индивидуальная АОП для ЗПР

Никитина Елена Васильевна

программа на ребенка ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

№ 14 «Гнёздышко» г. Зеленогорска

 

Согласовано с педагогическим  

советом МБДОУ д/с 14  

Протокол № 3 от «___»___________20____

 

 

Индивидуальная адаптированная оборазовательная программа

Семен 6 лет

 

Согласовано:                                                        ______________ (ФИО родителя)

 

 

Срок реализации: 2023-2024 учебный год.

 Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.

По заключению ПМПК ребенку  рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.  

АОП для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения.

Результаты диагностики

Сильные стороны в развитии ребенка

Слабые стороны в развитии ребенка

Социально-коммуникативное развитие: 

Избирательно идет на контакт с некоторыми детьми и взрослыми

Не достаточно сформировано доброжелательное отношение к детям и взрослым

По желанию может поздороваться или попрощаться с детьми и со взрослыми,  назвать работников дошкольного учреждения по имени и отчеству

Часто является причиной конфликта между детьми

Развита эмоциональная отзывчивости, сопереживание

Нет самостоятельности и само регуляции собственных действий

Развита совместное с         детьми         игровая деятельность

Вмешивается  в разговор взрослых, не может вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

Развиты культурно гигиенические навыки:  умеет снимать и вешать на место свое полотенце;  развешивать вещи на стульчик, пользуется столовыми приборами, салфеткой

Не формирована готовности к совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми  

Умеет  правильно сидеть на стуле в процессе всего приема пищи и на занятиях

Нет желания заниматься общественно – полезным трудом

Проявляет инициативу в игровой деятельности

Нет желания поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком и взрослыми людьми

Принимает помощь взрослого и детей

Не развиты волевых качества: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру

 

Низкая самостоятельности ребенка

 

Не развито эмоциональное и ситуативноделовое общение с педагогическим работником

 

Не достаточно развито         общение и сотрудничество ребенка с другими детьми;

 

Не развита совместное с педагогическим работником и детьми предметно-практическая деятельность  

 

учить  наводить порядок в кабине;  учить застегивать застежку-молнию с частичной

помощью; учить развешивать вещи на стульчик;

 

Не умеет   наводить порядок в кабинке; заправлять свою кровать, застегивать застежку-молнию с частичной помощью, ножницами

 

Не умеет самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.);

 

Не проявляет инициативу в продуктивных видах деятельности

 

Физическое развитие 

Хорошо развит интерес к спортивным играм и упражнениям

Не достаточно хорошо развита: техника выполнения основных движений, легкость, точность, выразительность выполнения упражнений

 

Не развиты психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость

 

Не достаточно развито статическое и динамическое равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве

 

Не сформировано начальные  представления о здоровом образе жизни; не понимает ценности здорового образа жизни, закаливания, физических упражнений

 

Не развита ручная моторика, присутствует мышечный тонус пальцев и кистей рук

 

Присутствуют недостатки и развитии психомоторных функций: пространственной организации движений; моторной памяти;

Познавательное развитие:  

 

Не достаточно сформирована целостная картина мира, кругозор

Сформировано  первичное представления о себе

Не достаточно сформировано представление о других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях;

Знает все цвета и некоторые оттенки

Низкая познавательная активность, интерес в познавательных действиях ребенка в различных видах деятельности;

Группирует предметы по цвету

Не достаточно сформированы элементарные математические представления: путает геометрические фигуры  

 

Не знает временные и пространственные представления

 

Не ориентируется на листе бумаги

 

Не достаточно сформированы  элементарные содержательные представления: о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); способах их обследования

 

Не группирует предметы по форме и величине

 

Не достаточно развита способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

 

 

Не может контролировать себя и не  умеет действовать по правилам (релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкотерапии, песочной терапии);

Речевое развитие: 

Понимает обращенную к нему речь

Низкий уровень развития фонематических процессов,  лексико-грамматического строя в специально организованных играх-занятиях.

Достаточно активно использует речь в игровой деятельности

Низкий уровень развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Использует речевые и неречевые средства коммуникации  

Не умеет поддерживать речевое общение и речевую культуру на занятии и игровой деятельности

Использует экспрессивную речь в повседневном общении с окружающими

Недостаточно развита звуковая и интонационная культура речи, фонематический  слух

 

Плохо развит артикуляционный аппарат  

 

Плохо развита ручная и мелкая моторика, графомоторные навыки

Художественно-эстетическое развитие:  

Занимается конструктивной деятельностью  

Нет интереса к самостоятельной творческой деятельности

Развит интерес к конструктивной деятельности, знаком с различными видами конструкторов и их деталями

Нет потребности  в самовыражении

Есть интерес к игре на детских музыкальных инструментах

Не знает и не владеет разными техниками изобразительной деятельности;

Способна воспринимать музыку  

Не достаточно развита         продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация  

 

Не проявляет инициативу и самостоятельность  в различных видах изобразительной деятельности

 

Не проявляет интереса к пению и развитию певческих умений

 

Музыкально-ритмические способности не достаточно развиты

 

 Задачи и педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута 

 

В начале года

В середине года

В конце года

Социально-коммуникативное  развитие

Коррекция эмоционально-волевой, произвольной регуляции поведения

 

 

 

Устанавливать эмоциональный контакт, пробуждать чувство доверия и желание сотрудничать с педагогическим работником;

 

 

 

Поддержка инициативу ребенка к совместной  продуктивной  деятельности  рядом, вместе;

 

 

 

Выполнение с ребятами совместные действия (рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.);

 

 

 

Ситуативные разговоры в течение дня об элементарных  правилах поведения  

 

 

 

Формировать готовность к совместным действиям со взрослым

 

 

 

Приобщение к труду, задания на выполнение поручений.

 

 

 

Формировать навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место

 

 

 

Обсуждение с Аней конфликтных и проблемных  ситуаций

 

 

 

Обращать внимание на заинтересованность ребенка в признании его усилий, стремления к сотрудничеству с педагогическим работником, направленности на получение результата.

 

 

 

Учить обучающихся взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда, обмениваться игрушками;

 

 

 

Учить находиться рядом с детьми, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; соблюдать правила поведения

 

 

 

 Учит использовать психокоррекционные игры и приемы для снятия эмоционального напряжения, негативных поведенческих реакций;

 

 

 

Развивать умение разрешать конфликтные ситуации, используя диалог, монолог (умение идти на компромисс для бесконфликтного решения возникшей проблемы, быть терпеливыми, терпимыми и милосердными);

 

 

 

        Формировать адекватную самооценку         в совокупности

 

 

 

эмоционального и когнитивного компонентов: принятие себя "я хороший" и умения критично анализировать и оценивать продукты своей деятельности, собственное поведение;

Развивать трудовые навыки с опорой на карточки-схемы, отражающие последовательность действий; привлекать внимание к поддержанию опрятного внешнего вида; содержать в порядке собственную одежду

 

 

 

Учить брать и ставить предметы на место,  наводить порядок после игровой деятельности 

 

 

 

Речевое развитие

учить пользоваться различными типами коммуникативных высказываний (задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения);

 

 

 

стимулировать  речевое общение на занятиях и вне занятий, побуждение к внимательному выслушиванию других обучающихся, фиксирование внимания ребенка на содержании высказываний обучающихся;

 

 

 

создавать условия для понимания вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности;

 

 

 

организовывать и поддерживать речевое общение на занятиях и вне занятий, побуждение к внимательному выслушиванию других обучающихся, фиксирование внимания ребенка на содержании высказываний обучающихся;

 

 

 

побуждать к обращению к педагогическому работнику, другим детям с сообщениями, вопросами, побуждениями (то есть к использованию различных типов коммуникативных высказываний);

 

 

 

создавать ситуации общения для обеспечения мотивации к речи;  

 

 

 

закреплять и автоматизировать правильное произнесение всех звуков в слогах, словах, фразах, спонтанной речи по заданиям учителялогопеда;

 

 

 

следить за голосовым режимом, не допускать голосовых перегрузок;

 

 

 

поддерживать и развивать интерес к звукам окружающего мира; побуждать к узнаванию различных шумов (шуршит бумага, звенит колокольчик, стучит молоток);

 

 

 

развивать способность составлять цельное и связное высказывание на основе: пересказа небольших по объему текстов, составления рассказов с опорой на серию картин, отдельные сюжетные картинки,

 

 

 

описательных рассказов и рассказов из личного опыта;

формировать умения участвовать в диалоге, побуждать к речевой активности, к постановке вопросов, развивать единство содержания (вопрос - ответ);

 

 

 

совершенствовать навыки штриховки, закрашивание контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов;

 

 

 

