рекомендации по проектированию образовательной среды,
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_preektirovaniyu_obrazovatelnoy_sredy.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка
Разработала: педагог-психолог МБДОУ д/с №14
Никитина Е.В.
Г.Зеленогорск
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования – внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов. Исходя из его требований, перед участниками образовательного процесса стоит главная задача – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Образовательная среда в ДОУ – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. В дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. Созданная в дошкольном учреждении предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие; обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Самое главное, чтобы она работала на развитие самостоятельности и инициативы ребенка. Образовательная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДОЙ (РППС):
1 этап: провели анализ состояния образовательной среды с целью приведения его в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.
2 этап: на семинаре с педагогами подробно разобрали принципы, определенные в ФГОС ДО: ФОП ДО
- полифункциональность (открывает перед детьми множество возможностей (многофункциональность);
- трансформируемость (возможность изменений, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства);
- вариативность (периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей);
- насыщенность (соответствие содержанию образовательной программы возрастным особенностям детей);
- доступность (свободный доступ к играм, материалам, пособиям);
- безопасность (соответствие элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности).
3 этап: при обсуждении и анализе предметной среды, нашли много интересных пособий, которые «скучали» на полках и решили активизировать психологические уголки в группах, чтобы ежедневно использовать столь важный инструмент воздействия.
При проектировании предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие факторы:
- Психологические, определяющие соответствие параметров предметно-развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;
- Психофизиологические, обуславливающие соответствие объектов предметно-развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования; необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, зрительные ощущения.
- Учитывать освещение и цвет объектов, как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника.
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
- провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным, роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник или взрослый);
- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психолого-педагогической помощи. И в первую очередь это – создание психологически комфортной образовательной среды в группах дошкольного образовательного учреждения.
В связи с этим, возникает необходимость создания психологических уголков в каждой возрастной группе детского сада. Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
При подборе материала для психологических уголков, мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь, выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Поэтому перед нами возникла задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:
Уголок уединения
Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним, значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети.
Уголок уединения в детском саду должен быть небольшого размера. Он напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу.
Уголок уединения может быть оснащен следующими атрибутами:
Обязательный атрибут — подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть. Помимо мягких подушек, желательно «населить» уголок мягкими игрушками.
Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справятся подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно;
- темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»);
- «подушка - подружка», подушки - «плакушки», подушки - сердечки, обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
- Коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
- Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции. Когда дети расшалились или рассердились очень сильно. В таком случае мы можем предложить детям поиграть в нитки. Иногда взрослый предлагает ребёнку «порисовать» нитями. Ребёнок прокатывает клубок по однотонной ворсистой поверхности (плотная ткань, бархатная бумага и т. д.), клубок разматывается, оставляя за собой натянутую линию. С ее помощью можно рисовать;
- Массажные мячи - «ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.
- Мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.
В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
«Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже. Была оформлена коробка с прорезями для рук. Дети, вставляя в нее руки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение – мирилку. Стихотворения – мирилки могут меняться.
Игра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью прищепок- заколочек показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.
Прежде чем педагог будет заниматься формированием благоприятного психологического климата, необходимо познакомить детей с правилами поведения в группе (со старшими – можно обсудить вместе с детьми, как надо поступать, чтобы жить дружно, младшим – рассказать в доступной форме). Эти правила размещены в игре «Это можно или нет?». Педагог может обращаться к ней в случае необходимости, приучая детей оценивать свое поведение.
- мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
- набор бумаги для разрывания;
- стульчик доброты. На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
- волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
- дидактическая игра «Собери бусы»;
- парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема;
- куклы би-ба-бо помогают повысить настроение, выразить свои внутренние переживания.
Так, в психологическом уголке получились три зоны:
- саморегуляции и релаксации;
- для повышения самооценки;
- развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Промежуточные результаты в рамках оснащения и использования уголков психологической разгрузки:
- снять агрессивное состояние,
- психоэмоциональное напряжение,
- усталость,
- успокоиться, повысить настроение.
- Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его
- Способствуют развитию эмоционального интеллекта. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.
- У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность, раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу.
- У воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению».