОВЕРЬ!

Слайд 16

Но всех милей мне девушка - берёза , /Пришедшая из сказок и былин/ , Снегурочка , любимица мороза , Алёнушка пригорков и равнин . Но всех милей мне девушка берёза Пришедшая из сказок и былин Снегурочка любимица мороза Алёнушка пригорков и равнин. РАССТАВЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ОБЪЯСНИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ВПР

Слайд 5

Выполнить задания в тетради для КРУЖКА! Привести тетрадь в порядок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Списать, подчеркнуть дополнение и определить, какое оно: прямое или косвенное. Художник рисует картину. Он рассуждает о политике. Я встретил друга. Купил сыру. Мы занимаемся спортом. Выпей на ночь молока. Я смотрел на облака. Они не выпили воды. Нет роды без шипов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ

Слайд 2

Задание 1: Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) разг..вор, возр..стной, п..стреть 2) сл..варный, перс..наж, пол..гать 3) вд..леке, сц..пление, скр..пучий 4) разув..рять, увл..каться, побл..дневший 5) рест..врация, пок..ление, д..йствительный

Слайд 3

Задание 2: Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) о..бросить, по..тяжки, на..кушенный 2) пр..сечь (нарушение), пр..бывать, пр..мудрый 3) роз..грыш, пред..стория, без..скусный 4) пр..возносить, пр..следовать, пр..людно 5) не..держанный, и..точать (запахи), бе..ценный

Слайд 4

Задание 3: Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) тюл..вый, претерп..вающий 2) попроб..вать, заведом.. 3) ноч..вка, реш..нный (вопрос) 4) француз..кий, англо-рус..кий 5) стар..нький, заманч..вый

Слайд 5

Задание 3: Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) крикн..шь, незыбл..мый 2) (мы) прогон..м, выгляд..вший (хорошо) 3) (демонстранты) маш..т (флагами), тащ..щий (в гору) 4) выточ..шь, довер..нный 5) знач..щий (для меня), (санки ещё) послуж..т

Слайд 6

Выполнить задания, желательно с письменными рассуждениями! Ответы записать тетрадь, фото в ВК, можно в вайбер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восьмое февраля. Практика. Обособление.

Слайд 2

Название презентации . Обособленные определения.

Слайд 3

Название презентации . Напоминалка ! Обособляются согласованные определения, выраженнные : прилагательными с зависимыми словами, причастным оборотом (причастие с зависимыми словами), д вумя или несколькими прилагательными, причастиями

Слайд 4

Название презентации . Напоминалка ! Обособляются несогласованные определения, выраженнные : с уществительными в косвенном падеже, с очетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений.

Слайд 5

Название презентации . ВАЖНО ЗНАТЬ! Обособление определений во многом зависит от коммуникативных намерений автора – стремления выделить по смыслу отдельные члены предложения. СРАВНИ: Эта милая и скромная девушка привлекала всеобщее внимание. Эта девушка, милая и скромная, привлекала всеобщее внимание. В каком предложении объясняют, почему девушка привлекала внимание? (во втором, конечно)

Слайд 6

Название презентации . ВАЖНО ЗНАТЬ! Обособляются как согласованные определения, так и несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже. СРАВНИ: Евгения Петровна, в платке и пальто, быстро вошла в комнату. Она, в платке и пальто, быстро вошла в комнату.

Слайд 7

Название презентации . Первичное закрепление нового материала. Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения, вставьте пропущенные безударные гласные в корне слова. По пыльной дороге в.. дущей к с..дам т.. нулись скр .. пучие арбы наполненные чёрным виноградом. ( Л.Н.Толстой ) В воздухе ст ..ял прозрачный морозный блеск захватывающий при дыхании горло . ( А.Куприн )

Слайд 8

Название презентации . Самостоятельная работа Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, найдите предложения с обособленными членами предложения, расставьте запятые, подчеркните как члены предложения обособленные члены предложения. Настоящий любитель природы замечает малейшие изм …нения происходящие в лесу весной летом осенью. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн ) ей и вечерней зори и многое из того, чего (не) увидят равн …душные к природе. И запахи осе(н, нн ) его леса почувствует человек близкий к природе .

Слайд 11

Домашнее задание: записать предложения, указывая графически (крестик и вертикальные линии) обособленные определения и те слова, к которым они относятся (главные, определяемые слова). После предложения или сверху назовите условия обособления. Пишите через строчку, чтобы объяснения ваши (словесные и графические были понятны).

Слайд 12

Повторить к следующему уроку всё о теме «Предложения с однородными членами».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восемнадцатое ноября. Классная работа. Предложения с обращениями .

Слайд 2

Найдите отличия Люди Земли борются за охрану окружающей среды. Ребята охраняют зеленые насаждения. Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды! Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

Слайд 3

Расскажи нам, обращение, что ты значишь, что скрываешь? Как с тобою поступать, чтоб нам грамотными стать!