        формировать базовые графические умения и         навыки         на нелинованном листе: точки, штрихи, обводка, копирование;

 

 

 

Познавательное развитие  

 

 

 

группировка предметов по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы); 

 

 

 

формирование понятий: вверху - внизу, впереди - сзади, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска);  

 

 

 

формировать понятия: утро - вечер, день - ночь, связывает части суток с режимными моментами;

 

 

 

        развитие всех видов         восприятия:         зрительного,         тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного;

 

 

 

совместная предметная деятельность: познание и называние свойства и качества предметов (характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и другие);

 

 

 

совместные с педагогом обследовательские действия (метод практического промеривания и зрительного соотнесения) и практические действия: погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать;

 

 

 

формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове: переводить ребенка с уровня выполнения инструкции "Дай такой же" к уровню "Покажи синий, красный, треугольник, квадрат" и далее - к самостоятельному выделению и словесному обозначению признаков цвета, формы, величины, фактуры материалов;

 

 

 

развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков.

 

 

 

совершенствовать счетные действия  с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

 

 

 

знакомить с количеством в пределах пяти;  

 

 

 

развивать цифровой гнозис: учить узнавать знакомые цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством объектов;

 

 

 

учить возможным способам изображения цифр: рисованию на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированию из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепке из глины, теста, пластилина;

 

 

 

формировать умение называть числовой ряд, выкладывая цифры в аналогичной последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом;  

 

 

 

учить собирать целостное изображение предмета из частей, складывать разрезные картинки, постепенно увеличивая количество частей и конфигурацию разреза;

 

 

 

развивать ориентировку в пространстве "от себя" (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева);

 

 

 

развивать ориентировку в линейном ряду, выполняя задания: назови соседей, какая игрушка справа от мишки, а какая слева, пересчитай игрушки в прямом и в обратном порядках;

 

 

 

формировать ориентировку на листе и на плоскости; 

 

 

 

уделять внимание как запоминанию названий дней недели, месяцев, так и пониманию последовательности и цикличности времен года, месяцев, дней недели, времени суток на основе наглядных моделей;  

 

 

 

углублять и расширять представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях;

 

 

 

формировать операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков;

 

 

 

развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом - по элементам);

 

 

 

развивать способность к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с кукольной комнатой);

 

 

 

формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на

 

 

 

основе существенных признаков, осуществлять классификацию;

развивать слуховое и зрительное сосредоточение на ранних этапах работы;

 

 

 

развивать устойчивость, концентрацию и объем внимания в разных видах деятельности и посредством специально подобранных упражнений

 

 

 

развивать способность к переключению и к распределению внимания;

 

 

 

развивать произвольную регуляцию и самоконтроль при выполнении бытовых, игровых, трудовых действий и в специальных упражнениях

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие  

 

 

 

организовывать совместные действия с ребенком, направляя на ассоциирование каракулей с обликом знакомых предметов, поощрять их "узнавание" и называние с целью "опредмечивания",

 

 

 

рисовать для ребенка по его просьбе или специально с целью вызвать у него интерес к изображению и к себе как объекту для изображения;

 

 

 

отражать в создаваемых изображениях жизнь самого ребенка, его бытовой, предметно-игровой, положительный эмоциональный опыт; рисование сопровождать эмоциональными высказываниями;

 

 

 

знакомить с изобразительными средствами и формировать изобразительные навыки в совместной деятельности с педагогическим работником;

 

 

 

учить  анализировать строение предметов, выделять форму, цвет целого объекта и его частей, отражать их с помощью различных изобразительных средств;

 

 

 

побуждать экспериментировать с цветом, эстетически воспринимать различные сочетания цветов;

 

 

 

развивать интерес к пластическим материалам (тесту, глине), в процессе лепки, которые можно разминать,  разрывать, соединять, расплющивать, а затем придавать этим кускам предметный вид, что закрепляется в слове и дальнейшем обыгрывании;

 

 

 

знакомить с алгоритмами деятельности при изготовлении поделок с помощью аппликации;

 

 

 

совершенствовать ориентировку в пространстве листа при аппликации по образцу или словесной инструкции;

 

 

 

побуждать к самостоятельности и творческой инициативе; положительно оценивать первые попытки участия в творческой деятельности;

 

 

 

вызывать интерес к лепным поделкам, расширяя их представления о скульптуре малых, поддерживать стремление обучающихся лепить самостоятельно.

 

 

 

организовывать игры по развитию слухового восприятия, на основе знакомства со звучащими игрушками и предметами (барабан, бубен, дудочка), учить различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, определять по звукоподражаниям, как подают голос животные;

 

 

 

создавать условия для развития внимания при прослушивании музыки, умения реагировать на начало и окончание музыки;

 

 

 

использовать в организации различных занятий с ребенком музыкальную деятельность как средство для активизации и повышения эмоционального фона восприятия окружающего;

 

 

 

развивать певческие способности (чистота исполнения, интонирование, дыхание, дикция, слаженность); учить пропевать по возможности все слова песни, соблюдая ее темп, ритм, мелодию;

 

 

 

формировать разнообразные танцевальные умения, динамическую организацию движений в ходе выполнения коллективных (групповых и парных) и индивидуальных танцев;

 

 

 

стимулировать желание эмоционально откликаться на понравившееся музыкальное произведение, передавать свое отношение к нему вербальными и невербальными средствами; отражать музыкальные образы изобразительными средствами.

 

 

 

Физическое развитие 

систематически проводить игровые закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы, сухие бассейны), направленные на улучшение венозного оттока и работы сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, подвижности суставов, связок и сухожилий, преодоление нервно-психической возбудимости, расслабление гипертонуса мышц;

 

 

 

осуществлять контроль и регуляцию двигательной активности; создавать условия для нормализации  двигательной активности: привлекать к более спокойным видам деятельности,  деликатно ограничивать повышенную подвижность;

 

 

 

объяснять значение, формировать навыки и развивать потребность в

 

 

 

выполнении утренней гимнастики, закаливающих процедур (при участии педагогического работника);

развивать правильное физиологическое дыхание: навыки глубокого, ритмического дыхания с углубленным, но спокойным выдохом; правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;

 

 

 

побуждать рассказывать о своем здоровье, о возникающих ситуациях нездоровья;

 

 

 

создавать условия для овладения и совершенствования техники основных движений: ходьбы, бега, ползания и лазанья, прыжков, бросания и ловли, включать их в режимные моменты и свободную деятельность;  

 

 

 

совершенствование качественной стороны движений - ловкости, гибкости, силы, выносливости;

 

 

 

формирование координации движений и слова, сопровождать выполнение упражнений доступным речевым материалом;  

 

 

 

дифференцированно применять игры и         упражнения для нормализации мышечного тонуса ручной моторики;  

 

 

 

развивать технику тонких движений в "пальчиковой гимнастике"; побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;

 

 

 

учить выкладывать мелкие предметы по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям;

 

 

 

формировать базовые графические умения: проводить простые линии - дорожки в заданном направлении, точки, дуги, соединять элементы на нелинованном листе, а затем в тетрадях в крупную клетку с опорой на точки;

 

 

 

учить заштриховывать штриховать контуры простых предметов в различных направлениях

 

 

 

развивать умения раскрашивать по контуру сюжетные рисунки цветными карандашами, с учетом индивидуальных предпочтений при выборе цвета;

 

 

 

вырабатывать самоконтроль за положением органов артикуляции;

 

 

 

способствовать развитию произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.

 

 

 

 

Критерии оценивания: +   выполняет, #  с помощью педагога, -   не выполняет

Индивидуальный учебный план (на неделю) 

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

Фронтальные занятия (учитель-дефектолог, воспитатель)

5

Ежедневно

Индивидуальные занятия учителя-дефектолога

3

Вт., ср., чт.

Индивидуальные занятия воспитателя

2

Пн., пт.

Индивидуальные занятия педагога-психолога

1

Пт.

Индивидуальные занятия учителя-логопеда

2

Пн., ср.

Индивидуальные занятия музыкального руководителя

1

Пт.

На основании коллегиального заключения ПМПК:

Учитель – дефектолог и педагог-психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности  в соответствии с планом индивидуальной работы;

учитель-логопед организует работу по формированию  предпосылок к возникновению речи, коммуникативных навыков в соответствии с планом индивидуальной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут составили:

Учитель-дефектолог __________________ Г. И. Патрушева

Педагог – психолог __________________ Е.В. Никитина

Учитель – логопед __________________ О.В. Нигматулина

Воспитатель _________________________ Т.В. Чернова  

Музыкальный руководитель ___________ О.В. Петрова  

Инструктор по ФК___________________П.Н. Матвеева