Слайд 4

Обращение Знаки препинания Делаем выводы Интонация Наблюдаем Что? Зачем? Как? Наши цели, задачи и способы действия

Слайд 5

Голубушка, как хороша!... Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица… Стр.98 учебника

Слайд 6

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение всегда имеет форму именительного падежа и выражается существительным.

Слайд 7

Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.

Слайд 8

В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми. Это знаки выделения.

Слайд 9

Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно… Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!

Слайд 10

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак , а следующее слово пишется с большой буквы.

Слайд 11

Приятель дорогой, здорово! Где ты был? В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил. Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!

Слайд 12

Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным . Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным .

Слайд 13

Друзья посещают детскую библиотеку. Я вам, друзья, открою сказочный мир. Основное изучили мы про обращение: Не является оно членом предложения!

Слайд 14

На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией .

Слайд 15

Я всегда произношусь с интонацией звательной. Запятая при мне должна быть обязательно.

Слайд 16

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того,…. В устной речи обращение выделяется……. На письме обращение ……. Обращение может быть по составу….. Обращение не является…… Слова ты и вы……. Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится…..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Домашнее задание по теме Определение П. 20, упр. 208 Письменно в тетради.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восьмое февраля. Практика. Обособление.

Слайд 2

Название презентации . Обособленные определения.

Слайд 3

Название презентации . Напоминалка ! Обособляются согласованные определения, выраженные : прилагательными с зависимыми словами, причастным оборотом (причастие с зависимыми словами), д вумя или несколькими прилагательными, причастиями

Слайд 4

Название презентации . Напоминалка ! Обособляются несогласованные определения, выраженные : с уществительными в косвенном падеже, с очетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений.

Слайд 5

Название презентации . ВАЖНО ЗНАТЬ! Обособление определений во многом зависит от коммуникативных намерений автора – стремления выделить по смыслу отдельные члены предложения. СРАВНИ: Эта милая и скромная девушка привлекала всеобщее внимание. Эта девушка, милая и скромная, привлекала всеобщее внимание. В каком предложении объясняют, почему девушка привлекала внимание? (во втором, конечно)

Слайд 6

Название презентации . ВАЖНО ЗНАТЬ! Обособляются как согласованные определения, так и несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже. СРАВНИ: Евгения Петровна, в платке и пальто, быстро вошла в комнату. Она, в платке и пальто, быстро вошла в комнату.

Слайд 7

Название презентации . Первичное закрепление нового материала. Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения, вставьте пропущенные безударные гласные в корне слова. По пыльной дороге в.. дущей к с..дам т.. нулись скр .. пучие арбы наполненные чёрным виноградом. ( Л.Н.Толстой ) В воздухе ст ..ял прозрачный морозный блеск захватывающий при дыхании горло . ( А.Куприн )

Слайд 8

Название презентации . Самостоятельная работа Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, найдите предложения с обособленными членами предложения, расставьте запятые, подчеркните как члены предложения обособленные члены предложения. Настоящий любитель природы замечает малейшие изм …нения происходящие в лесу весной летом осенью. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн ) ей и вечерней зори и многое из того, чего (не) увидят равн …душные к природе. И запахи осе(н, нн ) его леса почувствует человек близкий к природе .

Слайд 11

Домашнее задание: записать предложения, указывая графически (крестик и вертикальные линии) обособленные определения и те слова, к которым они относятся (главные, определяемые слова). После предложения или сверху назовите условия обособления. Пишите через строчку, чтобы объяснения ваши (словесные и графические были понятны).

Слайд 12

Повторить к следующему уроку всё о теме «Предложения с однородными членами».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Слайд 2

Цель: выявить отношение к «вечно живому роману» И.С. Тургенева «Отцы и дети», научиться самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагать на бумаге свои мысли. Учитель : итогом вашего знакомства с романом будет сочинение. Прочитав его, я узнаю, что взволновало вас при чтении, что заинтересовало.

Слайд 3

Темы сочинений: 1. Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети». 2. Русское дворянство в изображении Тургенева. 3. В чем сила и художественная привлекательность Базарова? 4. Что я люблю и чего не принимаю в Базарове? 5. «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов) 6. Отношение к женщинам героев романа. 7.« Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева. 8. Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).

Слайд 4

Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность ?»

Слайд 5

План . Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя. 2. Базаров - «новый» герой или трагическая личность? 1). «И весь портрет его вызывал неприятие…» 2). Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии. 3). Испытание любовью. 4). Одинок ли Базаров? 5). Автор и его герой. 3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове. I. Вступление II. Основная часть III. Заключение

Слайд 8

План. Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя. 2. Базаров - «новый» герой или трагическая личность? «И весь портрет его вызывал неприятие…» Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии. Испытание любовью. Одинок ли Базаров? Автор и его герой. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

Слайд 9

Создание вступления. Задание: в предложенном тексте пропущены слова, целые словосочетания и предложения. Создать вариант вступления. Можно менять текст в целом. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________. Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».

Слайд 10

Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева - роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ - взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.

Слайд 11

В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою - _______________ Базарову.

Слайд 12

Работа над основной частью сочинения Базаров - «новый» герой или трагическая личность?

Слайд 14

1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п… дпояса …ой беч … вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич … ской ра …вязке так (как) Павел Петрович _______________________________. 2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име (н, нн )о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст … ронах философии Базарова.

Слайд 15

3. И всё (таки) _________________ меняе ( ться , тся ) что связано с _______________. Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен… щин . Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью? 4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

Слайд 16

Работа над заключительной частью сочинения. «Клише» З ачитывается только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения.

Слайд 17

- В мировой литературе существует понятие «вечного образа». Это … Это герои, которые не умирают, а живут в веках. - К таким образам относятся … Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева. - В своей критической статье Писарев назвал Базарова …«… «… человеком замечательно умным, равного которому нет ».

Слайд 18

- Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага). - Мне близок (не понятен) Базаров тем, что - Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло). - Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

Слайд 19

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ____________ - Писарев назвал Базарова _________________________________________________

Слайд 21

СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»

Слайд 22

И . С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно ». В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу !»

Слайд 23

Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.

Слайд 24

М. А. Антонович «Асмодей 4 нашего времени» (1862 г.). В статье « Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение.

Слайд 25

Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. “Отцы и дети”». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории. Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Седьмое февраля. Классная работа. Разряды количественных числительных.

Слайд 2

Словарный диктант Смор 1 а, по 2 л, элек 3 к, ме 3 ка, 100 л, ви 3 на, па 3 от, о 5 , 100 рона, 100 янка, пи 100 лет, 40 а, 7 я, 3 буна, 1 очество, сес 3 ца, ухи 3 ться, с 3 чь, ус 3 ца, осе 3 на, 3 тон, про 100 й, 100 рож, про 100 рный, 100 лица, вме 100 , 100 лько, по 100 ять.

Слайд 3

Словарный диктант Смор 1 а – смор один а, по 2 л - по два л, элек 3 к - элек три к, ме 3 ка, 100 л, ви 3 на, па 3 от, о 5 , 100 рона, 100 янка, пи 100 лет, 40 а, 7 я, 3 буна, 1 очество, сес 3 ца, ухи 3 ться, с 3 чь, ус 3 ца, осе 3 на, 3 тон, про 100 й, 100 рож, про 100 рный, 100 лица, вме 100 , 100 лько, по 100 ять.

Слайд 4

Полминутки для шутки Прочитайте как стихотворение 714, 15, 3247, 16, 318, 100,40, 327. 3, 28, 220, 126, 145, 615, 18, 2225. 713, 116, 512, 43, 2000000, 320, 17, 333.

Слайд 5

Скороговорки Сорок сорок Сорок сорочек Для своих сорочат Просторочены в срок – Сорок сорочек Сразу поссорились Не ссорясь, строчат. Сорок сорок! (Ю.Кушак) 2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. 3. У четырёх черепашат по четыре черепашонка. 4. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. 5. Шесть мышат в камыше шуршат. 6. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. 7. Восемь сцепщиков сцепляют цистерны. 8. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали

Слайд 6

Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми. а) 19, 15, 1000 б) 8, 1000, 100, 1 в) 19999, 300, 4, 17 г) 3, 29, 18, 41

Слайд 7

В вазе ОДИННАДЦАТЬ ромашек. Это ЦЕЛЫЙ букет! Нас ПЯТЬ человек. Но мы ЦЕЛЫЙ класс!

Слайд 8

Что же это за числительные? пять одиннадцать пятьдесят восемьдесят два сто двадцать восемь Числительные, обозначающие целые числа

Слайд 9

А мы любим точность! Мне, пожалуйста, одну вторую яблока! - А мне всего одну треть стакана сока.

Слайд 10

Дробные числительные Одна вторая одна третья одна целая две пятых три четвертых восемь сотых

Слайд 11

Кто идёт прыгать в классики? Нас уже СЕМЕРО!

Слайд 12

Кто же они такие? Двое Трое Собирательные Четверо числительные Пятеро Шестеро Семеро

Слайд 13

Разряды числительных целые числа дробные собирательные целые дробные собирательные 5 уроков 17 градусов 40 книг двое друзей 2/3 участка 30 яблонь 1/6 посева 6/100 сада двое суток трое юношей семеро козлят 1/6 пути Четвертый лишний.

Слайд 14

Разряды числительных целые числа дробные собирательные целые дробные собирательные 5 уроков 17 градусов 40 книг двое друзей 2/3 участка 30 яблонь 1/6 посева 6/100 сада двое суток трое юношей семеро козлят 1/6 пути Четвертый лишний.

Слайд 15

Творческое задание (домашнее) Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Простое) минут у меня занимает дорога домой. Около (простое) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Слайд 16

Домашнее задание: Выполнить задания урока-презентации. П. 71. Выполнить творческое задание предыдущего слайда. Высылать ничего не надо!!!